Библиотечная викторина: методика подготовки и проведения, классификация. Положения о викторине

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящее Положение определяет цели, задачи, порядок проведения Всероссийской электронной интернет-викторины по основам финансовой грамотности (далее - Викторина), условия участия в ней, требования к участникам, порядок определения победителей.
1.2. Викторина проводится в рамках Подпроекта «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев» (далее - Подпроект) проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования Российской Федерации».
1.3. Викторина является открытым конкурсом, который проводится на официальном сайте Подпроекта .
1.4. Организатором Викторины является ЗАО «ПАКК».
1.5. Викторина проводится на русском языке.
1.6. Взимание платы за участие в Викторине не допускается.

2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
2.1. Викторина проводится с целью:
2.1.1. содействия повышению уровня финансовой грамотности граждан, формированию у них ответственного поведения в управлении личными финансами;
2.1.2. формирования у школьников навыков анализа личного финансово-экономического поведения на примере поступков, решений и в целом личной финансовой стратегии персонажей литературных произведений.
2.2. Задачи викторины:
2.2.1. развить интерес школьников к изучению вопросов финансовой грамотности на литературном материале;
2.2.2. сформировать умение замечать и анализировать финансовое поведение героев художественной литературы;
2.2.3. мотивировать учащихся к повышению собственного уровня финансовой грамотности;
2.2.4. пробудить интерес школьников к чтению художественной литературы.
2.3. Викторина включает задания, составленные на основе общедоступной теоретической информации об основах финансовой грамотности, текстов художественных произведений русской литературы, а также материалов, которые опубликованы в свободном доступе на сайте .

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМИТЕТ
3.1. В состав организационного комитета входят представители ЗАО «ПАКК», представители педагогического сообщества, эксперты в финансовой грамотности.
3.2. Организационный комитет осуществляет следующие функции:
3.2.1. контроль и координация проведения Викторины;
3.2.2. определение номинаций Викторины;
3.2.3. объявление и контроль за соблюдением сроков проведения Викторины;
3.2.4. формирование экспертной комиссии, определение победителей Викторины.

4. УЧАСТНИКИ
4.1. Принять участие в Викторине на конкурсной основе могут школьники 7–11-х классов.
4.2. Участие в Викторине не ограничено по территориальному признаку. Принять участие в ней может учащийся из любого региона Российской Федерации.
4.3. Принять участие в Викторине вне конкурса могут все желающие (школьники младше 7 класса, педагоги, родители и другие заинтересованные лица независимо от возраста, пола, рода занятий и территории проживания).

5. ПОРЯДОК И СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ
5.1. Проведение Викторины предусматривает следующий порядок:
5.1.1. регистрация участников;
5.1.2. выполнение заданий Викторины;
5.1.3. оценка результатов и подведение итогов;
5.1.4. награждение победителей.
5.2. Викторина проводится в период с 30 ноября 2016 года по 20 января 2017 года. По решению Организационного комитета сроки проведения Викторины могут быть увеличены; информация об изменении сроков публикуется на сайте Подпроекта (в разделе «Викторина»).

6. РЕГИСТРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ
6.1. Для того чтобы принять участие в Викторине необходимо пройти процедуру электронной регистрации на сайте . В форме регистрации необходимо указать ФИО, регион, учебное заведение, класс, возраст, адрес электронной почты.

7. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ
7.1. Задания Викторины выполняется участником последовательно в три этапа:
7.1.1. Первый этап. Участники отвечают на вопросы с выбором единственного верного ответа. Для перехода к выполнению заданий следующего этапа необходимо ответить минимум на 65% вопросов верно. Количество попыток не ограничено. В случае успешного ответа на вопросы первого этапа участник получает по электронной почте ссылку для перехода к вопросам следующего этапа.
7.1.2. Второй этап. Участник отвечает на вопросы с единственным верным ответом, несколькими вариантами ответа, на поиск соответствий и другие. Участник, набравший не менее 40% максимальной суммы баллов второго этапа, допускается до третьего этапа Викторины и получает по электронной почте ссылку для перехода к нему.
7.1.3. Третий этап. Участник выполняет творческое задание, которое заключается в подготовке письменного ответа на один открытый вопрос.
7.2. Сроки прохождения этапов не ограничены: участник может выполнить все задания Викторины в один день или выполнять их в течение всего срока проведения Викторины.
7.3. После ответа на вопросы всех разделов участник получает оповещение о том, что его ответы записаны и переданы в раздел обработки и оценки.
7.4. Ответы участников принимаются в сроки проведения Викторины.

8. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
8.1. Ответы участников оценивает экспертная комиссия, утвержденная Организационным комитетом Викторины.
8.2. Экспертная комиссия оценивает ответы участников по следующим правилам:
8.2.1. Первый этап: за каждый правильный ответ начисляются 2 балла.
8.2.2. Второй этап: за каждый правильный ответ начисляются 3 балла.
8.2.3. Третий этап: максимальное количество баллов - 30. Из них 25 баллов можно набрать за содержательное соответствие ответа поставленному вопросу, соблюдение языковых норм, логичность и последовательность изложения, отсутствие ошибок в изложении финансово-экономических понятий и примеров из литературы.
За каждую орфографическую, пунктуационную, грамматическую или речевую ошибку вычитаются 2 балла, за грубые ошибки в изложении вопросов из области финансовой грамотности или описании литературных примеров вычитается - до 10 баллов.
За нестандартный подход к решению поставленной задачи участник может получить дополнительно 5 баллов.
8.3. Победители определяются по максимальному количеству набранных баллов отдельно в каждой возрастной группе.

9. НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ
9.1. Итоги Викторины объявляются на финальном мероприятии Подпроекта - Межрегиональной научно-практической конференции школьников, а также публикуются на официальном сайте Подпроекта (в разделе «Викторина»).
9.2. Победители награждаются дипломами и ценными подарками.
9.3. Все участники Викторины получают электронные сертификаты об участии.
9.4. Организационный комитет оставляет за собой право наградить отдельных участников специальным призом.

Библиотечная викторина: методика подготовки и проведения, классификация

Викторина – это игровая форма культурно-досугового мероприятия, интеллектуальная игра, состоящая из вопросов и ответов на темы из различных областей знаний с целью расширения образовательного кругозора читателей.

Викторина как игровая форма работы развивает инициативу читателей, обостряет эмоциональное восприятие, позволяет активно использовать творческий потенциал, придает мероприятиям живой, неформальный характер. Викторина расширяет кругозор и активизирует познавательные интересы. При этом важно знать, что викторина может успешно использоваться в работе как с юными, так и взрослыми читателями.

Викторина может быть как отдельным мероприятием, так и входить в состав комплексного библиотечного мероприятия.

Викторина состоит из вопросов, объединенных одной темой и нескольких вариантов ответов на выбор.

При составлении вопросов нужно руководствоваться следующими правилами:

· нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее развернутого ответа (Например, «Дайте характеристику круговорота воды в природе»);

· нельзя, чтобы вопрос требовал узко-специфических углубленных знаний (Например, «Кто был комендантом Полтавской крепости во времена знаменитой битвы 1709г?»);

· нельзя, чтобы вопрос требовал ответа – перечисления (Например, «Какие команды были чемпионами мира по футболу?»);

· нельзя, чтобы вопрос состоял из трех вопросов (Кто, когда и зачем изобрел порох?);

· нельзя, чтобы вопрос был примитивно-глупым (Например, «Не амперметром ли измеряется сила тока?»).

Все вопросы, в которых нарушены эти принципы, являются «некорректными», и чаще всего из-за них и возникают протесты, оспаривание решений жюри и т. д. Чтобы предотвратить эти нежелательные явления, лучше сразу избавится от сомнительных вопросов.

Если викторина является отдельным мероприятием, то структура ее проведения такова:

ü обзор у книжной выставки;

ü краткая тематическая беседа;

ü сама викторина;

ü подведение итога.

При проведении викторины сначала необходимо определиться с правилами:

ü сколько будет вопросов и вариантов ответов,

ü как будет переходить право на ответ или выбор вопроса,

ü можно ли будет использовать подсказки,

ü будет ли это индивидуальная игра или игроки разделятся на команды.

Проведению викторины предшествует предварительная работа библиотекаря:

ü работа с литературой,

ü составление вопросов.

