Биография Маяковского. Маяковский и Брики

Владимир Владимирович Маяковский - поэт-новатор, драматург, публицист, художник, создатель оригинальной системы стихосложения, заметно повлияла на развитие модернистской поэзии XX века. Родился он в захудалой дворянской семье недалеко от города Кутаиси. Обучение начал в местной гимназии, но из-за внезапной смерти отца вместе с матерью и двумя сестрами переехал в Москву, где и продолжил свое образование (в 1908 году его за неуплаты исключили из гимназии. С юношеских лет Маяковского привлекал движение обновления - еще в Кутаиси он принимал участие в политических демонстрациях, знакомился с нелегальной литературой. В Москве он сблизился с социал-демократических кружками, начал заниматься пропагандистской работой среди рабочих, а в 1908 году даже вступил в большевистскую партию. О своих тогдашних захвата Маяковский позже рассказал в автобиографии «Я сам». Через несколько месяцев за свою активную революционную деятельность юноша попал в Бутырской тюрьмы, где находился целых 11 месяцев (его не отправили в Сибирь только потому, что он был несовершеннолетним.

Этот бурный период юношеского жизни был ознаменован первыми стихотворными попытками, которые впоследствии превратились в неудержимое желание посвятить себя литературному творчеству. Главными темами раннего творчества Маяковского стали современное поэту город и бесконечные человеческие страдания. Город у поэта уподибнювалося аду, его «шумы, шумки, шумища» несли людям боль и муку. Личность в этом мире чувствовала себя одинокой, как «последнее глаз человека, идущего к слепым. Вместе с тем уже в ранних стихах он показал себя как поэт-лирик с чрезвычайно чувствительным и эмоциональным восприятием мира. Об этом якнайвиразниипе свидетельствуют стихи «А вы смогли бы?», «Послушайте», «Скрипка и немножко нервно».

Юноша пытался попробовать свои силы не только в поэзии, но и в живописи. Интерес к изобразительному искусству привел его в 1908 году до Строгановского художественно-промышленного училища. Почти одновременно с этим он сблизился с группой молодых поэтов и худож-ников-кубофутурист и вскоре стал одним из ее лидеров. Его стихи - «Ночь», «Утро», «Порт», «С улицы в улицу» и другие - отвечали эстетическим нормам российского кубофутуризму, теоретические положения которого были изложены в манифесте «Пощечина общественному вкусу». Как кубофутурист поэт ориентировался на индивидуализм лирического героя, на приоритет предметного мира, на эпатирующее антиэстетику, на самоценную, «самовите» слово, а также на футуристическую философию и нигилистическое отношение к классическому искусству и к современности. С 1915 года Малковському пришлось находиться на военной службе в Петроградской автошколе, однако это время не был для него бесполезно потерянным, ведь именно тогда он написал целый рядзамечательных произведений: «Облако в штанах», «Вам», «Флейта-остров», «Гимн взятке». «Вот так я сделался собакой» и др.

Февральская и Октябрьская революции открыли молодому поэту возможность реального воплощения идей о новой, свободного человека и о счастливой обустройства мира. Россия в его мировосприятии была той единственной страной, которой должно принадлежать будущее. В марте 1919 года Маяковский начал сотрудничать с Российским телеграфным агентством, как поэт и художник создавал агитационно-сатирические плакаты - «окна РОСТА». Тогда же поэт много печатался, активно участвовал в публичных выступлениях по городам и весям России, Украины.

С 1922 года поег совершил много путешествий по странам Европы и Америки. За три года он посетил Латвию, Германию, Францию, Мексику, Испанию, Кубу и США. Следствием полученных от поездки впечатлений стали очерки, стихотворения «Париж (разговоры с Бйфелевою башней)», «Как работает республика демократическая?», Цикл «Стихи об Америке», который имел определенный иронический подтекст. Америка представала в стихах Маяковский не страны высокого уровня цивилизации и культуры, а провинцией чрезвычайно похожа на дооктябрьский Елец или Конотоп.

Во второй половине 20-х годов в своем творчестве поэт утверждал советские нормы жизни. Пафос строительства светлого будущего и героических будней в публицистических стихах Маяковского исключает компромисс, мотивы соболезнования лирического героя к слабому и обиженного исчезают, зато появляется образ поэта-трибуна, чьи стихи выражают позицию, адекватную интересам власти. Маяковский сознательно предпочитал таким литературным жанрам, как фельетон и агитка. На страницах всероссийской газеты «Известия», которая имела огромную популярность в народе, были впервые напечатаны такие общеизвестные стихи поэта-трибуна: «Товарищ Нетте, пароходу и человеку», «Английском рабочему», «Октябрь 1917-1926». Считая себя поэтом революции, поэт поставил свой талант на службу идеям, которые провозглашались ее лидерами. Хобби лозунгами мировой революции, диктатуры пролетариата время приобретало у поэта фанатичного характера, объективно служило тоталитарной системе. Вместе с тем поэт, очевидно, болезненно переживал то, что идеалы революции не находили воплощение в жизнь, а его поэзия была вынуждена выполнять утилитарно служебные функции политического агитатора и пропагандиста. Протяжении всей жизни Маяковский поддерживал тесные связи с Украиной - он почти ежегодно приезжал выступать в Киев, Харьков, Одессу, Днепропетровск, Донецка, Полтавы, Житомира, в Крым. В стихотворении «Долг Украине» поэт призывал россиян уважительно относиться к украинская, изучить их язык - «величавую и простую.

В феврале 1930 года поэт поступил в Российской ассоциации пролетарских писателей, соответствовало потребностям консолидации творческих сил в условиях официально признанного обострение классовой борьбы. Однако рапповцы не восприняли Маяковского как своего, поэт остался для них лишь «попутчиком». Запрет на выезд в Париж (там его ждала любимая - Татьяна Яковлева), провал индивидуальной творческой выставки «20 лет работы Маяковского», Неспр-занятия критикой пьесы «Баня» - все это порождало беспокойство поэта, подрывало его уверенность в будущем, доверие к партии.

й творческих сил в условиях официально признанного обострение классовой борьбы. Однако рапповцы не восприняли Маяковского как своего, поэт остался для них лишь «попутчиком». Запрет на выезд в Париж (там его ждала любимая - Татьяна Яковлева), провал индивидуальной творческой выставки «20 лет работы Маяковского», Неспр-занятия критикой пьесы «Баня» - все это порождало беспокойство поэта, подрывало его уверенность в будущем, доверие к партии.

Трагический финал Маяковского был обусловлен не только обстоятельствами жизни, но и глобальной несогласием с существующим свитоустроем. 14 апреля 1930 поэт ушел из жизни. Лишь после пяти лет молчания с момента трагической гибели поэта Сталин провозгласил Маяковского «талантливейшим поэтом нашей советской эпохи», что и привело в свое время к канонизации его фигуры.

В салон Бриков в Петрограде Маяковского привела его московская знакомая Эльза Каган, будущая французская писательница Эльза Триоле. Лиля Юрьевна Брик (Каган) была ее старшей сестрой. Ее муж, Осип Максимович Брик, выпускник юридического факультета Московского университета, был наследником купца 1-й гильдии. Московская фирма «Павелъ Брикъ, Вдова и Сынъ» торговала драгоценностями и мехами. Брики вели светский образ жизни богатых интеллектуалов - много путешествовали, посещали театры, художественные вернисажи, престижные рестораны и т.

п. К футуристам, в том числе и к Маяковскому, как писала сама Л. Брик, они в то время относились негативно, возмущались их скандальными выходками. Вот как она описывает ту знаменательную встречу:

«Приехала в Питер Эльза... Маяковский... Мы шепнули Эльзе: “Не проси его читать”. Но она не вняла нашей мольбе, и мы в первый раз услышали “Облако в штанах”... Мы подняли головы и до конца не спускали глаз с невиданного чуда. Маяковский ни разу не переменил позы... Он жаловался, негодовал, издевался, требовал, впадал в истерику, делал паузы между частями.

Вот он уже сидит за столом и с деланной развязностью требует чаю... Первый пришел в себя Осип Максимович.

Он не представлял себе! Думать не мог! Это лучше всего, что он знает в поэзии!.. Маяковский

Величайший поэт, даже если ничего больше не напишет. Он отнял у него тетрадь и не отдавал весь вечер. Это было то, о чем так давно мечтали, чего ждали».

С появлением Маяковского квартира Бриков в Петрограде на ул. Жуковского стала настоящим литературным салоном - местом встреч, споров, дискуссий представителей новейших течений русской поэзии. Здесь бывали братья Бурлюки, В. Каменский, Б. Пастернак, В. Хлебников, Н. Асеев, М. Кузмин, К. Большаков, Б. Кушнер, К. Чуковский. Заглядывал и М. Горький - сыграть в карты. Стали приходить филологи

В. Шкловский, Б. Эйхенбаум, Р. Якобсон, Е. Поливанов. Осенью 1916 Осип Макси-мович издал на свои деньги первый «Сборник по теории поэтического языка». В начале 1917 года на квартире Бриков было основано Общество по изучению проблем поэтического языка - известный впоследствии ОПОЯЗ.

Между тем бурно развивался и роман Маяковского с хозяйкой салона - Лилей Юрьевной.

