Автобиография для психолога. Автобиография: образец (пример написания)

О том, как написать автобиографию, задумываются соискатели перед прохождением собеседования, участники конкурсов специалистов, студенческих программ и т.д. В документе содержатся сведения о жизненном пути гражданина, фактах, делающих его профессионалом в конкретной сфере, личных качествах. От грамотности и полноты изложения зависит факт трудоустройства или решение конкурсного жюри.

Согласно общепринятому определению, автобиографией для работы называется жизнеописание человека, где излагаются этапы профессионального и личного развития. Хронология включает события от рождения до настоящего момента.

Жизнеописание требуется в следующих случаях:

  • устройство на работу (обычно подобный документ требуют государственные учреждения и силовые структуры);
  • участие в профессиональных конкурсах;
  • организация студенческих проектов;
  • усыновление ребенка;
  • дополнение личного дела уже трудоустроенного специалиста.

Значимость образца автобиографии, представленного гражданином, варьируется в зависимости от особенностей случая. Коммерческая структура, запросившая его у работающего сотрудника «для галочки», возможно, не ознакомится с текстом, а государственное учреждение, получив жизнеописание от соискателя, примет на его основе решение о предложении трудоустройства.

Краткая автобиография выполняет функцию, которая не под силу характеристике или резюме – через описание жизненного пути автора знакомит читателя с внутренним миром гражданина, составляет представление о нем как о специалисте. В государственных структурах документ изучают с привлечением психологов, графологов и (или) специалистов службы безопасности.

Правила написания собственной биографии

Как правильно написать автобиографию? Жесткие правила и ограничения отсутствуют. Образец заполнения, бланк не регламентированы действующими нормативно-правовыми актами. От составителя требуется соблюдать нормы, предъявляемые к официально-деловой переписке.

Руководствуйтесь следующими правилами:

  • Соблюдайте краткость. Максимальный объем документа – 1-2 страницы. Пример автобиографии, составленной на пяти листах, создаст отрицательное впечатление о соискателе как о человеке, не способном лаконично формулировать мысли.
  • Пишите в деловом стиле. Откажитесь от излишне эмоциональных высказываний, оскорблений, ненужных метафор и дополнений. Помните: читающего будет интересовать больше не содержание документа, а форма изложения.
  • Не допускайте ошибок: грамматических, стилистических, речевых. Они создадут отрицательное мнение у читающего.
  • Соблюдайте хронологический порядок. Образец написания автобиографии предполагает, что события излагаются в той последовательности, какая имеет место в реальной жизни: рождение. воспитание, школа, высшее образование, смена мест работы.
  • Излагайте исключительно подлинные факты. Если обман в автобиографии вскроется, соискателю откажут в вакансии, конкурсанту не отдадут победу. Деловая репутация автора останется «подмоченной».

Чтобы не допустить ошибок при составлении документа, изучите представленный образец автобиографии на госслужбу и ориентируйтесь на его стиль и структуру.

Что отразить в жизнеописании?

  • ФИО составителя;
  • дата и место рождения;
  • паспортные данные автора-составителя;
  • данные о родителях (ФИО, род занятий);
  • информация о полученном образовании (школа, суз или вуз, послевузовское обучение, курсы повышения квалификации и т.д.);
  • военная служба (для военнообязанных);
  • сведения о профессиональной деятельности (места трудоустройства, основные обязанности);
  • данные о трудовых достижениях (полученные награды, звания и степени, успешно выполненные проекты и т.д.);
  • личные качества, значимые в трудовом процессе;
  • информация о супруге, детях;
  • наличие хобби;
  • контакты для связи.

Образец автобиографии при приеме на работу предполагает, что жизнеописание завершается датой подготовки и личной подписью автора-составителя.

Для составления собственной биографии не требуется какой-либо специальный бланк. Подойдет чистый лист формата А4. Можно набрать текст на компьютере с последующей распечаткой или написать от руки.

Особенности составления автобиографии для трудоустройства

Автобиография при приеме на работу – дополнение к резюме и характеристикам с прошлых мест трудоустройства, по которому потенциальный работодатель судит о профпригодности специалиста. Чтобы произвести наилучшее впечатление на будущего руководителя, включите в документ следующие сведения:

  • Карьерные успехи

Подробно опишите моменты, способные заинтересовать потенциального работодателя: выполняемые задачи на предыдущих местах трудоустройства, профессиональные достижения, карьерный рост, ваши преимущества как специалиста.

