Биография Гёте Иоганна Вольфганга. Краткая биография Гёте: самое главное и важное

Биография Гёте

Иоганн Вольфганг фон Гете (нем. Johann Wolfgang von Goethe; 28 августа 1749, Франкфурт-на-Майне — 22 марта 1832, Веймар) — немецкий писатель, философ, естествоиспытатель и государственный деятель.

Биография

Гете — сын состоятельного имперского советника Иоганна Каспара Гете и Катарины Елизаветы, в девичестве Текстор, дочери высокого должностного Франкфурта.

В автобиографической книге «Поэзия и правда» («DichtungundWahrheit», 1811 — 1814) он так писал о своем рождении: «Двадцать восьмого августа 1749 года, в полдень, с двенадцатым ударом колокола, я появился на свет во Франкфурте-на-Майне. Расположение созвездий было благоприятным … »

Поэт был убежден, что расположение планет влияет на судьбу и во Вселенной каждому отведено особое место, поскольку человек — существенная частица Космоса. Его заполнено самыми занятиями и поисками жизнь была строго подчинена внутренней дисциплине. Он выстраивал свою биографию по тщательно обдуманным и только ему известному плану.

В детстве Гете изучал языки, в том числе и древнееврейский, рисование, занимался верховой ездой и фехтованием. Помимо традиционного комплекса гуманитарных знаний и физических упражнений, в домашнее образование Гете входили и естественные науки — обстоятельство, сыгравшее значительную роль в будущем развитии его научных интересов.

В 1765 г. отец отправил Гете в Лейпцигский университет изучать правоведение, однако юного студента больше тянуло кипучая литературная и театральная жизнь этого значительного торгового и культурного города Германии. Обучение в Лейпциге было прервано серьезной болезнью, поэтому следующие полтора года он провел дома. Весной 1770 Гете переехал в Страсбург, чтобы, по настоянию отца, закончить свою университетское образование. Здесь, в Страсбурге, слушание лекций по анатомии, химии и юриспруденции Гете перемежал с достаточно интенсивной литературно-культурной деятельностью. На этот период пришлось его знакомство, а впоследствии — и дружба с И.Г. Гердером, которое Гете позже назовет «самым значительным событием» в его жизни. В Страсбурге Гете пережил и первую любовь к дочери сельского пастора — 16-летней Фридерика Брион, которой посвятил лучшие лирические стихи этого периода.

6 августа 1771 Гете защитил диссертацию и получил степень лиценциата права. После возвращения домой отец отправил его в Вецлар, недалеко Франкфурта. Здесь, в имперской судебной палате, Гете должен был практиковаться, хотя все его мысли были ориентированы на литературу. В Вецлар Гете влюбился в Шарлотту Буфф, дочь местного чиновника, в то время невесту. Безответная любовь и вызвало появление романа «Страдания юного Вертера», как и целого ряда лирических стихотворений.

Исследователи подсчитали, что Гете написал более 1600 стихотворений, которые рождались как отзывы на непосредственные жизненные впечатления и переживания. Он полностью подпадал под власть нахлынуть ощущение, но одновременно Гете всегда предельно скромен и корректен в передаче лирических переживаний. Например, в стихотворении «Свидание и прощания» («Willkommen und Abschied», 1771), посвященном Ф. Брион, несмотря на взволнованность и переизбыток чувств, лирический герой предстает благородно целомудренным. Встреча влюбленных происходит лишь в мечтах и воспоминаниях. Стихотворение «Прометей» является темпераментным монологом защитника людей — Прометея, который бросает тирану Зевсу вызов, утверждая, что верховный небожитель лишь творение человеческих предрассудков и страхов.

Начало творческого пути Гете связано с литературным движением, представители которого выступали под лозунгом «Буря и натиск!». Себя эти поэты и драматурги называли «Штюрмер» — от немецкого названия «Sturm und Drang».

Свободолюбивые мятежные настроения юного Гете проявились также в его драме «Гец фон Берлихинген» («Gotz von Berlichingen», 1773), материалом для которой стал жизнеописание Готфрида фон Берлихинген, написанный им в 1557 p., Но отпечатанный в 1731 г. Гец (сокращ. от Готфрид) — реальное историческое лицо.
Вслед за Шекспиром Гете игнорирует классицистические три единства — в драме 65 сцен, которые быстро сменяют друг друга, и большое количество персонажей. «Гец фон Берлихинген» написан прозой, герои общаются простым, а отчасти грубоватой народной речью.

Главный герой — рыцарь, который восстал против княжеского произвола. Опираясь на исторические хроники Шекспира, Гете мастерски воссоздает колорит эпохи, изображая пеструю вереницу рыцарей, солдат, крестьян, бюргеров, представителей придворной знати Бамбергского князя-епископа. Меньшее значение имели драмы Гете на современные темы: «Клавиго» («Clavigo», 1774) и «Стелла» («Stella», 1775).

Роман «Страдания юного Вертера» («Die Leiden desjungen Werthers», 1744), написанный в Веймаре, где Гете по настоянию отца стажируется в имперском суде, сделал автора знаменитым не только в Германии, но и во всей просвещенной Европе.

Гете избрал для «Вертера» эпистолярную форму. Письма — это исповедь героя. События романа происходят с мая 1771 по декабрь 1772 Таким образом, время действия и время создания романа очень близки. Эпистолярный роман — излюбленный жанр сентименталистов. Гете в духе сентименталистских представлений прославляет любовь, глубокие искренние чувства, на которые способен человек, независимо от своей сословной принадлежности.

Гете одним из первых возвестил миру этим романом, что достоинство человека не в его предках, не в ее сословной принадлежности, а в ней самой — в ее личности, в ее качествах, интеллекте и поступках.

В конце жизни в «Поэзии и правде» Гете рассказал о том, что он написал «Страдания юного Вертера», чтобы освободиться от навязчивой мысли о самоубийстве. Однако поступок Вертера оказался столь заразительным, что после издания переводов романа во Франции (1774), Англии (1776), Голландии (1781), Италии (1781), Швеции (1783) и России (1788) по Европе прокатилась волна самоубийств юношей, которые готовы были ценой жизни доказать истинность своей страсти. Роман «Страдания юного Вертера» остался в мировой литературе непревзойденным произведением о трагическом неразделенной любви.
В 1775 г. Гете принял предложение Саксен-Веймарского герцога Карла-Августа и переехал в Веймар, где взял на себя ряд государственных обязанностей, стал первым министром герцога, получил титул тайного советника. Исследователь творчества Г — Н.Н.Вильмонт так объяснял мотивы этого поступка: «Уезжая в Веймар, Гете надеялся радикально улучшить общественные отношения хотя бы на небольшом клочке немецкой земли, в владениях Карл-Августа, с тем чтобы этот клочок земли был образцом для всей страны и проведенные на нем реформы стали бы прологом общенационального переустройства немецкого жизни ».

Гете вскоре убедился, что это были напрасные надежды, поскольку герцог, разумеется, забыл о своих добрых намерениях. Гете постепенно сузил круг своих обязанностей, оставив лишь попечительства театром и учебными заведениями, а 3 сентября 1786 вообще убежал из постылого веймарского придворного мира. Два года он провел в Италии, где изучал античное и ренессансное искусство, сам пробовал свои силы в живописи, но затем вернулся в Веймар и оставлял его только ради кратковременных поездок в Карлсбад, Мариенбад и в другие места для улучшения здоровья. Всю жизнь Гете теперь проходило в Веймаре, где к нему пришло мировое признание, раскрылся его универсальный талант поэта и прозаика, драматурга и литературного критика, театрального постановщика, актера, художника, археолога и естествоиспытателя.
Гете обычно длительное время работал над большинством своих произведений. Например, замысел драмы «Эгмонт» («Egmont») приходится на 70-е pp. XVIII в., Когда он закончил ее черновой вариант. Однако окончательно завершил драму в Италии в 1787 p., А в следующем — опубликовал. В трагедии отразилось юношеское увлечение В. Шекспиром. Немецкий драматург, как Шекспир, обратился к исторической эпохи, крайне напряженной, когда в тугой узел противоречий сплелись политические и религиозные конфликты. Пытаясь воссоздать события максимально правдиво, Гете выбрал прозаическую форму, в то время было новшеством, поскольку драмы писали стихами.

