Бар-кохбы восстание. Кто ты, Бар-Кохба

Имеет характер легенд), которые не дают возможности составить достаточно детальное представление о его личности. Его настоящее имя было, очевидно, Шим‘он бар (бен) Косва (или Косева). Имя Бар-Кохба (по-арамейски `сын звезды`), полученное им, вероятно, уже во время восстания, отражает мессианские чаяния народа, являясь интерпретацией слов Библии о звезде от Иакова (Чис. 24:17).

Известен также под оскорбительным именем Бар-Козива (по-арамейски `сын лжи`), данным ему, очевидно, его противниками или теми, кто разочаровался в нем после поражения восстания. Традиция повествует о Бар-Кохбе как о вожде, который руководил и экономикой территорий, находившейся под его контролем, и армией. Он правил властно, вдаваясь во все мельчайшие подробности управления. Для поддержания дисциплины Бар-Кохба прибегал к угрозе наказания даже по отношению к ведущим военачальникам своей армии, а порой применял и устрашающие наказания. В современных ему документах и на чеканенных им монетах Бар-Кохба именуется неси Исраэль (`князь Израиля`).

О восстании Бар-Кохбы, о том, как оно вспыхнуло и проходило и о его исходе имеются лишь разрозненные и отрывочные сведения, частью довольно позднего происхождения. Основным источником служат не достаточно подробные заметки греческого историка Диона Кассия (родился, видимо, в 155 г. - умер где-то после 229 г.) в главах 12–14 книги 69 его «Римской истории», написанной в промежутке между 194 г. и 216 г. Найденные в середине 20 в. документы, составленные самим Бар-Кохбой, имеют в большинстве случаев экономический и административный характер и не содержат сведений о военных действиях или о политическом или военном значении восстания.

Оно вспыхнуло, вероятнее всего, в 132 г. Ему предшествовали декрет римского императора Адриана , проведшего 129–132 гг. в Палестине и соседних с ней странах, о смертной казни за совершение обряда обрезания и постройка им нового города на месте Иерусалима. Этот город Адриан назвал Элия Капитолина в честь самого себя (Publius Aelius Hadrianus) и в честь Юпитера Капитолийского. В новом городе он воздвиг храм Юпитера, что, по свидетельству Диона Кассия, вызвало «свирепую и затяжную войну». Сигналом к восстанию послужил отъезд императора в Грецию (летом 132 г.). В сущности, восстание Бар-Кохбы было продолжением антиримских восстаний евреев диаспоры в 115–117 гг. н. э.

Кассий приводит краткое описание хода восстания. Втайне от римских властей евреи собирали силы, ожидая удобного случая, который представился после отъезда Адриана. Они захватили несколько городов и укрепили их, возведя стены и прорыв подземные переходы. Адриан был вынужден срочно вызвать одного из своих самых способных военачальников, Юлия Севера, который прибыл в Иудею из Британии. Кассий сообщает, что римляне в ходе боев разрушили 50 крепостей, уничтожили 985 деревень и убили 580 тыс. человек. Много евреев погибло от голода, болезней и пожаров; в этой войне погибло также много римлян, и Адриан, сообщая сенату о победе, не начал свою речь обычной формулой «Я и моя армия здравствуем». Кассий пишет, что восстание, очень тщательно подготовленное, «охватило всю Иудею» (под этим названием он, очевидно, подразумевает большую часть Эрец-Исраэль, включая Галилею и Голан) и его поддержали «евреи всего мира» и даже неевреи и «казалось, что весь мир пришел в неистовство». По своим размерам и накалу восстание Бар-Кохбы приобрело масштабы войны, представлявшей угрозу для всей Римской империи. В войне принимали участие отряды легионеров, прибывшие из всех частей империи, в том числе войска из Египта и даже из далекой Британии, а также сирийский флот. Решающие сражения происходили в Иудее, на Прибрежной равнине, в горах и, в конце восстания, в Иудейской пустыне. Война, по-видимому, продолжалась три с половиной года. Повстанцы захватили Иерусалим, о чем свидетельствуют надписи на некоторых отчеканенных в то время монетах: «[такой-то год] от освобождения Иерусалима», а также, в некоторой степени, документы, найденные в пещерах Иудейской пустыни . Так, дата одного из этих документов - «третий год от освобождения Иерусалима». Из такой датировки можно заключить, что для восставших Иерусалим не только олицетворял стремление евреев к свободе, но и служил политическим символом консолидации сил повстанцев и их господства над Иудеей.

