Battlefield 4 сюжет одиночной компании.

Что весьма символично, в самом начале по сюжету гибнут две собаки — совпадение это или шпилька в адрес , мы не знаем, но намек вполне ясен: чтобы снискать оглушительный успех, военному боевику никаких собак не требуется, DICE справится и без них.

По словам самих разработчиков, четвертая часть — самый масштабный Battlefield, над которым они когда-либо работали, и мы нагрянули в студию DICE , чтобы лично убедиться в правдивости этого утверждения. Как повелось в серии, игра состоит не только из сетевых баталий, и в ней имеется сюжетная кампания, поэтому и то и другое пришлось оценивать по отдельности и только затем выводить итоговый балл. С одиночного режима, пожалуй, и начнем.

Кампания

По уже устоявшейся традиции, угроза третьей мировой войны пришла с Востока. В Китае случился переворот, единственного толкового кандидата в президенты убили (предположительно американские спецслужбы), а к власти в Поднебесной ринулся адмирал Чэн — воинственный народный вождь, планирующий заполучить поддержку России и в качестве ответного хода вторгнуться на территорию США. История наивная и местами сказочная, но соль сюжета Battlefield 4 не в политическом противостоянии стран, а во взаимоотношениях главных героев, чьи цели куда как более приземленны.

На карте Operation Locker снаружи комплекса бушует метель. У некоторых неудачников при этом запотевают стекла прицелов, и стрелять метко не получается.

Пока там, наверху, потеют генералы над красными кнопками, маленький военный отряд «Тумстоун» (надгробная плита ) проводит операцию в Баку. Не слишком удачную причем: в момент нашего знакомства с ними герои сидят в машине, а та стремительно погружается под воду. По радио играет Turn Around от Бонни Тайлер , стекла уже трескаются от давления, а выбраться из машины гарантированно смогут не все: командир застрял на заднем сиденье, и его никак не удается вытащить. Волевым решением он отдает свой пистолет главному герою и требует стрелять в лобовое стекло, чтобы спаслись хотя бы трое остальных…

Буквально за две минуты сценаристам удается грубыми мазками, но емко прописать характеры главных персонажей. Клэйтон Паковски — шутник и балагур, пытающийся замаскировать свой испуг колкими комментариями по поводу и без («Я не хочу умирать под такую грустную музыку! »). Чернокожий Кимбл Грейвз по кличке Ирландец — парень себе на уме и не стесняется оспаривать приказы («Не вздумай стрелять в окно! Мы должны его вытащить!»). Ну а главный герой, Дэниэл Рэкер , — дальний родственник Гордона Фримена, сиречь такой же молчун, на которого напарники постоянно выливают ведра информации.

Слушать их диалоги столь же приятно, как болтовню Луго и Адамса из Spec Ops: The Line , — персонажи получились очень живыми, особенно если не торопить события и давать им выговориться. В Battlefield 4 полным-полно скрытых разговоров, которыми заполняются паузы между боями. Шутки, истории из жизни, рассуждения на тему мироустройства и китайского печенья с предсказаниями — да мало ли что можно услышать!

В отличие от Battlefield 3 , где не всякий отличал Монтеса от Матковика, а Матковика от Кэмпо, здесь каждый герой — яркая личность. DICE вернулись к принципам Bad Company и сосредоточились на взаимоотношениях членов отряда и маленьких сценках с ужасами войны, порой пробирающих до дрожи. Тонущий моряк, который просит передать привет родным, но захлебывается на полуслове и исчезает под водой, запоминается куда сильнее, чем очередная угроза третьей мировой.

Но стоит ли ругать за шаблонный сценарий игру, где во главе угла стоит механика сетевых боев? Сам Патрик Бах открыто признает, что придумывать геймплей у шведов получается гораздо лучше, чем писать сценарии, да и вообще взять, к примеру, Minecraft — сюжета нет, а играть интересно. Где-то он, конечно, лукавит — кампания Battlefield 3 звезд с неба не хватала, являя собой чуть более высокотехнологичный Call of Duty со всеми его жанровыми болячками: линейностью, скриптами и принудительным возвращением на поле боя при малейшей попытке шагнуть в сторону.

Режим командира открывается по достижении десятого уровня. Если командуете вы из рук вон плохо, ваши подчиненные могут устроить бунт и даже заменить руководителя.