Место действия «Эгмонта» — нидерландские провинции (современные Бельгия и Голландия), которые в середине XVI в. непосредственно принадлежали испанской короне. Филипп II назначил обладательницей Нидерландов свою сводную сестру, внебрачную дочь короля Карла V Маргариту Пармскую. Исполнителями ее воли, а по сути, фактическими правителями Нидерландских провинций Вильгельм Оранский и граф Эгмонт, который стал центральным персонажем драмы. Все действие сосредоточено вокруг Эгмонта. Гете достоверно воспроизводит исторический конфликт: нидерландские бюргеры недовольны высокими поборами, которыми обложил их король. Они принимают протестантскую веру, и это также усиливает их антагонизм с католической Испанией. В городах зреет недовольство, способное вызвать революционный взрыв,

По мнению Гете, народ сам выбирает своих вождей. Любимец простонародья, Эгмонт даже наперекор своей воле призван возглавить борьбу страны за свою независимость. В трагедии «Эгмонт» судьба героя предопределена приверженностью к нему народа, который сам сделал его своим вождем. Любовь соотечественников к Эгмонта мотивируется не столько политическими мотивами, сколько тем, что он правильно понял стремление народа в эпоху исторических катаклизмов.

Драматург пошел на нарушение исторической истины, создавая образ главного героя. Эгмонт у Гете значительно моложе, чем был в действительности.
Он почти юноша, нежно любит девушку из народа Клерхен. Гете отчасти идеализирует Эгмонта. Герой трагедии увенчан почестями, он счастлив, талантливый, мудрый и отважный. Кажется, ничто не предусматривает бедствия. Но по приказу короля герцог Альба, ворвавшись со своей армией в Нидерланды, жестоко расправляется с свободолюбивыми мещанами. Эгмонт, как их любимец, арестован первым, ему грозит смертная казнь.

В заключении ярко проявляется героический характер Эгмонта. Теперь и только теперь его надежды обращении к народу, который мог бы освободить его. Он верит, что восставший народ прогонит испанцев. Преданная ему Клерхен пытается поднять горожан на борьбу. Но Эгмонт обречен, он пропустил возможность стать настоящим другом и вождем народа. Теперь ему остается одно: своим примером, своей мужественной, достойной гибелью призвать народ к борьбе за свободу.

В трагедии Гете показано начало буржуазной революции в Нидерландах, в результате которой страна была освобождена из-под испанского гнета, а через два десятилетия там установилась независимая республика. Но трагедия Гете была обращена к его соотечественников, не готовых к антифеодальной борьбы. Это для них звучал монолог Эгмонта, что в тогдашней Германии нашел отклик в литературе, искусстве, музыке Бетховена, но не мог быть реализован практически.

В творчестве Гете после возвращения из Италии отразились новые эстетические взгляды, которые исследователи называют «веймарским классицизмом». Поэт теперь отдавал предпочтение классическим формам античного искусства, стал более сдержанным в выражении своих идей. Его позиция отличается большей уравновешенностью. В период острых социальных схваток он весьма осторожно проявляет свои симпатии и антипатии. Это просматривается особенно ощутимо в эпической поэме «Герман и Доротея» («Hermann und Dorothea», 1798).

Гете в этом произведении попытался исключительную и достаточно удачную — создать идеальные образцы своих современников. Главные персонажи поэмы покоряют читателя чувством собственного достоинства, доброжелательностью, красотой и трудолюбием. Жизнь Германа и Доротеи удивительно гармоничное, потому что при любой тяжелой ситуации они идут по велению своих добрых сердец.
Какие бы творческие замыслы не влекли Гете, он всегда неизменно возвращался к поэзии. Формы и жанры его лирических произведений менялись, как менялись с годами и десятилетиями и взгляды гениального человека, который жил напряженной духовной жизнью. Иными становились его взгляды на человека, на взаимоотношения наций и классов. Гете склонялся к мысли, что единственной силой, способной смягчить нравы, есть искусство, только красота делает благородным каждого человека в частности и весь мира целом.

Он не отрицал свои юношеские Тираноборческие идеалы, но переосмыслил их в зрелой своей поэзии, внеся успокаивающее поправку. Поворотный этап в развитии поэзии Гете зримо просматривается в стихотворении «Ильменау» («Ilmenau», 1783). Элегия «Ильменау» выражает идеал, Гете годами будет утверждать своим творчеством: каждый человек, это князь, поэт, актер, рудокоп или крестьянин, обязан выполнять свой долг, следовать своему призванию и тем самым служить людям, улучшать жизнь и украшать землю. Понятие долга становится центральным в системе нравственных ориентиров Гете.

В первое веймарская десятилетия Гете написал свой второй роман «Театральное призвание Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters theatralische Sendung», 1777-1785; вид. 1911). Однако роман не был издан, а позже текст был переработан для нового романа с тем же героем — «Годы учения Вильгельма Мейстера» («Wilhelm Meisters Lehrjahre», 1793-1796; вид. 1795-1796).

С самого начала в рассказ о том, как образованный немецкий бюргер порывает со своей средой, впоследствии став выдающимся драматургом, Гете-прозаик включил несколько замечательных стихотворений. Они являются поэтическими монологами героев, это их заветные мечты, стремления, переживания.

Миньона — девушка, почти ребенок, диковатая и резвая, бесконечно преданная Вильгельму Мейстера, — поет песню о живописной солнечной красоте Италии, где она родилась. В этой поэзии Италия становится символом всего прекрасного и необычного. Основной лейтмотив двух других песен Миньоны — тайное страдание, в котором она никогда не признается, которое угадает лишь тот, кому знаком такой же боль души. В четвертой песне Миньоны, как в песне беззаботной, но чуткой и самоотверженной актрисы Филины, печаль и радость сливаются. Герои наслаждаются жизнью. Но среди веселья и счастья они не могут забыть, что блаженство не вечно, что человеку суждено пережить лишь счастливую мгновенность бытия.
Загадочный в романе о Вильгельма Мейстера образ арфиста. Бедный незнакомый Заблуда, которого приняли в труппу комедианты, исполняет песни, в которых трагизм бытия достигает апогея. Гуманизм этого стихотворения, как и всего цикла в целом, выраженный в настоятельно повторяющейся мысли: страдание объединяет людей, коллективно пережитый трагический опыт делает человечество сильнее и мужественнее. «Через страдания к радости» — эта мысль И. К. Ф. Шиллера, несомненно, была близка и Гете.

Два больших немецкие поэты — Шиллер и Гете — в 1797 г. дружески состязались в написании баллад. Гете был инициатором возрождения этого жанра.

Баллады Гете «Лесной король» («Erlkonig»), «Коринфская невеста» («Die Braut von Korinth») и др.. написанные в традициях страшной сумрачной баллады. их первоисточниками стали античные мифы и средневековые легенды. В балладах Гете обязательно присутствует загадочное. Гете передает ощущения ночных ужасов. Таинственное, потустороннее губительно вторгается в жизнь.

Таланту Гете была присуща универсальность. Воспроизведение в слове различные исторические эпохи, выразить сильные чувства, отчасти антагонистические, разгадать тайны человеческих поступков, проникнуть в недра природы — все это свойственно Гете.

Идея взаимосвязанности различных культур и эпох вдохновляла Гете, когда он работал над поэтическим циклом «Западно-восточный диван» («West-bstlicher Divan», 1819). Диваном в восточных странах называли сборники стихов, расположенных в определенном порядке. Падение Наполеона, захват очаровательной и поэтически одаренной Марианной фон Виллемер, открытие лирики Гафиза, который жил в Ширазе в XIV в., — Все это, поэтически переосмыслено, составило содержание «Западно-восточного дивана». Через все стихотворения «Дивана» проходит мысль о нетленности поэтического слова, сказанного Гафиза и другими выдающимися восточными поэтами. Они прославляли любви и жизни и поэтому заслуживают бессмертия. В стихах Гете прозвучала важная мысль о единстве человеческой цивилизации, о связи различных времен и стран, о взаимообогащения культур.
На протяжении всего творческого пути Гете работал над трагедией «Фауст» («Faust»). В 1773 — 1775 pp. он создал первый набросок «Фауста», где содержались основные сюжетные моменты. Этот, т. н. «Пра-Фауст» в рукописях Гете не сохранился, но был обнаружен в 1887 г. в записи одной из поклонниц выдающегося поэта. В 1790 г. был опубликован «Фауст. Фрагмент », своеобразный сокращенный вариант« Пра-Фаусте ». Его очень высоко оценил Й.К.Ф. Шиллер, с которым у Гете сложились тесные дружеские отношения. Шиллер побудил автора к продолжению «Фауста». Особенно интенсивно работа велась с 1797 по 1801 годы. Были написаны «Посвящение», оба «Пролог», сцены «Кабинет Фауста» и «Вальпургиева ночь». Первая часть была завершена в 1806 p., А напечатана — в 1808 г.

Замысел второй части созрел в 1797-1801 pp., А к ее написанию Гете обратился лишь через четверть века по настоятельным просьбам его секретаря И. П. Эккерман. Гете завершил работу над «Фаустом» в 1831 г. Полностью трагедия была издана в 1832 г. в первом томе его «посмертного издания сочинений».