Срок подготовки викторины может составлять примерно 10-15 дней, в значительной степени это зависит от объема предполагаемого материала.

Стоит определиться и со схемой начисления очков за ответы, например, будут ли все задания равноценны, или как-то разделены по категориям сложности.

Необходимо определиться с задачами, которые будет выполнять ведущий игры. Помимо оглашения вопросов необходимо следить за соблюдением регламента (время на ответ) и вести подсчет очков. Необходимо продумать как вести подсчет очков (фишки, палочки и т. д.). По окончанию игры ведущий подводит итоги и поздравляет победителей. Победителем викторины признается читатель, давший наибольшее количество правильных ответов.

Самое главное в организации викторины – правила и вопросы. В зависимости от того, каковы правила, определяется и количество команд, и состав участников, и даже расстановка мебели в момент игры. Если нет опыта разработки правил интеллектуальных игр, лучше воспользоваться проверенными и испытанными заготовками.

Классификация викторин:

· тематические,

· литературные,

· музыкальные,

· тестовые,

· сюжетные,

· театрализованные,

· аудиовикторины (с использованием аудиозаписей музыкальных, литературных произведений, звуков природы или их фрагментов),

· изовикторины (с использованием иллюстраций и репродукций картин или их фрагментов),

· видеовикторины (с показом фрагментов из мультфильмов и экранизаций художественных произведений).

Викторина сюжетная – интеллектуальная игра, построенная на основе занимательного сюжета, в который вплетаются вопросы. Сюжет может быть любым: космическое путешествие, морская регата, сказочный, строительный, фантастический и т. д.

Видеовикторина – показ фрагментов из экранизаций художественных произведений, а также викторины из иллюстраций к книгам.

К числу литературных игр можно отнести литературные балы и путешествия, брейн-ринги, КВНы, аукционы, лото, пресс-конференции, эрудиционы, игры по сценариям известных телеигр и множество других.

Разновидности викторин, где усилен игровой компонент

Турнир-викторина – это состязание двух или нескольких команд, каждая из которых коллективно готовит вопросы по одной теме для других.

«Разнобой» – это разновидность турнира-викторины. В этой игре каждая команда задает вопросы друг другу по своей теме. Проводится игра по двум вариантам. Первый вариант – это турнир-викторина, описанная выше, но вопросы задаются по разным темам. Второй вариант игры проводится иначе. Каждая команда выступает организатором одного из туров состязания и участницей остальных туров. Каждый тур проводится по определенной теме. Например, по теме «Мир природы» одна команда проводит свой тур о животных, вторая – о птицах, третья – о насекомых, четвертая – о рыбах, пятая – о растениях. Команда организатор своего тура оценивает работу участников, подводит итоги. В конце игры подводятся итоги всех проведенных турниров.

«Цепочка». Участники викторины делятся на 2 команды, они задают друг другу вопросы. Этот способ хорош тогда, когда вопросы задаются на одну тему, и они примерно одинаковы по степени сложности, а также по тому, какой деятельности требуют: репродуктивной (вспомнить, назвать) или творческой (сообразить, придумать, поразмыслить).

«Перекрестный поединок». Проводится между двумя командами, которые готовят по несколько вопросов и задают их поочередно друг другу.

«Интеллектуальный хоккей» – одна из более сложных в плане проведения форм викторины. Для его проведения понадобится заготовить табло и установить стулья. Участникам нужно разделиться на две команды. Команды выбирают капитанов-вратарей. Далее команды рассаживаются друг напротив друга в следующем порядке

q на первый ряд сначала садятся нападающие (1-3человека)

q на второй ряд садятся защитники и полузащитники (от 3 до 8 человек)

q на третьем ряду располагается вратарь.

Участникам сообщается, что в матче 2 периода, а в каждом периоде 3 четверти. За одну четверть задается по 5 вопросов каждой команде. Жребием разыгрывается право первого вопроса. Вопрос задается нападающим. Если в течение 5 секунд он не может дать ответа, вопрос переходит к защитникам и полузащитникам. В случае их некомпетентности отвечать предстоит вратарю (всем рядам подумать отводится 5 секунд). До игры участникам сообщается, что за правильный ответ нападающих и вратарей начисляется 2 балла, защитников и полузащитников 1 балл. Если команда не знает ответа, вопрос переходит к соперникам или снимается с кона. В начале периода игроков предупреждают, что отвечать следует самостоятельно. Защитники не имеют право подсказывать нападающим и вратарям. За подсказку в ворота вратаря назначается штрафной вопрос вратарю (капитану). При правильном ответе команда может заработать 1 очко, при неправильном – 2 очка уходят на счет команды соперника.

