Биология человека. Дж

(др.-греч βίοσ — жизнь, др.-греч λόγος — слово; наука) — система наук, изучающая жизнь во всех ее проявлениях и на всех уровнях организации живого, о живой природе, о существах, заселяют Землю или уже вымерли, их функции, развитие особей и родов, наследственность, изменчивость, отношения, систематику, распространение на Земле; о связи существ и их связи с неживой природой. Биология устанавливает общие закономерности, свойственные жизни во всех его проявлениях.

История становления и развития

Термин «биология» впервые принял 1797 немецкий профессор анатомии Теодор Руз (1771-1803), позже 1800 срок применил профессор Дерптского университета Фридрих Бурда (1776-1847), а в 1802 гг. — Ламарк (1744-1829) и Лудольф Тревиранус (1779-1864).

Биология как наука возникла, когда человек начал познавать окружающую среду, в связи с материальные условиями жизни общества, развитием производственных отношений, медицины, практических потребностей человека.

Наряду с физикой, химией, математикой биология относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа. В процессе постепенного развития и обогащения новыми фактами биология превратилась в комплекс наук, исследует закономерности, свойственные существам с разных сторон. Некоторые из этих наук представляют самостоятельные дисциплины — анатомия, физиология, гистология, биохимия, микробиология и др. Современная биология — это сложный высокодифференцированный комплекс фундаментальных и прикладных исследований живой природы, имеет немало биологических дисциплин, специализирующихся на изучении структурно-функциональных особенностей определенных организмов. Теоретический фундамент биологии заложило эволюционное учение Дарвина, клеточная теория Шванном и целлюлярная патология Рудольфа Вирхова.

Человек давно, от доисторических времен, жила рядом с другими существами. Еще больше ознакомилась она с ними, когда начала культивировать растения и одомашнивать животных. По мере освоения растительного и животного мира развивались и углублялись знания человека. С этажных и зчаста неточных представлений о природе постепенно формировались более определенные и точные знания. Памятники древних культур: китайской, индийской, ассиро-бабилонськои, египетской, греческой — свидетельствуют о том, что еще задолго до начала нашей эры был накоплен значительный эмпирический материал в области биологии. Наряду с практическими вопросами, важными для сельского хозяйства и медицины, древние естествоиспытатели-мыслители (Гераклит, Демокрит, Гиппократ и др.) Пытались решить и ряд общебиологических вопросов, в частности, касающиеся происхождения и эволюции существ. Важную значину для развития биологии имели произведения Аристотеля (384-322 до н. Э.).

Первые систематические попытки познания живой природы осуществили античными врачи и философы (Гиппократ, Аристотель, Теофраст, Гален). Их работы, продлен в эпоху Возрождения, именно они начали ботанику и зоологию, а также анатомию и физиологию человека (Андреас Везалий и др.). В 17 — 18 веках в биологию проникают экспериментальные методы. На основе количественных измерений и применения законов гидравлики был открыт механизм кровообращения (Гарвей, в 1628). Изобретение микроскопа раздвинул границы известного мира существ, углубил представления об их строении. Одно из главных достижений этого периода — создание системы классификации растений и животных (Карл Линней, 1735). Одновременно преобладали умозрительные теории о развитии и свойства существ (самозарождения, преформации т.д.).

В 19 веке в результате резкого увеличения количества биологических исследований (новые методы, экспедиции в тропические и малоприступни районы Земли и др.), Накопление и дифференциации знаний сформировалось много специяльних биологических наук. Так, в ботанике и зоологии появляются разделы, которые изучают отдельные систематические группы, развиваются эмбриология, гистология, микробиология, палеонтология, биогеография и др. Среди достижений биологии клеточная теория (Т. Шванн, 1839), открытие закономерностей наследственности (Грегор Мендель, 1865). К фундаментальным изменениям в биологии привело эволюционное учение Чарльза Дарвина (1859).

Биологии 20 века присущи две взаимосвязанные тенденции. С одной стороны, сформировалось представление о качественно различные уровни организации живой природы: молекулярный (молекулярная биология, биохимия и другие науки, которые сочетают понятием физико-химическая биология), клеточный (клеточная биология), уровень организмов (анатомия, физиология, эмбриология), популяционно -видовий (экология, биогеография). С другой стороны, стремление к целостному, синтетического познания живой природы привело к прогрессу наук, изучающих определенные свойства живой природы на всех структурных уровнях ее организации (генетика, систематика, эволюционное учение и т.п.). Поразительных успехов с 1950-х годов достигла молекулярная биология, которая раскрыла химические основы наследственности (строение ДНК, генетический код, матричный принцип синтеза биополимеров). Учение о биосфере (В. И. Вернадский) раскрыло масштабы геохимической деятельности живых организмов, их неразрывную связь с неживой природой. Практическую значину биологических исследований и методов (а также генной инженерии, биотехнологии) для медицины, сельского хозяйства, промышленности, разумного использования природных ресурсов и охраны природы и проникновения в эти исследования идей и методов точных наук выдвинули биологию в середине 20 века на передний край естествознания.

