Бальзак отец горио герои.

Пансион, под названием «Дом Воке», открыт для всех - для юношей и стариков, для женщин и мужчин, и все же нравы в этом почтенном заведении никогда не вызывали нареканий. Но, правду говоря, там за последние лет тридцать и не бывало молодых женщин, а если поселялся юноша, то это значило, что от своих родных он получал на жизнь очень мало. Однако в 1819 году, ко времени начала этой драмы, здесь оказалась бедная молоденькая девушка. Как ни подорвано доверие к слову «драма» превратным, неуместным и расточительным его употреблением в скорбной литературе наших дней, здесь это слово неизбежно: пусть наша повесть и не драматична в настоящем смысле слова, но, может быть, кое-кто из читателей, закончив чтение, прольет над ней слезу intra и extra muros. А будет ли она понятна и за пределами Парижа? В этом можно усомниться. Подробности всех этих сцен, где столько разных наблюдений и местного колорита, найдут себе достойную оценку только между холмами Монмартра и пригорками Монружа, только в знаменитой долине с дрянными постройками, которые того и гляди что рухнут, и водосточными канавами, черными от грязи; в долине, где истинны одни страданья, а радости нередко ложны, где жизнь бурлит так ужасно, что лишь необычайное событие может здесь оставить по себе хоть сколько-нибудь длительное впечатление. А все-таки порой и здесь встретишь горе, которому сплетение пороков и добродетелей придает величие и торжественность: перед его лицом корысть и себялюбие отступают, давая место жалости; но это чувство проходит так же быстро, как ощущение от сочного плода, проглоченного наспех. Колесница цивилизации в своем движении подобна колеснице с идолом Джагернаутом: наехав на человеческое сердце, не столь податливое, как у других людей, она слегка запнется, но в тот же миг уже крушит его и гордо продолжает путь. Вроде этого поступите и вы: взяв эту книгу холеной рукой, усядетесь поглубже в мягком кресле и скажете: «Быть может, это развлечет меня?», а после, прочтя про тайный отцовские невзгоды Горио, покушаете с аппетитом, бесчувственность же свою отнесете за счет автора, упрекнув его в преувеличении и осудив за поэтические вымыслы. Так знайте же: эта драма не выдумка и не роман. All is true, - она до такой степени правдива, что всякий найдет ее зачатки в своей жизни, а возможно, и в своем сердце.

Дом, занятый под семейный пансион, принадлежит г-же Воке. Стоит он в нижней части улицы Нев-Сент-Женевьев, где местность, снижаясь к Арбалетной улице, образует такой крутой и неудобный спуск, что конные повозки тут проезжают очень редко. Это обстоятельство способствует тишине на улицах, запрятанных в пространстве между Валь-де-Грас и Пантеоном, где эти два величественных здания изменяют световые явления атмосферы, пронизывая ее желтыми тонами своих стен и все вокруг омрачая суровым колоритом огромных куполов. Тут мостовые сухи, в канавах нет ни грязи, ни воды, вдоль стен растет трава; самый беспечный человек, попав сюда, становится печальным, как и все здешние прохожие; грохот экипажа тут целое событие, дома угрюмы, от глухих стен веет тюрьмой. Случайно зашедший парижанин тут не увидит ничего, кроме семейных пансионов или учебных заведений, нищеты и скуки, умирающей старости и жизнерадостной, но вынужденной трудиться юности. В Париже нет квартала более ужасного и, надобно заметить, менее известного.

Улица Нев-Сент-Женевьев, - как бронзовая рама для картины, - достойна больше всех служить оправой для этого повествования, которое требует возможно больше темных красок и серьезных мыслей, чтобы читатель заранее проникся должным настроением, - подобно путешественнику при спуске в катакомбы, где с каждою ступенькой все больше меркнет дневной свет, все глуше раздается певучий голос провожатого. Верное сравнение! Кто решил, что более ужасно: взирать на черствые сердца или на пустые черепа?

