Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики. Как сделать так, чтобы ребёнку понравилось слушание книг

Книги, книги, книги…сказки, романы, фэнтези… Сколько их было в нашей жизни и сколько еще будет? Кто - то читает, чтобы занять время, а кто - то просто любит читать. А зачем детям нужно читать?

Сколько себя помню, я всегда читала книги. В детстве это были сказки и многочисленные повести и приключения, сейчас – классика и другая подобная литература. Сначала я читала, потому что надо, для оценок. А сейчас уже не понимаю, как можно прожить без книг. Меня никогда не заставляли сидеть за книжками и постоянно читать, скорее наоборот – просили беречь глаза (но это мало помогало, скажу вам по секрету).

Читать важно и нужно. Многие мамы начинают детям, пока те еще находятся в утробе. Так мы стараемся привить детям любовь к книгам, повлиять на их будущее развитие. После рождения – читаем перед сном, чтобы ребенок быстрее уснул. Для детей, которые еще не умеют читать – это возможность научиться общению с другими ребятами. Чтение вслух учит правильно составлять фразы и грамотно излагать свои мысли, поэтому после прочтения обязательно попросите ребенка кратко рассказать о том, что он услышал и узнал нового.

Вечный источник информации

Чтение важный навык для получения информации. Не читая книг – мы не будем знать например, когда родился Иван Грозный, что такое ДНК или почему идет дождь. Книга открывает перед ребенком новый, еще неизведанный и огромный мир. Если дети будут видеть в книгах и в чтении источник информации, то для них будут открыты все накопленные человечеством знания.

Важно, чтобы ребенок знакомился не только с отечественной, но и зарубежной литературой. Начать можно с простых сказок бр. Гримм, Г. Андерсена и приключений Дж. Свифта и М. Твена. Это поможет в будущем осознать себя как часть большого мира, который не заканчивается рамками дома и школы.

Развитие личности

Чтение дает отличную возможность почувствовать себя не просто ребенком или учеником, оно дает возможность примерить на себя роль любого понравившегося персонажа (например, Тома Сойера, Незнайки или т. п.). У ребенка развивается логическое мышление: даже взрослые при чтении книги всегда пытаются угадать – а чем же все закончится? Даже несложная загадка повысит уверенность детей в себе и своих способностях. Чем не важное достижение? А ведь как интересно самому в начала книги придумать концовку, а потом сравнивать – так или нет? У меня есть знакомые, которые в детстве сами сочиняли концовки для понравившихся книг, если их чем - то не устраивала существующая. И это не так плохо, как может показаться. Ребенок строит свою логическую цепочку и показывает свое видение мира книги и мира героя.

Из книг дети узнают, как важно помогать не только родителям, но и другим людям. Учатся уважать людей, животных и окружающую среду. Книги обогащают словарный запас ребенка и прививают навыки правильной речи.

Повод для взаимного общения

Чтение - это не обязательно одиночный процесс. Можно вместе с ребенком прочитать какую-нибудь книгу и устроить общее обсуждение, так вы научите ребенка четко выражать свою мысль, слушать мнение других и разовьете навыки коммуникации с другими людьми. На такое мероприятие можно позвать других ребят, и устроить что-то вроде мини-клуба любителей книг. Такая форма знакомства с книгами не может не заинтересовать ребенка.

Если вы хотите чтобы ваш ребенок читал – подавайте ему пример. Если он видит, что в доме есть книги и журналы, то он будет знать, что вы цените чтение и последует вашему примеру. Главное – не нужно насильно заставлять читать, иначе ребенок будет воспринимать процесс как каторгу, наказание, от которого хочется быстрее избавиться. После таких мер ваш ребенок, вряд ли захочет продолжать читать для себя. Ведь в первую очередь книга – это все - таки развлечение и бесконечные часы удовольствия. Она должна восприниматься как приятное занятие, источник интересной и полезной информации, а не навязанная необходимость.

Для современного мира технологий, где интернет наше все, первостепенное значение имеет умение эффективно использовать интернет - ресурсы и оценивать достоверность и ценность, находящейся там информации. Поэтому так важен навык чтения, который развивает умение критически мыслить.

Не стоит беспокоиться, если ребенок читайте одну и ту же книгу по несколько раз. Детям комфортнее, когда они уже знают конец любимой истории и могут рассказать её наизусть. Перечитывайте вместе с ребенком любимые книги, но потихоньку предлагайте ему новые варианты.