Задача биологии и обзор основных проблем

Задачей биологии является всестороннее изучение всего сукуп организмов как современных, так и ископаемых. Количество современных видов организмов составляет около 2 млн, среди которых более 1500000 животных. Примерно столько же известно ископаемых видов. Биологи исследуют строение растений и животных, их жизненные функции, образ жизни и распространение на Земле, их историческое развитие и значину, пути использования и тому подобное. Эти рас дают возможность максимум и рационально использовать в интересах человека полезные формы и все успешнее уничтожать вредные.

Вопрос об историческом развитии органического мира и происхождения человека являются одними из важнейших в современной биологии; они всегда стояли в центре борьбы между материялизм и идеализмом. Именно раздел биологии, постигает эти вопросы, испытывал и испытывает сильных нападок со стороны реакционных сил в биологии.

Биология сейчас — сложная система научных дисциплин, каждая из которых имеет свои задачи, свои методы и объекты исследования.

Весь мир организмов, в зависимости от степени их родства, разделяют на определенные группы: типы, классы, ряды, семьи, роды, виды. Распределение организмов по группам, или их классификацию, осуществляет систематика. Основоположником научной систематики был К. Линней.

Строение организмов и ее изменения в индивидуальном и историческом развитии исследует морфология, которая является базой для развития других биологических наук. Для изучения внутреннего строения организмов морфология пользуется методом сечений и срезов, поэтому этот ее раздел известный еще под названием анатомии. Применение сравнительного анализа внутренних структур позволило осуществить ряд важных узагальнин. Без сравнительной анатомии невозможно решение такой важной проблемы, как эволюция органического мира.

Микроскопическое исследование тонкой телосложения организмов, недоступной для голого человеческого глаза, осуществляет наука о тканях — гистология. Параллельно со сравнительной анатомией развилась сравнительная гистология. Микроскопическое исследование строения клеток привело к развитию клеточной биологии — науки о строении, химический состав, физиологические свойства и развитие этой основной структурной единицы существ.

Морфологические науки тесно переплетаются с физиологией, которая изучает жизненные функции организмов, то есть процессы их жизнедеятельности (движение, питание, дыхание, кровообращение, выделение, передачи нервного возбуждения и т.д.). С физиологией родственная биохимия, или физиологическая химия, которая исследует химические процессы, лежащие в основе обмена веществ, ведет химический анализ тканей и различных выделений организма.

Взаимоотношения и взаимодействие организма и окружающей среды изучает экология. Важным ее разделом является ценология, которая изучает биоценозы. Из данных экологии и ценологии выходит в своих выводах биогеография, которую разделяют на фитогеография (география растений) и зоогеографии (география животных).

Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) разделяют на два этапа — эмбриональный (зародышевый) и постэмбрионального (послезародышевый). Закономерности эмбрионального развития изучает эмбриология, которую, естественно, разделяют на эмбриологии растений и эмбриологии животных и человека. Вопрос наследственности и изменчивости организмов исследует генетика.

Эволюционное учение, или дарвинизм, постигает как общие закономерности эволюции организмов, так и факторы исторического (филогенетического) и индивидуального развития животных и растений. Конкретные пути исторического развития, родство разных систематических групп организмов — их филогению изучает филогенетика. Весьма важную значину для выявления родства организмов имеет палеонтология, которая исследует ископаемых растений (палеоботаника) и ископаемых животных (палеозоология) и их развитие на протяжении всех геологических времен. Именно она позволяет на основании документальных данных — окаменелых остальных ископаемых организмов — воссоздать реальную картину эволюции органического мира, последовательные этапы развития жизни на Земле.