Но, пожертвовав в тот раз индивидуальностью в пользу обкатанной конкурентами схемы, теперь разработчики, по-видимому, что-то осознали и в новой части решили опять-таки вернуться к принципам Bad Company. Вместо прямого коридора — набор более или менее открытых пространств, где можно самостоятельно выбирать, с какой стороны зайти и как организовать нападение. Однако противник далеко не всегда ведет себя честно и все еще повинуется скриптам — сколько бы раз вы ни переигрывали, скажем, один момент ближе к началу игры, самый первый враг попытается обойти вас через балкон, двое кинутся вниз по лестнице, а четвертый останется прикрывать товарищей снизу.

К тому же мир здесь все равно завязан на игрока, и если тот замрет, то и действие вокруг остановится. Пример: в здание врезается вертолет, обломками придавливает союзника, и он лежит с раздробленной ногой и молит о помощи… Но торопиться совсем не обязательно, можно побродить по окрестностям, пособирать трофеи, перекурить, бросив управление... Без нашего участия ни вертолет не взорвется, ни персонаж кровью не истечет. Хоть бы поторапливали, что ли?

Ирландец всеми силами старается спасти как можно больше жертв войны, но выходит у него не всегда.

Нашему отряду тоже доступны тактические маневры, только пользоваться ими в бою, как правило, некогда. Здесь не XCOM: Declassified и даже не Brothers in Arms , умной паузы нет и не предвидится, а долгие копания в меню попросту сбивают темп боя. Обычно все управление сводится к целеуказанию — отдаете команду атаковать и смотрите, как союзный танк сносит вражескую технику или вертолет разгоняет снайперов с крыш.

Есть в кампании и выборочная разрушаемость, но работает она обычно на противника, а не на игрока. Захотел спрятаться в доме? Получи танковый залп! Укрылся за стеной? Скоро забросят гранату. А самому заняться перепланировкой уровня мешают искусственные ограничения — сносить можно только те стены, которые предусмотрены «под снос» разработчиками. Разрушаемость нужна больше для создания атмосферы — как правило, помещения уставлены всякими декоративными предметами, которые весело разлетаются по углам во время первой же перестрелки. Со стен сыплется штукатурка, столы крошатся в щепу, пыль столбом застилает обзор… В такие моменты вживание в роль солдата ощущаешь особенно остро.

Paracel Storm можно смело назвать нашей любимой картой. По статичной картинке непонятно, но беспощадный ливень и сильный ветер там почти как настоящие.

Однопользовательскую игру мы тестировали на Xbox One и ПК, и если на консольной версии никаких багов не обнаружилось, то компьютерная время от времени выкидывала фортели: то дома в Шанхае исчезают с горизонта, то напарники теряют след героя, и за ними приходится возвращаться. А один из второстепенных персонажей во время диалога почему-то не открывал рот, но все равно говорил…

Кажется, кампании Battlefield 4 попросту не хватило шлифовки. Все претензии сводятся к мелким багам и не всегда умелой расстановке скриптов, что лишний раз подтверждает: сетевой режим у DICE в однозначном приоритете. Но все же, если не будет кампании, некоторые игроки останутся недовольны «обезличенным» и «безжизненным» мультиплеером, к которому даже не потрудились приколотить сюжет. А стоит ли слишком уж стараться ради шестичасового «довеска»?

Сеть

Мультиплеер всех недостатков одиночного режима попросту лишен. К тому же на каждой карте есть некий интерактивный объект, и, правильно его применив, можно полностью изменить топографию уровня. К примеру, на Paracel Storm можно уничтожить ветряк, в котором застрял огромный крейсер. Освобожденный корабль прямым курсом направится к ближайшему острову и врежется в него, фактически разделив на две половины. Мало того, что это затрудняет прицеливание снайперам, так еще и захват самого судна дает тактическое преимущество — на борту есть мощные противовоздушные орудия, которыми можно воспользоваться.

Одна из точек на карте Golmund Railway динамичная — это поезд, который постоянно движется.

Это и есть обещанная система Levolution , и работает она на каждом из уровней. Где-то можно обрушить небоскреб, подорвав несущие конструкции, и на карте временно образуется пылевое облако, мешающее прицелиться. И проходимость снизится, ведь руины придется огибать. А на другой карте можно взорвать огромную трубу, усыпав все вокруг мешающими проезду обломками.

