Биография вордсворта уильяма. Уильям вордсворт: биография, коротко о жизни и творчестве

ВОРДСВОРТ, УИЛЬЯМ (Wordsworth, William) (1770–1850), английский поэт. Родился 7 апреля 1770 в Кокермауте (графство Камберленд). Он был вторым из пяти детей Д.Вордсворта, поверенного и агента Дж.Лоутера (впоследствии первого графа Лонсдейла). В 1779 мальчика определили в классическую школу в Хоуксхеде (Северный Ланкашир), откуда он вынес отличное знание античной филологии и математики и начитанность в английской поэзии. В Хоуксхеде он предавался любимому времяпрепровождению – пешим прогулкам.

В 1787 Вордсворт поступил в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета, где занимался преимущественно английской литературой и итальянским языком. Во время каникул он обошел Озерный край и Йоркшир и написал героическим дистихом поэму Вечерняя прогулка (An Evening Walk , 1793), в которой много проникновенных картин природы. В июле 1790 Вордсворт и его университетский друг Р.Джонс пешком пересекли Францию, переживавшую революционное пробуждение, и через Швейцарию добрались до озер на севере Италии. Отец Вордсворта умер, причем его наниматель граф Лонсдейл остался ему должен несколько тысяч фунтов, но отказался признать этот долг. Семья надеялась, что Уильям примет духовный сан, но он не был к этому расположен и в ноябре 1791 снова отправился во Францию, в Орлеан, чтобы основательно заняться французским языком. Там он полюбил дочь военного врача Анетт Валлон, которая 15 декабря 1792 родила ему дочь Каролину. Опекуны приказали ему немедленно вернуться домой. Вордсворт признал свое отцовство, но не женился на Анетт.

По возвращении в Лондон (в декабре 1792) он опубликовал Вечернюю прогулку и Описательные наброски (Descriptive Sketches ), рассказ о путешествии с Джонсом, написанный во Франции и окрашенный восторженным приятием революции. Вспыхнувшая в феврале 1793 англо-французская война потрясла Вордсворта и надолго ввергла его в уныние и тревогу. Осенью 1794 умер один из молодых друзей Вордсворта, завещав ему 900 фунтов. Этот своевременный дар позволил Вордсворту всецело отдаться поэзии. С 1795 до середины 1797 он жил в графстве Дорсетшир вместе со своей единственной сестрой Доротеей; их объединяло полное родство душ. Доротея верила в брата, ее поддержка помогла ему выйти из депрессии и стать великим поэтом. Он начал с трагедии Жители пограничья (The Borderers ). Неподдельного чувства исполнена поэма в белых стихах Разрушенный коттедж (The Ruined Cottage ) – о судьбе несчастной женщины; впоследствии поэма стала первой частью Прогулки (The Excursion ).

В июле 1797 Вордсворты переехали в Альфоксден (графство Сомерсетшир) – поближе к С.Т.Колриджу, который жил в Нетер-Стоуи. За год тесного общения с Колриджем сложился сборник Лирические баллады (Lyrical Ballads ), куда вошли Сказание о Старом Мореходе Колриджа, Слабоумный мальчик , Терн , Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства и другие стихотворения Вордсворта. Анонимное издание Баллад вышло в сентябре 1798. Колридж уговорил Вордсворта начать эпическую «философическую» поэму о «человеке, природе и обществе» под названием Отшельник (The Recluse ). Вордсворт с воодушевлением взялся за дело, но увяз в композиции. В рамках этого замысла им написаны только стихотворное введение О человеке, природе и жизни , автобиографическая поэма Прелюдия (The Prelude , 1798–1805) и Прогулка (1806–1814). В Альфоксдене он также закончил (но не опубликовал) Питера Белла (Peter Bell ).

В сентябре 1798 Вордсворты с Колриджем совершили поездку в Германию. В Госларе Вордсворт, приступая к Отшельнику , изложил белым стихом историю своих отроческих впечатлений и переживаний от общения с природой. Позже он включил написанное в Прелюдию в качестве Книги I. Помимо этого он написал много стихотворений, в т.ч. цикл Люси и Руфь . В декабре 1799 он и Доротея сняли коттедж в Грасмире (графство Уэстморленд). В январе 1801 Вордсворт выпустил второе издание Лирических баллад , добавив созданные в Грасмире повествовательные поэмы Братья и Майкл и обширное предисловие с рассуждениями о природе поэтического вдохновения, назначении поэта, содержании и стиле истинной поэзии. Колридж не дал ни одного нового произведения во второе издание, и оно, вобрав в себя первое, вышло в свет под именем одного Вордсворта.

Зима и весна 1802 отмечены творческой активностью поэта: были написаны Кукушка , триптих Бабочка , Обещания бессмертия: Ода, Решимость и Независимость . В мае 1802 старый граф Лонсдейл умер, и наследник согласился выплатить Вордсвортам 8000 фунтов. Это существенно укрепило благосостояние Доротеи и Уильяма, собиравшегося жениться на Мэри Хатчинсон. В августе все трое побывали в Кале, где повидались с Анетт Валлон и Каролиной, и 4 октября Мэри и Вордсворт обвенчались. Брак их был очень счастливым. С 1803 по 1810 она родила ему пятерых детей. Доротея осталась жить в семье брата.

В 1808 Вордсворты перебрались в более просторный дом в том же Грасмире. Там Вордсворт написал бóльшую часть Прогулки и несколько прозаических произведений, в т.ч. свой знаменитый памфлет о Конвенции в Цинтре, продиктованный сочувствием к испанцам под властью Наполеона и возмущением предательской политикой Англии. Этот период был омрачен размолвкой с Колриджем (1810–1812) и смертью в 1812 дочери Катерины и сына Чарлза. В мае 1813 Вордсворты уехали из Грасмира и обосновались в Райдел-Маунт, двумя милями ближе к Эмблсайду, где и прожили до конца своих дней. В том же году Вордсворт получил по протекции лорда Лонсдейла должность государственного уполномоченного по гербовым сборам в двух графствах, Уэстморленде и части Камберленда, что позволило ему обеспечить семью. Эту должность он исполнял до 1842, когда ему назначили королевскую пенсию – 300 фунтов в год.

После завершения наполеоновских войн (1815) Вордсворт смог насытить свою страсть к путешествиям, несколько раз побывав в Европе. Прелюдию , «поэму о своей жизни», он закончил еще в 1805, но в 1832–1839 тщательно ее переписывал, смягчая слишком откровенные пассажи и вставляя куски, проникнутые подчеркнуто христианскими настроениями. В 1807 он выпустил Стихотворения в двух томах (Poems in Two Volumes ), включившие многие великие образцы его лирики. Прогулка вышла в 1814, за ней в 1815 последовало первое собрание стихотворений в двух томах (третий добавился в 1820); в 1816 была опубликована Благодарственная ода (Thanksgiving Ode ) – на победное окончание войны; в 1819 увидели свет Питер Белл и Возничий (The Waggoner ), написанный еще в 1806, а в 1820 – цикл сонетов Река Даддон (The River Duddon ). В 1822 вышли Церковные очерки (Ecclesiastical Sketches ), в форме сонетов излагающие историю Англиканской церкви со времени ее образования. Снова в Ярроу (Yarrow Revisited , 1835) в основном писалось по впечатлениям от поездок в Шотландию в 1831 и 1833. Последней книгой, изданной Вордсвортом, стали Стихи, написанные преимущественно в юности и старости (Poems, Chiefly of Early and Late Years , 1842), куда вошли Жители пограничья и ранняя поэма Вина и скорбь (Guilt and Sorrow ).

Литературная критика встречала поэзию Вордсворта в штыки, однако слава поэта неуклонно росла. В 1839 Оксфордский университет сделал его почетным доктором гражданского права; в 1843, после смерти Р.Саути, ему было присвоено звание поэта-лауреата.

Поначалу Вордсворт воспринял Французскую революцию с восторгом, но вскоре к ней охладел, а революционный террор и диктатура Наполеона привели его в ужас. Поэт перешел на позиции убежденного консерватора. Его духовным оплотом стала Англиканская церковь. Подлинная человечность и сострадание к беднякам заставили его выступить с резкой критикой Закона о бедных 1834. С 1838 по 1842 он много сделал в поддержку дебатировавшегося в парламенте законопроекта об авторском праве.

Вордсворт – поэт Природы и Человека. Он верил, что его поэтическое назначение – показать природу не как убежище человека от страданий и обязательств, но как источник «чистейшей страсти и веселья», непреходящего вдохновения и поддержки, дарующих, если только человек способен по-настоящему видеть и слышать, вечные и всеобщие ценности души и сердца –любовь, радость, стойкость и сострадание. Эта вера уходит корнями в детские и юношеские переживания Вордсворта, которые определили его развитие как поэта. Необычайно обостренные зрение и слух давали молодому человеку столь глубокое наслаждение красотой и загадочностью природы, что нередко он погружался в транс или в состояние восторга, благоговения и даже трепета.

Столь же глубокой была любовь Вордсворта к людям – детям и наследникам природы. В детстве и юности его восхищали сельские типы, особенно пастухи и «разносчики», т.е. бродячие торговцы. Их образы встречаются в его поэзии. Характер иного плана – необузданный, жестокий, бесчувственный бродяга, который, однако, тоже дитя природы, способное на раскаяние и нежность, – великолепно раскрыт в Питере Белле . Вордсворт никогда не судил ближнего, и его поэзия согрета чувством, которое Ч.Лэм называл «прекрасной терпимостью» к человеческим слабостям и недостаткам. Вордсворт любил смиренных и кротких сердцем. Сочувствие тяжелой женской доле также ярко проявилось в его творчестве. В его поэзии часто возникают и образы детей, подчас выказывающих, в отличие от недалеких взрослых, прозорливость сердца и воображения, как в балладе Нас семеро (1798).