К биологическим методам исследования относят:

  • Метод наблюдения — является основой морфологических наук, используется, как на микроскопическом, так и макроскопическом уровнях. Сущность метода заключается в установлении индивидуальности исследуемого объекта, без искусственного вмешательства в его процессов жизнедеятельности. Собранная информация используется для дальнейшего исследования.
  • Сравнительный метод — используется для сравнения объекта исследования с подобными объектами или процессами. Он позволяет открывать новые виды живых существ и классифицировать их, подробно анализируя схожие и отличительные черты по сравнению с близкими к ним формами.
  • Экспериментальный метод — используется для изучения объектов или процессов в специально созданных искусственных условиях. В отличие от метода наблюдения, экспериментальный метод подразумевает преднамеренное вмешательство экспериментатора в природу, что позволяет установить последствия от влияния тех или иных факторов на объект исследования. Метод может применяться как в естественных условиях, так и лабораторных.
  • Мониторинг — это метод постоянного наблюдения за состоянием отдельных биологических объектов, ходом определенных процессов в отдельных экологических системах, или в биосфере в целом.
  • Моделирование — это метод демонстрации и исследования определенных процессов, явлений или организмов с помощью их упрощенной имитации. Он дает возможность изучать объекты и процессы, которые сложно или невозможно воспроизвести экспериментально, или непосредственно наблюдать.
  • Статистический метод — метод основан на статистической обработке количественного материала, собранного в результате других исследований (наблюдений, экспериментов, моделирований), что позволяет его всесторонне проанализировать и установить определенные закономерности.

Цитология

Цитология (греч. Κύτος — «вместилище», здесь «клетка» и греч. Λόγος — «учение», «наука») — раздел биологии, изучающий живые клетки, их органоиды, их строение, функционирование, процессы клеточного размножения, старения и смерти.

Генетика

Генетика (греч. Γενητως — что происходит от кого-то) — наука о законах и механизмах наследственности и изменчивости. В зависимости от объекта исследования классифицируют генетику

  • растений;
  • животных;
  • микроорганизмов;
  • человека и другие.

В зависимости от используемых методов — наука о генетике, экологическую генетику и другие. Идеи и методы генетики играют важную роль в медицине, сельском хозяйстве, микробиологической промышленности и, а также в генетической инженерии.

Генетика как наука появилась не так давно. В 1865 году Грегор Мендель опубликовал доклад «Опыты над растительными гибридами», из этого и принято считать начало науки генетики, а Грегора Менделя за это прозвали «Отцом генетики».

Экология

Экология (греч. Οικος — дом, жилище, хозяйство, место жительства, родина и греч. Λόγος — понятие, учение, наука) — наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой. Термин впервые предложил немецкий биолог Эрнст Геккель в 1866 году в книге «Общая морфология организмов».

Экология как наука стала очень популярна в наше время, в связи с ухудшением окружающей среды.

Объекты исследования экологии — в основном, системы выше уровня отдельных организмов: популяции, биоценозы, экосистемы, а также вся биосфера. Предмет изучения — организация и функционирование таких систем.

Главная задача прикладной экологии — разработка принципов рационального использования природных ресурсов на основе сформулированных общих закономерностей организации жизни.

Методы исследований в экологии подразделяются на

  • полевые;
  • исторические;
  • экспериментальные;
  • метод сравнения;
  • метод моделирования.

Полевые методы представляют собой наблюдения за функционированием организмов в их естественной среде обитания.

Исторический метод помогает на основе данных о современном органическом мире и его прошлое, познать процессы развития живой природы.

Экспериментальные методы включают в себя варьирования различных факторов, влияющих на организмы, по выработанной программе в стационарных лабораторных условиях.

Метод сравнения позволяет выявить общие закономерности в строении и жизнедеятельности различных организмов.

Методы моделирования позволяют прогнозировать развитие различных процессов взаимодействия живых систем между собой и с их окружающей средой.

Научная классификация

Биологическая классификация — научная дисциплина, в задачи которой входит разработка принципов классификации живых организмов и практическое применение этих принципов к построению системы. Под классификацией здесь понимается описание и размещение в системе всех живых и вымерших организмов.

Биологическая безопасность

Биологическая безопасность — это сохранение функционирования живых систем, их целостности, биологических функций, взаимосвязей с другими системами, предотвращения широкомасштабной потери биологической целостности, которая может иметь место в результате интродукции видов в экосистемы, загрязнение окружающей среды (воды, почвы, воздуха) и др.

Видео по теме

Биология - наука о жизни. В настоящее время она представляет собой комплекс наук о живой природе. Объектом изучения биологии являются живые организмы - растения и животные. и изучают многообразие видов, строение тела и функции органов, развитие, распространение, их сообщества, эволюцию.

Первые сведения о живых организмах начал накапливать еще первобытный человек. Живые организмы доставляли ему пищу, материал для одежды и жилища. Уже в то время человек не мог обойтись без знаний о свойствах растений, местах их произрастания, сроках созревания плодов и семян, о местах обитания и повадках животных, на которых охотился, хищниках и ядовитых животных, которые могли угрожать его жизни.

Так постепенно накапливались сведения о живых организмах. Приручение животных и начало возделывания растений потребовали более глубоких сведений о живых организмах.

