Биография. Биография Произведения А

Родился 15 Декабря 1906 года в селе Бирёво, ныне Клинского района Московской области, в семье крестьянина. Жил в Москве, работал столяром, учился на Рабфаке. С 1932 года в Красной Армии.

Участвовал в боях с японскими захватчиками в районе реки Халкин - Гол, где сбил 3 самолёта врага. Был награждён орденом Красного Знамени.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Сражался на Юго - Западном, Северо - Кавказском, Южном, Юго - Восточном, 4-м, 2-м и 1-м Украинских фронтах, пройдя путь от командира эскадрильи до командира истребительной авиационной дивизии.

К Маю 1943 года штурман 16-го Гвардейского истребительного авиаполка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо - Кавказский фронт) Гвардии майор П. П. Крюков совершил 415 боевых вылетов на разведку и штурмовку войск противника, прикрытие и сопровождение своей авиации. В 40 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы 1 самолёт противника. 24 Мая 1943 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.

Всего (с учетом Халкин - Гола), совершил около 650 боевых вылетов, в воздушных боях одержал 22 личные и 1 групповую победу.

После войны продолжил службу в ВВС, командовал истребительной авиационной дивизией. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1956 года Генерал - Майор авиации П. П. Крюков - в запасе, жил в Москве. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Суворова 2-й и 3-й степени, Kутузова 2-й степени, Красной Звезды, медалями. Умер 11 Ноября 1974 года.

Старейшина советских асов первый полёт совершил в 1931 году на биплане Р-1 - лицензионной машине, построенной по чертежам английского "Ди Хэвиленда - 9". В середине 1930-х годов служил в 51-й истребительной эскадрилье в Забайкалье.

Лучшие дня

В 1939 году на И-15бис сражался на реке Халхин - Гол, где сбил 3 японских самолёта. В последнем бою сам был сбит, получил тяжёлые ожоги, приземлился на парашюте и долго лечился. В свою эскадрилью он уже не вернулся. За бои в небе Монголии Павел Крюков был награждён орденом Красного Знамени.

К началу Великой Отечественной войны П. П. Крюков был уже Капитаном, заместителем командира эскадрильи 55-го истребительного авиационного полка.

Лётчик - самоучка, формально окончивший Энгельсское военное авиационное училище лишь в 1943 году, он был одним из тех немногих в полку благородных и сильных людей, кто способствовал расцвету могучего таланта Александра Ивановича Покрышкина.

Строгий и требовательный к людям, Покрышкин исключительно высоко ценил Крюкова. В своей книге "Небо войны" он писал:

"Павел Крюков... Коренастый, невысокого роста и немного медлительный, он с первых дней войны стал для меня образцом для подражания. Я уважал его не только за боевые заслуги, мне нравился его спокойный характер и рассудительность, умение делать правильные выводы и особенно душевная чуткость... Но, как и любой человек, Крюков имел свои недостатки. К сожалению, в ходе боя он иногда терял контроль над собой, забывая обо всем. Вцепившись мёртвой хваткой в противника и совершая на максимальной скорости резкие маневры, он нередко отрывался от своих ведомых, ставя их в трудное положение".

Свой первый боевой вылет в Отечественную войну Павел Крюков выполнил 22 Июня 1941 года на МиГ-3, вылетев на дальнюю разведку, на территорию Румынии. Горючего едва хватило, чтобы на обратном пути перетянуть через границу...

Осенью 1941 года Капитан П. П. Крюков был назначен командиром тренировочной эскадрильи, его заместителем стал Покрышкин. Там они "учили молодёжь тому, что показал опыт боевых действий", невзирая на ревнивые указания штабов, в ущерб своей служебной карьере...

Летали тогда на стареньких И-16, вооружённых грозными реактивными снарядами. Учёба носила довольно своеобразный характер. Вслед за занятиями у классной доски, с макетами самолётов лётчики эскадрильи почти каждый день сдавали экзамен в боевых условиях. Им доверили штурмовку железнодорожных станций и эшелонов противника.

Однако низкая облачность и частые позёмки мешали воспитанникам Капитана Крюкова. Это обстоятельство к помогло родиться новому тактическому приёму. Дело в том, что обычно истребители атаковали цель с большой высоты и обстреливали её в крутом пике. А как быть при низкой облачности?

Надо попробовать с пологого пикирования, - предложил Покрышкин.

За пробой дело не станет, - ответил Крюков. - Сегодня же и попробуем.

Они полетели на штурмовку с малой высоты первыми. Удар с переменным углом пикирования превзошёл все ожидания. Новый способ штурмовки оказался более эффективным, чем старый. Увеличилась продолжительность огня, сократилась дальность стрельбы. Разумеется, понравился он и молодым лётчикам.

Но вдруг на учёбный аэродром нагрянуло с инспекцией дивизионное начальство. Командир эскадрильи и его заместитель не замедлили доложить о новинке. И тут началось: "Кто позволил? Почему не по инструкции?" Крюков и Покрышкин попытались было говорить о боевом опыте, приобретённом в первых схватках с врагами. Ведь в полку шли поиски и других новинок в тактике истребительной авиации. Куда там! Приезжие стояли на своём. Разговор кончился тем, что "новаторы" получили по взысканию.

Может быть, и не стоило бы вспоминать этот эпизод многолетней давности. Его, наверно, скоро забыли и та и другая стороны. Но очень уж он показателен для первых месяцев войны. Не поддержи в те дни Крюков предложение Покрышкина, кто знает, как бы скоро в полку родились и знаменитая "этажерка", и "маятник", и легендарная формула воздушного боя: "Высота - скорость - маневр - огонь".

Атмосферу творчества в полку создавали ветераны, видевшие в развитии тактики залог будущих побед. Душой этого дела был Капитан Крюков. Он часто рассказывал о мужестве, мастерстве и боевой хитрости первых дважды Героев Советского Союза Сергея Грицевца и Георгия Кравченко, о лётчиках группы Капитана Николая Звонарёва, которые над рекой Халкин - Гол впервые в боевой обстановке использовали реактивные снаряды.

За период военных действий в Монгольской Народной Республике с 20 Августа по 1 Сентября, - говорил Крюков, - группой лётчиков под командованием Капитана Звонарёва (они тоже летали на И-16) было сбито 13 самолётов противника.

Надо ли говорить, как такие рассказы поднимали боевой дух молодых лётчиков! Между тем обстановка усложнялась с каждым днём. Летом 1942 года немецкое командование свой основной удар решило нанести на южном крыле советско - германского фронта. Противник стремился захватить Сталинград, окружить и уничтожить наши войска между Доном и Кубанью, овладеть Кавказом.

Численное превосходство немецкой авиации было явным. Наши лётчики вели боевые действия на пределе человеческих возможностей. Они смело вступали в бой, добивались успеха и... приземлялись на аэродромах, расположенных к востоку от фронта. Наступление противника всё еще продолжалось.