Весной 1916 года Маяковский написал ей стихотворное послание - «Лиличка! Вместо письма», датированное 26 мая 1916 года.

В дневниковых записях начала 1923 года, сделанных в форме неотправленного письма к женщине, Маяковский писал:

«Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела, и все пр. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работу, все остальное отмирает, делается лишним, ненужным...»

Для Маяковского, поэта-лирика, любовные переживания, этот «адреналин в крови», действительно могли служить источником подлинного поэтического вдохновения. И даже любовные мучения, любовный «ад», накладываясь на общее трагическое мироощущение поэта, стимулировали рождение необычайных художественных образов. Любовь же к за-мужней женщине, каковой была Лиля Юрьевна, которую «Бог такую из пекловых глубин... вывел и велел: люби!», уже изначально несла в себе черты драмы.

Это - отрывок из поэмы «Флейта-позвоночник», написанной осенью 1915 года после знакомства с Л. Брик и посвященной ей. Между тем, официальный муж хозяйки салона Осип Максимович, похоже, не особенно тяготился сложившейся пикантной ситуацией. Выступая меценатом, он печатает отдельными изданиями поэмы Маяковского «Облако в штанах» и «Флейта-позвоночник» - с посвящениями «Тебе, Лиля», «Лиле Юрьевне Б.» Выпускает альманах «Взял», где сам впервые выступает как литератор с критической заметкой - хвалебным отзывом об «Облаке...»

Еще более нравилась роль хозяйки модного литературного салона самой Л. Брик. Ей посвящают стихи не только Маяковский, но и другие посетители квартиры Бриков - К. Большаков, М. Кузмин, В. Каменский...

В декабре 1917 года Маяковский переезжает в Москву. Семейство Бриков остается в Петрограде. Поэт выступает в знаменитом «Кафе поэтов» и на других литературных вечерах, снимается в нескольких кинофильмах на кинофирме «Нептун», выпускает вместе с Бурлюком и Каменским «Газету футуристов»... Но с июля 1918 по февраль 1919 Маяковский вновь большую часть времени проводит в Петрограде. Здесь в Театре музыкальной драмы в дни первой годовщины Октябрьской революции ставится его пьеса «Мистерия-буфф», с декабря 1918 начинает выходить еженедельник «Искусство коммуны», где был опубликован ряд примечательных произведений поэта. С марта 1919 года Маяковский - вновь и окончательно в Москве. В это время переезжают в Москву и Брики. Постепенно - теперь уже в Москве - вновь налаживается и жизнь литературного салона Бриков.

В октябре 1921 года Л. Брик уехала повидать родственников в Ригу, где находилась по февраль 1922. Пожалуй, впервые со времени знакомства с Бриками в 1915 в непрерывном калейдоскопе очень непростых личных дел и исторических катаклизмов (Первая мировая война, революции 1917 года, Гражданская война) поэт получил возможность «остановиться, оглянуться».

Маяковский, поэт-лирик, для которого «любовь - это сердце всего», наконец-то вновь обратился к этой теме, теме любви к женщине, любви к человеку - впервые со времени революционных событий 1917 года.

С конца 1921 по февраль 1922 Маяковский работает над поэмой «Люблю» (вышла отдельным изданием в марте 1922).

Летом 1922 Маяковский пишет - в качестве вступительной статьи к собранию своих сочинений - «так называемую биографию» - «Я сам», документальное прозаическое произведение о своей жизни, полное мягкой иронии и художественного блеска. Свое место и интересное развитие в «Я сам» нашли и некоторые образы автобиографических глав поэмы «Люблю». В последней тогда главе автобиографии «Я сам» под рубрикой «22-й год» поэт сообщает о своих творческих замыслах в то время:

«Задумано: О любви. Громадная поэма. В будущем году кончу».

Этим произведением стала поэма «Про это», завершенная в феврале 1923. «Написал “Про это”. По личным мотивам об общем быте», - так охарактеризовал автор это произведение, дополняя позднее автобиографию «Я сам».

Поэт сообщал о работе над новой поэмой о любви еще летом 1922 года. Но реальным поводом, «последним толчком» к «переводу на бумагу» строк, образов поэмы «Про это» стали, по-видимому, события, «личные мотивы» декабря 1922 года - кризис отношений Маяковского с Л. Брик, крушение ее «идеального образа» в глазах даже такого неисправимо наивного и всепрощающего идеалиста и рыцаря, как Маяковский.

В 1915-1923 годах Маяковский в той или иной форме посвятил своей «музе», Л. Брик, дюжину произведений - несколько лирических стихотворений, несколько лироэпических поэм, пьесу «Мистерия-буфф». Некоторые из этих произведений ни тематически, ни хотя бы эпизодом, образом, строкой, скрытым начальным импульсом никакого отношения к Брикам не имели.

Между тем, само двусмысленное положение «штатного любовника замужней дамы» не могло не быть источником серьезных нравственных переживаний поэта. Не могли не прийти к разрыву и их любовные отношения. Что, собственно, и произошло к концу 1923 года. Имя же Лили Юрьевны уже было запечатлено Маяковским, уже вошло в исто рию литературы. Но в частной, личной жизни, в быту, Маяковский был предельно, щепетильно честным, порядочным и обязательным человеком. Неизменным в дружбе, преданным товарищем, человеком слова. В то же время - очень ранимым, очень уязвимым, беззащитным. С Бриками он хотел, очевидно, разойтись мирно, спокойно, по- доброму, «оставаясь друзьями». Но намерения Бриков не совпали с его планами.

Далее и начинается подлинная трагедия поэта. Отмеченные качества Маяковского, как и его явная неспособность сказать женщине решительное «нет», были к тому времени уже вполне оценены Лилей. В свою очередь у Маяковского и Осипа Брика сохранялись (и постоянно возобновлялись, может быть намеренно) определенные литературные, редакционно-издательские и т. п. деловые отношения. Это позволяло и Лиле Юрьевне по-прежнему держать Маяковского как бы «при себе», как главную фигуру, «приманку» своего салона, и как источник собственного материального благополучия. Втайне от поэта она пресекала всякие попытки Маяковского связать свою судьбу с какой-либо иной женщиной. Он до конца жизни так и остался одиноким.

Из воспоминаний Вероники Полонской, с которой оказались связаны последние отчаянные надежды поэта: «Она (Л. Брик) навсегда хотела остаться для Маяковского единственной неповторимой. Когда после смерти Владимира Владимировича мы разговаривали с Лилей Юрьевной, у нее вырвалась фраза:

«Я никогда не прощу Володе двух вещей. Он приехал из-за границы и стал в обществе читать новые стихи, посвященные не мне, даже не предупредив меня. И второе - это как он при всех и при мне смотрел на вас, старался сидеть подле вас, прикоснуться к вам».

О своем стремлении остаться в истории литературы единственной «Беатриче» Маяковского Лиля Юрьевна совершенно откровенно говорила сама. И для этого многое сделала как после смерти поэта, так и еще при жизни - когда их любовные отношения уже прекратились. Эта маленькая, такая «хрупкая» женщина на самом деле обладала необычайно властным характером, которому на протяжении ее долгой жизни подчинялись практически все. А легко ранимый, уязвимый, панически опасающийся бытовых скандалов Маяковский вполне осознавал, что простая попытка воспеть какую-либо иную «музу», посвятить стихи иной женщине вызовет непредсказуемые последствия.

Иным становится сам характер творчества поэта. Любовные сюжеты появляются у Маяковского лишь в аллегорических, фантастических формах («Разговор на Одесском рейде десантных судов: “Советский Дагестан” и “Красная Абхазия”», 1926), иногда проскальзывают побочной линией в публицистических, сатирических произведениях.

Транскрипт

1 Сочинение на тему в маяковский как трагическая фигура В.В. Маяковского считают новатором в области стихосложения. Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ Маяковский, как известно, является одной из центральных фигур Главная тема в раннем творчестве Маяковского - трагическое одиночество поэта-человека. Почитайте у Маяковского автобиографическую книгу Я сам: Могли бы помочь написать сочинение на тему Маяковский как трагическая фигура. В. Маяковский с увлечением встретил Февральскую и Октябрьскую Если Вам понравилось сочинение на тему: Трагическая судьба писателя. фигуры на экране тогдашнего немого кино. Как с помощью Как и почему нарастает трагическое чувство героя? Какими художественными Сочинения по творчеству Блока, Есенина, Маяковского. 1.Тема родины. Научная статья на тему ФЕНОМЕН ТРИКСТЕРА И ОБРЯДОВАЯ В статье рассматривается раннее творчество Маяковского в контексте и культурный контекст (здесь возникает и фигура Гофмана, и гетевская Гретхен). где Маяковский показал высокую трагическую любовь в ее истинном космическом. Композиция и звучание, стилистические фигуры, метафоры, лексический состав, ритмика стихотворения. сочинение (11,6 K), добавлен Тема любви в творчестве Владимира Маяковского. Описание глубины любви, и трагический крик, и чувства грусти, печали, и философские раздумья. Сочинение на тему в маяковский как трагическая фигура >>>Перейти<<< Сочинения по литературе: Тема поэта и поэзии в лирике В. В. Маяковского Личность В. Поэт Маяковского фигура трагическая, он прямо заявляет. Научная статья на тему САМОУБИЙСТВО В. В. МАЯКОВСКОГО В КОНТЕКСТЕ Для того чтобы стало возможным увидеть фигуру Маяковского целиком, без аберраций, пути, приведшего к трагическому финалу Самоубийство Маяковского, а также его Маяковский В. В. Собрание сочинений: В 12 т.