Первые основатели

Значительный фактический материал о живых организмах был собран великим врачом Греции - Гиппократом (460-377г. до н.э.). Им собраны сведения о строении животных и человека, дано описание костей, мышц, сухожилий, головного и спинного мозга.

Первый большой труд по зоологии принадлежит греческому естествоиспытателю Аристотелю (384-322г. до н.э.). Он описал более 500 видов животных. Аристотель интересовался строением и образом жизни животных, он заложил основы зоологии.

Первая работа по систематизации знаний о растениях (ботаника ) выполнена Теофрастом (372-287г. до н.э.).

Расширением знаний о строении человеческого тела (анатомия) древняя наука обязана врачу Галену (130-200г. до н.э.), производившему вскрытия обезьян и свиней. Труды его оказывали влияние на естествознание и медицину в течение нескольких веков.

В эпоху средневековья под гнетом церкви наука развивалась очень медленно. Важным рубежом в развитии науки явилась эпоха Возрождения, начавшаяся в XVв. Уже в XVIIIв. развивались как самостоятельные науки ботаника, зоология, анатомия человека, физиология.

Основные вехи в изучении органического мира

Постепенно накапливались сведения о многообразии видов, строении тела животных и человека, индивидуальном развитии, функциях органов растений и животных. На протяжении многовековой истории биологии крупнейшими вехами в изучении органического мира можно назвать:

  • Введение принципов систематики, предложенных К.Линнеем;
  • изобретение микроскопа;
  • создание Т.Шванном клеточной теории;
  • утверждение эволюционного учения Ч.Дарвина;
  • открытие Г.Менделем основных закономерностей наследственности;
  • применение электронного микроскопа для биологических исследований;
  • расшифровка генетического кода;
  • создание учения о биосфере.

К настоящему времени науке известно около 1 500 000 видов животных и около 500 000 видов растений. Изучение многообразия растений и животных, особенностей их строения и жизнедеятельности имеет большое значение. Биологические науки являются базой для развития растениеводства, животноводства, медицины, бионики, биотехнологии.

Одними из древнейших биологических наук являются анатомия и физиология человека, составляющие теоретический фундамент медицины. Каждому человеку следует иметь представление о строении и функциях своего организма, чтобы в случае необходимости уметь оказать первую помощь, сознательно беречь свое здоровье и выполнять гигиенические правила.

На протяжении веков ботаника, зоология, анатомия, физиология разрабатывались учеными как самостоятельные, изолированные науки. Лишь в XIXв. были обнаружены закономерности, общие для всех живых существ. Так возникли науки, изучающие общие закономерности жизни. К ним относятся:

  • Цитология - наука о клетке;
  • генетика - наука об изменчивости и наследственности;
  • экология - наука о взаимоотношениях организма со средой и в сообществах организмов;
  • дарвинизм - наука об эволюции органического мира и другие.

В учебном курсе они составляют предмет общей биологии.

Завершенная предметная линия учебников «Биология» (концентрический курс) коллектива авторов под руководством И.Н. Пономаревой предназначена для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. Она разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренными Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.). Учебники курса входят в систему учебно-методических комплектов (УМК) «Алгоритм успеха». УМК по биологии Пономаревой И.Н. и др. выпускает издательство «ВЕНТАНА-ГРАФ» .

В основе концепции курса - системно-структурный подход к обучению биологии: формирование биологических и экологических понятий через установление общих свойств живой материи.

Учебники по биологии Пономареврй И.Н. и др. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует ФГОС ООО 2010 г.

Состав УМК «Биология» Пономаревой И.Н. и др. для 5-9 классов:
- Учебник. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Николаев И.В., Корнилова О.А. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. (7 класс); Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. (8 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. (9 класс).
- Рабочая тетрадь. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Корнилова О.А., Николаев И.В., Симонова Л.В. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Суматохин С.В., Кучменко В.С. (7 класс); Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. (8 класс); Пономарева И.Н., Панина Г.Н., Корнилова О.А. (9 класс).
- Дидактические карточки. 6, 7 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Шурхал Л.И. (7 класс).
- Тестовые задания. 6, 7, 8, 9 классы. Автор: Солодова Е.А.
- Методическое пособие. 5, 6, 7, 8, 9 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Николаев И.В. (5 класс); Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Кучменко В.С. (6 класс); Суматохин С.В., Кучменко В.С. (7 класс); Маш Р.Д., Драгомилов А.Г. (8 класс); Пономарева И.Н., Симонова Л.В., Кучменко В.С. (9 класс).
- Программы + CD. 5-11 классы. Авторы: Пономарева И.Н., Кучменко В.С., Корнилова О.А. и др.
- Методическое пособие «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» + CD. 5-9 классы.