Гете воспользовался сюжетом немецкой народной книги о докторе Фаусте. Врач и алхимик Иоганн (у Гете — Генрих) Фауст действительно жил в первой половине XVI в. Легенда рассказывает о нем как о талантливом мага и волшебника, которому подвластны потусторонние силы, за что его ждала в аду возмездие. По легенде, его задушил дьявол, что случилось около 1540 г. В 1587 во Франкфурте-на-Майне печатник Иоганн Шпис издал книгу, на титульном листе которой было написано: «История о докторе Иоганна Фауста, знаменитого колдуна и чернокнижника. О том, как в назначенное реченець продался дьяволу, какие удивительные приключения он за это время увидел, сам начинал и испытывал, пока не постигла его, наконец, заслуженная кара. Составлено на основе его собственных, им оставленных произведений. Собрано и приготовлено к печати для добросердечного наставление всем високомислимим, самоуверенным и безбожным людям. Пусть будет для них это страшным примером, отвлекая наставлениям … ». Народная книга была переиздана в 1589 г., а в 1593 г. рассказ дополнена жизнеописанием Вагнера — ученика Фауста. Вагнер выступает непутевым бездельников, который овладел тайнами магии, а после смерти Фауста унаследовал его богатства.

Немецкий народную книгу переводили и издавали в Англии, Голландии и Франции. Английский драматург К. Марло (1564-1593) использовал сюжет для своей трагедии «Трагическая история доктора Фауста». К сюжету о Фаусте обращались незадолго до Гете — Ф.М. Клингер и Г.Е. Лессинг.
Постепенно легенда о докторе Фаусте стала настолько популярной, что ее разыгрывали в спектаклях кукольники. Одну из таких представлений Гете увидел в детстве. Так состоялось знакомство поэта с Фаустом и Мефистофелем.

Гете существенно изменил и дополнил сюжет новыми персонажами и событиями. Создавая образ Фа-уста, Гете на примере его судьбы в первой части показал осуществление всех возможных желаний человека, а во второй части — безграничные возможности человечества. Однако, с точки зрения Гете, максималистское осуществления независимой воли вызывает трагедию. В первой части — погоня героя за наслаждением оборачивается гибелью героини, Во второй части в трагедии перерастает стремление героя усовершенствовать природу, внести свои прагматические коррективы в мироздании. По авторскому определению, «Фауст» создан в жанре трагедии. Однако в целом произведение не рассчитан на сценическое воплощение. В «Фаусте» сочетаются эпос, лирика, драма. По многим жанровым признакам близок к поэме.

«Фауст» открывается «Посвящение», написанной октавами. Четыре восьмирядкови строфы отражают момент возвращения автора к заветному замыслу. Прошло четверть века с тех пор, как началась работа над трагедией, первых слушателей не стало, и это придает «Посвящении» элегического настроения.

В «Прологе в театре» отражены наблюдения Гете, когда он в течение многих лет руководил Веймарским театром. Директор театра, Поэт и Комедийный актер, каждый на свой лад рассуждают об искусстве. Директор мечтает, чтобы публика толпой валила в театр. Поэт презирает толпу, он направлен в надзвездные даль, а Комедийный актер ради аплодисментов готов смешить зрителя. Каждый из них прав по-своему, диспут длится недолго. В репликах Директора театра угадывается, что «Фауст» сценически воплощен.

В «Прологе на небе» возникает завязка трагедии. В паре, на которое пошли Мефистофель с самим Господом, речь идет о человеке, о его достоинстве, муки и радости, об удовольствии и разочарование. Объект споров — человек, и этот человек — Фауст. Доктор Фауст предстает перед читателем в мрачном готическом кабинете. Прожита долгая жизнь, усвоено много замечательных знаний, но истина оказалась недоступной. Фауст разочарован. Он на грани самоубийства, и только пасхальный песнопение удержал его от греховного поступка.
В «Фаусте» Гете с самого начала подчеркивает важнейшие свойства человеческой натуры: недовольство достигнутым и стремление к идеалу. Ради того, чтобы прожить жизнь заново, он заставляет душу дьяволу. Зато Мефистофель дарит Фаусту молодость, и начинаете их совместное восхождение у обычная жизнь. «Фауст» — это не только философская трагедия, оперирующего отстраненным понятием, а изображение конкретного реальной жизни Германии. Важное место в контексте занимают народные сцены, проникнуты лирикой и гуманизмом: «У городских ворот», «Погреб Ауэрбаха», сцены с Мартой.

Из недр народной жизни вырастает и образ Маргариты. Фауст впервые встречает Гретхен, когда она выходит из церкви. Она благочестивая и скромная, у нее есть чувство чести, она долго не поддается на дьявольские уловки Мефистофеля, но силы неравны. Фауст дарит ей драгоценный убор, а соседка Марта, по наущению Мефистофеля, действует как опытный сводня.

Трагедия Маргариты состоит из подсознательного совершенного преступления и убежденно взятой на себя за собственную вину наказания. Несмотря на мольбы Фауста, она отказывается покинуть тюрьму. Величие Маргариты в том, с каким достоинством она принимает строгую кару.

Фауст, который хотел сделать Маргариту счастливой, привело к ее гибели. Виноват ли он? Он должен, если рассматривать его как обычного человека. Но он — символ человечества, герой и героиня принадлежат к разным мирам. Счастье с Маргаритой для Фауста было бы преждевременным и невозможным, как остановка на пути к бесконечности.
Во второй части путешествия Фауста продолжаются, но теперь он путешествует не только в пространстве, но и во времени, своевольно блуждая эпохами. Во второй части трагедии, чередуясь, сменяются два исторических периода: Средневековье и античность. Г. создает большое количество образов-символов, черпая их из легенд и мифов, а также с собственной безграничной фантазии.

При дворе германского императора Фауст выступает в роли ближайшего советника, на чем, вероятно, сказались жизненный опыт самого Гете и его просветительские иллюзии. Империя опустошена, в стране царит хаос и разруха. Мефистсфель подсказывает, что следует начать с выпуска бумажных денег под залог земных богатств, а это окончательно приводит страну к краху. Сила таланта Гете не в конкретике отображения момента, а в обобщающей символике.

Символическое и любовь Фауста к Елене Прекрасной. Спасет человечество красота? В восторге Фауста Еленой Гете воссоздал извечное стремление человека к идеалу. Но счастье Фауста короткое, зоно исчезает, как исчезает миф, когда у него вмешивается историческая правда. В эпизоде с Еленой отразился и определенный этап духовного развития Гете, связанный с увлечением античностью в период «веймарского классицизма». В образе Эвфорион — сына Фауста и Елены — Гете воплотил Байрона и его гибель в Греции.

Страница:

Гёте Иоганн Вольфганг (Goethe) (1749—1832) — немецкий поэт, просветитель, ученый и философ (Большое Веймарское издание сочинений Г. насчитывает 143 тома), род. во Франкфурте, в раннем возрасте увлекался классич. поэзией, театром и красотами природы. 1765 Г., будучи студентом лейпцигского унив., начал писать в духе Виланда. 1770 перешел в страсбургский университет, где заканчивает свое юридическое образование и, вместе с тем, занимается медициной и естественными науками. Здесь же проникся духом национальной поэзии, стал собирателем народных песен для Гердера, изучал древнегерманск. искусство, задумывал "Фауста", "Геца фон Берлихинген".

К этому периоду относится роман Г. с дочерью пастора из Зезенгейма, Фридерикой Брион, послужившей прототипом для Марии из "Геца" и "Клавиго" и для Гретхен из "Фауста". Главное произведение этого периода "Гец фон Берлихинген" (1772), прославляющее борьбу личности с обществом. К этому же времени относятся начало "Фауста", "Клавиго", "Стелла", фарсы и сатиры. Вецдаре он пережил несчастный роман с Шарлоттой Буфф, идеализированной в Лотте из "Вертера", "Страдания Вертера" (1774)- апофеоз сентиментального идеализма - произвел глубочайшее впечатление на современников.

Время никогда не стоит, жизнь постоянно развивается, человеческие отношения видоизменяются каждые пятьдесят лет.

Гёте Иоганн Вольфганг

После увлечения Лили Шенеман Г. путешествовал по Швейцарии, где познакомился с Лафатером; бурный период молодости и сентиментализма закончен. 1775, по приглашению своего друга, принца Карла-Августа. Г. поселился навсегда в Веймаре, где занимался делами управления, горным ведомством, театром, школами. 1782, возведенный в дворянство, Г. назначен был президентом палаты, 1815 первым министром. Г. окружен был друзьями - Виландом, Гердером и др. и вступил в долголетнюю дружбу с госпожой Штейн ("Лида" его лирики, прототип Ифигении, героиня "Geschwister"). Поездка в Италию (1786-88), впечатления античного искусства и южной природы внесли в душу Г. созерцательность, объективность, склонность к изображению типичного. В Италии закончены "Ифигения", "Тассо", "Эгмонт".