Главным фасадом пансион выходит в садик, образуя прямой угол с улицей Нев-Сент-Женевьев, откуда видно только боковую стену дома. Между садиком и домом, перед его фасадом, идет выложенная щебнем неглубокая канава шириной в туаз, а вдоль нее - песчаная дорожка, окаймленная геранью, а также гранатами и олеандрами в больших вазах из белого с синим фаянса. На дорожку с улицы ведет калитка; над ней прибита вывеска, на которой значится: «ДОМ ВОКЕ», а ниже: Семейный пансион для лиц обоего пола и прочая. Днем сквозь решетчатую калитку со звонким колокольчиком видна против улицы, в конце канавы, стена, где местный живописец нарисовал арку из зеленого мрамора, а в ее нише изобразил статую Амура. Глядя теперь на этого Амура, покрытого лаком, уже начавшим шелушиться, охотники до символов, пожалуй, усмотрят в статуе символ той парижской любви, последствия которой лечат по соседству. На время, когда возникла эта декорация, указывает полустершаяся надпись под цоколем Амура, которая свидетельствует о восторженном приеме, оказанном Вольтеру при возвращении его в Париж в 1778 году:

Кто б ни был ты, о человек,

Он твой наставник, и навек.

К ночи вход закрывают не решетчатой дверцей, а глухой. Садик, шириной во весь фасад, втиснут между забором со стороны улицы и стеной соседнего дома, который, однако, скрыт сплошной завесой из плюща, настолько живописной для Парижа, что она привлекает взоры прохожих. Все стены, окружающие сад, затянуты фруктовыми шпалерами и виноградом, и каждый год их пыльные и чахлые плоды становятся для г-жи Воке предметом опасений и бесед с жильцами. Вдоль стен проложены узкие дорожки, ведущие под кущу лип, или липп, как г-жа Воке, хотя и родом де Конфлан, упорно произносит это слово, несмотря на грамматические указания своих нахлебников. Меж боковых дорожек разбита прямоугольная куртина с артишоками, обсаженная щавелем, петрушкой и латуком, а по углам ее стоят пирамидально подстриженные плодовые деревья. Под сенью лип врыт в землю круглый стол, выкрашенный в зеленый цвет, и вокруг него поставлены скамейки. В самый разгар лета, когда бывает такое пекло, что можно выводить цыплят без помощи наседки, здесь распивают кофе те из постояльцев, кто достаточно богат, чтобы позволить себе эту роскошь.

Дом в четыре этажа с мансардой выстроен из известняка и выкрашен в тот желтый цвет, который придает какой-то пошлый вид почти всем домам Парижа. В каждом этаже пять окон с мелким переплетом и с жалюзи, но ни одно из жалюзи не поднимается вровень с другими, а все висят и вкривь и вкось. С бокового фасада лишь по два окна на этаж, при этом на нижних окнах красуются решетки из железных прутьев. Позади дома двор, шириною футов в двадцать, где в добром согласии живут свиньи, кролики и куры; в глубине двора стоит сарай для дров. Между сараем и окном кухни висит ящик для хранения провизии, а под ним проходит сток для кухонных помоев. Со двора на улицу Нев-Сент-Женевьев пробита маленькая дверца, в которую кухарка сгоняет все домашние отбросы, не жалея воды, чтобы очистить эту свалку, во избежание штрафа за распространение заразы.

Роман «Отец Горио» был создан Бальзаком в начале 1830-х годов. Произведение вошло в сборник «Человеческая комедия». Роман впервые был опубликован в одном из парижских журналов. Произведение печаталось по частям в течение нескольких месяцев. Роман неоднократно экранизировался.

События разворачиваются в пансионе госпожи Воке в ноябре 1819 года. Хозяйка мечтает выйти замуж за одного из своих постояльцев, некого папашу Горио, поселившегося в пансионе несколько лет назад. Все остальные жители презирают Горио. Старик занял самую лучшую комнату. Его платёжеспособность и заставляет вдову Воке задуматься о замужестве.

Несмотря на все усилия вдовы, богатый постоялец не обращает на неё никакого внимания. От нежных чувств хозяйка постепенно переходит к ненависти. Последним аргументом в пользу отказа от замужества становятся явные признаки разорения Горио.

Старик неожиданно переезжает в более дешёвую комнату и отказывается от отопления. Затем Горио переезжает ещё раз, в ещё менее дорогие апартаменты. Наконец-то становится известно о причинах разорения старика: Горио содержит двух любовниц, на которых и тратит все свои деньги. Сам старик утверждает, что периодически навещающие его молодые хорошо одетые дамы – его дочери. Однако ему никто не верит.