  • Профессиональные навыки

Автобиография на госслужбу будет ценнее, если распишете в ней, какие дополнительные знания в рамках выбранной профессии вы получили, посетив курсы, тренинги, семинары, освоив новые программные продукты и т.д.

  • Деловые качества

Пропишите, какими личностными характеристиками, необходимыми для успешной работы, вы обладаете. Это может быть пунктуальность, внимательность, усидчивость, коммуникабельность и т.д. Отдельно отметьте, что вы способны трудиться в условиях многозадачности, вас не пугают большие объемы и сжатые сроки.

  • Пожелания к работе

Откажитесь от излишней требовательности, но укажите пожелания к будущему месту трудоустройства, например, гибкий график, отсутствие командировок и т.д.

Образец автобиографии в МВД и государственные структуры предполагает наличие фотографии. Выбирайте снимок, на котором вы запечатлены в деловой одежде, на однородном фоне. Если у вас имеются характеристики с прошлых мест трудоустройства, копии дипломов, сертификатов, приложите их к своему жизнеописанию.

Понимание, как правильно составить качественную автобиографию, поможет победить в профессиональном или студенческом конкурсе, устроиться на желанную работу и достичь других карьерных целей. Специальные требования к документу отсутствуют, при его подготовке нужно соблюдать принципы официально-делового стиля, житейскую мудрость и адекватность. Чтобы не допустить ошибок, заранее отыщите в интернете и внимательно изучите пример написания, подходящий к вашей ситуации.

ИНСТРУКЦИЯ!

Жизнь человека в значительной мере зависит от условий, в которых протекает его развитие. Душевные способности развиваются в зависимости от тех возможностей, которые имелись в жизни человека, а его современное душевное состояние является всего лишь результатом прошедших переживаний, впечатлений и жизненного опыта.

Подробная Ваша автобиография позволит психологу правильнее понять Ваши душевные переживания и более правильно оценить результаты психологического обследования. Поэтому ради собственных интересов правдиво укажите в биографии все важные события и обстоятельства Вашей жизни.

Результаты психологического исследования являются строго доверительными и их не имеет права просматривать никто, кроме психолога. Поэтому вы можете приводить наиболее щекотливые данные без опасений, что кто-нибудь посторонний использует их Вам в ущерб! На последующих страницах находится подробная программа автобиографии, которая поможет Вам вспомнить и не позволит забыть чего-либо очень важного. Не надо писать ответы или объяснения к каждому слову программы; если какие-то пункты Вас не касаются, о них не надо упоминать. Указывайте только то, что считаете важным и что, по Вашему мнению, поможет психологу лучше Вас понять.

Напишите, пожалуйста, биографию разборчиво и связно на свободных листах. Просьба, не писать непосредственно в тексте автобиографии. Затем передайте ее только в руки психолога.

ТЕКСТ АВТОБИОГРАФИИ: Пишите, пожалуйста, связными предложениями, отрывочные ответы недостаточны. К тому же, они будут не очень хорошо характеризовать Ваши способности. Поэтому предстаете, что Вы просто пишите сочинение на тему

«Моя жизнь». ВНИМАНИЕ! После того, как Вы закончите писать свою автобиографию, отдайте ее лично в руки психолога и только ему! Иначе кто-то посторонний может узнать о Вас то, что Вы сами ему не хотели бы говорить!

Происхождение: Место рождения, среда (то есть, какие люди Вас окружали в детстве, чем они занимались, как они относились к Вам, т.е. Ваши близкие родственники, друзья и знакомые родителей, соседи, Ваши друзья, «дворовая компания» и т.д.). Общественное положение семьи. Время рождения и обстановка вокруг Вашего рождения (то есть, как отнеслись родители к Вашему появлению на свет, были ли они рады или говорили Вам, что Вы родились «не во время»).

Семья: Родители (имя и отчество отца и матери), воспитатели. Чем они занимались (кто они по профессии, где работали, их отношение к работе, что Вы сами можете сказать об их работе). Их взаимоотношения между собой и отношение к Вам. Ваши братья и сестры (если есть): старшие или младшие (порядок рождения в семье), их возраст, чем они занимаются (где учатся или работают), как они относятся к Вам, а Вы - к ним. Как Вы сами оцениваете согласие в Вашей семье. Какие заболевания есть у Ваших родителей и других близких родственников. Как складываются имущественные отношения в семье, кто из родителей или братьев и сестер обеспечивает семью. Можете ли Вы назвать свою семью достаточно обеспеченной для того, чтобы не думать о деньгах.

