Биография Фрэнсиса Гэри Пауэрса (Francis Gary Powers). История в фотографиях

1 мая 1960 года на Красной площади в Москве проходил парад советских войск. Генеральный секретарь ЦК КПСС Н. С. Хрущев заметно нервничал, к нему время от времени подходил и рапортовал военный. Выслушав очередное донесение, Хрущев вдруг сдернул с головы шляпу и широко улыбнулся, его настроение явно поднялось. Только 5 мая, выступая с докладом на открывшейся в Москве сессии Верховного Совета СССР, Хрущев сообщил, что 1 мая 1960 года ракетой ЗРК С-75 в районе деревни Поварня под Свердловском (сегодня Екатеринбург) был сбит американский высотный самолет-разведчик «Локхид» U-2, ведомый летчиком Гэрри Пауэрсом .

Политические последствия инцидента

Ранее такие самолеты считались неуязвимыми, так как могли совершать полеты на высоте более 21 километра, недоступной для тогдашних истребителей.

В США поначалу факт умышленного нарушения границ СССР пытались отрицать, президент Дуайт Эйзенхауэр даже сделал официальное заявление о том, что никакой шпионской миссии не было и в помине, а пилот просто заблудился, выполняя облет приграничных с СССР территорий. Однако советской стороной были представлены неопровержимые доказательства – разведывательная фотоаппаратура, снятая с самолета, и показания самого летчика Гэрри Паэурса.

Разразился огромный политический скандал, были отменены официальные визиты Хрущева в США и ответный Эйзенхауэра в СССР. Сорвалось парижское совещание руководителей четырех великих держав – СССР, США, Франции и Великобритании.

Через неделю после происшествия был опубликован Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении орденами и медалями отличившихся при уничтожении самолета и задержании шпиона. Ордена Красного Знамени были удостоены М. Воронов, Н. Шелудько и С. Сафронов. Первые двое – ракетчики, третий – летчик, награжденный посмертно. Описываемый случай шпионских полетов над территорией СССР был не первым и не единственным.

История шпионских полетов

Известно, что еще 4 июля 1956 года самолетом U-2 был совершен первый пробный полет над СССР. Стартовав с американской авиабазы в Дисбадене, которая располагалась на территории тогдашней ФРГ, он произвел полет над районами Москвы, Ленинграда и Балтийского побережья. В отчете было указано, что полет был удачен. Самолету удалось пролететь над двумя наиболее серьезно обороняемыми районами в мире, а советская система ПВО не открыла огня. Детальные фотографии, выполненные аппаратурой самолета, поражали качеством изображения, можно было разглядеть хвостовые номера на бомбардировщиках.

В июле того же года было проведено несколько разведывательных полетов над СССР на высоте свыше 20 километров. Результатом разведки являлись данные по местонахождению аэродромов истребителей-перехватчиков, позиций зенитной артиллерии, радиолокационных станций, были вскрыты многие элементы системы советской ПВО, принципы ее действия.

Были запечатлены и другие важные оборонные объекты СССР, например, базы Военно-Морского флота. Советскими ПВО были зафиксированы факты вторжения самолетов в воздушное пространство СССР, и 10 июля правительство СССР направило ноту с требованием прекратить провокационные полеты, в которой охарактеризовало эти нарушения как «преднамеренное действие определенных кругов США, рассчитанное на обострение отношений между Советским Союзом и Соединенными Штатами Америки.

На какое-то время полеты над СССР были прекращены. Но желание получать новые разведданные было настолько велико, что полеты возобновились и в период 1957-1959 годов. Над СССР было проведено около 30 полетов, для которых использовались авиабазы в упоминаемом Дисбадене, Инджирлик (Турция), Атсу (Япония), Пешаваре (Пакистан).

Полет Пауэрса

1 мая 1960 года Френсис Гарри Паэурс на пилотируемом им самолете U-2 стартовал с военно-воздушной базы в Пешаваре для выполнения разведывательного полёта над СССР.

Задание состояло в фотосъёмке военных и промышленных объектов Советского Союза и записи сигналов советских радиолокационных станций.

Маршрут полёта, начавшись на базе в Пешаваре, пройдя над территорией Афганистана, должен был пересечь территорию СССР с юга на север на высоте 20 км по маршруту Аральское море - Свердловск - Киров - Архангельск - Мурманск, и завершиться на военной авиабазе в норвежском Буде.

Пересечение советской границы U-2 Пауэрса произошло в 5:36 по московскому времени на высоте 20 км на участке недалеко от г. Кировабада Таджикской ССР.

Полёт шёл нормально, и никаких казусов не ожидалось. Американская разведка не знала, что к этому времени на смену устаревшей системы радиолокации в ПВО СССР пришла новая, которая смогла засечь самолет-шпион еще над Афганистаном.

Комплексы С-75 были развернуты для прикрытия секретных ядерных объектов на Урале. Но всевозможные шероховатости, известные при работе с любой новой техникой, а также первомайские выходные дни для большинства летчиков и зенитчиков, стали причиной того, что самолету удалось безнаказанно долететь до Свердловской области. А уж тут надо было срочно сбивать самолет, т.к. современных систем еще не хватало для покрытия всего воздушного пространства СССР, и за пределами этой области начиналась «слепая» зона.

Нужно отметить, что в тот период времени шла нешуточная борьба за приоритет, кому называться основным родом войск - зенитным ракетным частям или истребительной авиации? В районе Аральского моря, недалеко от космодрома Байконур, были подняты в воздух истребители, но в районе полета нарушителя не оказалось таковых, которые могли бы подняться на «потолок» Пауэрса, и авиаторы оказались где-то далеко внизу и вскоре отстали.

При приближении самолета Пауэрса к Уралу всем советским военным и гражданским воздушным суднам в данной зоне была дана команда «ковер», по которой они были посажены на ближайшие аэродромы. Войска ПВО отчитались, что в воздухе своей авиации нет, и теперь задача по уничтожению нарушителя возлагалась на зенитные ракеты.

Процесс обезвреживания шпиона

Всего по самолету-нарушителю было выпущено семь ракет. Первая из них, выпущенная зенитным дивизионом под командованием майора М. Воронова, попала в заднюю часть самолета U-2, разрушив двигатель, хвостовую часть и оторвав крыло. Любопытно, что ракета была выпущена уже вне зоны эффективного поражения целей при стрельбе вдогонку, именно это, скорее всего, позволило американскому летчику остаться в живых.

Машина начала неуправляемое падение с 20-километровой высоты. Пилот не воспользовался возможностью катапультироваться, а просто покинул самолет, перевалившись через борт. Есть две версии, почему он это сделал. По одной из них, после взрыва летчик оказался зажат между креслом и приборной панелью, и при катапультировании ему бы неизбежно оторвало ноги. По второй, он скорее всего знал, что в самолет заложено взрывное устройство, которое обязательно должно сработать при катапультировании пилота и которое позже было найдено в обломках самолета.