2 Сочинения Сочинения Маяковский сочинения по творчеству. Тема революции в произведениях В. В. Маяковского годов До сих пор среди поэтов, связанных с серебряным веком, он остается самой неоднозначной фигурой. Трагические черты города в ранней лирике Маяковского. Трагические события первой половины XX в. и их отражение в русской литературе и литературах других Новаторство Маяковского (ритмика, рифма, неологизмы, РР Обучающее сочинение рассуждение на тему: Правда героев пьесы М.Горького На дне. Фигура Понтия Пилата и тема совести. Навигация. сочинение на тему маяковский как трагическая фигура задачи прошлых Посмотреть сочинение по теме Международный женский день. Тема трагической судьбы талантливого русского человека в повести Н. С. Дух бунтарства и эпатажа в ранней лирике В. В. Маяковского сна великого князя Святослава. По замыслу автора он является центральной фигурой. Корпус его сочинений невелик, меньше его написал один Грибоедов. Стихов он писа. горам в Бэле и фигура Максима Максимовича, отнюдь не Печорина. Столбовая русская Он поэт с биографией, с судьбой, с трагической судьбой. Тогда, в начале тридцатых, это были Есенин и Маяковский. К концу. Король, закон и свобода / Собрание сочинений: в 6 т. Напротив, Андреев представил войну в ее подлинном трагическом виде, как безумие и ужас. Волей обстоятельств ключевой фигурой в борьбе британских военных, Этот роман является размышлением на тему Судьбы и покорности ей. Известно, что сочинения Жизнь Василия

3 Фивейского (1903) и Тьма (1907) написаны Здесь Андреев продолжает тему маленького человека и его поруганного достоинства, Магнус - тоже фигура трагическая, продукт человеческой эволюции, Анализ отдельных произведений В. В. Маяковского Реферат на тему: Владимир Маяковский () Фигура неоднозначная в мировой литературе. Свой путь поэт начинал с бунта против старого. В своей лирике к теме жизни и смерти так же, как и С.Есенин, Каковы характерные черты раннего футуризма в приведенном стихотворении Маяковского Щебень: Недавно написали пробник по литературе, выбрала сочинение про Тропы,стилистические фигуры и смысл в стихотворении Рубцова Тема родины в творчестве Блока, Маяковского, Есенина. Разное. Тема любви в творчестве Блока, Есенина, Маяковского: Сочинение по. В.Маяковский одна из самых значительных фигур в истории русской поэзии по России. Многогранный, трагический и прекрасный образ России в творчестве. 31 Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина. 32 Я жить хочу, чтоб мыслить и идея в романе А. М. Горького Мать 103 Дно жизни - трагический образ пьесы А. Маяковского 115 Современна ли сатира Маяковского? 116 Сочинение по Не слишком ли мелкая фигура он для литературоведения? На Маяковского двухтомника, видимо, пожалели фигура ныне довольно берущимся ничтоже сумняшеся за любую тему, показывает состояние современного Получилось сочинение в высшей степени занятное. Тут два Тайна гибели Владимира Маяковского. Новая версия трагических событий Трагическая судьба героя романа, слившись с судьбой самого автора, стала Я и Наполеон: (стихотворения) / В. В. Маяковский // Сочинения: в 2 т. Бравый солдат Швейк фигура одновременно и комическая, и трагедийная.

4 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта, 1) характеристика героя, в том числе сравнительная (Фигура сумрачная, дикая 6) трактовка теоретического понятия (Гротеск Маяковского), разом: является ли Андрей Болконский трагическим героем, то есть. Тема взаимоотношений природы и человека так или иначе Тайга, наша кормилица, хлипких не любит (сочинение) Тема взаимодействия Хлестаковщина как нравственное явление Хлестаков - центральная фигура комедии Гоголя Это трагические истории о невозможности правильного выбора. Вечность и современность в стихах Владимира Маяковского Сочинение по теме Человек хозяин природы или её часть? В русской литературе Золотого века фигура Лермонтова является самой загадочной и противоречивой. Он Трагические моменты истории России нашли свое выражение. Собрание сочинений: Как полюбить классику школьной программы в потоке в себе главную тему русской литературы взаимоотношения личности и первого великого русского сатирика приобрел трагическое измерение, отвешивающего графу низкие поклоны) он стал референтной фигурой. Постойте, какой Воронцов? Тот, который, готовя одно из собраний сочинений Маяковского, снял из всех Об интересе же Воронцова к Маяковскому я узнала намного позже. Но тут Поликарпов был по-своему трагической фигурой. он навязывать не стал, тут же переведя нашу беседу на другую тему. Мандельштам включал Маяковского в число тех русских поэтов, которые даны нам говорится в послесловии к Полному собранию сочинений поэта 1973 года год действительно знаменовал собой трагический перелом в Новое человечество отвергло за ненадобностью тему мировой скорби. Так начинает свою статью о Маяковском поэт Владимир Корнилов и, словно слегка Refy.ru - Сайт рефератов, докладов, сочинений, дипломных и курсовых работ фигуры лирического героя это характерная черта раннего творчества. Главная тема в раннем творчестве Маяковского - трагическое. назвать Молчалина одной из самых страшных фигур

5 русского общества? Как в лирике Н.А.Некрасова совмещаются народная тема и мотив Как вы понимаете смысл названия поэмы В.В.Маяковского Облако в штанах? 8. В каких произведениях русской классики отражены трагические события. >>>Нажмите здесь<<< Сочинения на свободную тему, сочинения на тему Язык, слово - ALLSOCH.RU. Очарованный странник Анализ первой главы поэмы В.В. Маяковского косынке) Мотив дороги - Аксенов Федот Кадушкин - трагическая фигура.


Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 9 классе УМК под ред. Курдюмовой урока Тема, количество часов Сроки Развитие и углубление Различные виды письменных работ 1 Введение (1ч.) Анкетирование"10

Темы сочинений по литературе II половины XIX века. 1. Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского «Гроза». 2. а) Душевная драма Катерины. (По пьесе А. Н. Островского «Гроза».) б) Тема «маленького

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Бердюжье» Рабочая программа по литературе 9 класса на 2013-2014 уч. год Пояснительная записка Рабочая программа

Содержание Предисловие...11 Как работать над сочинением...13 Древнерусская литература...15 Древняя Русь в «Слове о полку Игореве»...15 Литература первой половины XIX века...18 Жанр баллады в творчестве

Итак, начиная писать сочинение, надо помнить, что при оценивании работы учитывается следующее: 1) соответствует ли содержание сочинения его теме, насколько полно она раскрыта; 2) есть ли в сочинении анализ

Литература. 10 класс (102 часа, 3 часа в неделю) п/п Тема Кол-во часов ЗУН учащихся 1 Введение. Русская литература XIX. Основные 1 Знать значение русской литературы XIX века в развитии темы и проблемы

«Утверждено» Решением Методического объединения 31.08.2011 Этап обучения Предмет Название 9 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

/ Тема урока Сроки ЗУНы 11класс Организация учебного процесса 1 Россия рубежа XIX XX веков 2 Русская литература на рубеже веков 3 Очерк жизни и творчества И. Бунина Знать основные факты жизни и творчества

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Класс: 8 Предмет: литература Учебная программа: государственная УМК: Под редакцией В.Я. Коровиной - М: Просвещение, 2010 Количество часов в неделю: 2 Общее количество

/ Тема урока Срок и ЗУНы 10 класс Организация учебного процесса 1 Русская литература XIX века 2 Становление реализма и романа как жанра в русской литературе 3 Литературные направления в литературе XIX

Программа вступительных испытаний по литературе Вступительное испытание по литературе проводится в форме теста. Тестирование по литературе нацелено на проверку знаний поступающими: 1) литературоведческих

Промежуточная аттестация по литературе в 10 классе Проведение устного экзамена с использованием билетов в 10 классе является наиболее эффективной формой аттестации перед государственной итоговой аттестацией

П/п Тема Количество часов.. Введение. Литература и история. Выявление уровня литературного развития уч-ся. Устное народное творчество 2 2.. УНТ. Отражение жизни народа в народных песнях. Лирические песни

Вопросы к зачету по литературе. 2 семестр 1. Историко-литературный процесс первой половины XIX века. 2. Романтизм ведущее направление русской литературы первой половины XIX века. Самобытность русского

Урок а Тема 1 Литература как искусство слова и еѐ роль в духовной жизни человека. 2 «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. 3 Сюжет и образная система «Слова» 4Р Художественные

Департамент образования Ивановской области Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Тейковский индустриальный колледж имени Героя Советского Союза А.П.Буланова (ОГБПОУ

Вопросы по истории русской литературы (белорусское отделение, заочное) 1. Литературное движение 1800 1815 гг. (Эволюция классицизма, сентиментализма, возникновение романтизма. Литературные общества.) 2.

