Аутоагрессия у ребенка 5 лет. Аутоагрессия

Аутоагрессия: почему дети вредят себе

Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.


Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.


Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Если ребенок направляет агрессию на себя самого, такое поведение называется аутоагрессией. Она может проявляться как в словах (например, сын или дочка ругает себя), так и в действиях - битье головой об стену, вырывание волос, удары рукой по руке или по ногам, кусание себя и т. д.

Многие психологи со времен Зигмунда Фрейда считают аутоагрессию своеобразной психологической защитой. В тех случаях, когда ребенок чувствует себя зависимым и потому не может нанести вред обидчику, он направляет испытываемую агрессию против себя. Почему? Потому что человек не может никак не реагировать на экстремальную ситуацию.

Вспомните, у вас наверняка когда-нибудь возникало желание постучаться головой о стену после выговора, полученного от начальника. Говорят, у японцев на этот случай в офисе стоит чучелко руководителя, чтобы наиболее темпераментные сотрудники могли помять его, а не себя.


Известный российский психолог А. А. Реан в своих исследованиях выделил несколько основных свойства личности ребенка, склонного к проявлению аутоагрессии:

1. Преобладание негативных эмоций над позитивными. Такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, он редко находится в хорошем настроении.

2. Низкая оценка своих способностей и возможностей, важности и значимости благополучия собственного тела.

3. Застенчивость, низкая коммуникабельность.

4. Высокий уровень уважения к другим и принятие их ценностей.

Пытаясь помочь ребенку, следует сосредоточиться не на том, как лишить его возможности наносить повреждения самому себе, а на переживаниях, скрывающихся за стремлением испытать боль.

От 0 до 3 лет

Маленькие дети наносят себе повреждения непроизвольно, если взрослые жестко пресекают его агрессию по отношению к другим людям. Малыши верят в реальность угроз взрослых, таких как: «Будешь плеваться, - отправлю в зоопарк к верблюдам!» Труднее всего ребенку выплеснуть негативные эмоции на родителей, любовь которых он боится потерять. Например, малыш не хочет уходить с прогулки, но мама берет его за руку, чтобы увести домой. Ребенок капризничает и, теряя контроль над собой, кусает мамино запястье, пытаясь освободиться. Но после строгого вопроса: «Что это такое?!» - начинает кусать себя. А все потому, что малышу трудно переключиться на какое-то другое действие.

1. Не ждите, пока малыш сам успокоится, - помогите ему. Переведите все в шутку: «Ой, ты хочешь попробовать кусочек ручки? Ты, наверное, вкусный?» Пусть ребенок учится у вас находить позитивный выход из конфликтных ситуаций.

2. Не защищайте слишком активно того, кого малыш обижает. Это не пробудит у ребенка сочувствие, а заставит думать, что вы тоже против него. Если вы видите, что конфликт ребенка со сверстником зашел в тупик, подскажите конструктивное решение. Например, если дети отнимают друг у друга лопату, предложите устроить соревнование на самого доброго строителя. Кто первым уступит орудие труда, получит конфету!

3. Помогите ребенку направить агрессию не на себя, а в безопасное русло. Для этих целей хорошо подходят подвижные игры, рисование карикатур врагов ребенка.

4. Как только малыш начинает биться головой, кусать себя или колотить рукой, обнимите его, поцелуйте и аккуратно удерживайте до тех пор, пока он не сменит гнев на милость. Родительская нежность всегда действует на ребенка как лучшее успокоительное. На физиологическом уровне это сопровождается выделением в мозге серотонина, который ослабляет действие адреналина.

от 4 до 6 лет

Дошкольникам свойственно внимательно наблюдать за поведением родителей в разных ситуациях и копировать их реакции. Также они активно ищут и устанавливают причинно-следственные связи между событиями. Поскольку в этом возрасте дети чрезвычайно эгоцентричны, они часто приписывают себе вину за те или иные происшествия.

Например, если мама переживает из-за неприятностей на работе и невпопад отвечает на его вопросы, ребенок может решить, будто она недовольна его поведением. Поэтому многие дети сознательно «наказывают» себя за реальные или мнимые провинности.

Вторая частая причина аутоагрессии дошкольников - исследовательский интерес. Ребенок хочет узнать: что будет, если расковырять ранку? Очень важно научить дошкольника бережно относиться к своему телу.

1. Чаще хвалите ребенка и поддерживайте даже тогда, когда он не прав. Допустим, если он кого-то обидел, помогите ему собраться с силами, чтобы извиниться.

2. Подчеркивайте значимость для вас здоровья и красоты сына или дочери. Признайтесь ребенку, что вы очень сильно переживаете, если у него что-то болит, имеются синяки или ссадины.

3. Не ленитесь объяснять ребенку причины вашего недовольства, испуга или раздражения. Только так он научится проговаривать собственные чувства и не бояться делиться ими. Это станет здоровой альтернативой аутоагрессии.

4. Не занимайтесь самобичеванием в присутствии ребенка. В противном случае он будет воспринимать такое поведение как норму, и тоже будет наказывать самого себя за провинности.

5. Купите дошкольнику игровой набор «Юный химик» или «Анатомический атлас для «чайников»», чтобы он мог удовлетворить свой интерес к устройству человека и свойствам его жидкостей и тканей.

от 7 до 12 лет

Школьники часто используют аутоагрессию в качестве манипуляции родителями. Например, расковыряв ранку на ноге - не ходить в школу. Несмотря на прикладное значение аутоагрессивных действий, многие дети совершают их неосознанно. Поскольку школьники уже не вызывают такого умиления, как малыши, им не достается такого количества нежности, которое они получали когда-то. Зная, что родители не смогут оставить без внимания их «болячки», школьники наносят себе повреждения, чтобы получить больше заботы.

1. Не скупитесь на ласку. Пусть ребенок чувствует, что он ваш самый-самый любимый!

2. Если заметили, что школьник наносит себе повреждения, покажите, что раскусили его хитрый замысел и предложите менее кровопролитное решение проблемы. Например, чтобы избежать контрольной, не обязательно ковырять гвоздем в ухе - можно просто подготовиться к ней. Предложите помощь и вместе выучите ненавистные глаголы-исключения.

3. Аутоагрессия в школьном возрасте тесно связана с низкой самооценкой. Ребенку проще самому себя сделать жертвой, чем мучительно дожидаться, пока кто-то его обидит. Помогите ему найти другие способы защиты: в некоторых ситуациях следует отшутиться, в других - гордо уйти, а в каких-то - резко ответить. Разыграйте дома наиболее типичные сцены из школьной жизни, в которых ребенок испытывает страх и замешательство, чтобы он мог потренироваться в безопасной обстановке.

4. Пересмотрите требования, которые вы предъявляете к ребенку. Возможно, некоторые из них слишком высоки, и ребенок сам наказывает себя за невозможность соответствовать им, пытаясь таким образом избежать вашего недовольства, вызвав жалость.

В подростковом возрасте аутоагрессия иногда становится серьезной проблемой и проявляется в виде мыслей о суициде или даже попыток самоубийства. Если вы заметили, что ребенок постоянно находится в плохом настроении, его перестало радовать то, что радовало всегда, не откладывайте разговор по душам.

1. Подросток, находящийся на гране самоубийства, ощущает себя в изоляции и считает, что никто не может понять глубину его страданий. Поэтому необходимо сказать ему о том, как сильно вы его любите, и что вы готовы находиться рядом с ним и поддерживать, что бы ни случилось.

2. Не пытайтесь отговорить подростка от самоубийства, ссылаясь на религиозные догмы, нормы морали, чувство долга и другие абстрактные внешние факторы. Подросток должен почувствовать ответственность за свою жизнь, поэтому решение продолжать жить должно быть его собственным.

3. Если ребенок мучительно раздумывает над возможностью самоубийства, значит он все-таки хочет жить. Проведите аналогию с зубной болью. Во время ее пика кажется, что она будет длиться бесконечно. Но вылечив зуб, о боли быстро забываешь. Укажите ребенку на абсурдность самоубийства: глупо убивать себя, если через некоторое время любая проблема так или иначе решится.

4. Расскажите о своих подростковых переживаниях и о том, как вы их преодолевали. Не забывайте: ребенок думает о самоубийстве, потому что ему не хватает опыта для нахождения других решений.

5. Сознание подростка сужено до восприятия одного момента своей жизни. Необходимо показать ему перспективу, например: «Убивая 15-летнего Сашу, ты убиваешь 20-летнего, 40-летнего, его детей».

6. Признайтесь, какой страх вы ощущаете, слышав от своего ребенка слова о самоубийстве. Скажите о том, что его смерть может вызвать ни чуть не меньшие страдания, чем он испытывает сейчас, у нескольких десятков людей, которые его любят. Можно поговорить о некоторых из них отдельно и спросить, хочет ли он причить им такую боль?

7. Предложите реальную помощь подростку. Конечно, вы не в силах решить его проблему, но можете перевести его в другую школу или отдать деньги, взятые им в долг.

Понятие аутоагрессия охватывает все ситуации, при которых человек осмысленно наносит вред себе или совершает опасные для своей жизни и здоровья действия. Обычно это способ справиться с тяжелыми эмоциями или ощущением крайней формы страдания. Аутоагрессию описывают, как внутренний крик.

Спектр аутоагрессивных действий очень широк: от самоунижения, причинения себе сиюминутной боли (селфхарм) до саморазрушающей деятельности, которая может иметь отдаленный негативный прогноз. Алкоголизм, злоупотребление лекарствами, ожирение, пренебрежение безопасностью, занятие опасными видами спорта, сексуальные девиации относят к аутоагрессии, если поведение вызвано сознательными или бессознательными мотивами навредить себе.