Падающий и более неуправляемый U-2 по-прежнему был виден на радарах, и на высоте 10 км вошел в зону поражения следующего ракетного дивизиона, которым командовал капитан Н. Шелудько, где его настигли еще три ракеты.

Гибель советского летчика истребителя — случайная жертва или преступная халатность?

К сожалению, еще три ракеты достались истребителю МиГ-19, пилотируемому старшим лейтенантом С. Сафроновым, что привело к его гибели. Архивы умалчивают, кто именно отдал приказ подняться в воздух двойке истребителей при работе зенитных батарей. Ведущий пары «мигов» капитан Айвазян, который следовал впереди, заметив пуск ракет с земли, мгновенно сориентировался и выполнил противоракетный маневр-ушел в пике на малую высоту. А вот ведомый старший лейтенант Сафронов не успел…

А Пауэрс благополучно спустился с высоты на совхозное поле и, задержанный местным шофером-фронтовиком, был отправлен в местный райцентр, ну а затем и в Москву.

Для случая возможного захвата в плен, у летчика была возможность покончить с жизнью с помощью специальной отравленной иглы, которая гарантировала гибель от удушья в течение 5 минут, но вероятно он справедливо рассудил, что собственная жизнь дороже всех секретов.

Следствие и суд над шпионом Пауэрсом

С самого начала Пауэрс согласился сотрудничать со следствием, откровенно отвечая на все вопросы. Это дало ему возможность иметь приличные условия проживания и питания в камере на Лубянке, цивилизованные методы ведения следствия. Следователь Михайлов, который вел допросы летчика, отзывался о нём весьма положительно, отмечая, что Пауэрс был человек не очень эрудированный, но технически неплохо подкованный, представлявший собой образ среднего американца с отличными профессиональными навыками летчика.

17 августа 1960 года начался суд над Фрэнсисом Гэри Пауэрсом. Удивительно, но он был максимально честный и, в то же время, гуманный.

Обвинителем выступал знаменитый Роман Руденко, участник Нюрнбергского процесса. Учитывая и добровольное признание подсудимого, и его примерное поведение, и, наконец, незнание всей информации, обвинение потребовало не расстрел, как следовало ожидать, а всего 15 лет заключения.

По решению Военной коллегии Верховного суда СССР Гэрри Паэурс был приговорен к 10 годам лишения свободы с отбыванием первых трёх лет в тюрьме.

1 мая 1960 года американский самолет-разведчик Lockheed U-2, пилотируемый летчиком Фрэнсисом Пауэрсом (Francis Powers), нарушил воздушное пространство СССР и был сбит в районе города Свердловска (ныне Екатеринбург).

Это был далеко не первый полет, совершенный U-2 над территорией СССР. Этот самолет, высота полета которого составляла 20-24 километра , идеально подходил для шпионских целей, поскольку был недосягаем ни для истребителей, ни для зенитчиков.

Летая на такой высоте в стратосфере, такие самолеты могли фотографировать интересующие их объекты, причем качество фотографий позволяло разглядеть даже номера на самолетах, стоящих на аэродромах.

Техническое превосходство этого высотного разведчика над всеми другими машинами подобного типа позволило американцам в течение нескольких лет безнаказанно совершать полеты над особо важными объектами на территории СССР. За неуязвимость для средств противовоздушной обороны в Соединенных Штатах U-2 нарекли Dragon Lady ("Леди Дракон").

Пилоты, участвовавшие в разведывательных полетах, выступали в качестве "гражданских" лиц без каких-либо документов, сами же самолеты, отправлявшиеся на "дело", не имели опознавательных знаков.

Попытки перехвата американских высотных разведчиков, нарушавших воздушное пространство СССР, предпринимались неоднократно советскими истребителями МиГ-19, но разница в высоте полета не позволяла им сбить нарушителя.

Ситуация изменилась 1 мая 1960 года . Рано утром в этот праздничный для советских граждан день самолет-разведчик U-2 под управлением старшего лейтенанта ВВС США Френсиса Пауэрса вылетел с базы Пешавар (Пакистан) в сторону границы СССР с очередным разведывательным заданием — операция "Оверфлайт" (Overflight — "Перелет"), целью которой была фотосъёмка военных и промышленных объектов и запись сигналов советских радиолокационных станций.

Маршрут полета пролегал через территорию Афганистана, значительную часть территории СССР — Аральское море, Свердловск, Киров и Плесецк — и завершался на авиабазе Будё в Норвегии.

Чтобы не выдать себя, пилоту строжайше запретили поддерживать радиосвязь и с аэродромом в Пешаваре, и с американской базой в Инджирлике (Турция). Пауэрс пересек советскую границу в 5.36 по московскому времени юго-восточнее города Пянджа (с 1963 года — Кировабад, Таджикистан) и с этого момента постоянно сопровождался радиолокационными станциями (РЛС) войск противовоздушной обороны (ПВО) СССР. Но раз за разом попытки перехватить U-2 заканчивались неудачей. Пауэрс уже миновал Тюратам (полигон Байконур, Казахстан), прошел вдоль Аральского моря, оставил позади Магнитогорск и Челябинск, почти подошел к Свердловску, а ПВО не могло с ним ничего сделать — самолетам не хватало высоты, а зенитные ракеты наземного базирования почти нигде еще не стояли.

Когда Пауэрс приблизился к Свердловску , с находящегося неподалеку аэродрома Кольцово был поднят случайно оказавшийся там высотный истребитель-перехватчик Су-9, у которого практический потолок до 20 километров. Но у самолета отсутствовало вооружение, так как его перегоняли с завода к месту службы, а летчик был без высотно-компенсирующего костюма. Поэтому пилоту было приказано уничтожить американский самолет-разведчик тараном. Однако из-за ошибок оператора наведения и отказа бортовой радиолокационной станции таран не состоялся. Летчик смог сделать только одну попытку из-за нехватки топлива, так как на такую высоту Су-9 мог подняться только на полном форсаже.

После неудачной попытки тарана с аэродрома под Свердловском были два МиГ-19 под управлением капитана Бориса Айвазяна и старшего лейтенанта Сергея Сафронова. Американский самолет-шпион уже пробыл в воздушном пространстве Советского Союза больше трех часов, зайдя на глубину 2,1 тысячи километров от границы. Он сфотографировал закрытый "атомный" город Челябинск-40. На расстоянии 30 километров к юго-востоку от Свердловска Пауэрс изменил курс, повернув на 90 градусов. Его следующей целью был Плесецк.

В это время U-2 вошел в зону действия ракетного дивизиона, на вооружении которого стояли зенитные ракетные комплексы С-75, принятые на вооружение в конце 1950-х годов и способные поражать цели на высоте более 25 километров.

В 8.53 первая выпущенная ракета ЗРК С-75 подошла к U-2 сзади, но радио-взрыватель сработал преждевременно . Взрыв оторвал хвостовую часть самолета, и машина, клюнув носом, стала падать. Пилот Пауэрс не стал использовать катапультное кресло.

