Авторы образовательных технологий в школе. Перечень технологий для аттестации

Пройдет совсем немного времени, и все то, что для нас в образовании было привычным (лекции, тетрадки, грифельные доски), станет примитивным прошлым. Редактор интернет-журнала о будущем образования Edutainme Наталья Чеботарь рассказала «Снобу» о том, какие образовательные технологии вскоре до неузнаваемости изменят процесс обучения

1. Одной из самых революционных современных образовательных технологий являются массовые открытые онлайн-курсы (massive open online course - MOOC), которые начались в Стэнфорде с Udacity и Coursera (в 2012-м) и с инициативы MIT edX.

Открытые онлайн-курсы делают качественное образование настолько доступным, что раньше это и представить было невозможно - я, например, выросла в Кишиневе и не могла даже мечтать о том, чтобы, не выходя из дома, слушать лекции преподавателей мирового уровня и получать за эти курсы дипломы.

Сначала университеты начали выкладывать свои лекции, в частности, MIT много лет делал свою библиотеку лекций, потом к ним стали добавлять другие функции. К тому, чтобы сделать открытый бесплатный курс с проверочными заданиями, которые позволят сказать, что человек его успешно прошел, образовательные технологии пришли два года назад.

2. Следующая технология - так называемые большие данные.

Когда вы задаете в интернете параметры поиска, весь мир, который есть в онлайне, настраивается на ваши параметры. В образовании этого пока нет. В компьютерных и сетевых образовательных методиках можно собрать и проанализировать данные, например, о миллионе кликов и видеть, с чем именно у человека возникают проблемы, где он не понимает; можно сравнивать его с другими учащимися; можно давать рекомендации по тому, каким образом ему продвигать обучение, можно выстраивать персональные траектории.

Большие данные сами по себе позволяют сделать очень много интересных выводов, и благодаря им педагогика превращается в точную науку, которой она раньше не была. Если раньше мы получали информацию, опросив тысячу человек, или проводили эксперимент в ста школах, или оценивали эффективность обучения несколько раз в году, то сейчас можно померить все что угодно на бесконечном количестве учеников и увидеть, что работает, а что нет, какие методики и педагогические приемы дают результат, а что является непроецируемым и немасштабируемым эффектом харизматичности и личных свойств преподавателя. Большие данные дают возможность сделать процесс обучения более точным. Кроме того, они делают возможным существование следующей технологии - адаптивного обучения.

3. Адаптивное обучение - это когда ученик получает на основании больших данных рекомендации по содержанию, процессу, методикам и темпу обучения, когда для него выстраивается образовательная траектория.

Все коммерческие онлайн-сервисы (например, сайт по продаже билетов) бесконечно адаптируются под вас, потому что они таким образом зарабатывают деньги. То же самое теперь можно делать и в образовании. Самый известный в этой области стартап Knewton берет любой контент (видео, игру, лекцию) и использует огромное количество разных метрик к этому контенту, чтобы понять, как человек с ним взаимодействует. Как на сайтах есть google analytics, так и адаптивное обучение - это такой аналитик для образования. При этом он не только собирает данные, но и перерабатывает их и рекомендует студенту тот контент, который будет для него наиболее эффективным.

4. Обучайся, играя: еще одна мощная новая образовательная технология - геймификация.

Все знают, что обучение через игру - лучшее, что можно придумать, так учатся дети, все это давно доказано исследованиями. Смысл геймификации - вычленить из игры игровые механики, структуру и каркас и применить их в неигровом контексте: например, превратить в игру мытье посуды. В России о ней стали говорить после взлета Foursquare, который геймифицировал свое приложение, и все стали пытаться геймифицировать всё подряд.

5. Другая методика, которая сейчас набирает обороты, - смешанное (гибридное) обучение, blended learning.

Его смысл в том, чтобы сочетать обучение за компьютером и общение с живым учителем. Благодаря тому, что можно индивидуально собирать курс из частей разных курсов, геймифицировать, адаптировать, собирать данные и давать обратную связь, в смешанном обучении есть возможность выстроить по-настоящему индивидуальную образовательную траекторию и дать ребенку управление своим обучением.

Выглядит это так: ребенок приходит в школу, получает плей-лист, в котором написано: сейчас ты будешь делать то-то, потом пойдешь туда, потом сюда. В школе нет уроков, нет классов. Каждый ученик идет по своей программе. Плей-лист может быть напечатан на бумажке, может быть в приложении в телефоне, может показываться на экране при входе. Далее ребенок идет заниматься на компьютере. Если ему нужна помощь, он занимается с учителем, а учитель благодаря программе уже знает, что именно недопонял ученик. Расписание становится тоже очень подвижным и электронным, каждый день оно меняется, и учитель тоже каждый день получает плей-лист, где говорится: сегодня этому надо помочь с этим, потом собрать вот этих трех и сделать с ними то-то. Ребенок сам управляет своей программой обучения, но не может перейти на следующий уровень, пока не освоит предыдущий блок на отлично. Таким образом полностью ломается классно-урочная система, потому что не остается ни традиционных классов, ни уроков.

Что дадут новые образовательные технологии традиционной школе в ближайшие пять лет:

Отомрет традиционная классно-урочная система, и каждый сможет учиться в своем темпе, по личному учебному плану, столько, сколько именно ему требуется для прохождения программы. Это значит, что сильные ученики смогут самостоятельно уходить вперед, а слабые получат больше внимания и поддержки за счет быстрой обратной связи внутри программ и освободившегося специально для них времени учителя.

Автоматизируется проверка работ, проведение выпускных экзаменов, ЕГЭ.

Родители, даже незаметно для себя, начнут активнее участвовать в образовательном процессе, получая уведомления о жизни ребенка в школе через мобильный телефон (это есть уже сейчас). Появятся образовательные приложения, которые будут формировать отчеты об успехах ребенка, давать методические рекомендации о том, как именно родитель может помочь своему ребенку усвоить конкретную тему - куда сходить, что посмотреть-почитать, о чем рассказать и как увлечь.

Будет существовать оперативная обратная связь, которой раньше в обучении не было. Раньше было так: ты сдаешь работу и получаешь результат через неделю, а за это время вы уже прошли новую тему, и если ты получил по работе тройку, то к старой теме никто не возвращается, и непонятный вопрос так и остается. В интернете многие вещи автоматизируются, и ты получаешь мгновенную обратную связь, сразу знаешь, где ошибся, сразу можешь исправить ошибку.

Новые образовательные методики позволят создавать контент из множества разных кусочков, собирая его под себя. В науке сейчас становится все более важной междисциплинарность, и сегодня можно делать курсы именно на стыке дисциплин - взять кусочек из биологии, химии и программирования и собрать свой курс, что раньше было сделать невозможно.

Необходимость систематического повышения эффективности школьного обучения вызывает вопрос: какие образовательные технологии по ФГОС являются наиболее результативными? Какие организационные системы могут применяться в современной школе? Рекомендации экспертов по теме, включая перечень инновационных образовательных технологий, вы найдете в статье.

В основу федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения положен деятельностный принцип, предусматривающий необходимость организации обучения посредством передачи инициативы от учителя к учащимся. Современные образовательные технологии по ФГОС являются совокупностью педагогических методов, форм и средств, систематически используемых в учебно-воспитательном процессе и позволяющих неизменно достигать декларированного результата с допустимыми показателями отклонения. Признаки образовательных технологий нового поколения:

  • характер и последовательность действий учителя соответствует конкретному педагогическому замыслу, в их основе лежит обоснованная авторская позиция;
  • цепочка организационных действий выстраивается строго в соответствии с целевыми установками, что обеспечивает последовательное движение в пользу намеченного результата;
  • педагог отказывается от практики объект-субъектного взаимодействия с детьми в пользу субъект-субъектного;
  • элементы педагогического процесса, основанного на моделирование ситуаций поиска, «открытия» знаний и анализа их практической ценности, могут быть воспроизведены любым учителем и отмечены достижением поставленной цели;
  • значимой частью технологии являются диагностические процедуры, позволяющие системно проводить само- и взаимоконтроль знаний.

