Биография. Достижения и поощрения

Вячеслав Сиротин родился 22 Сентября 1913 года в Санкт - Петербурге, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал токарем. В 1934 году был призван в ряды Красной Армии и получил направление в лётное училище. В 1937 году окончил 9-ю (Харьковскую) военную школу лётчиков и летнабов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. Сражался в составе 17-го истребительного авиационного полка. Эта часть принимала участие в битве за Москву, в 1942 году - на Воронежском фронте, весной 1943 года - на Кубани. Вместе с другими лётчиками полка, дрался с врагами и Сиротин. Дрался храбро, самоотверженно. Число сбитых им вражеских самолётов быстро росло. Уже в конце Декабря 1941 года он был награждён орденом Ленина.

К Октябрю 1944 года помошник командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Капитан В. Ф. Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во времена Второй Мировой войны весьма распространенными были аллегорические рисунки, чаще всего изображавшие животных - зверей или птиц, наносимые на борта и капоты самолётов. Одним из примером может служить и "Аэрокобра" Вячеслава Сиротина.

В конце 1944 года лётчики полка сражались над Балтикой и Польшей. Войну закончили в Восточной Пруссии, участвуя в штурме Кенигсберга и Пиллау. С 1943 года Сиротин воевал на "Аэрокобре". Его последней машине повезло: она была передана англичанам, и сегодня её можно увидеть в музее Королевских воздушных сил в Даксфорде.

После победы над Германией 17-й ИАП был перевооружён истребителями Р-63 "Кингкобра" и переброшен на Дальний Восток в 12-ю Воздушную армию. Там он участвовал в разгроме Квантунской армии милитаристской Японии. За период этой короткой войны лётчики полка сумели одержать лишь одну победу в воздухе - противника практически не было. Тем не менее, именно Вячеслав Сиротин оказался причастен к этой единственной победе.

15 Августа во время доставки наступающим сухопутным войскам горючего транспортный самолёт, командиром экипажа которого был Лейтенант Смульский, атаковала пара японских истребителей. На выручку вылетели лётчики 17-го авиаполка Герой Советского Союза В. Ф. Сиротин со своим ведомым И. Ф. Мирошниченко. Они смело отразили все атаки японских истребителей. При этом, благодаря опытному руководству ведущего, Мирошниченко сбил один вражеский самолёт. Другой скрылся, уйдя на бреющем полёте. В результате горючее было доставлено по назначению.

К моменту окончания военных действий, командир 17-го истребительного авиационного полка Майор В. Ф. Сиротин совершил около 330 успешных боевых вылетов и, проведя десятки воздушных боёв. Дважды был ранен, но оставался в боевом строю.

Лучшие дня

Число его воздушных побед в различных источниках трактуется по - разному. Так, на многих рисунках его "Аэрокобры" приводится изображение 26 звёзд на двери кабины самолёта и, соответственно, указывается на 26 побед. Однако, на всех известных фотографиях самолёта, звёзд присутствует только 21. При этом, некоторые авторы, например Михаил Быков, указывают на 21 личную победу аса. Но, обратите внимание на такой факт: одна их звёзд (4-й ряд справа) заметно отличается от других своим размером и цветом. Судя по всему, это отметка о групповой победе. Таким образом на счету В. Ф. Сиротина не менее 20 самолётов сбитых лично и 1 в группе...

Зарубежные историки Томас Полак и Кристофер Шоурз в своей книге "Асы Сталина" пишут следующее: "К Октябрю 1944 года имел на своём счету 15 побед... К Февралю 1945 года счёт побед возрос до 21, а в конце войны - до 26".

После войны Вячеслав Фёдорович продолжал служить в ВВС. Командовал истребительным авиационным полком. Награждён орденами Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды, медалями. 7 Августа 1948 года Майор В. Ф. Сиротин погиб в авиационной катастрофе.

Для его боевых товарищей, сослуживцев это была горькая, невосполнимая утрата. Чтя память о друге, они бережно ухаживали за его могилой, находящейся недалеко от военного городка. Но прошли годы, сменилось не одно поколение лётчиков, и сегодня в городке и во всей округе уже мало кто знает, что на старом, заброшенном кладбище похоронен лётчик - ас, Герой Советского Союза...

С иротин Вячеслав Фёдорович – помощник командира 17-го ордена Суворова 2-й степени истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (190-я Полоцкая Краснознамённая ордена Кутузова 2-й степени истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт), капитан.

Родился 22 сентября 1913 года в городе Санкт-Петербург. Из семьи рабочего. Русский. Окончил 7 классов неполной средней школы. Работал токарем.

В 1934 году призван в Красную Армию. В 1937 году окончил 9-ю Харьковскую военную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей.