Позже он утверждал, что в нем находилось взрывное устройство, которое должно было сработать при катапультировании, чтобы самолет не попал в руки противника. Пауэрс, дождавшись высоты, когда можно было дышать без кислородного прибора, выбрался из разваливающегося на части самолета и выпрыгнул с парашютом.

После того, как U-2 рассыпался в воздухе, оператор РЛС принял отвалившиеся обломки за выпущенные противником радиолокационные помехи. В горячке боя никто не мог понять, попала ракета в цель или у нее сработал самоликвидатор, уничтожен нарушитель или нет, и сколько вообще целей в воздухе. Потому было решено работать по U-2 дальше, и соседний дивизион ЗРК С-75 дал залп по цели. Одна из ракет второго залпа едва не поразила Су-9.

Под этот же ракетный залп попали два истребителя МиГ-19, преследовавшие нарушителя. Машину Сергея Сафронова сбили, летчик погиб, а его напарнику, успевшему заметить идущую к его самолету ракету, в пикировании удалось выйти из-под удара.

Пауэрс приземлился недалеко от уральской деревушки, где его и взяли в плен местные жители. Позже летчика доставили вертолетом на аэродром под Свердловском, а затем отправили в Москву.

Обломки U-2 были разбросаны на огромной площади, но почти все собраны — в том числе найдены относительно хорошо сохранившиеся передняя часть фюзеляжа с центропланом и кабиной летчика с оборудованием, турбореактивный двигатель и хвостовая часть фюзеляжа с килем. Почти на всех узлах и агрегатах стояла маркировка американских фирм, а разведаппаратура, блок подрыва самолета и личное оружие пилота неопровержимо свидетельствовали о военном предназначении самолета. Позднее в московском Парке культуры и отдыха имени Горького была организована выставка трофеев.

После распространения информации об уничтожении U-2 американцы, думая, что никаких улик не сохранилось, вообще отрицали сам факт преднамеренного нарушения границы. Затем было заявлено, что пилот заблудился. Но советская сторона опровергла это заявление, предоставив доказательства в виде обломков самолета и показаний самого пилота.

Американской администрации пришлось признать, что ее разведывательные самолеты продолжают облетать на большой высоте советскую территорию для мониторинга военных приготовлений (раньше Вашингтон это отрицал). В результате не состоялся саммит в Париже (Франция), на котором планировалось обсудить ситуацию в разделенной Германии, возможность контроля над вооружениями, запрещения ядерных испытаний и ослабление напряженности между СССР и США. Был отменен намеченный на июнь 1960 года визит президента США Дуайта Эйзенхауэра в Москву.

Военнослужащие, отличившиеся в операции по уничтожению самолета-шпиона, . Ордена и медали получил 21 человек, ордена Красного Знамени были удостоены старший лейтенант Сергей Сафронов и командиры зенитных ракетных дивизионов.

Военная коллегия Верховного суда СССР в августе 1960 года приговорила Пауэрса к десяти годам лишения свободы с отбыванием первых трех лет в тюрьме по статье "шпионаж", но в заключении американский летчик провел всего 108 дней. В феврале 1962 года в Берлине Пауэрса обменяли на советского разведчика Рудольфа Абеля (настоящее имя — Вильям Фишер) — согласно достигнутой правительствами СССР и США договоренности.

После возвращения в США пилота в следственной комиссии, проверке на детекторе лжи. Он был полностью реабилитирован. В октябре 1962 года Пауэрс закончил свою карьеру в Центральном разведывательном управлении и перешел на работу в фирму Lockheed, где проводил летные испытания U-2. В 1970 году после того, как он написал книгу воспоминаний "Операция "Оверфлайт", вызвавшую неудовольствие многих руководителей разведки США, летчика уволили. После этого он начал летать на вертолете, сначала в качестве "зеленого патруля", а затем в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В августе 1977 года он погиб при крушении пилотируемого им вертолета, когда возвращался со съемок тушения пожара в Санта-Барбаре.

В 2011 году ВВС США посмертно наградили Фрэнсиса Пауэрса Серебряной звездой за "мужество, проявленное им во время жестоких допросов советскими следователями" и несгибаемость перед лицом "обманов, интриг, оскорблений и угрозы смерти". С прошением о рассмотрении возможности награждения Пауэрса в ВВС обратился сын летчика, основатель музея "холодной войны" в штате Виргиния (США).

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

(1977-08-01 ) (47 лет)

U-2 с фиктивными знаками различия и вымышленным регистрационным номером НАСА. Самолет, представленный прессе 6 мая 1960 года, был призван доказать, что Пауэрс являлся пилотом НАСА, а не ЦРУ.

Гэри Пауэрс - заключенный в СССР.

События 1 мая 1960 года

U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, при стрельбе по самолёту вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошёл со стороны задней полусферы. Около 9.00 летчика ослепила сильная вспышка у хвоста самолета на высоте 21740 метров. В результате хвостовая часть самолёта была разрушена («отрубила хвостовое оперение » ), но гермокабина с лётчиком осталась цела. Самолёт потерял управление, вошел в штопор и начал падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и покинул самолет, перевалившись через борт, не используя катапульту, затем на пяти километрах привёл в действие парашют . По приземлении был задержан местными жителями в районе станции Косулино , недалеко от обломков сбитого самолёта . По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом , однако не сделал этого, так как знал от одного из техников, что при этом сработает заряд взрывчатки, и на высоте около 10 км [ ] покинул самолёт самостоятельно.

Как только стало известно об уничтожении самолёта, президент США Эйзенхауэр официально заявил, что пилот заблудился, выполняя задание метеорологов, однако советская сторона быстро опровергла эти утверждения, представив всему миру обломки специальной аппаратуры и показания самого пилота .

31 мая 1960 года Никита Хрущёв отправил отцу Пауэрса - Оливеру Пауэрсу телеграмму, в которой говорилось:

Я получил ваше письмо с просьбой передать вашему сыну записку от его матери. В вашем письме вы сообщили, что к нему приложена записка, однако по какой-то причине в конверте её не оказалось. Я должен сообщить вам, что вашего сына будут судить по законам Советского Союза. Закон есть закон, я не в состоянии вмешаться в дела, находящиеся в полной компетенции суда. Если вы желаете приехать в Советский Союз, чтобы увидеть сына, я готов помочь вам в этом деле.

Опубликованные в 2010 году рассекреченные документы ЦРУ показали, что официальные лица США не поверили изложенной Пауэрсом версии инцидента, поскольку она противоречит данным секретного отчёта Агентства национальной безопасности, в котором утверждалось, что имело место снижение высоты U-2 с 65000 до 34000 футов (с 20 до 10 км) перед сменой курса и исчезновения с экранов радаров. Отчёт Агентства национальной безопасности остается закрытым грифом .

Память

«Советские военные знали маршрут Пауэрса, и его вели от самой границы. Возле Свердловска U-2 уже ждали четыре дивизиона ракетных войск» ,- Н. Фомин.

