Биография лоренца конрада. Награды и знаки отличия

Страница:

Конрад Захариас Лоренц (нем. Konrad Zacharias Lorenz; 7 ноября 1903, Вена — 27 февраля 1989, Вена) — выдающийся австрийский зоолог и зоопсихолог, один из основоположников этологии — науки о поведении животных, лауреат Нобелевской премии по физиологии и медицине (1973, совместно с Карлом фон Фришем и Николасом Тинбергеном). В 2015 году был посмертно лишён почетной докторской степени университета в Зальцбурге в связи с «приверженностью идеологии нацизма».

Конрад Лоренц родился 7 ноября 1903 года. Он был поздним ребёнком в семье. Его отцу, ортопеду Адольфу Лоренцу было почти пятьдесят, а матери уже 41 год.

Кто избегает страдания, лишает себя существенной части человеческой жизни.

Лоренц Конрад

Конрад Лоренц вырос в Альтенберге недалеко от Вены в родительском доме. В 1909 году он поступил в начальную школу и в 1915 году в Венскую Шотландскую гимназию, где в 1921 году он получил аттестат зрелости с отличием. Он был другом детства Карла Поппера.

Окончив медицинский факультет Венского университета, он получил диплом врача, но не занимался медицинской практикой, а посвятил себя исследованию поведения животных. В 1920-е годы прошёл стажировку в Англии под руководством известного биолога и философа Джулиана Хаксли. Затем приступил к самостоятельным исследованиям в Австрии.

После прихода в Германии к власти нацистов, и последовавшего потом присоединения Австрии к Германии, в 1938 году вступил в «Национал-социалистическую немецкую рабочую партию». В своем заявлении, о вступлении в эту партию, он написал: «Как немецкомыслящий и естествоиспытатель я, разумеется, всегда был национал-социалистом» («Ich war als Deutschdenkender und Naturwissenschaftler selbstverständlich immer Nationalsozialist»).

В 1940 году стал профессором Кёнигсбергского университета. В годы Второй мировой войны призван в вермахт и два года служил в тыловом госпитале в Познани. 10 октября 1941 года был призван по мобилизации и командирован на Восточный фронт в составе 2-й санитарной роты 206-й пехотной дивизии. Провоевав несколько месяцев, 20 июня 1944 года при отступлении германской армии попал в советский плен под Витебском. Больше года провел в лагере для военнопленных в городе Кирове, затем 2 марта 1946 года был переведён в рабочий лагерь в Армении. В 1947 году его переводят в Красногорск, под Москву, а в декабре 1947 года был репатриирован на родину. В плену начал работу над книгой «Оборотная сторона зеркала» и отрёкся от своих нацистских убеждений. В 1948 году вернулся в Германию и привёз домой свою рукопись. В 1950 году в Баварии основал Институт физиологии. В 1963 году опубликовал книгу, посвящённую агрессии.

ЛОРЕНЦ Конрад (1903-1988)- австрийский естествоиспытатель, один из основоположников современной этологии. Изучал поведение животных и человека, исследовал проблемы эволюции, структуры факторов и механизмов поведения животных ("Кольцо царя Соломона", 1970; "Человек находит друга", 1971).

ЛОРЕНЦ (Lorenz) Конрад Цахариус (1903-1989) -австр. ученый, лауреат Нобелевской премии по медицине (1973), родоначальник этологии - науки о поведении животных.

Изучал медицину в Вене, параллельно занимаясь сравнит, анатомией, философией и психологией. С 1940 проф. философии в Кенигсберг, ун-те, с 1948 работал а ун-те Мюнстера, затем - в Ин-те физиологии поведения им.М. Планка в Зеевизене.

На его взгляды большое влияние оказали исследования Уитмена, Крейга, Хейнрота, а в области философии и культурологии - идеи Канта, Шиллера, Фрейда. Характерной особенностью его творчества является попытка соединить эволюц. (или функциональное) и теологич. (или причинно-"механизменное") понимание поведения. Это позволило рассмотреть суть поведения в его субординированности с понятием действия. Для Л. характерно требование междисциплинарности в изучении человека и рассмотрение его поведения в контексте единства естественно-научного и филос. подходов. В отличие от др. ученых, занимавшихся сходной проблематикой, Л. стремился объединить все существующие идеи и теории в единую теорию биологии поведения животных (этологию).