Павлу Крюкову чаще всего приходилось летать ведущим. Учить лётчиков на земле не было ни физических сил, ни самых элементарных условий. Он перенёс занятия в небо, в гущу сражений. "Делай, как я!" - стало его педагогическим правилом.

Однажды комэск с группой истребителей прикрывал штурмовиков, наносивших удар по аэродрому врага. При подходе к цели ведущий первым заметил бомбардировщик Ju-88, который делал круг над площадкой. На раздумье не было и секунды. Соколиный удар Крюкова - и "Юнкерс" вспыхнул. Павел взмыл вверх, чтобы надёжно защитить своих подопечных. Штурмовики действовали напористо и умело. На аэродроме было уничтожено до 10 вражеских самолётов.

В те дни Крюков был не только командиром эскадрильи. Коммунисты избрали его секретарем партийного бюро. Случилось так, что вместе с комиссаром полка М. А. Погребным он в перерыве между боевыми вылетами вручал партийный билет Александру Покрышкину, ставшему потом первым в нашей стране трижды Героем Советского Союза.

Наши войска продолжали отступать, но не прекращались боевые вылеты лётчиков. Штурмовки чередовались с сопровождением штурмовиков и бомбардировщиков, полётами на воздушную разведку и прикрытие переднего края. Настойчивый поиск новых тактических приёмов, в котором участвовали Александр Покрышкин, Павел Крюков, Виктор Фигачев и другие лётчики полка, давал хорошие результаты. Пара самолётов - ведущий и ведомый - становилась основной тактической единицей.

В полётах на Изюм, Сватово, Старобельск утвердилась знаменитая "этажерка", обеспечивавшая чёткое взаимодействие между группами истребителей, точность их огня, свободу маневра. Используя новый тактический приём, лётчики полка не потеряли от огня вражеских истребителей ни одного штурмовика и бомбардировщика.

7 Марта 1942 года полк был переименован в 16-й Гвардейский ИАП. Гвардейское знамя вручал командующий 4-й Воздушной армией Генерал - Лейтенант К. А. Вершинин. Скоро пришёл приказ о назначении Гвардии майора П. П. Крюкова штурманом родного полка. К тому времени грудь ветерана украшали два ордена Красного Знамени.

Здесь, очевидно, уместно сказать, что во второй половине 1942 года авиационная промышленность нашей страны благодаря самоотверженной работе тружеников тыла намного увеличила выпуск боевых самолётов. Это дало возможность Ставке Верховного Главнокомандования и командованию ВВС сначала создать на базе фронтовой авиации Воздушные армии, а затем приступить к формированию крупных авиационных резервов.

Новая должность принесла Крюкову новые заботы. Теперь он отвечал за штурманскую подготовку всех лётчиков полка. Но это не убавило его стремления летать на боевые задания. Он особенно отличился на Терском хребте в районе Вознесенской. Снижаясь до высоты 10 - 15 метров, Крюков в упор расстреливал и поджигал вражеские автомашины. Его примеру следовали ведомые. Каждый делал по 4 - 5 боевых вылетов за день. Помощь авиации сказалась на действиях наземных армий. В Ноябре наступление врага было остановлено. Прорваться в Закавказье ему не удалось.

К осени 1942 года, перед отправкой в тыл на переучивание, в составе 16-го ГвИАП оставались лишь 2 эскадрильи по 8 Як-1 в каждой - Крюкова и Покрышкина...

Зимой 1943 года полк должен был получить новые самолёты и освоить их боевое применение. Особенно много пришлось потрудиться штурману полка. Полёт предстоял по малоизвестному маршруту над горами. Лётчики, подготовленные Крюковым, успешно завершили необычное задание. В Закавказье началась подготовка к новым воздушным боям. Основное внимание Крюков сосредоточил на обучении ведущих групп новым тактическим приёмам, рожденным в оборонительных сражениях.

В период зимней кампании наши войска выбили противника с Северного Кавказа и освободили большую часть Кубани. Весенняя распутица приостановила наступление. Ко времени прилёта 16-го Гвардейского полка на краснодарский аэродром противник, загнанныё на Таманский полуостров, построил сильно укреплённую линию обороны, которую назвали "Голубой линией". Она протянулась от Новороссийска до Азовского моря и была прикрыта частями 4-го Воздушного флота и известной в Люфтваффе эскадрой "Удет". Численное превосходство было всё ещё на стороне врагов.

Первые боевые вылеты на новом месте Крюков сделал при отражении вражеских налётов на Краснодар. И снова его и Покрышкина фамилии в боевых донесениях стояли рядом. А потом началась поддержка наступления наших войск в районе Крымской, прикрытие с воздуха героического десанта на Малой земле.

Положение наших войск на плацдарме, - говорил лётчикам Генерал Вершинин, - очень тяжёлое. Противник сосредоточил здесь до 27 тысяч человек, большое количество боевой техники. Почти всё время по 50 - 60 бомбардировщиков под сильным прикрытием истребителей висят над Малой землей...

Воздушные бои начинались с рассветом и заканчивались в вечерних сумерках. Ночную вахту принимали легкокрылые По-2 и дальние бомбардировщики. Мощь ударов советской авиации нарастала с каждым днём. Гордостью наполнились сердца Гвардейцев, когда на наши аэродромы один за другим прибыли 3 авиационных корпуса Резерва Ставки Верховного Главнокомандования.

Теперь покажем им, где раки зимуют, - басил Вадим Фадеев, командир эскадрильи, с которой Крюков возвращался в Краснодар после получения новых самолётов.

Решающие схватки в воздухе начались 20 Апреля. Именно этот день, как потом выяснилось, был крайним сроком, когда немецкое командование наметило разгромить войска нашей 18-й армии под Новороссийском.

Трудно передать, что творилось в небе. Куда ни глянешь, то в одиночку, то звеньями сходились в смертельных петлях наши и немецкие самолёты. Чёрные шлейфы сбитых машин, пересекая друг друга, тянулись к земле. За 3 дня боёв наши летчики сбили над Малой землей 117 вражеских самолётов.

Среди поверженных были и самолёты, сбитые авиаторами под руководством Гвардии майора П. П. Крюкова. Став штурманом полка, он продолжал водить в бой группы истребителей, совершенствовал их боевые порядки, учил ведущих пар и четвёрок взаимодействию и взаимовыручке. Так было и во второй половине дня 21 Апреля.

Вылетели восьмёркой прикрывать штурмовиков в районе Федотовки. Ударную четвёрку возглавлял Николай Искрин, будущий Герой Советского Союза. Всё шло по плану. На подходе к цели штурмовики выпустили реактивные снаряды и перешли на пологое пикирование, чтобы сбросить бомбы и обстрелять врагов из пушек. Внезапно появились 3 "Мессера". - "Искра", охотники! - предупредил Крюков ведущего ударной четвёрки.

