Автор снежные горы. Стихотворение "снежные горы" тютчев федор иванович

Литературное наследие русского поэта Федора Ивановича Тютчева не очень велико: оно составляет около 50 стихотворений в переводе с оригинала и 250 оригинальных стихов. Критики отмечают, что среди них есть много неудачных. Но некоторые творения поэта - жемчужины поэзии. Интерес к ним никогда не ослабевает. Это касается в первую очередь философской лирики Тютчева. Ведь эти произведения и сейчас, спустя несколько столетий после написания, не утратили особой глубины смысла.

Примером тому является стихотворение «Снежные горы». Точная дата его создания неизвестна. Обычно исследователи относят эту работу к периоду 1825- 1829 годов. В это время Тютчев находился на службе в Германии, в Мюнхене.

Стихотворение писалось не из-за внезапно возникшего вдохновения, а по просьбе хорошего друга и учителя Сергея Раича, владевшего литературным журналом на родине Тютчева. Но это издание не пользовалось популярностью, в связи с чем изданное в нем стихотворение не нашло отклика. Лишь спустя около шести лет несколько работ Тютчева были напечатаны в журнале «Современник», который находился на пике славы в тот момент. Среди этих работ оказалось и произведение «Снежные горы». Благодаря тому, что «Современник» читала вся столица, на стихотворение посмотрели с иной стороны. Оно вскоре нашло себе почитателей.

В стихотворении описывается зимний полдень в горах, что расположились над озером. Тютчев изображает природу, погрузившуюся в полудрему. Лучи солнца, падают на землю и делают озеро схожим со стальным зеркалом. С вершин гор быстро стекают вниз ручьи.

Автор делит окружающий мир на два: мир высот и мир низов. Этот прием характерен для философских стихотворений поэта. Лирика Тютчева зачастую строится на контрасте. В данной работе автор еще и противопоставляет ледяные вершины огневому небу. Холод контрастирует с жаром, смирение с энергией.

Эпитет «огневой» в данном тексте играет весьма важную роль. Благодаря ему Тютчев вводит в стихотворение мотив непорочности и девственной чистоты, близости к Богу. Если обратиться к русской культуре, то можно понять, что огонь в ней еще и символизирует некое освобождение, очищение, победу света над тьмой. Огонь выступает неким посредником между живым человеком и смертью. Недаром, река в Чистилище, являющейся дорогой в ад, была огненной.

Земля в стихотворении издыхает, и в этом пространстве приходится жить человеку. Но душа его хочет иного. Мир гор, их высот показан миром, полным жизни и счастья, ведь они приближены к Богу. А лед показатель дарованной им возможности спастись во время полуденного зноя.

Образное восприятие в сознании читателя помогает создать множество использованных автором цветовых эпитетов: есть здесь и оттенки лазури, и золота, и кристально-белый цвет вершин.

Обратившись к горным вершинам, Тютчев доходчиво проиллюстрировал идею, с которой был абсолютно согласен: мнение о существовании двух миров природы. Ведь горы существуют сотни тысяч лет. Они стоят на земле и в тот же момент достигают облаков. Люди подобны горам: много лет они стремятся к вершинам, пытаются покорить их, забираются все выше. Такое поведение человека обусловлено желанием понять тайные начала, попробовать прикоснуться к невидимому доселе миру.

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,-
И задымилася гора
С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,-