Вордсворт неизменно подчеркивал, сколь многим он обязан четырем своим великим предшественникам в английской поэзии – Дж.Чосеру, Э.Спенсеру, У.Шекспиру и Д.Мильтону. Его стиль обнаруживает приметы их неизменного влияния, в первую очередь Мильтона, чьи сонеты побудили Вордсворта обратиться к этой поэтической форме. Поздняя его поэзия в основном представлена именно сонетами, иногда объединенными в циклы наподобие Реки Даддон и Церковных очерков . Сюжетные стихотворения Лирических баллад и по содержанию, и по стилю родственны народной английской балладе, хорошо знакомой Вордсворту.

В лучших поэтических творениях Вордсворта ясная мысль сочетается с выразительными точными описаниями, высвеченными силой чувства, а в обрисовке персонажей как внешний облик, так и душа человека переданы с безупречной достоверностью. Та же непреложная верность правде позволила ему в Книге I Прогулки (где Странник – это фактически автор), в Прелюдии и в Тинтернском аббатстве раскрыть пережитые им состояния восторга, ужаса и духовидения так, что это стало новым словом в поэзии.

В зрелые и поздние годы жизни творческий гений вдохновлял поэзию Вордсворта в меньшей степени, нежели в 1797–1807, однако она часто являлась плодом глубокой мысли и чувства и порой достигала вершин художественного мастерства.

Последние двадцать лет жизни поэта были омрачены продолжительной болезнью любимой сестры Доротеи. В 1847 он потерял единственную дочь Дору, которую очень любил. Опорой ему были жена и преданные друзья. Умер Вордсворт в Райдел-Маунт 23 апреля 1850.

()

(7 апреля 1770, Кокермаут, графство Камберленд - 23 апреля 1850, Райдал-Маунт, близ Грасмира, графство Камберленд)



ru.wikipedia.org

Биография

Уильям Вордсворт родился 7 апреля 1770 года в Кокермауте в графстве Камберленд. Уильям Вордсворт был вторым из пяти детей Д.Вордсворта, поверенного и агента Дж. Лоутера (впоследствии первого графа Лонсдейла).

В 1779 году юного Уильяма Вордсворта определили в классическую школу в Хоуксхеде (Северный Ланкашир), откуда он вынес отличное знание античной филологии и математики и начитанность в английской поэзии. В Хоуксхеде будущий поэт уделял много времени любимому времяпрепровождению - пешим прогулкам.

Уже в 1787 году Уильям Вордсворт поступил в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета, где занимался преимущественно английской литературой и итальянским языком. Во время каникул он обошел Озерный край и Йоркшир и написал героическим дистихом поэму «Вечерняя прогулка» (An Evening Walk, 1793), в которой много проникновенных картин природы.

В июле 1790 года Уильям Вордсворт и его университетский друг Ричард Джонс пешком пересекли Францию, переживавшую революционное пробуждение, и через Швейцарию добрались до озер на севере Италии.

Отец Вордсворта умер, причем его наниматель граф Лонсдейл остался ему должен несколько тысяч фунтов, но отказался признать этот долг. Семья надеялась, что Уильям Вордсворт примет духовный сан, но он не был к этому расположен и в ноябре 1791 года снова отправился во Францию, в Орлеан, чтобы улучшить свои знания во французском языке. В Орлеане он полюбил дочь военного врача Анетт Валлон, которая 15 декабря 1792 года родила ему дочь Каролину. Опекуны приказали ему немедленно вернуться домой. Уильям Вордсворт признал свое отцовство, но не женился на Анетт.

По возвращении в Лондон в декабре 1792 года он опубликовал «Вечернюю прогулку» и «Описательные наброски» (Descriptive Sketches), рассказ о путешествии с Джонсом, написанный во Франции и окрашенный восторженным приятием революции.

Вспыхнувшая в феврале 1793 года англо-французская война потрясла Уильяма Вордсворта и надолго ввергла его в уныние и тревогу.

Осенью 1794 года умер один из молодых друзей Уильяма Вордсворта, завещав ему 900 фунтов. Этот своевременный дар позволил Вордсворту всецело отдаться поэзии. С 1795 до середины 1797 годы он жил в графстве Дорсетшир вместе со своей единственной сестрой Доротеей; их объединяло полное родство душ. Доротея верила в брата, её поддержка помогла ему выйти из депрессии. Он начал с трагедии «Жители пограничья» (The Borderers). Неподдельного чувства исполнена поэма в белых стихах «Разрушенный коттедж» (The Ruined Cottage) - о судьбе несчастной женщины; впоследствии поэма стала первой частью «Прогулки» (The Excursion).




В июле 1797 года Вордсворты переехали в Альфоксден (графство Сомерсетшир) - поближе к Сэмуэлю Тейлору Колриджу, который жил в Нетер-Стоуи. За год тесного общения с Колриджем сложился сборник «Лирические баллады» (Lyrical Ballads), куда вошли «Сказание о Старом Мореходе» Колриджа, «Слабоумный мальчик», «Терн», «Строки», написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства и другие стихотворения Вордсворта. Анонимное издание Баллад вышло в сентябре 1798 года. Сэмуэл Тейлор Колридж уговорил Вордсворта начать эпическую «философическую» поэму о «человеке, природе и обществе» под названием «Отшельник» (The Recluse). Уильям Вордсворт с воодушевлением взялся за дело, но увяз в композиции. В рамках этого замысла им написаны только стихотворное введение О человеке, природе и жизни, автобиографическая поэма «Прелюдия» (The Prelude, 1798-1805) и «Прогулка» (1806-1814). В Альфоксдене он также закончил (но не опубликовал) «Питера Белла» (Peter Bell).

В сентябре 1798 года Вордсворты с Колриджем совершили поездку в Германию. В Госларе Вордсворт, приступая к «Отшельнику», изложил белым стихом историю своих отроческих впечатлений и переживаний от общения с природой. Позже он включил написанное в «Прелюдию» в качестве «Книги I». Помимо этого он написал много стихотворений, в том числе цикл «Люси и Руфь».

В декабре 1799 он и Доротея сняли коттедж в Грасмире (графство Уэстморленд).

В январе 1800 года Уильям Вордсворт выпустил второе издание «Лирических баллад», добавив созданные в Грасмире повествовательные поэмы «Братья» и «Майкл» и обширное предисловие с рассуждениями о природе поэтического вдохновения, назначении поэта, содержании и стиле истинной поэзии. Колридж не дал ни одного нового произведения во второе издание, и оно, вобрав в себя первое, вышло в свет под именем одного Уильяма Вордсворта.

Зима и весна 1802 года отмечены творческой активностью поэта: были написаны «Кукушка», триптих «Бабочка», «Обещания бессмертия»: Ода, Решимость и Независимость.

В мае 1802 года старый граф Лонсдейл умер, и наследник согласился выплатить Вордсвортам 8000 фунтов. Это существенно укрепило благосостояние Доротеи и Уильяма, собиравшегося жениться на Мэри Хатчинсон. В августе все трое побывали в Кале, где повидались с Анетт Валлон и Каролиной, и 4 октября Мэри и Вордсворт обвенчались. Брак их был очень счастливым. С 1803 по 1810годы она родила ему пятерых детей. Доротея осталась жить в семье брата.

В 1808 Вордсворты перебрались в более просторный дом в том же Грасмире. Там Вордсворт написал бо?льшую часть «Прогулки» и несколько прозаических произведений, в том числе свой знаменитый памфлет о Конвенции в Цинтре, продиктованный сочувствием к испанцам под властью Наполеона и возмущением предательской политикой Англии. Этот период был омрачен размолвкой с Колриджем (1810-1812 годы) и смертью в 1812 году дочери Катерины и сына Чарлза.

В мае 1813 Вордсворты уехали из Грасмира и обосновались в Райдел-Маунт, двумя милями ближе к Эмблсайду, где и прожили до конца своих дней. В том же году Вордсворт получил по протекции лорда Лонсдейла должность государственного уполномоченного по гербовым сборам в двух графствах, Уэстморленде и части Камберленда, что позволило ему обеспечить семью. Эту должность он исполнял до 1842 года, когда ему назначили королевскую пенсию - 300 фунтов в год.



После завершения наполеоновских войн (1815 год) Уильям Вордсворт смог насытить свою страсть к путешествиям, несколько раз побывав в Европе. «Прелюдию», «поэму о своей жизни», он закончил еще в 1805, но в 1832-1839 годах тщательно ее переписывал, смягчая слишком откровенные пассажи и вставляя куски, проникнутые подчеркнуто христианскими настроениями.

В 1807 году он выпустил Стихотворения в двух томах (Poems in Two Volumes), включившие многие великие образцы его лирики. «Прогулка» вышла в 1814 году, за ней в 1815 году последовало первое собрание стихотворений в двух томах (а третий добавился в 1820 году). В 1816 году была опубликована «Благодарственная ода»(Thanksgiving Ode) - на победное окончание войны. В 1819 увидели свет «Питер Белл и Возничий» (The Waggoner), написанный ещё в 1806 году, а в 1820 году - цикл сонетов «Река Даддон» (The River Duddon). В 1822 году вышли «Церковные очерки» (Ecclesiastical Sketches), в форме сонетов излагающие историю Англиканской церкви со времени её образования. «Снова в Ярроу» (Yarrow Revisited, 1835 год) в основном писалось по впечатлениям от поездок в Шотландию в 1831 и 1833 годах. Последней книгой, изданной Уилямом Вордсвортом, стали Стихи, написанные преимущественно в юности и старости (Poems, Chiefly of Early and Late Years, 1842), куда вошли «Жители пограничья» и ранняя поэма «Вина и скорбь» (Guilt and Sorrow).