Жизнь по возвращении в США

По возвращении в США Пауэрса ожидал холодный приём. Первоначально Пауэрса обвиняли в неисполнении обязанности пилота по приведению в действие взрывного устройства самоликвидации разведывательного аэрофотоаппарата , отснятой плёнки и секретной аппаратуры, а также в том, что он не совершил самоубийство при помощи особой отравленной иглы, которая ему была выдана сотрудником ЦРУ. Однако военное дознание и расследование сенатского подкомитета по делам вооружённых сил сняли с него все обвинения. Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 годы Пауэрс работал в фирме Lockheed лётчиком-испытателем.

В 1970 написал в соавторстве книгу «Операция „Перелёт“: воспоминания об инциденте с U-2» (англ. Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident ). В 1972 книга была издана в СССР малым тиражом с грифом «Распространяется по специальному списку », в продажу не поступала .

Впоследствии стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе . 1 августа 1977 года погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары ; вероятной причиной падения стал недостаток топлива; вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. В последний момент он заметил детей, играющих в этом районе, и направил вертолёт в другое место, чтобы предотвратить их смерть (если бы не это отклонение в последнюю секунду, которое поставило под угрозу его спуск в режиме авторотации, он мог бы благополучно приземлиться) [ ] . Похоронен на Арлингтонском кладбище .

Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полёта, Пауэрс в 2000 году был посмертно награждён (за него получил Медаль военнопленного , Крест за выдающиеся лётные заслуги , Памятную медаль национальной обороны). 12 июня 2012 года начальник штаба американских ВВС генерал Нортон Шварц вручил внуку и внучке Пауэрса «Серебряную Звезду » - третью по значимости военную награду США - за то, что тот «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды ».

1 мая 1960 года , произошло событие, взбудоражившее весь мир. Две самые могущественные державы – СССР и США – выясняли отношения в связи со сбитым войсками ПВО в районе Сверд­ловска американским шпионским самолётом U-2…

1 мая 1960 года в 04.30 мск Фрэнсис Пауэрс, тридцатилетний американский летчик поднял в воздух со взлетной полосы Пешаварского аэродрома в Пакистане самолет У-2 и направил его к советской границе. Это было началом операции "Оверфлайт". Полет должен был закончиться через 8 часов на расстоянии 6 тыс километров от точки старта - в аэропорту Буде, на территории Норвегии. Почти 5 тыс километров маршрута пролегали над советской территорией, полет все время проходил на высоте не ниже 20 тыс метров

У-2 был шпионским самолетом, оборудованным фото- и радиоаппаратурой, магнитофонами, радарами. Основной задачей Пауэрса было сфотографировать военные базы на Урале. Он сфотографировал закрытый "атомный" город Челябинск-40. На расстоянии 20 миль к юго-востоку от Свердловска /ныне Екатеринбург/ Пауэрс изменил курс, повернув на 90 градусов. Его следующей целью был Плесецк.

Американский летчик-шпион Фрэнсис Гарри Пауэрс, чей самолет-разведчик "Локхид У-2" был сбит советской зенитной ракетой под Свердловском. Россия, Москва.16 ноября 1960


Родился в Дженкинсе, штат Кентукки, в семье шахтера (позднее — сапожника). Окончил колледж Миллиган близ города Джонсон-Сити, штат Теннесси.
С мая 1950 года добровольно поступил на службу в американскую армию, обучался в школе военно-воздушных сил в городе Гринвилл, штат Миссисипи, а затем на военно-воздушной базе в окрестностях города Феникса, штат Аризона. Во время учёбы летал на самолетах Т-6 и Т-33, а также на самолете F-80. После окончания школы служил летчиком на различных военно-воздушных базах США, будучи в звании старшего лейтенанта. Летал на истребителе-бомбардировщике F-84. Он должен был участвовать в Корейской войне, однако перед отправкой на театр военных действий у него возник аппендицит, а после излечения Пауэрс был завербован ЦРУ как опытный лётчик и уже не попал в Корею. В 1956 году в звании капитана покинул военно-воздушные силы и полностью перешел на работу в ЦРУ, где его привлекли к программе самолетов-разведчиков U-2. Как показал Пауэрс на следствии, за выполнение разведывательных заданий ему был установлен ежемесячный оклад в сумме 2500 долларов, тогда как в период службы в военно-воздушных силах США ему выплачивали 700 долларов в месяц.
Фрэнсис Гэри Пауэрс проходит летную подготовку. 1956


После привлечения к сотрудничеству с американской разведкой он был направлен для прохождения специальной подготовки на аэродром, расположенный в пустыне штата Невада. На этом аэродроме, являвшемся одновременно частью атомного полигона, он в течение двух с половиной месяцев изучал высотный самолет Lockheed U-2 и осваивал управление оборудованием, предназначенным для перехвата радиосигналов и сигналов радиолокационных станций. На самолетах этого типа Пауэрс совершал тренировочные полеты на большой высоте и на большие расстояния над Калифорнией, Техасом и северной частью США. После специальной подготовки Пауэрс был направлен на американо-турецкую военную авиационную базу Инджирлык, расположенную вблизи города Аданы. По заданию командования подразделения «10—10» Пауэрс с 1956 года систематически совершал на самолете U-2 разведывательные полеты вдоль границ Советского Союза с Турцией, Ираном и Афганистаном.
1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полет над СССР. Целью полета была фотосъемка военных и промышленных объектов Советского Союза и запись сигналов советских радиолокационных станций. Предполагаемый маршрут полета начинался на военно-воздушной базе в Пешаваре, проходил над территорией Афганистана, над территорией СССР с юга на север на высоте 20000 метров по маршруту Аральское море — Свердловск — Киров — Архангельск — Мурманск и завершался на военной авиабазе в Будё, Норвегия.
Фрэнсис Гэри Пауэрс в специальной экипировке для длительных полетов в стратосфере


Пилотируемый Пауэрсом U-2 пересек государственную границу СССР в 5:36 по московскому времени в двадцати километрах юго-восточнее города Кировабада, Таджикской ССР, на высоте 20 км. В 8:53 под Свердловском самолет был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. Первая выпущенная ракета (вторая и третья не сошли с направляющих) ЗРК С-75 попала в U-2 недалеко от Дегтярска, оторвала у самолета Пауэрса крыло, повредила двигатель и хвостовую часть. Для надежного поражения было выпущено еще несколько зенитных ракет (всего в тот день было выпущено 8 ракет, о чем не упоминалось в официальной советской версии событий). В результате был случайно сбит советский истребитель МиГ-19, который летел ниже, не имея возможности подняться на высоту полета U-2. Пилот советского самолета старший лейтенант Сергей Сафронов погиб и посмертно награждён орденом Красного Знамени.