С 22 июня 1941 года заместитель командира эскадрильи 123-го истребительного авиационного полка старший политрук В.Ф.Сиротин – на фронтах Великой Отечественной войны. Воевал на Западном фронте, летал на И-153 и Як-1. Первую воздушную победу одержал на второй день войны. Воевал в составе 123-го истребительного авиаполка по октябрь 1941 года, за это время выполнил 30 боевых вылетов, сбил 6 самолётов противника лично.

25 июня 1941 года вылетел на перехват группы бомбардировщиков, шедших под прикрытием истребителей для бомбардировки города Слуцк. Во главе восьмёрки И-153 перехватил противника на подступах к городу, несмотря на превосходство врага, не допустил удара по городу. В этом бою сбил 1 бомбардировщик и 1 истребитель, сам был ранен, но сумел привести на свой аэродром и посадить самолёт.

С 5 августа по 15 сентября 1941 года в составе своего полка участвовал в обороне города Москвы, за это время выполнил 41 боевой вылет, из них 35 – ночью.

В сентябре 1941 года эскадрилья В.Ф.Сиротина была переброшена на защиту Ленинграда и Кронштадта. На Ленинградском фронте он произвёл 56 боевых вылетов, сбил 2 самолёта противника и 1 аэростат. 11 октября 1941 года Сиротин был ранен в воздушном бою с двумя «мессершмидтами», посадил повреждённый самолёт «на брюхо», доставали его из кабины уже в бессознательном состоянии. После госпиталя в свой полк уже не вернулся. Всего с 22 июня по 11 октября 1941 года выполнил 189 боевых вылетов, провёл 55 воздушных боёв, сбил 8 самолётов противника и 1 аэростат.

С апреля 1942 года по 1943 год служил в 238-м истребительном авиационном полку (239-я истребительная авиадивизия, 7-я воздушная армия, Северо-Западный фронт), летал на ЛаГГ-3.

С июня 1943 года – в составе 17-го истребительного авиационного полка, освоил истребитель Р-39 «Аэрокобра» и летал на нём до конца войны. Почти год полк находился на переучивании и в резерве. С 22 июня 1944 года – в боях на 1-м Прибалтийском фронте. В.Ф.Сиротин был назначен помощником командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе. На этом фронте к октябрю 1944 года произвёл 62 боевых вылета, лично сбил 7 самолётов ФВ-190. Участвовал в Белорусской и Прибалтийской наступательных операциях.

11 июля 1944 года, прикрывая наступление 1-го танкового корпуса, встретил 6 самолётов ФВ-190, вступил в бой с превосходящими силами противника. Звено советских истребителей без потерь сбило 2 самолёта, из них один – лично капитан В.Ф.Сиротин.

15 августа 1944 года парой возвращался из разведки. Обнаружив группу немецких самолетов, приказал ведомому доставить разведданные, а сам из облаков вышел на дистанцию атаки и сбил 1 «юнкерс». В повторной атаке атакован истребителями прикрытия, самолёт его был сбит, ранен в ногу и руку. Выбросился из горящей машины, затянул прыжок из-за опасения быть расстрелянным в воздухе, раскрыл парашют в сотне метров над землей. Очень скоро вернулся в строй.

К октябрю 1944 года помощник командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно-стрелковой службе (190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиационный корпус, 3-я воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) капитан В.Ф.Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника.

З а образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года майору Сиротину Вячеславу Фёдоровичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№4183).

После представления к высшей награде Родины участвовал в Прибалтийской, Восточно-Прусской, Земландской наступательных операциях на 1-м Прибалтийском и 3-м Белорусском (с февраля 1945) фронтах. К Победе выполнил 310 боевых вылетов, в 72 воздушных боях сбил 21 самолёт врага, все – лично (по данным книги М.Ю.Быкова из них подтверждёнными являются 15 воздушных побед в 326 боевых вылетах и в 65 воздушных боях). Был дважды ранен.

В мае 1945 года лётный состав полка сдал свои самолёты в другую часть, переучился на самолёты Р-63 «Кингкобра», в начале августа 1945 года переброшен в Монголию. В августе 1945 года майор В.Ф.Сиротин назначен командиром 17-го истребительного авиаполка в составе 190-й истребительной авиадивизии 12-й воздушной армии Забайкальского фронта.

Участник советско-японской войны в августе 1945 года. Хотя в ней воздушных боёв почти не было, полк под его командованием одержал 1 воздушную победу с личным участием своего командира: 15 августа два японских истребителя пытались перехватить советский транспортный самолёт при доставке горючего в передовые наступающие части. Командир полка Герой Советского Союза майор В.Ф.Сиротин с ведомым И.Ф.Мирошниченко вовремя заметили противника, успешно произвели перехват и ведомый сбил 1 японский самолёт. Всего в Маньчжурии выполнил 5 боевых вылетов, провёл 1 воздушный бой.