Есть и более мелкие интерактивные объекты: если обесточить помещение, в темноте станет неудобно стрелять, боец, пробежавший через металлодетектор, активирует сирену, и она предупредит вражескую команду о визите, и так далее. Пока еще все эти детали не изучены, поэтому играть втройне интересней — никогда не знаешь, где натолкнешься на очередной подвох. Конечно, со временем игроки к картам попривыкнут и восторг спадет, но пока любая из карт полна сюрпризов. Причем таких, которые потом очень здорово пересказывать друзьям в виде военных баек: «Шел я, значит, по тоннелю, а на голову мне прямо сквозь потолок свалился танк!»

С постобработкой и эффектами в Battlefield потрудились, конечно, сказочно. Картинка сочная, яркая, не в пример серой третьей части.

Карты настолько огромны, что на разных участках разительно отличается геймплей. На одном и том же уровне Flood Zone на крышах царит вечная суматоха, потому что там всегда есть где спрятаться и трудно заметить, откуда прилетела шальная пуля. Но там же, только на парковке, все относительно спокойно. Пространство открытое, откуда могут появиться враги — известно, и неожиданностей обычно не бывает. Зато на дальнем участке из-за обилия удобных подъездов скапливается вся бронетехника — и тоже геймплей совершенно другой.

Новые режимы

Помимо привычного «захвата» в Battlefield 4 появилось два совершенно новых режима.

Первый из них — Obliteration — крайне нервный. На карте появляется бомба, ее нужно схватить и доставить на базу соперника. Без командной работы здесь делать нечего, но с непривычки большинство игроков плюет на защиту точек и наперегонки бросается к бомбе. Схватить ее и унести, когда в одной точке скопилось несколько десятков человек, почти невозможно, разве что исхитриться незаметно подобрать и смыться на быстроходном транспорте. Зато взорвать объект после этого проще простого — в защите-то никто не остался.

«Battlefield 4» («Поле боя 4») - кроссплатформенная компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, одиннадцатая по счету из серии игр Battlefield, которая разрабатывается компанией DICE и будет издана Electronic Arts для платформ PC, PlayStation 3, PlayStation 4 и Xbox One. DICE официально подтвердила разработку игры 17 июля 2012 года, дебютный анонс - 27 марта 2013 года. Основные соперники Battlefield 4 игры Call of Duty: Ghosts , Titanfall и Destiny .

Сюжет

Действия Battlefield 4 развернутся через 6 лет после своего предшественника в 2020 году. Нам предстоит играть роль сержанта Дэниела Рекера (Daniel Recker), бойца элитного подразделения, известного как группа Tombstone (Надгробная плита). Отряд получил задание отправиться в Баку (Азербайджан) и получить важную информацию от беглого российского генерала. Группу обнаруживают, и приходится с боем прорываться назад, сражаясь с превосходящими силами армии России. Возвращаясь на «Валькирию» - авианосец класса «Оса», - где выясняется, что добытые сведения подтверждают самые худшие подозрения: китайский адмирал Чанг (Chang) планирует устроить военный переворот в Китае, и Россия готова его поддержать.

После анализа ситуации «Валькирия» взяла курс на Шанхай. Группе Tombstone поручено войти в город и эвакуировать группу ВИП-персон. Весь Китай охвачен волнениями после того, как США были обвинены в убийстве Джин Джи, возможного лидера страны и активного борца за мир. Адмирал Чанг отменил выборы и ввел закон военного времени. США и Россия сосредоточили крупные силы у китайского побережья. Напряжение нарастает. Достаточно одной искры, чтобы вспыхнул полномасштабный военный конфликт.

На улицах Шанхая царит хаос: протестующие то и дело вступают в столкновения с полицией. Группе удалось найти ВИП-персон, среди которых оказался оперативный агент ЦРУ Лазло В. Кович (Laszlo W. Kovic), а также таинственный человек, на которого китайские военные ведут настоящую охоту. С помощью Ковича отряд вырываетесь из Шанхая и возвращаетесь на «Валькирию». В качестве беженцев на корабль поднимаются и многочисленные жители города. Связь не работает, и «Валькирия» направляется в Сингапур - по последним данным, именно там должен находиться флагманский корабль «Титан» и 7-я авианосная группа США. В Сингапуре группа видит душераздирающую картину огня и разрушения. Флагман потоплен, флот уничтожен, и с этого момента отряд ни в чем не может быть уверен.

