Аюрведа: наука о жизни, питание в аюверде. Древние источники Аюрведы

Истоки

У древних мудрецов здоровье человека было неотделимо от его духовной жизни. В те далёкие времена исцелением занимались священнослужители и жрецы. Они-то и обрели аюрведические (от слова "веды") знания, которые получали во время глубочайших медитаций, подсознательных прозрений, а также во время божественного откровения.

Искусство исцеления, профилактика болезней и знания о том, как прожить долгую и счастливую жизнь, давалось им свыше. За основу они брали то, что исцеляя тело, в первую очередь следует исцелить духовные болезни. Основными же причинами заболеваний тогда считались кара богов, козни злых духов и различные проклятия.

В дословном переводе с древнеиндийского Аюрведа означает: "аю" - жизнь, "веда" - знание. Таким образом, получается Наука жизни или Знание жизни. Иными словами, Аюрведа - это неисчерпаемый источник знаний о наполнении организма чудодейственной энергией, о благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих долголетию, а также о многом-многом другом.

Аюрведе не нужны ни национальность, ни вероисповедание - она была дана как дар для всего человечества. Древние легенды гласят, что Аюрведа пришла к нам от цивилизации Ариев, обладавших фантастическими знаниями и такими же фантастическими способностями. Тогда, в те далёкие времена, люди жили чистой, праведной жизнью, такими же чистыми были и их мысли.

Аюрведа учила, что мысль материальна, и поэтому чистота и мыслей, и слов должна быть идеальной. А индийский мыслитель Бхавишья Пурана в 3012 году до н.э. даже предупреждал, что может произойти, если пренебречь этой заповедью: "...И наступит время, когда утратят люди любовь и превратятся в хищников. Зависть, лицемерие, страх, ненависть и злоба поселятся в их сердцах. И тогда закроются семь ворот тела. И придут семь болезней и не пощадят никого...". Своими словами он старался предотвратить эту беду. Тогда ему это удалось, но прошли тысячелетия, и теперь пророческие слова этого мудреца стали сбываться...

Болезни, о которых идёт речь, тогда встречались довольно редко. Теперь же, в более продвинутое время, они охватили практически всё человечество, которое подошло к той черте, за которой оно либо изменится в лучшую сторону, либо просто исчезнет с лица Земли. Люди смогут спастись только в том случае, если они восстановят гармонию с природой и перестанут нарушать законы Природы и Вселенной.

Человек - символ Вселенной

Вайдьи, аюрведические врачи древних Ариев, считали, что человек - это символ Вселенной, микрокосм, и должен жить с открытым сердцем, ибо это его естественное состояние. Всё происходящее вокруг непременно отражается на человеке, а всё, что происходит внутри человека, отражается на окружающем мире. Когда человек постигает свою природу, он отдаёт свою энергию, свои силы на служение общему благу.

Каждый человек наделён индивидуальной программой развития и бытия - дхармой. В этой программе жизни записаны его задачи перед своим родом, Богом и Родиной. Чтобы успешно и с честью выполнить своё предназначение, он должен быть здоровым душой и телом, находиться в гармонии с природой и её законами. В соответствии с законом обмена энергий, истинная отдача идёт только через сердце. Вайдьи утверждали, что все болезни происходят, если у человека закрыто сердце и прекращён энергоинформационный обмен с Вселенной. Именно в то же время активизируются такие пороки, как зависть, жадность, ненависть, злоба. Они-то и вызывают многочисленные болезни и разрушают тело.

Аюрведа учит, что с самого раннего детства необходимо воспитывать в себе все самые лучшие человеческие качества. Все их нет смысла перечислять, но самые основные - это скромность, дружелюбие, взаимовыручка, противостояние злу и сострадание ко всему живому. Казалось бы, прописные истины, но, как говорится, свято место пусто не бывает. Иными словами, не будет этих положительных качеств, на смену им придут ненависть, гордыня, зависть, похоть, а также безразличие. Ведь именно с нашего молчаливого согласия творится зло!

Аюрведа обусловливает индивидуальность каждого человека преобладанием в его организме одной из трёх природных сил (доши), управляющих окружающей средой и всеми её проявлениями. Вот эти силы: движение (вата), соединение (капха), преобразование (питта). Что же они представляют собой?

Вата - холодная, сухая, лёгкая, непостоянная, быстрая - подобна ветру. Она непосредственно связана с нервной системой, контролирует и регулирует все перемещения и передвижения в теле и уме человека. Вата "курирует" дыхательную систему и систему кровообращения, пять наших чувств, двигательные функции, сексуальную активность. Вата стоит и за возникновением болезней.

Питта - горячая, лёгкая, проникающая, движущаяся - подобна огню. Управляет огнем и всем, что связано с температурой тела, отвечает за кровь и так называемые огненные органы тела. Кроме этого Питта отвечает за все химические процессы и обмен веществ. Её избыток является причиной всех воспалительных процессов.

Капха - холодная, тяжёлая, постоянная, медленная - подобна воде. Формирует основу тела, поддерживает стабильность ума и тела. Если содержание Капхи в избытке, то деятельность Ваты и Питы существенно ограничивается, что приводит к закупоркам организма. Если же Капхи в организме слишком мало, то жди необоснованных мыслей и поступков.

В сочетании эти силы дают десять вариантов конституции, т.е. морфологических и функциональных особенностей организма человека, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств. Конституция человека (пракрути) не меняется на протяжении всей жизни, но тело при этом в постоянном изменении.

Источники энергии

Аюрведа, в отличие от современной традиционной медицины, рассматривает каждую личность как сугубо индивидуальную структуру, в которой всё взаимосвязано друг с другом и с окружающим миром. Человек, живущий в гармоничных отношениях с природой, получает от неё неограниченный беспрерывный поток энергии.

Жизненная энергия тела, именуемая Оджас, представляет собой тонкую субстанцию, которая отвечает за иммунитет и питает эмоциональное и духовное тело. Именно благодаря Оджасу каждая клетка человеческого организма работает в "непрерывной и непосредственной связи с безграничной мудростью природы". Энергия оджас - это наш неприкосновенный запас, получаемый нами от родителей во время зачатия. Оджас помогает нам при тяжелых заболеваниях и травмах, при физических или психоэмоциональных перегрузках.

Основной пик притока энергии - раннее утро, поэтому следует рано ложиться и, соответственно, рано вставать. Люди, занятые тяжелым физическим трудом, должны спать больше остальных. Одна из главных проблем сегодняшнего дня - мы стараемся отдавать работе как можно больше времени, мало спим, и самое главное, редко общаемся со своими семьями. Мы почему-то часто забываем о духовной жизни, а ведь согласно Аюрведе, каждый человек должен проводить в кругу семьи треть суток. Именно в это время происходит обмен духовной энергией, а следовательно обновляется организм, восстанавливаются силы.

Другим естественным источником энергии согласно Аюрведы является питание, а точнее, пищеварение. Несбалансированное или некачественное пищеварение затрудняет поступление в организм так необходимой нам энергии. При современном темпе жизни, когда мы порой забываем про еду, следует время от времени проводить чистку организма.

Одни виды пищи несут в себе максимум энергии, другие, наоборот, вызывают негативное воздействие. Поэтому следует использовать высокоэнергетические продукты питания: овощи, фрукты, злаки, молоко, топленое масло, мёд. Также надо помнить, что от продуктов, связанных с убийством животных (мясо и рыба в любом виде), от некачественных продуктов, а также от наркотиков и алкоголя мы получаем минимум энергии.

Но получение максимума энергии зависит не только от общения с семьёй, правильного питания. Столь же важна и такая сторона жизни, как щедрость, и именно она как нельзя лучше связана с усиленным притоком энергии. Аюрведа рекомендует пользоваться медитацией и йогой, которые имеют один общий источник - древние Веды. Медитация - состояние расслабленности, сосредоточенности и отрешенности от внешнего мира. Йога - учение о наличии в человеке неосознаваемых, но в то же время великих и управляемых сил. В соответствии с йогой, в каждом из нас существуют неосознаваемые силы, управлять которыми можно при помощи специальных методов.