Сохраните это себе, чтобы не потерять:

- Реализация образовательных проектов при переходе на ФГОС основного общего образования (примеры проектов)
- Профильное обучение в контексте реализации ФГОС среднего общего образования (актуализация нормативной базы)

Классификация образовательных технологий в соответствии с ФГОС

Необходимость качественного изменения системы российского образования, которая долгие годы опиралась на знаниевую основу формирования знаний, обусловливает необходимость постоянного ведения методологического поиска. Объединяя традиции отечественной педагогической науки и новаторские идеи, современные образовательные технологии, разрабатываемые в соответствии с ФГОС, позволяют удовлетворить требования регулятора и общественные запросы, а потому разработка и апробация активно ведения на всех уровнях. Уже сегодня можно выделить по-настоящему большое количество организационно-образовательных моделей ведения педагогической практики, которые могут использоваться в чистом виде, переосмысливаться с учетом реалий учебно-воспитательного процесса или специфики работы в конкретной школе, комплексно интегрироваться и дополняться.

Чтобы понимать возможности и особенности реализации образовательных технологий, педагогам следует понимать их границы, определяемые в рамках существующих классификаций.

Параметры классификации основных образовательных технологий по ФГОС Группы педтехнологий
По уровню применения
  1. Общепедагогические - могут использоваться для обеспечения целостности образовательного процесса на уровне учебного учреждения, школы, ступени обучения, региона, страны.
  2. Частнопредметные - реализуются в рамках одной предметной дисциплины.
  3. Локальные (модульные) - применяются в отдельных частях учебного процесса.
По организационным формам
  1. Классно-урочные и альтернативные.
  2. Академические и клубные.
  3. Коллективные, групповые, индивидуальные.
  4. Технологии дифференцированного обучения.
По типу управления познавательной активностью школьников
  1. Традиционные (лекционные, предусматривающие использование учебников, пособий, ТСО).
  2. Дифференцированные (с участием «репетитора», в малых группах).
  3. Программированные (основанные на использование обучающих и контрольно-диагностических программ).
По подходу к ребенку
  1. Авторитарные, характеризующиеся реализацией субъект-субъектной модели, жесткой регламентации образовательного процесса, подавлением детской инициативности.
  2. Массовые. Рассчитаны на «средних» учеников, что обусловливает необходимость «дотягивания» слабых и поиска возможностей включения в систему одаренных детей. Технологии сотрудничества, в основу которых положены принципы равноправия, взаимоуважения, соавторства.
  3. Технологии свободного воспитания - предусматривают предоставление ребенку свободы выбора, в том числе при организации обучающей деятельности.
  4. Личностно-ориентированные образовательные технологии ФГОС ОО, основанные на идее выстраивания учебно-воспитательного процесса вокруг личности ребенка, что гарантирует возможность поступательного, комфортного и гармоничного возрастного развития.
  5. Гуманно-личностные, вдохновленные идеями психотерапевтической педагогики, направленными на поддержку самоценности личности.
  6. Технологии продвинутого образования, направленные на углубленное изучение отдельных дисциплин (характерны для гимназистской, лицейской системы образования).
  7. Технологии компенсирующего обучения - рекомендованы в рамках обеспечения психолого-педагогической коррекции, «выравнивания», адаптации в системе школьного образования детей с недостатками возрастного развития.
По уровню ориентации на личностные структуры
  1. Информационные, направленные на закрепление базовых ЗУН.
  2. Операционные, обеспечивающие тренировку широкого спектра интеллектуальных действий.
  3. Технологии саморазвития (предусматривают формирование способов умственных действий).
  4. Эвристические, предусматривающие реализацию личностного творческого потенциала.
  5. Прикладные - их применение обеспечивает развитие действенно-практической сферы личности.
По характеру содержания
  1. Обучающие и воспитательные.
  2. Светские и религиозные.
  3. Общеобразовательные и профориентационные.
  4. Гуманистические, технократические.
  5. Моно-, политехнологии.

В современной педагогической науке совокупно выделяют более ста организационно-педагогических решений, но в российских школах широко используются только наиболее эффективные образовательные технологии ФГОС, в числе которых - развивающее, проблемное, разноуровневое обучение, метод проектов, ТРИЗ, технология развития критического мышления, ИКТ, здоровьесберегающая технология, система инновационной оценки «портфель достижений». Рассмотрим подробнее теоретические особенности и возможности реализации основных образовательных технологий.

Информационно-коммуникационная образовательная технология обучения по ФГОС

Ввиду того, что ключевой целью модернизации системы российского обучения является улучшение качества обучения подрастающего поколения, создание условий для гармоничного развития личности, способной свободно ориентироваться в информационно-коммуникационном пространстве, самостоятельно «добывать» знания, расширять имеющийся теоретический и практический опыт, внедрение ИК-технологий в повседневный учебно-воспитательный процесс является приоритетным направлением ведения педагогического поиска.

Современные информационно-коммуникационные образовательные технологии и методики ФГОС направлены на формирование у детей устойчивой мотивации к самообразованию, развитие коммуникативных компетенций и критического мышления, что можно реализовать посредством:

  1. Предоставления учащимся свободного доступа к информационным ресурсам, содержание которых не противоречим государственным, правовым и нравственным нормам.
  2. Использования всех доступных средств информационной поддержки учебно-воспитательного процесса.
  3. Внедрения контрольно-диагностических методик, соответствующих требованиям времени (ведение электронных дневников, тестирование на ПК, учреждение детско-родительских тематических чатов).
  4. Реализации процесса индивидуализации, дифференциации обучения, повышение результативности уроков за счет использования обучающих возможностей специальных технических средств.

Образовательные технологии по ФГОС, направленные на формирование критического мышления

В условиях свободного выбора, повсеместной доступности информации, которая постепенно утрачивает ценностный аспект, образовательные технологии критического мышления наиболее полно соответствуют требованиям ФГОС в вопросе формирования метапредметных компетенций будущих выпускников школы. Привитие особого способа восприятия данных, предусматривающего их обязательный анализ на предмет достоверности, осуществляется на основе проектирования особых образовательных ситуаций, когда учащимся предлагается системная работа с различными источниками знаний, которые необходимо классифицировать, систематизировать, соотнести с имеющимся знаниевым опытом, оценивая уровень полезности и практичности.

Педагогическая технология критического мышления предусматривает последовательное моделирование образовательных ситуаций, обусловливающих необходимость «прохождения» учащихся через три стадии: вызова, осмысления и рефлексии. Благодаря этому дети учатся трезво оценивать информацию, отсекая неподтвержденные домыслы и предположения, аргументированно формировать собственное мнение, строить причинно-следственные связи и логические цепочки, высказывать свою точку зрения корректно, соблюдая принципы толерантности и взаимоуважения.

В рамках образовательной технологии критического мышления используют многочисленные методические приемы: кластеризацию, проведение «мозгового штурма», составление эссе, сиквейнов, дискуссии, интеллектуальные разминки, создание «шкатулок полезных идей» и многие другие.

Проектная образовательная технология по ФГОС

Метод создания проектов как педагогический прием широко применяется в школах США с целью наочной демонстрации учащимся высокой практической ценности получения знаний, общего повышения показателей учебной мотивации. В числе современных образовательных технологий по ФГОС моделирование проектов считает одним из наиболее ценных, поскольку он:

  1. Открывает возможности для глубокого исследования конкретной проблемы, формирования знаний в рамках перехода от точечного к общему.
  2. Способствует развитию коммуникативной культуры, практики активного группового взаимодействия.
  3. Предполагает представление учащимся точки зрения с обязательной аргументацией, готовностью отстаивать ее в форме ведения конструктивной дискуссии с «оппонентами».

Создание проектов широко практикуется при подготовке дисциплинарных или тематических выставок, конкурсов научных работ, учебных фестивалей, ведении поисковой направленной работы одаренными учащимся при содействии педагогов. При условии грамотной реализации данная технология обеспечивает комплексное формирование у детей поисковых, анализаторских, презентационных и рефлексивных умений.