Искрин и сам заметил врагов. Он стремительно атаковал ведущего и сбил его. Остальные покинули поле боя. Охраняемые четвёркой Крюкова "Ильюшины", спокойно завершив своё дело, вернулись на базу. Через полчаса в полк пришла телефонограмма от командующего войсками фронта Генерал - Полковника И. Е. Петрова, в которой он благодарил истребителей и штурмовиков за хорошую боевую работу.

Надо сказать, что командование фронта внимательно следило за действиями лётчиков в воздухе. Однажды Крюкову (случилось это 11 Апреля 1943 года над станицей Крымской) в одном вылете удалось сбить 3 вражеских самолёта. Ещё большего успеха добился командир эскадрильи Александр Покрышкин. Он одержал 4 победы. Командующий ВВС фронта Вершинин не только прислал радиограммы, в которых за смелые действия и сбитые самолёты объявил благодарность лётчикам той и другой группы, но и приказал ведущих представить к награждению боевыми орденами.

Обычно немногословный Крюков воодушевлялся, когда речь заходила о воздушных боях. Энергично размахивая руками, он показывал, как атаковал и "срубил" очередного "Мессера" или "Юнкерса".

Ведущего срезал в лобовой атаке, - рассказывал он лётчикам о том бое, показывая кистями рук положение своего самолёта относительно противника в момент атаки. И каждому была понятна модель боя. - Его ведомого поджёг на вертикали, - новая комбинация рук, - а третьего ударил по кабине. Вот. Чевёртый в облака нырнул...

Летали много. Задания были разные. Самые сложные доставались наиболее опытным. В разгар боёв штабу Северо - Кавказского фронта стало известно, что противник через Керченский пролив перебрасывает на Таманский полуостров свежие силы. Задачу по воздушной разведке Крюкову ставил Генерал - Майор авиации Н. Ф. Науменко.

Просмотрите Темрюкский и Таманский заливы, - говорил он, - развернетесь у Керченского пролива и просмотрите берег Черного моря. Попробуйте сфотографировать Анапу. Дальше - по обстановке...

Обстановка сложилась так, что линию фронта Крюков пересёк один. Его ведомый вернулся на аэродром из - за неисправности мотора. Первую часть задания Крюков выполнил без приключений. Но в районе Анапы на него навалились 8 Ме-109. Он бросил машину на вертикаль. Немцы за ним, мешают друг другу - каждому хочется сбить одиночный самолёт.

Но на вертикали сбить Гвардейца им не удалось. Тогда они изменили тактику и затянули Крюкова в горизонтальную "карусель". Один в кольце из 8 "Мессеров" ! И каждый из врагов на встречных курсах показывал ему кулак. Что делать? Броситься вниз - собьют, вверх - тоже не сахар, уже пробовал. А пара Ме-109 откололась от круга и пошла вверх. "Сейчас начнут клевать", - отметил про себя Крюков и вдруг ниже себя увидел стайку облаков. Решение пришло мгновенно. Ручку газа вперед, бросок машины на прорыв - и вот оно, спасительное облако.

Сбавлен газ, уменьшена скорость. Пусть враги проскочат вперед. Предположение Крюкова оправдалось. Когда он вышел из облака, осталось только прицелиться и нажать на гашетку: хвост "Мессера" оказался почти рядом.

Однако игра в кошки - мышки длилась недолго. На Крюкова навалилась новая шестёрка Ме-109. И снова бой на вертикалях с оттягиванием к линии фронта. Стрелка бензомера подходила к нулю, в кабине пахло гарью, но Гвардеец не сдавался. Он знал, с каким нетерпением ждут карту и фотопленку в штабе фронта. Его данные спасут не одну сотню солдат и офицеров наземных войск.

Впереди показалась станица Крымская. Линия фронта совсем рядом. Крюков решил использовать последнее средство - отвесное пикирование, из которого немецкие истребители часто не выходили. Машину жестоко трясло. Ручка управления разбила руку лётчика в кровь. И всё напрасно. На выводе из пикирования Крюкова ждали два "Мессера".

Но не суждено мне было погибнуть, - говорил он после возвращения в полк с картой и фотоаппаратом не на своём самолёте, а на связном У-2. - Ударили по мне фашисты, да не добили. Вот в заголовнике застрял снаряд. А мне пришлось пойти на вынужденную посадку - кончилось горючее.

И снова бои. Теперь лётчикам всё чаще помогали с земли командами по радио. Боевой счёт штурмана полка Крюкова только с 9 Апреля по 1 Мая увеличился на 5 сбитых самолётов врага. Он вместе с Александром Покрышкиным, Дмитрием Глинкой и Владимиром Семенишиным был вызван к генералу Вершинину, чтобы обсудить вопросы дальнейшего совершенствования тактики истребительной авиации.

После перегруппировки войска Северо - Кавказского фронта перешли в наступление. За 2 дня Крюков сбил ещё 2 "Дорнье". Добились успеха и другие лётчики 16-го Гвардейского полка. С начала Апреля до середины Мая, когда закончились бои в районе Крымской, они уничтожили 120 самолётов противника.

Во второй половине Мая 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" было присвоено большой группе лётчиков полка. В списке новых Героев значились и фамилии Крюкова и Покрышкина.

Наступление продолжалось. Из неба Таманского полуострова воздушные бои переместились в небо Крыма. И, как всегда, одним из первых на боевое задание во главе группы вылетал Гвардии майор П. П. Крюков, один из лучших лётчиков фронта, чьё отточенное мастерство с таким блеском проявилось в небе Кубани...

Затем были напряжённые воздушные схватки на "Миус - фронте", в Молдавии, в Польше...

В Июле 1944 года 9-я Гвардейская авиационная дивизия была передана во 2-й Украинский Фронт, для участия в Львовско - Сандомирской кампании. Крюков стал уже Подполковником и командиром 104-го Гвардейского авиаполка. Он продолжал летать и в один из дней, в паре с Владимиром Бобровым, провёл свой самый удачный боевой вылет, где ему удалось сбить сразу 3 бомбардировщика Не-111.

Осенью 1944 года Павел Крюков был назначен заместителем командира 9-й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, а закончил войну - командиром 23-й Гвардейской Черкасской орденов Красного Знамени и Богдана Хмельницкого истребительной авиационной дивизий 6-го Гвардейского истребительного Львовского авиационного корпуса.

К концу войны в более чем 600 успешных боевых вылетах он сбил лично 19 и в группе с товарищами 1 самолёт противника. (М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 10 личных и 1 групповую победу) В 1951 году Гвардии полковник П. П. Крюков окончил Военную академию Генерального штаба. Демобилизовался в 1956 году в звании Генерал - майора. Жил и работал в Москве. Умер 11 Ноября 1974 года.