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я люблю эти снежные горы На краю мировой пустоты. Я люблю эти синие взоры, Где, как свет, отражаешься ты. Но в бессмысленной этой отчизне Я понять ничего не могу. Только...
  2. Сверкают от снега Уральские горы, Туманкой морозною скрыт небосклон, У гор приютились сосновые боры И льют аромат из развесистых крон. Под белым убором различны узоры: То остов скалы, то пенек,...
  3. Глухим путем, неезженным, На бледном склоне дня Иду в лесу оснеженном, Печаль ведет меня. Молчит дорога странная, Молчит неверный лес… Не мгла ползет туманная С безжизненных небес — То вьются...
  4. Петербургские сумерки снежные. Взгляд на улице, розы в дому… Мысли — точно у девушки нежные, А о чем — и сама не пойму. Все гляжусь в мое зеркало сонное… (Он,...
  5. Над Кремлем облака сине-снежные. Чуть золотеют кресты. И непонятная нежность меня наполняет… Прости, прости, что твои за собою глаза, как молитву, ношу, у догоревших соборов слушая древний шум. Прости, но...
  6. К престолу божества, покинув дольний мрак, Избранники в лучах бессмертья подходили. И каждый вкруг чела носил избранства знак: Победный лавр иль терн, иль снег безгрешных линий. И только дух один...
  7. В сорок пятом, в мае, вопреки уставу Караульной службы, Мы салютом личным подтвердили славу Русского оружья: Кто палил во тьму небес из пистолета, Кто из автомата. На берлинской автостраде было...
  8. Люблю я горные вершины. Среди небесной пустоты Горят их странные руины, Как недоконченны мечты И думы Зодчего природы. Там недосозданные своды, Там великана голова И неизваянное тело, Там пасть разинутая...
  9. А мы уходим в эти горы, На самый верх, на небеса, Чтобы забыть про ваши взоры, Про ваши синие глаза. Ах, вы забудьте, ах, вы оставьте Свои ужасные черты, Ах,...
  10. Я сердце оставил в Фанских горах, Теперь бессердечный хожу по равнинам, И в тихих беседах и в шумных пирах Я молча мечтаю о синих вершинах. Когда мы уедем, уйдем, улетим,...

«Снежные горы» Фёдор Тютчев

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,-
И задымилася гора
С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,-

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»

Точная дата написания стихотворения «Снежные горы» до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы – от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал московский еженедельный журнал «Галатея», издаваемый Семеном Егоровичем Раичем (1792-1855). При этом напечатан он был под общим заголовком («В горах») и с общей пометкой («Сальцбург») вместе со сходным по тематике произведением – « ». В «Снежных горах» перед читателем предстает полуденная пора. Поэт рисует полусонную природу. Солнечные лучи, падающие на землю, делают озеро похожим на стальное зеркало. С горных вершин спешат в долину ручьи. «Дольний мир» погрузился в «благовонную негу». Нередко тютчевская лирика строится на контрастах, что можно подтвердить и на примере рассматриваемого текста. В частности, речь идет о соседстве покрытых льдом вершин гор с «огневым» небом. Эпитет «огневой» в стихотворении играет важную роль. С его помощью в произведение вводится образ непорочности, чистоты, божественности. В русской культуре огонь зачастую символизирует очищение, торжество света над смертью и тьмой, играет роль посредника между божеством и человеком.

Для творчества Тютчева характерна связь движения с водой. Нет ничего сложного в толковании такого соотнесения. Вода воспринимается поэтом в качестве источника жизни, как следствие, и движения. Обратите внимание, что в рассматриваемом тексте по отношению к ручьям употреблено олицетворение: «спешат ручьи».

«Издыхающая земля» — пространство, в котором вынужден существовать человек. При этом его душа жаждет иного. В стихотворении «Снежные горы» мир вершин рисуется как полный жизни, выси сравниваются с божествами. Их обледенелость становится символом такой спасительной в полуденный зной прохлады. Положительное восприятие у читателей создается посредством использованных Тютчевым цветовых сочетаний: лазурь комбинируется с золотом солнца, также к ним добавляется кристально-белый. Горные пейзажи в лирике Федора Ивановича – способ проиллюстрировать идею двоемирия природы. Горы – древнейшая ее часть. Они одновременно укоренены в земле и возвышаются над ней. Стремление человеческой души к вершинам обусловлено желанием познать тайные бытийные начала, прикоснуться к иному миру, навсегда избавиться от влияния страстей.