Ъное 20Цг. «Согласовано» Зам. директора по УВР МБОУ ОСОШ 1 /Крутько С.А./ L 2015г. Рассмотрено на заседании МО Протокол / от «Руководитель МО Рабочая программа по литературе Класс 9а Учитель Виссарионова

ПРИМЕРНОЕ ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ уроков литературы в 9-м классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «История твоей литературы» (из расчёта 3 часа в неделю всего 105 часов) Раздел

ЛИТЕРАТУРА Темы, включенные в рубежные задания 10 класс Темы 1 рубежа 10 класс 1. А.Н. Островский. «Гроза». Характер конфликта. Быт и нравы русского купечества. 2. И.А. Гончаров. «Обломов». Способы создания

Календарно-тематическое планирование по литературе 9 Б класс Дата Кор. Тема урока.09 Введение. Литература и её роль в духовной жизни человека. 4.09 Древнерусская литература. Самобытный характер древнерусской

Примерное тематическое планирование уроков литературы в 9-м классе по учебнику Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Чиндиловой «История твоей литературы» п/п Темы уроков Часы Виды учебной деятельности учащихся

ПРОГРАММА вступительного испытания по литературе для иностранных граждан, поступающих на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета Требования к уровню подготовки абитуриентов Абитуриент

Библиографический список к выставке «Литературный герой Петербурга» 1. Анциферов Н. П. Душа Петербурга; Петербург Достоевского; Быль и миф Петербурга / Н. Анциферов. Москва: Книга, 1991. 227, 103, ,

Администрация города Дзержинска Нижегородской области департамент образования Администрации города Дзержинска Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа 7» Рабочая программа

Тематическое планирование. Предмет «Литература» Класс: 0 Количество часов в неделю: 4 Всего часов: 44 I триместр. Всего недель 0,6, всего часов 42. п/п Раздел, тема урока Введение. Россия в первой половине

Иутинская Галина Ивановна преподаватель русского языка и литературы Областное государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Костромской колледж бытового сервиса» г. Кострома КОНСПЕКТ

Пояснительная записка Данная программа по литературе разработана на основе Программы литературного образования. Литература 5- Авторы программы В.Я.Коровина, В.П.Журавлѐв, В.И.Коровин, допущенной Департаментом

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся 8 литература п/п Наименование разделов, тем Количество часов Формы контроля ЭОР 1 Введение 1 DVD- Мировая художественная

Олимпиада школьников «Ломоносов» по литературе 2014-2015 г. Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 Регистрационный тест 1. «Война и мир» Л.Н. Толстого это а) роман б) поэма в) историческая хроника г) то, что

МБОУ Ельцовской средней общеобразовательной школы. Принято на заседании ШМО учителей русского языка и литературы протокол 5 от 15мая 2014 г. Утверждено МБОУ ЕСОШ директором Рабочая программа по литературе

Пояснительная записка Тематическое планирование составлено в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, на основе авторской Программы

Мой Лермонтов Подготовил ученик 6 класса Б МБОУ Лицей 3 Аверин Дмитрий г. Саров 2014 г. Моё первое знакомство с великим Лермонтовым Однажды придя в библиотеку, я увидел на полке среди множества книг, старенькую

Номер раздела, темы, занятия Название раздела, темы, занятия; перечень изучаемых вопросов УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА Всего часов лекции Количество аудиторных часов практические (семинарские) занятия 1 2

1 Содержание 1. Пояснительная записка.3 2. Задания для самостоятельной работы.4 3. Критерии оценок 8 4. Список литературы 9 2 Пояснительная записка Самостоятельная работа студента предусматривается рабочей

Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе для 9 класса составлено в соответствии с Федеральным государственным стандартом общего образования 2004г. Примерной программой основного

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Общеобразовательное учреждение лицей 6 «Перспектива» Утверждаю: Согласовано: Рассмотрено Директор лицея 6 Зам. директора по УВР на заседании кафедры

Пояснительная записка. Рабочая программа по литературе для 9 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов: - Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря

П / п Содержание 1-2. Введение. Характеристика литературного процесса начала XX века. Многообразие литературных направлений, стилей, школ, групп. Колво часов 1-е полугодие Тип урока Формы контроля Домашнее

Содержание Предисловие...3 Тематическое планирование...5 Методические рекомендации к урокам... 20 314 Часть 1 Введение... 20 Урок 1. Герои и героическое... 20 Тема 1. Героизм и патриотизм (15 часов)...

Экзаменационные материалы для проведения государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений в 2011-2012 учебном году по литературе в устной форме Пояснительная

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Стрелецкая средняя общеобразовательная школа Яковлевского района Белгородской области» ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ НА УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО

«Утверждено» Решением Методического объединения 30.08.2011 Этап обучения Предмет Название 7 параллель литература литература Поурочно-тематический план: Период урока Тема урока Контроль Домашнее задание

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе, примерной программы и авторской программы Б.А.Ланина,

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ШКОЛА 2 гор. Гвардейска муниципального образования «Гвардейский городской округ» 238210, Калининградская область, тел/факс:

Направления итогового сочинения 2015 2016 учебный год 1) Время - направление ориентировано на широкое осмысление времени как исторической и философской категории, воспринимаемой во взаимодействии сиюминутного

Нарушевич Андрей Георгиевич кандидат филологических наук, доцент заведующий кафедрой русского и иностранных языков Таганрогского института имени А.П. Чехова Ростовского государственного экономического

В. А. Мануйлов родился в 1903 г. в Новочеркасске в семье врача. Литературные и музыкальные увлечения семьи во многом определили широкий круг его будущих интересов. Этому же способствовало обучение в лучшей

Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 10-11 классы Тур 1 1. «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова это а) роман в стихах б) поэма в) историческая хроника 2. Действие

Календарно - тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014-2015 учебный год. Пояснительная записка Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе составлено в соответствии с

Проверочная работа по литературе за курс среднего общего образования. Часть А Инструкция по выполнению заданий части А. При выполнении заданий А1 А20 укажите в бланке ответов цифру, которая обозначает

Литература 8 класс (2 часа в неделю) Цель литературного образования в лицее познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами,

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 217 Красносельского района Санкт-Петербурга имени Н.А. Алексеева Принята Педагогическим советом ГБОУ школы 217 Протокол

МАТЕРИАЛЫ ЗАДАНИЙ олимпиады школьников «ЛОМОНОСОВ» по литературе 2015/2016 учебный год http://olymp.msu.ru Олимпиада школьников «Ломоносов» Литература 2015-2016 Отборочный этап 10-11 классы Тур 2 Задание

LIETUVOS RESPUBLIKOS ŠVIETIMO IR MOKSLO MINISTERIJA NACIONALINIS EGZAMINŲ CENTRAS Įskaitos temos ir klausimai 2009 m. balandžio 24 d. (antroji įskaitos diena) PAAIŠKINIMAI Mokinys, pasakęs temą, turi išsitraukti

П О Я С Н И Т Е Л Ь Н А Я З А П И С К А (Литература 9 класс) 1) Нормативно-правовые документы Рабочая программа по литературе составлена в соответствии: с требованиями Федерального закона Российской Федерации

«Вдумчивое чтение» Предлагаем Вашему вниманию новые книги, поступившие в июне 2015 года в отдел «Гуманитарный центр чтения» Приятного прочтения! 1. 83.3(2РОС=Рус)51-8 А68 Анненкова, Е. И. Путеводитель

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ТОЛЬЯТТИ «ШКОЛА 11» Приказ 130 от 14.06.2016 Программа принята на основании решения методического объединения учителей русского

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ В результате изучения литературы ученик должен знать /понимать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты

2.9. ЛИТЕРАТУРА 2.9.1. Характеристика целей и объектов контроля Назначением единого государственного экзамена по литературе является объективная оценка качества подготовки выпускников ХI классов общеобразовательных

СОДЕРЖАНИЕ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. 1 ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА. 2 ЧАСТЬ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ХХ ВЕКА.

10 класс. Литература. (102 часа, 3 часа в неделю. Учебник под редакцией Ю. Лебедева) Пояснительная записка. Назначение рабочей программы. Программа ориентирована на усвоение обязательного минимума, соответствующего

Муниципальное образование Населённый пункт Образовательная организация Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 205 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по литературе отводится 0 минут. Работа

Аллегория иносказание, когда под конкретным изображением предмета, человека, явления скрывается другое понятие. Аллитерация повторение однородных согласных звуков, предающее литературному тексту особую

Модель исследования компетенций учителей литературы исследование предметной компетентности (часть 1: задания 1-6); исследование методической компетентности (часть 2: задания 7-8); исследование профессиональной

Пояснительная записка к диагностическим и тренировочным работам в формате ГИА (ЕГЭ): Данная работа составлена в формате ГИА (ЕГЭ) в соответствии с демонстрационной версией, опубликованной на сайте ФИПИ

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ Сельскохозяйственный техникум «Куйбышевский» ФГБОУ ВО «Новосибирский ГАУ» Методические рекомендации для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Литература»

Маяковский чужд и враждебен обывателю. Если понять жизнь и творчество поэта обывателю мешало именно коммунистическое «нутро» Маяковского, то понять его уход из жизни не позволяло чувство религиозного страха уже самого обывателя. В любом случае на обывательский взгляд Маяковский - человек несчастный. Во-первых, потому что жизнь поэта не соответствует мещанскому представлению о счастье. Во-вторых, добровольный уход из жизни тем же обывательским взглядом, ориентированным на благополучие как на один из главных критериев состоятельности человеческой жизни, расценивается как некое стратегическое поражение поэта в главном. А что было главным для поэта? Любовь, Революция, Поэзия. И что в итоге получилось - спросит обыватель. Любовь не удалась. Революция провалилась. Поэзия Маяковского - но кому она нужна, особенно сегодня, на фоне очевидной потери интереса к книге вообще?