В «Международном журнале об охране психического здоровья» в 2015 году была опубликована статистика по аутоагрессии. По версии авторов, самоповреждение практикует 10 % людей в молодом возрасте.


Их исследование показывает, что как минимум 2-3 человека в каждом классе резали кожу бритвой, ставили себе синяки или ожоги в определенный жизненный период.

Если вы заметили шрамы от порезов или другие следы выражения аутоагрессии у ребенка, учтите, что это ни в коем случае не попытка самоубийства, не всегда способ привлечь внимание или крик о помощи. Для большинства подростков это попытка убрать тяжелые мысли, грусть или стресс. Аутоагрессия — это серьезная проблема. Она реальна. Она не пройдет, если приказать ребенку. Если повести себя опрометчиво (враждебно или безразлично), ситуация может ухудшиться.

Хорошая идея: постараться убедить ребенка, что можно пережить тяжелое (для него) время без самоповреждения. Ему не всегда будет настолько же невыносимо, как сейчас.

Полное восстановление при аутоагрессивном поведении возможно. Иногда для этого достаточно доверительных отношений и помощи в домашних условиях. Но некоторые ситуации сложно решить без врача, а именно: психотерапии или медикаментозной терапии.

Разрушаем мифы

Не все родители правильно понимают детские проблемы, связанные с самоповреждением. Некоторые заблуждения становятся преградой для ведения диалогов между друзьями или членами семьи. Больные боятся быть неправильно понятыми, а окружающие проявляют агрессивный настрой.

Миф 1: Люди вредят сами себе, чтобы кто-нибудь обратил на них внимание

Не стоит понимать аутоагрессию, как сигнал: «обратите на меня внимание». Безусловно, ребенок может порезаться или демонстративно удариться, если семья переживает не лучший период, но случается такое нечасто. Гораздо более распространенная причина самоповреждения — длительные переживания, подавляющие человека. В этой ситуации ребенок скрывает свое занятие от всех. Почти нет шансов, что он попросит близких о помощи. Необходимо сделать первый шаг к диалогу самостоятельно.

Миф 2: Селфхармеры — это какие-то готы

Самоповреждение считается неотъемлемой частью некоторых подростковых субкультур, однако практика показывает, что вовлекаются самые обычные и даже «примерные» дети.

Миф 3: Только девочки склонны к аутоагрессии

Исследование академиков, опубликованное в американском журнале «Молодежь и подростковый возраст», показывает большую склонность к аутоагрессии у девочек, чем у мальчиков. Причины и методы самоповреждения отличаются у противоположных полов, однако это не уменьшает вред и опасность аутодеструктивного поведения у любого ребенка.

Миф 4: Люди становятся зависимыми от селфхарма, потому что получают от этого удовольствие

Если вам довелось видеть или общаться с ребенком, страдающим аутоагрессией, возможно, у вас сложилось неправильное представление о его жизненных ориентирах. Существует мнение, что подростки одержимы идеей селф-харма, поскольку им нравится боль и риск. Нет доказательств, что дети с аутоагрессией чувствуют боль не так, как другие. По словам столкнувшихся с этой проблемой на своем опыте, причинение вреда себе помогает выбраться из эмоционального онемения, а для некоторых самоповреждение — способ наказать себя за реальные или выдуманные провинности.

Миф 5: Аутоагрессия — это суицид

Застав подростка за «странным и ужасным» занятием, родители могут подумать, что это попытка покончить жизнь самоубийством. Большинство детей, делая порезы на коже, не задумываются о смерти. Их цель — справиться с эмоциями. Некоторые селфхармеры говорят, что для них это метод продолжать жить, преодолев трудности на психологическом уровне.

Из правила есть исключения: некоторые дети, вредя себе, могут задумываться о самоубийстве и в определенный момент принять решение умереть.

«Я не раз сталкивался с тем, что люди ассоциируют самоповреждение с суицидом, но лично для меня это абсолютно противоположное понятие. Аутоагрессия — альтернатива самоубийству, личный способ пройти через душевную боль, когда мне казалось, что мир рушится».

Причины

Самоповреждение, как следствие аутоагрессии, дети практикуют, чтобы сбросить груз невыносимых эмоциональных страданий, тревожных мыслей, депрессивных расстройств или реализовать возникшие психические патологии, причиняя вред своему телу. Это облегчает душевные метания, но на очень короткое время. Реальные причины психоэмоциональной подавленности не исчезают, поэтому, как при наркомании и алкоголизме, за перерывом следует рецидив. Кроме того, у подростка может возникнуть чувство вины и стыда — составляющие порочного круга аутоагрессии.


Аутоагрессия у подростков чаще выражается совершением множественных порезов, реже — ожогов на запястьях, предплечье, животе, ногах, в тех местах, где легче это скрыть. Все действо целиком: закрыться в своей комнате или в ванной, достать лезвие или нож, нанести повязку, скрыть следы своего занятия — способ вытеснить сильное негативное чувство, уменьшить его или наказать себя, испытав облегчение от собственной боли. Таким способом подростки осознанно или неосознанно пытаются сказать что-то миру, своим родным. Их вовремя невыявленные и невыраженные чувства: беспокойство, страх, гнев оборачиваются против них.

Феномен аутоагрессии: когда ребенок злится, нервничает, огорчен или подавлен, хочет еще больше навредить себе.

Даже если ваш маленький ребенок бьется головой об стену, возможно, это не капризы. Это глубокая неудовлетворенность жизнью, печаль, горе, страх, даже агрессия, выраженная в таком необычном свете, направленная на себя, на свое тело и личность. Аутоагрессия — это сигнал для родителей о том, что им пора вмешаться.

Некоторые дети находятся в группе риска и наносят себе вред чаще, чем другие. Это связано с событиями их жизни, местом постоянного пребывания, обстановкой в школе (на работе), в семье, у друзей. Аутоагрессия возникает при нарушениях психической стабильности у детей: тревога, депрессия, фрустрация, ненависть к себе, расстройства приема пищи.

Понятие аутоагрессия упоминается в международной классификации психических расстройств МКБ-10, как сопутствующий признак психических заболеваний:

  • пограничное расстройство личности;
  • депрессивное расстройство;
  • расстройства аутического спектра;
  • стереотипные двигательные расстройства (могут проходить с признаком самоповреждения или без такого).

В подростковом возрасте распространены также социальные факторы:

Эти факторы повышают вероятность аутоагрессии, но заболевание возникает не у всех детей, переживающих тяжелый период. Даже если в жизни ребенка нет факторов риска, он может быть подвержен самоповреждению. Любой может быть затронут.

«Все по-старому, но только не в моих мыслях. Я не знаю почему. Каждый день, как предыдущий, жизнь однообразна. Я погрязла в депрессии. Недавно решила сделать перерыв в приеме антидепрессантов, видимо, неудачно.

Не сплю до утра, засыпаю, когда через 2 часа нужно в школу идти. Со школы возвращаюсь измотанная и сразу ложусь спать. Вечером сижу в интернете до утра. И так по кругу. У меня нет друзей, нет цели в жизни, нет желания продолжать жить так, лучше умереть.

Завтра после школы зайду за лезвиями. Я держалась, но больше не могу, хочу почувствовать облегчение и хоть на минуту избавиться от этих эмоций. Я знаю, что это неправильно, ну и пусть.

Я устала от одиночества, ненависть к самой себе только увеличивается. Мне пофиг на себя, я не хочу бороться или делать что-то для себя. Просто хочу сдохнуть... или обнимашек».


Рассказ бывшего селфхармера: как меняется наша жизнь, когда мы начинаем заниматься самоповреждением?

Дорогой друг, я хочу рассказать о своем кризисе, через который прошел, не без потерь.

Сейчас многие подростки (обычно, девочки) доводят до культового образ старших сотоварищей, которые режут запястья или что-то еще. Кто-то думает, что это круто, или забавно, или романтично... Но спешу вас разочаровать, используя собственный пример.

Мне было 16. Я встречался с девушкой младше на 2 года, она как-раз резала себе руки. Я не мог это выдерживать, сказал: «или ты прекращаешь вредить себе на моих глазах, или я присоединюсь к тебе». Я попробовал, в принципе, не собираясь продолжать, и не из-за интереса.

Тогда я понял то, о чем, возможно, не догадываются подросшие девочки со своими страданиями в голове и желанием что-то идеализировать. Самоповреждение — это больно, бессмысленно и затягивает, а еще здорово портит жизнь.

Теперь ты не можешь:

  • нормально помыться или даже помыть руки, потому-что раны болят и сильно ноют от воды и от прикосновений;
  • носить футболку с коротким рукавом в жару, ведь ты стесняешься своих порезов. Даже если тебе все равно, тебя достанут жалостливыми и осуждающими взглядами и закидают вопросами, скорее всего, бессмысленными;
  • выбросить вещи в стирку, потому что на них кровавые следы, придется каждый раз их застирывать;
  • носить светлую одежду, потому что порезы и глубокие царапины обычно кровоточат.
Тебе необходима помощь, но попросить ее ты не можешь, потому что боишься их реакции, их испуга, ужаса или презрения, ну или попасть в психушку.

А знаете, что самое ужасное? Ты не можешь прекратить это.

Осторожно, некоторые подростки впадают в зависимость от самоповреждения. Их намерение нанести себе раны, ожоги или удары настолько сильно, что даже ненавидя себя за это, они продолжают. Аутоагрессия сродни наркомании.

То, что я пережил тогда, не оставляет меня до сих пор.