Последние двадцать лет жизни поэта были омрачены продолжительной болезнью любимой сестры Доротеи. В 1847 году он потерял единственную дочь Дору, которую очень любил. Опорой ему были жена и преданные друзья. Умер Вордсворт в Райдел-Маунт 23 апреля 1850 года.

Программа

Представители романтизма резко осуждали городскую культуру и уходили от неё или в Средние века - «готический роман», - или в природу. В тиши мелкопоместного быта и деревни, в упрощении искали они спасения от социальных бед, противопоставляя городской жизни простой «неиспорченный» быт провинции. «Простой» быт стал их идеалом, и Вордсворт занялся его апологией в области художественной литературы. Он поставил за правило «брать материал для творчества из обыкновенной жизни, оформлять его обыкновенным способом, на обыкновенном языке». «Обыкновенная жизнь, - говорит он, - избрана мной потому, что только в ней все естественно и правдиво; в её условиях простой, ничем не прикрашенный быт не противоречит прекрасным и устойчивым формам природы» («Preface to Lyrical Ballads», 2 ed.). Рассудочный и напыщенный язык поэзии классицизма Вордсворт снизил до уровня разговорного языка; по мнению Вордсворта, язык поэзии не должен отличаться от языка прозы.

Творчество Уильяма Вордсворта




Уильям Вордсворт - поэт Природы и Человека. Он верил, что его поэтическое назначение - показать природу не как убежище человека от страданий и обязательств, но как источник «чистейшей страсти и веселья», непреходящего вдохновения и поддержки, дарующих, если только человек способен по-настоящему видеть и слышать, вечные и всеобщие ценности души и сердца -любовь, радость, стойкость и сострадание. Эта вера уходит корнями в детские и юношеские переживания Вордсворта, которые определили его развитие как поэта. Необычайно обостренные зрение и слух давали молодому человеку столь глубокое наслаждение красотой и загадочностью природы, что нередко он погружался в транс или в состояние восторга, благоговения и даже трепета.

Столь же глубокой была любовь Уильяма Вордсворта к людям - детям и наследникам природы. В детстве и юности его восхищали сельские типы, особенно пастухи и «разносчики», то есть бродячие торговцы. Их образы встречаются в его поэзии. Характер иного плана - необузданный, жестокий, бесчувственный бродяга, который, однако, тоже дитя природы, способное на раскаяние и нежность, - великолепно раскрыт в Питере Белле. Вордсворт никогда не судил ближнего, и его поэзия согрета чувством, которое Ч.Лэм называл «прекрасной терпимостью» к человеческим слабостям и недостаткам. Вордсворт любил смиренных и кротких сердцем. Сочувствие тяжелой женской доле также ярко проявилось в его творчестве. В его поэзии часто возникают и образы детей, подчас выказывающих, в отличие от недалеких взрослых, прозорливость сердца и воображения, как в балладе «Нас семеро» (1798).

Вордсворт неизменно подчеркивал, сколь многим он обязан четырем своим великим предшественникам в английской поэзии - Дж. Чосеру, Э.Спенсеру, У.Шекспиру и Д.Мильтону. Его стиль обнаруживает приметы их неизменного влияния, в первую очередь Мильтона, чьи сонеты побудили Вордсворта обратиться к этой поэтической форме. Поздняя его поэзия в основном представлена именно сонетами, иногда объединенными в циклы наподобие Реки Даддон и Церковных очерков. Сюжетные стихотворения Лирических баллад и по содержанию, и по стилю родственны народной английской балладе, хорошо знакомой Вордсворту.




В лучших поэтических творениях Вордсворта ясная мысль сочетается с выразительными точными описаниями, высвеченными силой чувства, а в обрисовке персонажей как внешний облик, так и душа человека переданы с безупречной достоверностью. Та же непреложная верность правде позволила ему в Книге I Прогулки (где Странник - это фактически автор), в Прелюдии и в Тинтернском аббатстве раскрыть пережитые им состояния восторга, ужаса и духовидения так, что это стало новым словом в поэзии.

В зрелые и поздние годы жизни творческий гений вдохновлял поэзию Вордсворта в меньшей степени, нежели в 1797-1807, однако она часто являлась плодом глубокой мысли и чувства и порой достигала вершин художественного мастерства.

Образы природы




Города, даже провинциального, у Вордсворта нет. Только в сонете «К Лондону» он нарисовал Лондон, который, однако, напоминает у Вордсворта спокойную и спящую усадьбу. В сонете нет ни одной характерной черты города, несмотря на то, что он написал этот сонет, стоя на Вестминстерском мосту, в самом центре Лондона.

Зато он открыл, как говорят критики, природу англичанам, и его справедливо считают лучшим мастером пейзажа. Всё, что Вордсворт изображал, дано на фоне природы: нищий сидит на отдалённой скале, кошка играет увядшими листьями, глухой крестьянин лежит под сосной, и т. д. Время он измеряет цветущими вёснами, страдным летом, обильной плодами осенью, холодными долгими зимами. Тончайшие оттенки психики он переводит на язык природы. Такой недостаток человеческого организма, как глухоту, Вордсворт изображает следующим образом: для глухого «глубокая горная долина с звенящими ручьями - мертва, он не слышит её музыки; летним утром его не будит торжественный хор птиц, его не радует гулкое „ку-ку“ в шумящем бору; не для него поют и жужжат в цветах пчелы. Когда сильные ветры качают широкую грудь озера и оно поёт, играет и рокочет тысячами бурлящих волн, ветер пригибает к земле верхушки деревьев и шумит в тростнике - он не слышит музыки бури, - он видит лишь немую картину. Он не слышит скрежета плуга, переворачивающего тяжёлые комья земли, он не слышит звона косы и хруста травы, не слышит шелеста колосьев, когда его серп подрезает стебли, не слышит весёлого шума труда в страдную пору» («Excursion Book»).

Вордсворт, будучи противником городской культуры, не особенно тянулся и к науке. Он познавал мир непосредственным общением с природой. «Ребёнок, приложивши к уху раковину, слышит рокот океана». «Природу познает не ум, а сердце чуткое и воспринимающее. Природа - величайший учитель. Наука ищет далёкую истину, а поэт поёт песни сегодняшнего дня, ему вторит сегодняшнее человечество, перед лицом правды сегодняшнего дня».

В творчестве Вордсворта есть доля мистики и обожествления природы, есть немного морализирования и набожности, но все это теряется в его глубоко лиричной и простой поэзии. В произведениях Вордсворт нашли место и крестьянин, и вернувшийся со службы солдат, и коробейник, и крестьянские дети («A Noble Peasant»; «We are Seven»; «The idiot Boy», etc.).

Политические взгляды



В молодости Вордсворт интересовался идеалами Великой французской революции, но после прихода к власти Наполеона I, как и многие современники, разочаровался в революции. В дальнейшем Вордсворт был консерватором, и всякое изменение «прекрасных и устойчивых форм природы» вызывало с его стороны протест и возмущение. Он обращался к правительству с просьбами поддержать мелкопоместное дворянство и его оплот - деревню, так как, по его мнению, мощь Англии базировалась на мелкопоместном дворянстве. Вордсворт выступал противником парламентской реформы, восставал против постройки Кендал-виндермирской железной дороги.

Поэт-лауреат

После смерти Роберта Саути в 1843 году 73-летний Вордсворт был назначен королевой Викторией поэтом-лауреатом, но не имел, в отличие от предшественников никаких специальных творческих обязанностей (писать оды на торжественные дни и т. п.). В последние годы жизни, особенно после смерти дочери, Вордсворт практически перестал писать стихи.

Библиография

* William Wordsworth, Poetical Works, ed. W. Knight, 8 vv., Macmillan, L., 1896.
* Гербеля Н. В. Биографии и образцы. СПб. 1875.
* Тэн И. Развитие политической и гражданской свободы в Англии в связи с развитием литературы, т. II, СПб. 1871.
* Аничков Е. В. Английские поэты из страны озёр. «История западной литературы». М. 1912.
* Розанов М. Н. Очерки истории английской литературы XIX века. - М. 1922.
* Фриче В. М. Очерк развития западно-европейской литературы, М., 1922.
* Myers Tw. H., Life of Wordsworth (Серия: English men of letters), L., 1880.
* Hudson, Studies in Wordsworth, Boston, 1884.
* Middleton W., Wordsworth, L. 1888.
* Knight W., Life of Wordsworth, 3 vv., 1889.
* Legouis, La jeunesse de W. Wordsworth, P., 1896.
* Raleigh, Wordsworth, 1903.
* Уильям Вордсворт, Избранная лирика: Сборник/Составл. Е. Зыковой. - М.: ОАО Издательство «Радуга», 2001. - на английском языке с параллельным русским текстом http://lib.ru/INOOLD/WORDSWORD_W/wordsworth1_1.txt
* ПОЭТЫ «ОЗЕРНОЙ ШКОЛЫ», СПБ., Наука, 2008, серия «Библиотека зарубежного поэта»

Биография

Ранний период



Вордсворт родился в Озерном крае на севере Англии; он был вторым из пяти детей агента по управлению недвижимостью. Мать Вордсворта умерла, когда ему было 7 лет, отец скончался пятью годами позже. Дядья-опекуны определили осиротевших мальчиков в грамматическую школу-интернат в Хоуксхеде, деревне, расположенной в самом сердце Озерного края. Там Вордсворт получил изрядные познания в древних языках, литературе и математике; однако главным преимуществом школы была для него возможность предаваться мальчишеским радостям - жить и играть на свежем воздухе. Естественный ландшафт этого региона Англии в равной степени был способен внушать трепет и питать душу, о чем Вордсворт впоследствии писал: «Так я вырос, познав равно и красоту и страх». Жизнь «на природе», благотворно повлиявшая на подростка, внушила ему веру, символ которой Вордсворт афористически выразил в одном из своих первых значительных стихотворений - «Строках, написанных на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства...» («...Природа не предаст / Ее любивший дух...»).