Помимо Горио, в пансионе постоянно проживают: студент Эжен де Растиньяк, подозрительный субъект месьё Вотрен, Викторина Тайфер и некоторые другие. Тщеславный Эжен непременно хочет проникнуть в высшее общество Парижа. В столице у него есть родственница – виконтесса де Босеан. Растиньяк отправляет ей рекомендательное письмо, написанное его тёткой. Виконтесса приглашает юношу на бал. Эжен ставит перед собой цель завести близкое знакомство с одной из дам. Внимание Растиньяка привлекла графиня Анастази де Ресто. Вернувшись в пансион, юноша во время завтрака рассказывает своим соседям о графине. Оказывается, господин Вотрен знаком с этой женщиной. Он утверждает, что старик Горио также её хорошо знает и даже оплачивает её долги.

Студент пытается сблизиться с графиней. Однако первая попытка не приносит успеха. Прислуга в доме Ресто смотрит на молодого человека с откровенным презрением. Сама графиня не слишком рада видеть гостя, дав ему понять, что хочет остаться наедине с другим своим поклонником – графом Максимом де Трай. Недовольство графини усиливается, когда Эжен упоминает в разговоре папашу Горио.

Удручённый неудачей Растиньяк, отправляется к виконтессе Босеан, где и узнаёт причину недовольства Ресто. Графиня приходится дочерью старому Горио. У старика была и ещё одна дочь, Дельфина де Нусинген, ставшая женой банкира. Горио отдал своим дочерям всё, что имел. Анастази и Дельфина не принимали никакого участия в жизни отца, вспоминая о нём только тогда, когда у них появлялись материальные трудности. Сёстры соперничают между собой. Дельфину, в отличие от Анастази, не приняли в парижское высшее общество. Виконтесса советует своему молодому родственнику воспользоваться соперничеством между сёстрами.

У Растиньяка появляется план действий: он хочет взять под свою опеку старого Горио. Кроме этого, ему необходима немалая сумма денег для обновления гардероба. У его семьи необходимая ему сумма не найдётся. Вотрен советует Эжену «приударить» за Викториной, богатой наследницей. Девушка живёт в пансионе из-за того, что поссорилась с отцом. У Викторины есть брат, которого можно устранить. Вотрен предлагает взять на себя «грязную» работу, за что Эжен должен будет заплатить ему 200 тысяч. Студент отказывается от сомнительного предложения. Вскоре становится известно, что Вотрен был беглым каторжником. Растиньяк начинает ухаживать за Дельфиной. Старик Горио ему всячески помогает, поскольку ненавидит своего зятя. Молодая женщина отвечает студенту взаимностью. Женившись на Дельфине, банкир забрал её приданое и обрёк жену на нищенское существование.

Папаша Горио снял для Растиньяка и Дельфины хорошую квартиру и назначает дочери годовое содержание. Сам он мечтает поселиться этажом выше. Однако мечты старика были разрушены в одночасье. Банкир де Нусинген вложил приданое жены в финансовые махинации. Дельфина находится в полной власти своего мужа. Анастази тоже оказывается в непростой ситуации. Пытаясь помочь своему любовнику с выплатой долгов, графиня заложила фамильные бриллианты. Отец ничем не может помочь дочери. У него уже не осталось денег. Встретившись, сёстры осыпают друг друга оскорблениями. Горио не смог вынести ссоры между двумя горячо любимыми дочерями. Старик теряет сознание и умирает.

Хоронить Горио пришлось Растиньяку на свои деньги. Ещё одна попытка добиться цели оказалась для студента неудачной. Однако Эжен даёт себе слово, что непременно преуспеет, чего бы ему это не стоило.

Характеристика персонажей

Папаша Горио

Главный герой романа живёт ради своих неблагодарных дочерей. Анастази и Дельфина стали единственным утешением его жизни. Бескорыстная отцовская любовь приводит к тому, что Горио не имеет средств отапливать свою комнату зимой и купить себе новую одежду. Прообразом главного героя стал король Лир.

Студент Растиньяк

Эжен происходит из небогатой многодетной семьи. Характер Эжена весьма противоречив. С одной стороны, молодой человек тщеславен и хочет выгодно устроиться в столице. Но с другой стороны, юноша способен любить, уважать, сочувствовать, помогать ближнему. В погоне за успехом Эжен смог сохранить многие нравственные ориентиры: Растиньяк отказался от возможности получить богатое приданое Викторины путём устранения её брата.