20 примеров аутоагрессии: дети говорят, почему они наносят вред сами себе

Стремление к самоповреждению — распространенное и объяснимое явление. Большинство людей, страдающих аутоагрессией, скрывают эту привычку. Другие люди могут иметь неправильное представление о своих близких с саморазрушающим поведением.


Вот факты, которые рассказали люди, страдающие аутоагрессией, о самих себе. Речь преимущественно пойдет о подростках.

Дети ранят себя не только для привлечения внимания окружающих.
«Я хочу, чтобы люди знали, что это не для того, чтобы обратить на себя внимание или быть крутым. Я начала наносить себе порезы в подростковом возрасте. Единственной моей целью было наказать себя. Никогда не собиралась хвастаться этим или показывать следы самоповреждения, чтобы вызвать жалость. Для меня это была интимная вещь. Я причиняла себе физическую боль, потому что не знала, как по-другому заглушить душевные страдания».
Екатерина, 21 год

Некоторые, нанося себе повреждения, ставят цель стать заметными для тех, кто им небезразличен.
«Это был мой способ попросить о помощи. В то время я думал, что это единственный шанс быть понятым. Я искренне надеялся, что родные заметят и поймут меня. Для многих аутоагрессия является методом просигнализировать, что они срочно нуждаются в помощи».
Георгий, 18 лет

Самоповреждение — это не только когда подросток режет себе руки. Существует много способов, которые используют люди с целью навредить себе.
«Порезы — это самый известный метод нанесения повреждений, однако есть и многие другие. Некоторые из них оставляют шрамы или следы на долгое время. В узкой среде подростков с этой патологией все они «легализованы» и требуют внимания взрослых, чтобы вовремя заметить их».
Тимур, 16 лет

Аутоагрессия в детском сознании помогает снять тяжелое состояние при психических расстройствах, различных формах использования, в том числе домашнем насилии, а не только при депрессии.
«Я заметила, что в СМИ самоповреждение часто упоминается, как симптом депрессии. Это справедливое утверждение, но важно помнить, что причины самоагрессии не ограничиваются этим расстройством».
Арина, 20 лет

Наличие аутоагрессии не означает, что человек — суицидник, но это возможно.
«Самоповреждение классифицируется, как нанесение себе травм без суицидальных целей. По определению, это несуицидальное расстройство, то есть ребенок может ранить себя, не имея цели умереть, даже не думая в этот момент о смерти. Человек, склонный к суициду, может заниматься самопореждением, а не пытаться убить себя, до самовольного ухода из жизни, однако аутоагрессия, сама по себе, не является попыткой самоубийства».
Ариана, 17 лет

Иногда человек делает это, провоцируя боль, которую он может контролировать.
«Я связывала это с самоконтролем. Владением моим телом, эмоциями и своей жизнью».
Лида, 15 лет

Чтобы почувствовать что-то физически, когда в душе все онемело.
«В жизни бывают такие моменты, когда все ваши переживания и плохие события накапливаются до такой степени, что просто ошеломляют или шокируют. Тогда приходит ошибочная мысль: чтобы почувствовать, что ты живой, нужно причинить себе боль».
Галя, 23 года

Самоповреждение помогает некоторым подросткам получить временную эмоциональную разрядку, когда их переполняют чувства.
«Я резал себе руки, когда меня переполняли негативные эмоции. Печаль, беспокойство, плохое настроение из-за неудачи или ненависть к себе я глушил тем, что наносил себе повреждения. Это позволяло сконцентрироваться на том, что на тот момент было важно».
Антон, 14 лет

Причиной аутоагрессии у многих детей является необходимость постоянной борьбы с эмоциональными страданиями и желание хотя-бы на некоторое время от них избавиться.
«Некоторые люди наносят себе повреждения любым выбранным способом, чтобы на физическом уровне представить или увидеть свою эмоциональную боль. Это всегда помогало мне терпеть душевные страдания. Вид моей крови делал психические мучения осязаемыми».
Потап, 17 лет

Нет такого понятия, как слишком маленький для диагноза аутоагрессия.
«Аутоагрессия привела меня к госпитализации. Все думали, что я хотела покончить жизнь самоубийством. На тот момент мне было 10 лет. Из всех, кто был в отделении, я была самой младшей. Другим пациентам было 12-18 лет и они говорили мне: «Ты еще маленькая, чтобы иметь повод наносить себе травмы». Такое желание или даже потребность может прийти в любом возрасте. Я хочу, чтобы другие это знали».
Магдалена, 11 лет

Не существует какого-то универсального типа людей, которые занимаются самоповреждением. Скорее всего, в вашем окружении есть кто-то, кто страдает самоагрессией, а может даже спокойно живет с этим.
«Есть такой миф, что люди с аутоагрессивным паттерном личности выглядят как готы или увлекаются другой субкультурой: эмо, панки, рокеры, хип-хоп, имеют другие странности в поведении. На самом деле, мы выглядим абсолютно нормально, как все другие люди, имеем работу, увлечения, вкусы, мнения. Это расстройство — не повод для дискриминации. Мы учимся, ходим на работу и в супермаркет. Человеком с аутоагрессивным поведением может оказаться ваш одноклассник или коллега по работе».
Крис, 19 лет

Аутогарессия, как зависимость, от нее нелегко избавиться. Нельзя просто сказать «стоп» и прекратить это навсегда.
«Самоповреждение вроде наркомании. Побороть привычку избавляться от внутренней боли, причиняя себе физическую, не легче, чем бросить курить. Придется долго стараться, желательно, чтобы была поддержка со стороны родственников и другой, более адекватный способ выброса негативных эмоций. Люди не осуждают вас, аутоагрессия не мешает жить в обществе, потому что почти никто не знает об этой вашей черте. Такую зависимость порой даже труднее побороть».
Жанна, 22 года

Периоды восстановления и приступов аутоагрессии нестабильны. Для кого-то это никогда не заканчивается.
«Я спокойно живу несколько месяцев, и нет мыслей о причинении себе вреда, затем неожиданно наступает рецидив. Психолог, к которому я обратилась, сказал, что моменты, когда я снова неосознанно или специально травмирую себя, не аннулируют того, как долго я продержалась без агрессии, направленной на саму себя».
Рита, 11 лет

Желание навредить себе может появиться внезапно.
«Иногда я чувствую позыв порезать или ударить себя из-за мелкой проблемы. Например, уронил бьющуюся вещь или опоздал на автобус, и это заставляет меня почувствовать сильное желание причинить себе боль».
Тимофей, 16 лет

Если вам хочется расспросить другого человека о недавно появившихся шрамах, порезах, большом количестве ожогов или синяков, не делайте этого. Если повреждения появились у вашего ребенка, расспросите его мягко.
«Я думаю, вы делаете это из лучших побуждений (надеюсь, не из любопытства). Знайте, вы только акцентируете внимание на проблеме и вызываете негатив к себе! Все, что нужно мне, это скорее забыть о кошмаре, о том, что я сделала со своим телом. У меня остались шрамы. Потребовалось много месяцев, чтобы я смогла уговорить себя носить одежду с коротким рукавом. Последнее, что я хочу услышать, это упоминание о моих шрамах».
Руфина, 14 лет

Предыдущий совет не работает, если вы искренне хотите удостовериться, что близкий или небезразличный вам человек не занимался самодеструкцией. Задайте вопрос, но сначала убедитесь, что проявляете интерес в приватной обстановке.
«Селфхарм для меня был криком о помощи. Я ждал, что мои родители или друзья заметят. Это отлично, если вы спокойно спросите и удостоверитесь, что ребенок причинил себе физический вред случайно, а не просит о помощи таким способом».
Юрий, 12 лет

Шутки об аутоагрессии никогда не бывают милыми или забавными.
«Не шутите о самоповреждении, потому что вы не знаете, занимается ли этим кто-нибудь из вашего окружения. Они могут всерьез обидеться. Я ненавижу, когда люди шутят над моими или чужими рубцами, предполагая аутоагрессивное поведение! На самом деле, это не весело».
Тая, 13 лет

В СМИ говорят о самоповреждении, но выставляют это заболевание в романтичном свете. Когда подросток, например, режет себя, знайте, это не романтика, это острая психическая проблема, которая может перерасти во что-то большее.
«Романтизация селф-харма — это глупо. Это не круто, когда в ванной кровь, закручиваясь, утекает в сток. Нельзя назвать красивой трагической историей использование края банки для того, чтобы порезать свое тело. Ваши близкие не подумают, что вы достигли чего-то или в порядке, если обнаружат куски бритвы, разбросанные по комнате».
Максим, 16 лет


Вы можете быть вне себя от злости, когда узнаете, что ваш ребенок, сестра, брат, племянник или другой родственник зачем-то режет, колет или обжигает себя, но контролируйте свою реакцию. Иначе потеряете психологическую связь с родным человеком, вас перестанут слышать.
«Если вы обнаружите следы самоповреждения, удостоверьтесь, что это селфхарм, а не избиения в школе или на улице. Не злитесь и не кричите на ребенка. Поверьте, ему это не нужно. Вы можете обидеться на своего члена семьи или друга, но лучше подумайте, что подтолкнуло человека к аутоагрессии. Никогда не говорите: «Как ты мог сделать это? Мы же любим тебя!» Угадайте, почему? Потому что в этот момент наш мозг будет закрыт для таких слов».
Рома, 13 лет

Нормально, если вы не имеете представления, почему кто-то практикует самоповреждение. Гораздо важнее просто быть рядом с этим человеком и пытаться понять его, насколько для вас это возможно.
«Я не знаю точно причину, почему врежу себе. Я просто хочу, чтобы ко мне прислушивались и понимали».
Полина, 7 лет

Не думайте, что люди, вредящие себе, не пытаются избавиться от этой привычки, найти новые, здоровые способы преодоления проблем.
«У меня аутоагрессия. 2 раза в неделю я хожу к психологу, принимаю препараты. У меня много хороших дней, но есть и плохие».
Эдик, 18 лет

Симптомы

Даже при близком общении не всегда можно с уверенностью сказать: «этот человек может специально нанести себе вред». Признаки, по которым можно предположить аутоагрессию:
  • депрессивное настроение (плохое настроение, плаксивость, трудный поиск мотивации);
  • необоснованная смена настроения (например, человек более подавлен или агрессивен, чем обычно);
  • изменение пищевых привычек, графика сна;
  • рискованное поведение (высокие дозы психоактивных веществ, незащищенные половые контакты);
  • признаки низкой самооценки (подросток обвиняет во всем плохом себя, утверждает, что физически, психологически или интеллектуально не дорос до нормы или идеала);
  • ушибы, порезы, шрамы, происхождение которых трудно объяснить;
  • отсутствие энергии.