В 1787 Вордсворт поступил в Сент-Джеймс-колледж Кембриджского университета. Царившая там атмосфера напряженного соперничества оттолкнула его; он предпочел провести университетские годы, не утруждая себя занятиями, внушив себе, что для него не подходят «и эти времена, и эти стены». Самым важным эпизодом его студенческой жизни стало предпринятое на летних каникулах 1790 пешее путешествие по охваченной революцией Франции. Поддавшись всенародному ликованию, не утихавшему после падения Бастилии, Вордсворт горячо воспринял республиканские идеалы. Окончив Кембридж в январе 1791, он вернулся во Францию, где страстно влюбился во француженку Аннет Валлон. Однако еще до рождения их ребенка (декабрь 1792) Вордсворту по настоянию опекунов пришлось возвратиться на родину; там его застала вспыхнувшая между Англией и Францией война. Дочь Каролину он впервые увидел, когда девочке было уже девять лет.

Три или четыре года по возвращении в Англию были самыми несчастливыми в жизни Вордсворта. Не имевший ни определенной профессии, ни своего дома, оставшийся практически без гроша, горько обиженный на родную страну за ее ненависть к Франции, Вордсворт проводил время в компании лондонских радикалов, в том числе У. Годвина (см. ГОДВИН Уильям). Он научился глубоко сострадать обездоленным - брошенным матерям, нищим, бездомным детям, бродягам и тем, кто пострадал из-за войн, что вела Англия. Все они стали персонажами мрачных по колориту поэм, которые Вордсворт начал писать в то время. Безрадостный период завершился для Вордсворта в 1795, когда наследство, доставшееся от одного из друзей, позволило ему снять дом и зажить под одной крышей с любимой сестрой Дороти; с тех пор она не разлучалась с братом до конца его жизни.

«Великое десятилетие»



В 1797 они перебрались в Альфоксден-хаус рядом с Бристолем. Там знакомство Вордсворта с поэтом С. Т. Колриджем (см. КОЛРИДЖ Сэмюэл Тейлор) переросло в дружбу и сотрудничество; последнему предстояло изменить не только жизнь обоих поэтов, но и саму английскую поэзию.

Их сотрудничество непостижимым образом окрепло на протяжении одного года (1797-98), который они провели «в совместных поэтических забавах». Для Вордсворта оно имело два важных последствия. Во-первых, отвлекло его от поэм - он трудился над ними еще со студенческих лет. Это были поэмы, исполненные критики общества, как «Равнина Солсбери» («Salisbury Plain»); пейзажно-описательные поэмы, воссоздающие местный колорит: опубликованные в 1793 «Вечерняя прогулка» («An Evening Walk») или «Изобразительные наброски» («Descriptive Sketches»); написанная белым стихом трагедия «Жители Пограничного края» («The Borderers»; опубликована в 1842) - драматургическое исследование анатомии вины. Поддержанный Колриджем, постоянно общаясь с Дороти и с природой, что было для него равно целительно, Вордсворт обратился к созданию небольших лирических и драматических стихов, снискавших ему любовь читающей публики. Одни из этих стихов проникнуты нежным чувством к сестре, другие обращены к цветам, птицам и прочим творениям «святого замысла Природы», третьи содержат портреты простых крестьян, призванные, по замыслу автора, наглядно раскрыть суть человеческой натуры.

Многие стихи Вордсворта были написаны в согласии с дерзновенной творческой программой, разработанной им совместно с Колриджем и нацеленной на разрушение поэтического канона неоклассиц???Ю Они были изданы в составе сборника, вышедшего без указания имени автора в 1798, - «Лирические баллады» («Lyrical Ballads»). Этот сборник, который открывался поэмой Колриджа «Сказание о старом мореходе», а завершался «Тинтернским аббатством», возвестил о рождении романтизма в английской поэзии. Помимо поэмы, сборник включал еще три произведения Колриджа; остальные стихи принадлежали Вордсворту. В носившем характер литературного манифеста «Предисловии» («Preface»; русский перевод 1980) ко второму изданию «Баллад» (1800) Вордсворт сформулировал задачи, поставленные перед собою авторами: «...отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их... обыденным языком, ...выявив в них... основополагающие законы нашей природы». Большинство стихов имели драматический сюжет, раскрывающий характер лирического повествователя. Таким образом, и сами стихи, и сопутствующий им манифест-предисловие устанавливали новый стиль, новый словарь и новую тематику для английской поэзии, предвосхитившие ее метаморфозы в 20 в.

Вторым важным для Вордсворта последствием сотрудничества с Колриджем явилось возникновение грандиозного поэтического замысла, который подчинил себе Вордсворта и не отпускал до самого конца. Колридж задумал огромную поэму, способную вобрать в себя квинтэссенцию всех наук, философских систем и религий. Он даже нашел ей название - «Ручей» («The Brook»), однако вскоре охладел к своей идее и предложил Вордсворту заняться ее воплощением. Тот согласился и уже в 1798 рассуждал о своем будущем детище в самых возвышенных выражениях. Он дал ей другое название - «Отшельник» («The Recluse»). Чтобы подвигнуть себя на свершение и попробовать силы, он начал автобиографическую поэму, которой предстояло на протяжении 40 лет неотступно занимать его мысли и чувства. «Прелюдия, или Духовное мужание поэта» («Prelude, or, Growth of a Poet"s Mind») увидела свет в 1850, уже после смерти автора. Форма лирического воспоминания, окрашенного в элегические тона, явленная в «Тинтернском аббатстве», получила здесь дальнейшее развитие. Сюжет поэмы отразил этапы жизни Вордсворта - школьные годы, пребывание в университете, поездки во Францию, переезд в собственный домик в Грасмире (1799). Таким образом, поэма воссоздала путешествие лирического героя по жизни с возвращением «на круги своя», долгий путь к самому себе. Однако главные события этой поэтической автобиографии развертываются не вне, а в душе лирического героя: торжественным слогом описано, как дар творческого воображения рождается, крепнет и постепенно забирает власть над душой, подчиняя себе и чувства и разум.

«Отшельник» же так и не был написан даже наполовину: из трех задуманных частей поэмы Вордсворт завершил только первую, которую опубликовал в 1814 под названием «Прогулка» («The Excursion»). Она состоит из девяти пространных философских монологов, принадлежащих рассказчикам - Страннику, Пастору, Коробейнику, Отшельнику и сельским жителям. Первый монолог (Книга I) - «Странник» («The Wanderer») - представляет собой вариант написанного еще в 1797 совершенным белым стихом произведения, одного из самых выдающихся в наследии Вордсворта; оно также известно под названием «Разрушенный дом» («The Ruined Cottage»). В этой печальной поэме с глубоким состраданием описана история постепенно опустившейся женщины, чей муж ушел в солдаты и не вернулся с войны. Позднейшие авторские варианты поэмы Вордсворт завершал умиротворяющей концовкой, однако в самой ранней и сильной редакции произведение отмечено наибольшим трагизмом.

Зиму 1798-99 Вордсворт и Дороти провели в немецком городке Госларе (Саксония). Там Вордсворт испытал одиночество, какого прежде не ведал; но оно способствовало рождению самых проникновенных произведений поэта - цикла «Люси» («Lucy»; русский перевод 1941), стихотворения «Мэтью» («Mathew»), элегий и первых набросков «Прелюдии». Вернувшись на родину, Вордсворт включил несколько новых стихов во второе издание «Баллад»; самым заметным добавлением стали грустные пасторали из сельской жизни - «Братья» («The Brothers») и «Михаил» («Michael»; русский перевод 1988). Новый корпус «Баллад» вкупе с блестящими образцами лирики, собранными во второй книге - «Стихотворения в двух томах» («Poems, in Two Volumes», 1807), обозначили границы периода, который ныне считается «великим десятилетием» творческой биографии Вордсворта, - от встречи с Колриджем в 1797 до 1808.

Поздний Вордсворт

Фрагмент второй части «Отшельника» был закончен в 1806, но, как и «Прелюдия», увидел свет только после смерти поэта. Покоем и радостью дышит «Дома в Грасмире» («Home at Grasmere»): Вордсворт, наконец, стал владельцем собственного домика Доув-коттеджа в Грасмире, графство Уэстморленд. Там он провел восемь лет, плодотворнейших в творческом отношении. В 1802, после заключения недолговечного Амьенского мира, Вордсворт побывал во Франции, где в Кале повидался с дочерью и попрощался с Аннет. По возвращении в Англию он женился на подруге детских лет Мэри Хатчисон; к 1810 у него были три сына и две дочери.

В 1805 утонул любимый брат Вордсворта, Джон, капитан парусного судна. Его гибель потрясла поэта. «И я от горя человечней стал», - сокрушенно писал он в «Элегических строфах» («Elegiac Stanzas»), навеянных картиной с изображением Пилского замка в бурю. С этого времени изменилась сама поэтическая манера Вордсворта: в его творчестве открылись новые углубленность, сдержанность, возвышенность интонации и языка в духе поэзии Мильтона (см. МИЛТОН Джон). Он словно провидел такую метаморфозу еще в «Тинтернском аббатстве», где распознавал «чуть слышную мелодию людскую печальную...», и в стихотворении «Ода: Намеки бессмертия» («Ode: Intimations of Immortality»; написана в 1802-04, опубликована в «Стихотворениях»). Тема оды - утрата поэтом былого видения, когда мир представал сияющим, напоенным «небесным светом», ложившимся в дни его детства и юности на землю, как «лучезарная и светлая мечта». В «Строфах» Вордсворт с грустью вспоминал этот свет как иллюзию, «поэта грезу», как «небывший свет на суше и воде».