Учебники по биологии разработаны в соответствии с программой курса биологии, созданной авторским коллективом под руководством проф. И.Н. Пономаревой. Учебники содержат вопросы и задания для контроля усвоения учебного материала, лабораторные и практические работы по основным темам курса. Учебники для 7-9 классов дают возможность углубленного изучения биологии.

В содержании учебников по биологии отражены методы научного познания, предназначенные для обязательного изучения в общеобразовательных организациях на данной ступени обучения, такие, как наблюдение, описание, биологический эксперимент, моделирование и др. Учебники по биологии содержат сведения о передовых достижениях современной биологической науки, биотехнологии, селекции и др. Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды, способствует развитию мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся, реализации системно-деятельностного подхода в обучении, обеспечивает формирование навыков самооценки и самоанализа обучающихся. Изложение учебного материала характеризуется структурированностью, систематичностью и последовательностью, разнообразием используемых видов текстовых и графических материалов (разнообразные цветовые и шрифтовые выделения, алгоритмы, графики, схемы, иллюстрации и др.).

К учебникам разработаны рабочие тетради по биологии. Система заданий в рабочих тетрадях по биологии направлена на формирование, развитие и закрепление учебных знаний и умений, универсальных учебных действий, развитие самостоятельности учеников в познавательной деятельности, содействует формированию таких предметных практических навыков, как организация и проведение экспериментов, наблюдений, описаний и измерений. Содержание заданий позволяет учителю реализовывать дифференцированное обучение с учетом интересов и возможностей каждого ученика. Предлагаемые в рабочих тетрадях по биологии Пономаревой, Корниловой, Суматохина, Маша и др. задания, имеющие различный познавательно-обучающий характер, соответствуют названным разделам и параграфам учебников.

Дидактические карточки соответствуют программе базового курса биологии и содержанию учебника. Карточки могут быть использованы учителем на разных этапах обучения: при объяснении нового материала и его закреплении, для проверки знаний, а также для индивидуальной и коррекционной работы с учётом интересов, возможностей и уровня развития конкретных учеников. Карточками могут пользоваться и ученики для самоконтроля учебной деятельности.
Первая цифра - порядковый номер карточки, вторая цифра - номер параграфа учебника, к которому относятся вопросы и задания. Задания к дополнительному материалу учебника отмечены знаком *.

Тестовые задания дают возможность проверить свои знания и облегчают запоминание учебного материала.

Методические пособия содержат авторскую образовательную программу, примерное поурочно-тематическое планирование и методические рекомендации к проведению уроков, а также материалы, необходимые для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся. Предложен дополнительный методический материал, который можно использовать на уроке или в задании для домашней работы. Структура и содержание методических пособий соответствует структуре и содержанию учебников. Пособия адресованы учителям и методистам общеобразовательных учреждений.

Пограммы предназначены для организации обучения биологии в 5-11 классах общеобразовательных организаций. Издание содержит программы по биологии для 5-9 классов и 10-11 классов (базовый уровень). Программа для 5-9 классов соответствует ФГОС ООО (2010 г.), программа для 10-11 классов - ФГОС СОО (2012 г.). Программа курса биологии в основной школе даётся с двумя вариантами планирования, соответствующими разным вариантам распределения традиционных блоков «Растения», «Животные», и «Человек». При этом общие биологические закономерности могут изучаться либо постепенно, начиная с 5 класса, либо отдельным блоком в 9 классе. К программам прилагается CD, содержащий тематическое планирование для 5-11 классов, который поможет учителям и методистам подготовить рабочую программу курса. Адресовано учителям общеобразовательных организаций.

В пособии «Организация проектной и исследовательской деятельности школьников» рассмотрены принципы организации проектной и исследовательской деятельности школьников 5-9 классов в области биологии и экологии в соответствии с требованиями ФГОС ООО, способы и формы организации такой деятельности. Приведены примерные программы и тематическое планирование разных форм проектной и исследовательской деятельности школьников. Даны рекомендации по организации работы школьного научного общества, проведению школьных конференций и конкурсов. Адресовано учителям общеобразовательных организаций и методистам.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Для биологии 2009 год - дважды юбилейный. Оба юбилея, отмечаемых в этом году биологами всего мира, связаны с именем Чарльза Дарвина - создателя эволюционной теории.