Теория о болезнях с точки зрения Аюрведы

Современная медицина, к сожалению, не способна решить многие проблемы, ибо не берёт во внимание самое главное - духовную природу человека. Аюрведа несколько иначе смотрит на эти проблемы и помогает нам выявить как причину заболевания, так и правильно применить способы полного исцеления. Система аюрведической диагностики позволяет предсказать и предотвратить заболевания ещё задолго до их возникновения.

В первую очередь здесь рассматриваются внутренние причины заболевания, так как больной зачастую сам виновен в своих болезнях и учит, что тот должен воспринять свою болезнь как урок. Например, на вопрос, почему у того или иного человека что-то болит, Аюрведа отвечает: потому что он жадный, потому что он вор, или потому что он злой. Причины большинства, если не всех болезней, можно разделить на три категории:

Прагья-апарадха, буквально означающее преступление против духовной природы человека. Выражается оно в оскорбительном отношении к первопричине человека - его душе. Иными словами, человека следует оценивать не по его внешним данным или чертам характера, а постараться оценить его духовные качества.

Кала-паринама, т.е. неправильное толкование и понимание такой категории, как время. Дело в том, что в Ведах энергия времени приравнивалась к энергии Бога, ибо она двигала всё живое. Само же время не делилось на прошлое, настоящее и будущее - оно было единое, настоящее. Считалось, что потеря ощущения реальности, ощущения настоящего приводила к заболеваниям, в т.ч. серьёзным. В древности люди намного больше нас знали о времени, и умело использовали её энергию.

Асакми-индриятха-самйог. В соответствии с этой категорией, болезнь появляется, когда мы злоупотребляем своими чувствами или неправильно их выражаем.

От судьбы никуда не денешься

Согласно учению Аюрведы, любое функционирование нашего организма подчиняется тем или иным законам природы. Что касается болезней, то все они делятся на кармические и допущенные (связанные с невежеством):

Кармические, или наследственные болезни - это "наследство", которое мы получаем из предыдущих жизней. Все наследственные болезни могут быть как явными, так и скрытыми. С явными человек уже рождается, а скрытые проявляются в процессе жизни. Медицина Аюрведы - это в первую очередь исцеление души. Она способствует не только установить диагноз болезни и избавить человека от страданий, но и определить причины наследственных заболеваний. При этом фиксируется сигнал заболевания, а также осуществляется энергетическая подпитка и выравнивание биополя.

Допущенные болезни также связаны с кармой, но только с кармой будущего. Их развитие в своем организме мы сами допускаем по той или иной причине, складывая по кирпичикам. Тем самым создаётся неблагоприятная почва для кармы будущего.

В материальном мире всё, в том числе и болезни, рождается, развивается, стареет и умирает. Болезнь после смерти физического тела не уходит вместе с ним в могилу. Оставшись на тонком уровне, она проявляет себя и в новом воплощении. Если, согласно Аюрведе, мы сами создаем себе болезни, следовательно, и избавиться от них можем сами.

Современная медицина оказывает физическому телу лишь временную помощь. При этом болезнь остаётся и, более того, разрушает ткани тела. Корень всех болезней - токсины, циркулирующие по крови и накапливающиеся на ослабленных участках тела. Уникальность Аюрведы в том, что она способна исцелить от болезней невежества.

Аюрведа указывает, что в пище, которую мы потребляем, в обязательном порядке должны быть следующие привкусы: сладкий, соленый, горький, кислый, острый и вяжущий. Лишь в этом случае организм получает все необходимые элементы для его нормального функционирования.

Секреты долголетия

В основе долгожительства лежит гармония трёх составляющих: ума, тела и души. И если человек живет в гармонии с окружающим миром и самим собой, стремится к совершенству, он может прожить не одну сотню лет. И подтверждением тому являются Библейские персонажи, которые жили несравнимо дольше современных людей. Согласно Библии, Адам прожил 930 лет, Ной - 950. Долгожителями были даже целые народы. Например такие, как пеласги (прародители древних греков), согласно античным преданиям, жили по 200 и более лет. Эти мудрые люди говорили, что умереть в 70-80 лет - то же самое, что умереть в колыбели.

К главному условию продолжительности жизни Аюрведа относит не достижения медицины, а количество вдохов-выдохов, сделанных человеком. Чем меньше он их сделает на протяжении своей жизни, тем дольше проживёт, вплоть до тех же 200 лет, о которых говорилось выше. Этому способствует Пранаяма - йога дыхательных упражнений, состоящая в задерживании дыхания. И весь вопрос здесь в том, умеем ли мы правильно дышать? На первый взгляд, странный вопрос. Однако Аюрведа придает дыханию и его связи с жизненной силой первостепенное значение.

Обратимся к аюведическим терминам - "прана" означает жизненное дыхание, а "пранаяма" - сбалансированное дыхание. Именно пранаяма помогает развить технику правильного дыхания. Благодаря сбалансированному дыханию потоки воздуха для левой и для правой полусфер мозга уравновешиваются, а тело и разум объединяются в единое целое. Ничего сложного в этом нет: стимуляция воздушным потоком каждой ноздри сопровождается импульсами, воздействующими на обе полусферы мозга. Эффект от этого прямо потрясающий - происходит пробуждение всего организма, а также накопление физической и умственной энергии.

Но не всё так просто. Главным фактором, отнимающим у людей четверть жизни, является недопустимая нагрузка на мозг. Это, по сути, объективный фактор, который выражается в бешеном темпе нынешней жизни, регулярном эмоциональном напряжении и стрессах. Все эти факторы вызывает преждевременное старение организма.

Аюрведа о раке и сахарном диабете

Например, рак Аюрведа рассматривает как отрицательную энергию Жизни и считает, что он в первую очередь связан с повреждением ауры. Среди главных причин этого заболевания она называет отсутствие духовного роста, эмоциональный застой - и то, и другое способствует проникновению в организм токсичных веществ.

В Индии и других странах Востока рак лечат с помощью медитации и эмоционального очищения. Там наиболее эффективным для лечения онкологических заболеваний считаются драгоценные камни, которые обладают способностью чистить ауру и приводить её в надлежащий вид. Самым целебным из них является голубой сапфир, особенно в серебряной оправе. Для профилактики раковых заболеваний можно использовать рубин, т.к. он способствует восстановлению кровообращения и нейтрализует образование опухолей.

Другая болезнь, сахарный диабет - результат бездуховной жизни, чрезмерных низменных желаний и наклонностей. Главной причиной возникновения этого заболевания является блокировка или закрытие манипура-чакры - особого энергоинформационного центра человека. Эта чакра регулирует энергию, получаемую во время пищеварения и дыхания. Древние мудрецы утверждали, что когда лечение не приносит должного эффекта, нужно пройти три тысячи километров со стадом коров, питаясь лишь их навозом, мочой и молоком. И это не голословное утверждение.

Однажды к Боткину, знаменитому доктору, обратился один богатый купец, страдающий сахарным диабетом. За своё исцеление он предложил профессору немалые деньги. Убедившись, что купец действительно болен этой болезнью, Боткин сказал, что за его лечение он возьмется только при условии, если тот, одетый в рубище странника, босиком доберётся до Одессы.

Там его и будет ожидать доктор. Купец от таких условий был в большом смятении, но в путь всё же отправился. По дороге он просил подаяние, ночевал, где придётся, и вот, наконец, он в Одессе. Обследовав своего пациента, Боткин сообщил ему приятную новость: "Вы совершенно здоровы!".

Немного о душе

Главное в человеке - душа, плоть же - всего лишь "бесплатное" приложение к его душе. Но несмотря на это многие из нас часто идут на поводу у плоти. Причиной этого являются низменные мысли и желания, с которыми люди порой не в силах совладать.