Метафоры выявляют отличие раннего Вордсворта от позднего. Принято считать, что поэтический гений Вордсворта слабел по мере того, как он отдалялся от первоисточника своего вдохновения, а его приверженность англиканской церкви и консерватизму перерастала в ортодоксию и политическую косность. Сегодня для многих читателей существует два Вордсворта - юный романтик, исполненный революционных идей и стареющий гуманист-консерватор, вознесшийся, по выражению Дж. Китса (см. КИТС Джон), к «Высотам Эготизма». Поздние стихи Вордсворта очень редко выдерживают сравнение с лучшими из ранних.

В зрелые годы Вордсворт отдавал много сил сочинению од; из них наиболее известна «О власти музыки» («On the Power of Sound»). Из-под его пера также вышло множество сонетов, в большинстве образующих циклы. Примечателен цикл, посвященный реке Даддон (1806-20): в 34 сонетах воссозданы прибрежные ландшафты на всем протяжении реки, вьющейся по Озерному краю. Пейзажная лирика органически сливается здесь с философской, являя лучшие, как признано ныне, образцы поэзии Вордсворта этих лет. Ряд циклов навеян европейскими впечатлениями Вордсворта, а три части «Церковных зарисовок» («Ecclesiastical Sketches», 1822) содержат подчас остросатирические картины, прежде всего из истории церкви. Однако самые впечатляющие произведения зрелого и позднего Вордсворта выдержаны преимущественно в элегическом «ключе». Таковы вставленные в текст «Прогулки», прочувствованные элегии на смерть двух его детей в 1812 или великолепные поэтические реквиемы по собратьям-поэтам - Дж. Хоггу, Дж. Крэббу, Колриджу и Ч. Лэму (см. ЛЭМ Чарлз).

В 1808 Вордсворт с семьей перебрался из Доув-коттеджа в более просторный дом, а еще через пять лет переехал из Грасмира в Райдал-Маунт, близ Эмблсайда, где прожил до конца своих дней. В 1813 он получил должность уполномоченного графства Уэстморленд по печатям и штампам, которая приносила 400 фунтов стерлингов в год. Двухтомные «Стихотворения» («Poems»), изданные в 1815, включили большую часть лирики Вордсворта и два важных литературных эссе. На протяжении этих лет увидели свет и другие его произведения - «Белая голубка Рилстоуна» («The White Dove of Rylstone», 1815), грустная поэма о распаде католической английской семьи из-за неудавшегося восстания против Елизаветы I в 1569; «Благодарственная ода» («Thanksgiving Ode», 1816); поэма «Питер Белл» («Peter Bell», 1819), написанная еще в 1798, но впоследствии не раз переработанная с привнесением в текст романтической иронии и элементов героико-комического повествования и выдающая духовное родство автора и его героя, «лесного пылкого скитальца»; длинная баллада «Фургонщик» («The Waggoner», 1819) - о вознице, объезжающем северные графства.

До 1820 все публикации Вордсворта неизменно вызывали злобные нападки со стороны обозревателей и литературной критики; худшего приема не выпадало ни одному из великих английских поэтов. Однако после выхода цикла «Река Даддон» («The River Duddon», 1820) положение изменилось, и к середине 1830-х гг. высокая репутация Вордсворта прочно утвердилась в глазах как читающей публики, так и критиков.

В последние годы жизни Вордсворт много времени отдавал тому, что его домашние в шутку называли «штопкой», - постоянно и настойчиво переделывал ранее созданные произведения для каждого очередного переиздания. «Прелюдия», например, судя по рукописям, претерпела четыре существенные авторские редакции: 1789-99, 1805-06, 1818-20, 1832-39. Большинство читателей считают ранние варианты «Прелюдии», как, впрочем, и другие подвергшиеся основательной переработке стихи Вордсворта, наилучшими; однако проблески гениальности проскальзывают и в тех добавлениях и исправлениях, что Вордсворт вносил в текст даже на седьмом десятке.

Великий поэт

Вслед за своим другом Р. Саути (см. САУТИ Роберт), скончавшимся в 1843, Вордсворт удостоился звания поэта-лауреата и оставался таковым до самой смерти. Его влияние на английскую поэзию очевидно на протяжении всего 19 в., хотя критика, с легкой руки властителя умов викторианской эпохи М. Арнолда (см. АРНОЛД Мэтью), воздавала ему должное скорее за лирику, нежели за истинный шедевр - «Прелюдию». 20 век открыл в Вордсворте великого поэта, признав его ключевую роль в возникновении английского романтизма и оценив дотоле пребывавшую в небрежении своеобычность его личности и поэтического наследия.

Как революционное преобразование английской поэзии романтизм в первую очередь обязан Вордсворту, внесшему в эту поэтическую революцию тройной вклад. Во-первых, его поэзия и эссе отмечены совершенно новым восприятием природы, которое отнюдь не сводимо к формальному обновлению пейзажной лирики. Вордсворт предложил абсолютно новый взгляд на органическое единство человека и его естественной среды обитания, запечатленный в метафорах, раскрывающих слияние человеческой души и природы; более того, раскрытый во всеобъемлющей метафоре Природы как символа Божественного разума, каковой «вбирает бесконечность» и мыслит «у черной бездны на краю». Во-вторых, Вордсворт явил пример углубленного самоанализа в самом совершенном своем творении - «Прелюдии», первой подлинно автобиографической поэме на английском языке, где действительно показал «духовное мужание поэта». Работая над ней, Вордсворт погружался в себя, постигал внутренние истоки своего поэтического дара и таким образом проникал в психологию человека, как она понимается в наше время. В-третьих, Вордсворт поднял поэзию на небывалую высоту; он ни много ни мало заявил: «Поэзия - начало и венец всякого знания, она так же бессмертна, как и человеческое сердце». И он доказал это, создав блистательные образцы поэзии своего века. В английской поэзии он занял предсказанное Колриджем и М. Арнолдом место - в одном ряду с Шекспиром и Мильтоном.

Энциклопедический словарь. 2009.

Прелюдия, или Становление сознания поэта

Фрагменты поэмы

Вступление Елены Халтрин-Халтуриной

Уильям Вордсворт: современник Джонсона, Байрона, Кэрролла

При взгляде на даты жизни английских романтиков сразу бросается в глаза, что старший из них, считающийся основоположником романтической школы в Великобритании - Уильям Вордсворт (7.04.1770-23.04. 1850), - прожил долгую жизнь. Пред ним оказался бессилен романтический закон, сулящий гению раннюю гибель, - “Сначала лучшие умрут, а тот, кто сердцем черств и сух, дотлеет до конца” .

С литературным творчеством Вордсворт соприкоснулся задолго до рождения Байрона и Шелли, когда еще были живы корифеи эпохи английского классицизма и сентиментализма Сэмюэл Джонсон и Уильям Каупер. Он сочинял стихи будучи школьником, и отдельные строки ему удалось опубликовать под псевдонимом Axiologus. В зрелые годы Вордсворту привелось активно общаться со всем литературным бомондом. Это не только его земляки Колридж, В. Скотт, Де Куинси, Байрон, Теннисон и другие. С ним состоял в переписке Г. У. Лонгфелло, а 30-летний Р. У. Эмерсон (за три года до первого заседания Трансцендентального клуба) специально приезжал в Озерный край в усадьбу на холме Райдал, чтобы лично побеседовать со стариком Вордсвортом. Люди искали встреч с Вордсвортом не как с официальной фигурой (хотя в 1843-1850-е годы он занимал пост поэта-лауреата при королеве Виктории), а как с известным поэтом-мыслителем. Когда Вордсворт достиг преклонного возраста, многие его поэтические произведения давно были разобраны на цитаты. В 1850 году Вордсворт ушел из жизни. Подрастало совершенно новое поколение, младшим представителям которого суждено было вступить в XX век. Томасу Харди было 10 лет, Уолтеру Патеру - 11, Льюису Кэрроллу - 18.

Интерес художников к Вордсворту рос пропорционально славе - и она не была ранней. Вот почему портреты Вордсворта, известные нам по антологиям и историям литературы, являют взору старца, убеленного сединами. Большинство этих изображений было создано после того, как поэту исполнилось 60. Исследователи насчитали 87 его поздних портретов . В свое время самым известным из них был портрет работы Г. У. Пикерсгила. Начиная с издания собраний стихотворений Вордсворта в 1836 году, гравюра с этого портрета многократно перепечатывалась.

В те же годы хорошо была известна картина работы Б. Р. Хейдона “Вордсворт на вершине холма Хелвеллин в Озерном краю” 1842 года, выполненная в стиле исторического портрета. На ней поэт изображен как герой великих сражений, в раздумии стоящий у одной из покоренных вершин.

XX век узнал более юные лица Уильяма Вордсворта. Из тени забытых собраний выступили картины, показывающие его в период “золотого” расцвета таланта (годы 1797-1807 известны как “золотое десятилетие” в творчестве поэта). Самый ранний из известных портретов (с. 79) написан У. Шатером в знаменательный 1798 год - год тесного творческого сотрудничества Вордсворта и Колриджа. Именно тогда создавался сборник “Лирические баллады”, публикация которого ознаменовала начало романтического периода в английской литературе. Это единственный портрет, где можно увидеть улыбку Вордсворта. Современники вспоминали, что схватить ее было очень непросто. Улыбка чудесно озаряла его лицо, словно солнечный луч, на краткое мгновение пробившийся из-за облаков . Другой портрет - сегодня он часто появляется в печати - выполнен Генри Эдриджем в 1805-1806 годах.