Что нужно для того, чтобы ребенок полюбил читать?

Для первоначального чтения детям необходимо обладать 5 навыками:

  1. – уметь слушать и распознавать интонации при устном чтении (выразительное чтение);
  2. – соотносить написанное в книге со звуками устной речи;
  3. – знать и понимать как можно больше слов;
  4. – понимать и извлекать смысл из прочитанного;
  5. – уметь читать быстро и точно.

А напоследок хочется сказать: обязательно читайте вместе с ребенком, открывайте вместе с ним новые сказочные миры и погружайтесь в мир детской литературы.

Как воспитать у ребенка интерес к чтению ? Что надо для того, чтобы ребенок читал хорошо и с удовольствием? Как развивать желание читать? Такие вопросы рано или поздно возникают практически у всех родителей. Ведь мы, взрослые, понимаем, что чтение – залог успешного обучения ребенка .

Для того, чтобы ребенок наш стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные, моменты. Возможно, кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле именно такие неважные факторы оказывают самое сильное влияние на ребенка.

Нам, взрослым, надо понять, что ребенок – это не заводная игрушка, которую можно включить по определенной программе. Ребенок – это маленькая личность со своими чертами характера, интересами и желаниями. И эта маленькая личность развивается по своей схеме.

Хотите видеть ребенка успешным? Умным? Счастливым? Воспитывайте его с опорой на эту схему, и вы добьетесь хороших результатов без лишних проблем.

Схема развития ребенка касается всех сторон его жизни. Мы же сегодня отметим только те секреты, которые непосредственно влияют на чтение ребенка.

7 секретов воспитания интереса к чтению.

1 секрет. Читайте сами.

Воспитывают ребенка не наши слова, а поступки и среда обитания. Если папа все время лежит перед телевизором или играет на компьютере, а мама все свободное время болтает по телефону, то не стоит ожидать, что ребенок будет с упоением зачитываться книгами. Зато в той семье, где родители часто читают и обсуждают книги, скорее всего, вырастет хороший читатель. Хотите привить интерес к чтению своему ребенку? Читайте. Читайте сами и читайте ребенку, рассказывайте о прочитанном, обсуждайте книги.

2 секрет. Учите в игре.

Никогда человек не полюбит то, что дается ему с трудом. Он будет терпеть, но не любить. Учите ребенка читать так, чтобы ему было легко и интересно, учите играя . Только в игре ребенок может обучаться, не ощущая давления, не испытывая стресса и негатива. Именно в игре наилучшие результаты достигаются с наименьшими затратами.

3 секрет. Все через интерес!

На первом месте стоит интерес ребенка, а не то, что Вам хочется или надо. Читайте те книги, которые нравятся ребенку, которые ему интересны. Читайте книги по возрасту! А уж если, в самом деле, надо прочесть что-то, что не вызывает восторга у ребенка, то помогите ребенку прочесть и понять, прочитайте это вместе.

4 секрет. Оформление книг.

Обратите внимание на оформление книги. Детям просто необходимы иллюстрации в книге, хорошее качество бумаги и четкий шрифт. Очень хорошо, если на каждой странице большая иллюстрация и немного текста. Потому что большое количество текста вызывает страх, утомляет ребенка и снижается способность понимания текста.

5 секрет. Используйте «Метод Кассиля».

Найдите интересную книгу и начните читать. Дойдите до очень интересного момента, где создается какая-то интрига, перелом событий и вдруг вспомните, что надо срочно что-то сделать – прервите чтение. Оставьте книгу с закладкой и скажите ребенку, что он может подождать до завтра или попробовать прочитать самостоятельно.

Конечно, ребенку захочется узнать продолжение, но не каждый возьмет книгу и начнет читать. Кто-то будет ждать до завтра. Но если ребенок взял книгу и начал читать, то стоит его похвалить и предложить дочитать вместе (по строчке, по абзацу). В следующий раз ребенок опять возьмет книгу и станет дочитывать в надежде, что Вы сразу придете на помощь. Но не стоит торопиться. Конечно, надо обязательно похвалить его за желание читать, но прийти на помощь не сразу. Пусть немного почитает сам. А только потом Вы предложите читать чередуясь.

И так каждый раз Вы хвалите ребенка за желание читать, но помогаете дочитывать все позже и меньше. Так постепенно Вы дойдете до того момента, когда ребенок дочитает все сам.

6 секрет. Читайте ребенку!