Стоит заподозрить психологические проблемы, в том числе аутоагрессию, если ребенок:

  • изолировал сам себя от общества, не интересуется повседневными мелочами;
  • заводит разговор о селф-харме или суициде;
  • начал принимать или злоупотребляет алкоголем, наркотиками;
  • говорит о неудачах, что потерял надежду, рассуждает о своей бесполезности;
  • носит одежду с длинными рукавами и брюки все время, даже в жаркую погоду;
  • ведет себя тише, чем обычно, старается быть незаметным, не попадаться на глаза.


Перечисленные признаки могут свидетельствовать о других поведенческих расстройствах или о естественной реакции на тяжелые события в жизни. Кроме того, признаки могут отсутствовать. Если вы заподозрили аутоагрессию у близкого человека, спросите его открыто.

Тесты на аутоагрессию

В медицинской практике психологи и психотерапевты используют шкалы и опросники для диагностики качеств личности, выявляющих склонность к аутоагрессивному поведению у ребенка. Врачи пользуются сложными системами расшифровки и сопоставления результатов различных тестов. Профессиональный подход необходим при тяжелых формах аутоагрессии и зависимости от саморазрушающего поведения.

В этой статье редакция «Голова ОК» подобрала простые и диагностически информативные тесты, которые удобно пройти онлайн.

Шкала для определения склонности к селфхарму (подросткам проходить самостоятельно)

Ответьте «да» или «нет» на 13 вопросов:
  1. Вы когда-нибудь задумывались, сколько лет проживете? Если быстро представите свой образ, он привлекателен, по вашему мнению? Думая об этом, ваши эмоции положительные?
  2. Удается ли вам достигать главных жизненных целей?
  3. Как считаете, вы везучий человек?
  4. Довольны ли вы жизнью?
  5. Вы часто становитесь виновным или пострадавшим в драках, криминальных преступлениях, авариях, насилии, сильно травмируетесь?
  6. Занимаетесь опасным для здоровья спортом?
  7. У вас было больше 3 хирургических операций? Не учитывайте поверхностные вмешательства, но роды и аборты хирургическим путем считаются.
  8. Вы умеете жить безопасно, без случайных ожогов, травм, злоупотребления алкоголем, курением?
  9. Быстро становитесь бодрым, когда отдыхаете после сильного переутомления?
  10. Страдаете нарушениями сна?
  11. Вы когда-нибудь всерьез задумывались, что в этот самый момент лучше умереть, чем продолжать жить?
  12. «Когда я умру, вы осознаете, что были неправы, но будет поздно», — вы думали в таком направлении в детстве или подростковом возрасте?
  13. Сталкивались с аутоиммунными заболеваниями?
Расшифровка теста на аутоагрессию. Особое диагностическое значение имеют ответы на 1 вопрос. Чем дольше вы планируете жить, чем в более удачном ракурсе видите себя и чем спокойнее или радостнее вы в этот момент, тем меньше вероятность, что вам придется столкнуться с селфхармом.

Подсчитайте баллы: каждое совпадение с указанным вариантом ответа = 1 балл.

Расшифровка результатов по количеству баллов:

  • 0-3 — нет предрасположенности к аутоагрессии;
  • 4-7 — при острых психологических проблемах или кризисе (в школе, в семье, в отношениях) может возникнуть желание навредить себе, возможно, неосознанно;
  • 8-10 — постоянно повторяющаяся самоагрессия по циклу: появление негативных эмоций, усугубление, аутоагрессивное поведение;
  • 11-13 — зависимость от самоповреждения.
Аутоагрессия может принимать разные формы. Частое попадание в опасные для психического или физического здоровья ситуации может быть признаком подсознательного саморазрушения.

Опросник для дифференциального диагноза агрессии и аутоагрессии

Опросник составлен Е. П. Ильиным для определения: какая черта личности преобладает у человека — агрессия или аутоагрессия.

Ответьте на 20 вопросов, оценив свое поведение. Варианты: «да» или «нет».

Приступим:

  1. Не скуплюсь на ругательства по отношению к себе, если допускаю даже мелкую оплошность.
  2. Иногда я резко повышаю тон, добиваясь соблюдения моих прав.
  3. Если командный проект получился неудачным, я ругаю не коллег/друзей/одноклассников, а себя.
  4. Когда обижен, злость переполняет меня, заставляя отчаянно желать врагу всего наихудшего.
  5. Если внезапно произошел конфликт, я считаю виновным себя, а не окружающих.
  6. Почувствовав неприязнь к другому, я при первой возможности выскажу ему это в лицо.
  7. Я ненавижу себя за ошибки.
  8. Если от меня чего-то добиваются криком, я тоже повышаю голос.
  9. Могу выразить недовольство или разочарование, ударив себя или пнув свою вещь.
  10. Не сдерживаюсь от угроз, хотя не планирую воплощать их в жизнь.
  11. Совершая низкий или позорный, по моему мнению, поступок, безжалостно ругаю себя.
  12. Не стесняюсь в выражениях, если кто-то спорит со мной.
  13. Когда веду себя глупо, укоряю и браню себя с особой жестокостью.
  14. Не могу спокойно спорить, перехожу на повышенные тона.
  15. Если человек, который мне задолжал, не спешит возвращать обещанное, считаю, что виноват в первую очередь я (был неосмотрителен или заслужил такое обращение).
  16. Грубо общаюсь с некоторыми людьми, не пытаюсь скрыть, что кто-то мне не нравится.
  17. В ссоре, я считаю, виновата другая сторона, а не я.
  18. Не умею говорить с людьми так, чтобы они знали свое место.
  19. Если понимаю, что допустил ошибку, никогда не корю себя слишком сильно.
  20. Даже если очень разозлюсь, стараюсь следить за своей речью, проявляя уважение к другим.
Ниже ответ на тест. Сопоставьте свои варианты по каждой шкале. Сравните баллы, чтобы выяснить, какой вид агрессии у вас преобладает.


Варианты:
  1. Гетероагрессия — направление агрессии на окружающих, выделение своей точки зрения, как единственно верной. Высчитывается по шкале «склонность к агрессии».
  2. Аутоагрессия — разрушение себя или идеализация, повышение значимости других людей. Обращение агрессии против себя: самообвинение, принижение своего мнения и чувств, самоповреждение, самотравмирование (любой степени), направление негативных эмоций против своей личности и тела.
  3. Смешанная агрессия — агрессия, направленная на окружающих, вызывает у ребенка чувство вины и перенаправление негативных побуждений на себя. Более 5 совпадений по каждой шкале или примерно равное количество баллов говорит о высокой вероятности наличия смешанной агрессии.
Если сумма баллов по каждой шкале низкая, значит у вас нет предрасположенности к раздражительности, гневу и другим сильным отрицательным эмоциям.

Учтите, что аутоагрессия в определенный момент может проявиться даже у спокойного, уравновешенного человека, как ответ на какое-либо негативное событие.

Лечение

Используя селфхарм, подросткам все-таки удается на определенный период избавиться от раздражающих их чувств. Самоповреждение может стать обычным ответом на любые жизненные трудности. Внедряя новые стратегии борьбы с эмоциональным дисбалансом и желанием порезать себе вену, вы сможете оставить в прошлом дни, когда для выхода негатива приходилось причинять себе вред.

Как бороться с аутоагрессией? Советы детям

Со временем ваши негативные эмоции уйдут, вы не будете нуждаться в самоповреждении. Помощь и поддержка могут ускорить этот процесс. Не у всех получается быстро восстановиться. Потребуется терпение и желание работать над собой.

Подростки, которые избавились от аутоагрессии, говорят, что изменение возраста или обстоятельств жизни оказывает положительное влияние. Может помочь: возвращение домой, смена школы, удачная сдача экзаменов, поступление в высшее учебное заведение, смена работы или улучшение финансовой ситуации в семье. Когда факторы, вызвавшие аутоагрессию, будут устранены, ребенок почувствует, что больше не нуждается в агрессивном проявлении эмоций.

В Британском журнале психиатрии было опубликовано интервью с детьми, страдавшими аутоагрессией в прошлом. Они рассказали, что смогли побороть желание навредить себе, занимаясь с психологом или найдя более эффективные способы борьбы с причинами негативных эмоций.


«В какой-то момент я понял, что аутоагрессия не позволяет мне расти над собой. Селфхарм всего лишь помогает осознать, что я все еще жив и могу чувствовать. Саморазрушающие мысли и действия не давали мне двигаться дальше. Тогда я понял: если сам не закончу это, останусь в той же ситуации навсегда».

Как лечить аутоагрессию, чтобы не сорваться? Поймите, это одна из форм зависимости.