А теперь с анти-мещанской позиции. Не только любовь к искусству заставляла поэта в муках создавать стихи, и не только преданность общественному идеалу заставляла Маяковского быть революционером, а живое противоречие, которое можно выразить так: я не могу жить вне целостной связи с этим миром, но и не могу принять его в существующем обличье. И, может быть, от этого «... Маяковскому было тесно на свете. Это не значит, что ему тесно было во вселенной. Вселенная ему нравилась, вселенная вообще была очень большая, и он хотел быть к ней очень близко...» , - как писал Луначарский106.

Действительно, истоки революционности Маяковского лежали в его предельно неотчужденном отношении ко всему живому, что населяло этот мир. И об этом он говорит сам: «Исчерпывает ли для меня любовь все? Все, но только иначе. Любовь это жизнь, это главное. От нее разворачиваются и стихи, и дела и все прочее. Любовь это сердце всего. Если оно прекратит работать, все остальное отмирает, делает лишним, ненужным. Но если сердце работает, оно не может не проявляться в этом во всем». И чем более пронзительной и нежной была эта любовь к миру, тем яростнее боролся поэт со всем тем и со всеми теми, кто мешал его освобождению.

И к обществу, и к Другому поэт относился предельно открыто и личностно, попуская все «через всего себя », и потому успехи социализма в его самосознании проявлялись как его личные достижения, а поражения социализма - как личные трагедии. Не менее значимым для него было и то, насколько он в своем ближайшем личностном окружении (микрокосме) мог строить с дорогими ему людьми отношения на основе диалога принципов художественного и социального творчества.

До революции и в начале 20-х гг. микрокосм Маяковского в целом был преимущественно дружественен и неотчужден поэту, ибо он развивался из его отношений с теми, с кем он находился главным образом в художественном сотворчестве. Это не значит, что в нем не было идейных разногласий. Они, конечно, были, но их проявление не носило столь отчужденный характер, как это стало проявляться позже.


По мере же развертывания сталинщины, сопровождавшегося усилением бюрократизма - и мещанства, нарастающей патриархальности как его оборотной стороны, - микрокосм Маяковского все более отчуждался от поэта. По мере того, как Маяковский становился все более значимой и влиятельной фигурой в СССР (не только как поэт, но и как идеолог), заметно росло и неприятие поэта со стороны как чиновников, так и «вождей» разных художественных групп (причем неприятие было тем сильнее, чем мельче сама группа). Их перекрестный огонь, направленный на поэта, невольно обязывал тех, кто составлял его близкое окружение, более принципиально позиционировать себя как идейно, так и художественно, причем по отношению как к чиновникам, так и к литераторам; вступать в серьезную борьбу с теми, от кого могли зависеть некоторые вопросы личного положения и перспективы. К сожалению, из этого окружения поэта мало «у кого хватило на это пороху», тем более, что масштаб и характер травли Маяковского являл собой всю меру страха и злобности бюрократии.

«А те, с кем он был действительно близок и те, с кем он энергично старался себя сблизить, - они были ему не по росту. И отсюда проистекала очень большая тоска и очень большое одиночество Маяковского. Ему трудно было подобрать себе компанию» 107, - писал А. В. Луначарский.

И вот эта атмосфера все сильнее пронизывала микрокосм поэта. Для Маяковского эта ситуация становилась все более нестерпимой, и не потому, что для поэта были слишком важны индивидуалистические и персональные отношения сами по себе, а потому, что, наоборот, - он был предельно коммунистичен в своем личностном бытии. В своем микрокосме он искал не столько защиты от нападок мещанства (государственного и художественного) и не столько утешения, сколько коммунистической гармонии во всем богатстве ее человеческих проявлений. Поэт Маяковский был слишком коммунистичен и недостаточно социалистичен для того, чтобы общие абстрактные задачи классовой партийной борьбы за социализм в нем могли вытеснить абсолютно жизненную для него необходимость неотчужденных отношений в его микрокосме.

Получалось так, что к концу 20-х гг. степень неотчужденности общественных отношений в целом в стране (в данном случае речь не идет о внутрипартийных отношениях) была выше, чем в этот же период в микрокосме Маяковского. И вот одно из подтверждений этого, и его не надо забывать: у Маяковского был огромный круг читателей, причем настолько большой, что перед его выступлениями нередко дежурила конная милиция108. Это подтвердил и факт его вынужденного ухода из жизни.

Не только боль личной утраты вывела тысячи людей на улицу, чтобы проститься с поэтом, но еще больше - чувство страха, вызванного еще не осознанным, но уже прогремевшим сигналом огромной наступающей на людей и дело социализма беды. Спустя две недели после прощания с поэтом Ю. Олеша писал: «15, 16 и утром 17 шли люди мимо гроба (не меньше 150 000 человек - прим. авт.). Огромные массы. Похороны производили грандиозное впечатление: вся Поварская от Кудринской до Арбата была забита людьми, на оградах, на крышах стояли люди. Шло за гробом тысяч 60, если не больше. Стреляли у крематория в воздух, чтобы дать возможность внести в ворота гроб. Была давка, стояли трамваи - если бы он знал, что так его любят и знают, не застрелился бы» 109.

Абстрактное участие в социалистическом строительстве для Маяковского как поэта и коммунистической личности было недостаточно, вступая в жесткое противоречие с мещанско-бюрократическими настроениями, все более пронизывающими его личностный микрокосм (мещанство ближайших друзей, отчуждение и зависть в творческой среде, бюрократизм и травля чиновников).

Как верны здесь слова А. М. Горького о традиционном отношении к сильным личностям в России: «Сильного не любят на Руси, и отчасти поэтому сильный человек не живуч у нас. Не любит его жизнь, не любит литература, всячески исхищряясь запутать крепкую волю в противоречиях, загнать ее в темный угол неразрешимого, вообще - низвести пониже, в уровень с позорными условиями, низвести и сломать. Ищут и любят не борца, не строителя новых форм жизни, а - праведника, который взял бы на себя гнусненькие грешки будничных людей» 110.

По-другому об этом сказала М. Цветаева: «Ибо если сила всегда прощает слабости, то слабость силе никогда, ибо это для нее вопрос жизни и смерти» 111.

Идейная постоянная атака Маяковского на советский бюрократизм и мещанство вызывала агрессивную злобу и просто ненависть к поэту, как со стороны чиновников, так и со стороны литературных групп. Это еще усиливалось тем обстоятельством, что, с одной стороны, Маяковский имел личную и реальную общественную поддержку (и в первую очередь - со стороны рабочих, студентов, военнослужащих), вызывая тем самым опасения у госчиновников. С другой - будучи формально независимым от партии, он по ее же инициативе политически представительствовал от имени СССР за рубежом (и как оказалось - с полным на то правом), вызывая глубокое раздражение и зависть у тех литературных «вождей», кто в спорах доказывал свое право быть рупором партии.

Объективно микрокосм Маяковского к концу 20-х гг. стал ареной классовой борьбы, которую одним коммунизмом не выиграешь, здесь нужен и социализм в лице пролетариата и партии. Так что тот социализм, который в СССР и победил, он победил благодаря не только пролетариату и большевикам, но и, в том числе, коммунизму поэта Маяковского. Но за свой коммунизм поэту пришлось сложить свою голову уже как человеку. Поэт остался. Коммунистическая личность осталась. Человека не стало.

«Он был создан для битв и путешествий, его рука умела отразить удар меча, но против укола булавки он был бессилен. Время менялось: булавка сменила меч. Карлики сменили великанов. Булавки вонзились в него, и черный великан свалился, как Гулливер, и лилипуты ползали по нему и кололи булавками» 112, - эти слова великого режиссера Г. Козинцева в полной мере можно отнести и к титанам советского социализма.

Именно на основании того, что поэт персонифицировал коммунистический mainstream «реального социализма», ему, по выражению Карцова, «было свойственно не одиночество, нет, скорее, если можно сказать, «одинокость» - что, наверное, не то же самое» 113. К концу 20-х гг. Владимир Владимирович в силу как объективных, так и субъективных причин дальше уже не мог быть Маяковским (= общественным отношением). Насколько вся его жизнедеятельность была освещена высочайшим уровнем самосознания себя как субъекта, настолько осознанно он подошел и к вопросу своего ухода. Здесь надо сказать об одном противоречии поэта, имевшем место еще в эпоху Ренессанса: историческая возможность осуществления себя как родового человека не только высвободила сущностные силы поэта, но и определила исторические границы их действия. И это есть противоречие родового человека , объективно обусловливающее его имманентную трагичность, которое гениально «схватил» Шекспир.

Говоря о трагичности Маяковского, не надо забывать, что проблема самореализации творческого человека, что для него едва ли не самое важное, связана с возможностями, как правило, исторически ограниченными. Маяковский вышел за возможности своей эпохи, более того - он прорвался в будущее и благодаря этому осуществился в полную силу своей родовой сущности, как творец Культуры и Истории, став, по выражению, Луначарского «выпрямленным человеком» . Вот почему Маяковского можно с полным правом считать подлинно счастливым человеком.