12 февраля исполнилось 200 лет со дня его рождения, а 24 ноября исполнится 150 лет со дня публикации главного труда его жизни - книги "О происхождении видов путем естественного отбора или сохранении благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь", более известной под сокращенным названием "Происхождение видов". Эта книга была второй публикацией, посвященной эволюционной теории Дарвина, которую он сам называл "теорией происхождения посредством модификации" - "theory of descent with modification". Впервые основные положения этой теории были представлены на суд научной общественности 1 июля 1858 г., когда на заседании Линнеевского общества были зачитаны отрывки из рукописей Дарвина и очерк Альфреда Рассела Уоллеса, пришедшего независимо к тем же, что и Дарвин, выводам о механизме происхождения видов. 20 августа 1858 г. эти тексты были опубликованы в трудах Линнеевского общества под общим заголовком. Однако эта краткая публикация прошла почти незамеченной, и лишь вышедшая в следующем году книга "Происхождение видов" мгновенно приобрела широкую известность не только в научном мире, но и далеко за его пределами, положив начало триумфу изложенной в ней теории.

Эволюционная теория составляет фундамент всей современной биологии. Ее появление внесло смысл в науку о жизни, бывшую до Дарвина лишь совокупностью множества фактов, не поддающихся согласованию в рамках единой теории. Открытие Дарвином и Уоллесом ключевого механизма эволюции дало возможность исследовать не только явления жизни сами по себе, но и естественные причины этих явлений. Значение эволюционного подхода для науки о жизни безупречно выразил Ф.Г. Добржанский в заглавии своей знаменитой статьи: "Ничто в биологии не имеет смысла, кроме как в свете эволюции". До дарвиновского открытия естественных механизмов эволюции в биологии было не больше смысла, чем в химии до открытия периодического закона. Ко времени Дарвина биология накопила немало феноменологических знаний, но без эволюционной теории их полноценный анализ был невозможен; их можно было лишь формально упорядочивать и продолжать накапливать. Не менее важно, что до Дарвина над всей биологией висел чуждый науке наших дней вопрос "зачем?", порождающий стремление установить, с какой целью живые организмы обладают теми или иными свойствами. Предчувствуя скорое рождение эволюционной биологии, В. Гёте - один из проницательнейших мыслителей своего времени - утверждал, что вместо того, чтобы говорить о том, зачем быку рога, следует пытаться разобраться в том, как они у него появились. Но до открытия естественного отбора отвечать на вопрос "как?" можно было лишь формально, например, описывая появление рогов в процессе индивидуального развития или выдвигая гипотезы об их появления в ряду предковых форм, без четкого представления о механизмах этого появления. Открытие естественных механизмов эволюции Дарвином и Уоллесом (и последовавшее уже в XX в. открытие аппарата наследственности, лежащего в основе этих механизмов) показало ненужность и иллюзорность вопросов "зачем?", поиском ответов на которые занимались биологи в додарвиновскую эпоху.

На первый взгляд может показаться удивительным, что идея естественного отбора, сравнительно простая и ясная, возникла лишь в середине XIX в. Тем не менее это вполне объяснимо. Почву для дарвиновской революции в биологии подготовили достижения другой естественной науки - геологии. Лишь незадолго до возникновения теории эволюции результаты многолетних геологических исследований убедительно показали, что возраст Земли составляет не тысячи и даже не десятки тысяч, а, по крайней мере, сотни миллионов лет. Ключевую роль в формировании этих представлений сыграл один из учителей Дарвина - выдающийся геолог Чарльз Лайель (1797-1875). Быть может, в XVIII в. и ранее кому-то и приходили в голову мысли, сходные с дарвиновскими идеями, но эти мысли должны были быть немедленно отброшены как явно ошибочные с учетом бытовавших представлений о возрасте Земли. Представить себе миллионы и миллиарды лет земной истории в то время было очень непросто.

Не вызывает сомнения, что эволюционная теория возникла бы и без Дарвина, но его обширные знания и незаурядные способности сыграли огромную роль в быстром развитии этой теории и в ее научном успехе. Хотя в XIX в. по понятным причинам степень специализации ученых была намного ниже, чем сегодня, даже для того времени Дарвин отличался незаурядной широтой познаний и разнообразием научных интересов и достижений. К областям естествознания, в развитие которых он внес ощутимый вклад, относятся геология, палеонтология, зоология, антропология, ботаника, физиология растений и селекция. Широта теоретических и практических знаний очень помогла Дарвину в создании, разработке и популяризации эволюционной теории.