Вы в любом случае прочитаете лучше ребенка, покажете ему образец правильного и выразительного чтения, поможете лучше понять смысл текста. Читая вместе с ребенком, Вы лучше узнаете интересы ребенка, его мысли и желания. А ребенок будет чувствовать вашу поддержку и заинтересованность, что способствует развитию взаимопонимания. Совместное чтение способствует и , потому что взрослый всегда может задать уточняющий вопрос, а ребенку надо на него ответить.

7 секрет. Развиваем интерес через ситуацию победы.

Задавайте ребенку проблемные вопросы, провоцируйте на спор и предлагайте выяснить с помощью книги, кто же прав. Конечно, ребенок хочет доказать, что он прав, и скорее всего, будет искать доказательство своей правоты. Первое время, конечно, надо подстроить вопрос так, чтобы ребенок был все-таки прав. Это формирует успешность и закрепляет чувство удовольствия от процесса поиска доказательств. Ребенок понимает, что он читал не зря. Таких спорных вопросов можно придумать множество.

Например: дети с детского сада знают, что ласточка – перелетная птица. А вы скажите, что нет, ласточка зимует, только она прячется под корой деревьев или зарывается в землю. И покажите, что это написано в этой книге. Большинство детей будет доказывать то, что им говорили в саду или школе. А Вы стойте на своем и предложите найти ответ в книге. Конечно, надо заранее знать, где можно найти ответ и показать ребенку эту страницу или главу. Зато сколько будет радости у ребенка, когда окажется, что он все-таки прав! Обязательно похвалите ребенка за желание найти правильный ответ и признайтесь, что Вы были неправы.

Рассказывайте ребенку. Пересказывайте ребенку самые интересные моменты из книг и показывайте, где можно прочитать продолжение. Рассказывайте интересные факты из жизни животных и растений, о транспорте и оружии – все это можно без труда найти в энциклопедиях и показывайте, где это можно прочитать. Придумывайте различные тесты по произведениям детских авторов, например, по сказкам Пушкина.

Сочиняйте вместе с ним рассказы и сказки, записывайте их в виде книжек и дарите друзьям.

Если Вы будете опираться на эти секреты в общении с ребенком, то обязательно заинтересуете его чтением. А читающий человек – это всегда интересный и успешный человек.

Исследования показали, что то, как быстро ребенок научится читать и полюбит ли он чтение, зависит от того, сколько его родители читали ему в детстве.

Детям, которые показывают хорошие результаты в чтении, а главное, проявляют интерес к книгам, в детстве родители читали минимум 10 минут в день.

Некоторые малыши даже сами учатся читать, когда им кто-то читает вслух. Они просто смотрят на текст и запоминают начертание слов и их звучание. Эти дети – прирожденные чтецы, и такое встречается довольно редко. Такие малыши, как правило, умеют читать уже в возрасте 3 лет. Основной же массе ребят научиться читать довольно сложно и могут потребоваться годы, чтобы они полюбили чтение.

Как же привить ребенку любовь к чтению?

Всем известно, что легче всего ребенок берет пример с того, кого любит. Лучший способ показать малышу, что вы его любите — проводить с ним свое свободное время. Замечательная возможность провести с пользой время с ребенком – почитать ему.

Мудрые родители читают малышу каждый день, и это очень хорошая традиция. Порой эта традиция сохраняется долгие годы и переходит из поколения в поколение. Некоторые пожилые супружеские пары продолжают читать друг другу вслух перед сном – дети выросли и разъехались, а привычка осталась.

Если родители читают малышу каждый день, обсуждают прочитанное, он получает от процесса чтения положительные эмоции, понимает, что чтение – это познавательно и увлекательно. Сначала мы читаем ребенку вслух, потом он осознает, что может читать сам и самостоятельно узнавать что-то новое и интересное.

Какие книги читать ребенку?

  • Читаете ему разные книги: стихи, сказки, рассказы, былины, поэмы, басни, мифы… Всё, что вы думаете, может ему понравится и окажется для него полезным.
  • Читайте ему то, что он выберет сам. Ходите вместе в библиотеку или книжный магазин и поощряйте самостоятельный выбор.
  • Спрашивайте совета у воспитателя, учителя или библиотекаря.
  • Пробуйте заинтересовать ребенка книгами, которые нравились вам, когда вы были в его возрасте. Не бойтесь купить малышу книгу, которая кажется слишком «взрослой» для него – однажды он её прочитает.
  • Обязательно читайте книги, в которых описывается, как всё устроено. Такие рассказы очень полезны, особенно мальчикам.
  • Ребенок задает много вопросов? Предложите почитать энциклопедии или справочники.