Образовательные технологии реализации ФГОС через проблемное обучение

Практика развивающего (проблемного) обучения, основанная на дифференциации областей знаний на ранее изученное, переходящее и неизвестное, была представлена советскими педагогами еще в середине прошлого столетия, и сейчас она уверенно вошла в число наиболее эффективных видов образовательных технологий по ФГОС. Базируется на направленном моделировании педагогом ситуаций, обусловливающих познавательную активность детей на пути к расширению знаний через определение границ известного, формулирование предположений и гипотез, поиск оптимального пути разрешения образовательной проблемы, проведение коллективного обсуждения и рефлексии.

Технология проблемного обучения, способствующая не только формированию у детей системы знаний и умений, но и достижению высоких интеллектуальных качеств, уверенности в собственных силах, может быть эффективна только при условии соответствия поставленной задачи реальному знаниевому уровню учащихся, когда возможно выделение границы уже известного и требующего подтверждения. При этом далеко не каждое проблемное задание содержит в себе проблемную ситуацию, что обусловливает необходимость тщательной предварительной подготовки при применении данного метода обучения.

Использование современных образовательных технологий, включающих игровой компонент, по ФГОС

Игра является одним из основных адаптационных механизмов детского возраста, способствующих усвоению знаний о явлениях, предметах, моделях поведение через воссоздание опыта. Игровые образовательных технологии, характеризующиеся высоким уровнем охвата аудитории, при условии должной адаптации широко применяются во время педагогической работы с школьниками разных возрастных групп.

Дидактические игры классифицируют:

  1. По областям применения - физические, интеллектуальные, социальные, поисковые.
  2. По типу обучающего компонента - информационные, тренинговые, обобщающие, диагностические, контролирующие.
  3. По специфике технологии - предметные, деловые, имитационные.
  4. По предмету - языковые, литературные, математические, физические и т.д.
  5. По типу среды - без или с предметами, компьютерные, настольные.

Педагогическая игровая технология способствует проектированию образовательного процесса по ФГОС, в рамках которого накопление и закрепление знаний ведется легко и непринужденно, дети учатся спокойно реагировать на неправильные ответы и искать верные, появляется возможность в полной мере реализовать дифференциацию процесса обучения и психологически комфортный контроль знаний. Во время участия в дидактических играх, включающих соревновательный компонент, школьники учатся мыслить самостоятельно, активно взаимодействовать между собой, демонстрировать активность и самостоятельность, что способствует повышению учебной мотивации и позволяет улучшить показатели динамики образовательного комплекса в целом.

Модульная образовательная технология в школе по ФГОС

Для учащихся основной школы преимущественно характерно последовательное снижение учебного интереса, в особенности к дисциплинам, овладение которыми вызывает серьезные затруднения. Новейшие образовательные технологии ФГОС, предусматривающие возможность учителя разделить учебный материал на отдельные модули, позволяет переломить сложившуюся тенденцию и повысить уровень качественного усвоения знаний детьми, а также обеспечить равные условия обучения в классах, где наблюдается значительная дифференциация способностей обучающихся. Важно отметить, что модулем может считаться информационный блок, для которого характерно наличие четко сформулированной цели, мини-программы, перечня практических заданий разного уровня сложности, а также схемы проведения контрольного оценивания.

В рамках модульной технологии детям предлагается осваивать знания короткими блоками, по каждому из которых проводится промежуточное оценивание. За выполнение из каждого видов деятельности учащиеся накапливают баллы, сумма которых формирует итоговую оценку. Помимо развития самостоятельности, формирования навыков самооценивания, данная образовательная технология открывает школьникам возможность не зацикливаться на промежуточных результатах, даже если они не соответствуют ожиданиям, а приложить усилия к исправлению учебной ситуации во время освоения следующего модуля.

Образовательная технология разноуровневого обучения в условиях реализации ФГОС

Еще одно эффективное организационно-педагогическое решение, позволяющее гарантировать равные возможности всех учащихся (независимо от психофизических способностей) к освоению программного минимума, - организация разноуровневого обучения. Данная образовательная технология позволяет наиболее полно обеспечить условия для реализации ФГОС, поскольку в ее основу положена идея оценивания не результата учебной деятельности, а усилий, приложенных ребенком по овладению программным материалом и его дальнейшему применению.

Для возможности внедрения системы разноуровневого обучения практические задачи по каждому из предметов должны быть дифференцированы с учетом глубины и сложности учебного материала (но не ниже базового минимума). За учащимися закрепляется право выбирать задания того уровня, который соответствует личным образовательным потребностям и устремлением, при этом по разным предметам уровни глубины изучения материала могут отличаться. При реализации технологии разноуровневого обучения ключевая задача педагогов заключается в поддержке детской инициативы, оказания поддержки при желании учащегося повысить «планку», чтобы добиться более высоких образовательных результатов.

Педагогика сотрудничества - современная образовательная технология реализации ФГОС

Ввиду курса на повсеместную гуманизацию системы образования, в центр которой ставятся интересы и потребности ребенка, была разработана методология педагогики сотрудничества, которая характеризуется сохранением максимального уровня психологического комфорта для школьников и учителей. В числе современных образовательных технологий реализации ФГОС педагогика сотрудничества является наиболее непростым организационным решением ввиду необходимости:

  • полного отказа от требований, передачу учебной инициативы от педагога к ребенку с одновременным обеспечением индивидуализации образовательного процесса;
  • использования в дидактических пособиях специальной словесно-символьной системы, определяющей характер учебных действий (прочитай, напиши, запомни, обрати внимание);
  • обеспечения детям свободного вида деятельности в зависимости от личных потребностей и текущего состояния;
  • проведения систематического самоанализа и поиска путей для коррекции затруднений (при поддержке учителя).

Новая образовательная технология по ФГОС - технология мастерских

Качественно новым организационным решением, являющимся альтернативой традиционной классно-урочной системе, признана технология мастерских, основанная на принципах педагогики воспитания, партнерства, методах полного погружения, ведения безоценочной образовательной деятельности.

Концептуально в рамках реализации данной технологии учитель становится «мастером», который после создания особой эмоциональной атмосферы открывает подопечным «таинства» мира знаний. Благодаря этому получение новой информации организуется в парах или мини-группах через активизацию уже имеющегося учебного опыта, посредством последовательного «наслаивания». «Мастер» при этом создает все новые и новые возможности для развития, самостоятельного поиска и творчества, что способствует развитию детской инициативы, коммуникабельности, готовности к активному взаимодействию в группах. В свете этого можно легко провести параллели между технологией мастерских и методом проектов, но первая характеризуется большей степенью созидательности, а потому представляет для учителя множество организационных сложностей. Конечно, в условиях современной школы проектирование мастерских не может осуществляться системно, но в качестве способа активизации познавательной активности данная технология очень эффективна.

Особенности реализации современных образовательных технологий в школе по ФГОС

Полный список современных образовательных технологий по ФГОС, которые могут быть реализованы в условиях современной школы, очень объемный. Помимо вышеперечисленных, он также охватывает здоровьесберегающие организационно-педагогические решения, активные методы обучения, технологию опережающего обучения, кейс-технологию и многие другие. Поэтому одной из значимых задач практикующих педагогов становится поиск тех новаторских практик, которые бы в условиях реальной образовательной ситуации позволили бы создать оптимальные условия для овладения детьми программным материалом, формирования у них метапредметных компетенций, гармоничного развития с последовательным раскрытием природных дарований.

Принято различать три уровня применения педагогами образовательных технологий по ФГОС на уроках в школе:

  1. Элементарный. Учитель применяет элементы технологий эпизодически, интуитивно, допуская погрешности при реализации установленных алгоритмов.
  2. Развивающийся. Педагог в целом следует алгоритмам технологии, использует широкий спектр педагогических приемов и методов, но допускает незначительные ошибки и исключает возможность творчества.
  3. Оптимальный, характеризующийся уверенным использованием образовательных технологий, гарантированным достижением декларируемых результатов с допустимым показателем погрешности, готовностью учителя уверенно сочетать элементы организационных решений, вести творческий поиск.
Учителям и руководителям школ следует помнить, что достижение высоких результатов учебно-воспитательной деятельности в условиях нового времени невозможно без применения образовательных технологий по ФГОС, что обусловливает необходимость принятия комплекса мер по их изучению, интеграции в процесс школьного обучения и совершенствования с учетом реальной образовательной ситуации.