Слабеть стала память у Донских казаков! То-ли уж век такой, то-ли Донское Казачество вырождается - трудно определить, одно только - яснее ясного:

Мелки в наш век пошли людишки, не казаки, а казачишки!..Торёным когда-то в древние времена, был шлях Донской Воли. Упорно, самоотверженно прорубали шашками наши предки этот шлях в тернах разноплеменных деспотий непроницаемой стеной надвигавшихся со всех сторон на тот клочек земли, который на географических картах всего мира обозначался: Земля Всевеликого Войска Донского- Земля Донских Казаков. Заботливо очищал Войсковой Круг Этот шлях от появлявшихся незванно - непрошенно разных сорняков, с корнем вырывал из Донской земли Войсковой Круг сорняки, рубил шашками или сажал в куль и спускал в волны Тихого Дона. Привольно жилось Донским казакам, как у Христа за пазухой жили на Дону тогдашние политические эмигранты всех стран, ибо знали, что короной Воли Дона был девиз:

С Дона Выдачи нет!

Гордой отвагой, сознанием собственной силы, непоколебимой решимостью биться с любым врагом не на живот, а на смерть за свой Присуд, за независимость своего отечества - Всевеликого Войска Донского - звучал этот девиз! И наши предки на деле доказывали, что Донская угроза - не простые слова, не показывание кукиша в кармане, а серьезная угроза, нередко заставлявшая бледнеть от страху и турецкого султана и Русского царя.



Торёным был тогда шля Донской Воли, шлях Донского Казачества - прародителя всех Казачьих Войск! Любо всем Донским казакам было и жить на Вольном Дону и погибнуть во славу Его!

Но прошли века. То-ли ослабела блительность Войского Круга, то-ли сорняки- изменники с подлой продажной душой стали хитрее,- так или иначе, но запрос Донской шлях, казачьей кровью приулитый, сначала мягким подорожником - льстивыми, двуличными старшинами, а потом быстро, огневой молнией, повыросли на нем терны, татарники да чертополох. И когда спохватился Войсковой Круг, когда кликнули клич атаманы Разин Степан да Булавин Кондрат, то.. было уже поздно.

Задушили Донскую Волю терны русской царской тирании, а у подножья русских владых мягким ковром подорожника расстилались, забывшие свое Отечество и свой Народ, Войсковые старшин

Ты Расея, ты Расея,

Ты Расейская земля,

Многа горя, много мужды

Нам Донцам ты принесла!

Так пели наши деды, молча изнывая от, милостивейших *. русских, привеллегий*. Легче, во много раз было-бы легче нашему Народу перенести уничтожение русскими Донской Воли,Донской независимости, Донского Присуду, если бы все сыны Народа были-бы с ним, страдали бы его страданием, мучились бы его муками.

Но забыли свой Народ и свое Отечество старшины. За офицерские чины, за дворянское сословие, за крупные пожизненые и потомственные земельные наделы променяли они Волю Дона, своего народа и свою...

Глухо стало на Донском шляхе. Для политических эмигрантов не стало гостеприимной и мощной державы-защитницы о бездоленных и угнетенных, для Донских казаков нестало Вольного, Независимого Отечества и не желая быть русскими холопами, не желая признавать себя за побежденных, казаки уходили целыми ватагами, забирая и семьи и имущество, - на Кубань, на Терек, в Сибирь, на Амур и даже в подданство к турецкому султану:

Уж лутче турский султан, чем цари на Москве*, говорили они, прощаясь с Ботюшкой Доном. Но куда-бы ни пошли казаки с Дона, в какой-бы стране они ни находились, все одна и та-же мечта жила в их сердцах: рано или поздно возродится вновь Великий Вольный Дон и покличет своих верных сынов.

Глухо зарос подорожником, тернами и другими сорняками шлях былой Донской Воли...И только в глубине казачьей массы с среденарода глухо кипела жажда к прапрадедовской Воле и из уст в уста передавались сказы и песни о былом величии Дона, о былом счастьи Донских казаков:

А и горд наш Дон. Тихий Дон наш Батюшка!

Басурманину он не кланялся,

У Москвы, как жить, не срашивался,

А с туретчиной по потылице

Шашкой вострою век здоровкался!

А из года в год степь Донская, наша Матушка,

За Пречистую Мать Богородицу,

Да за Вольный Дон, что волной шумит,-

В бой звала супостатами. И от дедов к внукам передавалось, что казаки

от казаков ведутся и что русские, как и туретчина и иные басурмане

суть супостаты для Вольного Дона.

Глухо в глубине казачьей массы рокотала все накопляшая больше и болеше жажда к Воле, к Независимости.

Так давно потухший вулкан, даже в кратере которого успели поселиться пришельцы-люди, накопляет веками газы и в один прекрасный день взрывает все людские сооружения и огнедышащей лавой очищает свои сколны от непрошенных гостей.

И зарокотал Донской вулкан! В 1917 году появились первые признаки близкого извержения гнева Казачьего Народа. А спустя несколько месяцев, едва успел затихнутъ сигнальный Атамаский выстрел, как с молниеносной быстротой раскатилась по Придонским степям огнедышащая казачья лава, сметая на своем пути чужеземных пришельцев с их уставами, не годящимися в подметки Казачьему Присуду.

И мнилось всем Донским казакам: До родной границы пронесутся лавы И трубач сыграет переливно: стой! Ибо не хотели Донские казаки чужого, но хотели только, свое, захваченное не по праву чужими. И все Донские казаки, не сговариваясь помеж собой от рядового казака до доверенных Войскового Круга думали одну думу:

Нам войны не надо для завоеваний,

На чужую хату местью не пойдем,

Но сумеем биться за Родные Грани:

За свою свободу на степи умрем!

Так думали Донские казаки, но... не все. Густо зарос сорняками шлах Донской Воли и много усилий было потрачено верными сынами Дона только на то, чтобы на месте широкого, торёного шляха прорубить, прочистить узенькую стёжку. А сорняки упорно лезли на эту стёжку и настойчиво мешали нормальному развитию прапрадедовской Воли. Не было уже в среде Донских казаков тогоединодушия и единомыслия, которыми так были сильны наши предки и на которых держалось все мощное, величественное строение Независимого Государства:

Всевеликого Войска Донского. Вырубив терны на стёжке Донской Воли Войскогой Круг не поторопился выкорчевать корни этих тернов и не подчистил, извивающегося змеей, подорожника:

Ой, хитра Москва, Баба старая, - и Донских старшин на посулы, словно мух на мед приманила... И сорняки из среды Войсковой старшины лестью да посулами, а кой-где и расстрелами, толкали казаков на далекий, чужой север:

Спасать Россию от... русских! Спасать не волности казачьи "а чины да звания дворянские, да помещичьи благодествия, ближе и родней своего Отечества и своего Народа оказалась нашим старшинам, богоносная, сиволапая Русь с ее," русским духом", с "модной обувью "- лапоточками подковырчатым, с ее исконной идеей: без труда из Ванюшки дурачка по щучьему веленью, по русскому хотенью преврашаться в красавца, умника и богача Ивана-царевича.