Постарайтесь ежедневно отводить время для чтения вслух. Читайте только тогда, когда вы оба можете полностью уделить внимание книге.

Когда вы читаете ребенку, устраивайтесь поудобнее – на кровати, на диване, на ковре на полу. Старайтесь читать с выражением, голоса персонажей должны звучать по-разному. Полезно время от времени останавливаться и просить малыша угадать, что может произойти дальше.

Один из способов привить ребенку интерес к чтению – это обсуждать с ним прочитанное .

Какие вопросы следует задавать по прочитанной книге?

Хорошая основа, которая побуждает работу мысли и на которой можно построить множество новых вопросов – это вопросы Киплинга .

Есть у меня шестерка слуг,
Проворных, удалых.
И все, что вижу я вокруг, -
Всё знаю я от них.
Они по знаку моему
Являются в нужде.
Зовут их: Как и Почему ,
Кто , Что , Когда и Где .

Вот примерный список вопросов, которые вы можете задавать ребенку о любом прочитанном тексте: сказке или рассказе, статье в журнале или книге. Постепенно он приучиться задавать их себе самостоятельно.

ЧТО?

  • Что это за история, о чём?
  • Что произошло?
  • Что говорили (думали, чувствовали) герои?
  • Что они думали о будущем?
  • На что они надеялись?
  • Что могло бы (должно или не должно было) произойти?

КОГДА?

  • Как давно это было?
  • Когда это произошло?
  • Что случилось до этого?
  • Что произошло дальше?
  • Что означает: «Когда-то», «Давным-давно»?

ГДЕ?

  • Где это случилось?
  • Можешь себе представить это место?
  • Это реальное или придуманное место?
  • Где еще это могло происходить?

КТО?

  • Кто это написал?
  • Как ты думаешь, кто здесь главный герой?
  • Кто помогал главному герою?
  • Кто мешал ему и почему?
  • Кто здесь может служить положительным примером?

КАК?

  • Как это началось?
  • Как это случилось?
  • Как это закончилось?
  • Как это могло бы закончиться?
  • Как бы ты закончил эту историю?

ПОЧЕМУ?

  • Зачем автор написал это произведение?
  • Почему всё случилось именно так?
  • Кто рассказывает нам эту историю и почему?
  • Зачем её читать?

Только поговорив о прочитанном, вы сможете выяснить, действительно ли ребенок понял произведение. Это очень важно, так как если малыш не понимает чего-то, он теряет к этому интерес.

Мы, взрослые, принимаем чтение как должное. Для ребенка же чтение – не простой процесс, его разум постоянно работает, пытаясь разобраться в прочитанном. Ему необходима наша помощь, чтобы понять, что стоит за печатным словом, на что стоит обращать внимание, что ему со всем этим делать.

11.02.2019

04.02.2019

29.01.2019

21.01.2019

29.10.2018

22.10.2018

25.09.2018

Все статьи 11.03.2015

В театральном зале библиотеки можно посмотреть кукольный спектакль и принять участие в сказочной игре

После реконструкции детская библиотека «ГОРОД», объединившая образование и развлечение, стала одним из любимых мест отдыха. Здесь признаются, что нередко видят, как ребенок, который хочет провести выходной в ее пространстве, приобщает к библиотеке и своих родителей. И здесь этому рады, потому что один из принципов, которые пропагандируют в «ГОРОДе» — родители должны учиться читать волшебные сказки вместе с детьми.

Елена Шпаковская,
заведующая сектором маркетинга библиотек Красногвардейского района Санкт-Петербурга

Зинаида Воронцова,
заведующая детской библиотекой «ГОРОД»

Современные родители хотят, чтобы дети читали

Родители сегодня очень изменились. Сейчас они заинтересованы в том, чтобы дети читали. Мы наблюдаем эту тенденцию на протяжении последних трех лет. Если еще 10 лет назад им было интересно вместе с детьми посмотреть мультфильмы в библиотеке, то сейчас они наотрез от этого отказываются. Они говорят, мы здесь для того, чтобы привлечь ребенка к чтению.

Библиотека должна выйти за пределы книги

Игра — естественное и любимое занятие ребенка, поэтому мы используем игровые моменты в любом из наших мероприятий. Будь то мастер-класс, спектакль или выставка, мы обязательно подключаем к действию ребенка и таким образом каждое мероприятие превращается в игру. Наша цель — не открывать дидактические факты перед ребенком, а привлечь его, заинтересовать какой-то темой или историей, чтобы у него возник импульс самому что-то узнать и почитать.