«Проще простого». Организация этого конкурса аналогична его телевизионной версии. Рядом с ведущим расположены два кресла для игроков, еще в зале расставлены девять стульев для гостей. Расстановка стульев соответствует таблице «крестики – нолики»: Первый ряд стульев – это нижняя строка в таблице, второй ряд – средняя строка, третий – верхняя строчка в таблице. Гости в игре сменяются: на финал ведущий приглашает в качестве гостей новых девять человек (это могут быть зрители или действительно гости вашего мероприятия). Вопросы для ведущего составляют организаторы игры, пользуясь материалом, предоставленным ниже, и выписывают их на отдельные карточки. Для помощи в проведении игры потребуются два человека, которые будут отмечать на табло «крестики» и «нолики» и менять табло после полуфинала. В полуфиналах участвуют две пары игроков, победители полуфиналов встречаются в финале. Вопросы задаются следующим образом: сначала вопрос звучит для игрока, затем игрок выбирает, с кем из гостей он играет, вопрос зачитывается для гостя программы, он отвечает на вопрос, воля игрока согласиться или не согласиться с его ответом. Если ответ гостя был неправильным, и игрок не согласился, то он зарабатывает «крестик» или «нолик». В случае, когда ответ участника был неверен, а игрок согласился или же наоборот, игрок не согласен, а участник прав в своем ответе, возможность поставить свой знак получает противник.

«Интеллектуальное казино» – интеллектуальная игра, состоящая из 4-х туров с различными заданиями. Участвуют несколько команд. У каждой команды есть свой наблюдатель (человек из команды), в обязанности которого входят прием ставок и подсчет баллов. До начала игры команды составляют по 4 вопроса (различной сложности) с ответами и отдают их ведущему, который в свою очередь, просматривает все вопросы и отбирает 3 наиболее удачных для игры. В командах выбирается капитан; на игре у всех команд должен быть лист бумаги и ручка. В начале игры каждой команде даются начальные 100 очков для дальнейшей игры. В конце каждого тура ведущий объявляет результаты всех команд. В 1 туре разыгрывается по 2 вопроса от команд и 4-6 вопросов ведущего. Команды делают свои ставки на вопрос, которые записываются наблюдателями. После этого ведущий зачитывает вопрос. В течение 1 минуты команды должны написать ответ и передать его наблюдателю. Ведущий оглашает правильный ответ. В зависимости от того, правильный или неправильный был ответ, наблюдатель прибавляет или отнимает количество очков, соответствующее ставке. Лист снова возвращается к команде и, тур продолжается. Во 2-ом туре разыгрываются заранее приготовленные ведущим вопросы со ставками (15-20 вопросов). В 3-ем туре разыгрывается по 1-му оставшемуся вопросу от команд. Команда делает свою ставку на этот вопрос, а остальные команды соглашаются либо отказываются играть на данную ставку. В данном туре разыгрываются наиболее интересные вопросы, заранее приготовленные ведущим. Ведущий объявляет, из какой области этот вопрос («Вопрос из области химии, истории, физики и т. д.»). Затем команды делают свои ставки. Зачитывается вопрос (отвечает команда, сделавшая наибольшую ставку). Задача ведущего, чтобы каждая команда ответила хотя бы на один вопрос. В конце игры подсчитывается общее число очков у каждой команды и по результатам награждаются победители. Жюри может за полный, правильный ответ начислять 2 балла, а за неполный и дополнение – по одному баллу. Во время игры следует строго придерживаться правил: после того как задан вопрос, никто не должен выкрикивать, а вся команда может совещаться. На обдумывание дается всем одинаковое время. Если команда, которой задан вопрос, не может ответить, то можно обратиться к другим командам. Если никто не может дать ответ, отвечает команда, задавшая вопрос.

Выставка-викторина.