Для Л. наибольший интерес представляли проблемы, связанные с выявлением осн. механизмов и характерных особенностей предистории и протокультуры человека, с изучением процессов коэволюции его психики и культуры, с выяснением экол. обусловленности как высшей нервной деятельности, так и разл. типов деятельности культурной. Л. развивал теорию, согласно к-рой любое поведение может выступать как единство наследственного и приобретенного. Помимо инстинктов у человека, как и у высших животных, имеются наследств. образы восприятия (гештальты), они образуют основания для формирования культурных образов, лежащих у истоков культурной картины мира.

Осн. методами решения интересующих его проблем Л. считал сравнительно-истор. (сопоставление форм поведения разл. организмов с целью реконструкции их филогенетич. истории), метод мыслит, реконструкции (метод расследований или телеономический, противостоящий телеологическому), целостный подход. На основе комплексного использования этих методов для изучения человека Л. пришел к выводу об особом значении ритуального поведения для генезиса культуры. При этом ритуал трактовался как результат приспособления животного к изменяющимся условиям обитания, как универсальный поведенческий акт, свойственный любым высокоорганизованным существам. Л. отмечал, что ритуализация сопряжена с символизацией, когда поведенческий акт утрачивает свое непосредств. значение, что и дает толчок для развития культуры. Т.о., культурные процессы, ведущие к образованию человеч. обрядов (церемоний), отождествляются с филогенетич. процессом возникновения ритуального поведения животных. В процессе ритуализации рождаются новые институты приспособления, к-рые становятся основанием для развития человеч. культуры. По мнению Л., ритуализация обладает тремя признаками: сигнальным значением, связанным с канализацией агрессии, инвариантностью, автономностью. Помимо ритуала в основе культурогенеза лежат человеч. разум, язык, способность к агрессии.

С т. зр. Л., разум обладает двойственной значимостью: он способствует развитию приспособит, реакций, увеличивая потенции человека; разум как способность к абстр. мышлению без строго логич. и морального оформления приводит к разрушению культуры, об-ва, самого человека. Наличие разума способствует развитию у человека способности экспериментирования с внешним миром, что приводит к появлению первых орудий труда и технол. изобретений человека. Труд выступает для Л. как вид деятельности, необходимо присущий человеку и вытекающий из особенностей его физиол. и биол. природы (отсутствие необходимых естеств. средств нападения и обороны).

Абстр. мышление и язык лежат в основе умения человека передавать надиндивидуальный опыт, что и определяет по сути саму возможность культурного развития.

С т. зр. Л., наибольшее значение для социального и культурного поведения человека имеет его способность к агрессии, к-рая актуализируется в форме "воинствующего энтузиазма" - инстинктивной реакции, сформированной в филогенезе и оформленной в рез-те культурного развития. "Воинствующий энтузиазм" является побудит, мотивом к культуропорождающей, творч. деятельности человека (создание ценностей культуры), и культуроразрушающей, деструктивной (революции, войны и т.п.). "Воинствующий энтузиазм" - это борьба человека за социокультурные ценности, к-рые освящены культурной традицией. Ценности могут выступать в конкретной (семья, нация,родина)или абстрактно-образной форме. Л. полагал, что механизм "воинствующего энтузиазма", связанный с развитием культуры, включает в себя совокупность ценностей, к-рые подлежат защите, четко опр. образ врага этих ценностей, "среду сообщников", разделяющих данные ценности. На основе искусств, активизации одного или неск. элементов "воинствующего энтузиазма" осуществляется управление человеч. поведением. Манипулирование поведением человека в совр. об-ве достигается с помощью эрзац-ценностей массовой культуры, что ведет к активизации образа врага, к повышению агрессивности, к войнам как необходимой форме существования культуры. Культурными формами, снимающими агрессивность человека, являются помимо войн эрзац-объекты культурно-игровой деятельности, спорт, зрелища. Л. подчеркивал, что культура должна учить человека сознат. контролю над агрессивными реакциями. Если этого не происходит, то развитие культуры приводит к кризису приспособит, инстинктов человека, что обусловливает затем глобальный кризис самой человеч. культуры.