Минимальные требования Процессор Intel Core 2 Duo E6600 2,6 ГГц/AMD Athlon 64 X2 2,8 ГГц, 4 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 9 и 512 Мбайт памяти, например NVIDIA GeForce 8800 GT/AMD Radeon HD 3870, 30 Гбайт на жестком диске, интернет-соединение и учетная запись в Origin Рекомендуемые требования Процессор Intel Core i7-930 Quad 2,8 ГГц/AMD Phenom II X6 2,8 ГГц, 8 Гбайт RAM, видеокарта с поддержкой DirectX 11 и 3 Гбайт памяти, например NVIDIA GeForce GTX 660/AMD Radeon HD 7870 Дата выхода 29 октября 2013 года Возрастной ценз от 17 лет Платформы PC, PlayStation 3, Xbox 360, PlayStation 4, Xbox One Официальный сайт

Игра протестирована на PC

Несмотря на то, что DICE предусмотрительно выпускает Battlefield 4 не только на консолях текущего поколения, но и на Xbox One и PlayStation 4, четвертую часть нельзя назвать полноценной nextgen-игрой. Красиво, зрелищно, порой эпично — да, но не более того. Новые модельки, текстуры высокого разрешения, реалистичное освещение и очень детализированные разрушения. Что ни говори, хваленый Frostbite 3 работает на ура. Однако откровенная халтура разработчиков нередко вызывает недоумение: «Не успели? Поленились? Сэкономили?» В общем, Battlefield 3 в свое время впечатляла куда сильнее.

⇡ Простой военный шутер

А ведь зачастую проект спотыкается на сущих мелочах. Во время прохождения одиночной кампании наблюдательный игрок то и дело замечает до боли знакомые объекты: бочки с горючим, обшарпанные стены, напольные покрытия, эффекты частиц при взрывах — все это бережно перенесли из третьей части. Над анимацией и ее технической частью, кажется, вообще не работали — персонажи двигаются точь-в-точь как раньше, могут вмиг оказаться в нескольких метрах над землей, а то и вовсе пройдут сквозь закрытую дверь. Одно хорошо: теперь пуля, попавшая в тело, буквально сбивает бойца с ног и заставляет его ползком добираться до укрытия. Заметная дань реализму.

А вот искусственный интеллект противников так и замер в зачаточном состоянии. Видимость ожесточенной войны неприятели, конечно, создают. Солдаты стараются вести оживленные боевые действия: бросают осколочные и свето-шумовые гранаты под ноги главного героя, прячутся за столбами и рельефом, меняют позиции и, испугавшись за свою шкуру, иногда просто не высовываются. Увы, так или иначе, смотрятся попытки кремниевых болванов все равно жалко, особенно если говорить о командной работе — она у них приближена к нулю. Не отстают и наши напарники: выстрелы, крики, перебежки, а крутым Рэмбо все равно остается игрок. Нам все нипочем — раны от десятков попаданий и танкового залпа лечатся за ближайшим углом.

И ладно, если бы сложность увеличивалась за счет чего-то другого. Но, несмотря на просторные локации, от начала и до конца никаких тактических задачек нам не подкинут. Напротив, разработчики еще больше упростили прохождение двумя элементами. Первый позволяет приказать нашему отряду стрелять на подавление. В зависимости от миссии помощники разные — как простые солдаты, так и вертолет или танк. Увы, эффект «тактического» элемента, как в Brothers in Arms, всегда один: напарники беспрерывно поливают свинцом одну точку. Таким образом, прогулочным шагом можно обойти всех противников по очереди. Второе, не менее жульническое нововведение — тепловой бинокль, пришедший прямиком из Crysis. Достаточно осмотреть поле боя с помощью этого устройства, как сразу становится ясно, в каком направлении полетят пули. Одним словом, одиночная кампания еще больше приблизилась к жанру «тир с мишенями».

⇡ Рельсы войны

Желание Electronic Arts побороть Call of Duty на ее же поле здесь видно практически во всем, и дело не только в бестолковых перестрелках. Сюжет Battlefield 4 написан в духе типичного технотриллера. Китайский адмирал Чан решил устроить переворот в собственном государстве; пара электромагнитных ударов — и вот граждане в панике покидают страну, отдельные группы людей записываются в партизаны, а ВМФ США чудом держит на плаву последние авианосцы. Особого смысла вникать в эту муть, на самом деле, нет. Ведь, как и Activision, сценаристы DICE работают по схеме «секунды на разговоры, часы на стрельбу». Миролюбивые персонажи пытаются выбить скупую слезу вечными размышлениями и дешевой моралью, а солдаты страдают бессмысленным героизмом и непослушанием начальству. В 2013 году требования к играм совсем другие, и такой подход, кроме скуки, ничего не вызывает.