Воспитание: Где и как Вы воспитывались. Кто занимался Вашим воспитанием (родители, бабушки и дедушки, братья и сестры, детский дом и т.д.). Как строго или, наоборот, свободно Вас воспитывали. Какие Вы видите преимущества и достоинства Вашего воспитания, какие ошибки и недостатки. Посещали ли Вы детский сад, с какого возраста. Остались ли у Вас какие-либо впечатления от него. Можете ли Вы вспомнить те чувства, которые у Вас связаны с посещением детского сада?

Школа: Когда Вы пошли в школу (с какого возраста), в какую (среднюю, специальную, вспомогательную, школу-гимназию и т.д.). Как Вы посещали школу (ходили ли туда с удовольствием или, наоборот, много прогуливали, не очень хотели туда ходить).

Прогуливали ли Вы уроки? С какого класса Вы начали их пропускать? Какова была Ваша успеваемость? Напишите те предметы, которые Вам нравились больше всего, какие не нравились вообще. Как складывались взаимоотношения с учителями и одноклассниками, кто из учителей пользовался у Вас наибольшим уважением и почему?

Особые переживания : Опишите, пожалуйста, наиболее примечательные случаи и впечатления из Вашего детства. Это может быть какая либо поездка, отдых в деревне или пионерском лагере, прочитанная книга, увиденный фильм, встреча с интересным человеком, все что угодно. Случались ли у Вас такие сильные душевные потрясения, что Вы пытались свести счеты с жизнью?

Здоровье : Какими болезнями Вы болели? Лежали ли в больницах? Если да, то как долго? Состояли ли Вы на учете у психиатра? Лечились ли Вы в психиатрических больницах и по какому поводу? Происходили ли с Вами несчастные случаи? Были ли черепно-мозговые травмы? Как Вы питались до того, как попали в тюрьму? Много ли Вы курили? Употребляли ли Вы наркотики, какие и в каком количестве? Употребляли ли Вы алкоголь и сколько?

Психологическая автобиография собирательное наименование большой группы способов получения биографической информации от самого изучаемого человека. Эти методы позволяют получить данные психологического анамнеза, сведения о важнейших событиях и этапах жизненного пути личности, об ее отношении к прожитому и об особенностях ее антиципации.

Сведения общего характера (пол, возраст, образование, семейное положение, профессиональные сведения, состояние здоровья и т. п.) можно получить с помощью беседы, анкеты, биографических опросников. Специфические сведения (оценка прошлых и возможных будущих событий, отношение к себе и другим, субъективное восприятие своего жизненного пути и т. п.) получают различными способами. Наиболее распространенный и простой – устное или письменное повествование о своей жизни с одновременным описанием своего психического состояния в соответствующие периоды.

Повествование должна быть облегчено с помощью предлагаемой испытуемому схемы изложения. Схема содержит отдельные опорные точки, относящиеся к разным возрастным периодам жизни человека и к разным областям его деятельности.

Популярен в таких исследованиях прием автопортрета. Испытуемому предлагается начертить прямой горизонтальный отрезок, крайние точки которого олицетворяют рождение и смерть. На отрезке испытуемый выбирает точку, соответствующую данному моменту его жизни. Тем самым он соотносит свое прошлое и будущее, оценивает свои временные возможности. На этих двух участках им отмечаются наиболее важные события: свершившиеся в прошлом и ожидаемые в будущем. Эти вехи желательно сопроводить эмоциональной оценкой.

Еще один известный прием – управляемая фантазия. Он может осуществляться в разных вариантах. К примеру, ʼʼвживаниеʼʼ в свой воображаемый образ в старости с подведением итогов жизни. Или ʼʼускорение времениʼʼ путем неоднократного последовательного представления себя всœе старше и старше.