"Происхождение видов" - книга объемом около 500 страниц - в предисловии заявлена автором как "краткий обзор" ("abstract"). Первоначально Дарвин собирался изложить свою теорию в намного более объемном двухтомном труде, получившем рабочее название "Естественный отбор" {""Natural Selection"). Но после публикации отрывков из черновых рукописей "Естественного отбора" Дарвин решил не откладывать более подробные разъяснения своих эволюционных воззрений в долгий ящик и подготовил на основе незаконченного труда новый, более лаконичный текст. "Происхождение видов" написано красивым и довольно простым языком, не перегруженным специальными терминами, вполне доступным даже для читателя, не обладающего специальными знаниями. Исключительное научное значение и немалые литературные достоинства обеспечили "Происхождению видов" особое место среди литературных памятников человечества. В наши дни эту книгу издают даже в сериях популярной классики, составленных преимущественно из художественных произведений.

За лаконичными тезисами и красноречивыми рассуждениями "Происхождения видов" стоят годы кропотливой работы, в течение которых Дарвин проводил многочисленные исследования и эксперименты и обдумывал всевозможные аспекты своей теории. Основная мысль "Происхождения видов", опубликованного в 1859 г., в общих чертах изложена Дарвином в записной книжке 1838 г.; таким образом, от зарождения эволюционной теории до первой посвященной ей публикации прошло два десятка лет. Эти годы не были потрачены Дарвином впустую (хотя некоторые из его изысканий того периода и не имеют непосредственного отношения к эволюции). Дарвин благоразумно воздержался от преждевременной публикации своей теории. Это позволило ему в окончательном варианте провести всестороннее обсуждение положений эволюционной теории, подкрепив ее необходимыми данными, и даже ответами на возможные возражения. В итоге книга оказалась намного убедительнее, чем могла бы быть ранняя публикация преимущественно умозрительных выводов.

Впоследствии Дарвин подготовил еще одну важную работу, посвященную теории эволюции и дополняющую "Происхождение видов" - двухтомник "Происхождение человека и половой отбор". В ней он подробнее изложил свои взгляды на историю человека как биологического вида (о которой в "Происхождении видов" было сказано только, что на этот вопрос будет пролит свет: "Light will be thrown on the origin of man and his history") и на одну из важнейших для эволюции форм отбора (обсуждаемую в "Происхождении видов" лишь вкратце).

Люди, которым религиозные предрассудки мешают принять научные представления об эволюции, нередко говорят о так называемых ошибках Дарвина. В связи с этим и в этот юбилейный год можно услышать не только заслуженные похвалы великому ученому и его блистательной книге, но и немало обвинений в его адрес - обвинений в заблуждениях и даже в недобросовестности. Разумеется, Дарвину, как и любому другому ученому и человеку, было свойственно ошибаться. Вероятно, самой существенной его ошибкой было убеждение, что наследование результатов упражнения органов можно считать доказанным фактом. (Не стоит, впрочем, переоценивать роль этого заблуждения: в том же "Происхождении видов" убедительно показано, почему упражнение органов не позволяет объяснить возникновение признаков рабочих особей у общественных насекомых, вполне объяснимое в рамках представлений о естественном отборе.) Ошибки можно найти у любого ученого. Далекие от науки люди часто не учитывают, что возможность ошибки неизменно присутствует в научных исследованиях, а поиск и исправление постоянно допускаемых ошибок -один из важнейших факторов научного прогресса. Дарвин, как и любой ученый, ошибался во многих вопросах, но, как бы не хотелось кому-то уверить себя и других в обратном, у современных биологов уже не вызывает сомнения, что он был совершенно прав в самом главном - в своем представлении о том, что наблюдаемое разнообразие живой природы возникло под действием естественных причин, доступных для научного исследования.

Хотя Дарвин и разделял некоторые заблуждения своих современников и, разумеется, не мог знать того, что науке еще предстояло открыть, в ряде вопросов он далеко опередил свое время. Найдя принципиальную возможность естественного объяснения для наблюдаемого разнообразия жизни, он позволил биологи и отказаться от обращения за объяснениями к сверхъестественному, точнее от замены объяснений отсылками к сверхъестественному. Дарвиновский подход в биологии можно считать частным случаем "бритвы Оккама" - принципа, составляющего одну из основ научного метода, согласно которому не следует домысливать сущностей, усложняющих объяснение наблюдаемых явлений. Разумеется, этот принцип пытались применять в изучении живой природы и до Дарвина, но он первым указал на логическую необходимость естественного отбора, показав избыточность сверхъестественных объяснений биологических явлений. Обосновывая свои взгляды в "Происхождении видов", он указывает ряд гипотетических фактов, которые могли бы опровергнуть его теорию, будь они установлены. В настоящее время возможность проверки научной концепции на ложность (так называемая фальсифицируемость) считается, наряду с принципом Оккама, одной из основ научного метода, но во времена Дарвина до работ Карла Поппера, утвердивших фальсифицируемость как критерий научности, оставалось еще несколько десятилетий.