Они считают, что хочет чего-то именно душа, на самом же деле она не может хотеть. Хочет только плоть!

И чтобы этого не произошло, душа и тело должны жить в гармонии друг с другом и дополнять друг друга своими лучшими качествами.

Когда этого не происходит, то душа вступает в противоборство с добившейся лидерства плотью. Именно в это время организм человека начинает давать то одни, то другие сбои в виде различных болезней. И хорошо, если этот человек вовремя одумается...

Но нередко у людей происходят изменения качества души в лучшую сторону. Если человек решил изменить свое мировоззрение, свою жизнь, он и мыслить начинает иными категориями. При этом качество энергии его мыслей и чувств также существенно меняется, и это изменение сопровождается неприятными ощущениями и болями.

Это говорит о том, что в организме идет вымывание старых грязных энергий, прорываются новые токи. Свидетельством такого очищения могут быть также белые точки под ногтями.

Очищающую боль назвать болью можно с большой натяжкой, ибо это своего рода перестройка организма на всех его уровнях. В такой ситуации лекарства здесь вряд ли помогут, да их просто и нет.

Владимир Лотохин

Как правильное питание и соблюдение режима дня могут вылечить болезни? Как мысли человека и образ жизни влияют на состояние физического тела? Связь нашего характера с болезнями. Что такое время. Режим дня. Пять чувств и их связь с болезнями. Жизненная энергия человека. Питание в благости. Молочные продукты. Питание в страсти и невежестве. Продукты по аюрведе.. Эффективные методы самоисцеления. Лечение камнями.

Аюрведа – это древняя ведическая наука об устройстве человеческого тела. Аюрведа рассматривает человека как сложный механизм под управлением вечного бессмертного сознания - души. Олег Геннадьевич Торсунов - специалист в области Аюрведы, рассказывает в этих лекциях о связи нашего характера с болезнями, объясняет как влияет режим дня на физическое тело, на циркуляцию в нем жизненной энергии. Он поднимает вопросы правильного питания, призывает к здоровому образу жизни и раскрывает секреты эффективного оздоровления.

Всего материалов: 9 | Общий размер: 539Мб | Общее время: 19:38:12

1. Связь нашего характера с болезнями

Связь «тонкого тела» с «грубым телом». Связь ума с болезнями тела. Тонкие причины болезней сердца. Гипертрофия сердечных мышц. Увеличение сердца. Эластичность сосудов. Инфаркт. Аневризмы. Вегето-сосудистая дистония. Тонус сосудов. Клапаны сердца. Аритмия. Ишемическая болезнь. Поджелудочная железа. Сахарный диабет. Селезенка. Анемия. Болезни почек. Гипертония. Пиелонефрит. Кишечник. Аппендицит. Рак кишечника. Гемморой. Запоры. Легкие. Астма. Туберкулез. Пневмония. Бронхит. Щитовидная железа. Опухоль щитовидной железы. Печень. Слизистая оболочка носа. Глотка. Ангина. Заикания. Желудок. Гастрит. Вопросы - ответы. Что такое любовь? Варикозное рассширение вен. Болезни глаз. Заболевания ушей. Аллергия. Кожные болезни. Позвоночник. Пять уровней сознания. Вирусный гепатит. Подагра. СПИД. Энурез у взрослого ребёнка. Внутричерепное давление. Болезни суставов. А также другие вопросы.

Олег Торсунов – Днепропетровск – 17 сентября 2009 (прослушан 30347 раз | скачан 9749 раз) текст проверен

2. Что такое время. Режим дня

Ведический принцип - «Время, место, обстоятельства». Влияние силы Солнца на организм. К чему приводит несоблюдение режима дня? Аспекты времени. Симптомы близкой смерти. Вселенское время. Режим дня. Почему нужно ложиться спать с 21:00 до 23:00? Что происходит, если человек не спит с 23:00 до 01:00? Какой должна быть продолжительность сна? Сколько часов нужно спать? Во сколько нужно вставать? К чему приводит подъем после 6 утра? Каким должен быть утренний душ? Режим питания. Продукты в гуне благости. Что происходит, если человек ест зерновую пищу с 6 до 8 утра? Как нужно организовать день с максимальной пользой? Когда лучше пить молоко? Когда полезнее есть овощи? Вопросы-ответы. В каком возрасте, по ведам, следует выходит замуж? Как бороться со своей второй натурой - отрицательной половиной? Как лучше очищать организм, в какое время? Полезно ли раздельное питание? Что происходит, если человек не всегда получает возможность соблюдать режим дня? Что делать, если у меня нет чувства насыщения пищей, я всегда хочу есть?

Олег Торсунов – Днепропетровск – 17 сентября 2009 (прослушан 44438 раз | скачан 12084 раз) текст проверен

3. Пять чувств и их связь с болезнями

Связь наших болезней с пятью чувствами. Важное значение слушания. Болезни ума. Шизофрения. Эпилепсия. Депрессия. Тактильная чувствительность. Болезни кожи. Способы очищения разума. Чувство зрения. Как определить по глазам как относится к тебе человек? Связь наших болезней с качествами характера. Чувство вкуса. К каким проблемам приводит отсутствие контроля вкуса? Сладкий вкус. Причины разочарования и депрессий. Вяжущий вкус. Причины вялости, разбитости. Кислый вкус. Почему возникает повышенная раздражительность? Аллергии. Острый вкус. Проблемы с концентрацией внимания. Соленый вкус. Проблемы со сном. Горький вкус. Жирный вкус. Обоняние. Как определить по запаху, что можно кушать, а что нет? Ароматеапия. Как благовония лечат ум? Классификация запахов. Как определить есть ли в квартире духи? Вопросы - ответы. Для чего женщине нужны длинные волосы? Можно ли вылечить наркотическую зависимость травами?

Олег Торсунов – Днепропетровск – 17 сентября 2009 (прослушан 15042 раз | скачан 8178 раз) текст проверен

4. Жизненная энергия человека

Первоэлемент воздух. Что такое жизненный воздух? Деятельность чакр. Болезни праны. Что такое осквернение? Пять частей праны. 1. Прана. 2. Удана - контролирующая энергия. 3. Самана - огненная энергия. Причины гневливости. 4. Вьяна - энергия коммуникаций. 5. Апана - энергия животных инстинктов. Почему возникают болезни мочеполовой системы? Польза пранаямы. Способы тренировки праны. Мудры. Мукья-прана. Энергия кундалини. Сидхи - мистические способности. Как действует на прану море, океан, река, водопад? Есть ли смысл заниматься йогой в грязном городе? В чем причина появления сердечно-сосудистых заболеваний? Должен ли мужчина носить усы и бороду? Каким образом домашние животные оскверняют сознание? Почему я очень чувствителен к холоду? Почему не нужно есть грибы? К какой кармической реакции приводят рыбки в аквариуме, птицы в клетке? Как помочь пьющему человеку?

5. Питание в благости

Почему нам не нравится есть то, что невкусно? Теория страстного питания. Эффект хот-догов. Теория невежественного питания. Почему не стоит есть мясо? Признаки благостных продуктов. Плюсы питания в благости. Благостные продукты. Бананы. Анис. Бадьян. Барбарис. Виноград. Вишня. Груша. Дыня. Золотой корень. Кардамон. Малина. Манго. Мед. Облепиха. Пшеница. Рис. Сливы. Солодка. Фенхель. Финик. Хурма. Шафран. Шиповник. Яблоки. Ведические принципы приготовления пищи. Вопросы-ответы. Какой срок годности у специй? С помощью какого продукта в благости можно лечить туберкулез? Как улучшить память?