Из последних разработок укажем на методику Е. Ю. Коржо-вой, предложенную в 1994 ᴦ. для выявления самовосприятия жизненного пути личности . Ответы и описания биографа касаются его прошлого, настоящего и возможного будущего, но преимущественно событий его недавнего прошлого. Предусмотрена процедура формализации и унификации автобиографического материала, что дает возможность его количественного представления. Способы интерпретации данных, предусмотренные методикой, позволяют отнести ее к разряду событийно-биографических методов. А поскольку в анализе материала на первый план выступает личностное значение (т. е. смысл) ответов, то данную методику (впрочем, как и в целом метод психологической автобиографии) можно отнести к группе экспрессивных проективных методов. Автором разработаны критерии анализа данных. При интерпретации учитываются следующие особенности восприятия событий личностью: 1) формальные характеристики – продуктивность воспроизведения образов прошлого и будущего; значимость для себя данного события по сравнению с другими; желательность событий; степень влияния событий на последующий ход жизни субъекта; время их антиципации (предвосхищения) и ретроспекции; 2) содержательные характеристики – тип и вид значимых событий; их ʼʼоригинальность-популярностьʼʼ (частота встречаемости); их ʼʼсила-слабостьʼʼ (преобладающее влияние личностных или ситуационных переменных). Субъективная картина жизненного пути воспринимается как целостный образ человеческого бытия: ощущения, восприятия, эмоциональные и интеллектуальные переживания и оценки собственной жизни и в конечном счете отношение к ней. Анализу подлежит ряд компонентов этой внутренней картины своей жизни: 1) соматический (телœесный) компонент – отношение к своему здоровью, возрасту, изменениям в том и другом и т. п.; 2) личностный (индивидуально-психологический) компонент – отношение к себе как к личности; 3) ситуационный (социально-психологический) компонент – отношение к жизненным ситуациям, в которые был включен данный человек. Результаты по конкретному испытуемому сопоставляются с нормативными, полученными для кон-тингентов соматически здоровых и больных людей. Здоровые дифференцированы на две профессиональные группы: педагоги и инженерно-технические работники (ИТР). Методика позволяет проводить диагностику психических состояний. Возможно ее использование как для индивидуального, так и группового исследования и обследования.

§ 1. Общая характеристика методики

«Психологическая автобиография» принадлежит к числу ситуационных психодиагностических методик. Ситуационная психодиагностика, относящаяся к психодиагностике адаптационных возможностей личности, направлена на выявление особенностей ситуационного компонента внутренней картины жизненного пути (см. гл. 4) - одного из показателей функционирования адаптационного процесса. Мы полагаем, что компоненты внутренней картины жизненного пути могут входить в систему базовых показателей, лежащих в основе получаемых в психодиагностическом исследовании данных. Систему таких показателей следует выделять в соответствии с концепцией измеренной индивидуальности (Л. Ф. Бурлачук, Е. Ю. Коржова), согласно которой личность в процессе психодиагностического исследования предстает прежде всего как индивидуальность. При этом возникает особая форма описания личности - измеренная индивидуальность. Теория измеренной индивидуальности относится к теориям «среднего уровня» (theories of middle-range, термин введен P. Мертоном (R. Merton) в 1947 г. в ходе полемики с Т. Парсонсом (Т. Parsons)) - мостам между эмпирическим материалом и общей теорией.

Теоретические модели представляют собой опосредованное знание, тогда как теория измеренной индивидуальности «вырастает» из непосредственно наблюдаемых результатов психодиагностического исследования.

«Психологическая автобиография» была разработана для оценки ситуационных особенностей жизненного пути личности.

Это экспрессивная проективная методика исследования переживаний, связанных с наиболее значимыми сферами жизни. Методика позволяет выявить особенности восприятия значимых жизненных ситуаций, а именно - наиболее важных событий в жизни человека. Это особые ситуации, тесно связанные с личностью испытуемого. Называя значительные события своей жизни, человек преломляет их через свое «Я». Таким образом, методика предоставляет возможность изучить наиболее существенно связанные с личностью особенности психологической среды, по Р. Баркеру (R. Barker), или особенности восприятия ситуаций, по Д. Магнуссону (D. Magnuason), или субъективных ситуаций, по Р. Стеббинсу (R. Stebbine), в жизни человека. Направленность методики на исследование жизненного пути, способы интерпретации количественных показателей позволяют отнести «Психологическую автобиографию» к методикам событийно-биографического подхода (см. гл. 1, §3), тогда как пути создания методики, а также, соответственно, предлагаемые для анализа количественные параметры (1 - 4А) во многом созвучны традиционным приемам проведения исследования широко распространенного за рубежом событийного направления, ориентированного на анализ событий недавнего прошлого (см. гл. 1, §4). Таким образом, «Психологическая автобиография» основана на двух главных подходах к исследованию ситуаций и может служить наглядным примером их взаимодействия.