Последним оплотом Бар-Кохбы была крепость Бетар в Иудейских горах. Документы, найденные в Иудейской пустыне, говорят, что и после падения Бетара отдельные очаги восстания сохранялись в пустыне и на берегу Мертвого моря . В талмудической литературе и мидрашах Бетар считается крепостью, в которой повстанцы нашли последнее пристанище, а ее падение и поражение Бар-Кохбы, нашедшего там свою смерть, символизируют конец всего восстания. Бетар был, по-видимому, выбран восставшими в качестве их главной цитадели из-за выгодного стратегического положения. Крепость стояла на хребте горы, возвышавшейся над долиной Сорек и господствовавшей над важной дорогой Иерусалим - Бет-Гуврин . Усиленная осада Бетара римлянами началась, очевидно, после того, как они захватили Иерусалим. Но даже и во время этой осады защитники Бетара поддерживали связь с лагерями повстанцев в Иудейской пустыне. Очевидно, Бетар имеется в виду в одном из найденных в Иудейской пустыне документов, в котором говорится: «Возле колодца Бен Косвы, главы Израиля, в лагере...» Евсевий сообщает, что Бетар был осажден на 18 году правления Адриана, то есть в 134 г. н. э. (приблизительно спустя два года после начала восстания), и что причиной падения крепости были царившие там голод и жажда. Согласно талмудическим источникам, Адриан три с половиной года безуспешно осаждал Бетар, но затем некий самаритянин заявил Бар-Кохбе, что вступил в сговор с его дядей, известным законоучителем, таннаем Эл‘азаром из Моди‘ина, находившимся в Бетаре среди участников восстания, и целью сговора является сдача города римлянам. Разгневанный Бар-Кохба убил Эл‘азара, и «сразу же Бетар был захвачен, и Бен-Козива нашел свою смерть». Из этого рассказа можно сделать вывод, что к концу осады между религиозными авторитетами и Бар-Кохбой, очевидно, появились существенные разногласия. Не вызывает сомнений, что захват Бетара потребовал от римлян больших усилий и завершился лишь благодаря стечению благоприятных для них обстоятельств, одним из которых могли быть и указанные разногласия.

Смерть Бар-Кохбы (видимо, в 135 г.) окружена ореолом легенд и преданий. Рассказы об учиненной римлянами в Бетаре резне свидетельствуют о крайней ожесточенности борьбы. В еврейской традиции падение Бетара было несчастьем, равным разрушению Первого и Второго храма . Во время репрессий, последовавших за падением Бетара, большая часть еврейского населения Иудеи была уничтожена. Уцелевшие подверглись жестоким преследованиям, были распространены продажа в рабство и выселение из родных мест, запрещалось проведение религиозных обрядов. Центр еврейской жизни переместился на север страны, главным образом в Галилею. В результате поражения восстания Иудея окончательно утратила свою независимость. Так закончилась последняя и, вероятно, величайшая из войн, которые вели евреи древнего мира.

Найденные в Иудейской пустыне в 1952–61 гг. документы, датируемые периодом восстания Бар-Кохбы, содержат много дополнительных сведений, представляющих большое значение для понимания социальных и экономических условий, в которых оно проходило. Первые документы были найдены в 1952 г. в Вади-Мурабба‘ат, в 18 км южнее Кумрана . Среди них имеются торговые соглашения, документы о разводах, два письма Бар-Кохбы и одно письмо руководителей общины военачальнику Иех ошуа бен Галголе. Археологическая экспедиция 1960–61 гг. обнаружила южнее Эйн-Геди скелеты, остатки ткани, одежды, металлические и стеклянные сосуды и остатки пищи, а также много писем и документов. Все эти находки датируются периодом восстания Бар-Кохбы (их хорошая сохранность объясняется сухим климатом пустыни). Письма и документы (они найдены в пещере и написаны на иврите, арамейском и греческом языках) позволяют судить об экономическом положении южной Иудеи накануне восстания и в разгар войны. (О содержании этих документов, их языке, литературных формах и историческом значении см. Мёртвого моря свитки .)