6. Молочные продукты

Признаки деградации человечества. Утрата знания о тонком теле. Мясоедение. Что происходит с животным, когда его убивают? Полезные свойства коровьего молока. Молочные продукты. Кефир, йогурт. Сметана, сливки. Пахта. Сыворотка. Сыр. Творог. Топленное сливочное масло - гхи. Гхи в аюрведе. Использование топленного масла в поклонении Богу. Различия атмосферы молокозавода и мясокомбината. Коровий навоз. Оздоравливающие свойства коровьего навоза. Как восстановить психические силы при помощи продуктов коровы? Двойная молочная смесь. Тройная молочная смесь. Четверная смесь. Уринотерапия. Вопросы - ответы. Грех ли носить кожаную обувь? Как приготовить топлёное сливочное масло в домашних условиях? Как избавиться от глистов? Можно ли делать топлёное масло из того масла, что продаётся сейчас в магазине? Как лечить варикозное расширение вен?

7. Питание в страсти и невежестве. Продукты по аюрведе.

Качества благости и страсти у продуктов. Абрикос. Ананас. Апельсин. Арбуз, дыня. Черноплодная рябина. Гречневая крупа. Грецкий орех. Имбирь. Кабачок. Кешью орех. Кокосовый орех. Корица. Кукурузная крупа. Крыжовник. Лимон. Морковь. Мускатный орех. Рожь. Персик. Рябина красная. Тыква. Патиссон. Топинамбур. Петрушка. Лист салата. Миндаль. Фундук. Овес. Овес. Подсолнечник. Подсолнечник. Боярышник. Грейпфрут. Земляника. Болгарский перец. Редис. Репа. Свекла. Капуста. Картофель. Помидоры. Фасоль. Пшено. Асафетида. Горчица желтая. Кориандр. Куркума. Черный мак. Душистый перец. Лавровый лист. Табак. Шамбала. Вопросы - ответы. Брусника, клюква, морошка, голубика - какие это продукты? Почему нельзя есть яйца? Можно ли употреблять сою вегетарианцам? Как комнатные растения влияют на нас? Продукты, у которых большая сила Луны. Природа грибов. Лук, чеснок, хрен. Кофе, какао, шоколад. Зеленый чай. Влияние спиртного на сознание.

8. Эффективные методы самоисцеления

Диагностика в лечении с помощью запахов. Виды болезней. Болезни тела. Болезни праны. Болезни чувств. Болезни ума. Болезни разума. Лечение хронических заболеваний. Способы лечения травами. Гипертоническая болезнь. Атеросклероз. Лечение щитовидной железы. Болезнь Бехтерева. Гемморой. Нарушение кровообращения. Как лечить позвоночник? Чем лечить энурез? Язвенная болезнь двенадцатиперстной кишки. Как лечить импотенцию? Как лечить стафилококк? Как бороться с перхотью? Болезнь поджелудочной железы. Фурункулез. Болезни десен. Болезни печени. Как лечить мигрень? Вегетососудистая дистония. Как лечить нервное истощение, депрессию? Существует ли «сглаз»? Как избавиться от запоров? Анкологическия заболевания. Лечение кишечных инфекций. Как вылечить гайморит? Как вылечить тубуркулез? Как лечить бесплодие? Возможно ли вылечить перитонит? Причины тяжести, вздутия живота после еды. А есть ли смысл лечиться? «Песок» в почках. Как лечить выпадение волос? Инсульт. Причины плохого слуха. Лечение бронхов. Аденома предстательной железы. От алкоголизма сбор трав. Чем остановить развитие кариеса? Как правильно лечить должен врач, за деньги или бесплатно? Лечение грибковых заболеваний. При переломах костей. Бронхиальная астма. Простатит. Нужно ли обязательно принятие духовного учителя? Или можно прогрессировать самому?

9. Лечение камнями

Предыстория методики лечения камнями. Что такое драгоценные камни? Девять типов камней. Жизнь в камне. Как определить что камень воздействует на психику? Схемы лечения. 1.Стандартная общеукрепляющая схема ношения камней. 2. Схема «мизинец, указательный палец, средний палец и запястье». 3. Дополнительная схема «безымянный палец и большой». Как определить, когда перегружают камни? 4.Что такое нагружающая схема? 5. Разгружающая схема. Камни, нормализующие сон. Камни противоспалительной природы. Как обшивать камни? Вопросы - ответы. Турмалин. Бриллиант можно ли носить и как? Минимально необходимое время в день ношения камней. Нефрит. Янтарь. Волосатик.

Изначально Аюрведа - часть Вед, древних текстов таинственных ариев. Возраст трактатов - от 3,5 до 6 тысяч лет. Само это слово переводится с санскрита как «наука жизни». Известно, что Аюрведа повлияла на развитие тибетской и древнегреческой врачебных школ. С древнеиндийскими источниками был знаком Ибн Сена.

Многие современные способы оздоровления уходят корнями в Аюрведу. Всемирная организация здравоохранения признала ее эффективной альтернативной системой медицины. По статистике ВОЗ, около 17% населения мира использует исключительно аюрведические методы лечения: страны, прошедшие через влияние индуизма, всегда густо населены. В США Аюрведа практикуется с 1965 года, у нас же такие медицинские центры только появляются.

«Наука жизни» звучит красиво, но не очень понятно. Точное определение Аюрведы будет таким: цельная система медицинских знаний о темпераментах, здоровом образе жизни, а также о профилактике и излечении болезней.

Индийская притча рассказывает, что все люди по своему характеру делятся на три типа. Однажды царю прислали в подарок три совершенно одинаковых золотых фигурки. Но в сопроводительном письме говорилось, что каждая из фигурок имеет свое значение и свою ценность. Долго придворные ученые взвешивали их, замеряли длину, проверяли пробу золота, но так и не смогли обнаружить различий. Лишь один мудрец не сдавался. Он нашел маленькие отверстия в ушах фигурок и просунул в них золотую проволочку. У первой фигурки конец проволочки вышел из другого уха, у второй - изо рта, а у третьей - через пупок. Подумав немного, он сказал: «Решение загадки найдено. Первая фигурка символизирует человека, у которого в одно ухо влетает, а из другого вылетает. Вторая - напоминает человека, который, едва дослушав сказанное, сразу же спешит рассказать это другим, не утруждая себя подумать над этим. Третья же фигурка схожа с тем, кто запоминает услышанное и старается пропустить это через собственное сердце. Она наиболее ценная из трех».

Аюрведа основана на подходе, учитывающем влияние на физическое состояние человека его сознания, его эмоционального мира. В понимании врача-аюрведа заболевание начинается не с физического тела, а с некой невидимой психической оболочки. Все болезни классифицируются по шести стадиям их развития, причем первые три считаются легко излечимыми, четвертая - излечимая, пятая - трудно излечимая, а шестая - неизлечимая.

Первая стадия болезни отражает нарушение работы «тонкого тела» вследствие негативных эмоций, низменных чувств и пороков. Люди в силу недостаточной чувствительности не отмечают начало заболевания и редко обращаются к врачу на этом этапе. Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадии, то она неизбежно переходит на третью стадию - нейроэндокринную, а затем в эндотоксическую. Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Такое «ослабление» является следствием кармы (греховных наклонностей прошлых или текущих воплощений) или может быть приобретенным, но кармический механизм считается наиболее значимым. Например, гордыня ослабляет печень, эгоцентризм - сердце, а лицемерие - почки.

Вся эта теория кажется слишком сложной и, на взгляд человека нашей культуры, неправдоподобной. Но вот диагностические методы врачей-аюрведов просты. Они построены на принципе «пяти зеркал». Зеркала - это пульс, язык, ушные раковины, глаза и кожные покровы. Определенные свойства пульса, присущие тому или иному недугу, называют «Музыкой болезни».

Врач-аюрвед отличается от докторов в обычных клиниках, пожалуй, лишь цветом кожи: аутентичными методами у нас пока владеют только приезжие индийцы. В остальном - тот же белый халат, стетоскоп. Но вот врач кладет на запястье три пальца, сосредотачивается и начинает слушать пульс. Его учили расшифровывать биение сердца десять лет. Аюрвед легко распознает пониженный иммунитет и то, что пациент быстро утомляется. По пульсу определяет проблемы с работой кишечника и с мочеполовой сферой.