Гей, старшины! Гей, предатели!

Знать хороший плат вам Москва дала за Казачество да за вольности?..

Знать хороший плат! .. Могарыч-то...- кровь казачая...

И огнедышащие казачьи лавы, откатываясь от границ Донской Земли все дальше на север, постепенно теряли свою силу в своих вождей и как лава вулкана, столкнувшаяся с холодными водами моря, постепенно охлаждается, не имея притока свежей лавы и наконец останавливает свое продвижение вперед-казачьи лавы охладели и наступление на север захлестнулось.

Не сбылись мечты Войсковых старшин, забывших свое Отечество, казачьими головами спасти Россию от... русских! Не сбылись мечты русских дворян, помещиков, простых и "путаных" панов при помощи казачьей плети согнуть в три погибели русского мужика.

Не понята и чужда была казакам идея "единой и неделимой" России, они видели, что красивые слова белых русских вождей далеки от правды, далеки от реальности.

И " белые и красные" русские дрались за единую-неделимую, и те и другие нуждались в казачьих землах, в их природных богатствах, до поры до времени они нуждались и в Казачестве и казаки метались как малые сироты между ними, по милости своих старшин не находя себе своего места. И белые и красные одинаково грозили казакам расправиться, за измену и масса Донских казаков, в противовес своим старшимах, ясно и отчетливо видела, что:

Шла Москва на Казачью Землю, разоряла станицы до тла, как зверье мужичье бесновалось, потешаяся жла хутора. Измывались над сестрами нашими, матерям задирали подол, старикам отсекая головы натекали их злобно на кол! ..

Не видя надобности биться за старшинские выдумки, казачьи лавы почти без сопротивления откатывались до границ Донской Земли и, едва ступив на свою Землю, начинали отчаянно драться с врагом, порою превышавшего Донские силы в несколько десятков раз. Отчаянно дрались Донские казаки за свою Донскою землю, за свой присуд, верили, что Войсковой Круг прорубает шлях к былой Воле Велигого Дона. Но...снова заростал цепкими тернами Донской шлях и не было сил (а может и опытности) у Войскового Круга очистить от сорняков свой шлях раз и навсегда. И задушили Донскую Волю русские терны на политой кровью молодецкой, усеянной казачьими костями Земле Всевеликого Войска.

Земле Донских казаков...

Воссемнадцать лет прошло с тех пор, как узенькая стёжка Донской Воли была стерта с лица Донской Земли русскими красными. Восемнадцать лет последнюю крепость Доской Воли-Основные Законы Всевеликого Войска Донского отчаянно штурмуют русские белые и розовые при поддержке подлых ренегатов из казаков.

Казалось-бы, Донским казакам пора всем подняться на защиту своей последней крепости, своей последней надежды на возрождение Великого Вольного Дона, пора-бы об явить газават - священную войну всем супостатам Донской Воли и Независимости. Но... слабеть стала память у Донских казаков! Забыты ими заветы мучеников за Волю и Величие Дона и может скоро и самые имена этих мучеников будут Донскими казаками забыты,..обесчещены...

Помутился Дон сверху донизу...

Распустил своих ясных соколов,

Ясных соколов - Донских казаков...

Слабеть стала память у Донскихъ казаков!

Вместо прадедовского шляхя древней Воли избрали оные себе кривые стёжки разных окрасок, которые все до одной ведут в Москву; ту Москву, у которой в былое славное время гордый Вольный Дон - как жить - не спрашивался и жил привольно и богато.

Обеднели умом знать Донские казаки, что пошли теперь занимать ума у чужих людей! ...Восемнадцать долгих лет минуло, Донские казаки с занятым у чужих людей умом - все еще топчатся у разбитого корыта. долго-ли будет так?.. До тех пор Донские казаки топтаться у разбитого корыта, пока не вспомнят о своих Войсковыхъ интересах о своем долгеграждан Всевеликого Войска Донского - самостоятельного Государства, основанного на началах народоправства, о своей присяге Великому Дону на вечность пока не отбросят чуждую казакам партийность, пока не очистят свои зарубежные станицы и хутора от всяких прошенных и непрошенных сорняков, пока дружным ударом не отобьют все попытки чисто- русских людей и русских приписных - казаков - уничтожить нашу Войсковую крепость - Основные Законы Всевеликого Войска Донского.

До тех пор Донские казаки будут пасынками всех и вся, пока не Догадаются созвать из остатков Большого Войскового Круга вполне законый: Малый Войсковой Кругь - Кругь Спасения Дона и поручить ему, Державному Хозяину Дона, выбор законной Войсковой Исполнительной власти и разработку плана спасения Дона и всего Казачества. Забытый шлях Донской Воли и Доли может быт очищен толко этим единственным законным путем. Остальные пути - от лукавого. Никакие партии, никакие группы или организащии, никакие самозванные, вожди не имеют юрюдического права вести переговоры с теми или иными государствами или людьми от имени Всевеликаго Войска Донского (а тем более: всех Казачьих Войск), не уполномачивавшего их на это.

Слабеть стала память у Донских казаков... Не помнят уже они, как их малочисленные пращуры заставили дрожать от страху могущественнейшую в то время турецкую империю, четыри года воевали с ней и наконец изумили весь мир сначала взятием Азовской крепости, а потом защитой ея и разгромом 250-и тысячной армии турок, превосходившей защитников Азова в 50 раз! Не помнят ничего этого Донские казаки... Забыли они и свою присягу перед Доном, забыли они и самый Дон.

Вспомнят-ли они об этом?...Не поздно-ли будет?...

1937 г. П. КРЮКОВ

ВОЛЬНЫЙ ДОН, Литературно-исторический и информационный журнал, София. - 1938. - № 3. - Май.

Крюков N

(1899--,1932) см. Тимофеев Александр Тимофеевич (он же Крюков), 1899 [Возвращенные имена: Список жертв политических репрессий, осужденных на территории Республики Коми. Т.1-2. Сыктывкар,1998-1999.]

Крюков N

(18?) дв.герб внесен в Общий Гербовник ч.II, 46

Крюков N

(1914,---до 1920) Елисаветградское кавалерийское училище 1914. Ротмистр 7-го гусарского полка. Участник Белого движения. Убит до 1920 [Волков С.В. Офицеры арм.кав. М.,2002]

Крюков N Григорьевич

Волокита (1596) в 1596 помещ.-Рязань-у.