В письмах, написанных от имени Бар-Кохбы (но, очевидно, не им самим) говорится о повседневных делах. Некоторые из этих писем не совсем понятны. Судя по датам, они написаны между вторым и четвертым годом освобождения Израиля (132–134). Все они начинаются почти одинаковой формулой: «[От] Шим‘она бар Косвы, наси Израиля, такому-то (или таким-то) - мир». В одном из писем к военачальнику Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба пишет о галилеянах, которых следует защищать, и, строго напоминая своим людям об этом, угрожает им кандалами за нарушение своего приказа. В другом письме к Иех ошуа бен Галголе Бар-Кохба обязывает гостеприимно встречать людей, приносящих пшеницу (видимо, налог), предоставлять им пристанище до исхода субботы. В других обнаруженных в Нахал-Хевере письмах Бар-Кохба отдает распоряжения Масбелу (Масабалу) бен Шим‘ону и Ионатану бен Баяху, которые, по всей вероятности, командовали флотом в районе Эйн-Геди, о руководстве людьми, о поставках пшеницы, уборке зерна, конфискации имущества и проведении мобилизации в Ткоа , граничащем с Иудейской пустыней.

Стиль Бар-Кохбы очень суров, в письмах часто содержатся угрозы за невыполнение его приказов. В письме на иврите Ионатану и Масбелу из Эйн-Геди Бар-Кохба приказывает следить за погрузкой корабля, стоящего на якоре в этом порту. К начальникам тыла армии и живущему в полупустынных районах населению, которые вызвали гнев Бар-Кохбы тем, что в нарушение его приказа не поставили провиант, он обращается с такими словами: «Вы живете в достатке, проедая и пропивая собственность дома Израилева, и нет вам дела до братьев ваших». В письме на арамейском языке Бар-Кохба приказывает Иех уде бен Менашше из Кирьят-Аравая поставить ему «четыре вида» (арба‘а миним ) плодов и растений, употребляемых во время религиозных обрядов в праздник Суккот , и напоминает ему, очевидно, о сборе десятины. Подобные высказывания дают основание для вывода, что, несмотря на войну и опасности, люди Бар-Кохбы строго соблюдали такие заповеди иудаизма, как святость субботы, приношения кох енам и левитам, исполнение праздничных обрядов.

Судя по упоминаемым в этих документах названиям населенных пунктов, под властью Бар-Кохбы находились обширные территории, включающие пограничные области в Иудейских горах, район Бет-Гуврин (Ир-Нахаш) и ряд районов Иудейской пустыни. Можно также предположить, что Бар-Кохба поддерживал связь с территориями, расположенными к востоку и югу от Мертвого моря. Оставшиеся в живых участники восстания спасались в Иудейской пустыне, которая превратилась в повстанческий центр. Найденные в районе пещер у Нахал-Хевер следы римских военных лагерей свидетельствуют, что римские легионы осаждали последних повстанцев, которые вместе со своими семьями скрывались в этих пещерах. Окруженные римлянами, они нашли там свою смерть.

В еврейской литературе гонения, связанные с восстанием Бар-Кохбы и последовавшие за ним, нашли отражение в сказаниях о десяти мудрецах-законоучителях во главе с рабби Акивой , преданных римлянами мученической смерти.

КЕЭ, том: 1.
Кол.: 291–296.
Издано: 1976.

[арам. -сын звезды], прозвище Симона Бар Косибы, вождя последнего крупного антирим. восстания 132-135 гг. в Иудее. Основной причиной восстания послужило решение имп. Адриана построить на месте разрушенного римлянами в 70 г. Иерусалима рим. колонию Элия Капитолина с храмом Юпитера. Восставшие провозгласили своей целью спасение Израиля, освобождение Иерусалима и восстановление храма. Адриан, сосредоточив в Иудее крупные силы и лучших полководцев, добился ценой тяжелых потерь подавления восстания. В 135 г. Б.-К. погиб при захвате римлянами крепости Бетар недалеко от Иерусалима. Огромное число жителей Иудеи пали в боях или умерли от голода и эпидемий, Иудея была переименована в Сирию Палестину. Евреям было запрещено не только жить в Иерусалиме, но даже приближаться к нему. Он был отстроен заново как рим. г. Элия Капитолина. Имп. Адриан ввел ряд суровых запретов религ. характера, в частности на обряд обрезания. За отказ подчиняться этим требованиям был подвергнут мучительной казни один из самых авторитетных евр. законоучителей рабби Акива . После смерти Адриана (138) эти запреты были отменены.