Концепция модернизации российского образования определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует высокого уровня качества образования. Сегодня общество заинтересовано в выпускниках с развитыми познавательными потребностями, нацеленных на саморазвитие и самореализацию, умеющих оперировать полученными знаниями, ориентироваться в современном информационном пространстве, продуктивно работать, эффективно сотрудничать, адекватно оценивать себя и свои достижения. В меняющемся мире система образования должна формировать такое качество, как профессиональный универсализм – способность менять сферы и способы деятельности.

В настоящее время общество уже изменило свои приоритеты, возникло понятие постиндустриального общества (общества информационного). Оно в большей степени заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни.

Современное информационное общество ставит перед всеми типами учебных заведений задачу подготовки выпускников, способных:

Ориентироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретая необходимые знания, применяя их на практике для решения разнообразных возникающих проблем;

Самостоятельно критически мыслить, видеть возникающие проблемы и искать пути рационального их решения, используя современные технологии; чётко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены; быть способными генерировать новые идеи, творчески мыслить;

Грамотно работать с информацией (собирать необходимые для решения определённой проблемы факты, анализировать их, делать необходимые обобщения и аргументированные выводы, применять полученный опыт для выявления и решения новых проблем);

Быть коммуникабельными, контактными в различных социальных группах, уметь работать сообща в различных областях, в различных ситуациях, предотвращая или умело выходя из любых конфликтных ситуаций;

Самостоятельно работать над развитием интеллекта, культурного уровня.

Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики выделяются педагогические технологии (образовательные технологии). Это обусловлено тем, что:

В условиях существующей классно-урочной системы занятий они наиболее легко вписываются в учебный процесс, не затрагивают содержание обучения, которое определено стандартами образования и не подлежат, каким бы то ни было серьёзным коррективам;

Образовательные технологии позволяют, интегрируясь в реальный образовательный процесс, достигать программой и стандартом образования целей по конкретному учебному предмету;

Образовательные технологии обеспечивают внедрение основных направлений педагогической стратегии - гуманизации образования и личностно-ориентированного подхода;

Они обеспечивают интеллектуальное развитие детей, их самостоятельность;

Обеспечивают доброжелательность по отношению к учителю и друг к другу;

Отличительной чертой большинства технологий является особое внимание к индивидуальности человека, его личности; четкая ориентация на развитие творческой деятельности.

Что же подразумевается под понятием «педагогические образовательные технологии»?

В научно-педагогической литературе имеются различные трактовки понятия «педагогическая образовательная технология».

«Технология» - это детально прописанный путь осуществления той или иной деятельности в рамках выбранного метода.

«Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемого результата.

Анализируя определения, можно выделить критерии, которые и составляют сущность педагогической технологии:

Однозначное и строгое определение целей обучения (почему и для чего);

Отбор и структура содержания (что);

Оптимальная организация учебного процесса (как);

Методы, приемы и средства обучения (с помощью чего);

Учет необходимого реального уровня квалификации учителя (кто);

Объективные методы оценки результатов обучения (так ли это).

Существенными признаками присущими педагогической технологии являются:

Диагностическое целеполагание и результативность предполагают гарантированные достижения целей и эффективности процесса обучения;

Экономичность выражает качество педагогической технологии, обеспечивающее резерв учебного времени, оптимизацию труда учителя, и достижение запланированных результатов обучения в сжатые промежутки времени;

Алгоритмируемость, проектируемость, целостность и управляемость отражают различные стороны идеи воспроизводимости педагогических технологий;

Корректируемость предполагает возможность постоянной оперативной обратной связи, ориентированной на четко определенные цели;

Визуализация затрагивает вопросы применения различной аудиовизуальной и электронно-вычислительной техники, а так же конструирования и применения разнообразных дидактических материалов и наглядных пособий.

В создавшихся условиях естественным стало появление разнообразных личностно ориентированных технологий. Поэтому среди технологий выделяют:

п/п

Цель использования технологий и/или методик

Описание внедрения

технологий и/или методик в практической профессиональной деятельности

Результат использования технологий и/или методик

Проектная технология

Развить воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества; создание благоприятного психологического климата на уроке, стимулирование познавательной деятельности, формирование навыков презентации и самопрезентации, повышение мотивации к изучению языка.

Учащиеся рисуют поздравительные открытки, выпускают стенгазеты, ведут тематические альбомы, выполняют мультимедийные и интерактивные проекты (презентации). Затем ребята демонстрируют свои работы в классе, рассказывают о её достоинствах и, таким образом, овладевают искусством презентации и самопрезентации.

Повышение мотивации к изучению языка, самостоятельное осуществление учащимися исследовательской и познавательной деятельности, применение полученных знаний в практической деятельности, прочное усвоение учебного материала. В результате проектной деятельности были созданы следующие работы - «Праздники в России и Австралии», группа «Битлз», «Мультфильмы Уолта Диснея». Повысился интерес к предмету. Развитие самостоятельности.

Метод проектов, Л. Выготский

этот метод позволяет органично интегрировать знания учащихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи.

ознакомление студентов с методикой работы над проектом;

знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;

ознакомление с аутентичным материалом по теме

подготовка материала для создания компьютерной презентации по банковским системам и непосредственно банков

выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах;

формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;

контроль преподавателем подготовленных материалов, внесение дополнений и изменений; оформление отчетов в виде мультимедийной презентации, создания буклетов, составления диалогов;

презентация и защита проектов;

обсуждение результатов, подведение итогов работы

Работая над проектом, студенты повышают культуру устной и письменной речи, самостоятельно подбирают информацию, практически используют знания, полученные на уроке. Проектная деятельность стимулирует студентов к высказываниям на английском языке без боязни ошибиться, дать неправильный ответ. Работа в группе создаёт ситуацию успеха для каждого студента. Совместное выполнение проектных заданий приводит к созданию доброжелательной атмосферы.

Групповые технологии

О.С.Анисимов

Любое задание в контексте группового обучения строится таким образом, чтобы каждый участник группы активно работал в течение определенного времени.

Например, используя работу в группах на уроке английского языка с целью развития навыков устной речи, мы предоставляем возможность каждому студенту говорить в течение 10-15 минут на одном уроке, в то время как при традиционном обучении потребуется 3-4 часа на то, чтобы опросить каждого из 10 студентов.

Учителя, использующие работу в группе, без особого труда могут обеспечить студентов с разным потенциалом и способностями разноуровневыми заданиями. При этом студент, считавшийся самым “слабым”, почувствует себя способным выполнить данное ему задание, что в конечном итоге повысит его мотивацию к изучению данного предмета.

Таким образом, одним из преимуществ данной технологии является интенсификация учебного процесса, что в большинстве случаев приводит к повышению успеваемости.

Еще одним преимуществом группового обучения является возможность осуществлять разноуровневый подход к преподаванию иностранного языка

Групповые технологии.

(Г.К.Селевко)

Развитие речи учащихся, коммуникативности, мышления, интеллекта, взаимное обогащение. самостоятельное решение учебной задачи

Используя данную технологию, урок строю следующим образом:

I. Подготовка к выполнению группового задания.

1. Постановка познавательной задачи.

2. Инструктаж о последовательности работы

3. Раздача дидактического материала по группам.

II Групповая работа.

4. Знакомство с материалом, планирование работы в группе.

5.Распределение заданий внутри группы.. Индивидуальное выполнение задания.

7. Обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группой /замечания, дополнения, уточнения и обобщения/.

III. Заключительная часть.

9. Сообщение о результатах работы в группах.

10. Анализ познавательной задачи, рефлексия.

11. Общий вывод преподавателя о групповой работе и достижении каждой группы

Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой.