Говорите с людьми, не отстраняйтесь от тех, кто вам дорог. Когда чувствуете приближение приступа аутоагрессии (мысли или чувства, которые обычно предшествуют вашему желанию причинить себе вред), позвоните доверенному взрослому или ровеснику. Для этого заранее составьте список номеров людей, которых хотите услышать в момент кризиса. Вы сможете попросить помощи, когда это будет нужно: в 4 часа ночи, в выходные.

Алкоголь и наркотики, вероятно, не улучшат ситуацию. Люди пьют спиртное или принимают наркотики, чтобы изменить настроение или избавиться от навязчивых эмоций. Некоторые употребляют наркотики, чтобы убрать чувство одиночества или страх, но, как и от селфхарма, эффект временный. Алкоголь — это депрессант, а значит, замедляет деятельность мозга. Чувства и мысли изменяются, возможно возвращение/усиление тревоги и депрессии. Алкоголь может снизить процессы торможения в нервной системе, повысив риск внеочередного приступа аутоагрессии.

Не будьте слишком требовательны к себе. Среди людей, наносящих себе повреждения, есть перфекционисты и те, кто добился достаточно высокой должности своим трудом. Это может быть даже староста в классе. Человек может сам оказывать на себя психологическое давление, или стремиться сделать что-то определенным образом, или чувствовать, что ничего из завершенных проектов не заслуживает высокой оценки. Старайтесь меньше ругать себя, когда не можете добиться совершенства.

Что делать, если вы заметили, что ребенок вредит самому себе?

Допустим, вы увидели порезы на руках и очень озаботились или заинтересовались.

Будет нормально и безболезненно для подростка, если вы:

Есть табу. Если вы их нарушите, потеряете психологическую связь и шанс на доверие ребенка, который уже навредил себе. Эти вещи нельзя делать:

  1. Показывать пальцем на шрамы, еще хуже, если сделаете это в компании знакомых людей.
  2. Устраивать истерику, будто случилась трагедия века. У ребенка уже произошла трагедия, даже если его проблема кажется вам надуманной. Ваша цель: выяснить, что произошло и постараться помочь.
  3. Сказать: «какой ужас, что это у тебя?», «что за фигню ты творишь?»
  4. Поднимать рукав, рубашку, еще больше обнажая шрамы.
  5. Подходить ближе, чтобы рассмотреть шрамы или ожоги лучше, выказывая пренебрежение. Даже если вам очень любопытно, что происходит с вашим другом, не стоит досаждать ему, раздувая тему самоповреждения. Таким поведением вы легко потеряете хорошие отношения. Исключение: слишком глубокие повреждения или воспаление. Лучшее решение в этой ситуации — рассказать старшим (желательно, родителям друга или одноклассника), продезинфицировать рану или отвезти ребенка в больницу.
  6. Стыдить или другим способом провоцировать еще большие эмоциональные страдания.
  7. Пытаться выдать себя за жертву, говоря о том, что вы не заслужили такого поведения своего друга или родственника.
  8. Заставлять пообещать, что больше этого не повториться. Иногда подростки не могут перестать резать или другим способом травмировать себя без помощи психотерапии или медикаментов.

Как избавиться?

Используйте отработанные на практике способы, чтобы избавиться от аутоагрессии, не обращаясь к психологу:
  1. Попробуйте выразить свое состояние художественными методами. Не обязательно рисовать картину. Составьте стихотворение или напишите/напойте песню. Любое увлечение намного лучше, чем уродовать свое тело. Если есть то, что может вас отвлечь, ищите компромиссы с родителями, при надобности объясните все как есть.
  2. Чтобы уменьшить груз негатива внутри, многим помогает написать несколько слов в дневник. Можно воспользоваться сервисом для ведения личных дневников в электронном виде, но лучше простая бумага. Нет надобности писать научный трактат или роман. Просто пишите, что думаете (никто кроме вас не должен читать). При очередном приступе можете просмотреть предыдущие записи. Это поможет взглянуть на себя, свои проблемы и мысли со стороны, а заодно отвлечься.
  3. Взять листок бумаги, вылить на него весь негатив в письменной форме, а затем порвать и сжечь. Попробуйте хотя бы раз.
  4. Слушайте музыку, которая заставляет вас отвлечься. Кому-то помогает тяжелый рок, металл.
  5. Если мысль сделать порезы на коже или другим способом травмировать себя пришла к вам во время уроков или на работе, не спешите бежать в туалет, чтобы сделать задуманное. Так вы проиграете себе. Возьмите листок бумаги и попробуйте чертить, черкать на нем красной ручкой/красками/маркером. Можно применять силу.

Если с помощью самоповреждения вы справляетесь с чувством обеспокоенности и тревоги, замените это действие на что-то полезное:

  1. Примите душ , сделайте косметические процедуры, на которые раньше не было времени.
  2. Посидите с чужим ребенком. Вряд ли вы захотите объяснять наивному малышу, что случилось с вашими руками. Кстати, подработка няней для подростков хорошо оплачивается.
  3. Поиграйте со своим питомцем, помогите бездомной собаке, придите в приют для животных (найти подходящее место можно по объявлению из соцсети, например). Просто заставьте себя прийти туда, вам вряд ли захочется резать себе руки. Кстати, помогать можно не только животным, но и людям.
  4. Посмотрите фильм ужасов/триллер/экшен/мелодраму, завернувшись в теплый плед. Можно позвать друзей, желательно, чтобы они не разделяли вашего увлечения селф-хармом.
  5. Сходите в салон на массаж или сделайте химический пилинг. После последнего вы, скорее всего, испытаете слабую физическую боль, но с пользой для тела.
  6. Сделайте «коробку от депрессии». Открывайте ее, когда чувствуете себя ужасно, приближается приступ аутоагрессии. Положите в коробку любимую настольную игру, книгу, фото, диски с фильмами, музыкой. Можно составить список вещей, которые, как вы думаете, помогут успокоиться.

Детям, которые мучаются от эмоционального отупения, внутренней заторможенности, да еще никчемности и бесполезности, иногда сложнее всего. В такой ситуации действуйте решительно, но без жертв.

Попробуйте:

  1. Позвонить подруге или другу, с которыми вам просто общаться. Не обязательно рассказывать о планах затушить об себя пару сигарет. Просто поговорите на темы, интересные вам обоим.
  2. Окунитесь в ледяную ванну и пробудьте там 10 секунд. Вы убедитесь, что ощущение реальности можно получить без шрамов.
  3. Положите лед на место, которое намерены травмировать.
  4. Съешьте лимон.
  5. Займитесь спортом, который вызывает выброс адреналина. Идеи прыгнуть с парашютом, нырнуть на глубину или покататься на сноуборде не так опасны, если у вас есть инструктор и минимальная физическая подготовка. Можно заняться экстремальной ездой на велосипеде или мотоцикле, профессиональным или кейв-дайвингом, альпинизмом, кайтсерфингом, но это может быть опасно для жизни.
  6. Выйдите из дома, отправьтесь в общественное место или встретьтесь с друзьями. Внимание других людей отвлечет вас. Просто не заходите в туалет, чтобы сделать несколько порезов.
  7. Займитесь творчеством. Нарисуйте или смастерите ваши чувства.
  8. Не увлекайтесь общением с другими селф-хармерами. Среда затягивает, и вы даже не по своей воле будете думать о самоповреждении постоянно. Делитесь своими мыслями только с профессионалами или близкими, которые против аутоагрессивного поведения, при этом относятся к вам с пониманием.

«Я попробовала почти все методы отвлечься от аутоагрессии: вела дневник, слушала музыку, отрабатывала удары, разбирала каждую ситуацию, искала плюсы и минусы. Решающим фактором в успехе моего лечения стало правило 5 минут. Попробуйте следовать ему. Если вы хотите нанести себе вред, подождите 5 минут, прежде чем сделать это. Затем проверьте, сможете ли выдержать еще столько же. Сконцентрируйтесь на достижении этих мелких целей и желание ранить себя пропадет. Вы выиграете у себя чистую кожу, здоровые ногти, волосы, губы и нетронутые нервы ваших родителей».


Ребенок может биться о предметы, бить, царапать себя, вовлекая взрослых или других детей, вымещая таким образом злость и агрессию. В этом случае нужно перенаправить энергию:
  1. Физические упражнения: бег, прыжки, танцы, плаванье, борьба или подвижная игра до упаду (если у ребенка хватит сил и решимости, заинтересованности).
  2. Разорвать, побить, покусать не очень ценную вещь, например, подушку.
  3. Надуть очень много шариков (немного утомиться), лопнуть их (окончательно устать и забыть об аутоагрессии). Можно привязать шарики к рукам или ногам друг друга, пытаться лопнуть чужие воздушные шарики, а свои спасти.
  4. Взять тесто или пластилин, вытягивать или сжимать материал, чтобы снять напряжение.
  5. Рвать и жечь бумагу, старые вещи, особенно ассоциирующиеся с эмоциональным страданием.
  6. Кричать дома, в машине или на природе, можно прикрыть рот подушкой или полотенцем.
  7. Сделать несколько дыхательных упражнений, расслабиться или медитировать под любимую музыку.
  8. Маленького ребенка можно отвлечь, поиграв на барабанах. В качестве музыкальных инструментов можно использовать посуду или детские игрушки.

Но у многих подростков аутоагрессивные действия перерастают в зависимость. Попробовать справиться с ней можно хитростью:

  1. Нарисовать красные полосы там, где ребенок хотел их вырезать.
  2. Провести по коже льдом или другим нетравмирующим раздражителем.
  3. Носить силиконовый браслет, чтобы во время приступа аутоагрессии отвлечься, перекручивая его.