Дороти, сестра поэта, находила в нем большое сходство с оригиналом. Уильям здесь - состоявшийся поэт, за плечами которого написание поэмы “Прелюдия, или Становление сознания поэта” (опубликована в 1850 году). Это биография души художника, стоящая в центре английского романтического канона.

Поэма “Прелюдия” создавалась и шлифовалась несколько десятилетий , ткань ее повествования имеет сложный рисунок. В ней описывается, как в Англии конца XVIII - начала XIX веков менялся дух времени и менталитет. На этом фоне происходит формирование человека художественного склада мышления, который чутко воспринимает все события современности. Вордсворт показывает, какие философские модели доминировали на том или ином этапе его становления. Свое детство поэт описывает, прибегая к моделям ассоциативной философии XVIII века (Д. Гартли), юность у него проходит под знаком годвинизма , а творческое становление напрямую связано с выработкой романтической эстетики “воображения”, о которой мы скажем особо.

Примечательно, что поэт всегда изображает состояние души героя через картины природы. Современники говорили о Вордсворте так: “Его душа, отвратившаяся от внешнего мира и сосредоточенная на собственной внутренней жизни, познает ценность мыслей и чувств, вызванных самыми незначительными событиями прожитых лет. Песенка кукушки звучит в его ушах как голос из прошлого; на расцветающих маргаритках лежит отблеск мальчишеского восторга, лучащегося из умудренных опытом глаз поэта; радуга простирается в небесах великолепной аркой в ознаменование перехода от детства к юности, а старый терновник клонится под бременем воспоминаний” .

Вордсворт имел обыкновение совмещать - словно диапозитивы - несколько мысленных пейзажей. Поэт сравнивал, как в разном возрасте при взгляде на один и тот же предмет человек замечает разные детали. Некоторые из деталей присутствуют только на старых “слайдах” и восстанавливаются силою памяти или воображения. Другие, напротив, появляются с течением времени.

Моменты душевных взлетов поэт выделял особо и полагал, что описывать их надо не в момент возникновения, а после осмысления. Вот почему Вордсворт определил поэзию как “припоминание ярких моментов прошлого в состоянии покоя” (предисловие к “Лирическим балладам”). Главной творческой силой он считал воображение . Воображение для Вордсворта - особый термин. Это творческая сила, встающая из глубин сознания поэта, которая позволяет ему острее ощущать бытие - как свое, так и других людей. В отличие от фантазии, воображение не уносит поэта в мир иллюзий, а приближает к нему живой мир, высвечивая лучшие, но скрытые стороны действительности.

В чем же здесь новизна? Предшественники поэта воспевали воображение как аналог вдохновения (Экенсайд, Шефтсбери, Томсон). Вдохновение приходило к поэту-искуснику извне и помогало ему создать новый шедевр в условиях непререкаемости старых образцов и условностей жанра. Романтики Вордсворт и Колридж стали больше ценить авторскую спонтанность - непредсказуемость, обусловленную не игрой внешних божественных сил, а внутренним воображением, подпитывающимся работой человеческого разума и подсознания. Так в Англии свершался переход от предромантической системы ценностей (устои, элитарность, искусность, рассудок, остроумие, энтузиазм, божественное вдохновение и сродное вдохновению воображение) к раннеромантической (спонтанность, демократичность, одаренность, медитативность, воображение, фантазия). Ключевую роль в этом переходе играло романтическое переосмысление категории воображения.

Моменты, когда происходят вспышки воображения, Вордсворт назвал “местами времени” (“spotsoftime”):

Есть времени места - и в каждой жизни

Они - живительных источник сил;

Туда от суесловья и лукавства,

Иль от того, что более гнетет,

Порой невыносимо, от никчемных

Занятий и рутины, мы спешим,

Чтобы незримо возродиться, чтобы

Дух радости, входя в нас, помогал

Достигшим высоты, подняться выше,

Упавшим - встать. Сей животворный дух

Там веет, где почувствовать смогли мы,

Что всем обязаны своей душе:

Она - царица; все, что к нам приходит

Извне, подчинено и служит ей.

Мгновения такие мы находим

Повсюду - с детства самого они

Знакомы нам, и там, я полагаю, -

Всего видней. Насколько я могу

Судить, влияньем этим благотворным

Полна вся жизнь моя.

Прелюдия. Кн. 11. Перевод Т. Стамовой

В 12-ти книгах поэмы “Прелюдия” насчитывается более 30 эпизодов с описанием “мест времени”. Они составляют костяк поэмы.

Вордсворт полагал, что “места времени” могут быть разной интенсивности: одни яркие, другие побледнее. Интенсивность зависит от того, на каком этапе личностного развития находится человек. Первые вспышки еще не вполне развившегося творческого воображения случаются в детстве, они учат героя узнавать гармонию и дисгармонию, прислушиваться к голосу совести. Юношеские - приносят ему осознание своего призвания и интерес к политике. Зрелость же достигается тогда, когда поэт отказывается от утопических порождений фантазии и при помощи воображения познает себя и мироустройство, пытаясь - насколько это возможно - “вживую” соприкоснуться с трансцендентным.

Так в “Прелюдии” с наибольшей полнотой раскрылся характерный вордсвортовский стиль, который он выработал еще для написания “Лирических баллад”: при помощи мысленных пейзажей, наложенных друг на друга по принципу просвечивающих пластин, выявлять то, как постоянно меняется сознание лирического героя. В каждой пейзажной группе непременно имеется “пластина” с изображением “мест времени”.

Вордсворт посвятил себя созданию поэзии, которая есть плод романтического воображения - воображения в очень конкретном понимании слова. На практике данный метод реализовался через создание “мест времени”. Это и есть особый вордсвортовский стиль. Возник он как авторский, индивидуальный, а впоследствии сделался одним из ведущих, “больших” стилей эпохи английского романтизма .

Вордсворт как автор лирических баллад, “певец тиса и нарциссов” (Брэдли), неплохо известен в России. Однако как поэт, предвосхитивший развитие возрастной психологии и совместивший ее с психологией творчества, Вордсворт может раскрыться только через “Прелюдию”.

Появление полного перевода поэмы “Прелюдия” на русский язык - несомненно крупное событие для нашей литературы. Он подготовлен для серии “Литературные памятники” РАН (перевод Т. Стамовой). Для раздела “Дополнения” впервые переведены на русский язык “Ода предчувствия бессмертия” (перевод Г. Кружкова), “Дóма в Грасмире” (перевод М. Фаликман), цикл “К Мэтью” (перевод С. Дубинского), “Разрушенная хижина” (перевод А. Лукьянова) и другие. Издание сопровождают статьи А. Н. Горбунова о творческом пути Вордсворта, о созвучности отдельных его строк русской литературе.

Здесь представлены фрагменты поэмы.

Из книги первой

Детство и школьные годы

В то время восхищение и страх

Наставниками были мне. С пеленок

Я пестуем был красотой, и после,

Когда с иной долиной мне пришлось

Девятилетнему свести знакомство,

Я полюбил ее всем сердцем. Помню,

Когда ветров морозное дыханье

Последним крокусам на горных склонах

Сжигало венчики, я находил

Себе отраду в том, чтоб до утра

Бродить средь скал и тех лощин укромных,

Где всюду водятся вальдшнепы. Там,

С силком через плечо, охотник жадный,

Я обегал свои угодья, вечно

Не находя покоя, и один

Под звездами, казалось, был помехой

Покою, что царил средь них; порой,

Почти рассудок потеряв и жаждой

Добычи обуян, чужой улов

Себе присваивал и после слышал

Среди холмов безлюдных странный шорох,

Дыханье близкое, шаги, почти

Неуловимые средь сонных трав.

Когда апрельский своевольный луч

У первоцветов стрелки вынимал

Из новеньких колчанов, я опять

Вверх устремлялся, в горы, к одинокой

Вершине, где среди ветров и туч,

Орел-разбойник кров нашел. Увы,

И тут достойной цель мою назвать

Я не могу. Но сколько дивных чувств

Я испытал, когда, почти достигнув

Гнезда, висел над пропастью - зацепкой

Мне были лишь пучки сухой травы

Да трещины в скале; я сам былинкой

Трепещущею был; с налету ветер,

Сухой и резкий, дерзостное что-то

Кричал мне в уши, и чужим, нездешним,

Каким-то неземным, казалось небо

И заговорщиками облака!

Как в музыке гармония и лад

Всем правят, так и человека ум

Устроен. Некоей незримой силой

Все элементы, чуждые друг другу,

В нем сведены в поток единый. Так

И страхи ранние мои, и беды,

Сомнения, метания, тревоги,

Неразбериха чувств моих и мыслей

Становятся покоем, равновесьем,

И я тогда достоин сам себя.

Что ж остается мне? Благодарить

За все, за все, до самого конца.

Однако же Природа, с юных лет

Своих питомцев закаляя, часто

Завесу облаков над ними рвет,

Как бы при вспышке молнии - так первым

Их удостаивая испытаньем,

Наимягчайшим, впрочем; но порой

Угодно ей, с той же благою целью,

Устраивать им встряску посильней.

Однажды вечером, ведомый ею,

Я лодку пастуха нашел, что к иве

Всегда привязана была у входа

В укромный грот. В долине Паттердейл

Я на каникулах гостил тогда,

И ялик тот едва лишь заприметив,

Находку счел неслыханной удачей,

Залез в него и, отвязав, отплыл.

Луна взошла, и озеро сияло

Средь древних гор. Под мерный весел плеск

Шла лодочка моя - вперед, вперед,

Как человек, что ускоряет шаг.