Используя групповые технологии в образовательном процессе, учитель руководит работой через устные или письменные инструкции, которые даются до начала работы. С преподавателем нет прямого постоянного контакта в процессе познания, который организуется членами группы самостоятельно. Групповая форма работы − это форма самостоятельной работы учащихся при непосредственном взаимодействии их между собой

Групповые технологии обучения оптимизируют учебный процесс, делают его более эффективным и личностно направленным. Снимается состояние неуверенности учащихся, что способствует формированию социальных мотивов учения, в основе которых лежат стремления к обретению желаемого статуса в среде одноклассников..

Цель технологии обучения – основанная на использовании мотивов самосовершенствования личности, представляет собой новый уровень развивающего обучения.

Основное описание данной технологии это – нравственно-волевая и познавательная мотивация у учащихся.

Результатом технологии развивающего обучения является формирование у учащихся психологической установки (доминанты) на самосовершенствование.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре

Интенсивная технология обучения иностранному языку разработана болгарским ученым Г. Лозановым и породила ряд практических вариантов у нас в стране, например, методика Г. А. Китайгородской.

Технология коммуникативного обучения иноязычному говорению детально разработана Липецкой школой, которую возглавляет заслуженный деятель культуры Е. И. Пассов.

Формирование у школьников иноязычной коммуникативной компетенции,осуществлять межкультурное общение с носителями языка

Иноязычная коммуникативная обучение предусматривает развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорение, понимании воспринимаемого на слух (аудирование), чтении и письма

Применяется для:

1. Развития навыков саморегуляции и

самообразования у обучающихся;

2. Стимулированиия интереса к занятиям;

3. Развития личностных качеств обучающихся;

4. Формирования навыков монологической речи;

5. Формирования навыков аудирования;

6. Развития творческих способностей обучающихся по грамматике;

7. Создания условий закрепления на практике знаний обучающихся по грамматике;

8. Организации межпредметных связей приобщения школьников к культуре мировой цивилизации.

Расширение образовательных возможностей в организации учебной работы и большей успешности в обучении

Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку, М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев

Развитие лексических, грамматических, произносительных навыков учащихся;

Эффективное обучение чтению и письму, монологической и диалогической речи;

Развитие умения понимать иноязычную речь на слух;

Развитие коммуникативных навыков;

Расширение кругозора;

Развитие навыков работы с компьютерными программами, приложениями MS Office.

Использование компьютера в качестве источника учебной информации, наглядного пособия, тренажёра, средства диагностики и контроля; средства подготовки текстов, их хранения; графический редактора, средства подготовки выступлений.

Создание собственной медиатеки.

Использование Интернет-ресурсов, презентаций и учебных видеофильмов на всех этапах изучения определённой темы / раздела, а также на различных этапах урока: на этапе целеполагания, речевой разминки, ознакомления с новым материалом, закрепления материала, контроля усвоения полученной информации.

Применение компьютерных программ для

изучения лексики, отработки произношения, обучения диалогической и монологической речи, обучения письму, отработка грамматических явлений.

Повышение интереса учащихся к процессу изучения английского языка; положительная динамика качества знаний, среднего балла; совершенствование навыков работы с приложениями MS Office (создание собственных презентаций, использование Интернет-ресурсов и т.д.).Участие в городском семинаре учителей иностранного языка «Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной работе», 26.03.2009 (внеклассное мероприятие «Мамин день»). 2-е место в городском конкурсе «Первые шаги», посвящённом Ю.Гагарину.

Компьютерные технологии

Г.Р. Громов, А.П. Ершова

Использование мультимедиа технологии в учебном процессе предполагает и допускает более полное, более глубокое управление непосредственно самим учебным процессом

Студенты готовят презентации в программе Power Point для демонстрации раннее изученного материала, которые подкреплены аудио и видео сопровождением.

Применение компьютерных технологий позволяет активизировать познавательную деятельность студентов.

Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес студентов к занятию.

Информационно-коммуникационная технология

Активизация процесса обучения,

Повышение наглядности,

Повышение эффективности преподавания и усвоения знаний,

Сделать процесс обучения более интересным, что способствуют успешному усвоению изученного материала,

Формирование навыков индивидуальной работы,

Для реализации всех достоинств использования ИКТ я создаю собственные компьютерные презентации в программе POWER POINT, все компоненты которых должны быть адекватны целям обучения. Такие презентации помогают быстро и эффективно использовать необходимую наглядность на уроке. При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики.

При изучении грамматики возможно анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления. Данная форма предъявления материала подходит для каждодневной работы.

Игровые технологии служат для активизации познавательной деятельности школьников. Например, вариант известной телевикторины «Кто хочет стать миллионером?» (Кто лучше всех знает английский) – это не вариант для каждого урока, но завершение, таким образом, четверти или изучение большого раздела учебника кажется вполне приемлемым именно для повышения познавательной активности современных школьников.

Возможности предъявления новой учебной информации значительно расширяются при использовании компьютера.

Использование ИКТ на уроках английского языка способствует повышению мотивации учащихся и активизации их речемыслительной деятельности, эффективному усвоению учебного материала, формированию целостной системы знаний, позволяет рационально использовать учебное время и увеличить темп работы на уроке без ущерба для усвоения знаний учащимися, вносит элемент новизны, позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком.

Здоровьесберегающая технология

Митяев А.М.

Формирование навыков здорового образа жизни

Цикл мероприятий:

Выступления по теме:

« Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка»;

« Новые Санитарно- эпидемиологические нормы »

« Технологии построения здоровьесберегающей среды обучения школьников»;

Формула здорового роста»;

Беседы по здоровому образу жизни;

Внеклассное мероприятие « НЕТ наркотикам»

Специальный выпуск СМИ о наркотиках.

Проведение социального опроса среди учащихся старших классов по вредным привычкам;

Участие в « Едином дне здоровья»

Разработка программы « Здоровье»

Физкультминутки на уроке иностранного языка.

Дыхательная гимнастика;

Спортивно –игровые мероприятия

Повышение мотивации учащихся к ЗОЖ

Положительная динамика влияния занятий спортом на вредные привычки

Игровые технологии (ролевые и деловые игры)

В.П.Беспаленко

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

– дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
– развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
– воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
– социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды.

Место игр на уроке и отводимое игре время зависят от ряда факторов подготовки студентов, изучаемого материала, целей и условий урока и т. д. Например, если игра используется в качестве тренировочного упражнения при первичном закреплении, то ей можно отвести 20-25 минут урока. В дальнейшем та же игра может проводиться повторением уже пройденного материала. Одна и та же игра может быть использована на различных этапах урока.

Игровая форма позволяют активизировать познавательную деятельность студентов.

Их использование даёт хорошие результаты, повышает интерес ребят к уроку, позволяет сконцентрировать их внимание на главном - овладении речевыми навыками в процессе естественной ситуации, общения во время игры

Г.К.Селевко

С.А.Шмаков

Р.В.Овчарова

А.К.Маркова

А.Б.Фридман

А.Б.Орлов

Обучать, воспитывать,
развивать, вызывая интерес у
учащихся посредством
применения игровых моментов
на уроках и внеклассных
мероприятиях; сохранение
традиций игровой культуры
народа, организация познавательной
деятельности

Использование на уроках и во внеурочной
деятельности, динамических, офтальмологических
пауз, на переменах, праздниках.

Обучение осуществляется через активные формы:

игры-состязания; викторины; олимпиады; ролевые игры и т.д.

Игровые технологии эффективны лишь в сочетании с
другими методами и средствами обучения.
В своей практике использую систематически на
следующих этапах урока:

Актуализация знаний (приём создание игровой
ситуации)

закрепление нового материала (игровая ситуация)

Повышение интереса учащихся к изучению предмета, повышение результативности учебной деятельности.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках английского языка. Улучшение качества знаний проверяемых устным опросом, анкетированием и диагностическими работами

Метод индивидуального подхода Пассов Е.И, Китайгородская Г.А.

Активизация учебных навыков, самостоятельной работы

Повышение учебной активности, качества усвоения учебного материала

Повышение мотивации к обучению

Диалог культур

(В.С.Библер, С.Ю Курганов)

Формирование социо – культурной компетенции

Воспитание толерантности, уважения к чужой культуре и традициям

Знакомство с культурой стран изучаемого языка.