Коррекция аутоагрессии: как помочь подростку?

При виде множества проколов, порезов, ожогов или процесса самоповреждения друзья и родные могут испытывать шок, оскорбление, чувство вины, страх за жизнь ребенка, отвращение. Придется остыть, подавить негативные эмоции, вспомнив, почему вам дорог этот человек, затем начать диалог.

Не ставьте ультиматумов и не осуждайте ребенка вслух. Ваша первостепенная задача: объяснить ребенку, почему так делать нельзя, почему наносить себе раны, царапины, ожоги не следует, даже если точно такие же травмы он чувствует в душе.

Допустим, сын начал набивать удары об стену, да так, что на костяшках остаются ссадины, травмируются суставы кисти, а рука распухает и синеет. И дело не в отсутствии боксерской груши. Возможно, сын считает, что это круто, мужественно, а может быть он так вымещает злость или разочарование.

Избегайте нудных расспросов. Для начала объясните ему, чем это грозит: артрит, артроз, частичная обездвиженность пальцев из-за повреждения суставной сумки, нагноение. Не говорите, что это отвратительно, просто докажите, что это вредно (можно показать фото или примеры знакомых).

С порезами ситуация не меняется: эстетика (шрамы), инфекция. Предложите ребенку другое занятие и возможность обратиться к вам за помощью в любой момент, когда он снова будет на грани, чтобы порезать или побить себя.

Когда вы уговорите ребенка сделать паузу в самоповреждении (лучший вариант), выясняйте причину аутоагрессии. Подумайте вместе с ребенком, сможете ли вы справиться самостоятельно или нужна помощь психолога. Никто не хочет понапрасну травмировать себя. Ваша задача доказать, что это бессмысленно, существуют другие способы справиться с эмоциями или, если потребуется, помочь избавиться от зависимости.

Не бойтесь спросить, почему ребенок решил наносить себе увечья, а не выговориться, пожаловаться на проблему или сделать что-то еще. Узнайте, как можно помочь ему. Если личный разговор не клеится, предложите начать диалог в письменной форме.

Профилактика

Защитить человека от саморазрушающих намерений или предупредить новые приступы могут окружающие. Родители и другие родственники должны проявить максимум внимания в первую очередь к своему поведению и не упустить первые признаки замкнутости, страха или презрения к самому себе у ребенка.

Сохраняйте вербальный контакт. Подростки часто пытаются эмоционально отгородиться от родителей. Не позволяйте им почувствовать себя одинокими.

Необходимо ежедневно задавать вопросы о важных для ребенка вещах , при этом уважая личное пространство собеседника и его мнение. Никогда не начинайте беседу с обвинений. Задавайте вопросы, проявите свою заинтересованность в жизни чада, но не допускайте высказываний, которые не хотели бы услышать в свой адрес. Поделитесь своим опытом или видением ситуации, когда убедитесь, что расположили к себе собеседника, он готов понять вашу позицию.

Не давайте ребенку повода почувствовать, что для вас не существует иного мнения, кроме своего. Попытка подчинить, ограничить свободу, воздействовать с помощью наказаний губительна для отношений между родителями и детьми. Вы можете подтолкнуть подопечного к любым видам агрессивного поведения, в том числе к причинению вреда самому себе. Разорвав с ним связь, рискуете даже не узнать о появлении опасных привычек.

Объясняйте мотивы своих действий, позвольте ребенку понять, что вы его слышите.

Если хотите указать на проблему, говорите о ней с учетом перспектив в будущем. Дети часто живут настоящим или думают об отдаленных перспективах. Подскажите своему подопечному, как ставить краткосрочные цели, предложите логичный и выполнимый план их достижения с учетом интересов ребенка.

Не игнорируйте сложные или неприятные для вас темы. Если ребенок не получит от вас ответы на свои вопросы, обратится к другим источникам знаний. Когда не удается найти подходящий ответ, поделитесь своим опытом, размышлениями. Покажите, что всегда готовы помочь ребенку, заинтересованы в обсуждении волнующих его проблем. Не ставьте штампы. Нет единого мнения о том, что правильно, а что нет. Подростки лучше всех это понимают.

Чтобы предотвратить аутоагрессию, придерживайтесь такой позиции: жизнь — это высшая ценность. Иногда это сложно, ведь у многих родителей уже сформировалась картинка лучшего будущего для их ребенка. Навязывая чрезвычайную важность социального роста, отличной учебы, достижения успехов в соревнованиях, вы заставляете ребенка поверить в то, что жить без безусловных побед неприемлемо, стыдно и бессмысленно. Такие убеждения на подсознательном уровне могут спровоцировать аутоагрессивное поведение. Воспитав любовь к жизни, правильное мировоззрение, можете быть почти уверены, ваш ребенок не захочет ранить себя.

Объясните, что неудачи — это часть жизни. Они неизбежны и помогают предупредить ошибки в будущем. Не позволяйте, чтобы ребенок зациклился на своих поражениях.

Обратитесь к психологу, если не смогли наладить контакт или аутоагрессивное поведение продолжается. На индивидуальных или семейных консультациях специалист попытается помочь достичь взаимопонимания и вернуть радость жизни. Иногда без решения внутрисемейных проблем невозможно полностью избавиться от аутоагрессии.

Если не пытаться бороться с причиной аутоагрессии, ребенок может перерасти привычку расцарапывать себе руки, кусать губы или бить кулаком об стену до посинения, но психические отклонения останутся на всю жизнь. Ребенок не будет настолько же психически здоровым, насколько мог быть, если бы психологическая помощь и поддержка близких подоспели вовремя.

Аутоагрессия — это проявление разрушительной активности, которая направлена человеком непосредственно на себя. Под разрушительной активностью понимаются попытки суицида, нанесение травм, алкоголизация, наркомания, самообвинение, унижающие высказывания о себе. Причины аутоагрессивного поведения, разворота вектора агрессии во внутрь, в основном, социальные.

Когда нет возможности выразить собственную возникшую злость непосредственному объекту переживаний, агрессия перенаправляется либо на доступный или безопасный другой объект, либо на себя. Эта невозможность предъявления собственной агрессии прямо, может быть обусловлена недоступностью объекта, осуждением агрессивных действий окружающими людьми или в случаях зависимости самого человека от объекта возникшей агрессии. Перенос этот происходит чаще всего неосознанно и является эмоционально более выгодным, чем осознание факта наличия неприятных, разрушительных чувств и вступление в открытую конфронтацию.

Причины аутоагрессии

Аутоагрессия это в психологии достаточно широкое понятие, охватывающее как детскую так патопсихологическую отрасли, соответственно и причин ее возникновения выделяют целый ряд. Чаще всего аутоагрессия проявляется у личностей подверженных и , склонных к и демонстративности поведения. Во многих исследованиях прослеживается связь возникновения аутоагресии с , мазохистической личностной акцентуацией характера.

Аутоагрессия у взрослых может развиться при нестабильной и чувствительной психике, повышенной эмоциональности, склонности к , а также у людей с высокой способностью к сопереживанию. Присуща аутоагрессия людям не очень общительным, склонным идеализировать окружающих и обесценивать себя.

Внешними факторами, способствующими возникновению аутоагрессии, являются психотравмирующие ситуации, нарушение процесса , физическое и психологическое насилие. Так, развитию аутоагрессии с детского возраста способствует неспокойная обстановка в семье, частые ссоры родителей, частые физические и психологические наказания ребенка, унижение и насмешки, игнорирование нужд и отсутствие проявлений любви, нежности, заботы.

У детей аутоагрессия возникает из обвинения себя в проблемах и плохом настроении взрослых, как метод манипулирования и получения желаемого, внимания.

Аутоагрессия у взрослых может появиться на фоне попадания в религиозную общину, где выполнение требуемых норм поведения может быть крайне тяжелым или же, сталкиваясь с внутренним протестом, вызывать большое количество напряжения.

Присутствуют так же исключительно биологические причины аутоагрессии. В этих случаях акты аутоагрессии могут быть спровоцированы психиатрическими заболеваниями, наличием слуховых и зрительных , сверхценных идей. В данном случае поможет лишь срочная госпитализация, так как человек, находящийся под воздействием «голосов», с большой долей вероятности послушает их, а не окружающих. Присутствует стремление к и у тяжелобольных людей, и обусловлено это стремлением избавить от страданий себя и близких.

Причинами, по которым аутоагрессия у взрослых все больше встречается в социуме, является ее своеобразная выгодность. С ее помощью можно выпустить непереносимые чувства или же наоборот заставить себя почувствовать хоть что-то, отвлечься от непереносимой ситуации или почувствовать контроль над ней, при этом оставаясь с той же маской приветливости, спокойствия и благополучия на лице.

Признаки аутоагрессии

Возникать аутоагрессия может как сознательно, так и бессознательно, поэтому человек самостоятельно далеко не всегда может объяснить, что он делает и каковы причины его поведения. Распознать аутоагрессию в некоторых случаях может быть достаточно проблематично, так как у человека, при сохранности критичности мышления есть стремление скрыть этот аспект своей жизни. При наблюдении за близкими должны насторожить часто появляющиеся раны и шрамы, склонность носить одежду, максимально закрывающую тело (в любую погоду), появление на одежде крови, участившиеся «случайные» травмирующие ситуации, стремление к уединению, учащение случаев употребления психоактивных веществ (алкоголь, наркотики, сигареты).