Начать оздоровление доктор посоветует с панчакармы - полного очищения организма, которое состоит из нескольких этапов: очищение желудка, очищение кишечника, носовая терапия и очищение крови. Следует отметить, что эта терапия включает лишь природные средства: лекарственные растения (более 3000 видов!), топленое масло, минералы, специи, металлы.

При любых болях в спине назначают «кативасти» – процедуру наложения компресса из теплого лечебного масла и пасты из трав на спину, поясничную область от 45 минут до 1 часа. Для лечения астмы, заболеваний респираторной системы, болезни сердца, боли в мышцах груди назначается процедура «уровасти»: теплые медицинские масла накладываются на грудь на 45 минут. А «широдхара» применяется при нервно-вегетативных нарушениях, бессоннице, ухудшении памяти, головных болях. На лоб пациента тонкой струйкой из медного сосуда льется теплое масло. Тип масла, его температуру и продолжительность процедуры определяет врач.

Важную роль играет специфический мармический массаж, проводимый в четыре руки с использованием прописанных пациенту масел. Мармы - энергетические центры тела человека. В буквальном переводе - «тайные» точки. В древности знания об этих центрах использовались в военном деле: удар в жизненно важную точку подрывал энергетику врага. Врачам же знание марм помогало излечивать воинов, раненных в битве.

Аюрведа объемлет все стороны жизни. Будучи естественной медициной, она ставит своей задачей не просто устранение симптомов, а формирование позитивного образа жизни, который способствует исцелению и здоровью. Чтобы наилучшим образом использовать Аюрведу, нужно воплотить ее принципы в своей жизни. Просто прибегать к рекомендациям по лечению конкретных заболеваний, когда возникают проблемы со здоровьем, - значит проглядеть истинное богатство и красоту Аюрведы - ее знания о гармоничной жизни.

Изучая Аюрведу, вам захочется пересмотреть свою диету, скажем, отказаться от некоторых излюбленных блюд, которые вам не совсем подходят, внести изменения в свой режим дня - например, пораньше вставать, или изменить характер и количество своей физической активности. Такие изменения привычного образа жизни не случаются за один день.

Согласно Аюрведе, каждому человеку по силам исцелить самого себя. Всем предоставлена свобода, возможность сохранять энергию и восстанавливать свое здоровье. Мы можем реализовать эту возможность посредством понимания нужд своего тела и внимательного отношения к их изменениям, в ответ на бесконечные перемены во внешнем мире и во внутреннем мире наших чувств. Ключ к этому - осознавание, непрерывное осознавание всего происходящего вокруг.

Симптомы - не что иное, как язык нашего тела. Награждая нас головной болью, поносом, лихорадкой, зубной болью, ломотой в суставах, бессонницей, тревогой, страхом или неуверенностью, тело разговаривает с нами, давая нам знать: что-то идет не так, что-то вышло из равновесия и нуждается в нашем внимании.

В Аюрведе утверждается, что любой испытываемый нами симптом - это выражение дисбаланса дош. Чтобы вернуть себе хорошее здоровье, нужно восстановить нарушенное равновесие, «жонглируя» этими тремя дошами, отдавая предпочтение одной или умиротворяя другую, для того, чтобы достичь гармонии - привести викрити, текущее состояние дош, к пракрити, врожденному оптимальному состоянию.

Аюрведа учит читать этот язык признаков и симптомов. Например, когда налицо признаки избыточного тепла в теле - кожная сыпь, изжога, вспыльчивый темперамент, это говорит об избытке питты, и нужно принять меры для ее успокоения. Точно так же, неуравновешенная вата может говорить с нами на языке бессонницы, запора или тревоги, тогда как, дисбаланс капхи будет сообщать о себе в виде апатии, переедания или застойных явлений в легких, бронхах и пазухах носа.

Мы не должны оставлять без внимания сообщения от дош, поскольку состояние дош составляет основу здоровья и счастья, равно как и болезни.

Невозможно достичь подлинного здоровья, если перекладывать всю ответственность за него на врачей. Используя свои собственные интуицию, восприятие, наблюдение и суждение, вы должны стать целителем себе и принять ответственность за свое здоровье на себя. Используйте ваши знания и способности в полной мере, чтобы привнести в свою жизнь здоровье, гармонию и счастье.

Древние тайны Аюрведы - это путь к себе.

Один из древних литературных источников, Чарака Самхита, где собраны тексты об Аюрведе, гласит: «Аюрведа - это знание о подходящих и неподходящих, благоприятных и неблагоприятных условиях жизни, о факторах, способствующих и препятствующих долголетию, а также о том, с какой меркой следует подходить к жизни вообще».

В основе Аюрведы лежит принцип гармонии и взаимосвязи Человека с Природой. Именно на этом построены все аюрведические методы оздоровления. Акцент в Аюрведе делается на сохранении здоровья и профилактике заболеваний с использованием натуральных средств.

Аюрведическая терапия включает в себя различные омолаживающие и восстанавливающие процедуры, которые можно проводить самостоятельно или в специлизированных центрах. Традиционно, в практике аюрведы широко используются такие средства, как:

Различные массажи, выполняемые стопами и руками с применением лечебных травяных масел или порошков, а также самомассаж;

Траволечение;

Ароматерапия;

Прогревания тела (прием внутрь пряных трав, баня, травяные обвертывания, втирание в кожу теплых масел);

Цвето - и звукотерапия

Лечение камнями и металлами

Все эти процедуры в сочетании со специальной аюрведической диетой и правильным образом жизни предупреждают процессы старения, способствуя долголетию и укреплению иммунной системы.

Но поскольку Аюрведа - это наука о жизни, она не ограничиватся лишь набором лечебных и косметических продедур, а охватывает все сферы жизни человека. Поэтому большое значение в практике Аюрведы придается таким критериям здорового образа жизни, как:

Правильное питание,

Режим дня,

Медитация,

Йогические упражнения

Закаливание.

Аюрведа учит, что человек — это микрокосмос, Вселенная. Человек - дитя космических сил внешнего окружения, макрокосмоса. Его индивидуальное существование неотделимо от общего космического проявления. В холистическом смысле, взгляды Аюрведы на здоровье и «болезнь» принимают во внимание присущую человеку связь между индивидуальным и космическим духом, индивидуальным и космическим сознанием, энергией и материей.

Согласно учению Аюрведы, человеку присущи четыре биологических и духовных устремления: религиозное, к финансовому преуспеванию, воспроизведению и свободе. Хорошее здоровье необходимо для осуществления этих запросов.

Аюрведа помогает здоровому поддержать здоровье, а больному восстановить его. Это - медико-метафизическая наука оздоровления жизни, мать искусства врачевания. Практиковать Аюрведу - значит содействовать благополучию, здоровью и творческому росту.

Практическое знание самооздоровления может быть постигнуто каждым через изучение истин Аюрведы. Можно существенно увеличить срок жизни и избавиться от страданий путем надлежащего сбаланси-рования всех энергий в теле. Способность индивидуума к самооздоровлению - основная концепция аюрведической науки.


Основные принципы Аюрведы


Аюрведа признает глубокую связь между процессами в природе и в организме, разделяя их на проявленные и не проявленные. Аюрведа рассматривает человека как совокупность трех составляющих – индивидуальная душа, или атма; «тонкое», ментальное или астральное тело (линга-шарира) и физическое тело (стхула-шарира). Душа имеет вечную, духовную природу, потому никогда не умирает. В «Бхагавад-гите», основной философской книге учения Вед, говорится, что душу невозможно уничтожить, сжечь или испепелить. Неотъемлемое свойство души – сознание, и именно оно определяет физические тела – и линга-шарира и стхула-шарира.