Данная форма работы получила в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами). Чаще встречается второй вариант.

Эрудицион – это форма интеллектуального соревнования по какой-либо теме; данная форма может быть не просто познавательной, но и зрелищной (мероприятие может быть ярко оформлено, программа допускает музыкальные и театрализованные номера). При организации эрудиционов важно не забыть и о других условиях успеха. Они почти такие же, как и у спортивных эстафет или творческих конкурсов. А это значит, что должны быть компетентные судьи, красивое оформление, ритуалы начала и окончания игры, награды. И еще должен быть ориентирующийся в ситуации и легкий на язык ведущий, который владеет приемами нагнетения напряженности, поддержания игровой интриги («таинственный шепот», «взрывное ликование», «завораживающая пауза»). И еще, нужно учесть временной фактор, – игра не должна длиться слишком долго.

Библиография

· т игры – к знаниям: проведение мероприятий с помощью интерактивных форм // Библиополе. – 2008. – № 3. – с. 28-29.

· Домаренко -досуговая деятельность библиотеки: науч.-практ. пособие / – М. : Либерея – Бибинформ, 2006. –80 с.

· Збаровская помощники // Библиотека. – 2003. – № 10. – с. 45-47.

· авай пройдем по городу пешком // Библиотека. – 2015. – № 2. – с. 46-49.

· ассовое мероприятие / Н. Мисина // Новая библиотека. – 2012. – № 12. – С. 35–43.

Интернет-ресурсы

· https://infourok. ru/material. html? mid=52639

Викторины и различного рода интеллектуальные соревнования были и остаются не менее популярными, чем состязания спортивные. Кстати, и азарт, и удовольствие от участия, и желание победить тоже присущи интеллектуальным сражениям. Если Вы хотите подобрать для своих подопечных такую познавательную викторину или интеллектуальную игру, которая станет настоящим увлекательным приключением для них, то Вы попали по адресу. В этом разделе великое множество сценариев подобных мероприятий. Это как интеллектуальные соревнования, созданные "по образу и подобию" соответствующих телевизионных шоу, так и совершенно оригинальные авторские разработки. Выбор тем чрезвычайно богат: от викторин по любимым сказкам и литературным произведениям до "Брейн-рингов" и КВН по правилам дорожного движения и основам безопасности жизнедеятельности. В этом разнообразии Вы непременно найдёте то, что нужно именно Вам и как раз сейчас.

Интеллектуальные сражения в широком ассортименте.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:
  • Умники и умницы. Интеллектуальные викторины, сценарии развлечений в стилистике телевизионной известной игры
  • КВН. Сценарии для детей по мотивам игры «Клуб весёлых и находчивых»
  • Поле чудес. Игры, сценарии мероприятий, занятия в форме игры
  • ПДД, дорожные знаки. Викторины, интеллектуальные конкурсы

Показаны публикации 1-10 из 7779 .
Все разделы | Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр

Викторина «В мире опасных предметов» Конспект организованной образовательной деятельности с детьми подготовительной. Викторина «В мире опасных предметов» Цель : Формировать осознанное отношение к личной безопасности дома у детей старшего дошкольного возраста. Задачи : 1. Учить распознавать опасные ситуации,...

Игра-викторина «В дружбе наша сила» Программное содержание : Приобщать дошкольников к здоровому образу жизни. Формировать у детей дружеские взаимоотношения. Воспитывать чувства взаимопомощи. Предварительная работа : беседа о дружбе, правильном образе жизни и режиме дня; разучивание песен, пословиц и поговорок,...

Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр - Новогодний КВН в подготовительной группе

Публикация «Новогодний КВН в подготовительной...» Новогодний КВН в подготовительной группе Цель: доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть в игры, проявляя настойчивость, находчивость, целеустремленность, смекалку, взаимопомощь....

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи в форме игры «Что? Где? Когда?» Итоговое занятие в подготовительной группе по развитию речи в форме игры «Что? Где? Когда?» Цель: - Закрепить знания детей по развитию речи. - Закрепить знания о последовательности дней недели и месяцев в году. - Совершенствовать навыки звукового анализа слов. - Совершенствовать...