Сами задания оригинальностью тоже не блещут. Впереди закрытая дверь и контейнер с клейморами? Готовьтесь к прибытию небольшой армии. Пока напарник борется с непроходимым препятствием, игроку предлагают перебить всех нападающих. Этот прием повторяется два раза на протяжении кампании длиной в скупые пять часов! В Battlefield 3 нам давали поучаствовать в танковых боях, мы садились в кокпит самолета, прикрывали членов отряда снайперским огнем... Здесь — захудалая стелс-вылазка заканчивается первым же перерезанным горлом.

Единственное, что действительно вызывает восторг во время прохождения Battlefield 4, — это разрушения. Да, большинство из них заскриптованы, причем некоторые — неудачно (нередко объекты намертво застревают в домах), но когда перед глазами взрывается плотина или падает огромная труба, захватывает дух. Конечно, эпического падения Эйфелевой башни из Call of Duty: Modern Warfare 3 или «вертолетного дождя» из Modern Warfare 2 ждать не стоит. Однако Frostbite 3 все-таки способен показать нам куда большую детализацию. Каждый кусочек разлетевшегося самолета хочется разглядывать покадрово, а некоторые сцены вы явно пересмотрите не один раз. Хотя бы одним глазком, на Youtube.

⇡ Перепиши историю

К счастью, разнести все к чертям можно и в многопользовательских баталиях. В Battlefield 3 система разрушений имела скорее косметический эффект. Да, можно было пробивать стену из РПГ, но принципиально это ничего не меняло. В четвертой части первое время действительно не знаешь, что делать, когда в соседнюю комнату бесцеремонно въезжает вражеский танк. Тактических маневров здесь хватает. Например, теперь противника можно запереть в контейнере, предварительно подкинув ему гранату. Стальные жалюзи позволят закрыть окна от шальных пуль, а правильно уложенная взрывчатка с легкостью разнесет потолок подземной парковки. Металлодетектор оповещает о пробежавших мимо солдатах, стеклянные крыши простреливаются в два счета, в помещениях теперь выключается свет, — а это уже реальная необходимость использовать прицел с насадкой ночного видения.

Тем не менее основное веселье начинается, когда подрывается что-то действительно огромное. Мост, плотина, плывущий эсминец, антенна... Авторы добавили на карту большое сооружение, позволили его разнести и назвали эту систему Levolution. Пафосный термин выбран не зря — при уничтожении одного из таких объектов правила на карте серьезно меняются. По затопленному городу можно передвигаться только на катерах, а корабль, перекрывший половину острова, заставит кардинально поменять тактику. Падающий посреди локации небоскреб наверняка видели все — это не только выглядит красиво, но и сказывается на расположении точки захвата.

К слову, видов игры прибавилось. «Превосходство» вернулось из дополнения Close Quarters к Battlefield 3 и, по сути, является тем же традиционным режимом, только без техники. Во время перестрелок на узких картах азарт возрастает в разы и больше напоминает мультиплеерные схватки Call of Duty: возрождения долго ждать не приходится, но и убивают довольно быстро. Любители Counter-Strike наверняка обрадуются появлению режима «Обезвреживание». Правила в нем стандартны: одна команда закладывает бомбу, а вторая — пытается ей помешать. Обстановка накаляется за счет того, что возрождаться здесь можно только один раз, да и то если медик постарался. Ну и самый, пожалуй, оригинальный режим, достаточно сильно похожий на традиционный захват флага, — «Истребление». Здесь взявший взрывчатку отображается на радаре у всех игроков сразу, а потому экшен разгорается нешуточный.

Разумеется, DICE традиционно все завалила на старте. В первые дни после релиза невозможно было играть в принципе — на многих системах Battlefield 4 безбожно тормозила. Мультиплеер и сейчас чувствует себя неважно — баланс отсутствует, баги мешают нормально целиться, с серверов частенько «выкидывает». В общем, оценка в итоговой таблице ставится скорее за огромный потенциал многопользовательской части, нежели за ее нынешнее состояние. После выхода Battlefield 3 ее тоже сильно ругали, а в итоге сотни тысяч играли в нее ровно два года. И продолжат играть, пока все проблемы наследницы не будут решены.