Агрессия трактуется Л. как специфич. нарушение инстинкта, к-рый направлен на поддержание жизни. Л. выступал против психоаналитич. концепции роли и места инстинкта смерти в развитии человеч. культуры, заменяя ее своей теорией "воинствующего энтузиазма" и "терр. самоопределения" человека. Невозможность обуздания человеч. агрессивности, сопряженная с постоянным дефицитом территории из-за роста народонаселения, приводит к нарушению стабильного развития культуры. В этом случае культура утрачивает свою функцию - она перестает выступать как способ сохранения индивидуально приобретенной, но общезначимой информации или способности.

Культура как надфилогенетич. образование содержит исторически приобретенные образцы поведения, к-рые лежат в основе культурной традиции. Культурные достижения человека связаны с закреплением человеч. качеств и образцов поведения, к-рые в первую очередь подвержены влиянию индивидуальных модификаций через воспитание,обучение,социализацию.

Л. полагал, что развитие культуры идет убыстряющимися темпами и сопровождается нарастанием кризисных явлений. Кризисы культуры связаны как с природой человека, к-рый "недостаточно хорош для своей собств. культуры", так и с несовпадением скорости развития культуры и цивилизации. Историю культуры можно уподобить истории межвидовой борьбы: пока культура развивается автономно, она усложняется, совершенствуется, обогащается, способствуя сохранению общечеловеч. генофонда. Дальнейшая эволюция приводит к утрате своеобразия культуры, к потере ею замкнутости. Стирание границ между культурами свидетельствует о прекращении действия межкультурного отбора, в рез-те чего наступает стагнация.

В конечном счете кризис культуры определяется искажением действия инстинктов. Культура не должна быть репрессивна: ее развитие обеспечивается диалектич. единством унаследованного и усвоенного и признанием ценностной значимости естеств. наклонностей человека. Если же культура приводит к сверхрегулированности биол. форм существования человека, глобальный кризис культуры неизбежен.

Л. описал признаки такого кризиса в своей знаменитой книге "Восемь смертных грехов цивилизованного человечества" (1973). К факторам, вызывающим кризис культуры, он относит перенаселенность Земли, что приводит к дефициту территории и переизбытку общения; загрязнение окружающей среды, связанное с утратой человечеством перспектив; ускорение темпов развития, сопряженного с иллюзорными целями; "размягчение чувств", деградация естеств. ощущений, сильных переживаний, глухота; накопление генетич. брака, генетич. деградация, связанная с идеологией равенства; отказ от традиций, борьба поколений как внутривидовое противостояние, отсутствие преемственности; подвластность человечества доктринам, манипулирование поведением людей посредством идеологии, абсолютная вера в силу науки; изобретение техники самоуничтожения, ядерного оружия.

Т. о., совр. культура для Л. - проявление инволюционных процессов в истории человечества.

Идеи Л. оказали большое влияние на развитие концепций совр. социобиологов, на разработку теории генно-культурной коэволюции Уилсона и Ламздена, на практику антропол. исследований.

Соч.: Uber die Bildung des Instinktbegriffes // Die Na-turwissenschaften. В., Jg. 25, 1937. Hf. 19, 20, 21; Evolution and Modification of Behaviour. L., 1966; Die instinktiven Grundlagen menschlicher Kultur // Die Naturwissenschaften. В., 1967. Jg. 54. Hf. 15/16; Эволюция ритуала в биологической и культурной сферах // Природа. 1969, № 11; Год серого гуся. М., 1984; Кольцо.царя Соломона. М., 1978; 1995; Человек находит друга. М., 1992; Врожденный запрет братоубийства // Диалоги продолжаются. М., 1989; Агрессия. М., 1994.

Лит.: Berger К. Konrad Lorenz. Berneck, 1990; Evanz R.I. Konrad Lorenz. N.Y.,; L., 1975; Die Naturwissenschaft vom Menschen: eine Einfuhrung in die vergleichende Ver-haltensforschung; das "Russische Manuskript" (1944-1948). Munch., 1992; Панов Е.Н. Этология - ее истоки, становление и место в исследовании поведения. М., 1975; Холличер В. Человек и агрессия: 3. Фрейд и К. Лоренц в свете марксизма. М., 1975; Воронин Л. Г. Эволюция высшей нервной деятельности: Очерки. М., 1977; Шишкин А.Ф. Человеч. природа и нравственность. М., 1979; Карпинская Р.С., Никольский С.А. Социобиоло-гия: Критич. анализ. М., 1988.
Г.М. Пономарева. Культурология XX век. Энциклопедия. Том первый А-Л. С-П., Университетская книга. 1998