Что такое аутоагрессия? К прямым признакам аутоагрессии, когда нужно бить тревогу относятся: суицидальные попытки, отказ от еды, самостоятельное нанесение телесных повреждений (порезы, ожоги, побои). В данных критических проявлениях аутоагрессии стоит немедленно обратиться за помощью к профессионалам (психиатрам, психотерапевтам или психологам), чтобы предотвратить негативный исход ситуации. Причем инициатором посещения врача или вызова психиатрической бригады должен стать кто-то из заметивших происходящее, так как сам человек в данном состоянии не может критически оценивать ситуацию и за помощью не обратится.

В социуме есть относительно поддерживаемые формы аутоагрессии, которые довольно распространены, как способы снятия стресса. Они могут выражаться в употреблении наркотиков, алкоголя, и табака в ситуациях, связанных со стрессом; привязанность к экстремальным видам спорта и досуга, выборе опасной сферы деятельности; незначительных деструктивных поведенческих реакциях (срывание корочек с заживающих ран, обгрызание ногтей и губ до крови и прочее). При данных проявлениях также еще возможна профилактика аутоагрессии, а не ее непосредственное лечение.

Виды аутоагрессии

Есть несколько категорий, по которым разделяется аутоагрессивное поведение. Например, степень осознанности – осознанное причинение себе вреда (нанесение порезов, планирование суицида) и неосознанное (виктимное поведение, стремление к опасным видам деятельности). Также можно выделить непосредственность действий (самостоятельное нанесение себе вреда) и опосредованное (провоцирование ситуаций, создающих опасность).

Различаются как психологические, так и физические проявления. Так аутоагрессия в психологии это аутичное, виктимное и фанатическое поведение, негативные вербальные высказывания о себе. Из физических проявлений выделяют нанесение себе увечий, попытки суицида, экстремальный спорт, пищевая и химическая зависимости. Далее более детально о каждом из видов аутоагрессии.

Аутичное поведение проявляется как самостоятельно, так и может классифицироваться как , болезнь, начинающая проявлять себя еще в детском возрасте. Характерна замкнутость, своеобразие и ограниченность интересов, стремление к повторяющимся поведения, чаще всего сопровождается задержкой в развитии.

Виктимное поведение или поведение жертвы. Проявляется оно как провоцирование человеком ситуаций, которые небезопасны для его жизни, психического состояния, здоровья. Или же поведение, которое увеличивает вероятность попадания личности в ситуацию насилия.

Фанатическое поведение присуще, как спортивным болельщикам, фанатам звезд, так и людям, состоящим в религиозных сектах. Строгое соблюдение догм, нетерпимость к другим идеям, расходящимися с идеями организации, в которой участвует человек, приводят к увеличению внутреннего напряжения, которое будет искать выход. А так как прямая внешняя в религиозных сектах, например, чаще всего запрещается, то проявление находит выход в аутоагрессии.

Пищевая зависимость имеет две противоположные формы – это и (снижение веса, вплоть отказа от еды и чрезмерное переедание). Пищевая зависимость берет свои корни либо в , либо в стремлении заглушить непереносимые эмоции. К химической зависимости относят употребление наркотических веществ, алкоголя, табака.

Может быть истинным и демонстративным. В случае с демонстративным, основным является не причинение себе вреда, а окружающими, стремление обратить на себя внимание. Истинное же суицидальное поведение обычно носит продуманный характер, человек готовится к данному акту, скрывая свои намерения от окружающих, чтобы предотвратить спасение.

Экстремальный спорт, вождение в нетрезвом состоянии и по опасным трассам, вредные привычки – все это проявления скрытого, «растянутого во времени» суицида.

Лечение аутоагрессии

Аутоагрессия у взрослых и детей поддается лечению на любой стадии, однако первоочередным для продвижения по пути выздоровления является осознание происходящего как проблемы, выходящей за пределы нормы.

Первоначальным этапом при работе с аутоагрессивным поведением является выявление причин из-за которых аутоагрессия появилась или получила развитие, для того чтобы в дальнейшем найти новые, менее травматичные пути преодоления непереносимых переживаний. Для самостоятельной работы может подойти переориентация поведения и замена разрушительных действий другими.

При непереносимой боли и других сильных эмоциях может помочь выразить свои переживания в тексте или рисунке, лист потом можно разорвать или сжечь.

При стремлении к успокоению хорошо помогает массаж, принятие ванны или душа, контакты с домашними животными, прослушивание успокаивающей музыки.

При ощущении внутренней пустоты и желание хоть что-то почувствовать, можно принять холодный душ, съесть что-то с ярким вкусом (острое, кислое, терпкое), пообщаться с незнакомыми людьми.

При переполняющей можно заняться спортом, поколотить подушки, разорвать бумагу, покричать.

В свою очередь, очень важна помощь родных и близких человеку с аутоагрессией. Окружающие люди могут помочь, проявляя свою заботу, оказывая поддержку, проявляя любовь. Важно оставаться рядом при тяжелых эмоциях, показывая, что принимаете человека с его проблемами, что он может вам открыться. Чаще хвалите и меньше критикуйте, избегайте унижающих и оскорбляющих высказываний.

Если самостоятельная работа невозможна или безрезультатна, то необходимо обратиться за лечением к врачам. Лечение, скорее всего, потребует сочетания психологической работы, которая будет состоять из тренинговых и индивидуальных занятий, а также приема медикаментов (транквилизаторов и антидепрессантов, дозировки и комбинации которых подбираются индивидуально врачом в каждом случае).

Принудительное лечение аутоагрессии такого типа также назначается при наличии угрозы жизни и здоровью человека, при суицидальном поведении, нанесении телесных повреждений, отказе от еды.

Профилактика аутоагрессии актуальна с самого детства, когда необходимо максимально исключить причины, способствующие возникновению деструктивных тенденций.

Из многочисленных видов агрессии в детском возрасте чаще всего встречаются следующие:

физическая — использование физической силы против кого-либо или чего-либо;

вербальная (словесная) — проявление грубости в речи, отрицательное речевое воздействие, обидное общение, выражение негативных эмоций и намерений в неприемлемой, оскорбительной для собеседника форме;

аутоагрессия — агрессия, направленная на себя, проявляющаяся в самообвинении, самоуничижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

Что такое аутоагрессия у детей

Аутоагрессией называется поведение, когда ребенок направляет агрессию на самого себя. Аутоагрессия проявляется как в словах (дети могут ругать себя, даже обзывать), так и в поступках (дети бьют себя по голове, кусают себя и пр.).

Мальчику было 4 года, когда родители развелись: отец ушел из семьи, а мать занялась своими проблемами. Ребенок остался на попечении бабушки. Эмоционально он был очень скован и закрыт. Бабушка постоянно была им недовольна. И с какого-то момента, желая выплеснуть накопившееся напряжение, ребенок стал биться головой об стенку.

Многие родители испытывают шок, впервые увидев, как ребенок бьет себя по голове. И задаются вопросами: что делать, как реагировать и нормально ли это. Попытаемся разобраться. Во-первых, такое поведение — это всегда реакция на стрессовую ситуацию, в которой невольно оказался ребенок. Во-вторых, так поступают дети, которые не могут в силу различных причин нанести ответный «удар» обидчику (обидчик недосягаем или это самый близкий, любимый человек), т. е. аутоагрессия — это смещенная агрессия. Причем, как выяснили ученые, с физическим наказанием ребенка она может быть не связана.

Иногда аутоагрессия возникает у ребенка в ответ на собственные неудачные действия, обычно такие, которые могут вызвать неудовлетворение взрослых. «Я грязнуля! Неряха! Ничего-то я не могу!» — сквозь слезы говорит семилетняя девочка, пролив суп за обедом. Девочка знает, что мама, сидящая рядом, всегда ругает ее за неопрятность, за любое пятнышко на одежде, и поэтому как бы предупреждая мамин гнев, она начинает обвинять себя. Аутоагрессия легче всего формируется у детей, которые эмоционально изолированы, т. е. не имеют полноценного эмоционального контакта с родителями, теплоты и любви со стороны матери. Чем строже мать, чем чаще она наказывает ребенка словесно, критикуя его, демонстрируя негативное отношение, тем быстрее может проявиться аутоагрессия. У высокочувствительных детей это происходит чаще, так как именно они реагируют на родительское раздраженное лицо, гневные интонации в голосе состоянием тревоги и напряжения.

В работах известного российского психолога А. Реана описаны основные свойства личности ребенка, склонного к аутоагрессии:

Отрицательные эмоции преобладают над положительными (такой ребенок легко расстраивается, часто плачет по незначительным поводам, редко находится в хорошем настроении);

Имеет низкую самооценку, занижает свои возможности и способности;

Застенчив, имеет проблемы в общении;

Относится с уважением к другим и принимает их ценности.

Дети от рождения до 3 лет , как правило, проявляют аутоагрессию непроизвольно в тех ситуациях, когда родители что-либо им запрещают (например, бить и обижать другого). Малыш не знает, как можно по-другому отреагировать на свои отрицательные переживания, поэтому в случае запрета: «Не отбирай лопатку у Миши!», малыш замахивается на мать, а когда та выражает неудовольствие, начинает колотить себя. Дети до 3 лет не умеют контролировать и адекватно выражать свои эмоции.

Что делать?

Обнять малыша, поговорить с ним спокойным, доброжелательным голосом, переключая внимание на другой объект. Не ждать, что он успокоится сам.

Найти компромиссное решение в конфликтной ситуации со сверстником. «Смотри у Миши лопата, а у тебя красивая машина! Вы вместе будете строители. Твоя машина — главная, она везет строительный материал. Вы сейчас построите большой дом». Дети обычно с удовольствием включаются в игру.

Больше гулять с ребенком, пусть он активно двигается, узнает новое, пробует и экспериментирует. Нужно переводить отрицательную энергию в позитивное русло.