Сравнение традиций и культур своей страны и страны изучаемого языка.

Преодоление культурного барьера и минимализация культурного шока в условиях глобализации мира.

Планомерная работа с текстами страноведческой направленности. Изучение истории, культуры, традиций, достопримечательностей страны изучаемого языка (Заложена в УМК).

Работа над проектами страноведческого характера.

Создание презентаций

Проведение индивидуально – групповых или факультативных курсов по страноведению: « Страноведение Франции» , « Деловой французский» Проведение внеклассных мероприятий по данной тематике (праздники «Пасха», «Рождество» , ….). сравнение с традициями их проведения в России.

Участие в районных конкурсах презентаций «Достопримечательности стран изучаемого языка», «Огни большого города» и т.д., а также в интернет – конкурсах по страноведению и фестивалях.

Ежегодное проведение (участие) декады иностранного языка с мероприятиями страноведческого содержания: просмотры видеофильмов и презентаций по истории, культуре, традициям, достопримечательностям страны изучаемого языка; проведение внеклассных мероприятий страноведческого характера, конкурсов чтецов, викторин.

Изучение литературы страны изучаемого языка.

Адаптация учащихся к условиям и реалиям современного мира в условиях глобализации.

Расширение кругозора учащихся.

Воспитание терпимости и уважения учащихся к элементам чужой культуры.

Повышение интереса к предмету и мотивации к изучению иностранного языка.

Педагогика сотрудничества

Авт. Амонашвили Ш.А.,Шаталов В.Ф., Лысенкова С.Н.

Научить учащихся работать по принципу: «делай, как я»

Оценивание деятельности ребенка, использование отметок ограничено, индивидуальный подход, мастерство общения, свобода выбора и радость познания, лингвистическое чутье, постижение прекрасного, постижение красоты всего окружающего, обеспечение условий для расширенного и углубленного объема знаний

Происходит: учение без принуждения; идея опережения в обучении; свобода выбора и т.д.

Обучение в сотрудничестве

Аронсон Д, Славин М.Б., Джонсон М.

Развитие коммуникативных навыков

В ходе занятия; на различных этапах

Повышение мотивации

Проблемное обучение, И.Я. Лернер

Создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активной самостоятельной деятельности студентов по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями и навыками и развитие мыслительных способностей.

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации – проблемной, потому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций

Преподаватель создает проблемную ситуацию, направляет студентов на ее решение, организует поиск решения. Таким образом, студент становится субъектом своего обучения и, как результат, он овладевает новыми знаниями, новыми способами действия.

Активизация учебно-познавательной деятельности, поднятая на уровень творческих процессов, более всего выражает преобразующий характер деятельности. Ее творческий характер всегда связан с привнесением нового, с изменением стереотипа действий, условий деятельности.

Главное – удовлетворенность деятельностью, что благоприятно влияет и на мотивы, и на способы учения, и на расположенность студентов к общению с преподавателем, с одногруппниками, на создание благоприятных отношений в деятельности.

Интегрирование (объединение) учебных дисциплин

Формирование научной картины мира, объединение разделов науки на единой логической основе.

Происходит изучение не только отдельных дисциплин, но их объединение. Ученики понимают, что важно не только само знание иностранного языка, но и умение выразить на иностранном языке то, что для них важно и необходимо: рассказать о том, куда можно сходить иностранному другу в городе, познакомить семью по обмену с традиционной русской кухней. Кроме того, интегрирование учебных дисциплин позволяет понять явления одного предмета через другой (русский и английский языки).

Происходит реализация главной функции языка (коммуникативной): ученик не просто говорит на иностранном языке, но обсуждает те вопросы, которые ему важны и интересны.

Интерактивные технологии

Активизация обратной связи между учителем и учеником, активизация познавательной деятельности учащегося

При возникновении вопросов, трудностей или потребности обсуждения какого-либо явления происходит активизация обратной связи между учителем и учеником. Устраняются трудности, обсуждаются проблемы, вопросы.

Происходит устранение возникших трудностей, активизируется познавательная деятельность учащегося.

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)

Развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания,самореализации.

Основным результатом учения должно быть формирование познавательных способностей на основе овладения соответствующими знаниями и умениями

учебный материал (характер его предъявления) строится на выявлении содержания субъектного опыта ученика, включая опыт его предшествующего обучения;

изложение знаний должно быть направлено не только на расширение их объема, структурирование, интегрирование, обобщение предметного содержания, но и на преобразование наличного опыта каждого ученика;

в ходе обучения постоянное согласование опыта ученика с научным содержанием задаваемых знаний:

активное стимулирование ученика к образовательной деятельности, которая обеспечивает ему возможность самообразования, саморазвития, самовыражения в ходе овладения знаниями;

учебный материал организован таким образом, чтобы ученик имел возможность выбора при выполнении заданий, решении задач;

стимулирование учащихся к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для них способов проработки учебного материала;

контроль и оценка не только результата, но и процесса учения, т.е. тех трансформаций, которые осуществляет ученик, усваивая учебный материал;

100% успеваемость; высокое качество;

Реализация талантов, возможностей, самосознания учащихся;

Повысился стимул познавательной деятельности у учащихся.

Технология личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение в современной школе. (Якиманская И.С.) Современные образовательные технологии. (Селевко Г.К.)

Формирование всесторонне развитой, профессионально подготовленной личности.

1. Разноуровневый подход – ориентация на разный уровень сложности программного материала, доступного ученику. 2. Дифференцированный подход – выделение детей по знаниям, способностям. 3. Индивидуальный подход – распределение детей по однородным группам: успеваемости, способностям. 4. Субъектно-личностный подход – отношение к каждому ребенку как к уникальности, неповторимости.

Повышение интереса учащихся к учебной деятельности;

Формирование положительной мотивации к обучению.

Диалоговые

технологии

Цели: формировать диалогическую личность учащихся,

развивать гуманитарное мышление,

способствовать накоплению опыта

диалогического восприятия (диалог идей, диалог культур, диалог людей, рефлексия ученика)

Основное назначение данной технологии состоит в том, что в процессе диалогического общения на уроке учащиеся ищут различные способы для выражения своих мыслей, для осваивания и отстаивания новых ценностей. При этом диалог рассматривается как особая социокультурная среда, создающая благоприятные условия для принятия личностью нового опыта, изменения ряда утвердившихся смыслов.

Диалог на уроке – это особая дидактико-коммуникативная атмосфера, которая помогает ученику не только овладеть диалогическим способом мышления, но и обеспечивает рефлексию, развивает интеллектуальные и эмоциональные свойства личности (устойчивость внимания, наблюдательность, память, способность анализировать деятельность партнера, воображение). На таких уроках содержание учебного материала усваивается как вследствие запоминания, так и в результате общения, в ходе которого происходит обращение к личностно значимым смыслам, к глубинам собственного сознания.

Диалогическая педагогическая деятельность направлена на создание педагогом такой среды, которая способствует накоплению диалогического опыта решения личностью гуманитарных проблем. Важно не просто научить ребенка склонениям и спряжениям, не просто передать накопленные человечеством знания, а помочь ему «вписаться» в контекст культуры, помочь найти общий язык с другим (миром, природой, человеком) и осознать взаимозависимость друг от друга в этом мире.

Формирование навыков диалогической речи

Формирование и развитие умений активно слушать собеседника

Развитие умений грамотно высказывать собственные мысли

Привитие интереса к урокам

иностранного языка

Проведение диспутов и семинаров

Подготовка публичных выступлений школьников на конференциях

Проведение интегрированных уроков

Кейс-метод,

преподаватели школы бизнеса Гарвардского университета

Повышение уровня знания ИЯ в целом;

Эффективное усвоение и употребление терминов;

Развитие творческого мышления, умения вести дискуссию;

Развитие умения работать в команде.

В рамках элективного курса «Английский язык в сфере межкультурных коммуникаций» учащиеся решают предварительно составленные учителем кейсы, которые включают в себя тематические вопросы проблемного характера, задания к аудио- и видеофрагментам, утверждения для дискуссий (в т.ч.пословицы и поговорки), актуальные проблемные ситуации коммуникативной направленности.