Поступок сей, конечно, воровство

Напоминал, и все же ликованья

Была полна душа. И горным эхом

Сопровождаем, ялик мой скользил

По водной глади, оставляя след

Из маленьких кругов, что расходились

От каждого весла и исчезали

В одном потоке света. Горный кряж,

Тянувшийся вдоль озера и бывший

Мне горизонтом, темный небосвод

И звезды яркие - я, глаз от них

Не в силах оторвать, все греб и греб,

Собою горд, и весла погрузил

В молчанье вод озерных. Мой челнок,

Как лебедь, приподнялся на волне,

И в тот же миг из-за прибрежных скал

Огромного утеса голова

Вдруг показалась, и росла, росла,

Пока, воздвигнувшись во весь свой рост,

Сей исполин меж звездами и мной

Не встал - и мерным шагом, как живой,

Пошел ко мне. Дрожащею рукой

Я челн мой развернул и, поспешив

Назад, по тихим водам, словно тать,

Вернулся в грот Плакучей ивы. Там

На прежнем месте лодку привязав,

Через луга я шел домой и в мысли

Тяжелые был погружен. С тех пор

Прошло немало дней, а я никак

Забыть то зрелище не мог. Неясных

И смутных образов был полон ум.

Неведомые формы бытия

Из темноты вставали. Как назвать

Тот мрак, я сам не знал. Я был один,

Покинут всеми; даже то, что прежде

Мой составляло мир - деревья, небо,

Поля зеленые, морская ширь -

Все, все исчезло, кроме тех огромных

Существ, не походящих на людей,

Что среди дня мой посещали ум

И в снах ночных тревожили меня.

Премудрость, дух Вселенной! Ты, душа,

Бессмертье мысли - ты даешь дыханье,

Движенье нескончаемое формам

И образам. И мню, что неслучайно

Ты с первого рассвета моего

При свете дня и ночью занимала

Мой ум не суетой, что человекам

Столь свойственна, но тем высоким, прочным,

Что недоступно ей - природой, жизнью

Непреходящей, и мечты, и мысли

И чувства все преображала так,

Что освящались даже боль и страх.

Так нам порой случается расслышать

В биенье сердца мирозданья пульс.

Сей дар причастности, хоть не заслужен

Нисколько, но отпущен был сполна.

Когда в ноябрьские дни долины

Волнистым, тонким выстланы туманом,

Казались бесприютными вдвойне,

И в ночи летние, когда по краю

Озерных вод, что стыли средь холмов

Печальных, возвращался я домой,

Их бесприютности и дрожи полн,

Та благодать сопутствовала мне.

Когда ж морозы ударяли, день

Сжимался и в окошках теплый свет

Горел зазывно в сумерках - на зов

Я не спешил. Восторг и упоенье

Владели мной. То был счастливый час

Для нас для всех. Как на свободе конь,

Счастливый, гордый, в новое железо

Обутый, и о доме позабыв,

По льду озерному под звон коньков

И ветра свист, носился я. Стремясь

Забаве взрослой подражать, в охоту

Играли мы тогда. Все как взаправду:

Рога трубят, веселых гончих стая

И заяц быстроногий впереди.

Звенящих был. Вокруг отлоги гор

Им вторили. И каждый голый куст,

И деревце безлистное, и льдистый

Утес в ответ звенели словно медь.

А отдаленные холмы в пространство

Унылый отзвук посылали. Звезды

Сияли на востоке, и полоской

Оранжевой на западе светился

И постепенно догорал закат.

Порой, когда от шума отдохнуть

Хотелось мне, в уединенной бухте

Узоры я выписывал, любуясь

Звездой какой-нибудь на льду. Когда же

Ватагой шумной, разогнавшись с ветром,

Неслись мы вдаль, и берега во тьме

Вытягивались в линию и тоже

Навстречу нам свой ускоряли бег,

Мне нравилось, отстав, на всем ходу

Остановиться - редкие утесы

Еще неслись навстречу, будто вместе

С землей, что свой заканчивала круг,

И застывали где-то позади,

И я стоял, застигнут тишиной

И скован ею, словно спал без снов.

Овы, явленья чудные на небе

И на земле, видения холмов

И духи мест пустынных! Не напрасна

Была забота ваша обо мне,

Когда преследуя меня средь детских

Забав - в лесах, пещерах, средь холмов,

На всем вы оставляли отпечаток

Желания и страха, в океан,

Земную твердь вседневно обращая,

Кипящий, где как волны набегают

Восторг и страх, надежда и тоска.

В любых занятьях наших, в круговерти

Чудесной зим и весен, я всегда

Следы волнений этих находил.

Мы жили, словно птицы. Солнце в небе

Не видело долин, подобных нашим,

И радости столь шумной и веселья -

Таких не знают, верно, небеса.

И ныне радуюсь, когда припомню

Леса осенние, молочно-белых

Орехов грозди; удочку и леску -

Сей символ упованья и тщеты, -

Что звали нас к источникам средь скал,

От звезд и солнца лето напролет

Укрытых, к водопадам на изломах

Речушек горных. Сладко вспоминать!

И сердцем прежним чувствую опять

Тот дивный трепет, напряженье то,

Когда с холмов в июльский полдень ввысь

Взвивался змей воздушный, натянув

Свои поводья, словно резвый конь,

Или с лугов подхваченный внезапно

Ноябрьским ветром, застывал на миг

Средь облаков, чтобы потом рвануться

Куда-то и, отвергнутым, на землю

Вдруг рухнуть всею тяжестью своей.

Вы, домики смиренные, нам кров

Дарившие тогда, забуду ль ваши

Тепло и радость, святость и любовь.

Среди приветливых полей какими

Уютными казались ваши кровли!

Каких только не знали вы забот

И не чурались их! Однако ж были

У вас и праздники, и торжества,

И радости простые: вечерами,

Собравшись у каминного огня,

Как часто мы над грифельной доской

Склонялись низко друг напротив друга

И крестики чертили и нули

В баталиях упорных - впрочем, вряд ли

Их удостою описанья здесь.

А то еще вкруг белого как снег

Стола из ели, вишни или клена,

Сойдясь за вистом, посылали в бой

Войска бумажные - от настоящих

Их отличало то, что после всех

Побед и поражений не разбиты

И не забыты были, но в поход

В составе прежнем выступали вновь.

Компания престранная! Иные,

К сословью низкому принадлежа,

По прихоти судьбы вдруг возвышались

Едва ли не до трона, замещая

Правителей усопших. Как тогда

Гордыня распирала их - всех этих

Бубен и пик, треф и червей! А нам

Как сладко было всеми помыкать!

Издевкам, шуткам не было конца,

Когда потом, словно Гефест с небес,

Ниц падали - великолепный туз,

Сей месяц на ущербе, короли

Опальные и дамы, коих роскошь

Сквозь тлен еще светилась. За окном

Меж тем шел дождь, или мороз жестокий

Все пробовал на зуб, и лед, ломаясь

На озере близ Истуэйта, порой,

К воде сползая, долы и холмы

Протяжным звуком оглашал, похожим

На вой проголодавшихся волков.

И тщательно припоминая здесь,

Как дивною наружностью природа

Меня пленяла с детства, занимая

Мой ум величием и красотой

Своих созданий, и пристрастье к ним

Старалась пробудить, все ж не забуду

О радостях иных - происхожденье

Их мне не ведомо: как временами

Средь шума и тревог я ощущал

Вдруг чувства новые - святой покой

И тишину - и словно сознавал

Свое родство со всем, что на земле

Живет и дышит, и внезапно вещи

По-новому мне открывались, будто

Спешили донести простую весть

О том, что жизнь и радость суть одно.

Да, отроком еще, когда земля

При мне раз десять свой свершила круг,

К чудесным сменам приучая ум,

Я Вечной красоты уж замечал

Присутствие и часто по утрам

Вдыхал ее как вьющийся туман

Долины и в недвижной глади вод,

Берущих цвет у тихих облаков,

Ее, казалось, созерцал лицо.

Расскажут вестморлендские пески

И кряжи Камбрии, как, когда море,

Тень сумерек отринув, посылало

Пастушьим хижинам благую весть

О восхождении луны - как долго

Стоял я, перед зрелищем сиим,

Как странник, онемев и никаких

Подобий оному не находя

В короткой памяти своей, и мира,

И тишины в смятенном сердце, все ж

Уйти не мог и, взглядом обводя

Сияющий простор, словно сбирал

С дрожащих лепестков в сем поле света

Блаженство новое, как юный шмель.

Так, часто средь ребяческих забав,

Средь радостей внезапных, словно вихрь

Захватывавших нас, да столь же бурных,

Сколь мимолетных, вдруг, словно щита

Блистаньем поражен, я застывал

На месте: то природа говорила

Со мной своим бессмертным языком.

И преткновенья наши, и невзгоды -

Проделки, верно, озорливых фей -

Небесполезны были, сохраняя

В себе сей драгоценный отпечаток

Картин и форм, что много лет спустя

Умели оживать и повзрослевший

И приземленный окрыляли ум.

И даже если радости самой

Стирался след, то сцены - те, что были

Свидетелями ей, - перед глазами

Вставали вновь и вновь, и с ними чувства

Забытые: и воспитатель-страх,

И удовольствие, и все, что ей,

Той радости, сопутствовало, - так

Исполнены великой красоты,

Сии картины, времени барьер

Преодолев, уже не покидали

Ума, родными становясь, и каждый

Цвет, и оттенок, каждая черта

Хранили с прошлым радостную связь.

Из книги седьмой

Пребывание в Лондоне

О, друг любезный мой, одно из чувств,

Мной здесь испытанных, принадлежит

По праву городу сему - как часто,

С людским потоком слившись, я шагал

По шумным улицам и говорил

Себе: “Здесь тайна - каждое лицо”.