Анастази и Дельфина

Дочери старика Горио одинаково равнодушны к своему пожилому отцу. Для обеих сестёр брак стал лишь формальностью. У Анастази есть любовник, от которого она родила почти всех своих детей. Старшая сестра смогла найти своё место в высшем обществе. Дельфине повезло меньше. Муж обманул её, забрав приданое, а парижская элита отказалась относиться к ней, как к равной. Практически сразу же после свадьбы барон и баронесса де Нусинген перестали общаться и открыто имеют любовников.

Мамаша Воке

Вдова Воке не является главной героиней, но её роль в повествовании важна так же, как и роль главных героев. Хозяйка пансиона воплощает собой корыстный и расчётливый средний класс, который уже смог перешагнуть черту бедности в обратном направлении, но при этом ещё не смог достичь той роскоши, которая доступна элите.

», принадлежащего перу великого французского писателя девятнадцатого века Оноре де Бальзака , разворачиваются в пансионе Воке, которая сдает комнаты постояльцам, отличающиеся по цене и уровню комфорта, удобствам и условиям. У нее поселились семеро подопечных, из которых особое внимание привлекает бывший хлеботорговец Горио, которого раньше при его приезде в пансион все именовали не иначе, как господином, он занимал вначале лучшую комнату пансиона, у него были сбережения, даже хозяйка Воке строила планы по поводу Горио, чтобы перестать быть вдовой, превратившись в зажиточную госпожу Горио, но надежды ее рухнули, когда на второй год своего проживания у нее он съехал в более дешевую комнату и даже прекратил зимой топить, дабы сэкономить на дровах.

Остальные жильцы поспешили выяснять причину финансового упадка, и тут же приписали его к старым развратникам, поскольку приходящих богато одетых знатных дам принимали за его любовниц, на которых он якобы истратил свое благосостояние. А когда он выдает их за собственных дочек, эта идея всех только рассмешила и позабавила. На третий год проживания в пансионе Горио съехал в самую дешевую комнату и ходил лишь в обносках, что еще больше обозлило всех против него, поскольку после этого репутация расточительного развратника за ним укрепилась еще больше.

Другой постоялец пансиона, Эжен де Растиньяк, бедный студент, страстно желает попасть в высший свет, преследуя честолюбивые мечты. Однажды по рекомендации своей знатной родственницы, виконтесы де Босеан, он попадает на бал, где его внимание приковывает прелестная Анастази де Ресто, жена графа. В пансионе он рассказывает о привлекательной графине и узнает от Вотрена, другого постояльца, что Горио поддерживает с графиней знакомство, даже погасил ее просроченные векселя известному в округе ростовщику Гобсеку .

В дальнейшем загадка разрешается: в девичестве графиня имела фамилию Горио, у нее есть сестра Дельфина, которая замужем за банкиром де Нусингеном. Обе они практически отреклись от престарелого отца, хотя он отдал им все. В пансионате Растиньяк объявляет, что берет Горио под свое покровительство. Растиньяк добивается благосклонности Дельфины, ему помогает отец Горио, на последние гроши снимает им квартиру, умоляя жить этажом выше. Но другой дочери срочно нужны деньги, чтобы выкупить фамильные драгоценности у ростовщика, заложенные ради Максима де Трая, ее любовника, а деньги отца ушли на любовное гнездышко Дельфины.

Сестры переходят к взаимным оскорблениям, у отца случается удар. Дочери даже не явились на похороны, его хоронят за свои деньги бедные студенты Бьяншон и Растиньяк, а пустые кареты его дочек следуют за ними.

Человеческая комедия: Этюды о нравах (Сцены частной жизни) - 18

Великому и знаменитому Жоффруа де Сент-Илеру в знак восхищения его
работами и гением.