Крюков N Григорьевич

Домашний (1596) в 1596 помещ.-Рязань-у.

Крюков N Истома

Крюков N Матвеевич

Казарин (1588) в 1588 помещ. вл.двора-г.Тула

Крюков N Ненаш Истомин-сын

(1596) в 1596 помещ.-Рязань-у.

Крюков N Сиок

(1588) в 1588 помещ. вл.двора-г.Тула

Крюков N Федорович

Истома (1619) в 1619 дворов.сын-боярск. помещ.-Тула-у.(1619)

Крюков N Щетина

(1543) в 1543 помещ.-Новг.-Дерев.пят.

Крюков А Г

(1911.11.11--,2001) житель: Нижегородская обл. (регистр. на 2001.09.17)

Крюков А. А.

(1849--1908,†Москва,Ваганьково) профессор-окулист

Крюков А. П.

(1932) Из Семьи Забайкальских казаков. В 30-х с семьей выслан из Забайкалья в Большой Унгут Манского р-на Красноярск.кр. В. призван в армию, попав в кавэскадрон, погиб. [Красноярск]

Крюков Абрам Никифорович

(1903,Ярославская обл.,Гаврилов-Ямский р-н,д.Бакланово, техник-землеустроитель, Гаврилов-Ямский райзо, житель Ярославская обл.,Гаврилов-Ямский р-н,д.Бакланово Арест: 1937.11.24---1937.12.30) Расстр. 1937.12.30 Реаб. сентябрь 1957 [Книга памяти Ярославской обл.]

Крюков Аврам

(1779) классн.чин.(1779) [Степанов В.П. Русское служ.дворянство 2-й пол. XVIII в. СПб.,2000: гг. 79-347 80-354 81-274]

Крюков Авсений Ефимович

(1895--,1920) Уроженец и житель г.Красноярска. Из мещан. Арестован 1920.05.17. Обвинение в КРА. Дело прекращено 1920.10.16 Енгубревтрибуналом за отсутствием состава преступления по реабилитирующим обстоятельствам (П-5628). [Красноярск]

Крюков Александр

(1870) в 1870 выпускник Московской духовной семинарии

Крюков Александр

(1926) житель Новгородская обл.,Шимский р-н,д.Коростынь. Осужд. 1926. Приговор: лишен избирательных прав [Книга памяти Новгородской обл.]

(1905,Ярославль, Ленинск.р-н---1943.03.) кр-ц. В Вел.Отеч. войну пропал без вести. [КПЯО, том 1, стр. 414.]

Крюков Александр Александрович

(1907.04.16,д.Соколове ныне Сусанинского р-на Костром. обл.--1957.10.18) род. в семье крестьянина. Русский. Член КПСС с 1944. Окончил н/среднюю школу, Тамбов, авиац. училище в 1933. Работал в ГВФ. В Сов. Армии с 1941. Участник Вел. Отеч. войны с 1941. Ком-р эскадрильи 338-го авиац. полка (12-я авиац. див., 7-й авиац. корпус, АДД) майор К. к 1944.08. совершил 427 боевых вылетов на бомбардировку воен. объектов в тылу врага, скоплений его войск. Звание Героя Сов. Союза присвоено 5.11.44. С 1945 майор К. - в запасе. Нагр. 2 орд. Ленина, орд. Отеч.войны 1 и 2 ст., Красной Звезды, медалями. Умер 1957.10.18. Похоронен в Куйбышеве.

Крюков Александр Александрович

(1913.06.14--,1998) житель: г.Москва Окружной пр. д.17 кв. 21

Крюков Александр Алексеевич

(Яросл. обл.---1944.07.14) кр-ц. В Вел.Отеч. войну погиб. [КПЯО, том 5, стр. 209.]

Крюков Александр Андреевич

(1912.05.26--,2001) на 2001 житель: г.Воронеж

Крюков Александр Афанасьевич

(1913,Ярославская обл.,Первомайский р-н,д.Новое, Рабочий, механический завод, транспортный отдел, житель г.Ярославль Арест: 1958.02.05--,1958) Осужд. 1958.04.17. Обв. 5810 ч.1 Реаб. июль 1992 [Книга памяти Ярославской обл.]

Крюков Александр Викторович

(1890--,1938) Место рождения: Подосиновский р-н,д.Выползово Октябрьского с/с, русский, член колхоза., житель Подосиновский р-н,д.Выползово Октябрьского с/с. Осужд. 1938.10.16 Архангельский облсуд. Обв. по ст. 58 п. 10 УК РСФСР Приговор: 10 лет лишения свободы с поражением в правах на 3 года. Реаб. 1992.06.25 [Книга памяти Кировской обл.]

Крюков Александр Данилович

(1911--,2002) на 2002 житель: Алтайск.край г.Новоалтайск, Космонавтов Улица д.24 кв.80

Крюков Александр Евдокимович

(1885---1944.03.01,†Москва,Ново-Девич.кл-ще,колумб.) Комбриг(1938.02.22, приказ 0170/п), ген.-майор технических войск(1940.06.04) нач. Центр, управ. ж.-д. войск РККА [Кипнис С.Е. Новодевий мемориал. М.,1995]

Крюков Александр Егорович

(1881,Воротынский р-н,д.Покровка, русск., крестьянин-единоличник, житель Воротынский р-н,д.Николаевка Арест: 1937.10.16--,1937) Осужд. 1937.11.10 тройка. Обв. а/с агит. Приговор: к 10 ИТЛ [Книга памяти Нижегородской обл.]

Крюков Александр Емельянович

(1913--,2002) на 2002 житель: Пермск.обл. г.Березники, Коммунистическая, 10-98

Крюков Александр Ермолаевич

(1910,Западная обл.,Темкинский р., д.Игнатово---1937.09.10,Москва,†Бутово) Расстр. 10.09.37. [Бутово]

Крюков Александр Ефимович

(1870--,1930) Место рождения: БАССР, Федоровский р-н,д.Полыновка, русский, образование: начальное, б/п, Единоличник Арест: 1930.04.11 Обв. по ст. 58-10 Приговор: ссылка на 5 лет Реаб. 1989.11.17 [Книга памяти Республики Башкортостан]

Крюков Александр Иванович

(1903,Угличский р-н,д.Скоково,Яросл. обл.,Большесельский р-н---1943.11.) кр-ц. В Вел.Отеч. войну пропал без вести. [КПЯО, том 2, стр. 43.]

Крюков Александр Иванович

(1906,Вологодская обл,Ярославль, Фрунзенск.р-н---1942.03.) кр-ц. В Вел.Отеч. войну пропал без вести. [КПЯО, том 1, стр. 595.]