«Римская история» греч. историка Диона Кассия (LXIX 12-14) является основным источником, рассказывающим о ходе восстания, однако в ней ничего не сообщается о его вожде. O происхождении и жизни Б.-К. до начала восстания сведений также нет. Сохранившиеся разнородные, фрагментарные и не всегда достоверные свидетельства позволяют воссоздать неск. различных образов Б.-К. В изображении христ. писателей II-VI вв. Б.-К. предстает разбойником, самозванцем и жестоким гонителем христиан. Евсевий Кесарийский пишет, что «вождем иудеев был человек по имени Баркохеба, что значит «звезда»,- убийца и разбойник; он, ссылаясь на это имя, внушал рабам, будто он светило, спустившееся с неба, дабы чудом даровать им замученным свет» (Hist. eccl. IV 6. 2-3). Ссылаясь на апологию мч. Иустина Философа , жившего в Палестине при Б.-К., Евсевий указывает: «Баркохеба, предводитель иудейского восстания, приказывал жестоко пытать только христиан, если они не отреклись от Христа и отказывались хулить Его» (Ibid. IV 8. 4); в «Хронике», дошедшей до нас в лат. версии Иеронима, Евсевий сообщает о др. причинах жестокости Б.-К.: «Семнадцатый год правления Адриана [т. е. 133 г. по Р. Х.- Ред .] Кохеба, вождь иудейской секты, преследовал христиан и убивал их всевозможными способами, они отказывались помогать ему против римских войск» (PL. 26. Col. 619). Подобный образ Б.-К. сложился в среде палестинских христиан как под воздействием тех гонений, к-рым подвергались их собратья, не желавшие участвовать в восстании против Рима, так и вслед. широко распространенных среди них ожиданий прихода лжемессии.

В талмудической традиции III-VI вв. вождь восставших именуется Бар (или Бен)-Козба (арам. ), что означает «сын лжи» или «лжец». Судя по сообщению Иерусалимского Талмуда («Учил рабби Симон бен Иохай: Акива, мой учитель, указывал, что пророчество «взойдет звезда от Иакова» (Числ 24. 17) осуществилось в том, что взошел Косба от Иакова. Рабби Акива, когда видел Бар-Козбу, говорил: «Вот он, царь-Мессия». Сказал ему Иоханан бен Торта: «Акиба, раньше трава произрастет из щек твоих, чем придет сын Давида»» - Таанит 4, 68d), представление Акивы о мессианстве Б.-К. не разделялось др. законоучителями. В Вавилонском Талмуде указывается: «Бар-Козба царствовал два с половиной года. Сказал мудрецам: «Я Мессия». Сказали они ему: «О Мессии сказано, что он духом своим вершит суд (Ис 11. 2-4). Посмотрим, действительно ли он может духом своим вершить суд. Поскольку увидели, что это не так,- убили его» (Санхедрин 93b). Агадические предания представляют Б.-К. могучим богатырем, от колена к-рого отлетают обратно и убивают римлян ядра, выпущенные из их баллист. Даже имп. Адриан изумляется его доблести. Вместе с тем там же Б.-К. характеризуется как человек грубый, недалекий и безмерно гордый, обращающийся к Богу с молитвой, чтобы тот не вмешивался в его войну с Римом, поскольку он и сам справится. Гибель Б.-К. приписывается Божией воле (Таанит 4, 68 сd).

На монетах, а также в письмах и документах самого Б.-К., найденных в пещерах Иудейской пустыни в 50-60-х гг. XX в., он именует себя: «Симон, князь Израиля», но нигде не указывает на свое мессианство. В этих свидетельствах он предстает как глубоко религ. человек, следящий за строгим исполнением всех праздничных обрядов и ритуалов даже в период военных действий и называющий своих приверженцев «братьями». В то же самое время он выступает в образе энергичного и жесткого командующего, озабоченного мобилизацией всех людских и материальных ресурсов на борьбу с Римом и угрожающего подчиненным ему военачальникам и управляющим суровыми карами за неповиновение. Т. о., в условиях широко распространенных в Палестине мессианских ожиданий Б.-К. помимо своей воли стал восприниматься отдельными приверженцами как Мессия, а противниками - как лжемессия.