Именно от уровня сознания формируется тонкое тело – наш неизменный спутник во всех воплощениях. Все наши мысли, желания, мотивации, поступки, привычки составляют так называемые «самскары» – «привязанности», то, что в свою очередь определяет физическое тело.

Таким образом, Аюрведа считает, что истинная причина болезней находится в нашем уме, кроется в «дефектах» сознания.

Поэтому Аюрведа – это образ жизни и правильного мышления, гармоничное существование человека с природой.


В Аюрведе болезнь классифицируется по шести стадиям развития:


Психофизиологическая

Энерго-информационная (эфирная)

Нейрoэндокринная (дисбаланс трех дош)

Эндотоксическая

Симптоматическая (проявленная)

Терминальная (необратимая).


Считается, что первые три стадии легко излечимыми, четвертая – излечимая, пятая – трудно излечимая, а шестая – неизлечимая.

К сожалению, современная аллопатическая медицина чаще всего начинает лечить болезнь лишь на пятой или на шестой стадии, к тому стараясь устранить симптомы болезни, а не ее настоящую причину.

Первая стадия болезни – психофизиологическая – связана с умом, с проблемами «тонкого» тела. «Неправильные», злые, агрессивные мысли могут привести к заболеванию на этой стадии, которое проявляется в преобладании в сознании низших гун, качеств материальной природы.

Различают три гунны материальной природы:

Саттва - гуна благости, гармоночного восприятия мира, принятие своей судьбы, терпения и смирения. Именно саттвичное, благостное мышление дает человеку защиту от болезней и преждевременной старости.

Раджас - гуна страсти, активное, деятельное, побуждающее начало. Преобладая в сознании человека, она «затуманивает» сознание и способствует проявлению многочисленных пороков, которые считаются в Аюрведе корнями большинства болезней.

Тамас – гуна неведения, заблуждения. Если сознание человека погружено в невежество, это вызывает «сон разума», апатию, лень, безразличие, глупость, что ведет к разрушению личности.


Гуны динамичны, постоянно смешиваются и соответствуют нашим мыслям. Их сочетание между собой создает всевозможные комбинации оттенков нашей психики. Неуравновешенность гун может вызывать большие психологические напряжения, создавать проблемы, разрушительно сказываясь на психоэмоциональном состоянии человека.

Таким образом, если гунна раджаcа или тамаcа начинают преобладать в нашем сознании, Аюрведа считает это первой стадией болезни.


Аюрведа основана на ведической философии, которая говорит о санатане-дхарме (основном долге человека), как о йоге, развитии своей связи с Богом. Различные виды духовных практик являются, согласно Аюрведе, являются наилучшей «терапией» для ума, позволяющей избавиться от разрушительного влияния раджаса и тамаса.

На второй стадии болезни, дефекты и «пороки» ума разрушительно сказываются на «тонком», эфирном теле, а негативная реакция психики вносит дисбаланс в наши энергетические каналы – нади и энергетические центры – чакры, вызывая сбои в работе органов и систем организма.

Для корректировки эфирного тела аюрведическая медицина предлагает методы ароматерапии, минералотерапии и пранатерапии, а также очень эффективные в данном случае аюрведические массажи – Марма-терапию и Абхьянгу.

Если болезнь не устраняется на психофизиологической и эфирной стадиях, то она переходит на третью стадию – нейроэндокринную – стадию разбалансировки трех дош. Дисбаланс вата-доши вызывает разбалансировку работы центров головного и спинного мозга, а дисбаланс пита и капха дош нарушает гормональное равновесие.


Аюрведа подробно описывают ранние признаки третьей стадии болезни в зависимости от разбалансировки той или иной доши. Эндокринные нарушения могут быть выявлены пульсовой диагностикой. Чтобы привести в равновесие вату, питту и капху, чаще всего достаточно правильно подобрать диету и распорядок жизни. В некоторых случаях необходимо добавить в рацион соответствующие пищевые добавки, минералы, специи, травы. Третья стадия болезни характеризуется образованием и накоплением амы, «шлаков». Нарушение гормонального равновесия вызывает разбалансировку в работе пищеварительных и клеточных ферментов. Образующиеся в этом случае «шлаки» поступают или аккумулируются в тканях. Каждый орган имеет свою систему выделения, поэтому ама обычно накапливается в «ослабленных» органах.


Аюрведа говорит, что наше тело является нашим учителем – если какой-то орган заболевает, то это указывает на определенные дефекты нашего сознания. Например, излишняя гордость приводит к болезням печени, эгоизм поражает сердце, лицемерие и неумение любить выводит из равновесия мочеполовую систему.


Накопление амы в организме вызывает общую слабость, повышенную утомляемость, раздражительность, сонливость, ухудшение памяти, появление налета на языке, запаха изо рта, потерю аппетита, метеоризм, появление гнойничковых высыпаний на коже и так далее.


По мере развития заболевания признаки интоксикации нарастают, и болезнь переходит на четвертую стадию. На этой стадии болезни Аюрведа применяет методы шодханы, очищение от амы. Рекомендуется очищение желудочно-кишечного тракта, крови, почек, дыхательной системы и кожи. Для этого используются травы, энтеросорбенты и лечебные масла.


Пятая стадия болезни (симптоматическая) связана с активизацией механизмов саморегуляции организма. В это время органы или ткани пытаются освободиться от амы. Эта стадия сопровождается появлением специфических симптомов, например, болью в области почек, повышением температуры, появлением кашля или тошнотой. Любая болезнь имеет свой индивидуальный ритм, проявляющийся периодами обострения и ремиссии.


Лечение болезни на пятой стадии включает иглоукалывание, остеопатию, гомеопатию, фитотерапию, аюрведические массаж, в том числе точечные, гирудотерапия, бальнеотерапия, лечебная и дыхательная гимнастика, диетотерапия и другие.

На шестой стадии болезни защитные механизмы органа утрачивают свою силу, а ткани претерпевают необратимые изменения. Происходит постепенное разрушение и гибель данной системы организма. И здесь уже зачастую требуется хирургическое вмешательство. Терапевтические методы позволяют лишь облегчить страдания больного и «затянуть» болезнь.

АЮРВЕДА -- НАУКА О ЖИЗНИ

Слово "Аюрведа" -- санскритского происхождения и в переводе означает "наука о жизни".

Рассматривая человека как микрокосм, Аюрведа ориентирована на достижение каждым человеком здоровья, счастья, гармонии и любви.

Аюрведа -- самый древний из всех известных трактатов по биологии, гигиене, медицине и питанию. Она родилась в Индии 5 000 лет назад и впервые была записана в Ведах -- древнейших Священных писаниях на нашей планете. Таким образом, Индия -- родина не только йоги, мантр, медитации и вегетарианства, но и науки о здоровье человека.

Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления. Методы лечения, предлагаемые ею, многообразны и многофункциональны: использование трав и кореньев, очищение организма с помощью специальных диет и лечебного голодания, массаж, правильное питание и разумный образ жизни, йога и медитация и многие, многие другие.

Выполняя аюрведические правила и предписания, каждый человек может на своём опыте убедиться в их эффективности.

Аюрведа предлагает не только методы лечения болезней, но и способы, предупреждающие их возникновение.

Являясь самой древней системой медицины на нашей планете, Аюрведа широко применяется в наши дни во всём мире и приобретает всё большую популярность. Количество людей, использующих эту древнюю Науку о жизни, постоянно растёт, Аюрведические центры открыты и функционируют во многих городах и странах мира.

В современную эпоху Аюрведа становится привычной медицинской системой, которая помогает современному человеку выдерживать колоссальные физические и психические нагрузки, противостоять постоянным стрессам, поправить и сохранить здоровье, укрепить иммунную систему, научиться правильно воспринимать окружающий мир.

Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, главный источник всех заболеваний -- не деятельность физического тела, а неправильный образ мыслей и соответствующие этим неправильным мыслям
чувства.

С точки зрения Аюрведы, без гармонии со своим "я" и окружающим миром обрести счастье и долголетие невозможно.