К событиям франц. революции Г. отнесся сурово ("Campagne in Frankreich"), писал сатиры против республиканцев ("Der Burgergeneral", "Die Aufgeregten"), также пьеса "Die naturliche Tochter". 1794 началась дружба Г. с Шиллером. длившаяся 10 лет - до смерти Шиллера. Это время наибольшей античности в творчестве Г.: сцены с Еленой в "Фаусте" и др.

1808 появилась 1 ч. "Фауста"- одно из величайших произведений всемирной литературы. Все пережитое и передуманное поэтом: титанические порывы молодости, жажда счастья и славы, отвага мысли, пытавшегося овладеть таинственными законами бытия, увлечение пантеизмом, тревоги и сомнения в достижимости истины и счастья,- все это вошло в старое предание, преобразив алхимика, искателя философского камня и жизненного эликсира, в искателя истины и борца за свободу и могущество человеческого духа, и создав бессмертные образы: Мефистофеля, носителя начала отрицания и сомнения, и Маргариты, чарующее олицетворение невинности и женственности.

Произведения последнего 10-летия жизни Г.-"Wilh. Meisters Wanderjahre" (1826), вторая часть "Фауста". из трудов Г. по естествознанию наиб. значение имеют учение о метаморфозе органов у растений и о составе черепа из видоизмененных позвонков ("позвоночная теория черепа").

Творчество Г. охватило все стороны жизни: поэзия сердца, психология личности, великие проблемы духа, тайны искусства, природа и ее власть и чары, национальные и гуманные всечеловеческие идеалы, нем. национальная старина и античный мир - все это воплощено великим мастером в ряде неподражаемых по художественной красоте и глубине произведений.

Иоганн Вольфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe). Родился 28 августа 1749 года в Франкфурте-на-Майне - умер 22 марта 1832 года в Веймаре. Немецкий поэт, государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710-1782). Отец его был императорским советником, бывшим адвокатом. Мать, Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор, нем. Textor, 1731-1808), была дочерью городского старшины. В 1750 году в семье родился второй ребёнок, Корнелия. После неё родилось ещё четверо детей, умерших в младенчестве.

Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм.

Мать была полной противоположностью Иоганна Каспара. Она стала женой человека, к которому не питала особой любви, в возрасте семнадцати лет, а в восемнадцать родила первого ребенка. Однако Катарина искренне любила своего сына, который звал её «Frau Aja». Мать привила своему сыну любовь к сочинению историй, она была для Гёте образцом сердечной теплоты, мудрости и заботы. Катарина поддерживала переписку с Анной Амалией Брауншвейгской.

Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с «Илиадой», с «Метаморфозами» Овидия, прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников. Это помогло ему восполнить пробелы в несколько лишённом системы домашнем образовании, которое началось в 1755 году с приглашением в дом учителей. Мальчик выучился, кроме немецкого языка, ещё французскому, латыни, греческому и итальянскому, причём последнему, слушая то, как отец обучает Корнелию. Иоганн также получил уроки танцев, верховой езды и фехтования. Его отец был из тех, кто не удовлетворив собственные амбиции, стремился предоставить больше возможностей детям и дал им полноценное образование.

В 1765 году отправился в Лейпцигский университет, круг своего высшего образования завершил в Страсбургском университете в 1770 году, где защитил диссертацию на звание доктора права.

Занятие юриспруденцией мало привлекало Гёте, гораздо более интересовавшегося медициной (этот интерес привёл его впоследствии к занятиям анатомией и остеологией) и литературой. В Лейпциге он влюбляется в Кэтхен Шойнкопф и пишет о ней весёлые стихи в жанре рококо. Кроме стихов Гёте начинает писать и другое. Его ранние произведения отмечены чертами подражательности. Стихотворение «Höllenfahrt Christi» (1765) примыкает к духовным стихотворениям Крамера (круг Клопштока). Комедия «Die Mitschuldigen» (Совиновники), пастораль «Die Laune des Verliebten» (Каприз влюблённого), стихотворения «К луне», «Невинность» и др. входят в круг литературы рококо. Гёте пишет ряд тонких произведений, не открывающих, однако, его самобытности. Как и у поэтов рококо, любовь у него - чувственная забава, олицетворенная в резвом амуре, природа - мастерски выполненная декорация; он талантливо играет присущими поэзии рококо поэтическими формулами, хорошо владеет александрийским стихом и т. п.

Во Франкфурте Гёте серьёзно заболел. За полтора года, которые он из-за нескольких рецидивов пролежал в постели, его отношения с отцом сильно ухудшились. Скучая во время болезни, Иоганн написал криминальную комедию. В апреле 1770 года отец потерял терпение и Гёте покинул Франкфурт, чтобы закончить учёбу в Страсбурге, где и защитил диссертацию на звание доктора права.

Перелом в творчестве намечается именно там, где Гёте встречается с Гердером, знакомящим его со своими взглядами на поэзию и культуру. В Страсбурге Гёте находит себя как поэта. Он завязывает отношения с молодыми писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц, Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, в подражание которой пишет стихотворение «Heidenröslein» (Степная розочка) и др., Оссианом, Гомером, Шекспиром (речь о Шекспире - 1772), находит восторженные слова для оценки памятников готики - «Von deutscher Baukunst D. M. Erwini a Steinbach» (О немецком зодчестве Эрвина из Штейнбаха, 1771). Ближайшие годы проходят в интенсивной литературной работе, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу.

14 октября 1806 года Иоганн узаконил отношения с Кристианой Вульпиус. К этому времени они уже имели несколько детей.

Произведения Гёте:

«Клавиго» (1774)
«Страдания юного Вертера» (1774)
«Ифигения в Тавриде» (1779-1788)
«Торквато Тассо» (1780-1789)
«Лесной царь» (1782)
«Эгмонт» (1788)
«Опыт о метаморфозе растений» (1790)
«Рейнеке-лис» (1792)
«Герман и Доротея», (1794)
«Фауст» (1774-1832)
«К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre), (1810)
«Западно-восточный диван» (1819).

Семья Гёте:

У Иоганна Вольфганга Гёте и его супруги Кристианы родилось пятеро детей. Дети, родившиеся после старшего сына Августа, не выжили: один ребёнок родился мёртвым, остальные умерли в течение нескольких дней или недель. У Августа родилось трое детей: Вальтер Вольфганг, Вольфганг Максимилиан и Альма. Август умер за два года до смерти своего отца в Риме. Его супруга Оттилия Гёте родила после смерти мужа от другого мужчины дочь Анну Сибиллу, которая умерла спустя год. Дети Августа и Оттилии не вступали в брак, поэтому род Гёте по прямой линии прервался в 1885 году.

Произведения на сайте Lib.ru в Викитеке. Иоганн Вольфганг фон Гёте на Викискладе
Систематик живой природы

Иога́нн Во́льфганг фон Гёте (нем. Johann Wolfgang von Goethe немецкое произношение имени (инф.) ; 28 августа , Франкфурт-на-Майне , Германия - 22 марта , Веймар , Германия) - немецкий поэт , государственный деятель, мыслитель и естествоиспытатель.

Биография

Мать Гёте, Катарина Элизабет Текстор в 1776 году

Дом во Франкфурте-на-Майне, где родился Гёте. Восстановлен в 1947-1949 годах

Родился в старом немецком торговом городе Франкфурте-на-Майне в семье зажиточного бюргера Иоганна Каспара Гёте (1710-1782). Отец его был императорским советником, бывшим адвокатом. Мать Катарина Элизабет Гёте (урождённая Текстор, нем. Textor , 1731-1808) - дочь городского старшины. В 1750 году в семье родился второй ребёнок, Корнелия . После неё родилось ещё четверо детей, умерших в младенчестве. Отец Гёте был педантичным, требовательным, неэмоциональным, но честным человеком. От него сыну впоследствии передались тяга к знаниям, скрупулёзное внимание к деталям, аккуратность и стоицизм. Мать была полной противоположностью Иоганна Каспара. Она стала женой человека, к которому не питала особой любви, в возрасте семнадцати лет, а в восемнадцать родила первого ребенка. Однако, Катарина искренне любила своего сына, который звал её «Frau Aja». Мать привила своему сыну любовь к сочинению историй, она была для Гёте образцом сердечной теплоты, мудрости и заботы. Катарина поддерживала переписку с Анной Амалией Брауншвейгской .

Дом Гёте был хорошо обставлен, там была обширная библиотека, благодаря которой писатель рано познакомился с «Илиадой» , с «Метаморфозами» Овидия , прочитал в оригинале сочинения Вергилия и многих поэтов-современников. Это помогло ему восполнить пробелы в несколько лишённом системы домашнем образовании, которое началось в 1755 году с приглашением в дом учителей. Мальчик выучился, кроме немецкого языка, ещё французскому , латыни , греческому и итальянскому , причём последнему, слушая то, как отец обучает Корнелию . Иоганн также получил уроки танцев, верховой езды и фехтования. Его отец был из тех, кто не удовлетворив собственные амбиции, стремился предоставить больше возможностей детям и дал им полноценное образование.