Для этих целей перспективно подключать к сотрудничеству издательства. В дополнение ко многим детским книгам они пишут интерактивные программы, а также сами могут что-то провести. Например, издательство «Самокат» выпускает серию книг про Элмера, слона в клеточку. Можно пригласить представителя издательства, чтобы он рассказал о книге и научил ребят рисовать слона. По методичкам, которые сопровождают многие детские книжные новинки, любой библиотекарь может проводить интересные мастер-классы. Это замечательный инструмент, который библиотекам нужно брать на вооружение.

Также, сейчас в тренде раннее развитие, и многие детские издательства уделяют внимание различным отраслям знаний. Например, у издательства «Умная Маша» есть серия, где смешарики ставят разные опыты и рассказывают о научных явлениях ребенку. Мы решили развить направление детской научной книги и создать интересный научный день. Когда ребенок может и прочитать в книге, и посмотреть иллюстрацию, и по мотивам прочитанного сделать что-то руками, эффект получается совершенно удивительный. В каждой книге мы стараемся найти возможность выйти за ее пределы, и в каждом мероприятии найти ниточку, по которой можно к книге вернуться.

Мы учим родителей читать вместе с детьми

Увлечь чтением детей — мало, мы обучаем родителей, как нужно читать сказку с детьми. Этой цели посвящен один из наших проектов «Сказка за сказкой». Здесь мы учим родителей ребенка-дошкольника работать с книгой, преподносить ее. Мы хотим, чтобы родители не упустили важный момент встречи ребенка со сказкой. Потому что сказка — самая главная ступень вхождения ребенка в литературу, это фундамент. Именно волшебная сказка говорит с ребенком на самые серьезные темы и может рассказать ему о добре и зле, о любви и смерти своим понятным, универсальным языком, в котором запечатлен жизненный опыт многих поколений. Поэтому мы стремимся донести до родителей, что ни в коем случае ребенок не должен взрослеть без сказки.

В рамках этого проекта был создан театр Лукоморье: здесь мы инсценируем сказку, ставим кукольный спектакль прямо по тексту оригинала, а ведущие объясняют во время просмотра некоторые незнакомые слова. После спектакля дети часто вовлекаются в игру по мотивам сказки, могут выразить свое понимание через рисунок, взять книгу почитать домой. Клуб существует уже шесть лет и очень популярен, дети вырастают, уходят, приходят новые, и все члены клуба (и родители, и дети) наши самые активные читатели. И мы напоминаем, что вовремя прочитанная книга может изменить судьбу ребенка, ключевое слово «вовремя». Важно не пропустить нужные книги в нужное время, каждому возрасту своя книга.

Cориентировать родителей в книжном пространстве

Сейчас выходит море литературы, в котором родителям очень сложно ориентироваться, даже мы, библиотекари, не успеваем за всем следить. Поэтому так важно сотрудничать с издательствами, многие из которых возрождают формат книжных обзоров. Представители издательства приходят в библиотеку и рассказывают родителям и библиотекарям о книжных новинках. Ведь сотни книг никто не прочитает, а такой путеводитель по интересным изданиям, которые в данный момент выходят, помогает оставаться в курсе.

Стоит ли внимания новейшая детская литература или родителям лучше остановить свой выбор на проверенной классике — это сложный вопрос. Вокруг вкусов и предпочтений всегда много споров. Ведь когда-то Лидию Чарскую тоже не издавали, говорили, что это банальное дамское чтение, но ее книгами же можно зачитаться. Еще недавно мы ругали Гарри Поттера, а сейчас общепризнано, что это прекрасная литературная сказка, поскольку она говорит о созидающих элементах жизни. Поэтому мы придерживаемся мнения, что не столь важно, что именно читает ребенок, лишь бы он читал, лишь бы он взял в руки книгу.

В раннем возрасте родители руководят чтением ребенка и они, конечно, чаще выбирают классику, литературу народов мира. Когда дети подрастают, они уже сами решают, что читать. И ничего плохого нет в том, что они выбирают современную детскую литературу. Они обязательно научатся ориентироваться в литературном потоке, если с первых шагов рядом с ними были родители, которые им в этом помогали.