Лит.: Yadin Y. Bar-Kokhba: The Rediscovery of the Legendary Hero of the Last Jewish Revolt against Imperial Rome. L.; Jerusalem, 1971; Schafer P. Der Bar-Kochba Aufstand: Stud. z. 2. judischen Krieg gegen Rom. Tüb., 1981; Isaak B., Oppenheimer A. Bar Kokhba // ABD. Vol. 1. P. 598-601; Wise M. O. Bar Kokhba Letters // Ibid. P. 601-606; Евреи в Римской Империи в эпоху Талмуда (период Мишны - с 70 по 220 г. н. э.): Сб. статей. Тель-Авив, 1999. С. 266-284, 308-334, 360-373.

А. Л. Смышляев


Участие в войнах: Участие в антиримском восстании.
Участие в сражениях: Бетер.

(Simon bar Kokhba) Предводитель иудеев в восстании против римлян при императоре Адриане (131-135)

В течение 115—118 гг. иудеи трижды пытались безуспешно свергнуть ненавистное им римское иго. Наконец, в 130 г., сразу же после отъезда императора Адриана из Сирии, тайно подготовленное восстание началось снова, и во главе его стал Бар-Кохба .

Он присвоил себе это прозвище (Бар-Кохба , что значит: сын звезды), так как древнее пророчество Моисея о восходящей из колена Иакова звезде должно было, по его убеждению, исполниться на нем. Впоследствии это прозвище было заменено другим — Бар-Казиба (сын лжи).

Сначала Бар-Кохба боролся с большим успехом против римлян, которые вынуждены были оставить Иерусалим. Он был даже объявлен царем и стал чеканить собственную монету.

Война перешла за переделы самой Палестины. Пятьдесят городов и множество деревень признали власть восставших, в рядах которых сражался и знаменитый раби Акива со своими учениками. Но когда явился полководец Адриана Юлий Север , Иерусалим пал.

Тогда Бар-Кохба удалился в крепость Бетер.

В августе 135 г. осажденные были голодом принуждены к сдаче, при которой Бар-Кохба погиб от рук восставших.

Почти шестьсот тысяч иудеев погибли в этой битве. Многие, в том числе и Акива , были казнены, и жестокие кары последовали за этой последней попыткой иудеев возвратить себе политическую независимость.

СИМОН БАР-КОЗИВА (БАР-КОХБА)

(? - 135 до н.э.)

Предводитель восставшего против римлян иудейского народа.

Причиной массового восстания иудеев против римского владычества стала политика императора Адриана. Он вознамерился восстановить разрушенный Иерусалим не как священный центр Иудеи, а в виде типичного римского провинциального города с цирком и языческими храмами. Император ко всему прочему запретил обрезание и утвердил новые законы, которые крайне затрудняли местному населению совершение своих религиозных обрядов.

Все это привело к вооруженному возмущению иудейского народа против римлян. Восстание началось сразу после того, как император Адриан покинул Палестину. Во главе повстанцев встал Симон Бар-Козива - этого молодого человека считали мессией, и в народе ему дали новое имя Бар-Кохба, что в переводе означало "Сын Звезды".

Однако на открытые схватки с римскими войсками восставшие сразу не решились. Отряды повстанцев-иудеев начали партизанскую войну, укрываясь в хорошо знакомых им горных ущельях, где имелось много пещер, служивших надежными укрытиями. В ходе частых и внезапных нападений иудеев римские легионеры несли потери, а восставшие вооружались захваченным у них оружием, которого им так не хватало. Преследование нападавших успеха не приносило: повстанцы, прекрасно зная тропы в горах, легко уходили от пеших и конных неприятелей. Более того, устраивая на этих тропах засады, иудеи обычно одерживали верх в скоротечных рукопашных схватках с преследователями.

Партизанская война в палестинских горах закончилась тем, что римские легионы сочли за благо оставить Иудею и до поры до времени уйти в соседнюю Сирию. Предводитель восставших Бар-Кохба со своими отрядами вступил в священный город Иерусалим и там был объявлен правителем государства. Его славили как иудейского героя, победителя римлян.

Император Адриан решил подавить восстание в этой азиатской провинции Древнего Рима силой оружия. В 134 году до н.э. в Иудею был направлен с большой армией полководец Юлий Септимий Север (будущий император). Он действовал сперва успешно, но когда война с равнины переместилась в горы, легионеры снова стали нести серьезные потери.