Выводы

1. Феномен Маяковского показал, что действительность, творчески возделанная социалистической идеей, «произросла» всемирной поэзией, которую в авторских интонациях понимали даже те, кто не знал русского языка, а коммунистический идеал «произрос» поэтом и человеком, каких прежде не было. Одним словом, можно сказать, что Маяковский стал поэтической квинтэссенцией социалистической идеи и коммунистического идеала. Или по-другому, их квинтэссенцией стала поэзия (поэтичность, или, говоря словами А. Блока, - музыкальность общественных отношений).

2. Маяковский заявил новый принцип художественного творчества, основанный на снятии дихотомии между жизнью и искусством. И в этом смысле он выступил антитезой идее «Черного квадрата» Малевича, который объективно явил собой идеальную форму распада художественного сознания в канун революции. В действительности «Черный квадрат» объективно стал знаком беспомощности той части интеллигенции, которая настаивала на разрешении дихотомии между искусством и жизнью в рамках господствовавшей тогда парадигмы русской культуры. И в этом, по мнению автора, заключено не столько художественное, сколько культурно-философское значение этого произведения.

Попытки другой части интеллигенции перевести проблему дихотомии между жизнью и искусством в область религиозно-философских поисков, при всей глубокой искренности их авторов, в целом усилили ее общественное звучание, но решения так и не дали. Маяковский же безошибочно определяет основной нерв этой проблемы - это отношение художника к действительности. Более того, поэт дает свое решение этой проблемы: он просто революционизирует это отношение, т.е. расширяет сферу действия творческого принципа от искусства до жизни. Как известно, в Древней Греции творчество не выделялось в особую сферу, оно было частью всего космоса под названием «мир». Феномен Маяковского тоже отрицает принцип творчества как основу особой сферы жизнедеятельности человека, но отрицает диалектически, т.е. утверждает творчество как субстанцию уже коммунистического космоса под названием «Человек». Вот так разрешил дихотомию между жизнью и искусством Маяковский.

3. Таким образом, Маяковский есть предпосылка, содержание и результат деятельности. Кроме того, он есть еще и субъект самой этой деятельности, тем самым поэт выражает одновременно объективную и субъективную сторону деятельности, более того - их единство. Так что Маяковский - это единство 1) идеального и материального , 2) субъективного и объективного, 3) понятия и образа, 4) действительности и познания.

4. Советская культура (ее титан - Маяковский) и социальное творчество являются не только результатом преодоления того или иного вида отчуждения. Оба они несут в себе еще и принцип освобождения, а точнее - самоосвобождения индивида (причем, как развернутого процесса) от тех или иных форм социального, а не только классового угнетения. И в этом состоит их общность. Различие же между ними заключено в том, что в советской культуре этот процесс самоосвобождения выражен в идеальной форме, а в социальном творчестве - в материальной. Диалектику же взаимосвязи этих двух важнейших понятий данной работы можно выразить следующим образом: пролетарское искусство - это идеальная форма социального творчества. Так на смену свободе , - идеалу раннего буржуазного искусства, - приходит освобождение - общественный идеал советской культуры.

5. В любом случае - можно сказать: «дело, порученное историей и революцией Маяковскому, было им сделано» 114. К этим точным словам Б. Эйхенбаума можно добавить лишь одно: Маяковский делал сразу две революции: культурную - в социализме и коммунистическую - в культуре.

И что еще чрезвычайно важно: наиболее полным выражением сущности Октябрьской социалистической революции во всем богатстве ее противоречий стал не просто родовой человек по имени Маяковский, но именно поэт . Именно то, что поэт Маяковский стал коммунистической квинтэссенцией Октябрьской Революции, является главным аргументом в пользу ее исторической необходимости и гуманистической состоятельности. То, что Маяковский свою историческую задачу решил, - понимая под этим то, что поэт не только проложил «дорогу в Будущее », но и само Будущее как идеальное мира культуры освоил со всей строгостью поэтической взыскательности большевика, - как раз и означает, что эта задача с повестки всемирной Истории снята. Говоря образно, «дорога в Будуще е закончилась» (идеальное альтернативы «царству необходимости» дано). Теперь встает другая задача - как сопрячь эту альтернативу с сегодняшним миром отчуждения, чтобы принцип творческого осуществления индивида и общественное (также, не менее творческое) бытие «Другого» не исключали, а взаимно обусловливали друг друга. Это уже вопрос уже собственно коммунистического бытия , который современным общественным сознанием даже не актуализирован.

6. По мнению автора, подлинной альтернативой сегодняшнему миру страха и насилия является тот тип общественных отношений, который отвечает основным принципам феномена Маяковского, выражением которого стало, в частности глубокое и органичное единство содержания и формы жизни и деятельности поэта как единство понятия и образа феномена Маяковского.

7. Маяковский явил собой особый тип гармонии человека. Это гармония порождена не только его абсолютной неотчужденностью ко всему («Маяковский насквозь человечен», - писала М. Цветаева 115), но и титаническим напряжением преодоления мира отчуждения. Как сказал о поэте А. В. Луначарский: «Да, это был родник сил неиссякаемой жизненности, и притом владеющей собой, схваченной крепкой волей. Это была «жизнь» в одном из ее предельных проявлений» 116.

8. Целостность его личности , равно как и его феномена, была обусловлена характером и силой тех объективных противоречий , которые он как художник выражал, а как субъект социального творчества - уже разрешал.

9. Феномен Маяковского явил собою диалектическое единство культурного и исторического принципов . Это значит, что поэт творил такое художественное содержание (= Культура ), которое потребовало от него творчества и соответствующей ему общественной формы - новых общественных отношений (= Истории ). Т.е. для творчества культуры Маяковского востребовалось творчество новой Истории, а это и есть сущность коммунизма.

А вот как преломила диалектику Культуры и Истории анти-мещанская традиция русской литературы начала ХХ века (кстати, постмодернизм - это тоталитаризм мещанства или тоталитарное мещанство уже ХХI века):

· если Пастернак в новой Культуре искал музыку прежней Культуры Какое, милые, у нас тысячелетье на дворе? »),

· если Цветаева в субъекте прежней Культуры объективноискала субъекта новой Культуры (с его гармонией - универсальный титанизм) ,

· если Блок в новой (революционной) Истории искал гармонию новой Культуры («Слушайте музыку Революции»),

· то Маяковский из новой Культуры творил уже новую Историю (коммунизм как гармонию всех общественных отношений, а значит Нового человека ).

Путь Пастернака - «Мне борьба мешала быть поэтом» - это все-таки литературная судьба. Утверждая прямо противоположное противоречие - «Песни мне мешали быть бойцом», Маяковский свое движение в творчестве задал как исторический путь. Преодолевая по ходу его противоречия, он развил соцреализм не только как художественный метод, но еще и как метод творчества Истории, раскрывая и утверждая во всей полноте его универсальность. Доказательством же культурной и исторической состоятельности этого метода стал сам Маяковский: гражданин, поэт, человек.

Сегодня альтернативой тоталитаризму пошлости как российскому варианту глобального постмодернизма, который, по сути, есть абсолютизм частного индивида, может быть только одно - универсальный человек с его универсальным предметом и методом деятельности . Вот чем обусловлена объективная актуальность Маяковского и его метода, позволяющая с полным правом сказать: Маяковский возвращается . Но вот состоится ли с ним наша встреча? Это вопрос уже нашего будущего , который решать надо именно сегодня.

А у Маяковского будущее уже есть. Давно и навсегда.

2 Беленицкая Н. Лери. - Синопсиs. М., 2005. С. 137.

3 Имеется в виду Исайя Берлин.

4 Mazlish Bruce. Afterword. // Russian culture at the crossroads. Paradoxes of Postcommunist consciousness. Ed. by Dmitri N. Shalin. University of Nevada - Las Vegas. Westview Press. 1996. P. 322.

5 Приведем в качестве одного из косвенных свидетельств этого перечень основных конференций последних лет, посвященных творчеству поэта, и перечень наиболее типичных докладов, посвященных творчеству Маяковского.

Литературные чтения к 100-летию В.В. Маяковского (14-15 мая 1993 г., Коломна); «Маяковский и утопия ХХ века» (16-19 июня 1993 г., Париж, Центр Помпиду); Российско-американский симпозиум по проблемам творчества Маяковского (1993, М., ИМЛИ РАН); Фестиваль Маяковского (30 апреля - 1 мая 1993 г., Лемановский колледж Городского университета Нью-Йорка) и мн. др. Ниже приводится тематический перечень их основных докладов, который позволит нам увидеть приоритетные на данный момент направления и аспекты в исследовании феномена Маяковского:

· «Маяковский о гибели царской семьи» (С. Лесневский);

· «Идея "жизнестроения" в эстетике Маяковского» (А. М. Ушаков);

· «Антимиф Маяковского» (З. С. Паперный);

· «К проблеме логики поэтического развития Маяковского» (В. В. Мусатов);

· «Маяковский и Серебряный век» (Л. Спроге);

· «Обэриуты и футуризм: А. Введенский и Маяковский» (Л. Ф. Кацис);

· «Творчество Маяковского как феномен утопического сознания» (И. Ю. Иванюшина);

· «Библейские мотивы в раннем творчестве Маяковского» (И. Ю. Искржицкая);

· «Булгаков и Маяковский» (Г. Н. Малышева) и мн. др.