Кроме того, на перехват нарушителя был поднят одиночный Су-9. Этот самолет перегонялся с завода в часть и не нес вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника (при этом у него не было шансов спастись — из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться), однако не справился с задачей.
U-2 сбит ракетой С-75 на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Неконтактный подрыв боевой части произошел сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. Пилот не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины. Затем на пяти километрах привел в действие парашют, по приземлении был задержан местными жителями в районе деревни Косулино, недалеко от обломков сбитого самолета. По версии, прозвучавшей во время суда над Пауэрсом, он по инструкции должен был воспользоваться катапультируемым креслом, однако не сделал этого, и на высоте около 10 км, в условиях беспорядочного падения машины, покинул самолет самостоятельно.

…5 мая 1960 года в 6.00 население СССР разбудил знакомый голос Юрия Левитана: «Внимание, внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаём заявление Первого секретаря ЦК КПСС председателя Совета министров СССР товарища Хрущёва Никиты Сергеевича!»

В привычно истеричной манере Хрущёв сообщил, что советские ракетчики сбили самолёт-шпион, и осудил «американские агрессивные круги, которые с помощью провокации пытаются сорвать парижскую встречу в верхах».

В ответ США упрямо твердили о научной цели полёта. Заявление сделала дирекция НАСА: «Один из самолётов типа U-2, которые начиная с 1956 года занимаются научными исследованиями высоких слоёв атмосферы, метеоусловий и направления ветра, пропал без вести во время полёта над территорией Турции в районе озера Ван. За минуту до исчезновения пилот успел сообщить по радио, что испытывает недостаток кислорода».

6 мая Хрущёв вновь выступил по радио. На этот раз он заявил, что «лётчик живёхонек и не рыпается». Добавил, что умолчал об этом намеренно, так как в противном случае американцы «снова сочинили бы какую-нибудь басню».

Вслед за радиообвинениями Хрущёва в Белый дом из Кремля поступило официальное заявление, которое повергло американскую администрацию в шок: «Советское правительство на заседании Верховного Совета СССР сделало заявление, что пилот сбитого самолёта находится в Москве… Гарри Пауэрс дал исчерпывающие показания… В распоряжении советских властей имеются неопровержимые доказательства шпионского характера полёта…»

Останки сбитого самолета

Выставка остатков сбитого американского самолета-шпиона "У-2". Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Россия, Москва


Хрущеву демонстрируют обломки от сбитого У-2

Хрущев во время посещения выставки


Военные атташе посольств иностранных государств на выставке остатков американского самолета-шпиона "У-2", сбитого 1 мая 1960 года под Свердловском (ныне Екатеринбург). Центральный парк культуры и отдыха имени Горького. Россия, Москва


Одна из деталей автоматического радиокомпаса


Объективы аэрофотоаппарата, установленного на самолете

Двигатель сбитого американского самолета «Локхид У-2", которым управлял летчик-шпион Фрэнсис Гэри Пауэрс, на выставке в парке имени Горького. Россия, Москва


Деньги и ценности для подкупа, которыми был снабжен Френсис Гэри Пауэрс


Экипировка американского разведчика

…16 мая 1960 года Хрущёв прибыл в Париж, но отказался принять участие в конференции, так как Эйзенхауэр не принёс публичных извинений за пиратский полёт U-2. Разумеется, визит американского президента в Москву был отменён.

17 августа 1960 года в Москве в Колонном зале Дома союзов начался судебный процесс над Пауэрсом. Американскую сторону, кроме адвоката, представлял опытный репортёр Си-би-эс Сэм Джафф. Перед отъездом в СССР он, жена пилота и его отец прошли инструктаж в штаб-квартире ЦРУ.

На процессе они держались вместе и слышали, как Пауэрс, покидая зал суда, тихо произнёс: «Не верь, отец, что меня сбила ракета. Меня сбил самолёт, я видел его собственными глазами». Но лишь один – Джафф – придал значение брошенной мимоходом фразе. Профессиональное чутьё подсказало: за этими словами кроется тайна.

Вернувшись в США, Сэм Джафф начал расследовать причины и обстоятельства провала шпионской миссии Пауэрса, но смерть помешала ему довести дело до конца.

Жена американского летчика прибыла в Москву


Члены семьи Пауэрса прибыли в Москву


Члены семьи Пауэрса возле здания американского посольства

Мать Барбары Пауэрс,американский консул Ричард Снайдер, родители летчика, Барбара, жена Пауэрса во время судебного процесса


Супруги Пауэрс, родители американского летчика


Оливер Пауэрс, отец американского пилота, обвиненного в шпионаже в пользу Советов


Оливер Пауэрс разговаривает с другом семьи Солом Карри и неизвестным советским чиновником


Здание суда, где проходил процесс

Фрэнсис Гэри Пауэрс на советском телевидении в день начала судебного процесса


Родители американского пилота отдыхают в гостиничном номере в перерыве шпионского процесса.


Народ возле здания, где проходил суд над американским пилотом


Москвичи на улице во время суда над американским летчиком


Оливер Пауэрс на пресс-конференции обратился к советским властям с просьбой помиловать его сына


Супруги Пауэрс в своем гостиничном номере после пресс-конференции



…19 августа был объявлен приговор: 10 лет лишения свободы. Однако уже 10 февраля 1962-го Пауэрса и ещё двух американских шпионов обменяли в Берлине на нашего разведчика Рудольфа Абеля, находившегося в заключении в США.

По возвращении Пауэрса подвергли изнурительным допросам в ЦРУ. Нашлись руководители управления, которые требовали возбудить против него уголовное дело за то, что не применил ядовитую иглу и «болтал много лишнего на суде». И хотя в 1963-м ЦРУ наградило Пауэрса медалью, тем не менее наказание он понёс: уволен досрочно из ВВС. Позднее он устроился пилотом вертолёта дорожной полиции. 1 мая 1977 года погиб при исполнении служебных обязанностей.

Фрэнсис Гэри Пауэрс держит в руках модель самолета U-2, перед тем как давать показания в сенатском комитете по вооруженным силам 10 февраля 1962 года.


Фрэнсис Гэри Пауэрс свидетельствует перед сенатским комитетом.


Пауэрс продолжил работу в военной авиации, но данных о его дальнейшем сотрудничестве с разведкой нет. В период с 1963 по 1970 Пауэрс работал в фирме Локхид летчиком-испытателем. В 1970 написал в соавторстве книгу «Операция Перелет: воспоминания об инциденте с U-2» (англ. Operation Overflight: A Memoir of the U-2 Incident). Ходят слухи, что это привело к его увольнению из Локхид из-за негативной информации о ЦРУ в книге.
Авиаконструктор К. Джонсон и Г. Пауэрс на фоне U-2


Затем он стал радиокомментатором на радиостанции KGIL, а затем пилотом вертолёта в агентстве радиотелевизионных новостей KNBC в Лос-Анджелесе. 1 августа 1977 года он погиб при катастрофе пилотируемого им вертолёта, возвращаясь со съёмок тушения пожара в окрестностях Санта-Барбары. Вероятной причиной падения стал недостаток топлива. Вместе с Пауэрсом погиб оператор телекомпании Джордж Спирс. Похоронен на Арлингтонском кладбище.
Несмотря на неудачу его знаменитого разведывательного полета, Пауэрс в 2000 году был посмертно награжден за него. (получил Медаль военнопленного, Крест за выдающиеся латные заслуги, Памятную медаль национальной обороны). 12 июня 2012 года начальник штаба американских ВВС генерал Нортон Шварц вручил внуку и внучке Пауэрса «Серебряную Звезду» - третью по значимости военную награду США - за то, что тот «стойко отверг все попытки получить жизненно важную информацию об обороне или быть эксплуатируемым в целях пропаганды»

Спустя полвека после освобождения Пауэрса из советской тюрьмы и его обмена на разведчика-нелегала Абеля - Фишера, Пентагон решил посмертно наградить своего лётчика.