Во Франкфурте Гете серьёзно заболел. За полтора года, которые он из-за нескольких рецидивов пролежал в постели, его отношения с отцом сильно ухудшились. Скучая во время болезни Иоганн написал криминальную комедию. В апреле 1770 года отец потерял терпение и Гете покинул Франкфурт, чтобы закончить учебу в Страсбурге, где и защитил диссертацию на звание доктора права.

Перелом в творчестве намечается именно там, где Гёте встречается с Гердером , знакомящим его со своими взглядами на поэзию и культуру. В Страсбурге Гёте находит себя как поэта. Он завязывает отношения с молодыми писателями, впоследствии видными деятелями эпохи «Бури и натиска» (Ленц , Вагнер). Заинтересовывается народной поэзией, в подражание которой пишет стихотворение «Heidenröslein» (Степная розочка) и др., Оссианом , Гомером , Шекспиром (речь о Шекспире - 1772), находит восторженные слова для оценки памятников готики - «Von deutscher Baukunst D. M. Erwini a Steinbach» (О немецком зодчестве Эрвина из Штейнбаха, 1771). Ближайшие годы проходят в интенсивной литературной работе, чему не может помешать юридическая практика, которой Гёте вынужден заниматься из уважения к отцу.

Дом Гёте в Веймаре

«У меня громадное преимущество, - говорил Гете Эккерману, - благодаря тому, что я родился в такую эпоху, когда имели место величайшие мировые события, и они не прекращались в течение всей моей длинной жизни, так что я живой свидетель Семилетней войны, отпадения Америки от Англии, затем Французской революции и, наконец, всей наполеоновской эпохи, вплоть до гибели героя и последующих событий. Поэтому я пришел к совершенно другим выводам и взглядам, чем это доступно другим, которые сейчас только родились и которые должны усваивать эти великие события из непонятных им книг» .

14 октября 1806 года, Иоганн узаконил отношения с Кристианой Вульпиус. К этому времени они уже имели несколько детей.

Гёте умер в 1832 году в Веймаре.

Гёте и масонство

23 июня 1780 года Гёте получил посвящение в веймарской масонской ложе «Амалия». Морамарко писал о нём в своей знаменитой книге «Масонство в его прошлом и настоящем »:

Известно его письмо, написанное на следующий день возлюбленной, в котором он сообщает ей о подарке - паре белых перчаток, полученных во время обряда инициации . Гёте был горячим сторонником масонства до последних дней жизни, сочиняя для своей ложи гимны и речи. Обладая высочайшими степенями посвящения в системе строгого масонства, он тем не менее содействовал реформе Шредера , направленной на восстановление примата первых трёх универсальных степеней ордена. В 1813 году у гроба покойного брата Виланда поэт произнёс в масонском храме знаменитую речь «В память брата Виланда» .

Творчество Гёте

Раннее творчество

Первым значительным произведением Гёте этой новой поры является «Гёц фон Берлихинген» (первоначально «Gottfried von Berlichingen mit der eisernen Hand»), (1773) - драма, произведшая на современников огромное впечатление. Она выдвигает Гёте в первые ряды немецкой литературы, ставит его во главе писателей периода «Бури и натиска» . Своеобразие этого произведения, написанного прозой в манере исторических хроник Шекспира, не столько в том, что оно реабилитирует национальную старину, драматизируя историю рыцаря XVI в. , - так как уже Бодмер , Э. Шлегель, Клопшток , а в конце XVII в. Лоэнштейн («Арминий и Туснельда») обращались к древним периодам германской истории, - сколько в том, что эта драма, возникая за пределами литературы рококо, вступает также в противоречие с литературой Просвещения , наиболее влиятельным доселе течением культуры. Образ борца за социальную справедливость - типичный образ литературы Просвещения - получает у Гёте необычную интерпретацию. Рыцарь Гёц фон Берлихинген, печалящийся о положении дел в стране, возглавляет крестьянское восстание; когда же последнее принимает острые формы, отходит от него, проклиная переросшее его движение. Установленный правопорядок торжествует: пред ним равно бессильны революционное движение масс, истолкованное в драме как развязанный хаос, и личность, пытающаяся противопоставить ему «своеволие». Гёц находит свободу не в мире людей, но в смерти, в слиянии «с матерью-природой». Значение символа имеет заключительная сцена пьесы: Гёц выходит из темницы в сад, видит безграничное небо, его окружает оживающая природа: «Господь всемогущий, как хорошо под Твоим небом, как хороша свобода! Деревья распускают почки, весь мир исполнен упований. Прощайте, дорогие! Корни мои подрублены, силы меня оставляют». Последние слова Гёца - «О, какой небесный воздух! Свобода, свобода!»

Произведения

  • «Опыт о метаморфозе растений» ()
  • «К теории цвета» (нем. Zur Farbenlehre , )
  • «Рейнеке-лис» ()
  • Автобиография И.Гете Поэзия и Правда (Dichtung und Wahrheit) . - М .: «Захаров», 2003. - 736 с. - ISBN 5-8159-0356-6

«Страдания юного Вертера»

«Годы учения Вильгельма Мейстера»

Сын зажиточных бюргеров Вильгельм Мейстер отказывается от актёрской карьеры, которую он было избрал как единственно позволяющую бюргеру развить все его физические и духовные дарования, стать независимым в условиях феодального окружения, даже играть заметную роль в жизни страны ["На подмостках образованный человек (бюргер) такая же блестящая личность, как и представитель высшего класса" (дворянства)]. Он отказывается от своей мечты и кончает тем, что, преодолев свою бюргерскую гордость, отдаёт себя всецело в распоряжение некоего тайного дворянского союза, который стремится сплотить вокруг себя людей, имеющих основания бояться революционного переворота (Ярно: «Наша старая башня даст начало обществу, которое может распространиться по всем частям света… Мы взаимно гарантируем друг другу существование на тот единственно случай, если государственный переворот окончательно лишит кого-нибудь из нас его владений»). Вильгельм Мейстер не только не посягает на феодальную действительность, но даже готов рассматривать свой сценический путь как некоторое «своеволие» по отношению к ней, поскольку он пришёл к театру, окрыленный стремлением возвыситься над этой действительностью, развить в себе желающего господства бюргера.

Очень знаменательна эволюция, происшедшая с образом Прометея, который вновь возникает в творчестве Гёте в начале XIX в. («Пандора»). Некогда мятежный противник Зевса изображается теперь лишённым своего былого бунтарского пыла, он уже только искусный ремесленник и мудрый покровитель людских ремёсел, его дополняет Эпиметей, являющийся центральным персонажем пьесы, созерцатель, человек, решительно сторонящийся борьбы, бунта. В «Пандоре» встречаются слова, столь типичные для мировоззрения Гёте веймарского периода: «Величаво вы начинаете, титаны, однако только богам дано вести к вечно доброму, вечно прекрасному, предоставьте им действовать… ибо с богами не должен равняться ни один человек». Установленный порядок торжествует, личность должна отречься от посягательств на него, она должна действовать в строго очерченных, предуказанных ей пределах. В эпоху «Бури и натиска» Гёте любовался мятежной дерзостью своих героев. Теперь он любуется их терпением, их готовностью к самоограничению, к отречению от «произвола». Мотив отречения становится основным мотивом в произведениях зрелого и старого Гёте. На отречение, на умение ограничивать свои стремления Гёте и его персонажи смотрят как на высшую добродетель, почти как на закон природы. Характерен подзаголовок романа «Годы странствований Вильгельма Мейстера» - «Отрекающиеся», намекающий на «союз отрекающихся», к которому принадлежит основная масса действующих лиц романа (Мейстер, Ленардо, Ярно-Монтан и др.). Члены союза обязуются отречься от посягательств на существующий политический строй («Непременное обязательство… - не касаться никаких форм правления… подчиняться каждой из них и не выходить из пределов её власти»), они учатся обуздывать свои порывы, добровольно принимая на себя выполнение различных обетов. В своих произведениях веймарского периода Гёте точно стремится исчерпать все возможные виды людского отречения: он показывает религиозное отречение («Признания прекрасной души», VI гл. «Годов учения»), любовное отречение («Избирательное сродство» - роман, в котором атмосфера жертвенного отречения достигает высокой напряжённости, «Мариенбадская элегия») и др.

«Фауст»

Самым грандиозным созданием Гёте бесспорно является его трагедия «Фауст» , над которой он работал в течение всей жизни.

Основные даты творческой истории «Фауста»:

  • -1775 - «Urfaust» (Прафауст),
  • - издание «Фауста» в виде «отрывка»,
  • - окончание первой части,
  • - выход в свет первой части,
  • - начало работы над второй частью,
  • - «Классическая Вальпургиева ночь»,
  • - «Филемон и Бавкида», окончание «Фауста».