Тогда на помощь Северу из Италии прибыл во главе двух легионов сам император Адриан. После этого дела у римлян пошли гораздо успешнее. Они стали овладевать одной за другой иудейскими крепостями, в которых укрывались основные силы повстанцев. Когда легионеры Юлия Септимия Севера взяли приступом Иерусалим, император убыл и Вечный город, предоставив своему полководцу завершение "замирения" Иудеи.

Север осадил крепость Бетар, которая стала последним прибежищем Бар-Кохбы и его сподвижников. Сильная горная крепость пала только после длительной осады: неприятелю удалось перекрыть доступ осажденным иудеям к источнику воды. После этого положение их стало безвыходным. Бетар римляне взяли ожесточенным штурмом, в ходе которого пали почти все защитники крепости.

В ходе войны против восставшей Иудеи оказались полностью разрушенными десятки местных городов и селений. Победители запретили иудеям селиться в священном для них Иерусалиме. Он был разрушен до основания и превращен в римскую колонию Элия Капитолина. Она была названа так в честь императора Публия Элия Адриана. Победители отправили военнопленных в Италию, где они стали рабами.

Из книги 100 великих пророков и вероучителей автора Рыжов Константин Владиславович

Симон Маг и Валентин Вся история становления христианского богословия проходила в напряженной борьбе с ересями, которые стали возникать сразу же после Вознесения Иисуса (о первых еретиках речь идет уже в посланиях апостолов). Так, на ранних этапах своей истории

Из книги 100 великих евреев автора Шапиро Майкл

СИМОН БАР-КОХБА (ум. 135 н.э.) Вижу Его, но ныне еще нет; зрю Его, но не близко. Восходит звезда от Иакова, и восстает жезл от Израиля, и разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых. Числ. 24:17 Симон Бар-Кохба, или Симон Сын Звезды, возглавил последнее восстание евреев против

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

16. Симон Хасмоней После плена Ионатана, брат его Симон стал во главе иудейского войска (143 г.). Симон употреблял все усилия, чтобы спасти жизнь своего брата, находившегося в заточении у Трифона, но это ему не удалось.Трифон сначала обещал отпустить пленника, если иудеи

Из книги Еретики и заговорщики. 1470–1505 гг. автора Зарезин Максим Игоревич

И ты… Симон В сложившихся условиях многое зависело от позиции митрополита Симона. Если бы он занял сторону Ивана III, или хотя бы сохранил нейтралитет, то вопрос, скорее всего, решился бы в пользу сторонников секуляризации. Но однажды потакнув великому князю в

Из книги Альбигойская драма и судьбы Франции автора Мадоль Жак

Из книги Пираты под знаменем ислама. Морской разбой на Средиземном море в XVI - начале XIX века автора Рагунштейн Арсений Григорьевич

Симон Дансекер Симон Дансекер, известный также как Симон-раис, был одним из самых известных ренегатов XVII века. Большинство исследователей варварийского морского разбоя считают, что именно он приобщил варварийских пиратов к использованию парусных судов вместо

Из книги Энциклопедия Третьего Рейха автора Воропаев Сергей

Визенталь, Симон (Wiesenthal), основатель Центра документации (архива) в Вене, целью которого был розыск избежавших наказания после окончания 2-й мировой войны нацистов. Родился в 1908 в Польше, по специальности архитектор. Визенталь был узником многих концентрационных лагерей.

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Симон Петлюра На тлі української революції й боротьби за Державність зарисовується постать Петлюри (1879-1926) найвиразніше й найбільш окреслено зпоміж усіх діячів того бурхливого часу. Ще як студент московського університету належав Петлюра до Революційної Української

Из книги Философия истории автора Семенов Юрий Иванович

3.12. СНОВА Л. СЕН-СИМОН В работах Т. Годскина и Р. Джонса излагаются определенные концепции общественного развития. Но эти концепции не являются философско-историческими. Они не дают картины всемирной истории. И во многом это связано с тем, что ни Т. Годскин, ни Р. Джонс не