Работа над своим "я" и правильным восприятием мира является одной из основ Аюрведы.

Если человек желает начать использовать аюрведическую методику, ему следует прежде всего научиться "понимать себя" -- не только тип своего тела и индивидуальную конституцию, но, прежде всего, научиться понимать духовную природу своей личности. Это поможет осуществить выбор предлагаемых Аюрведой способов и методов самоисцеления и обрести здоровье, счастье и долголетие.

Аюрведа утверждает, что причиной большинства заболеваний является неправильное питание. Согласно Ведам, в том числе Аюрведе, питание занимает особо важное место в жизни каждого человека (Человек есть то, что он ест), поскольку оно способно дать не только физическое здоровье, но и возможность овладеть своими чувствами для того, чтобы духовно развиваться и постигать окружающий мир и своё "я".

Ведическая традиция гласит, что человек должен употреблять в пищу только вегетарианские блюда и продукты. Все живые существа, не только люди, но и животные, наделены душой. Убийство любого живого существа, в том числе невинного животного, наказуемо и влечёт за собой тяжёлые кармические последствия. С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но также неотъемлемая часть философии тех, кто стремится обрести любовь, счастье и гармонию с окружающим миром.

ТРИ-ДОША
Аюрведа выделяет три типа жизненной силы, управляющие человеческим организмом, и, в соответствии с этим, разделяет всех людей на три основные группы. Они называются Вата (эфир и воздух), Питта (огонь и вода) и Капха (вода и земля). Эти три элемента (вата, питта, капха) -- управляют всеми функциями тела, ума и сознания человека, и причины многих заболевания объясняются нарушением равновесия между ними.

Самой важной дошей считается вата. Без неё ни питта, ни капха не функционируют. Вата управляет дыханием, обеспечивает функции движения мышц, биение сердца, работу желудка.

Питта контролирует переработку пищи, температуру тела, окраску кожи. Она устанавливает равновесие между двумя другими дошами.

Капха является основой для двух других типов дош -- ваты и питты. Эта доша управляет жидкостями в теле, а также смазывает суставы, обеспечивает влажность кожи, даёт телу силу.

Равновесие трёх дош является залогом здоровья и долголетия.
В теле каждого человека присутствуют все три доши, одна или две из которых преобладают. По преобладающей доше можно определить конституционный тип человека. При этом следует отметить, что нижеописанные доши отражают чистый тип конституции человека, тогда как каждый человек представляет собой смешанный тип из комбинации трёх дош.

Тип Вата. Люди с конституционным типом вата -- наиболее худые из всех трёх типов. Они либо долговязы, либо низкорослы. Цвет волос чаще тёмный, волосы вьющиеся, кожа сухая. Маловыносливы, страдают заболеваниями суставов, бессонницей, быстро устают. Аппетит и пищеварение изменчивы. Любят сладкую, кислую и солёную пищу. Отличительные качества людей с типом вата -- энергичность, способность к абстрактному мышлению, творческие способности. Среди таких людей философы, музыканты, поэты, художники.

Тип Питта. Обычно это люди среднего роста, имеющие средний вес. Они сильны, крепки, выносливы. Кожа мягкая, волосы тонкие. У них хороший аппетит, любят сладкую и горькую пищу. Люди типа питта умны, сообразительны и эмоциональны. Хорошо усваивают знания и умеют их правильно применять.

Тип Капха. Люди этого типа отличаются хорошо развитым телом. Физически сильны, выносливы, терпеливы. Кожа мягкая и бледная, волосы густы, тёмные, мягкие. Имеют нормальный аппетит, едят не много. Отдают предпочтение острой и горькой пище. Здоровы, жизнерадостны, миролюбивы, спокойны. Однако этим людям свойственно испытывать чрезмерное стремление к материальному комфорту и обогащению. Часто страдают депрессией.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА основывается на определении, какие доши преобладают в организме человека и каковы нарушения в балансе этих дош.

Аюрведа учит приёмам выявления болезни ещё до проявления её внешних признаков.
Аюрведа -- древнейшая наука самодиагностики и самоисцеления -- поможет каждому человеку научиться ежедневно "диагностировать" состояние своего организма и использовать необходимые методы профилактики и лечения заболеваний.

Аюрведа учит, что каждый человек способен оздоровить себя.

Согласно Аюрведе, человек, который хочет восстановить и сохранить своё здоровье, должен выполнять простые, но важные и необходимые правила: иметь стабильный и разумный распорядок дня, правильно питаться и заниматься духовной практикой, способной даровать ему счастье, умиротворение и гармонию как внутри себя, так и с окружающим его миром.

НЕМНОГО О ПРАВИЛЬНОМ ПИТАНИИ.
Большинство болезней (около 90%) возникают из-за неправильного питания.

Аюрведа утверждает, что ЛЕЧЕНИЕ ПИЩЕЙ -- лучшее из всех лекарств, поскольку сбалансированное питание является основой хорошего здоровья.

Правильное питание -- это питание правильным количеством пищи, в состав которой входят продукты, соответствующие конституционному типу человека. Так, например, люди, у которых преобладает тип вата, должны употреблять пищу, совершенно отличную от пищи, которая рекомендуется к употреблению людьми с преобладающим типом капхи. Поэтому Аюрведа рекомендует прежде чем начать лечение пищей, определить свой конституционный тип и узнать, какие продукты следует употреблять в первую очередь для того, чтобы уравновесить три-доши в организме и постоянно поддерживать их равновесие.

ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРАВИЛЬНОМУ ПИТАНИЮ.
Не есть до появления чувства голода и избегать избыточное употребление жидкости.
Принимать пищу в спокойном состоянии ума и в приятной обстановке.
Желательно есть всегда в одно и то же время.
Не переедать, есть умеренно. Для того, чтобы поступаемая в желудок пища хорошо переварилась, в нём должно оставаться свободное пространство.
Соблюдать правила гигиены при приготовлении пищи.
Учитывать сочетаемость продуктов. Некоторые продукты нельзя есть вместе ввиду их несовместимости, например, молоко и рыбу, кисломолочные продукты и молоко.
Употребление жидкости не должно быть избыточным, но должно быть достаточным. Жидкость не должна быть слишком холодной или слишком горячей.
Избегать обработанной пищи и стараться использовать свежие натуральные продукты.
Не есть перед сном или в ночное время.

ГОЛОДАНИЕ. При голодании надо быть очень осторожным, поскольку, если человек не знает особенностей своего типа конституции, голодание может привести к тяжёлым последствиям.
При голодании необходимо следить за самочувствием и в случае его ухудшения прекратить голодание.
Правильное и разумное голодание способно поправить и укрепить здоровье, очистить организм от шлаков и токсинов, дать отдых пищеварительной системе.
Голодание рекомендуется при многих заболеваниях, таких, к примеру, как мигрени, запоры, простуды, боли в суставах.

НЕМНОГО О ВЕГЕТАРИАНСТВЕ.
Всем известно, что с помощью вегетарианства можно излечить даже сахарный диабет и рак...

Родина вегетарианства -- Индия и Веды.

С ведической точки зрения, вегетарианство -- это не только система правильного питания, но и неотъемлемая часть образа жизни тех, кто стремится обрести гармонию, счастье, развиваться духовно, достичь совершенства человеческой жизни.

Слово "вегетарианец" латинского происхождения и означает "крепкий, сильный, здоровый, бодрый". Определение "вегетарианец" указывает не только на отказ от употребления в пищу мяса, но и на нравственные, этические и философские взгляды человека.

Большинство вегетарианцев -- это люди, не употребляющие в пищу мяса из любви, жалости и сострадания к другим живым существам.

В числе известных всему миру вегетарианцев прошлого -- Пифагор, Сократ, Платон, Леонардо да Винчи, Акбар, Иссак Ньютон, Вольтер, Жан-Жак Руссо, Лев Толстой, Альберт Эйнштейн, Махатма Ганди и многие, многие другие.

