Аттила краткое содержание. Билеты на оперу «Attila

В миланском театре публике представят знаменитую оперу Дж.Верди «Аттила». Интерес зрителя к этому завораживающему спектаклю не пропадает на протяжении нескольких столетий. История, описанная в произведении немецкого драматурга Вернера, переработана либреттистами Пьяве и Солера. Над современной постановкой работали два режиссера – Жером Савари и Кристофер Сван. Спектакль «Аттила» все желающие смогут увидеть уже 7 декабря, а продлится это волшебное представление до 8 января 2019 года.

«Аттила»: героико-патриотическая опера о справедливости и любви к родине

Опера «Аттила» в Ла Скала рассказывает историю о том, как народ, проживающий на побережье Адриатического моря, пыталась захватить и поработить орда гуннов во главе с воином Аттилой. Они грабят, разрушают, насилуют и убивают гордых римлян. В борьбу с варварами вступает все население, в том числе и женщины, которые бесстрашно сражаются, стоя плечо к плечу рядом со своими мужьями.

Одна из них – дочь правителя Одабелла. Аттила покорен ее красотой и бесстрашием. Он дарит девушке свой меч, демонстрируя знак уважения и желая таким вниманием подкупить гордого правителя. Но гордость в крови у римлян и они хотят всеми силами остановить все разрушающую орду. Одабелла помогает римскому полководцу Эцио и отвлекает Аттилу, соглашаясь стать его невестой. Во время свадьбы, римские войска окружают лагерь, и завязывается бой, во время которого Одабелла закалывает варвара-поработителя его же собственным мечом, подаренным ей.

Опера «Аттила» Джузеппе Верди

Опера «Аттила» - одна из 28 опер, написанных Верди. Как и другие произведения, она написана с максимальной самоотдачей композитора, внимательным отношением к либретто и героям. Верди не боялся «кромсать» сюжет, убирая малозначимые сцены и персонажей, которые по его мнению, не привлекали стопроцентного внимания зрителя.

Опера «Аттила» получилась красочной с большим количеством мощных хоровых сцен, яркими массовым баталиями, завораживающей, отлично предающей происходящее на сцене, музыкой. Впервые этот спектакль показали в Венеции весной 1846 года. Зрители, не отрываясь, смотрели на сцену, сопереживали героям и восторгались красотой происходящего. Опера «Аттила» в Москве представлена не была, но столичная публика и жители Санкт-Петербурга могли слышать партии из этого знаменитого произведения в Мариинском театре и в Доме Музыки в рамках оперных концертов.

Билеты на оперу «Аттила»

Давно мечтали увидеть знаменитую оперу Верди, но не знаете, как купить билеты на спектакль «Аттила»? Мы поможем вам сделать это, не выходя из дома всего в несколько кликов. Наше билетное агентство более 10 лет работает на билетном рынке и помогает театралам попасть на самые потрясающие постановки, в том числе и на спектакль «Аттила» 2018-2019.

Сотрудничество с нами уже смогли оценить многие любители театрального искусства:

  • удобный онлайн севрис;
  • быстрая и компетентная информационная поддержка;
  • легкий доступ к информации о спектаклях 24/7;
  • заказ билетов онлайн или по телефону;
  • несколько способов оплаты;
  • доставка в Москве и Санкт-Петербурге.

Заказывайте билеты на «Аттилу» уже сейчас, чтобы собственными глазами увидеть постановку, которую знает и любит весь мир, получить удовольствие от великолепной актерской игры и красивой музыки Верди.

«Бич Божий», «яростный вепрь» – такими прозвищами, в которых ужас смешивается с восхищением, награждали современники Аттилу, вождя гуннов. Одно только имя этого завоевателя наводило страх, а держава, созданная его военной силой, простиралась от Рейна до Волги. Обстоятельства его смерти окутаны тайной – разгромив державу бургундов, он скончался на брачном ложе с бургундской девушкой Ильдико. Возможно, это произошло в силу естественных причин (ведь Аттила был уже не молод), но легенда связала смерть жестокого вождя с местью Ильдико – и в этом видится жестокая насмешка судьбы: великий воитель, которого ни один мужчина не мог одолеть на поле брани, принял смерть от рук женщины.

Личность Аттилы подверглась художественному осмыслению еще в Средневековье – он превратился в одного из героев эпоса о Нибуленгах под именем Атли (Этцеля). Данте Алигьери вывел его в «Божественной комедии» в одном из кругов Ада. И, конечно, мимо такой яркой личности не могли пройти писатели эпохи романтизма. Немецкий поэт Захариас Вернер создал в 1808 г. трагедию «Аттила, царь гуннов» – и в 1844 г. она привлекла внимание . Композитор не сразу познакомился с нею непосредственно – сначала он прочитал об этой пьесе в книге мадам де Сталь «О Германии». Прочитав трагедию, Верди думал о ней как о возможном сюжете для оперы, однако замысел этот был осуществлен не сразу: были созданы «Двое Фоскари», «Альзира», «Жанна д’Арк», и только в 1845 г. Верди заключил с венецианским театром Ла Фениче контракт на «Аттилу».