Де Бальзак

Престарелая вдова Воке, в девицах де Конфлан, уже лет сорок держит
семейный пансион в Париже на улице Нев-Сент-Женевьев, что между Латинским
кварталом и предместьем Сен-Марсо. Пансион, под названием "Дом Воке",
открыт для всех - для юношей и стариков, для женщин и мужчин, и все же нравы
в этом почтенном заведении никогда не вызывали нареканий. Но, правду говоря,
там за последние лет тридцать и не бывало молодых женщин, а если поселялся
юноша, то это значило, что от своих родных он получал на жизнь очень мало.
Однако в 1819 году, ко времени начала этой драмы, здесь оказалась бедная
молоденькая девушка. Как ни подорвано доверие к слову "драма" превратным,
неуместным и расточительным его употреблением в скорбной литературе наших
дней, здесь это слово неизбежно: пусть наша повесть и не драматична в
настоящем смысле слова, но, может быть, кое-кто из читателей, закончив
чтение, прольет над ней слезу intra и extra muros. А будет ли она понятна и
за пределами Парижа? В этом можно усомниться. Подробности всех этих сцен,
где столько разных наблюдений и местного колорита, найдут себе достойную
оценку только между холмами Монмартра и пригорками Монружа, только в
знаменитой долине с дрянными постройками, которые того и гляди что рухнут, и
водосточными канавами, черными от грязи; в долине, где истинны одни
страданья, а радости нередко ложны, где жизнь бурлит так ужасно, что лишь
необычайное событие может здесь оставить по себе хоть сколько-нибудь
длительное впечатление. А все-таки порой и здесь встретишь горе, которому
сплетение пороков и добродетелей придает величие и торжественность: перед
его лицом корысть и себялюбие отступают, давая место жалости; но это чувство
проходит так же быстро, как ощущение от сочного плода, проглоченного наспех.
Колесница цивилизации в своем движении подобна колеснице с идолом
Джагернаутом: наехав на человеческое сердце, не столь податливое, как у
других людей, она слегка запнется, но в тот же миг уже крушит его и гордо
продолжает путь. Вроде этого поступите и вы: взяв эту книгу холеной рукой,
усядетесь поглубже в мягком кресле и скажете: "Быть может, это развлечет
меня?", а после, прочтя про тайный отцовские невзгоды Горио, покушаете с
аппетитом, бесчувственность же свою отнесете за счет автора, упрекнув его в
преувеличении и осудив за поэтические вымыслы. Так знайте же: эта драма не
выдумка и не роман. All is true, - она до такой степени правдива, что всякий
найдет ее зачатки в своей жизни, а возможно, и в своем сердце. *В стенах
города и за его стенами (лат.).* Все правда (англ.).
Дом, занятый под семейный пансион, принадлежит г-же Воке. Стоит он в
нижней части улицы Нев-Сент-Женевьев, где местность, снижаясь к Арбалетной
улице, образует такой крутой и неудобный спуск, что конные повозки тут
проезжают очень редко.

Роман «Отец Горио» был создан Бальзаком в начале 1830-х годов. Произведение вошло в сборник «Человеческая комедия». Роман впервые был опубликован в одном из парижских журналов. Произведение печаталось по частям в течение нескольких месяцев. Роман неоднократно экранизировался.

События разворачиваются в пансионе госпожи Воке в ноябре 1819 года. Хозяйка мечтает выйти замуж за одного из своих постояльцев, некого папашу Горио, поселившегося в пансионе несколько лет назад. Все остальные жители презирают Горио. Старик занял самую лучшую комнату. Его платёжеспособность и заставляет вдову Воке задуматься о замужестве.

Несмотря на все усилия вдовы, богатый постоялец не обращает на неё никакого внимания. От нежных чувств хозяйка постепенно переходит к ненависти. Последним аргументом в пользу отказа от замужества становятся явные признаки разорения Горио.

Старик неожиданно переезжает в более дешёвую комнату и отказывается от отопления. Затем Горио переезжает ещё раз, в ещё менее дорогие апартаменты. Наконец-то становится известно о причинах разорения старика: Горио содержит двух любовниц, на которых и тратит все свои деньги. Сам старик утверждает, что периодически навещающие его молодые хорошо одетые дамы – его дочери. Однако ему никто не верит.

Помимо Горио, в пансионе постоянно проживают: студент Эжен де Растиньяк, подозрительный субъект месьё Вотрен, Викторина Тайфер и некоторые другие. Тщеславный Эжен непременно хочет проникнуть в высшее общество Парижа. В столице у него есть родственница – виконтесса де Босеан. Растиньяк отправляет ей рекомендательное письмо, написанное его тёткой. Виконтесса приглашает юношу на бал. Эжен ставит перед собой цель завести близкое знакомство с одной из дам. Внимание Растиньяка привлекла графиня Анастази де Ресто. Вернувшись в пансион, юноша во время завтрака рассказывает своим соседям о графине. Оказывается, господин Вотрен знаком с этой женщиной. Он утверждает, что старик Горио также её хорошо знает и даже оплачивает её долги.