Мы рекламируем книги в социальных сетях

Чтобы заинтересовать детей чтением, мы выбираем разные инструменты. В социальных сетях у нас есть сказочный персонаж книговенок Филимон. Каждую пятницу он анонсирует книгу, которую сам прочитал: рассказывает о ней и приглашает ребят и родителей за ней прийти. Мы можем себе это позволить: фонды у нас большие, около 50 тысяч изданий, большинство книг в нескольких экземплярах, и даже если их будут брать читать домой, все равно книги в фонде есть.

Знаете, сейчас издают удивительно красивые, интерактивные детские книги, которые привлекают внимание ребенка, переиздания классики тоже замечательные. У библиотекарей есть абсолютная уверенность, что бумажная книга для младшего возраста не уйдет. Ведь тактильное восприятие мира в раннем возрасте очень важно. Да и если взрослые будут помнить, что в детстве они любили перелистывать книги и вдыхать их запах, им снова захочется взять книгу в руки.

Книга — первый этап на пути к информационной грамотности

Конечно, новые технологии в детской библиотеке тоже должны присутствовать. Электронные каталоги, множество дисков с познавательными играми — мы не уходим от того. Ребенок попросту может сесть за компьютер, сделать домашнее задание, войти в Интернет. Но встречаясь с педагогами, мы часто слышим мнение, что очень важно научить ребенка работать с книгой. Только после того, как он научится полноценно работать с книгой, он сможет работать с информацией на других носителях, потому что только при работе с печатным текстом у него вырабатывается умение делать оценку и анализ. Если он не научится работать с информацией на бумаге, ему очень сложно будет выбирать из электронного контента то, что наиболее ценно. Если он научится выбирать из бумажного, он эффективнее будет работать в Интернете. Поэтому мероприятия, где используется книга, считаются у педагогов наиболее ценными.

Библионяня объединила педагогические и библиотечные методики

Еще один из наших удачных проектов — Библионяня, в котором нам удалось в полной мере реализовать принцип edutainment, совместить образование и развлечение. Этот кружок был задуман для детей, которые не ходят в детский сад. Ребенок, который будет четыре года посещать Библионяню, полностью окончит курс подготовки к школе: научится читать, писать, решать логические задачи. Но родители могут и разово оставить малыша на час, чтобы за ним приглядели. Половина нашего коллектива имеет педагогическое образование, это очень важно. В Библионяне работает опытный педагог, владеющий современными методиками преподавания. Мы объединили педагогические знания и библиотечный опыт и, видимо, угадали потребности нашего окружения: Библионяней интересуется весь район.

Детский библиотекарь универсален

За последние десять лет профессия библиотекаря необычайно изменилась. Чтобы идти в ногу со временем, нужно иметь самые разносторонние знания и способности. Детский библиотекарь и вовсе становится универсальным: он должен овладевать современными технологиями и в то же время быть педагогом, артистом, экспертом детского чтения, все в одном лице. Поэтому те, кто остаются в профессии, очень интересные, по-своему уникальные личности. Образ библиотекаря как хранителя книжных сокровищ навсегда уходит в прошлое. Даже наименование должности видоизменяется: теперь у нас есть не только библиотекарь и библиограф, а специалист по библиотечно-досуговой и выставочной деятельности. Видите, в его ведении и досуг, и выставки, и всевозможные мероприятия, и контент. Сегодня работать в библиотеку приходят не только с библиотечным, но и с педагогическим, филологическим, культурологическим образованием. И мы этому рады, потому что это приносит новое восприятие. Посмотрите, какой потрясающий ролик сняли выпускники Института кино и телевидения о библиотеке им. Н. В. Гоголя! Интересные люди всегда привносят что-то свое.

Дети должны видеть, что мы есть

Библиотека должна быть в шаговой доступности, особенно на городских окраинах, где не так много культурных центров. Мы все понимаем, что процесс изменения очень небыстрый. В нашем районе более 10 библиотек и до некоторых из них ремонт дойдет через годы, но содержательно меняться надо уже сейчас. Работать по-новому нужно уже сейчас, потому что читатель уже другой. Библиотекам необходимо быть в курсе всех новшеств, которые появляются в городе и стране. Сейчас книжные магазины, торгово-развлекательные комплексы тоже берут на себя часть наших функций, проводят схожие литературные мероприятия. И мы стремимся быть интересными и заявлять о себе, чтобы дети видели, что мы есть, тогда они к нам придут. Ведь ребенок в определенное время должен прочитать определенные книги, поэтому мы должны быть рядом.