Из книги Аналітична історія України автора Боргардт Олександр

5. Симон Петлюра Збереглася розлегла іконографія Симона Петлюри. Він був невисокий, рухливий; мав високого лоба, сірі очі, прямий ніс, енерґійно стиснутий рот, завжди готовий до посмішки, лице видовжене, русявий. Обличчя прямодухої людини, чесної перед собою та іншими. Ні в

Из книги Симон Петлюра. «Я родился в Полтаве и я верю в украинскую государственность...» автора Андреев Александр Радьевич

Симон Петлюра А в Полтаві дощ іде, А в Києві слизько. Утікайте комуністи, Бо Петлюра близько. Народная песня. Симон Васильевич Петлюра родился 10 мая 1879 года в сердце Украины – в пригороде Полтавы, в казацкой семье, которая переехала из села в город и была приписана к

Из книги Хранители Грааля автора Майорова Елена Ивановна

СИМОН ДЕ МОНФОР У папы Иннокентия III и французского короля бывали разногласия. Решительный понтифик в делах нравственности ни для кого не делал исключения. Когда Филипп Август отказался от венчанной супруги Ингеборги Датской и незаконно женился на Агнессе Меранской,

Из книги Донбасс: Русь и Украина. Очерки истории автора Бунтовский Сергей Юрьевич

Симон Петлюра Политика грабежа Украины в интересах иностранных государств всегда была отличительной чертой украинского национализма. И политика Директории, руководимой Симоном (Семеном) Петлюрой, в этом вопросе мало чем отличалась от политики свергнутого ими гетмана.

Из книги Идея государства. Критический опыт истории социальных и политических теорий во Франции со времени революции автора Мишель Анри

Но в Эрец Исраэль все еще оставалась еврейская жизнь: были общины в нескольких городах, и все еще действовал Санхедрин в Явне, перенесенный сюда великим раби Йохананом бен Заккаем после разрушения Иерусалима.

В 132-м г. н.э. на римский трон взошел Адриан. В начале его правления во многих провинциях произошли восстания против владычества римлян. Главной целью нового императора в этот период являлось наведение порядка в огромной империи. Чтобы усмирить восставших в западной части империи, Адриан пошел на некоторые уступки на востоке. Он вернул парфянам Вавилонию, а евреям обещал, что они смогут возвратиться домой и построить Храм.

Однако, когда после победы на западе Адриан вернулся в Сирию и Иудею, он отказался выполнить свои обещания. Для того чтобы обман не был столь очевиден, Адриан поставил невыполнимое условие - Храм не должен быть возведен на его первоначальном месте. Он знал, что новый Храм можно построить только на прежнем месте, и это условие делало строительство Храма неосуществимым.

Евреи были разочарованы таким поворотом событий. Стали раздаваться призывы к восстанию. Мудрецам с большим трудом удалось убедить народ не рисковать своей судьбой и судьбой родины.

Тем временем Адриан решил построить крепость на развалинах Иерусалима и заселить ее римлянами и греками. Евреи восприняли это решение, как оскорбление святыни. Пока Иерусалим стоял в развалинах, была хоть какая-то надежда, что вскоре он будет восстановлен. Решение построить на его месте город, заселенный язычниками , рассматривалось евреями, как святотатство. Времена правления императора Адриана напоминали эпоху правления греческого царя Антиоха Эпифана и времена Хануки : все усилия были направлены на превращение Иерусалима в центр язычества и на то, чтобы заставить евреев отказаться от Торы и ее заповедей. Против жестокого тирана восстал весь народ.

Шимон Бар Кохба, он же Бар Косба, он же Бар Козева

Вначале евреи воздерживались от прямых столкновении с римскими войсками. Они лишь атаковали из засад отдельные отряды римлян. С каждым днем ряды восставших пополнялись новыми воинами, так что вскоре они стали численно превосходить римские легионы. Турнус Руфус, тогдашний наместник римлян в Эрец Исраэль , пытался расправиться с восставшими. Однако каждый день приносил евреям новые победы над врагом.

Предводителем евреев был Шимон Бар Козева - человек невиданной отваги и бесстрашия. Имя Бар Козевы наводило на врага ужас и обращало его в бегство. Отряды восставших пополнялись и евреями галута , храбро сражавшимися вместе со своими братьями из Эрец Исраэль против разрушителей Храма.