Викторина по стихам А. Л. Барто для детей второй младшей группы Воспитатель: Горина М. В Программное содержание: Развивать имитационные навыки; Вызвать эмоциональный отклик на театрализацию знакомых произведений; Развивать фантазию, эмоциональную память; Воспитывать дружелюбные отношения в игре; Продолжать работу над интонационной...

Сценарий развлечения «КВН по ПДД» для старшего возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад № 62 (МБДОУ № 62) КВН по ПДД в старшей группе Разработали: воспитатель Тюндина И. Е Кургаева Г.Г Нижний Новгород ЗАДАЧИ: 1. Закреплять правила дорожного движения, учить применять...

Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр - Литературная викторина для старших дошкольников «Наши любимые сказки»

Литературная викторина для старших дошкольников «Наши любимые сказки» Цель: создание положительной эмоциональной атмосферы и хорошего настроения по средствам художественной литературы. Задачи: Привлекать детей к правильному выполнению заданий. Формировать чувства понимания...

Литературная викторина неоднократно используется преподавателями в общеобразовательных школах. Это своеобразная форма контроля усвоенных знаний по пройденным темам. От тщательной подготовки учителя зависит, насколько увлекательным и качественным будет результат.

Цели и задачи

Цель литературных викторин заключается в развитии интереса к чтению. Книги должны стать для учащихся настоящими друзьями. Литературная викторина может проводиться в игровой форме.

Это сможет повысить заинтересованность детей, помочь им активно себя проявить и продемонстрировать свои прекрасные знания.

  • Образовательная - углубление и закрепление полученных на уроках знаний. Расширение кругозора.
  • Развивающая . Заключается в развитии логического и образного мышления, что необходимо в юном возрасте. Формирование творческих способностей, активизация воображения.
  • Воспитательная . Поможет пробудить интерес к произведениям русских и

Викторина «О ребятах-сверстниках»

Это традиционная литературная викторина для школьников.

Вопросы и ответы (в скобках):


Викторина «Писатели о животных»

Это литературная викторина с ответами, которая посвящена различным животным из рассказов и сказок. Детям такая тема близка и чрезвычайно интересна, так как все любят братьев наших младших.

  1. Кого испугалась главная героиня на чердаке в рассказе В. Бианки «Аришка-трусишка»? (Паука).
  2. Кто научил плавать и нырять зайчонка в сказке «Листопадничек» И. Соколова-Микитова? (Бобр).
  3. Назовите кличку огромного и злобного пса из рассказа «Трусиха» Н. Артюхова. (Лохмач).
  4. Кто предсказал царице появление ребеночка в сказке «Спящая царевна» В. А. Жуковского? (Паук).
  5. Кто сильно испугал малыша в лесу в рассказе «Совесть» А. Гайдара? (Собака).
  6. Назовите кличку замечательного слона из рассказа «Слон» А. И. Куприна. (Томми).
  7. В «Сказке про храброго Зайца» Д. Мамина-Сибиряка главный персонаж напугал… (Волка).
  8. Кто находился под таинственной шляпой в рассказе «Живая шляпа» Н. Носова? (Котенок).
  9. Где жили собачка и лев из рассказа Л. Н. Толстого? (В зверинце).
  10. Назовите кличку собаки тети Наташи из рассказа «Дружок» Н. Носова (Дианка).
  11. Как звали лису, подругу из сказки А. Толстого «Золотой ключик…»? (Алиса).
  12. Кто напугал Петю и Шуру в темноте в рассказе (Еж).
  13. Назовите печального друга, который потерял хвост в сказке «Винни-Пух» А. Милна. (Ослик Иа).
  14. Кого Пеппи Длинный чулок из повести-сказки А. Линдгрен могла поднимать и переносить на себе? (Лошадь).

Литературная викторина (4 класс) «По страницам детских книг»

  1. Какое любимое слово Емели из сказки «По щучьему веленью». (Неохота).
  2. Назовите материк из рассказа Л. Н. Толстого «Акула». У его берегов происходят главные события. (Африка).
  3. Чего боялся Железный Дровосек из повести-сказки «Волшебник Изумрудного города» А. Волкова? (Воды).
  4. Кто на окнах пишет узоры? (Дедушка-Мороз).
  5. Куда комар из сказки А. С. Пушкина впился поварихе? (В глаз).
  6. Благодаря какому лекарству Айболит мгновенно вылечил шею Чичи? (Мази).
  7. Какое блюдо изначально хотели приготовить из щуки, которая была главным персонажем сказки «По щучьему веленью»? (Уху).
  8. Куда посадили Буратино в доме Мальвины в наказание? (В чулан).
  9. В кого превратил Незнайка Листика благодаря (В осла).
  10. Что получил в наследство старший сын в сказке «Кот в сапогах» Ш. Перро? (Мельницу).