Крюков Александр Иванович

(1912,Калининская обл.,Бежецкий р-н--,1937) русский, б/п, помощник капитана парохода СЗРП, житель г.Ленинград, 11-я Красноармейская ул.,д.7, кв. 17. Арест: 1937.10.08 Осужд. 1937.10.14 Комиссия НКВД и прокуратуры СССР. Обв. 58-9-11 УК РСФСР Расстр. 1937.10.20 [Ленинградский мартиролог: 1937-1938]

Крюков Александр Иванович

(1912---1937,Ленинград) уроженец Бежецкого р-на Калининской обл.,русский, беспартийный, помощник капитана парохода Северо-Западного речного пароходства, проживал: г.Ленинград, 11-я Красноармейская ул., д.7, кв. 17. Арестован 1937.10.08 Комиссией НКВД и Прокуратуры СССР 1937.10.14 приговорен по ст. ст. 58-9-11 УК РСФСР к высшей мере наказания. Расстрелян в г.Ленинград 1937.10.20 [Ленинград]

Крюков Александр Иванович

(1915,Новосибирская обл.,Верх-Чумышский р-н--,1946) Н-Барабинск пос, русский, образование: начальное, б/п, Нарымская сплавконтора, бригадир Тогурского рейда, житель Томская обл.,Колпашевский р-н, Тогур пос Арест: 1946.03.09 Осужд. 1946.08.16. Обв. ст.58-02, антисоветская агитация Приговор: 5 лет Реаб. 1992.04.07 [Книга памяти Томской обл.]

Крюков Александр Иванович

(1916,Яросл. обл.---1941.07.,†Белоруссия.) ст-на. В Вел.Отеч. войну погиб. Место смерти, захоронения, перезахоронения Белоруссия. [КПЯО, том 5, стр. 209.]

Крюков Александр Иванович

(1941) дивиз.комиссар Член Военного совета 14-й армии Ленинградского военного округа. Присвоено звание 06.12.42.

Крюков Александр Иванович

(Угличский р-н, Радищевский сельсовет,Яросл.обл.---1941/45) В Вел.Отеч. войну пропал без вести. [КПЯО, том 7, стр. 175.]

Крюков Александр Иванович

(Яросл.обл.---1945.04.08,†Калининградская обл.,Зеленоградский р-н, пос. Переславское.) Место призыва Переславский РВК. В.зв. кр-ц. Часть 150 гв. сп. В Вел.Отеч. войну погиб в бою. Место захоронения Калининградская обл.,Зеленоградский р-н, пос. Переславское. [КПЯО, дополнительный список, стр. 19.]

Крюков Александр Ильич

(1896,Яренский уезд,д.Криволоцкая, Военнослужащий, житель Яренский уезд,д.Криволоцкая--,1919) Осужд. 1919.01.05 прифронтовая ЧК Яренского уезда. Обв. за Расстрел Реаб. октябрь 1992 [Поморский мемориал: Книга памяти Архангельской обл.]

Крюков Александр Ильич

(1896---1932) уроженец и житель д.Криволоцкая Яренского уезда военнослужащий. 05.01.19 прифронтовой ЧК Яренского уезда за незаконно приговорен к расстрелу. Сведений об исполнении приговора и о дальнейшей судьбе нет. Полностью реабилитирован 23.10.92. [Поморский Мемориал: Книга Памяти жертв политических репрессий. Т.1-3. Архангельск,1999.]

Крюков Александр Логинович

(1856) мещан.?-Олонец-губ.

Крюков Александр Максимович

(1906) в 1906 купец 2-й гильдии г.Рязань: масляная торговля

Крюков Павел Павлович – штурман 16-го гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Северо-Кавказский фронт), гвардии майор.

Родился 2 (15) декабря 1906 года в селе Бирево Завидовской волости Клинского уезда Московской губернии (ныне Клинского района Московской области). Русский. В 1923 году окончил 3 класса школы. Работал батраком и плотником в деревне Крупенино (ныне Клинского района). С 1925 года жил в Москве, работал официантом в пивной, землекопом, бетонщиком, плотником и столяром на стройках. В январе 1932 года окончил рабфак имени Артёма, в январе-июне 1932 года учился в Горной академии.

В армии с июля 1932 года. В декабре 1932 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1934 году – Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в ВВС лётчиком истребительной авиаэскадрильи (в Забайкальском военном округе). В мае 1936 – июне 1937 находился в Монголии в должности младшего лётчика 5-й авиационной эскадрильи.

Участник боёв на реке Халхин-Гол: в мае-июне 1939 – комиссар авиаэскадрильи 22-го истребительного авиационного полка. Совершил несколько боевых вылетов на истребителе И-15бис. 22 июня 1939 года был сбит в воздушном бою, получил ожоги, спасся на парашюте. Проходил лечение в Читинском госпитале.

Продолжил службу в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи истребительного авиаполка (в Одесском военном округе). В 1939-1941 годах заочно обучался в Военно-политической академии.

Участник Великой Отечественной войны: в июне 1941 – июле 1943 – командир авиаэскадрильи и штурман 55-го (с марта 1942 – 16-го гвардейского) истребительного авиационного полка. Воевал на Южном (июнь 1941 – июль 1942) и Северо-Кавказском (июль-август 1942 и апрель-июль 1943) фронтах. Участвовал в оборонительных боях в Молдавии, на юге Украины и Донбассе, Ростовской оборонительной операции, битве за Кавказ и воздушном сражении на Кубани.

За мужество и героизм, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года гвардии майору Крюкову Павлу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» .

В июле-октябре 1943 – лётчик-инспектор по технике пилотирования 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в октябре 1943 – сентябре 1944 – командир 104-го гвардейского истребительного авиационного полка, в сентябре 1944 – январе 1945 – заместитель командира 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии, в январе-мае 1945 – командир 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизии. Воевал на Северо-Кавказском (июль-август 1943), Южном (август-октябрь 1943), 4-м (октябрь 1943 – январь 1944), 2-м (май-июль 1944) и 1-м (июль 1944 – май 1945) Украинских фронтах. Участвовал в Донбасской, Мелитопольской, Львовско-Сандомирской, Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской, Верхнесилезской, Берлинской и Пражской операциях.

Всего за время войны совершил 535 боевых вылетов на истребителях И-16, МиГ-3, Як-1 и Р-39 «Аэрокобра», в воздушных боях сбил лично 12 и в составе группы 3 самолёта противника .

После войны до февраля 1947 года продолжал командовать 23-й гвардейской истребительной авиационной дивизией (в Центральной группе войск; Австрия). В феврале 1947 – августе 1948 – командир 13-й гвардейской истребительной авиационной дивизии (в Болгарии; с октября 1947 – в Туркестанском военном округе, город Чирчик Ташкентской области, Узбекистан). В августе 1948 – декабре 1949 – командир 288-й (с февраля 1949 – 138-й) истребительной авиационной дивизии (в Румынии).