С сентября 1945 года продолжил командовать 17-м авиаполком сначала на аэродроме Варфоломеевка, с июня 1946 года – на аэродроме Хороль в составе 190-й истребительной авиадивизии 9-й воздушной армии Приморского военного округа. 7 августа 1948 года майор В.Ф.Сиротин погиб в авиационной катастрофе. Похоронен на кладбище посёлка Хороль Хорольского района Приморского края.

Награждён 2 орденами Ленина (12.1941; 23.02.1945), 2 орденами Красного Знамени (1944, 1945), орденами Отечественной войны 1-й степени (1944), Красной Звезды (30.09.1945), медалями «За боевые заслуги», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией».

Последняя боевая машина Героя Р-63 «Кингкобра» после войны была передана в Великобританию, много десятилетий демонстрируется в музее Королевских Воздушных сил в Даксфорде с боевыми эмблемами В.Ф.Сиротина и с 21 звездочкой на кабине – по числу побед советского аса.

Вячеслав Фёдорович Сиротин (1913-1948) - майор Советской Армии, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1945).

Биография

Вячеслав Сиротин родился 22 сентября 1913 года в Санкт-Петербурге. После окончания семи классов школы работал токарем. В 1934 году Сиротин был призван на службу в Рабоче-крестьянскую Красную Армию. В 1937 году он окончил Харьковскую военную авиационную школу лётчиков и лётнабов. С начала Великой Отечественной войны - на её фронтах. В боях был неоднократно подбит и ранен.

К октябрю 1944 года капитан Вячеслав Сиротин был помощником по воздушно-стрелковой службе командира 17-го истребительного авиаполка 190-й истребительной авиадивизии 11-го истребительного авиакорпуса 3-й воздушной армии 1-го Прибалтийского фронта. К тому времени он совершил 233 боевых вылета, лично сбив 15 вражеских самолётов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945 года за «образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецкими захватчиками» майор Вячеслав Сиротин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» за номером 4183.

Участвовал также в советско-японской войне. После её окончания продолжал службу в Советской Армии на Дальнем Востоке. Трагически погиб в авиационной катастрофе 7 августа 1948 года, похоронен в посёлке Хороль Приморского края.

Был награждён двумя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды, рядом медалей.

  • Ученая степень:  Кандидат технических наук
  • Ученое звание:  Доцент
  • Дата рождения:  11 июня

Киевское высшее инженерное радиотехническое училище ПВО, радиоинженер, адъюнктура Военной инженерной радиотехнической академии ПВО им. Л.А. Говорова, к.т.н., докторантура МЭСИ.

Преподавательская деятельность

Преподаваемые дисциплины:

Эконометрика, Эконометрика-2, Econometrics (advanced level), Econometric Analysis, Qualitative and Quantitative Data Analysis, Теория вероятностей и математическая статистика, Многомерные статистические методы, Статистическое моделирование социально-экономических процессов.

За годы научно-педагогической деятельности опубликовал более 100 научных трудов.

Общий стаж работы

​Педагогический стаж – 25 лет.

Повышение квалификации / профессиональная переподготовка

    Английский язык. Углубленное изучение General English, уровень Pre-Advanced. Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (16.09-13.11) 2013 год;

    Международная Школа-семинар «Многомерный статистический анализ и эконометрика» (ЦЭМИ РАН, Цахкадзор, Армения), 2012, 2008, 2004 годы;

    Микроэконометрика. Программа повышения квалификации РЭШ, (01.10-22.10) 2013 год;

    Развитие академических навыков: работа над статьей для публикации в международном реферируемом научном журнале. Центр прикладных научно-образовательных программ РЭШ, декабрь 2011года;

    Эконометрика: продвинутый уровень" Центр дополнительного профессионального образования РЭШ, (30.06-14.07), 2010 год.

Научные исследования

Сфера научных интересов: моделирование социально-экономических процессов, прикладная статистика.

Дополнительная информация

Владение иностранными языками: английский (advanced level).

Достижения и поощрения

Нагрудный знак "Отличник статистики" (ноябрь 2014)

Юбилейная медаль "70 лет Вооруженных сил СССР" (февраль 1988)

Контакты

Вячеслав Сиротин родился 22 Сентября 1913 года в Санкт-Петербурге, в семье рабочего. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал токарем. В 1934 году был призван в ряды Красной Армии и получил направление в лётное училище. В 1937 году окончил 9-ю (Харьковскую) военную школу лётчиков и летнабов.

Участник Великой Отечественной войны с первого дня. По Октябрь 1941 года служил в 123-м истребительном авиаполку, летал на И-153 и Як-1 . Дрался храбро, самоотверженно. Число сбитых им вражеских самолётов быстро росло. Уже в конце Декабря 1941 года он был награждён орденом Ленина.