  • Конрад Лоренц (1903-1989) - выдающийся австрийский учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных.В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии «Библиотека зарубежной психологии».Утверждая, что агрессивность является врождённым, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных - и доказывая это на множестве убедительных примеров, - автор подводит к выводу;«Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьёзной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития.»На русском языке публиковались книги К. Лоренца: «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся».
  • | | (1)
    • Конрад Лоренц (1903-1989) – выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии, науки о поведении животных. В данной книге автор прослеживает очень интересные аналогии в поведении различных видов позвоночных и вида Homo sapiens, именно поэтому книга публикуется в серии «Библиотека зарубежной психологии». Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных – и доказывая это на множестве убедительных примеров, – автор подводит к выводу; «Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития.» На русском языке публиковались книги К. Лоренца: «Кольцо царя Соломона», «Человек находит друга», «Год серого гуся».
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Имя замечательного австрийского биолога и философа, лауреата Нобелевской премии Конрада Лоренца (1903-1989), его книги о животных известны во всем мире и хорошо знакомы нашим читателям. В данном издании собраны работы Лоренца, в которых он пытается найти ответ на самые острые проблемы социальной жизни, на проблемы глобального характера, перед лицом которых оказалось современное человечество, а также выявить те глубинные корни поведения людей и процесса человеческого познания, которые объединяют нас с «братьями меньшими». Две из трех работ Лоренца, вошедших в книгу, на русском языке публикуются впервые. Издание адресовано широким кругам читателей.
    • | | (0)
    • Жанр:
    • Автор - современный учёный, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников науки о поведении животных - этологии.Неоценимое достоинство книги Конрада Лоренца, написанной четверть века назад и пользующейся неизменной популярностью, состоит в том, что она живо, просто и доступно рассказывает о научном поиске, пробуждая в читателе стремление к глубокому познанию окружающего нас мира.

    Конрад Лоренц фотография

    Начальное образование Конрад Лоренц получил в частной школе.

    Потом Конрад поступил в престижную гимназию "Шоттенгимназиум". Далее Лоренц стал студентом медицинского факультета Венского университета.

    Получив диплом врача, Лоренц не стал заниматься медицинской практикой, а посвятил себя этологии - науке о поведении животных и человека как биологического существа, точнее стал основоположником этой дисциплины.

    Во время написании диссертации Конрад Лоренц систематизировал особенности инстинктивного поведения животных.

    В первой четверти двадцатого века в биологии имелись две точки зрения на инстинкт: витализм и бихевиоризм. Виталисты объясняли целесообразное поведение животных мудростью природы и считали, что инстинкты животных имеют в основе те же факторы, что и поведение человека. Бихевиористы, стремились все объяснить рефлексами - условными и безусловными. Нередко их выводы входили в противоречие с самим понятием инстинкта как сложного набора врожденных, но не приобретенных реакций.

    В двадцатые годы Конрад Лоренц прошел в Англии стажировку под руководством известного биолога Джулиана Хаксли.

    После возвращения в Австрию Лоренц выполнил совместную работу со знаменитым орнитологом Оскаром Гейнротом.

    Лучшие дня

    Еще в юности Лоренц обнаружил, что животные способны передавать друг другу знания, приобретенные путем обучения. Это явление было названо импринтингом (запечатлением).

    В тридцатые годы Лоренц выдвинулся в лидеры науки об инстинктах. Вначале, склоняясь к бихевиоризму, он пытался объяснять инстинкт как цепочку рефлексов. Но, собрав доказательства, Лоренц пришел к выводу, что инстинкты имеют внутреннюю мотивацию. В частности, Лоренц показал, что у так называемых территориальных животных социальному инстинкту противостоит другой, которому он дает название "инстинкт внутривидовой агрессии". Поведение животных, занимающих определенный охотничий участок, определяется динамическим равновесием между инстинктом внутривидовой агрессии и каким-либо из притягивающих инстинктов: половым или социальным. Лоренц показал, что из сочетания и взаимодействия этих инстинктов образовались высшие эмоции животных и человека: узнавание друг друга, ограничение агрессии, дружба и любовь.