В 1951 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С декабря 1951 – заместитель командира, а в феврале 1952 – январе 1954 – командир 65-го истребительного авиакорпуса (в Приморском военном округе; с октября 1952 – в Северном военном округе, город Североморск Мурманской области город Беломорск, Карелия).

В январе-сентябре 1954 – старший инспектор по оперативно-тактической подготовке истребительной авиации Инспекции ПВО. В сентябре 1954 – мае 1956 находился в загранкомандировке в Корее в качестве старшего военного советника командующего ВВС и ПВО страны. С июля 1956 года генерал-майор авиации П.П.Крюков – в запасе.

Генерал-майор авиации (1953). Награждён орденом Ленина (24.05.1943), 4 орденами Красного Знамени (29.08.1939; 22.12.1941; 22.04.1943; 20.04.1953), орденами Суворова 2-й (29.05.1945) и 3-й (16.10.1944) степеней, Кутузова 2-й степени (6.04.1945), Красной Звезды (24.06.1948), медалью «За боевые заслуги» (3.11.1944) и другими медалями, иностранными наградами.

Его именем названа улица в городе Клин Московской области.

Примечания:
1) Награждён за выполнение 415 боевых вылетов и участие в 40 воздушных боях, в которых сбил лично 6 и в составе группы 1 самолёт противника (на апрель 1943 года);
2) Согласно исследованиям М.Ю.Быкова, документальные подтверждения имеются на 11 личных и 1 групповую победу.

Воинские звания:
Старший лейтенант (28.04.1938)
Капитан (31.01.1942)
Майор (27.07.1942)
Подполковник (13.11.1943)
Полковник (21.02.1945)
Генерал-майор авиации (3.08.1953)

У-Ф-Х Ц-Ч Ш-Щ Э-Ю-Я

Родился 2 (15) декабря 1906 года в селе Бирёво (ныне Клинский район Московской области). Окончил 4 класса сельской школы. Работал батраком и плотником. С 1925 года жил в Москве, работал официантом в пивной, землекопом, бетонщиком, плотником и столяром на стройках. В январе 1932 года окончил рабфак, с января по июнь 1932 года учился в Горной академии. С июля 1932 года в рядах Красной Армии. В декабре 1932 года окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, в 1934 году - Энгельсскую военную авиационную школу лётчиков. Служил в частях ВВС Забайкальского военного округа (51-я ИАЭ в городе Чите).

Участник Советско-Японского конфликта на реке Халхин-Гол в мае-июне 1939 года в должности комиссара эскадрильи 70-го ИАП (ВВС 1-й Армейской группы РККА). Летал на И-15бис. Согласно воспоминаний лётчика одержал 3 воздушные победы, но это не подтверждается какими-либо оперативными и отчётными документами. 22 июня 1939 года старший лейтенант П. П. Крюков сбит в воздушном бою, получил ожоги, спасся на парашюте. Проходил лечение в Читинском госпитале.

Затем продолжал службу в должности адъютанта и заместителя командира эскадрильи в Одесском военном округе. В 1939 году поступил заочно на воздушный факультет Военно-политической академии. С 22 июня 1941 года на фронтах Великой Отечественной войны в составе 55-го ИАП (7 марта 1942 года преобразован в 16-й Гвардейский ИАП). Был командиром эскадрильи и штурманом полка. Летал на МиГ-3, И-16, Як-1 и "Аэрокобре".

К 22 апреля 1943 года штурман 16-го Гвардейского истребительного авиационного полка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) Гвардии майор П. П. Крюков совершил 415 боевых вылетов, в 40 воздушных боях сбил лично 7 и в составе группы 1 самолёт противника (в наградном листе говорится о 6 личных и 1 групповой победах). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года удостоен звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" (№ 992).

С мая 1944 года Гвардии подполковник П. П. Крюков - командир 104-го Гвардейского ИАП (9-я Гвардейская ИАД), где продолжал летать на "Аэрокобре". С сентября 1944 года - заместитель командира 9-й Гвардейской ИАД. С января 1945 года - командир 23-й Гвардейской ИАД, летал на "Аэрокобре".

К маю 1945 года Гвардии полковник П. П. Крюков совершил 608 боевых вылетов, провёл 62 воздушных боя, в которых сбил лично 11 и в составе группы 1 самолёт противника (в наградных документах говорится о 12 личных и 2 групповых победах). Воевал на Южном, Закавказском, Северо-Кавказском, 4-м Украинском, 2-м Украинском и 1-м Украинском фронтах.

После окончания войны продолжал командовать 23-й Гвардейской ИАД (в Центральной группе войск; Австрия). С февраля 1947 года - командир 13-й Гвардейской ИАД (в Болгарии; а с октября 1947 года - в Туркестанском военном округе, Узбекистан). С августа 1948 года - командир 288-й, с февраля 1949 года - 138-й ИАД (в Румынии). В 1951 году окончил Высшую военную академию (Военную академию Генерального штаба). С декабря 1951 года - заместитель командира, с февраля 1952 года по январь 1954 года - командир 65-го ИАК (в Приморском военном округе; с октября 1952 года - в Северном военном округе, Карелия).

С января по сентябрь 1954 года - старший инспектор по оперативно-тактической подготовке истребительной авиации Инспекции ПВО. С сентября 1954 года по май 1956 года находился в Корее (старшим военным советником командующего ВВС и ПВО страны). С июля 1956 года генерал-майор авиации П. П. Крюков - в запасе.Жил в Москве. Умер 11 ноября 1974 года, похоронен на Головинском кладбище.

Награждён орденами: Ленина (24.05.1943), Красного Знамени (29.08.1939, 22.12.1941, 22.04.1943, 20.04.1953), Суворова 2-й степени (29.05.1945), Суворова 3-й степени (16.10.1944), Кутузова 2-й степени (06.04.1945), Красной Звезды (24.06.1948); медалями и иностранными наградами.


* * *
Список известных воздушных побед П. П. Крюкова:

Д а т а Противник Место падения самолёта или
проведения воздушного боя
Свой самолёт
27.06.1942 1 Ме-109 Лисичанск МиГ-3, Як-1.
27.07.1942 1 ФВ-189 (в гр. 1/3) южнее Новобатайск
30.07.1942 1 Хе-111 Шкуринская
11.04.1943 3 Ме-109 Крымская "Аэрокобра"
15.04.1943 1 Ю-88 южнее Крымская
1 Ме-109 Кабардинская
18.05.1943 1 Ме-109 юго-восточнее Верхнебаканская
27.05.1943 1 Ме-109 юго-западнее Молдаванское
31.05.1944 1 Ю-88 Валя-Лунга
22.07.1944 1 Хе-111 севернее Оленица

Всего сбитых самолётов - 11 + 1; боевых вылетов - 608; воздушных боёв - 62.