Достоинства:

  • мощный движок, способный демонстрировать голливудские разрушения;
  • прекрасная работа со звуком;
  • потенциально великолепный мультиплеер.

Недостатки:

  • одиночная кампания подражает Call of Duty;
  • чрезвычайное количество багов.
Графика Frostbite 3 держится молодцом. Игра смотрится очень эффектно. Во многом это, конечно, связано с красивым освещением и шикарными разрушениями — взрывается тут все и вся буквально на каждом шагу. Подвела разве что традиционная для DICE оптимизация — точнее, ее полное отсутствие, ну и некоторые баги. 8
Звук После Battlefield 3 сложно было представить, что звучание войны может быть еще правдоподобнее. Четвертая часть показала, что может. Саундтрек только стал чуточку хуже, но основная тема все равно вызовет у фанатов мурашки по коже. 9
Одиночная игра Одиночная кампания Battlefield 4 печальна. Если Battlefield 3 все-таки имела что-то самобытное, то четвертая часть практически полностью копирует Call of Duty. Ненавязчивый пятичасовой тир заказывали? 7
Коллективная игра Если бы не ошибки в коде, Battlefield 4 сразу взяла бы эстафету в свои руки. Некоторые правила по сравнению с предыдущей частью остались прежними, некоторые поменялись. Возможности для настройки оружия и техники увеличились, а классы стали еще сильнее отличаться друг от друга. Нужно только подождать пару-тройку патчей. 8
Общее впечатление Откровенно говоря, Battlefield 4 могла быть гораздо лучше. Оптимизация хромает на обе ноги, сетевой код не отлажен, одиночная игра скучна и даже не подходит в качестве разминки перед мультиплеером. И все же многопользовательская часть, как всегда, получилась отличной. А ради нее все и затевалось. 8

Battlefield 4

Видео:

Игра "Бателфилд 4" появилась на игровом рынке 29 октября 2013 года, побив все действующие рекорды по предварительным продажам. Выход игры ознаменовал начало целой эпохи, показав небывалый реализм. Произведение получило множество положительных отзывов как от простых геймеров, так и от популярных игровых изданий. Несмотря на высокий уровень проработки, игра получилась довольно сложной.

Сюжет

Все действия, происходящие в четвертой части, являются прямым продолжением "Бателфилда 3". Игроку предстоит погрузиться в роль Даниэля Рэкера - бойца разведывательного корпуса "Могильщики". История начинается в 2026 году на одной из операций в столице Азербайджана, где команде главного героя предстоит выйти на русского информатора. В ходе операции группу военных обнаруживает российская армия, из-за чего покидать место действий приходится с боем. Героям удается выбраться, но они узнают печальную правду о том, что в Китае готовится военный переворот.

Игровая история стремительно развивается, и команде из американских военных приходится в срочном порядке эвакуироваться из Шанхая. Их обвиняют в убийстве действующего лидера страны, а в Китае объявляется военное положение. Новый глава объявляет военное положение и отменяет запланированные государственные выборы. Мир входит в состояние новой "холодной войны" против США. У китайского побережья концентрируются крупные военные силы двух сверхдержав. Шанхай поглощает волна протестов - митингующие вступают в открытую конфронтацию с национальной армией.

Команде удается покинуть Китай и проникнуть на территорию Сингапура в качестве беженцев. Там они наблюдают душераздирающую картину потопления американского флота и падение целой империи. После этого "Могильщикам" предстоит вести войну из подполья.

Концовки

Игра предполагает несколько вариантов окончания сюжетной линии. Игроку предоставляется возможность выбора:

  • Не отдавать взрывчатку никому из компаньонов, уничтожив при этом "Валькирию".
  • Отдать бомбу Ханне, оставив в живых Ирландца и Пака.
  • Отдать бомбу Ирландцу и спасти Ханну.

Читы на "Бателфилд 4"

Несмотря на интересный сюжет и хорошую реализацию сеттинга, многим геймерам игра показалась слишком сложной. Для решения этой проблемы появилось несколько сборок устанавливаемых читов на "Бателфилд 4", которые в среде игроков называются "трейнерами". С их помощью геймер мог стать невидимым, получить бесконечный запас оружия и обрести неуязвимость от пуль. Такие вспомогательные программы часто идут в комплекте с неприятными вирусами, так что скачивать их не рекомендуется.