Автор снежные горы. Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы

«Снежные горы» Фёдор Тютчев

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,-
И задымилася гора
С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,-

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

Анализ стихотворения Тютчева «Снежные горы»

Точная дата написания стихотворения «Снежные горы» до сих пор остается невыясненной. Зачастую литературоведы приводят только возможные хронологические границы – от июня 1825 до 1829. Впервые текст в 1830 году опубликовал московский еженедельный журнал «Галатея», издаваемый Семеном Егоровичем Раичем (1792-1855). При этом напечатан он был под общим заголовком («В горах») и с общей пометкой («Сальцбург») вместе со сходным по тематике произведением – « ». В «Снежных горах» перед читателем предстает полуденная пора. Поэт рисует полусонную природу. Солнечные лучи, падающие на землю, делают озеро похожим на стальное зеркало. С горных вершин спешат в долину ручьи. «Дольний мир» погрузился в «благовонную негу». Нередко тютчевская лирика строится на контрастах, что можно подтвердить и на примере рассматриваемого текста. В частности, речь идет о соседстве покрытых льдом вершин гор с «огневым» небом. Эпитет «огневой» в стихотворении играет важную роль. С его помощью в произведение вводится образ непорочности, чистоты, божественности. В русской культуре огонь зачастую символизирует очищение, торжество света над смертью и тьмой, играет роль посредника между божеством и человеком.

Для творчества Тютчева характерна связь движения с водой. Нет ничего сложного в толковании такого соотнесения. Вода воспринимается поэтом в качестве источника жизни, как следствие, и движения. Обратите внимание, что в рассматриваемом тексте по отношению к ручьям употреблено олицетворение: «спешат ручьи».

«Издыхающая земля» — пространство, в котором вынужден существовать человек. При этом его душа жаждет иного. В стихотворении «Снежные горы» мир вершин рисуется как полный жизни, выси сравниваются с божествами. Их обледенелость становится символом такой спасительной в полуденный зной прохлады. Положительное восприятие у читателей создается посредством использованных Тютчевым цветовых сочетаний: лазурь комбинируется с золотом солнца, также к ним добавляется кристально-белый. Горные пейзажи в лирике Федора Ивановича – способ проиллюстрировать идею двоемирия природы. Горы – древнейшая ее часть. Они одновременно укоренены в земле и возвышаются над ней. Стремление человеческой души к вершинам обусловлено желанием познать тайные бытийные начала, прикоснуться к иному миру, навсегда избавиться от влияния страстей.

Уже полдневная пора
Палит отвесными лучами,-
И задымилася гора
С своими черными лесами.

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи,
И с камней, блещущих на зное,
В родную глубь спешат ручьи.

И между тем как полусонный
Наш дольний мир, лишенный сил,
Проникнут негой благовонной,
Во мгле полуденной почил,-

Горе, как божества родные,
Над издыхающей землей
Играют выси ледяные
С лазурью неба огневой.

(No Ratings Yet)

Еще стихотворения:

  1. Я люблю эти снежные горы На краю мировой пустоты. Я люблю эти синие взоры, Где, как свет, отражаешься ты. Но в бессмысленной этой отчизне Я понять ничего не могу. Только...
  2. Сверкают от снега Уральские горы, Туманкой морозною скрыт небосклон, У гор приютились сосновые боры И льют аромат из развесистых крон. Под белым убором различны узоры: То остов скалы, то пенек,...
  3. Глухим путем, неезженным, На бледном склоне дня Иду в лесу оснеженном, Печаль ведет меня. Молчит дорога странная, Молчит неверный лес… Не мгла ползет туманная С безжизненных небес — То вьются...
  4. Петербургские сумерки снежные. Взгляд на улице, розы в дому… Мысли — точно у девушки нежные, А о чем — и сама не пойму. Все гляжусь в мое зеркало сонное… (Он,...
  5. Над Кремлем облака сине-снежные. Чуть золотеют кресты. И непонятная нежность меня наполняет… Прости, прости, что твои за собою глаза, как молитву, ношу, у догоревших соборов слушая древний шум. Прости, но...
  6. К престолу божества, покинув дольний мрак, Избранники в лучах бессмертья подходили. И каждый вкруг чела носил избранства знак: Победный лавр иль терн, иль снег безгрешных линий. И только дух один...
  7. В сорок пятом, в мае, вопреки уставу Караульной службы, Мы салютом личным подтвердили славу Русского оружья: Кто палил во тьму небес из пистолета, Кто из автомата. На берлинской автостраде было...
  8. Люблю я горные вершины. Среди небесной пустоты Горят их странные руины, Как недоконченны мечты И думы Зодчего природы. Там недосозданные своды, Там великана голова И неизваянное тело, Там пасть разинутая...
  9. А мы уходим в эти горы, На самый верх, на небеса, Чтобы забыть про ваши взоры, Про ваши синие глаза. Ах, вы забудьте, ах, вы оставьте Свои ужасные черты, Ах,...
  10. Я сердце оставил в Фанских горах, Теперь бессердечный хожу по равнинам, И в тихих беседах и в шумных пирах Я молча мечтаю о синих вершинах. Когда мы уедем, уйдем, улетим,...

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.