С Апреля 1942 года по 1943 год служил в 238-м авиаполку, где летал на ЛаГГ-3 .

С Июня 1943 года сражался в составе 17-го истребительного авиаполка.

К Октябрю 1944 года помощник командира 17-го истребительного авиационного полка по воздушно - стрелковой службе (190-я истребительная авиационная дивизия, 11-й истребительный авиакорпус, 3-я Воздушная армия, 1-й Прибалтийский фронт) Капитан В. Ф. Сиротин совершил 233 боевых вылета, в воздушных боях сбил лично 15 самолётов противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Во времена Второй Мировой войны весьма распространенными были аллегорические рисунки, чаще всего изображавшие животных - зверей или птиц, наносимые на борта и капоты самолётов. Одним из примером может служить и P-39 "Airacobra" Вячеслава Сиротина.

В конце 1944 года лётчики полка сражались над Балтикой и Польшей. Войну закончили в Восточной Пруссии, участвуя в штурме Кенигсберга и Пиллау. С 1943 года Сиротин воевал на "Аэрокобре" . Его последней машине повезло: она была передана англичанам, и сегодня её можно увидеть в музее Королевских воздушных сил в Даксфорде.

13 Мая 1945 года лётный состав полка сдаёт самолёты в 5-ю ГИАД и 24 Мая в составе 190-й ИАД перебазируется на аэродром Уккурей, где переучивается на самолёты Р-63 "Кингкобра". 9 Августа 1945 года перебрасывается на Дальний Восток на аэродром "Урал" - 20 км восточнее Танзак - Булак.

В середине Августа 1945 года Майор В. Ф. Сиротин принял командование полком, который участвует в боевых действих с японцами в составе 190-й ИАД 12-й Воздушной армии Забайкальского фронта За период этой короткой войны лётчики полка сумели одержать лишь одну победу в воздухе - противника практически не было. Тем не менее, Вячеслав Сиротин оказался причастен к этой единственной победе.

15 Августа во время доставки наступающим сухопутным войскам горючего транспортный самолёт, командиром экипажа которого был Лейтенант Смульский, атаковала пара японских истребителей. На выручку вылетели лётчики 17-го авиаполка Герой Советского Союза В. Ф. Сиротин со своим ведомым И. Ф. Мирошниченко. Они смело отразили все атаки японских истребителей. При этом, благодаря опытному руководству ведущего, Мирошниченко сбил один вражеский самолёт. Другой скрылся, уйдя на бреющем полёте.

К моменту окончания военных действий, командир 17-го истребительного авиационного полка Майор В. Ф. Сиротин совершил около 330 успешных боевых вылетов и провёл более 60 воздушных боёв. Дважды был ранен, но оставался в боевом строю. Награждён орденами: Ленина (дважды), Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, Красной Звезды; медалями.

Число его воздушных побед в различных источниках трактуется по - разному. Так, на многих рисунках его "Аэрокобры" приводится изображение 26 звёзд на двери кабины и, соответственно, указывается на 26 побед. Однако, на всех известных фотографиях самолёта, звёзд присутствует только 21. При этом, некоторые авторы, например М. Ю. Быков, указывают на 21 личную победу.

Обратите внимание на такой факт: одна их звёзд (4-й ряд справа) заметно отличается от других своим размером и цветом. Судя по всему, это отметка о групповой победе. Таким образом на счету В. Ф. Сиротина не менее 20 самолётов сбитых лично и 1 в группе...

Зарубежные историки Томас Полак и Кристофер Шоурз в своей книге "Асы Сталина" пишут следующее: "К Октябрю 1944 года имел на своём счету 15 побед... К Февралю 1945 года счёт побед возрос до 21, а в конце войны - до 26".

22 Сентября 1945 года 17-й авиаполк возвращается на аэродром Варфоломеевка. С 15 Июня 1946 года, в составе 190-й ИАД, переводится в 9-ю Воздушную армию Приморского военного округа с базированием на аэродроме Хороль. 19 Июня 1946 года полк получает пополнение в количестве 19 самолетов Р-63, а 17 Апреля 1947 года на основании приказа 9 ВА № 042 получает пополнение лётным составом в количестве 15 человек из расформированного 5-го ИАП и принимает организационно структуру четырёхэскадрильного состава. В 1947 году в полку было 65 лётчиков, 52 самолёта Р-63.

7 Августа 1948 года Майор В. Ф. Сиротин погиб в авиационной катастрофе. Для его боевых товарищей, сослуживцев это была горькая, невосполнимая утрата. Чтя память о друге, они бережно ухаживали за его могилой, находящейся недалеко от военного городка. Но прошли годы, сменилось не одно поколение лётчиков, и сегодня в городке и во всей округе уже мало кто знает, что на старом, заброшенном кладбище похоронен лётчик - ас, Герой Советского Союза...