Руководство ВВС США вручило серьёзную боевую награду - Серебряную звезду - его семье.

Напомним, что шпионский самолёт "У-2" Френсиса Гарри Пауэрса был сбит 1 мая 1960 года под Свердловском. В Пентагоне "РГ" сообщили, что награда за мужество и отвагу присвоена за проявление "исключительной преданности и храбрости, проявленной перед лицом вооружённого врага" и почти двухлетнего нахождения в плену в Советском Союзе.

Собственный корреспондент "РГ" в Вашингтоне побеседовал с Гарри Пауэрсом-младшим - сыном ставшего своеобразным символом "холодной войны" американского летчика - о его отце. Московский корреспондент "РГ", написавший книгу "Абель - Фишер" и детально изучивший судьбу Пауэрса, рассказывает о нём без всяких прикрас.

Последние медали были вручены вашему отцу 12 лет тому назад. Вы приняли Серебряную звезду от руководителя ВВС США генерала Нортона Шварца. Что означает эта награда для семьи Пауэрса?

Гарри Пауэрс-младший: Действительно, предыдущие награды - медаль военнопленного и медаль директора ЦРУ - были вручены отцу в мае 2000 года и ознаменовали 40 лет с момента инцидента с "У-2". Лично для меня Серебряная звезда является затянувшимся на полвека признанием того, что мой отец был героем своей страны, и она поставит точку в различных слухах и спекуляциях о нём.

Комментарий из Москвы

Обменённого в 1962-м Пауэрса поначалу заклеймили дома как предателя. И не только пресса с согражданами. Пилота, сознавшегося в шпионаже, вызвали в конгресс. Требовали объяснений, почему сознался? "А что было делать, - оправдывался потом Пауэрс. - Хотели, чтобы я сдался живым в руки русским и совершил самоубийство. Да, в потайном отверстии полой монеты у меня хранилась булавка со смертельным ядом. Но мне приказали употребить её, только если я не смогу выдержать мучений при пытках. Но чего не было, того не было". Так Пауэрс, рассказавший на следствии в Москве всё, что знал, сумел доказать, что поступил правильно. И даже сумел заставить ЦРУ выплатить ему по 2500 долларов в месяц - по тем временам сумма немаленькая - за два года отсидки.

Как вам удалось "пробить" вручение столь высокой боевой награды?

Гарри Пауэрс-младший: Рассекреченные в 1998 году документы подтвердили, что полет отца на "У-2" был совместной операцией ЦРУ и ВВС США. Это дало возможность официально признать его военнопленным, и именно поэтому он получил предыдущие награды. Десять лет спустя я узнал о двух других американских пилотах, сбитых на границах СССР и оказавшихся в советских тюрьмах, которые впоследствии получили высокие награды. На основании этого в январе 2011 года я написал письмо в Пентагон и поинтересовался, не является ли данный факт прецедентом и для моего отца. Спустя 10 месяцев Министерство обороны США подтвердило право отца на посмертное присуждение Серебряной звезды.

Комментарий из Москвы

Вернувшись, летчик конфликтовал в основном с ЦРУ. На то были у него особые основания. ЦРУ о нем как следует позаботилось. Он вообще не имел шансов катапультироваться: нажми он на кнопку, и он бы просто взорвался. Кресло пилота было заминировано.

Как часто Гарри Пауэрс вспоминал и рассказывал о том, что с ним произошло в 1960 году?

Пауэрс: Когда в 1962 году отец вернулся домой, его тщательно допросили следователи ЦРУ, и он рассказал им всё, с чем ему пришлось столкнуться. После этого он часто выступал в различных клубах, организациях и школах и рассказывал об обстоятельствах, при которых его сбили. Конечно, он не затрагивал чувствительные вопросы, связанные с секретами самолета "U-2" и национальной безопасностью США.

Комментарий из Москвы

Летчик был не из тех, кто ценил нормальное отношение к себе. Ненавидел Россию, и до такой степени, что когда в 1976-м наметились признаки разрядки, выступал где только мог и бесплатно, призывая: "Не верьте русским. Они хотят нас похоронить!"

Что именно отец рассказывал вам о пребывании в Лубянской тюрьме?

Пауэрс: Он вспоминал о том, как его держали в одиночной камере в течение трёх месяцев. Там он прошел серию жестких допросов со вспышками яркого света, острых вопросов, угроз смерти. Физических пыток, впрочем, не было. Следователи КГБ пытались расколоть и сломать его, тем самым заставив сотрудничать с ними.

Комментарий из Москвы

Жестких допросов не было. Никаких пыток и вспышек яркого света. Пауэрс был нужен не в качестве устрашения. Его, во всем признавшегося, выставляли на публичный суд и продемонстрировать миру свою гуманность. Лётчика не надо было ломать. Он был уже сломлен. При нем сразу после приземления обнаружили карту, инструкции по выживанию, фотодокументы, острый нож, пистолет с длинным стволом и с глушителем. А ещё несколько пар золотых часов и пять тысяч рублей - огромные тогда деньги. Свои же могли и взорвать в воздухе, и подстраховать, о чём свидетельствует и такая записка: "Я американец и не говорю по-русски. Мне нужны пища, убежище и помощь. Если вы мне поможете, вас наградят за это". Нашли и толстую иголку. Спросили, что это, и Пауэрс, принимая его допрашивавших за полных идиотов, ответил, что "обыкновенная булавка". Помните, та самая, "обыкновенная", с сильнодействующим ядом, которой, по мнению своих коллег из ЦРУ, он должен был бы уколоться на прощанье.

Пройдя через эту драму, отец всё же не выдал жизненно важную информацию, не подставил под угрозу другие программы и других пилотов "У-2" о которых он знал, и не отрекся от США. И именно поэтому ему вручается Серебряная звезда.

Пауэрс рассказал немало. Благодаря ему и были приняты меры, помешавшие "У-2" летать над СССР безнаказанно.

Что именно вам рассказывал Пауэрс о своем обмене на советского разведчика Рудольфа Абеля на известном мосту в Берлине?