Не заострять внимание на аутоагрессивных действиях, не обсуждать их с ребенком.

Дошкольники проявляют аутоагрессию по другим причинам и уже осмысленно. Например, дети активно исследуют свое тело, пытаясь понять, что и как действует, что будет, если... Поэтому они могут в исследовательских целях засовывать в нос мелкие шарики, потом «выстреливать» ими, как из пистолета. Если шарик застрянет в носоглотке, это будет не только больно, но и крайне опасно. Мой брат в этом познавательном возрасте запихнул в нос витаминку, пока «скорая помощь» ехала, витаминка, к счастью, растаяла. Также дети-дошкольники уже хорошо распознают как свои, так и чужие эмоции, пытаясь установить причинно-следственные связи. Нередко поведение озабоченных, расстроенных или рассерженных родителей они могут воспринимать на свой счет. Например, ребенок думает: «Мама потому такая злая, что я что-то не так сделал, и сейчас меня накажут. Лучше я сам себя накажу». А у мамы просто неприятности на работе.

Что делать?

Меньше критикуйте ребенка, и больше хвалите. Старайтесь избегать раздражения и недовольства в интонациях при каждодневном общении.

Не занимайтесь в присутствии ребенка самообвинением и самобичеванием, так как ребенок может усвоить такую модель поведения как единственно верную.

Купите ребенку детскую энциклопедию и найдите время для совместного чтения. Если познавательные интересы ребенка удовлетворяются, он не будет неумышленно наносить вред своему здоровью.

Старайтесь чаще объяснять различные эмоциональные реакции, как свои, так и ребенка («Я рассердилась на тебя, потому что...», «Ты, наверное, грустный, потому что...»). Проговаривание эмоций дает возможность лучше их осознать и не копить в себе.

Младшие школьники проявляют аутоагрессию реже, чем дошкольники. Аутоагрессия у младшего школьника может быть одним из способов манипуляции родителями. Обычно это происходит из- за недостатка внимания со стороны родителей. Дети знают, что родители обязательно уделят им внимание, если заболеть. Иногда они могут нарочно простудиться, чтобы можно было не идти в школу.

Что делать?

Демонстративное проявление аутоагрессии лучше пресекать сразу, просто игнорируя неблаговидное поведение ребенка.

Если у ребенка низкая самооценка, больше хвалите его и поддерживайте во всех трудных ситуациях.

Будьте внимательны к переживаниям ребенка, поговорите с ним, если заметите, что он чувствует себя одиноко. Пусть ребенок чувствует вашу заботу, нежность и ласку.

Не предъявляйте к ребенку слишком высоких требований. Учеба ребенка нужна не для удовлетворения ваших родительских амбиций. Если ребенок чувствует, что не соответствует вашим ожиданиям, он может начать сам наказывать себя, боясь вашего гнева.

Помощь ребенку, страдающему аутоагрессией, должна заключаться не только в том, чтобы ограждать его от попыток наносить себе повреждения, но и в том, чтобы разобраться в переживаниях, скрытых за стремлением причинить себе боль. Когда вы сможете уделять ребенку больше внимания, будете мягче, терпимее к недостаткам и проступкам ребенка, сведете к минимуму ваши критические замечания, вы увидите, что ваш ребенок все реже и реже будет находиться в напряженном эмоциональном состоянии и, соответственно, прибегать к аутоагрессии.

Словесная агрессия в детском возрасте

Все больше родителей и педагогов отмечают возрастание в дошкольном возрасте агрессивных высказываний в адрес как сверстников, так и взрослых: гневные крики, оскорбления, грубость уже стали привычными в речевом поведении детей. Речевая агрессия может быть связана с общей агрессивностью ребенка, и тогда будет проявляться постоянно, но может быть и ситуативной, спонтанной реакцией на отрицательные события и переживания. В первом случае ребенок стремится осознанно оскорбить своего товарища, тогда как во втором — речевая агрессия носит, скорее, оборонительный характер, и дошкольник просто импульсивно выплескивает в обидных словах свое недовольство.

Типичные ситуации, в которых возникает речевая агрессия:

Отказ сверстников принять ребенка в игру, соперничество при распределении ролей в игре и т. д.;

Запреты со стороны взрослых (нельзя смотреть мультфильмы, есть конфеты и т. д.);

Ограничение свободы (родители не дают ребенку самому одеться, нести продукты из магазина и т. д.);

Собственные неудачи (не получается что-то нарисовать, вылепить, построить и т. д.);

Усталость (дополнительные занятия в кружках и секциях после детского сада);

Любая несправедливость (обвинение в том, в чем ребенок не виноват);

Невнимание со стороны взрослых (перебивают, не слушают и т. д.);

Принудительное соблюдение дисциплины (уборка игрушек, необходимость идти спать в определенное время и т. д.);

Ответная реакция на грубость со стороны взрослых или сверстников.

К сожалению, в большинстве случаев наши действия на речевую агрессию ребенка стереотипны и неэффективны. Наиболее популярным способом воспитательного воздействия является наказание в виде лишения чего-либо (общения, конфет, прогулки) или в виде изоляции (поставить в угол, закрыть в темной комнате и т. д.).

Существуют приемы, позволяющие устранить агрессию в детской речи. Приведем наиболее действенные.

Игнорирование . «Пропустить мимо ушей», «смотреть сквозь пальцы», «закрывать глаза» — эти известные всем выражения отражают сущность способа игнорирования. Если поведение ребенка не является угрожающим, то можно продемонстрировать невозмутимость и промолчать, чтобы остановить хамство. Как правило, общение в конфликтной ситуации идет по принципу «я ему слово, а он в ответ — десять». Словесная «драка» однозначно завяжется, если ответить на вызов ребенка («Ты плохая, ты не купила мне куклу!»). Игнорирование оказывает тормозящее психологическое воздействие на «агрессора», и он замолкает.

Переключение внимания . Если ребенок не проявляет сильной целенаправленной агрессии, то можно переключить его на позитивное состояние или конструктивное поведение.

«Я понимаю, что ты чем-то обижен, давай вместе подумаем, как разрешить эту ситуацию, а в субботу можем пойти в кино».

Акцентирование внимания на положительных качествах ребенка . «Так поступают плохие дети, но ты же у меня добрый, отзывчивый, умный!» или «Ты такой способный, терпеливый, а... (указывается проступок)».

Юмор или шутка . Зная, что юмор и агрессия несовместимы, у дошкольников постарше можно попытаться снять эмоциональное напряжение добродушным смехом. Это непростой прием, который лучше применять к группе детей, чем к отдельному ребенку, поскольку у дошкольников выражена потребность в публичном одобрении и признании со стороны взрослого. Нельзя использовать шутки неприязненного, оскорбительного содержания («Что за вой, что за рев, там не стадо ли коров?! Нет, там не коровушка, это Надя (Нина, Вова...) — ревушка!»). Такие слова очень обижают малыша. Сарказм, насмешка, издевка, язвительные высказывания не имеют отношения к доброй шутке и юмору!

Частичное согласие . В случае гневных протестов, грубых отказов в ответ на просьбу взрослого иногда этот метод неожиданно помогает. Нужно внимательно выслушать ребенка, понять его претензии, по возможности частично их удовлетворить, добиваясь выполнения общей просьбы: «Хорошо, ты можешь еще 5 минут посмотреть мультфильм, но потом обязательно пойдешь спать!»

Апелляция к жалости . Способ, который подходит только в общении с эмоционально чувствительными детьми, когда акцент ставится не на поступке, а на собственном состоянии или состоянии обиженного («Мне очень больно слышать от тебя такие слова!», «Посмотри, Настя расстроилась из-за твоих грубых слов! Пожалей ее!»).

Прямое порицание . Достаточно часто возникают ситуации, когда вышеперечисленные приемы оказываются неприемлемы (грубое оскорбление сверстника, угроза физической расправы, коллективные насмешки и мн. др.). Тогда взрослому необходимо однозначно показать свое негативное отношение к речевой агрессии ребенка. Но формулировать прямое порицание необходимо в корректной форме («Ты ведешь себя очень некрасиво, мне очень не нравится, когда ты ругаешься! Пожалуйста, прекрати!»). Но лучшим способом является использование «я-сообщений» вместо «ты-сообщений» (не говорите: «Ты грубиян!», скажите: «Мне не нравится, когда дети так грубо высказываются»).

Выпускание пара . Дайте возможность ребенку выговориться, выслушайте его. За вами останется «последнее слово», а у ребенка будет возможность снять эмоциональное напряжение. После того как малыш немного успокоится, можно обсудить ситуацию: «Я понимаю, что ты сильно рассержен, давай вместе все обдумаем».

Мусорная корзина . Этот метод заключается в том, что ребенку разрешают ругаться, но ставятся строгие пространственные ограничения. Например, разрешено ругаться только в определенном месте — там, где стоит мусорное ведро (желательно для этих целей завести мусорную корзину). Объясните ребенку так: «И мне, и папе неприятно слышать плохие слова! У нас никто так не ругается, поэтому скажи, пожалуйста, все это над мусорным ведром!» Для «мусорных» слов должно быть соответствующее место.

В случае негативного высказывания в адрес вашего ребенка вы можете прибегнуть к приему «Соблюдение ритуалов» . Вместо того чтобы говорить ребенку: «Не обращай внимания» или «Дай сдачи!», лучше вспомнить известные защитные «фразы-обереги», охраняющие от словесных нападок: «Кому нравится дразниться — с тем не буду я водиться!», «С тем, кто любит обзывать, мы не будем все играть!» и т. п.