6 Содержание приводимого здесь понятия «идеальное», являющегося одним из несущих в данном исследовании, полностью соответствует определению, разработанному выдающимся философом ХХ века Э. В. Ильенковым, понимавшему «идеальное» как «то очень своеобразное и строго фиксируемое отношение между двумя материальными объектами (вещами, процессами, событиями, состояниями), внутри которого один материальный объект, оставаясь самим собой, выступает в роли представителя другого объекта, а еще точнее - всеобщей природы этого объекта, всеобщей формы и закономерности этого другого объекта, остающейся инвариантной во всех его измерениях, во всех его очевидных вариациях». - Ильенков Э. В. Идеальное и идеал. // Философия и культура. М., 1991, с. 235.

7 А. В. Луначарский. Ложка противоядия. // Статьи о литературе. Т. 2, М., 1988, с. 546.

8 Неслучайно, американские власти разрешили поэту пересечь границу только в качестве туриста и под залог 500 долларов. И уже в первом интервью его прямо спросили: «Зачем Вы приехали? ». «27 июля Маяковский пересек границу США. На границе он был арестован, «его «всунули» в автомобиль и отвезли в кутузку, где он просидел 8 часов. (См. Маяковский В. В. Мое открытие Америки. // Собр. соч. в 12-ти т. Т. 6. М., 1978, с. 325; Кэмрад С. Маяковский в Америке. М., 1970, с. 86). А вот пример более откровенной реакции на явление Маяковского в Польше: «Если в 20 году они все шли такие, как этот... так это настоящее чудо, что мы спаслись» (См. Катанян В. А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985, с. 305, 391).

9 «Он виден весь; он - живая программа, «левый», живой плакат СССР-овского Сегодня» или «Маяковский - создание новой России», «громадный - СССР-ский маяк» - писали зарубежные газеты.

10 «Выраженного и окончательного в нем было так же много, как мало этого у большинства. Он существовал точно на другой день после огромной душевной жизни, крупно прожитой впрок на все случаи, и все заставали его уже в снопе ее бесповоротных последствий» - писал о нем Б. Пастернак.

12 Всю свою дальнейшую жизнь поэт будет хранить старый серебряный портсигар отца как свой амулет. - См.: Брик Л. Из воспоминаний. - Дружба народов. 1989. № 3, с. 209.

13 «Нарвался на засаду в Грузинах. Наша нелегальная типография. Ел блокнот. С адресами и в переплете» , - писал поэт. И затем третий арест: «Удалось устроить побег из Новинской тюрьмы. Меня забрали. Дома нашли револьвер и нелегальщину. Сидеть не хотел. Скандалил ». Маяковский В. В. Я сам. // Цит. ист., с. 50.

14 В частности, в организации побега политкаторжанок, для которых мать поэта и сестры тайно шьют платья. - См. Катанян В. А. Цит. соч., с. 46.

15 Правда, за книги, и разные, он засел еще в тюрьме: алгебра и геометрия Давидова, Цезаря, грамматика латинская Никифорова, немецкая грамматика Кейзера, история русской литературы Саводника, психология Челпанова, логика Минто, «Введение в философию» Кюльпе, «Диалектические этюды» Унтермана, «Сущность головной работы человека» Дицгена, «Капитал» К.Маркса, Достоевский, Толстой, «История искусств» Гнедича и др. - См. Катанян В. А. Указ. соч., с. 45.

16 Там же, с. 55.

17 См. Асеев Н. - «Красная новь». 1930, № 6.

18 См. Бурлюки М.Н. и Д.Д. Три главы из книги «Маяковский и его современники» // Сб. Красная стрела. Нью-Йорк, 1932.

19 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Том 2. М., 1988, с. 132.

20 Не случайно в это время многие художники уходят в театр. Также не случайно и то, что у наиболее чутких из них (например, у Л. Толстого, А. Блока и др.) растет художественное недоверие и скепсис по отношению не к театру вообще, а к существующим тогда его общественным формам.

21 См. Тынянов Ю. - «Русский современник», 1924, № 4.

22 ««Снять» - это значит окончить, но так, чтоб конченное сохранилось в высшем синтезе». «Снять - покончить - удержать». // Ленин В. И. Конспект книги Гегеля. Полн. собр. соч. Т. 29, с. 96.

23 Пицкель Ф. Н. Навстречу жданным годам (Образ будущего в произведениях Маяковского) // Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского. М. 1971, с. 166.

25 «Для меня эти годы - формальная работа, овладение словом » - писал Маяковский. (Маяковский В. В. Я сам. // Собр. соч. в 12 т. Т. 1. М., 1978, с. 54.)

26 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 137.

28 Цветаева М. Поэт и время. // Собр. соч. в 7 т. Т. 5, с. 330.

30 Н. Пунин открыто заявлял: «реалисты - бездарны, не как личности, - это еще было бы полбеды, а как школа, как форма... Реалисты и бездарность - синонимы; коммунистическая художественная культура не будет создана ими». - См.В. В. Шлеев. Революция и изобразительное искусство. М., 1987, с. 222.

31 См. Шлеев В. В. Революция и изобразительное искусство. М., 1987.

32 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 132.

33 Л. Сабанеев. Культура и жизнь. 1922, № 1, с. 54. (Уходя как-то с концерта Рахманинова, где исполнялся «Остров мертвых», Маяковский заметил: «Рахманинов - это даже не вчерашний, а какой-то день на «прошлой неделе» искусства. Но день интересный, хотя и скорбный»).

34 Паперный З. С. Маяковский и революция слова. // Поэт и социализм. К эстетике Маяковского. М., 1971, с. 123

35 Брик Л. Из воспоминаний. - Дружба народов. 1989. № 3, с. 115.

36 «Задним числом думаю, что Мао (со своей точки зрения, конечно) был совершенно прав, доведя культурную революцию до предела, намеченного Маяковским (сбросить Пушкина с корабля современности)» , - писал Г. Померанц. - См. Померанц Г. Сны земли. Париж, 1984, с. 180.

38 Вот что писал о решении одной из них О. Мандельштам: «...Маяковским разрешается элементарная и великая проблема «поэзии для всех, а не для избранных». Экстенсивное расширение площади под поэзию, разумеется, идет за счет интенсивности, содержательности, поэтической культуры ». - Мандельштам О. Литературная Москва. // Россия, 1922, № 2.

39 Катанян В. А. Цит. соч., с. 317.

40 Кстати, сам Маяковский, по словам И. Эренбурга, «не замечал лавров - искал тернии». - См. Эренбург И. Люди, годы, жизнь, М., 1961, с. 400.

41 Троцкий Л. Современная литература. // Литература и революция. М. 1991, с. 124-125.

42 Там же, с. 119-120.

43 Там же, с. 120.

44 Для тех, кто ищет альтернативы капитализму в XXI веке, этот вектор Маяковского актуален как никогда.

45 Как писал профессор Сорбонны М. Окутюрье (автор диссертации «Марксистская критика о русской литературе 1900-1930 г.»): «футуристы и пролетарские поэты... это как раз те две группы, которые хотели порвать с прошлым и создать совершенно новую литературу». - См. Окутюрье М. «Смена вех» и русская литература 20-х годов. // Одна или две русских литературы. Женева. 1978, с. 105.

46 Паперный З. С. Цит. соч., с. 120.

47 Катанян В. А. Цит. соч., с. 426.

48 Катанян В. А. Цит. соч., с. 242.

49 Там же, с. 313.

51 Там же, с. 276.

52 Шкловский В. Хроника подвигов. // Катанян В. А. Маяковский. Хроника жизни и деятельности. М., 1985, с. 9.

53 Поэзия как самоценность ему неинтересна. Вот почему, будучи поэтом, он не боится сказать: «Мне плевать, что я поэт . Я не поэт, а, прежде всего, поставивший свое перо в услужение, заметьте - в услужение сегодняшнему часу » (жирным шрифтом выделено мной - Л. Б.). Именно поэтому Маяковский не скрывал своей гордости за тот исторический факт, что с его стихами «Ешь ананасы, рябчиков жуй, день твой последний приходит, буржуй» красногвардейцы ходили на штурм Зимнего дворца. Более того, он сам признавался, что это обстоятельство для него более значимо, чем 6 тысяч написанных строк его поэзии.

54 См. Эйхенбаум Б. О поэзии. Л. 1969.

55 Катанян В. А. Цит. соч., с. 307.

56 Там же, с. 338.

57 Там же, с. 358

58 Цветаева М. Эпос и лирика современной России. // Собр. соч. в 7 т. Т. 5, с. 390.

59 Эйзенштейн С. Монтаж (1938). Избр. произв. в 6 т. Т. 2. М., 1964, с. 184.

61 См. Архив А. М. Горького. Т. ХI. М., 1966, с. 228.

63 Пицкель Ф. Н. Навстречу жданным годам (Образ будущего в произведениях Маяковского) // Поэт и социализм. К эстетике В. В. Маяковского. М. 1971, с. 166.

65 Там же, с. 304.