Студент пытается сблизиться с графиней. Однако первая попытка не приносит успеха. Прислуга в доме Ресто смотрит на молодого человека с откровенным презрением. Сама графиня не слишком рада видеть гостя, дав ему понять, что хочет остаться наедине с другим своим поклонником – графом Максимом де Трай. Недовольство графини усиливается, когда Эжен упоминает в разговоре папашу Горио.

Удручённый неудачей Растиньяк, отправляется к виконтессе Босеан, где и узнаёт причину недовольства Ресто. Графиня приходится дочерью старому Горио. У старика была и ещё одна дочь, Дельфина де Нусинген, ставшая женой банкира. Горио отдал своим дочерям всё, что имел. Анастази и Дельфина не принимали никакого участия в жизни отца, вспоминая о нём только тогда, когда у них появлялись материальные трудности. Сёстры соперничают между собой. Дельфину, в отличие от Анастази, не приняли в парижское высшее общество. Виконтесса советует своему молодому родственнику воспользоваться соперничеством между сёстрами.

У Растиньяка появляется план действий: он хочет взять под свою опеку старого Горио. Кроме этого, ему необходима немалая сумма денег для обновления гардероба. У его семьи необходимая ему сумма не найдётся. Вотрен советует Эжену «приударить» за Викториной, богатой наследницей. Девушка живёт в пансионе из-за того, что поссорилась с отцом. У Викторины есть брат, которого можно устранить. Вотрен предлагает взять на себя «грязную» работу, за что Эжен должен будет заплатить ему 200 тысяч. Студент отказывается от сомнительного предложения. Вскоре становится известно, что Вотрен был беглым каторжником. Растиньяк начинает ухаживать за Дельфиной. Старик Горио ему всячески помогает, поскольку ненавидит своего зятя. Молодая женщина отвечает студенту взаимностью. Женившись на Дельфине, банкир забрал её приданое и обрёк жену на нищенское существование.

Папаша Горио снял для Растиньяка и Дельфины хорошую квартиру и назначает дочери годовое содержание. Сам он мечтает поселиться этажом выше. Однако мечты старика были разрушены в одночасье. Банкир де Нусинген вложил приданое жены в финансовые махинации. Дельфина находится в полной власти своего мужа. Анастази тоже оказывается в непростой ситуации. Пытаясь помочь своему любовнику с выплатой долгов, графиня заложила фамильные бриллианты. Отец ничем не может помочь дочери. У него уже не осталось денег. Встретившись, сёстры осыпают друг друга оскорблениями. Горио не смог вынести ссоры между двумя горячо любимыми дочерями. Старик теряет сознание и умирает.

Хоронить Горио пришлось Растиньяку на свои деньги. Ещё одна попытка добиться цели оказалась для студента неудачной. Однако Эжен даёт себе слово, что непременно преуспеет, чего бы ему это не стоило.

Характеристика персонажей

Папаша Горио

Главный герой романа живёт ради своих неблагодарных дочерей. Анастази и Дельфина стали единственным утешением его жизни. Бескорыстная отцовская любовь приводит к тому, что Горио не имеет средств отапливать свою комнату зимой и купить себе новую одежду. Прообразом главного героя стал король Лир.

Студент Растиньяк

Эжен происходит из небогатой многодетной семьи. Характер Эжена весьма противоречив. С одной стороны, молодой человек тщеславен и хочет выгодно устроиться в столице. Но с другой стороны, юноша способен любить, уважать, сочувствовать, помогать ближнему. В погоне за успехом Эжен смог сохранить многие нравственные ориентиры: Растиньяк отказался от возможности получить богатое приданое Викторины путём устранения её брата.

Анастази и Дельфина

Дочери старика Горио одинаково равнодушны к своему пожилому отцу. Для обеих сестёр брак стал лишь формальностью. У Анастази есть любовник, от которого она родила почти всех своих детей. Старшая сестра смогла найти своё место в высшем обществе. Дельфине повезло меньше. Муж обманул её, забрав приданое, а парижская элита отказалась относиться к ней, как к равной. Практически сразу же после свадьбы барон и баронесса де Нусинген перестали общаться и открыто имеют любовников.

Мамаша Воке

Вдова Воке не является главной героиней, но её роль в повествовании важна так же, как и роль главных героев. Хозяйка пансиона воплощает собой корыстный и расчётливый средний класс, который уже смог перешагнуть черту бедности в обратном направлении, но при этом ещё не смог достичь той роскоши, которая доступна элите.