Получение знаний, умений и навыков делового общения, развитие монологической и диалогической речи учащихся.

Лингвострановедческий подход , Н.А.Саланович, Е.С.Дикова

Расширение кругозора учащихся;

Знакомство учащихся с реалиями и культурой стран изучаемого языка.

Проведение открытых уроков, внеклассных мероприятий: «Мамин День», «В мире сленга», «Карадагский заповедник», проведение ежегодной «Декады английского языка».

Участие в городском семинаре учителей иностранного языка «Развитие коммуникативных навыков учащихся на уроках иностранного языка и во внеклассной работе», 26.03.2009 (внеклассное мероприятие «Мамин день»).

Технология развития речи

Развитию речи на уроках английского языка

Чтение рассказов, с усложненным пересказом (от третьего лица, от лица случайного свидетеля, прохожего).Составление рассказов и предложений по подстановочным таблицам; Написание изложений и сочинений по плану; Составление рассказов по сюжетным картинам; Разучивание ролей, инсценирование; Сочинение стихов по заданной теме; Заучивание пословиц, поговорок, фразеологизмов; Словарная работа, этимология слов

Развитие грамотной речи, правильного построения предложений, высказывание мыслей

Перечень современных образовательных технологий

(по Г.К. Селевко)

Название технологий

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

Педагогические технологии на основе активизации и интесификации деятельности учащихся

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С.Границкая, В.Д.Шадриков

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин, В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

4.4.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

Частнопредметные педагогические технологии.

5.4.

Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

Альтернативные технологии

6.1.

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

6.3.

Технология вероятностного образования (А.М.Лобок)

Природосообразные технологии

7.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

7.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

Технология развивающего обучения

8.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С.Якиманская)

8.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9.1.

Школа адаптирующей педагогики (Е.А.Ямбург, Б.А.Бройде)

9.2.

Модель «Русская школа»

9.3.

9.4.

Школа-парк (М.А.Балабан)

9.5.

Агрошкола А.А.Католикова.

9.6.

Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Современные образовательные технологии и/или методики


Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)

Перечень современных образовательных технологий
(по Г.К. Селевко)

Название технологий

1.

Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

1.1.

Педагогика сотрудничества

1.2.

Гуманно-личностная технология Ш.А.Амонашвили

1.3.

Система Е.Н.Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека

2.

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

2.1

Игровые технологии

2.2.

Проблемное обучение

2.3.

Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И.Пассов)

2.4.

Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)

3.

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесс

3.1.

Технология С. Н. Лысенковой:перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментированном управлении

3.2.

Технология уровневой дифференциации обучения.

3.3.

Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов (В.В.Фирсов)

3.4.

Культуровоспитывающая технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.И.Закатова).

3.5.

Технология индивидуализации обучения (Инге Унт,А.С.Границкая,В.Д.Шадриков

3.6.

Технология программного обучения

3.7.

Коллективный способ обучения КСО (А.Г.Ривин,В.К.Дьяченко)

3.8.

Групповые технологии.

3.9.

Компьютерные (новые информационные) технологии обучения.

4.

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

4.1.

«Экология и диалектика» (Л.В.Тарасов)

4.2.

«Диалог культур» (В.С.Библер,С.Ю Курганов)

4.3.

Укрупнение дидактических единиц-УДЕ (П.М.Эрдниев)

4.4.

Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (М.Б.Волович)

5.

Частнопредметные педагогические технологии.

5.1.

Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А.Зайцев)

5.2.

Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н.Зайцев)

5.3.

Технология обучения математике на основе решений задач (Р.Г.Хазанкин)

5.4.

Педагогичесакя технология на основе системы эффективных уроков (А.А.Окунев)

5.5.

Система поэтапного обучения физике(Н.Н.Палтышев)

6.

Альтернативные технологии

6.1.

Вальдорская педагогика (Р.Штейнер)

6.2.

Технология свободного труда(С.Френе)

6.3.

Технология вероятностного образования(А.М.Лобок)

6.4.

Технология мастерских

7.

Природосообразные технологии

7.1.

Природосообразное воспитание грамотности (А.М.Кушнир)

7.2.

Технология саморазвития (М.Монтессори)

8.

Технология развивающего обучения

8.1.

Общие основы технологий развивающего обучения.

8.2.

Система развивающего обучения Л.В.Занкова

8.3.

Технология развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова.

8.4.

Системы развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П.Волков,Г.С.Альтшуллер,
И.П.Иванов)

8.5.

Личностно-ориентированное развивающее обучение(И.С.Якиманская)

8.6.

Технология саморазвивающего обучения (Г.К.Селевко)

9.

Педагогические технологии авторских школ

9.1.

Школа адаптирующей педагогики(Е.А.Ямбург,Б.А.Бройде)

9.2.

Модель «Русская школа»

9.3.

9.4.

Школа-парк (М.А.Балабан)

9.5.

Агрошкола А.А.Католикова.

9.6.

Школа Завтрашнего Дня (Д.Ховард)

Учитель также может использовать другие современные образовательные технологии.

Перечень современных педагогических технологий (по Селевко Г.)

Педагогические технологии на основе гуманно-личностной ориентации педагогического процесса

4.1. Педагогика сотрудничества
4.2. Гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили
4.3. Система Е.Н. Ильина: преподавание литературы как предмета, формирующего человека
4.4. Технология витагенного образования (А.С. Белкин)

Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся (активные методы обучения)

5.1. Игровые технологии
Игровые технологии в дошкольном периоде
Игровые технологии в младшем школьном возрасте
Игровые технологии в среднем и старшем школьном возрасте

5.2. Проблемное обучение
5.3. Технология современного проектного обучения
5.4. Интерактивные технологии
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (РКМЧП)
Технология проведения дискуссий
Технология «Дебаты»
Тренинговые технологии

5.5. Технология коммуникативного обучения иноязычной культуре (Е.И. Пассов)
5.6. Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

Педагогические технологии на основе эффективности управления и организации учебного процесса

6.1. Технология программированного обучения
6.2. Технологии уровневой дифференциации
Дифференциация по уровню развития способностей
Модель «Внутриклассная (внутрипредметная) дифференциация» (Н.П. Гузик)
Модель «Уровневая дифференциация обучения на основе обязательных результатов» (В.В. Фирсов)
Модель «Смешанная дифференциация» (предметно-урочная дифференциация, «модель сводных групп», «стратовая» дифференциация)

6.3. Технология дифференцированного обучения по интересам детей (И.Н. Закатова)
6.4. Технология индивидуализации обучения (И. Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)
Модель индивидуальных образовательных программ в рамках технологии продуктивного образования
Модель индивидуальных образовательных программ в профильном обучении
6.5. Коллективный способ обучения КСО (А.Г. Ривин, В.К. Дьяченко)
6.6. Технологии групповой деятельности
Модель: групповая работа в классе
Модель: обучение в разновозрастных группах и классах (РВГ)
Модели коллективного творческого решения проблем

6.7. Технология С.Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении

Педагогические технологии на основе дидактического усовершенствования и реконструирования материала

7.1. «Экология и диалектика» (Л.В. Тарасов)
7.2. «Диалог культур» (В.С. Библер, С.Ю. Курганов)
7.3. Укрупнение дидактических единиц - УДЕ (П.М. Эрдниев)
7.4. Реализация теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина, М.Б. Волович)
7.5. Технологии модульного обучения (П.И. Третьяков, И.Б. Сенновский, М.А. Чошанов)
7.6. Технологии интеграции в образовании
Интегральная образовательная технология В.В. Гузеева
Технология воспитания экологической культуры
Концепция глобального образования
Концепция холистической педагогики
Концепция гражданского образования

7.7. Модели интеграции содержания учебных дисциплин
Модель «Интеграция естественнонаучных дисциплин»
Модель «синхронизации» параллельных программ, учебных курсов и тем
Модель «Интегрированные занятия (уроки)»
Модель «Интегрированные дни»
Модель межпредметных связей