В «Прафаусте» Фауст - обречённый бунтарь, напрасно стремящийся к проникновению в тайны природы, к утверждению власти своего «я» над окружающим миром. Только с появлением пролога «на Небе» (1800) трагедия усваивает те очертания, в которых привык её видеть современный читатель. Дерзания Фауста получают новую (заимствованную из Библии - Книга Иова) мотивировку. Из-за него спорят Бог и сатана (Мефистофель), причём Бог предсказывает Фаусту, которому, как и всякому ищущему человеку, суждено ошибаться, спасение, ибо «честный человек в слепом исканьи всё ж твердо сознает, где правый путь»: этот путь - путь неустанных стремлений к открытию действительно значительного смысла жизни. Подобно Вильгельму Мейстеру, Фауст, прежде чем обнаружить конечную цель своего существования, проходит ряд «образовательных ступеней». Первая ступень - его любовь к наивной мещаночке Гретхен, кончающаяся трагически. Фауст покидает Гретхен, и та, в отчаянии убив родившегося ребёнка, погибает. Но Фауст не может поступить иначе, он не может замкнуться в узкие рамки семейного, комнатного счастья, не может желать судьбы Германа («Герман и Доротея»). Он бессознательно стремится к более грандиозным горизонтам. Вторая ступень - его союз с античной Еленой, который должен символизировать жизнь, посвящённую искусству.

Фауст, окружённый аркадскими рощами, на время находит успокоение в союзе с прекрасной гречанкой. Но ему не дано остановиться и на этой ступени, он всходит на третью и последнюю ступень. Окончательно отказываясь от всяких порывов в потустороннее, он, подобно «отрекающимся» из «Годов странствований», решает посвятить свои силы служению обществу. Задумав создать государство счастливых, свободных людей, он начинает на отвоёванной у моря земле гигантскую стройку. Однако вызванные им к жизни силы обнаруживают тенденцию в сторону эмансипации от его руководства. Мефистофель в качестве командующего торговым флотом и начальника строительных работ, вопреки приказаниям Фауста, уничтожает двух старичков земледельцев - Филемона и Бавкиду, живущих в своей усадьбе возле древней часовенки. Фауст потрясён, но он, всё же продолжая верить в торжество своих идеалов, до самой смерти руководит работами. В конце трагедии ангелы возносят душу умершего Фауста на небо. Заключительные сцены трагедии в гораздо большей степени, чем другие произведения Гёте, насыщены пафосом творчества, созидания, столь характерным для эпохи Сен-Симона .

Трагедия, писавшаяся в течение почти 60 лет (с перерывами), была начата в период «Бури и натиска», окончена же в эпоху, когда в немецкой литературе господствовала романтическая школа. Естественно, что «Фауст» отражает все те этапы, по которым следовало творчество поэта.

Первая часть находится в ближайшей связи со штюрмерским периодом творчества Гёте. Тема покинутой возлюбленным девушки, в приступе отчаяния становящейся детоубийцей (Гретхен), была весьма распространена в литературе «Бури и натиска» (ср. «Детоубийца» Вагнера, «Дочь священника из Таубенгейма» Бюргера и пр.). Обращение к веку пламенной готики, книттельферсу, насыщенный вульгаризмами язык, тяга к монодраме - всё это говорит о близости к «Буре и натиску». Вторая часть, достигающая особенной художественной выразительности в «Елене», входит в круг литературы классического периода. Готические контуры уступают место древнегреческим. Местом действия становится Эллада . Очищается лексика. Книттельферс сменяется стихами античного склада. Образы приобретают какую-то особую скульптурную уплотнённость (пристрастие старого Гёте к декоративной интерпретации мифологических мотивов, к чисто зрелищным эффектам: маскарад - 3 картина I акта, классическая Вальпургиева ночь и т. п.). В заключительной же сцене «Фауста» Гёте уже отдаёт дань романтизму, вводя мистический хор, открывая Фаусту католические небеса.

Подобно «Годам странствований Вильгельма Мейстера», вторая часть «Фауста» в значительной степени является сводом мыслей Гёте о естественных науках, политике, эстетике и философии. Отдельные эпизоды находят своё оправдание исключительно в стремлении автора дать художественное выражение какой-нибудь научной либо философской проблеме (ср. стихотворение «Метаморфозы растений»). Всё это делает вторую часть «Фауста» громоздкой и - так как Гёте охотно прибегает к аллегорической маскировке своих мыслей - весьма затруднительной для понимания. Согласно записям поэта в дневнике, «главное дело» всей жизни было завершено в середине июля 1831 года. Поэт поставил точку во второй части «Фауста» 22 июля, а в августе рукопись была запечатана в конверт, с указанием раскрыть и опубликовать её только после его смерти. В начале марта 1832 года, во время прогулки в открытой карете Гёте простудился: катар верхних дыхательных путей, предположительно, инфаркт и общее ослабление лёгких привели к кончине 22 марта в 11.30 1832 года. Вторая часть «Фауста» вышла в том же году 41-м томом в Собрании Сочинений.

Отношение современников

Отношение современников к Гёте было очень неровным. Наибольший успех выпал на долю «Вертера», хотя просветители в лице Лессинга , отдавая должное таланту автора, с заметной сдержанностью приняли роман, как произведение, проповедующее безволие и пессимизм. «Ифигения» же не дошла до штюрмеров, в 1770-е гг. провозглашавших Гёте своим вождём. Гердер весьма негодовал, что его бывший ученик эволюционировал в сторону классицизма (см. его исполненную выпадов по адресу классицизма Гёте и Шиллера «Адрастею»). Большой интерес представляет отношение к Гёте романтиков. Они отнеслись к нему двояко. Погруженному в классический мир Гёте была объявлена жестокая война. Эллинизм , подсказывавший Гёте резкие выпады против христианства (в «Венецианских эпиграммах» Гёте заявляет, например, что ему противны четыре вещи: «табачный дым, клопы, чеснок и крест»; в «Коринфской невесте» христианство трактовано как мрачное, противное радостям земной жизни учение и пр.), был им враждебен. Зато автору «Гёца», «Вертера», «Фауста», сказок (сказка из «Бесед немецких эмигрантов», «Новая Мелузина», «Новый Парис») и особенно «Годов ученья Вильгельма Мейстера», Гёте-иррационалисту они поклонялись с исключительным благоговением. А. В. Шлегель писал о сказках Гёте как о «самых привлекательных из всех, какие когда-либо нисходили с небес фантазии на нашу убогую землю». В «Вильгельме Мейстере» романтики видели прообраз романтического романа. Техника тайны, загадочные образы Миньоны и Арфиста, Вильгельм Мейстер, живущий в атмосфере театрального искусства, опыт введения стихотворений в прозаическую ткань романа, роман как коллекция высказываний автора по различным вопросам - всё это находило в их лице восторженных ценителей. «Вильгельм Мейстер» послужил исходной точкой для «Штернбальда» Тика , «Люцинды» Фридриха Шлегеля , «Генриха фон Офтердингена» Новалиса .

Писатели «Молодой Германии », подходя к Гёте как к мыслителю и не находя у него (особенно в зрелом творчестве) либерально-демократических идей, сделали попытку развенчать его не только как писателя (Менцель: «Гёте не гений, а лишь талант»; Винбарг: «Язык Гёте - язык придворного»), но и как человека, объявив его «бесчувственным эгоистом, которого могут любить только бесчувственные эгоисты» (Л. Бёрне) [ср. с этим мнение К. Маркса , в противоположность Менцелю и Бёрне, сделавшего попытку объяснить мировоззрение зрелого Гёте: «Гёте не был в силах победить немецкое убожество, наоборот, оно победило его, и эта победа убожества над величайшим немцем есть лучшее доказательство того, что немецкое убожество не могло быть побеждено „изнутри“» (из статьи К. Маркса о книге Грюна «Гёте с человеческой точки зрения», 1846)]. Гуцков в памфлете «Гёте, Уланд и Прометей» восклицает, обращаясь к Гёте и Уланду : «Что можете вы делать? Гулять при свете вечернего солнца. Где ваша борьба для водворения новых идей?» Гейне , исключительно высоко ценивший Гёте как писателя, сравнивая в «Романтической школе» произведения Гёте с прекрасными статуями, заявляет: «В них можно влюбиться, но они бесплодны. Поэзия Гёте не порождает действия, как поэзия Шиллера. Действие есть дитя слова, а прекрасные слова Гёте бездетны». Характерно, что столетний юбилей Гёте в прошёл по сравнению с шиллеровским () весьма бледно. Интерес к Гёте возрождается лишь в конце XIX в. Неоромантики (Ст. Георге и др.) возобновляют культ, кладут основание новому изучению Гёте (Зиммель , Бурдах , Гундольф и др.), «открывают» позднего Гёте, которым почти не интересовались литературоведы истекшего столетия.