Викторина-конкурс

Литературная может проводиться в форме игры, что повысит интерес учащихся. Можно объединить все задания одной тематикой, например сказочной. Среди основных целей можно выделить следующие: активизация детского чтения; закрепление знаний по пройденным темам, организация досуга учеников, повторение имен авторов и героев детских сказок.

Литературная игра-викторина может быть названа «По страницам любимых сказок». Начать викторину-конкурс можно со вступительных слов ведущего. Учитель приветствует детей, спрашивает их о любимых сказках. Просит самостоятельно разделиться на две команды и помогает им в этом. Каждая команда придумывает себе уникальное название. Викторину можно разбить на несколько разделов. За правильные ответы команды получают баллы. После проведения всех конкурсов учитель (или члены жюри) подводят итог.

Разминка

Это может быть отдельная литературная викторина. 3 класс с ней вполне справится. На эти вопросы смогут ответить дети и второго, и первого класса.

В первом конкурсе могут принимать участие две команды одновременно. Учащиеся хором отвечают на вопросы.

  1. На сметане был замешан. На окошке остужался. У него румяный бок. Это, дети, … (Колобок).
  2. Мама своей дочке сшила красивую шапочку. Девочка к бабушке в гости пошла. И пирожки с собою взяла. Как зовут эту девочку-лапочку? (Красная Шапочка).
  3. Вместе, дружно, по цепочке, взялись за нее так прочно. Дедка, бабка, Жучка, внучка вытянуть не могут. Как засела крепко. Кто же это? (Репка).
  4. Бородатый злодей мучает своих детей. Артемона и Пьеро, Буратино и Мальвину. Знает каждый из вас. Это страшный (Карабас).
  5. В синей шляпке жил мальчишка в знаменитой детской книжке. Глуповат он и зазнайка. Как зовут его? (Незнайка).
  6. Парнишка деревянный знает одну тайну. С ним дружат Артемон, Мальвина и Пьеро. И нос у него длинный. Кто это? (Буратино).
  7. Крупу перебирала, на мачеху стирала. Дома убирала и на бал попала. Прекрасная как солнышко. Кто же это? (Золушка).

Командная игра

Литературная викторина может быть проведена как конкурс. Для этого учитель делит детей на две команды. Сначала отвечает первая группа. Вторая не должна подсказывать. Ответы нужно давать мгновенно. Правильный ответ - 1 балл. Неправильный - минус балл. Потом на вопросы отвечает другая команда. Вопросы для первой группы детей:


Вопросы для второй команды:

  • Как звали мальчика из сказки «Снежная королева»? (Кай).
  • Какие фрукты съел Чебурашка? (Апельсины).
  • Кто написал сказку «Красная шапочка»? (Шарль Перро).
  • Как звали девочку, у которой был «Цветик-семицветик»? (Женя).
  • Какая избушка была у зайца в сказке «Зайкина избушка»? (Лубяная).
  • В кого превратились одиннадцать королевских сыновей? (В лебедей).
  • Как звали кота из сказки «Буратино»? (Базилио).
  • Друг Пятачка (Винни-Пух).
  • Кто написал сказку «Конек-Горбунок»? (П. Ершов).
  • В котором часу Золушке надо было возвращаться домой с бала? (В двенадцать).

Заключение

Таким образом, литературная викторина - это не только одна из форм контроля полученных на уроках знаний. Она поможет активизировать школьников, организовать их досуг, повысить интерес к чтению и книгам. Вопросы и тематика викторин могут быть самыми разнообразными. Будет весьма интересно, если преподаватель организует с несколькими этапами. Интересно организованная викторина повысит интерес учащихся к такой форме работы. Они с нетерпением будут ждать ее и тщательно готовиться к последующим викторинам.