7.8. Технологии концентрированного обучения
Модель суггестивного погружения
Модель временнoго погружения М.П. Щетинина
Технология концентрации обучения с помощью знаково-символических структур
Особенности идеографических моделей

Частнопредметные педагогические технологии

8.1. Технология раннего и интенсивного обучения грамоте (Н.А. Зайцев)
8.2. Технология совершенствования общеучебных умений в начальной школе (В.Н. Зайцев)
8.3. Технология обучения математике на основе решения задач (Р.Г. Хазанкин)
8.4. Педагогическая технология на основе системы эффективных уроков (А.А. Окунев)
8.5. Система поэтапного обучения физике (Н.Н. Палтышев)
8.6. Технология музыкального воспитания школьников Д.Б. Кабалевского
8.7. Авторские педагогические технологии «Учителей года России»
Авторская технология формирования музыкального мышления «Учителя года России - 92» А.В. Зарубы
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России - 93» О.Г. Парамонова
Авторская технология преподавания литературы «Учителя года России - 94» М.А. Нянковского
Авторская технология развития речи младших школьников «Учителя года России - 95» З.В. Климентовской
Авторская технология развития личности учащихся при изучении французского языка «Учителя года России? 96» Е.А. Филипповой
Авторская технология трудового обучения и воспитания «Учителя года России? 97» А.Е. Глозмана
Авторская технология преподавания математики «Учителя года-98» В.Л. Ильина
Авторская технология музыкального воспитания «Учителя года России - 99» В.В. Шилова
Авторская технология преподавания русского языка и литературы «Учителя года России-2000» В.А. Морара
Авторская технология преподавания «Технологии» «Учителя года России - 2001» А.В. Крылова
Авторская технология преподавания иностранного языка «Учителя года России - 2002» И.Б. Смирнова

8.8. Технологии учебников и учебно-методических комплексов
Технология УМК «Образовательная программа «Школа 2000-2100»

Альтернативные технологии

9.1. Технология обучения детей с признаками одаренности
9.2. Технология продуктивного образования (ProductiveLearning)
9.3. Технология вероятностного образования (А.М. Лобок)
Особенности усвоения языковой культуры
Технология «Другая математика»

9.4. Технология мастерских
9.5. Технология эвристического образования (А.В. Хуторской)
Предтечи, разновидности, последователи

Природосообразные технологии

10.1. Природосообразные технологии обучения языку (А.М. Кушнир)
Природосообразная технология обучения чтению А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения письму А.М. Кушнира
Природосообразная технология обучения иностранному языку А.М. Кушнира

10.2. Технология свободной школы Саммерхилл (А. Нейлл)
10.3. Педагогика свободы Л.Н. Толстого
10.4. Вальдорфская педагогика (Р. Штейнер)
10.5. Технология саморазвития (М. Монтессори)
10.6. Технология Дальтон-план
10.7. Технология свободного труда (С. Френе)
10.8. Школа-парк (М. А. Балабан)
10.9. Целостная модель свободной школы Т.П. Войтенко

Технологии развивающего образования

Общие основы технологий развивающего образования
11.1. Система развивающего обучения Л.В. Занкова
11.2. Технология развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
11.3. Технология диагностического прямого развивающего обучения (А.А. Востриков)
11.4. Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности (И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
11.5. Личностно ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская)
11.6. Технология саморазвития личности учащегося А.А. Ухтомского - Г.К. Селевко
11.7. Школа авторизованного образования (Н.Н. Халаджан, М.Н. Халаджан)
11.8. Интегративная технология развивающего обучения Л.Г. Петерсон

Педагогические технологии на основе применения новых и новейших информационных средств

12.1. Технологии освоения информационной культуры
Модель «Информатизация (компьютеризация) ОУ»
12.2. Компьютер как объект и предмет изучения
12.3. Технология применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении
12.4. Технологии компьютерного урока
12.5. Технология освоения и разработки средств компьютерной поддержки процесса обучения
12.6. Технология использования Internet в учебно-воспитательном процессе
Модель ТОГИС (В.В. Гузеев, г. Москва)
Технологии телекоммуникаций
12.7. Воспитание и социализация средствами массовой информации и коммуникации
12.8. Технология медиаобразования
Модель «Медиаобразование» как учебный курс
Модель «Медиаобразование, интегрированное с базовым»
Модель «Школьный Центр СМК»

12.9. Использование средств ИКТ в управлении школой

Социально-воспитательные технологии

13.1. Технология семейного воспитания
13.2. Технологии дошкольного воспитания
13.3. Технология «Школа - центр воспитания в социальной среде» (С.Т. Шацкий)
13.4. Технологии социально-педагогических комплексов
Модель «Школа - координатор воспитательной деятельности социальных институтов»
Модель «Содружество школы и производства»
Модель «Комплекс социально-педагогической поддержки ребенка»
Модель «СПК как специально спроектированная среда»

13.5. Технологии дополнительного образования
13.6. Технологии физического воспитания, сбережения и укрепления здоровья
13.7. Технологии трудового и профессионального воспитания и образования
Технология трудового воспитания и обучения в современной массовой школе
Технология контекстного профессионально-ориентированного обучения

13.8. Технология воспитания духовной культуры молодого поколения
13.9. Технологии религиозного (конфессионального) воспитания
13.10. Технологии воспитания и обучения детей с проблемами
Модель дифференциации и индивидуализации обучения
Технологии компенсирующего обучения
Технология работы с проблемными детьми в массовой школе
Технологии коррекционно-развивающего обучения детей с ЗПР

13.11. Технологии социально-педагогической реабилитации и поддержки детей с ограниченными возможностями жизнедеятельности (инвалидов)
Технология работы с умственно отсталыми детьми
Технология работы с детьми с особыми образовательными потребностями

13.12. Технологии реабилитации детей с нарушением социальных связей и отношений
Модель «КДН - координационный центр социально-воспитательной работы в районе»
Модель «Центр социальной реабилитации несовершеннолетних»
Модель «Социальный приют»
Технология антиалкогольного и антинаркотического воспитания детей и подростков
Модель «Исправительное (пенитенциарное) учреждение»

13.13. Технологии воспитания субъектной социальной активности человека
13.14. Технология установления связей с общественностью (PR?технологии)

Воспитательные технологии

14.1. Технология коммунистического воспитания советского периода
14.2. Технология «жесткого» коллективного воспитания А.С. Макаренко
14.3. Технология коллективной творческой деятельности И.П. Иванова
14.4. Технология гуманного коллективного воспитания В.А. Сухомлинского
14.5. Технология воспитания на основе системного подхода (В.А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова)
14.6. Технологии воспитания в современной массовой школе
14.7. Технологии индивидуализированного воспитания
Обобщенная классификационная характеристика технологий индивидуализированного воспитания
Модель (технология) педагогической поддержки (О.С. Газман)
Технология тьюторского сопровождения индивидуальных образовательных программ (Т.М. Ковалева)
Технология нейролингвистического программирования

14.8. Воспитание в процессе обучения
14.9. Технология организации самовоспитания по А.И. Кочетову, Л.И. Рувинскому

Педагогические технологии авторских школ

15.1. Школа адаптирующей педагогики (Е.А. Ямбург, Б.А. Бройде)
15.2. Модель «Русская школа» (И.Ф. Гончаров)
15.3. Технология авторской Школы самоопределения (А.Н. Тубельский)
15.4. Агрошкола А.А. Католикова
15.5. Школа Завтрашнего Дня (Д. Ховард)
15.6. Центр дистанционного образования «Эйдос» (Хуторской А.В., Андрианова Г.А.)
Другие разновидности авторских школ

Технологии внутришкольного управления

16.1. Базовая технология управления общеобразовательной школой
Технология управления школой в режиме развития
Технология управления школой по результатам (по П.И. Третьякову)

16.2 Технология управления методической работой (Г.К. Селевко)
Педагогические советы
16.3. Технология оптимизации управления образовательным учреждением (Ю.К. Бабанский)
16.4. Технология педагогического эксперимента
16.5. Технология внутришкольного мониторинга
16.6. Технологии проектирования и освоения технологий