Гёте в России

В России интерес к Гёте проявился уже в конце XVIII в. О нём заговорили как об авторе «Вертера», нашедшего и в России восторженных читателей. Первые переводы на русский язык сделаны в 1781 году (переводчик Ф. Галченков, переизданы в 1794 и 1796 гг.) и в 1798 году (переводчик И. Виноградов). Радищев в своём «Путешествии» признаётся, что чтение «Вертера» исторгло у него радостные слезы. Новиков , говоря в «Драматическом словаре» (1787) о крупнейших драматургах Запада, включает в их число Гёте, которого характеризует как «славного немецкого автора, который написал отличную книгу, похваляемую повсюду - „Страдания молодого Вертера“». В 1802 появилось подражание роману Гёте - «Российский Вертер». Русские сентименталисты (Карамзин и др.) испытали на своём творчестве заметное влияние молодого Гёте. В эпоху Пушкина интерес к Гёте углубляется, ценить начинают также творчество зрелого Гёте («Фауст», «Вильгельм Мейстер» и др.).

Романтики (Веневитинов и др.), группировавшиеся вокруг «Московского вестника», ставят своё издание под покровительство немецкого поэта (который прислал им даже сочувственное письмо), видят в Гёте учителя, создателя романтической поэтики. С кружком Веневитинова в поклонении Гёте сходился Пушкин, благоговейно отзывавшийся об авторе «Фауста» (см. книгу Розова В. Гёте и Пушкин. - Киев, 1908).

Споры, поднятые младогерманцами вокруг имени Гёте, не прошли в России незамеченными. В конце 1830-х гг. появляется на русском языке книга Менцеля «Немецкая литература», дающая отрицательную оценку литературной деятельности Гёте. В 1840 Белинский , находившийся в это время, в период своего гегельянства , под влиянием тезисов о примирении с действительностью, публикует статью «Менцель, критик Гёте», в которой характеризует нападки Менцеля на Гёте как «дерзкие и наглые». Он объявляет вздорным исходный пункт критики Менцеля - требование, чтобы поэт был борцом за лучшую действительность, пропагандистом освободительных идей. Позднее, когда его увлечение гегельянством прошло, он уже признает, что «в Гёте не без основания порицают отсутствие исторических и общественных элементов, спокойное довольство действительностью как она есть» («Стихотворения М. Лермонтова », 1841), хотя и продолжает считать Гёте «великим поэтом», «гениальной личностью», «Римские элегии» - «великим созданием великого поэта Германии» («Римские элегии Гёте, перевод Струговщикова », 1841), «Фауста» - «великой поэмой» (1844) и т. п. Интеллигенция 1860-х гг. не испытывала к Гёте особых симпатий. Шестидесятникам была понятна нелюбовь младогерманцев к Гёте, отрёкшемуся от борьбы с феодализмом. Характерно заявление Чернышевского : «Лессинг ближе к нашему веку, чем Гёте» («Лессинг», 1856). Для писателей XIX в. Гёте - неактуальная фигура. Зато, помимо уже упомянутых поэтов пушкинской поры, Гёте увлекались Фет (переведший «Фауста», «Германа и Доротею», «Римские элегии» и др.), Алексей Толстой (перевёл «Коринфскую невесту», «Бог и баядера») и особенно Тютчев (перевёл стихотворения из «Вильгельма Мейстера», балладу «Певец» и др.), испытавший на своем творчестве очень заметное влияние Гёте. Символисты возрождают культ Гёте, провозглашают его одним из своих учителей-предшественников. При этом Гёте-мыслитель пользуется не меньшим вниманием, чем Гёте-художник. В. Иванов заявляет: «В сфере поэзии принцип символизма, некогда утверждаемый Гёте, после долгих уклонов и блужданий, снова понимается нами в значении, которое придавал ему Гёте, и его поэтика оказывается в общем нашею поэтикою последних лет» (Вяч. Иванов, Гёте на рубеже двух столетий).

Память

В честь Гёте названы кратер на Меркурии и минерал гётит . В честь героини поэмы Гёте West-östlicher Diwan назван астероид (563) Зулейка (англ.) русск. , открытый в 1905 году. В Санкт-Петербурге установлен бюст литератора. В Швейцарии, в городе Дорнах, построено здание, названное в честь Гёте - Гётеанум , являющееся центром Антропософского движения, названного исследователем наследия Гёте и основателем антропософии, Рудольфом Штейнером "гётеанством 20 века" , и объявленное памятником архитектуры.

Потомки Гёте

У Иоганна Вольфганга Гёте и его супруги Кристианы родилось пятеро детей. Дети, родившиеся после старшего сына Августа , не выжили: один ребёнок родился мёртвым, остальные умерли в течение нескольких дней или недель. У Августа родилось трое детей: Вальтер Вольфганг , Вольфганг Максимилиан и Альма . Август умер за два года до смерти своего отца в Риме . Его супруга Оттилия Гёте родила после смерти мужа от другого мужчины дочь Анну Сибиллу, которая умерла спустя год. Дети Августа и Оттилии не вступали в брак, поэтому род Гёте по прямой линии прервался в 1885 году.

Фридрих Георг (род 1657) (ещё 8 братьев и сестёр) | Иоганн Каспар Гёте + Катарина Элизабет Текстор ______________|_______________________ | | | Иоганн Вольфганг Корнелия невыжившие дети + Кристиана Вульпиус | |____________________________________________ | | Август четыре невыживших ребёнка + Оттилия фон Погвиш |_______________________________ | | | Вальтер Вольфганг Альма

Награды

  • Кавалер Большого креста Ордена Гражданских заслуг Баварской короны (1827) (Бавария)
  • Кавалер Ордена Святой Анны 1-й ст. (Российская империя)
  • Кавалер Командорского креста Австрийского Императорского ордена Леопольда (Австрия)
  • Кавалер Большого креста Ордена Почетного легиона (Франция)

Переводчики Гёте на русский язык

Библиография

  • Antoine Berman, L"épreuve de l"étranger. Culture et traduction dans l’Allemagne romantique: Herder, Goethe, Schlegel, Novalis, Humboldt, Schleiermacher, Hölderlin. , Gallimard, Essais, 1984. ISBN 978-2-07-070076-9
  • Charles Du Bos, Goethe Archives Karéline, 2008.
  • {de} Friedrich Gundolf, Goethe , 1916
  • {de} Karl Otto Conrady, Goethe - Leben und Werk, Artemis Verlag Zürich 1994, 1040 Seiten.
  • {de} Richard Friedenthal, Goethe - sein Leben und seine Zeit, Piper-Verlag München
  • {de} Nicholas Boyle, Goethe. Der Dichter in seiner Zeit. Aus dem Engl. übers. von Holger Fliessbach. Frankfurt am Main: Insel 2004.
  • {de} Bd. 1: 1749-1790. (Insel-Taschenbuch. 3025) ISBN 3-458-34725-9
  • {de} Bd. 2: 1790-1803. (Insel-Taschenbuch. 3050) ISBN 3-458-34750-X
  • {de} George Henry Lewes, Goethe’s Leben und Schriften. übers. von von Julius Frese. Berlin: Duncker 1857.
  • {de} Gero von Wilpert, Goethe-Lexikon. Stuttgart 1998, Kröner, ISBN 3-520-40701-9
  • {de} Goethe, Johann Wolfgang , in Allgemeine Deutsche Biographie, Leipzig, München 1875-1912, Bd. 9, S. 413ff.
  • {de} Wolfram Voigt/Ulrich Sucker, Johann Wolfgang von Goethe. BSB B. G. Teubner Verlagsgesellschaft, Reihe, Biographien hervorragender Naturwissenschaftler, Techniker und Mediziner Band 38, Leipzig 1987
  • {de} Renate Wieland, Schein Kritik Utopie. Zu Goethe und Hegel. München (edition text + kritik) 1992, ISBN 3-88377-419-7
  • {de} Ettore Ghibellino, Goethe und Anna Amalia - eine verbotene Liebe, A.J. Denkena-Verlag, Weimar 2003, ISBN 3-936177-02-3
  • {de} Peter Matussek, Goethe zur Einführung. Hamburg: Junius, 2002, 2. Aufl., ISBN 3-88506-972-5
  • {de} Jürgen Hartmann, Goethe und die Ehrenlegion/ Goethe et la Légion d’Honneur Mainz: Schmidt Universitätsdruckerei, 2005, ISBN 3-93 5647-27-1
  • {fr} Dorian ASTOR, Goethe. Faust . Texte et dossier, La Bibliothèque Gallimard, Ed. Gallimard, 2002.
  • {fr} Bortoft, La démarche scientifique de Goethe - Editions Triades, 2001
  • {fr} Marcel Brion, Goethe , Albin Michel, 1982
  • {fr} Édouard Rod, Essai sur Goethe , Paris, Perrin,
  • {fr} Nanine CHARBONNEL, Sur le Wilhelm Meister de Goethe , Cousset (Fribourg, Suisse) : Delval, 1987
  • {fr} Pascal Hachet, Les psychanalystes et Goethe , Paris, L’Harmattan, 1995.
  • {fr} Jad Hatem, Satan, monothéiste absolu selon Goethe et Hallaj , Éditions du Cygne, Paris, 2006
  • {fr} Jean Lacoste, Goethe - La nostalgie de la lumière , Paris, 2007
  • {fr} Ruiz, Alain, Le poète et l’Empereur, Goethe et Napoléon , La revue Napoléon no.36 La capitulation de Madrid , novembre 2008.
  • {fr} Sieveking, Hinrich & al. L"Âge d’or du romantisme allemand - Aquarelles et dessins à l"époque de Goethe . Musée de la Vie romantique, Paris, 2008
  • {fr} Roland Krebs, Johann Wolfgang Goethe , éditions Belin (collection Voix allemandes), Paris, 2010
  • Р.Штейнер. Мировоззрение Гёте / Пер. с нем. - СПб.: Деметра, 2011. - 192 с., 500 экз., ISBN 978-5-94459-037-4 («Goethes Weltanschauung», 1897)
  • В течение нескольких лет Гете состоял в переписке с Беттиной фон Арним , которая была моложе его на 36 лет. Переписка началась в 1807 году (когда Гете было 58 лет, а Беттине - 22) и закончилась в 1811 после ссоры Беттины с женой Гете. Отношения Гете и фон Арним описаны в романе Милана Кундеры «Бессмертие».