    После поглощения Австрии гитлеровской Германией Лоренц остался без работы, но потом получает приглашение на кафедру психологии Кенигсбергского университета.

    Через два года Лоренца мобилизовали в армию в качестве военного врача, где он, несмотря на отсутствие медицинской практики, даже делает хирургические операции - в полевых условиях и в военном госпитале в Белоруссии.

    В 1944 году при отступлении германской армии Конрад Лоренц попал в плен и оказался в лагере для военнопленных в Армении. Нехватку белковой пищи Лоренц восполнял поедая скорпионов - у них ядовит только хвост, поэтому брюшко можно есть даже без специальной обработки.

    Наблюдая за полудикими козами армянского нагорья, Лоренц заметил, как при первых же отдаленных раскатах грома они отыскивают в скалах подходящие пещеры, готовясь к возможному дождю. То же они делают, когда поблизости ведутся взрывные работы. Конрад Лоренц пришел к выводу, что "в естественных условиях образование условных реакций лишь тогда способствует сохранению вида, когда условный стимул находится в причинной связи с безусловным".

    В 1948 году Конрада Лоренца в числе австрийцев, насильственно мобилизованных в гитлеровскую армию, освободили из плена. В лагере он начал писать книгу "Оборотная сторона зеркала: опыт естественной истории человеческого познания". В окончательном варианте эта книга вышла из печати в 1973 году.

    В 1950 году Конрад Лоренц совместно с Эриком фон Холстом создал Институт физиологии в Баварии, где продолжил свои наблюдения, сосредоточившись, в основном, на изучении поведения водоплавающих птиц.

    В 1963 году вышла книга "Так называемое зло: о природе агрессии", которая принесла Лоренцу мировую известность. В этой книге ученый рассказал о внутривидовой агрессии и ее роли в образовании высших форм поведения.

    В конце шестидесятых годов Лоренц возвратился в Австрию, по приглашению Австрийской академии наук, организовавшей для него Институт сравнительного изучения поведения.

    Несколько позже вышла книга Конрада Лоренца "Восемь грехов современного человечества", которыми он считал перенаселение, опустошение жизненного пространства, бег наперегонки с самим собой, тепловую смерть чувства, генетическое вырождение, разрыв с традицией, индоктринируемость и ядерное оружие.

    В книге "Оборотная сторона зеркала" Конрад Лоренц представил эволюцию как образование новых регулирующих контуров. Линейная последовательность процессов, действующих друг на друга в определенном порядке, замыкается в контур, и последний процесс начинает действовать на первый - возникает новая обратная связь. Она-то и вызывает скачок в эволюции, создающий качественно новые свойства живой системы. Лоренц назвал этот скачок фульгурацией (от латинского термина, означающего удар молнии). Применение такого подхода привело к образованию новой науки: теоретической биологии.

    В 1973 году Конраду Лоренцу совместно с Николасом Тинбергеном и Карлом фон Фришем была присуждена Нобелевская премия по физиологии и медицине "за открытия, связанные с созданием и установлением моделей индивидуального и группового поведения животных".

    Лоренц, Конрад (Lorenz), австрийский специалист в области поведения животных. Родился 7 ноября 1903 в Вене в семье хирурга. После окончания гимназии в Шоттене, специализировался в Венском университете по медицине, философии и политологии. В 1937 был назначен приват-доцентом Венского университета по сравнительной анатомии и психологии животных. В 1940 стал профессором сравнительной психологии Кёнигсбергского университета. Позднее курировал военные науки. Находился в плену в Советском Союзе.

    Конрад Лоренц (1903-1989) - выдающийся австрийский ученый, лауреат Нобелевской премии, один из основоположников этологии , науки о поведении животных.

    Утверждая, что агрессивность является врожденным, инстинктивно обусловленным свойством всех высших животных -- и доказывая это на множестве убедительных примеров, -- автор подводит к выводу; "Есть веские основания считать внутривидовую агрессию наиболее серьезной опасностью, какая грозит человечеству в современных условиях культурноисторического и технического развития."

    На русском языке публиковались книги К. Лоренца: "Кольцо царя Соломона", "Человек находит друга", "Год серого гуся".