Достойна удивления научная проницательность Дарвина. Задолго до оформления экологии как самостоятельной дисциплины он говорил о сложности наблюдаемых в природе взаимодействий и об их принципиальном значении для эволюции видов. Особенно красноречиво эта мысль высказана в главе "Происхождения видов", посвященной борьбе за существование. Задолго до открытия древних гоминид он предвидел возможность обнаружения их ископаемых остатков в регионах, на тот момент- еще не исследованных геологами. Задолго до возникновения эволюционной психологии, бурно развивающейся в настоящее время, он предсказал, что его теория даст психологии новый, эволюционный фундамент.

В наши дни биология развивается, пожалуй, интенсивнее любой другой естественной науки. Объем биологических знаний растет как снежный ком в немалой степени за счет развития молекулярных методов. Предметом активных исследований стали индивидуальные геномы и генофонды природных популяций, проливается свет на сложные механизмы индивидуального развития организмов, продолжается изучение "глубоких, пленительных тайн" работы мозга. Открытый Дарвином смысл биологии продолжает наполняться новым содержанием. Роль его великого открытия в современной науке не только не умаляется, но и продолжает возрастать. Поэтому вполне закономерно и справедливо внимание, уделяемое этому юбилейному событию. Учение Дарвина остается актуальным и сегодня, оно не теряет и, видимо, никогда не потеряет своего значения как базисная теория биологии.

Биология человека. Дж. Харрисон и др.

Пер. с англ. - М.: Мир, 1979. - 612 с.

Настоящее-второе - издание значительно дополнено и переработано по сравнению с первым, выпущенным в свет в переводе на русский язык в 1968 г. (Харрисон Дж., Уайнер Дж., Таннер Дж., Барникот Н. Биология человека - М.: Мир, 1968). В монографии рассмотрены общие вопросы теории эволюции, история приматов, происхождение человека, генетика человека и изменчивость (изменчивость размеров и формы тела, пигментации, состава крови и т. д.), рост, физическое и умственное развитие. Заключительная часть посвящена вопросам экологии.

Предназначена для биологов всех специальностей, врачей, антропологов, этнографов, археологов, экономистов и социологов. Может служить пособием для преподавателей средних школ и техникумов, а также при чтении лекций о происхождении человека и па антирелигиозные темы.

Формат: djvu

Размер: 6,6 Мб

Скачать: yandex.disk

ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие редактора перевода 5
Предисловие к первому изданию 7
Предисловие ко второму изданию 10
Часть I. Эволюция человека (Дж. Харрисон, Дж. Уайнер, Дж. Тэннер и В. Рейнолдс) 13
Глава 1. Закономерности эволюции 13
Глава 2. Приматы 32
Глава 3. Человекообразные обезьяны и человек 60
Глава 4. Развитие гоминид 71
Глава 5. Происхождение человеческого общества 106
Список литературы 126
Часть II. Генетика человека (Дж. Харрисон) 129
Глава 6. Законы Менделя и человек 129
Глава 7. Генетика пола 146
Глава 8. Независимое распределение и сцепление 156
Глава 9. Гены и их действие 166
Глава 10. Влияние внешней среды 181
Глава 11. Генетическая структура человеческих популяций.
I. Системы браков 190
Глава 12. Генетическая структура человеческих популяций.
II. Изменения частот генов 205
Список литературы 228
Часть III. Биологическая изменчивость в популяциях современного человека (Н. Барникот) 229
Глава 13. Введение 229
Глава 14. Размеры и форма тела 237
Глава 15. Пигментация и некоторые другие морфологические признаки 259
Глава 16. Биохимическая изменчивость 275
Глава 17. Группы крови 309
Глава 18. Другие виды изменчивости 348
Список литературы 363
Часть IV. Рост и конституция человека (Дж. Тэннер) 366
Глава 19. Кривая роста человека 366
Глава 20. Пубертатный скачок роста и определение возраста по степени развития 390
Глава 21. Гормональные, генетические и средовые факторы, регулирующие рост 408
Глава 22. Физическое и умственное развитие 428
Глава 23. Анализ и классификация типов телосложения 439
Глава 24. Связь телосложения с физиологическими функциями, болезнями и поведением 461
Список литературы 470
Часть V. Экология человека (Дж. Уайнер) 472
Глава 25. Введение 472
Глава 26. Экология питания 488
Глава 27. Климатическая адаптация 519
Глава 28. Болезни 564
Глава 29. Стабильность популяций 580
Список литературы 595
Предметный указатель 597
Указатель латинских названий 608
Оглавление 611