Примечания

Ссылки

Иоганн Гете – выдающийся немецкий писатель, поэт, мыслитель, философ и естествоиспытатель, государственный деятель.

Произведения Гете, в особенности трагедия «Фауст», признаны шедеврами немецкой и мировой литературы. Гений мыслителя заключался в его удивительной разносторонности и глубине познания.

В домашней библиотеке Гете насчитывалось около 2000 книг, благодаря чему Иоганн, много читавший, с раннего детства отличался глубокомыслием.

Детство и юность

Когда Иоганну Гете исполнилось 6 лет, в его биографии произошел переломный момент: он узнал о крупном в Лиссабоне, в результате которого погибло множество людей.


Иоганн Гете в юности

После этого Иоганн начал размышлять о Боге. Мальчик не мог понять, как добрый и справедливый Творец мог допустить гибель стольких людей.

В связи с этим он долгое время размышлял над разными религиозными вопросами.

Детство будущего писателя было весьма радостным и беззаботным. При этом, хотя их семья была очень богатой, Иоганн Гете не был избалованным ребенком.

Ему очень нравилось проводить свободное время в библиотеке, читая разные . Он был любознательным ребенком и в возрасте 10 лет уже сочинял стихи.

В 1756 г. Гете пошел в школу, но проучившись в ней всего 3 года, перешел на домашнее обучение.

Родители нанимали для него лучших преподавателей, которые только были в .

Интересно, что помимо традиционных предметов, мальчик интересовался . Кроме этого, Гете обучался езде на лошади, фехтованию, танцам, а также игрой на виолончели и .

Достигнув 16-летнего возраста, он успешно сдает экзамены в престижный Лейпцигский университет на юридический факультет. Его отец мечтал, чтобы Иоганн стал юристом. Однако юриспруденция мало интересовала юношу.

Вместо этого он уделял внимание , естествознанию и литературе. В данный период биографии он посещал лекции писателя и философа Христиана Геллерта, а также познакомился со знаменитым искусствоведом Винкельманом.

Во время учебы у Гете появилось множество друзей, поскольку он был общительным и открытым человеком. Он ходил на разные светские мероприятия и часто участвовал в дискуссиях об .

Студент Гете ни в чем не имел нужды, поскольку ежемесячно получал от отца солидную сумму денег.

Однако именно тогда в его биографии происходит серьезная неприятность: у него обнаруживают туберкулез, в результате чего ему приходится вернуться домой, не закончив университет.

Гете-старшего очень расстроило то, что сын не получил диплома об образовании, в связи с чем отношения между ними серьезно натянулись.

Творчество Гете

Приехав домой, Иоганн Гете долгое время лечился от своей болезни. В этот период он написал комедию «Соучастники», ставшую первым серьезным произведением в его биографии.

В 1770 г. он отправляется в Страсбург, чтобы все-таки получить юридическое образование. Там он активно изучает филологию, а также проявляет интерес к химии и .


Портрет Гёте в Кампанье кисти Тишбейна, 1787 г.

Позже Иоганн Гете познакомился с искусствоведом и богословом Иоганном Гердером, который положительно отозвался о перспективном ученике.

Однажды в Страсбурге он встретился с Фридерикой Брион и сразу же в нее влюбился. Писатель начал посвящать ей любовные стихи, признаваясь в своих чувствах.

Однако прошло совсем немного времени, и внезапно вспыхнувшая любовь угасла, а девушка перестала его интересовать, о чем он честно написал ей в своем письме.

Произведения Гете

В 1773 г. Иоганн Гете публикует пьесу «Гец фон Берлихинген с железною рукою», которая приносит ему определенную популярность.

Следующей возлюбленной Гете становится Шарлотта Буфф, которую он увидел на балу. Но девушка не проявляла к нему никакого интереса, в связи с чем он впал в депрессию.

«Страдания юного Вертера»

Однако именно благодаря своему тяжелому душевному состояние, Иоганну Гете удалось написать великолепный роман «Страдания юного Вертера», в котором Буфф была прототипом главной героини.

В сюжете романа повествовалось о молодом человеке, покончившем жизнь самоубийством по причине неразделенной любви.

Это произведение имело большой успех, однако после его публикации в Германии было зафиксировано множество случаев суицида на почве безответной любви.

Интересен факт, что в некоторых немецких городах эта книга была запрещена по причине ее негативного влияния на молодые умы.

«Фауст»

В период 1774-1832 гг. Иоганн Гете писал свою бессмертную философскую драму «Фауст», ставшую одним из самых известных произведений в его биографии.

До сих пор «Фауст» считается вершиной немецкой поэзии. Над этим произведением писатель трудился почти 60 лет, доводя до совершенства каждую фразу.

Наиболее известный перевод «Фауста» на был выполнен .

Интересен факт, что резко негативно относился к большинству произведений Гете, а вот наоборот – называл «Фауст» одной из самых любимых своих книг.

«Лесной царь»

В 1782 г. из-под пера Гете выходит баллада «Лесной царь», написанная в стиле народного эпоса. В ней повествуется о некоем могущественном существе, которое умертвило ребенка.

Поэт описывает отца с сыном, скачущих на коне через лес. Сыну кажется, что его манит к себе лесной царь; отец же объясняет ему, что это все ему мерещится.

В конце сын кричит о том, что лесной царь нагнал его. Когда они, наконец, приезжают домой, отец обнаруживает, что ребенок мертв.

Баллада «Лесной царь» несколько раз переводилась на русский язык. Наиболее известны русские переводы и Афанасия Фета.

Личная жизнь

Иоганн Гете был гениальным человеком, способным овладевать любыми знаниями. Вместе с этим он был достаточно странной и загадочной личностью.

Ряд биографов считают, что Генрих Фауст из его поэмы, имел многие черты характера, присущие самому Гете.

На протяжении всей жизни Гете пользовался большой популярностью у женщин, в результате чего у него было множество любовных связей.

Однако, несмотря на это, его единственной любовью стала модистка Кристиана Вульпиус, вместе с которой он прожил 30 лет. Интересен факт, что его избранница не обладала особой привлекательностью, хотя и была добродушной и искренней девушкой.

Их встреча произошла совершенно случайно. Однажды Кристиана передала Иоганну Гете письмо. Этой мимолетной встречи оказалось достаточно, чтобы покорить сердце Гете. Он предложил ей поселиться в его усадьбе, на что Вульпиус дала свое согласие.

Бывшие любовницы писателя посчитали оскорблением выбор Иоганна, который вместо них предпочел какую-то крестьянку. Однако ему было абсолютно все равно.

В 1806 г. Иоганн и Кристиана поженились, после чего у них родилось пятеро детей. Дети, родившиеся после старшего сына Августа, не выжили: один ребенок родился мертвым, остальные умерли в течение нескольких недель.

У Гете были разные . Наиболее известное из них – коллекционирование. Также он серьезно увлекался минералами (в его честь назван минерал гётит).

Смерть

Во время одной из прогулок, Иоганн Гете серьезно простудился. С каждым днем болезнь прогрессировала и в конечном итоге стала причиной смерти великого писателя.

Иоганн Вольфганг фон Гете умер 22 марта 1832 г., в возрасте 82 лет. Его последними словами были: «Пожалуйста, закройте окно».

Фото Гете

В конце посмотрите фото Иоганна Гете. Точнее говоря, фото художественных портретов Гете, написанных маслом.