Пауэрс: По его рассказам, это произошло холодным хмурым утром на мосту Глинике. Рудольф Абель был с одной стороны моста, а он - с другой. После того как сопровождающие удостоверились в их личностях, они одновременно пошли навстречу друг другу и своей свободе. Отец говорил мне, что к тому моменту он уже для себя твердо решил, что если бы что-то пошло не так, то он бы прыгнул с моста в реку и попытался использовать свой шанс на побег. Он действительно был решительно на это настроен, поскольку не хотел возвращаться в советскую тюрьму.

Комментарий из Москвы

Излишняя бравада. Пауэрса содержали во Владимирском централе. Кстати, вместе с легендарным генералом разведки Павлом Судоплатовым, отсидевшим своё от звонка до звонка. Первое время Пауэрс действительно загрустил - было от чего - и впал в депрессию. Из неё шпиона, приговорённого к десяти годам заключения - с отбыванием первых трех в тюрьме, вывели врачи. За два года он даже поправился. На мосту появился, об этом почему-то помнят все, кто встречал на другой стороне Абеля, грузный человек в нашей меховой шапке и хорошем зимнем пальто, да еще с чемоданом в руках. Как рассказывали очевидцы, среди вещей были аккуратно уложены традиционные русские сувениры и, прямо не верится, черная икра. Нет, судя по всему, совершать прыжки с моста Глинике никто не собирался. Навстречу располневшему Пауэрсу шел исхудалый полковник Абель в каком-то лёгоньком плащике, кепочке заключённого и с пластиковым пакетом в руках...

В США многие неоднозначно восприняли возвращение Пауэрса на родину в 1962 году. Его обвиняли в ошибках, в частности в том, что он не отравился имевшимся при нем цианидом, не уничтожил секретное оборудование и сдался живым. Почему к нему так относились и как он это воспринимал?

Пауэрс: Дело в том, что он вернулся домой в самый разгар "холодной войны". В Америке раздувалась "красная угроза", еще были отголоски маккартизма... Его дело было связано со шпионажем, тем более он долгое время находился за пределами "железного занавеса", не имея возможности себя защищать. В итоге, в США объявилось множество "политических экспертов", которые начали рассуждать на тему, что Пауэрс должен и чего он не должен был делать. Все это говорилось без осознания реальных фактов и обстоятельств, в которых оказался отец. Потребовалось 50 лет и вновь рассекреченные документы, чтобы окончательно установить истину о том, что именно с ним случилось в 1960 году и как он себя вёл впоследствии.

Комментарий из Москвы

Вскоре не только армия, но и ЦРУ признали Пауэрса своим. И хотя он был уволен из разведки без почестей, о нем заботились. Даже устроили в ЦРУ первую жену, с которой он развелся.

Ходят слухи, что книга Фрэнсиса Гарри Пауэрса "Операция "Перелет": Воспоминания об инциденте с У-2" сильно навредила ему, поскольку он в ней негативно отзывался о ЦРУ. Именно из-за этого он якобы потерял работу в компании "Локхид Мартин", где он был пилотом-испытателем. Это действительно так?

Пауэрс: Я не могу этого подтвердить, поскольку не нашел никаких доказательств на этот счет. Но именно так действительно считал мой отец. Поскольку еще за несколько месяцев до выхода книги его уволили из "Локхид Мартин". На основании того, что ему рассказали его бывшие коллеги, он стал персона нон грата для подрядчиков ЦРУ и минобороны именно из-за его книги.

Комментарий из Москвы

В "Локхиде" Пауэрс трудился до 1970-го. Ушёл из военных летчиков в 41 год, что считается по всем канонам нормальным. Из-за небрежности Пауэрса в баке его вертолета не оказалось бензина, вместе с ним погиб и телеоператор местного канала.

Согласно одной из версий историков, кто-то в правительстве США специально подставил Пауэрса. Эти люди хотели, чтобы "У-2" сбили над Советским Союзом с тем, чтобы разрядка, которой хотели и Никита Хрущев, и Дуайт Эйзенхауэр, была сорвана. Верите ли вы в такую теорию заговора?

Пауэрс: Нет, поскольку я твердо знаю, что в результате расследования не было выявлено никаких актов саботажа по отношению к самолету, как не было и людей, которые организовали бы падение "У-2" или его механическую поломку над СССР. Все это слухи и спекуляции, ведь точно известно, что самолет летел на высоте 17 500 футов, когда в хвостовую часть попала советская ракета, вызвав его разрушение. А всего по самолету было выпущено восемь ракет. Конечно, те, кто планировали эту операцию, могли бы послать "У-2" по другому маршруту, но даже в этом случае был шанс нарваться на ПВО. На самом деле ЦРУ знало, что какой-то шанс быть сбитым у их пилотов был всегда. В итоге, 1 мая 1960 года отец оказался не в том месте не в то время, а для русских всё было с точностью наоборот.

Комментарий из Москвы

ЦРУ даже не догадывалось о появлении ракет ПВО нового образца. Лётчики были уверены, что уж на высоте 25 км его не собьют. Потому и летали без страха.

Справка "РГ"

Френсис Гарри Паэурс родился 17 августа 1929 года в штате Кентукки. В 1950 году стал кадетом авиационного училища ВВС США. В мае 1956 года был принят на работу в летный отряд ЦРУ. В том же году начал совершать разведывательные полеты на самолете "U-2" над СССР. Пауэрс был сбит 1 мая 1960 года во время выполнения разведывательного полета над территорией Советского Союза и провел 21 месяц в тюрьме. В 1962 году вернулся в США в результате обмена на советского разведчика-нелегала, полковника Рудольфа Абеля.

На протяжении нескольких лет Пауэрс работал в фирме "Локхид Мартин". С 1972 года был пилотом вертолета в агентстве радиотелевизионных новостей в Лос-Анджелесе. В 1977 году он погиб в катастрофе пилотируемого им вертолета. Похоронен на Арлингтонском кладбище в пригороде Вашингтона. Серебряная медаль - не третья, а четвертая награда Пауэрса. До этого были медаль военнопленного. Памятная медаль национальной обороны и Крест за выдающиеся летные заслуги.

Александр ГАСЮК (Вашингтон), Николай ДОЛГОПОЛОВ (Москва)

Послесловие к материалу

ПОЧЕМУ ЖЕ ПЛЕНЕННЫЙ ЛЕТЧИК-ШПИОН ПАУЭРС ВСЁ РАССКАЗАЛ ЧЕКИСТАМ?

С момента инцидента с Пауэрсом прошло более 50 лет. Это время достаточное, чтобы многие тайны уже не существующей страны – СССР перестали быть тайными.

К юбилею сбития американского шпионского самолета У-2 появились замечательные публикации в нашей прессе, одну из которых вы, я надеюсь, только что прочитали. Кое-какие документы о шпионской программе полетов У-2 рассекретили сами американцы, но недосказанности остались.

Кто же такой Френсис Пауэрс?