    Биографическая справка из книги К.Лоренц. Агрессия. М., Прогресс, 1994.

    Лоренц (Lorenz) Конрад (7 ноября 1903, Вена – 27 февраля 1989, Альтенберг) – австрийский биолог и философ, один из основателей эволюционной эпистемологии. Окончил Нью-Йоркский и Венский университеты. С 1940 профессор Кенигсбергского университета, с 1950 – руководитель Института физиологии поведения (Зевизен, ФРГ). Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. В 1941 опубликовал статью «Кантовская концепция a priori в свете современной биологии», в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих a priori Канта, можно объяснить на основе достижений генетики и биологической теории эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Априоризму Канта может быть дана эмпирическая интерпретация. Априори существует в силу наследственной дифференциации центральной нервной системы, специфичной для разных видов и определяющей наследственную предрасположенность мыслить в определенных формах. «Априорные» формы мысли – следствие адаптации и развиваются в ходе эволюции. С кон. 50-х гг. Лоренц занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы.

    Е.А. Гороховская

    Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. II, Е – М, с. 452.

    Лоренц (Lorenz) Конрад (1903-1989) - австр. биолог и философ, один из основателей эволюционной Эпистемологии. Лауреат Нобелевской премии 1973 по физиологии и медицине. Заложил теоретический фундамент современной этологии, науки о поведении животных. Свою эпистемологическую концепцию Лоренц назвал «эволюционистской теорией знания». В 1941 году он опубликовал статью «Кантовская доктрина a priori в свете совр. биологии», в которой доказывал, что природу и генезис основополагающих структур опыта, соответствующих a priori И. Канта, можно объяснить на основе биологической эволюции. Под давлением естественного отбора в течение миллионов лет наши органы чувств и мыслительный аппарат формировались так, чтобы обеспечить функционально адекватное представление о реальности. Так, например, Лоренц доказывал, что в самой структуре, биохимическом составе и динамике глаза отражены оптические характеристики окружающей среды, закодированы законы оптики. Если бы это было не так, то люди просто не выжили бы как биологический вид. Когнитивные структуры познавательного аппарата априорны в смысле независимости их от личного опыта, однако они перестают быть таковыми, если рассматривать их развитие в процессе эволюции. Для человека как родового существа они являются апостериорными.

    Теорию познания Лоренца и его последователей еще называют биоэпистемологией, поскольку сама жизнь характеризуется ими как познавательный процесс, как «когногенез». Биоэпистемология, по Лоренцу, способна объяснить генезис наших когнитивных структур от уровня инстинктов и чувственного восприятия до уровня повседневного здравого смысла. При столкновениях с областями реальности, недоступными нашему обычному (повседневному) опыту (например, области микромира), наш врожденный когнитивный аппарат начинает давать сбои и обнаруживает свои границы, поскольку эволюционно он приспособлен лишь к обычной окружающей среде.

    В своем понимании природы и методов научного познания Лоренц исходил из того, что истинная естественная наука является индуктивной. Следуя позиции В. Виндельбанда, он полагал, что познание проходит через три стадии: описания, систематизации и номотетическую стадию. Понимание в индуктивной науке - это сведение специальных законов данного уровня к более общим законам, действующим на следующем уровне реальности. При этом недопустимо «прыгать» через уровни. В то же время Лоренц считал, что для объяснения определенного уровня реальности нет необходимости знать законы вышестоящего уровня. Стратегию объяснения без описания структуры он называл «атомизмом». По его мнению, описательный, «натуралистический» подход не менее важен, чем количественный. Методологической ошибкой он считал «объяснительный монизм» - объяснение сложной системы, исходящее из свойств одного-двух ее элементов. Под «органической целостностью» он понимал систему двусторонних причинных связей, образующих сложную сеть. Понять отдельные части такой системы можно только одновременно. Для этого необходим метод «широкого фронта», когда сначала описываются самые общие характеристики системы, а затем описание детализируется. С конца 1950-х годах Лоренц занимался социокультурными и общегуманистическими проблемами, связанными с опасностями, которые несет западная техническая цивилизация. Среди них в качестве главных он выделял этические проблемы.

    Современная западная философия. Энциклопедический словарь / Под. ред. О. Хеффе, В.С. Малахова, В.П. Филатова, при участии Т.А. Дмитриева. М., 2009, с. 293.