Те, кто становятся вегетарианцами из этических соображений, аргументируют это тем, что все живые существа наделены душой и способны чувствовать, подобно человеку, испытывая боль, страдания и страх смерти, и потому человеку следует стараться не причинять им страдания.

Жизнь любого живого существа священна, и, утрачивая уважение к жизни животных, люди перестают ценить и человеческую жизнь. Лев Толстой писал:
"Как можно надеяться, что на земле воцарится мир и процветание,
если наши тела являются живыми могилами, в которых погребены убитые животные?"

А Пифагор ещё две с половиной тысячи лет назад говорил:
"Те, кто убивает животных для того,чтобы съесть их плоть,
могут не задумываясь уничтожать себе подобных".

Плутарх обращается ко всем, кто употребляет в пищу мясо:
"Если вы так уверены, что животные предназначены вам в пищу,
тогда сперва убейте сами то существо, чьё мясо хотите съесть.
Но убейте его своими собственными руками или зубами,
не прибегая к помощи ножа, дубины или топора".

ДРУГИЕ АЮРВЕДИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ.
Для того, чтобы поддерживать хорошее физическое и психическое здоровье, Аюрведа рекомендует также:

ЙОГА. Йога приводит человека в естественное состояние покоя, снимает стрессы и является прекрасным лекарством от всех заболеваний.

ПОВТОРЕНИЕ МАНТР. Энергия мантр способствует обретению равновесия тела, ума и сознания.
Согласно Аюрведе,тело нуждается в пище, а мантры питают душу.

МЕДИТАЦИЯ. Пробуждает способность сделать свою жизнь счастливой, обрести умиротворение.
Слово "медитация" означает "мысленное созерцание", из чего следует, что у медитации должен быть объект созерцания.
Большинство из тех, кто мало знает о медитации и только приступает к постижению её основ, медитируют на "пустоту", "тишину", "безличное абстрактное сияние", "свет".
Великие святые мудрецы и йоги, достигшие совершенства, всегда медитируют на Высшее начало и Причину всех причин -- на Бога, пребывающего в сердце каждого живого существа.
Эта медитация является высшей формой медитации и одаривает человека нескончаемым счастьем и чистым знанием о своём истинном "я" и его вечной связи с Божественным.

МАССАЖ -- это лечебная процедура, которая связана с регулировкой энергии в организме человека.

АЮРВЕДИЧЕСКАЯ ФАРМАКОЛОГИЯ.
Представляет собой обширную науку, с применением сотен и тысяч лекарств, изготовленных на основе трав. В отличие от лекарств, предлагаемых традиционной медициной, которые не избавляют от болезни, а подавляют её, загоняя "вглубь" организма, -- аюрведические лекарства искореняют саму болезнь.

Согласно Аюрведе, практически все растения обладают лечебным действием при правильном их
применении. Для того, чтобы очистить, оздоровить, укрепить организм и постоянно поддерживать в нём равновесие, рекомендуется регулярное применение трав, что сделать совсем не сложно, если научиться использовать их при приготовлении пищи.

С давних времён и до наших дней целебные травы и коренья используются в пищу в качестве различных вкусовых добавок, специй и приправ, которые делают блюда не только вкусными и ароматными, но и полезными, поскольку многие из этих целебных трав обладают уникальными свойствами. Можно привести следующие примеры:

Аир. Согласно Аюрведе, корень аира является эффективным средством профилактики для тех, кто страдает судоргами или болен эпилепсией. Помимо этого, корень аира оказывает благотворное воздействие на нервную систему, улучшает память, помогает при головных болях и простудах.

Асафетида. Способствует быстрому перевариванию пищи, является прекрасным отхаркивающим средством, снимает боль в желудке.

Алоэ. Универсальное средство лечения самых различных заболеваний. Способствует уравновешиванию ваты, питты и капхи в организме. Очищает кровь, укрепляет печень, используется при простуде, а также в качестве наружного средства при лечении ран и ожогов.

Гвоздика. Природное болеутоляющее средство (компресс с гвоздичным маслом, приложенный к больному зубу, снимает острую боль). Гвоздика улучшает пищеварение, очищает кровь, облегчает кашель, снимает простуду, укрепляет сердце.

Имбирь. Употребляется в свежем и сушёном виде. Обладает великолепными лечебными свойствами. Имбирный чай -- одно из лучших средств при простудных заболеваниях. Используется для очищения пищеварительного тракта, для лечения головной боли, снимает спазмы в желудке, нормализует деятельность кишечника.

Кардамон. Тонизирующее и освежающее средство. Укрепляет сердце и лёгкие, освежает ум и дыхание, стимулирует пищеварение. Может употребляться как добавка в чай или в овощные блюда.

Красный стручковый перец (кайенский перец). Стимулирует пищеварение, убивает микробы и бактерии в кишечнике, оказывает лечебное воздействие при простудах.

Корица. Обладает антисептическими и очищающими свойствами, является хорошим болеутоляющим средством. Укрепляет сердце, помогает при простудных заболеваниях, облегчает пищеварение.

Кориандр. Стимулирует пищеварение, применяется как природное мочегонное средство, помогает при расстройствах желудка и рвоте.

Куркума. Очищает кровь, улучшает пищеварение. Обладает антибактериальными и противовоспалительными свойствами. Излечивает язву, помогает при диабете. При наружном применении излечивает кожные заболевания, при ссадинах и синяках снимает боль и опухоль.

Люцерна. Эффективное очищающее и природное болеутоляющее средство. Чай из люцерны рекомендуется тем, кто страдает от артрита, ревматизма, язв и малокровия.

Льняное семя. Эффективное слабительное, лечит запоры, выводит слизи из организма.

Мускатный орех. Стимулирует пищеварение, укрепляет сердце, помогает при заболевании печени и селезёнки, при бессоннице.

Мята. Улучшает пищеварение, стимулирует деятельность кишечника, помогает при тошноте и рвоте.

Тмин. Способствует улучшению пищеварения, улучшает деятельность мозга и зрения, эффективен при поносах и болях в животе.

Фенхель. Улучшает пищеварение, помогает при язве желудка и гастритах.

Шафран. Согласно Аюрведе, полезен всем без исключения. Обладает тонизирующими свойствами, укрепляет сердце, снимает мигрени, очищает кожу, помогает при язве желудка.

Употребление лекарственных растений даёт ощутимый эффект при регулярном приёме в течение определённого времени.

АЮРВЕДА О ЦЕЛЕБНЫХ СВОЙСТВАХ МЕТАЛЛОВ И САМОЦВЕТОВ.
В дополнение к травам Аюрведа предлагает к использованию целебные свойства металлов и самоцветов, которые способны помочь противостоять тем или иным негативным воздействиям на тело, ум и сознание человека. Так, например, золото укрепляет нервы, улучшает ум и память, благотворно воздействует при эпилепсии и заболеваниях лёгких. Серебро увеличивает силу и выносливость организма, помогает при истощении и воспалительных заболеваниях кишечника. Медь излечивает малокровие. Свинец эффективен при кожных заболеваниях.

ЦВЕТА.
Аюрведа предлагает в качестве одного из способов укрепления и сохранения здоровья использование целебных свойств некоторых цветов и цветовых оттенков. Так, например, красный и оранжевый цвета обладают согревающим действием и содержат запас целебной энергии. Зелёный цвет успокаивает ум и бодрит, радует сердце. Синий -- успокаивает ум и тело, способствует устранению расстройств печени.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Данная статья представляет собой краткий и далеко не полный обзор того огромного количества информации, которое нам предоставляет Аюрведа -- наука о жизни.
Аюрведа гармонично объединяет способы излечения и тела, и души человека.

Основа Аюрведы -- работа со своим "я" (с душой).

Ежедневно практикуя Аюрведу, человек обретает физическое и психическое здоровье, счастье, любовь, гармонию и умиротворение.