Беспринципный шпион? Герой Америки или ее предатель? А может быть это был очень неглупый человек, большой профессионал своего дела, которого американские спецслужбы использовали во многом втёмную для осуществления грязных дел, которые шли не на пользу американскому народу и которые едва не поставили мир на грань ядерной войны, но который когда у него появилось время подумать поменял свои взгляды?

Начнём издалека.

В начале 80-х годов прошлого века, после моего прихода на работу в органы государственной безопасности я познакомиться с удивительной женщиной – бывшей радисткой из партизанкой бригады знаменитого Дмитрия Заслонова, ветераном советской разведки, назовем её Зинаидой Гавриловной.

Невысокая, седая женщина, честная, работящая, бывшая партизанка (она потеряла на войне одно лёгкое), а потом и сотрудник советской разведки. Она не получила больших чинов или богатств, как и большинство других заслуженных участников войны, но не обижалась и не тяготилась этим. У неё была дочь, любимая работа, небольшая, но отдельная однокомнатная квартира и этого ей вполне хватало.

Когда наступал какой-либо праздник – Зинаида Гавриловна надевала все свои заслуженно полученные награды и на неё, подтянутую и помолодевшую, любо-дорого было посмотреть. Такого количества боевых орденов и медалей в нашем чекистском коллективе не было ни у кого, даже у генералов.

Жизнь у Зинаиды Гавриловны складывалась не простая, но мне выпало счастье оказать некоторые услуги этому неординарному человеку, и у нас завязалась самая настоящая дружба. Во время наших встреч я часто просил её рассказать что-нибудь интересное или поучительное из легендарного прошлого, и она оказалась очень отзывчивым и благодарным человеком.

Она много рассказывала мне о войне: как училась на радиста в спецшколе НКВД, как её забросили к партизанам в Белоруссию, как воевали диверсанты-профессионалы (воевать-то тоже надо было уметь), как допрашивали плененных партизанами немецких солдат и офицеров (противник был очень достойный, но они, всё-таки, всё рассказывали) и как их потом расстреливали. После того, что немцы натворили в Белоруссии, ждать пощады от партизан им уже не приходилось. Во время расстрела немцы бросались на винтовки партизан с криками “Да здравствует Великая Германия!” и умирали. Умирали хорошие немцы и плохие, нацисты и просто мобилизованные, но деть их партизанам было некуда.

Да и сама жизнь партизана висела на волоске и могла прерваться в любой момент.

Вот она коллизия войны. Сегодня ты, а завтра тебя.

В начале 60-х годов прошлого века Зинаида Гавриловна. работала в Большом Секретариате Комитета государственной безопасности CCCР. Т.к. она в совершенстве владела стенографией, её часто привлекали к стенографированию допросов шпионов, которые проводили следователи следственного отдела КГБ. Стенографировала она и допросы сбитого американского лётчика Френсиса Пауэрса.

Допросы шли вначале очень тяжело. Кроме лётного обучения Пауэрс прошёл ещё и специальную подготовку и был готов даже к жёстким допросам. Более того, он ожидал, что его будут бить и даже пытать. Но на улице был не 1937 год и даже не 1942, а он находился не в болотах и лесах Белоруссии, а в Москве, на Лубянке. Жизни Пауэрса ничего не угрожало. Но в своих рассказах сыну Пауэрс не врал. Несколько устрашающих инсценировок следователи всё-таки сделали. Cтрашна не смерть, а угроза смерти, не пытки, а угрозы их применения. Зинаида Гавриловна рассказывала, как после этих спектаклей ребята-следователи от души хохотали, это была для них хорошая разрядка. Но дело вперёд не двигалось.

Было ясно, что Пауэрс – не пилот одиночка, что эта серьезнейшая глобальная разведывательная программа. C июля 1956 года по апрель 1960 года самолеты У-2 совершили 23 сверхдлительных полёта над территорией СССР. Американцами проводилась обширнейшая аэрофотосъемка территории Советского Союза, точно также как и немцами перед войной. Высотные самолеты безнаказанно летали над нашей территорией. Сегодня у высотника разведывательная аппаратура, а завтра бомба? Сегодня разведка, а завтра война?

Эти полёты надо было прекратить. Но для этого требовалось узнать: что за высотные самолеты нарушают нашу границу, их характеристики, слабые и сильные места, могут ли нести на своём борту атомную бомбу, кто на них летает, маршруты движения, кто заказчик? И т.д., и т.п. А этой информацией обладал только Пауэрс, но он молчал. К нему надо было найти какой-то очень простой подход, и следователи нашли.

Сначала составили психологический портрет сбитого пилота.

Умный, профессионал (5-й или 7-й пилот в военно-воздушных силах США), честолюбивый, патриот своей страны, антисоветски настроен, обладает здравым смыслом и склонен к анализу, недолюбливает, а где-то и ненавидит собственное начальство (которое считает себя умнее всех, а его держит за расходный материал) и т.д.

Когда психологический портрет был составлен, то лёд тронулся.

Пауэрс был патриотом своей страны (и он не раз это доказывал своими рискованными полётами над чужими территориями на новейшем высотном, но очень хрупком самолёте), но он не хотел войны между США и СССР. Он был отличным пилотом, но он вторгся в чужую страну и был сбит, он проиграл свой последний бой, а проигрывать надо уметь. Во время всех непредвиденных происшествий над территорией СССР он должен был умереть, но умереть в бою за родину героем – это одно, а безвестно на чужой земле неизвестно за что – это другое. Он был к этому не готов, он был против такого поворота дела, но его мнение никому из его начальников не было интересно, а зря. И, наконец, он был ещё жив, а американские власти уже от него отказались, заявив, что самолёт Пауэрса совершал научно-исследовательский полёт и разбился, а неуправляемый самолет с потерявшем сознание летчиком мог нарушить воздушное пространство СССР.

Пауэрс любил свою страну, но ненавидел своё чванливое начальство, которое ни во что не ставило своих подчинённых, с их бредовой идеей мирового господства. И он сообщил следователям-чекистам информацию и о самолете, и о разведывательной программе, и о её заказчиках, которая позволила пресечь в дальнейшем полеты У-2 над территорией СССР.

В дальнейшем американские самолеты-разведчики У-2 были сбиты ракетами советского производства над Китаем и Кубой. И это уже была агония всей программы.

Погиб Пауэрс при катастрофе вертолёта в 1977 году, в котором якобы по его вине не оказалось достаточного количества горючего. В это верится с большим трудом. Скорее всего, его настигла отложенная смерть, которую он избежал 1 мая 1960 года, когда не стал катапультироваться с подбитого советской ракетой самолёта и не стал колоть себя отравленной иглой. Он должен был умереть по задумке американских стратегов-“миротворцев”, которые едва не ввергли весь мир в ядерную катастрофу, но он остался жив, и этого, скорее всего, ему не простили.

А сын у Пауэрса оказался замечательным человеком, для которого память об отце стала священной. Я думаю, любой отец гордился бы таким сыном.

Виктор АНДРЕЕВ