    Сочинения: Агрессия: так называемое зло. М., 1994; Оборотная сторона зеркала. М., 1998; Das sogenannte Bose, Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963; Die Acht Todsynden der zivilisierten Menschheit. Munchen, 1971; Der Abbau des Menschlichen. Munchen, Zurich, 1983.

    Лоренц (Lorenz) Конрад Захариус (1903-1989) - австрийский биолог и философ, один из основателей этологии, лауреат Нобелевской премии 1973 года по физиологии и медицине (ими, с Н. Тивбергеном и К. Фришем). Биография. В 1928 году защитил докторскую диссертацию по философии, в 1932 году - по медицине. Читал курсы по сравнительной анатомии и зоопсихологии. С 1940 года - профессор сравнительной психологии Университета Кенигсберга. В 1943 г. был призван в армию в качестве врача, с 1944 по 1948 год находился в советском плену. В 1949 г. основал в Альтенберге Институт сравнительного исследования поведения животных. С 1961 г. - директор Института физиологии поведения им. Макса Планка в Зеевидене. В 1973 г. вышел в отставку. Исследования. Занимался проблемами инстинктивного поведения, научения, в том числе импринтинга и социальных релизеров (как сигнальных раздражителей, использующихся во внутривидовых коммуникациях). Предложил этологические интерпретации механизмов регуляции поведения, в том числе сознательного, в ситуациях конкуренции, доминирования, агрессии, кооперации и альтруизма. Проводил полевые исследования инстинктов животных и их развития в фило- и онтогенезе. Разработал гидродинамическую модель мотивации. Здесь инстинктивные формы поведения объясняются за счет накопления энергии, имеющейся в нервной системе и связанной с характерными для данного биологического вида циклами активности. Эта энергия может находить реализацию в поведении как при длительном ее накоплении, так и при действии внешних раздражителей. Так, скажем, накопление энергии агрессивного влечения происходит до тех нор, пока не начнется воздействие соответствующего пускового раздражителя, который приведет к разрядке этой энергии. Подобным пусковым раздражителем может выступать, например, вторжение на территорию данной особи незнакомого представителя того же вида. К. Лоренц проводил аналогию между поведением животных и человека. В частности, он трактовал агрессивность человека как биологически обусловленный фактор, который в силу технической вооруженности человека начинает противоречить задачам его адаптации (Sogenante Bose. Zur Naturgeschichte der Aggression. Wien, 1963; в рус. пер.: Агрессия. Так называемое «зло». М., 1994). В своей «эволюционной теории знания» рассматривал развитие когнитивных функций, от инстинктов до самосознания, в аспекте их адаптационной роли и по аналогии с некими рабочими гипотезами, проверяемыми посредством проб и ошибок.

    Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 307.

    Сочинения: Die angeborenen Formen m6gli- cher Erfahrung // Zeitschrift fur Tierpsychologie. 1943, 5; Uber tanzahnliche Bewegungsweisen bei Tieren // Studiuin Generate. 1952. 1; Die Gestalt- wahrnehmung als Quelle wissenschaftlicher Erkenntnis // Zeitschrift filr angewandte und expe- rimentelle Psychologie, 1959, 6; Кольцо царя Соломона, M., 1970; Человек находит друга. 1971; Die Ruckseite des Spiegels. Miinchen, 1973; Die acht Todsilden der zivilierten Menschheit. Miinchen, 1973; в рус. riep.: Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Вопросы философии. 1992. № 3; Der Abbau des Menschlichen. Munchen, 1983.

    Литература: К. Лоренц // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.

    Далее читайте:

    Лоренц Конрад. Агрессия . (Лоренц К. Агрессия. М., 1994)

    Сочинения:

    Агрессия: так называемое зло. М., 1994;

    Кантовская доктрина априори современной биологии. – «Человек», 1997, № 5;

    Das sogenannte Böse. Zur Naturgeschichte der Aggression. W., 1963;

    Die Acht Tödsünden der zivilisierten Menschheit. Münch., 1971;

    Die Rückseite des Spiegels. Münch.–Zürich, 1973;

    Der Abbau des Menschlichen. Münch.–Zürich, 1983.

    Литература:

    Меркулов И.П. Когнитивная эволюция. М., 1999.

    К. Лоренц // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999.