66 Эткинд Е. Русская поэзия ХХ века как единый процесс. // Одна или две русских литературы. Женева. 1978, с. 22.

67 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 134.

68 Так было записано в разрешении Иммиграционного отдела Департамента труда, по которому поэт въехал в США в 1925 году. - См. Катанян В. А. Цит. ист., с. 305.

69 Поэт утверждал: «нам критика из года в год нужна как человеку - кислород, как чистый воздух - комнате ».

70 См. Катанян В.А. Цит. соч., с.194.

71 Там же, с. 225.

72 См. Катанян В.А. Цит. соч., с. 315 и 319.

73 Там же, с. 460.

74 Там же, с. 272.

75 Там же, с. 359.

76 Там же, с. 353.

77 Там же, с. 359.

78 Там же, с. 416.

79 Там же, с. 217.

80 Там же, с. 321.

81 Там же, с. 464.

82 Там же, с. 195, 196-197.

83 См. Катанян В. А. Цит. соч., с. 439-440.

84 Там же, с. 360.

85 Там же, с. 451.

87 Новый мир, 1992, № 2, с. 197.

88 Там же, с. 192, 208-209.

89 Катанян В. А. Цит. ист., с. 248.

90 Цветаева М. Эпос и лирика современной России. // Собр. соч. в 7 т. Т. 5. М., 1995, с. 386

91 Там же, с. 378.

93 Катанян В. А. Цит. ист., с. 502.

94 Брик Л. Из воспоминаний. // Дружба народов. 1989. № 3, с. 206.

95 «Он всегда стреляет на пределе - а, как известно артиллеристу, такая стрельба дает наименьше попаданий и тяжелее всего отзывается на орудии», - писал Л. Троцкий. - См. Троцкий Л. Современная литература. // Литература и революция. М., 1991, с. 120.

96 Катанян В. А. Цит. ист., с. 382.

97 Троцкий отмечал: «О себе Маяковский говорит на каждом шагу в первом и третьем лице, то индивидуально, то, растворяя себя в человеке. Чтобы поднять человека он возводит его в Маяковского». - См. Троцкий Л. Современная литература. // Литература и революция. М., 1991, с. 120.

98 Например, А. В. Луначарский, присутствуя при чтении «Мистерии-буфф» и оценивая эту пьесу достаточно высоко, называя ее первой советской пьесой, тем не менее выступает с критикой по поводу того, что в ней нет героя, нет отдельной личности.

99 Кстати, Маяковский в 1928 критиковал С. Эйзенштейна за актерское воплощение образа Ленина в фильме «Октябрь», хотя в целом они оба высоко ценили друг друга. Так, Маяковский с большим энтузиазмом относился к его картине «Броненосец «Потемкин»», смотрел ее не один раз и «везде, где заходила речь о ней, подпирал эту картину силой своего авторитета, что было на первых порах вовсе нелишним». А в 1928 г. на диспуте «Пути и политика Совкино» поэт назвал С. Эйзенштейна «нашей кинематографической гордостью». // Эйзенштейн С. Собр. соч. в 6 т. Т.1. М., 1964, с. 631.

100 Не случайно М. Цветаева считала явной несправедливостью присуждение Нобелевской премии известному писателю И. А. Бунину, считая, что более достойным кандидатом является А. М. Горький.

101 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 140.

102 «Коммунизм для нас не состояние, которое должно быть установлено, не идеал, с которым должна сообразовываться действительность. Мы называем коммунизмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние ». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 3, с. 34).

103 Кстати, самому Маяковскому больше всего нравилось, как его стихи читал такой великий мастер слова, как В. Н. Яхонтов.

104 Другой пример, когда уже другой великий актер МХАТ В. И. Качалов в своем письме к Маяковскому не только благодарил его за поэму «Хорошо!», но и поделился своим намерением читать его стихи: «Хочется сказать спасибо. Пусть это Вам все равно и даже наплевать, а я хочу как-нибудь свою радость и благодарность Вам выразить...Буду учить - уже начал работать - и буду читать хотя бы отрывки, если ничего не имеете против.». См. Катанян В. А. Цит. ист., с. 403.

105 А вот один интересный факт, отражающий это противоречие уже с другой стороны: как-то, узнав, что Мейерхольд собирается делать постановку «Отцы и дети», Маяковский выразил свое желание сыграть у него Базарова. Вот реакция Мейерхольда на это: «Я, конечно, не мог допустить его играть эту роль, потому что Маяковский как тип, слишком Маяковский, чтобы кто-нибудь поверил, что он Базаров». - См. Мейерхольд В. Э. Статьи, письма, речи, беседы, ч. II, с. 361.

106 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988, с. 130.

107 Луначарский А. В. Вл. Маяковский - новатор. // Статьи о литературе. Т. 2. М., 1988.

108 Брик Л. Из воспоминаний. Дружба народов. 1989, № 3, с. 199.

109 Катанян В. А. Цит ист., с. 502.

110 М. Горький. Несвоевременные мысли. Париж. 1971, с. 173.

111 Цит. по Саакянц А. Владимир Маяковский и Марина Цветаева. - В мире Маяковского. // Сб. статей. Кн.2. М., 1984, с.193-194.

112 Козинцев Г. Замыслы, письма. // Собр. соч. в 5 т. Т. 5. Л., 1986.

113 Карцов Н. Вместо послесловия. // Дружба народов. 1989, № 3, с. 240.

114 Б. Эйхенбаум. О поэзии. Л., 1969, с. 307.

115 Цветаева М. Эпос и лирика современной России. // Собр. соч. в 7-ми т. М., 1995. Т.5., с. 381

116 Катанян В. А. Цит. соч., с. 504.

Сочинение

Владимир Владимирович Маяковский - одна из самых ярких фигур не только русского футуризма, но и всей русской поэзии. Молодой, революционно настроенный Владимир Маяковский присоединился к футуристам в 1912 году.

Футуризм возник как одно из направлений русской поэзии рубежа веков. Называя себя единственными поэтами будущего (будетлянами), футуристы заявили об окончательном и полном разрыве со всеми традициями, резко противопоставили себя другим течениям (символизму, акмеизму) и провозгласили задачу создания нового искусства XX века, Они возмущали общественное мнение максимализмом своих литературных манифестов. В манифесте с вызывающим названием «Пощечина общественному вкусу» они призывали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности». Футуристы шокировали названиями своих сборников («Дохлая луна», «Рыкающий Парнас» и др.). Их вечера носили шумный, скандальный характер. Они нещадно высмеивали пошлость, мещанство, обывательское отношение к жизни. Все эти внешние признаки революционности пришлись по вкусу молодому Маяковскому.

В стихах Маяковского, напечатанных в программных сборниках футуристов, много бравады, декларативного преувеличения личности поэта (трагедия «Владимир Маяковский», «Себе, любимому, посвящает эти строки автор»). В обычае футуристов было отрицать все, созданное до них. В юношеской самонадеянности Маяковский называет косноязычными Данте и Петрарку. Ему скучны Анненский, Тютчев, Фет («Надоело»).

Первое стихотворение Маяковского «Ночь» было опубликовано в сборнике «Пощечина общественному вкусу». В его стихотворениях 1912-1917 годов выразилось общее для футуристов ощущение «изжитости жизни», неизбежности катастроф, «исчерпанности» старой культуры и всех форм искусства.

Вместе с тем уже с первых шагов он отчетливо выделяется в разношерстной и шумной толпе футуристов.Заявив, что он «хочет будущего сегодня», Маяковский поднял бунт против настоящего, ненавистного ему уклада жизни. «Долой ваш строй!», «Долой вашу войну!», «Долой вашу религию!», «Долой ваше искусство!», «Долой вашу любовь!» - такие лозунги лежали в основе произведений Маяковского 1912-1917 годов. Он противопоставляет себя буржуазному обществу, перед которым ему хочется не кривляться, а скорее плюнуть в лица («Нате!»). Он гневно осуждает империалистическую войну («Мама и убитый немцами вечер», «Вам!», «Я и Наполеон»), Он сатирически обличает буржуазный общественный строй, который уродует и принижает человека («Гимн ученому», «Гимн судье», «Мое к этому отношение»),

М. Горький, поддержавший в эти годы незаурядное молодое дарование, однажды сказал о нем: «Талантливый человек. Что после него будут делать чижики в поэзии - не знаю».

Несмотря на постепенный отход Маяковского от футуристов, они оказали достаточно большое влияние на формирование эстетических взглядов поэта и его дальнейшее творчество. Еще на первых вечерах футуристов он обрел навыки народного трибуна, умеющего держать напряженный интерес аудитории, научился полемизировать и выстраивать выступление как спектакль. Свою поэзию он предназначал миллионам читателей, но никогда не был человеком толпы, напротив, стремился выделиться и внешним видом, и поведением. Его поэтический слог и интонации всегда были наполнены чеканным ритмом, изначально предназначенным для декламации вслух.

Многие футуристы были художниками, сам Маяковский хорошо рисовал (он учился в Училище живописи). Эта любовь к краскам, к живописи остро ощущается в лирике поэта, например, в стихотворении «Ночь»: «Багровый и белый отброшен и скомкан, в зеленый бросали горстями дукаты...»

Однако многое взяв у футуризма, Маяковский далеко ушел от него и сумел создать свой собственный неповторимый стиль.