Вскоре почти вся территория Эрец Исраэль была очищена от римлян. Раби Акива и другие мудрецы того поколения считали, что в Бар Козеве может быть потенциал стать долгожданным Машиахом (Помазанником) . Потому его стали называть Бар Кохба - дословно означает «сын Звезды» . Раби Акива считал, что именно о нем говорится в стихе: «Взошла звезда от Яакова». Однако, после того как Бар Козева был убит римлянами, стало ясно, что он не был Машиахом , которого все так ждали.

Адриан понимал, что восстание евреев представляет угрозу для всей восточной части Римской империи. Он послал к Эрец Исраэль своего выдающегося полководца Юлия Севера. На протяжении длительного времени Север не предпринимал широких военных операций, а только следил за действиями евреев. Он убедился, что мужество и отвага евреев беспредельны. И тогда римский полководец решил прибегнуть к неоднократно испытанной тактике. Сначала он приказал римскому флоту уничтожить все корабли, поставлявшие жителям Эрец Исраэль продовольствие и оружие. Дважды римская армия, расквартированная в Кейсарии, имитировала начало похода и возвращалась домой, так и не начав военных действий. Этот маневр прицел к ослаблению бдительности евреев. Многие из них считали нецелесообразным в разгар полевых работ начинать войну с римлянами. Север сумел воспользоваться недостатком осторожности евреев и постепенно захватывал город за городом. Развалины Иерусалима еще раз стали добычей врага. Но несмотря ни на что, Бар Козева не отчаивался. Он понимал, что в открытом бою ему трудно выстоять против римской армии. Поэтому он укрепился в районе Иудейских гор.

Главным укрепленным пунктом была огромная крепость Бейтар . На протяжении трех с половиной лет римляне вели осаду природных укреплений Иудейских гор. Евреи мужественно сражались с врагом и даже нападали на него, и время от времени римляне, осаждавшие Бейтар, сами попадали и окружение. Они уже отчаялись захватить неприступную крепость, но, к несчастью, Бар Козева совершил большой грех.

Обращаясь к Небу, он сказал, что не просит помощи Всевышнего, а только хочет, чтобы Всевышний не воевал против него. Такая «просьба» граничила с богохульством. Кроме того, по ложному подозрению был убит праведник раби Элиэзер Амодаи , чьи заслуги и молитвы охраняли Бейтар от врага. За эти грехи и был наказан Бар Козева.

Самаритяне (народ, живший в Шомроне) указали римлянам тайную дорогу в крепость. И когда армия евреев находилась на другой стороне крепости, римляне неожиданно появились в стенах города. В последнем сражении пал Бар Козева. Бейтар был захвачен в день Девятого Ава - день разрушения Храма. Римские солдаты, разъяренные тяжелой, продолжительной осадой, безжалостно убивали всякого, кто попадал в их руки. Они окружили город, чтобы не дать спастись ни одному из его защитников. Люди пытались укрыться в многочисленных пещерах. Чтобы выманить евреев из их убежищ, римляне лживо пообещали сохранить жизнь тем, кто сдастся в плен. Однако вышедшие из своих укрытий были убиты. Те, кто не поддался на посулы врага и остался в пещерах, страдали от сильного голода и жажды. Когда иссякли последние съестные запасы, некоторые люди дошли до того, что утоляли голод мясом мертвецов. Число убитых в Бейтаре достигло шестисот тысяч. Оставшиеся в живых были проданы в рабство на рынках Иудеи и Египта.

Гонения и беды как последствия

После своей победы Адриан жестоко расправился с местными жителями. В Бейтаре запрещалось хоронить погибших. Иерусалим был превращен в греко-римский город. На месте Храма воздвигли статую римского божества.

Но и этого было недостаточно Адриану. Он знал, что сила евреев коренится в Торе . Поэтому под страхом смерти запрещалось учить Тору и следовать ее заповедям. Был издан декрет, согласно которому соблюдение Шабата , заповеди Обрезания и наложение тфилин каралось немедленной казнью. Римские ищейки выискивали людей, соблюдающих заповеди Торы и предавали их в руки палачей.

Особенно жестоко подвергались гонениям мудрецы Торы. Вопреки декретам, они продолжали учить Тору и передавали смиху (полномочия) судей и законоучителей своим ученикам. Преследуя мудрецов, Адриан пытался вытравить Тору из памяти народа Израиля. Он хотел, чтобы следующее поколение евреев выросло без Торы и ее заповедей и ассимилировалось с окружающими народами.