И я глядел, глядел не отрываясь,

Вникая, что, и где, и как, но вот

Все образы вдруг делались подобны

В горах туману или зыбким снам,

И повседневности докучной бремя -

Надежд и страхов, прошлых, настоящих,

Законов, правил всех, что человек

Себе установил, - не узнавая

Меня, не узнанное мною, прочь

Куда-то отходило. И однажды,

В сем карнавале, я был поражен

Внезапно видом нищего - подняв

Глаза слепые, прислонясь к стене,

Стоял он неподвижно. На листке,

Приколотом к лохмотьям, я прочел

Историю его. И в тот момент

Мой ум, как жернов под струей воды,

Вдруг повернулся: все, что о себе

И о вселенной знаем мы, - не больше

Записки этой жалкой на груди

У нищего - подумал я. И образ

Сей недвижимый, с каменным лицом

И мертвым взглядом, показался мне

Посланьем из иного бытия.

Из книги десятой

Пребывание во Франции и французская революция

И в это время, окрылен надеждой,

В Париж вернулся я. Опять бродил -

Лишь с большим интересом, чем когда-то, -

По улицам знакомым, проходил

Мимо тюрьмы, где доживал свой век

Монарх несчастный, разделив судьбу

С супругой и детьми, и тот дворец,

Что штурмом был недавно взят под залпы

Артиллерийские и рев толпы.

И площадь Карузель (совсем пустую)

Я пересек - недели три назад

Там груды мертвых и полуживых

Тел громоздились, - и теперь, взирая

На все эти места, я был как тот,

Кто силится прочесть страницы книги

Незабываемой, но, языка

Не зная, лишь глядит на них с тоской,

Молчание поставив им в вину.

В ту ночь мне не спалось, я ощутил,

В каком безумном мире нахожусь.

В чердачной комнате под самой крышей

Большого дома предстояло мне

Ночь провести - в иное время я

Такому месту был бы рад, и даже

Теперь мне нравилось здесь. Я не спал,

Читая при полуоплывшей свечке,

Но с перерывами. Недавний страх

Я ощущал как подступавший вновь.

Все мысли были о сентябрьской бойне,

От коей месяц только отделял

Меня, - я словно кожей ощущал

Тот материальный страх (все остальное

Из вымыслов достраивалось мной,

Из скорбных хроник тех жестоких дней,

Воспоминаний чьих-то и туманных

Предчувствий). Лошадь учится на корде,

Небесный ветер на круги своя

Всегда стремится, год идет за годом,

Отлив становится приливом, день

Сменяет день, все сущее должно

Родиться снова. И землетрясенье

Насытиться не может никогда!

Так говорил я сам с собой, покуда

Над городом вознесшись, прогремел:

Не спи! Не спи! - Все стихло, но потом,

Немного успокоившись, едва ли

Я мир обрел, и мой чердак теперь,

Хоть мертвая была в нем тишина,

И вовсе непригодным был для сна,

Как чаща, диких полная зверей.

Вордсворт Уильям (Wordsworth, William) (1770-1850), английский поэт. Родился 7 апреля 1770 в Кокермауте (графство Камберленд). Он был вторым из пяти детей Д.Вордсворта, поверенного и агента Дж.Лоутера (впоследствии первого графа Лонсдейла). В 1779 мальчика определили в классическую школу в Хоуксхеде (Северный Ланкашир), откуда он вынес отличное знание античной филологии и математики и начитанность в английской поэзии. В Хоуксхеде он предавался любимому времяпрепровождению — пешим прогулкам.

В 1787 Вордсворт поступил в Сент-Джонз-колледж Кембриджского университета, где занимался преимущественно английской литературой и итальянским языком. Во время каникул он обошел Озерный край и Йоркшир и написал героическим дистихом поэму Вечерняя прогулка (An Evening Walk, 1793), в которой много проникновенных картин природы. В июле 1790 Вордсворт и его университетский друг Р.Джонс пешком пересекли Францию, переживавшую революционное пробуждение, и через Швейцарию добрались до озер на севере Италии.

Юность? Вздымающаяся волна. Позади - ветер, впереди - скалы.

Вордсворт Уильям

Отец Вордсворта умер, причем его наниматель граф Лонсдейл остался ему должен несколько тысяч фунтов, но отказался признать этот долг. Семья надеялась, что Уильям примет духовный сан, но он не был к этому расположен и в ноябре 1791 снова отправился во Францию, в Орлеан, чтобы основательно заняться французским языком. Там он полюбил дочь военного врача Анетт Валлон, которая 15 декабря 1792 родила ему дочь Каролину. Опекуны приказали ему немедленно вернуться домой. Вордсворт признал свое отцовство, но не женился на Анетт.

По возвращении в Лондон (в декабре 1792) он опубликовал Вечернюю прогулку и Описательные наброски (Descriptive Sketches), рассказ о путешествии с Джонсом, написанный во Франции и окрашенный восторженным приятием революции. Вспыхнувшая в феврале 1793 англо-французская война потрясла Вордсворта и надолго ввергла его в уныние и тревогу. Осенью 1794 умер один из молодых друзей Вордсворта, завещав ему 900 фунтов. Этот своевременный дар позволил Вордсворту всецело отдаться поэзии. С 1795 до середины 1797 он жил в графстве Дорсетшир вместе со своей единственной сестрой Доротеей; их объединяло полное родство душ. Доротея верила в брата, ее поддержка помогла ему выйти из депрессии и стать великим поэтом. Он начал с трагедии Жители пограничья (The Borderers). Неподдельного чувства исполнена поэма в белых стихах Разрушенный коттедж (The Ruined Cottage) — о судьбе несчастной женщины; впоследствии поэма стала первой частью Прогулки (The Excursion).

В июле 1797 Вордсворты переехали в Альфоксден (графство Сомерсетшир) — поближе к С.Т.Колриджу, который жил в Нетер-Стоуи. За год тесного общения с Колриджем сложился сборник Лирические баллады (Lyrical Ballads), куда вошли Сказание о Старом Мореходе Колриджа, Слабоумный мальчик, Терн, Строки, написанные на расстоянии нескольких миль от Тинтернского аббатства и другие стихотворения Вордсворта. Анонимное издание Баллад вышло в сентябре 1798. Колридж уговорил Вордсворта начать эпическую "философическую" поэму о "человеке, природе и обществе" под названием Отшельник (The Recluse). Вордсворт с воодушевлением взялся за дело, но увяз в композиции. В рамках этого замысла им написаны только стихотворное введение О человеке, природе и жизни, автобиографическая поэма Прелюдия (The Prelude, 1798-1805) и Прогулка (1806-1814). В Альфоксдене он также закончил (но не опубликовал) Питера Белла (Peter Bell).

В сентябре 1798 Вордсворты с Колриджем совершили поездку в Германию. В Госларе Вордсворт, приступая к Отшельнику, изложил белым стихом историю своих отроческих впечатлений и переживаний от общения с природой. Позже он включил написанное в Прелюдию в качестве Книги I. Помимо этого он написал много стихотворений, в т.ч. цикл Люси и Руфь. В декабре 1799 он и Доротея сняли коттедж в Грасмире (графство Уэстморленд). В январе 1801 Вордсворт выпустил второе издание Лирических баллад, добавив созданные в Грасмире повествовательные поэмы Братья и Майкл и обширное предисловие с рассуждениями о природе поэтического вдохновения, назначении поэта, содержании и стиле истинной поэзии. Колридж не дал ни одного нового произведения во второе издание, и оно, вобрав в себя первое, вышло в свет под именем одного Вордсворта.

Зима и весна 1802 отмечены творческой активностью поэта: были написаны Кукушка, триптих Бабочка, Обещания бессмертия: Ода, Решимость и Независимость. В мае 1802 старый граф Лонсдейл умер, и наследник согласился выплатить Вордсвортам 8000 фунтов. Это существенно укрепило благосостояние Доротеи и Уильяма, собиравшегося жениться на Мэри Хатчинсон. В августе все трое побывали в Кале, где повидались с Анетт Валлон и Каролиной, и 4 октября Мэри и Вордсворт обвенчались. Брак их был очень счастливым. С 1803 по 1810 она родила ему пятерых детей. Доротея осталась жить в семье брата.

В 1808 Вордсворты перебрались в более просторный дом в том же Грасмире. Там Вордсворт написал бóльшую часть Прогулки и несколько прозаических произведений, в т.ч. свой знаменитый памфлет о Конвенции в Цинтре, продиктованный сочувствием к испанцам под властью Наполеона и возмущением предательской политикой Англии. Этот период был омрачен размолвкой с Колриджем (1810-1812) и смертью в 1812 дочери Катерины и сына Чарлза. В мае 1813 Вордсворты уехали из Грасмира и обосновались в Райдел-Маунт, двумя милями ближе к Эмблсайду, где и прожили до конца своих дней. В том же году Вордсворт получил по протекции лорда Лонсдейла должность государственного уполномоченного по гербовым сборам в двух графствах, Уэстморленде и части Камберленда, что позволило ему обеспечить семью. Эту должность он исполнял до 1842, когда ему назначили королевскую пенсию — 300 фунтов в год.

После завершения наполеоновских войн (1815) Вордсворт смог насытить свою страсть к путешествиям, несколько раз побывав в Европе. Прелюдию, "поэму о своей жизни", он закончил еще в 1805, но в 1832-1839 тщательно ее переписывал, смягчая слишком откровенные пассажи и вставляя куски, проникнутые подчеркнуто христианскими настроениями. В 1807 он выпустил Стихотворения в двух томах (Poems in Two Volumes), включившие многие великие образцы его лирики. Прогулка вышла в 1814, за ней в 1815 последовало первое собрание стихотворений в двух томах (третий добавился в 1820); в 1816 была опубликована Благодарственная ода (Thanksgiving Ode) — на победное окончание войны; в 1819 увидели свет Питер Белл и Возничий (The Waggoner), написанный еще в 1806, а в 1820 — цикл сонетов Река Даддон (The River Duddon).