В опере Верди – как и в трагедии Вернера – исторические факты причудливо переплетаются с художественным вымыслом. Практически все герои – кроме Форесто (возлюбленного героини) и Ульдино (раба Аттилы) – имеют исторические прототипы. В образе Идельгонды, получившей в опере имя Одабелла, угадывается фигура Ильдико, но здесь она не бургундка, а итальянка – дочь наместника Аквилеи. Этот итальянский город Аттила действительно разорил в 452 г. и угрожал Риму, но папе Льву I удалось удержать завоевателя от атаки на Рим, выплатив огромную сумму (Лев I – епископ Леоне – тоже присутствует в опере, но его переговоры с Аттилой выглядят более величественно). И, наконец, третья историческая личность, выведенная в опере – это Флавий Аэций (Эцио), полководец, известный как «последний римлянин», не без успеха воевавший против Аттилы.

Действие оперы начинается в разрушенной Аквилее, где варвары во главе с Аттилой празднуют победу. Однако жители Аквилеи побеждены, но не сломлены – и завоеватель убеждается в этом, когда перед ним предстает прекрасная пленница Одабелла. Гневная речь красавицы настолько восхищает полководца, что он преподносит ей собственный меч. Одабелла видит в этом знак судьбы – ей предстоит свершить месть. Римский военачальник Эцио во время переговоров предлагает Аттиле сделку: пусть гунн возьмет себе весь мир – но пусть откажется от Италии, но вождь отвергает его предложение, предвкушая взятие Рима. Тем временем спасшиеся жители Аквилеи находят приют в поселении отшельников на берегу лагуны. Среди них – Форесто, возлюбленный Одабеллы. Он считает, что его невесты нет в живых, и теперь ему остается только надеяться, что его народ возродится из пепла под сенью священного алтаря.

Одабелла тоже полагает, что Форесто погиб. Она пытается разглядеть его образ в облаках, когда возлюбленный, проникший в лагерь Аттилы, появляется перед нею, обвиняя девушку в измене. Одабелла напоминает ему о поступке Юдифи, соблазнившей царя Олоферна и убившей его на ложе ради спасения своего народа – Одабелла намерена так же поступить с Аттилой. Между тем, вождь гуннов уже не так уверен в успехе похода на Рим: в кошмарном сновидении ему является величественный старец, преграждающий путь к городу. Внезапно старец действительно появляется в лагере, во главе процессии из женщин и детей, несущих пальмовые ветви – это епископ римский Леоне. К величайшему удивлению своих воинов, Аттила отступает перед ним – точнее, перед Богом, от лица которого говорит Леоне.

Эцио, приглашенный Аттилой на пир, сговаривается с Форесто: на пиру завоеватель будет отравлен, после чего римляне нападут на варваров. В последний момент Одабелла предупреждает вождя, что вино в поднесенной ему Форесто чаше отравлено – не потому, что успела полюбить врага, а потому, что никому не хочет уступать право мести. Аттила объявляет, что завтра же вступит в брак с нею. По просьбе невесты он дарует жизнь Форесто. Во время свадьбы Аттилы с Одабеллой римляне атакуют лагерь гуннов, а Одабелла убивает Аттилу.

«Аттила» – одна из тех опер Верди, в которых современники видели мотивы освободительной борьбы. Музыка исполнена страсти и героического пафоса, чем обусловлена сложность вокальных партий. Каждый из четырех героев наделен развернутой героической арией, кульминацией же становится финальный квартет, в котором сходятся эти сильные характеры.

Рождение оперы оказалось непростым. Работать над либретто начал Франческо Мария Пиаве, продолжил Темистокле Солера, но он не соглашался на изменения, которых требовал композитор, и Верди вновь передал либретто Пиаве. Несмотря на эти сложности, опера была завершена и в марте 1846 г. поставлена в Венеции с большим успехом.

Российская премьера состоялась три года спустя в Одессе. В Санкт-Петербурге опера «Аттила» была поставлена лишь в XXI столетии – в 2010 г. ее представил Мариинский театр.

Все права защищены. Копирование запрещено.

Джузеппе Фортунино Франческо Верди - знаменитый итальянский композитор XIX века.

В течении всей своей композиторской деятельности создал 28 оперы, и один реквием. Его творчество - это самое большое достижение оперного искусства во всем мире. Можно сказать, что композитор родился уже для того, чтобы творить шедевры итальянской оперы. Не нашлось бы ни одного человека на земле, который не слышал про такие оперы как «Бал- маскарад», «Риголетто», «Травиата», «Аида», «Отелло» и др.

Верди всегда с трепетом подходил к работе. Например, лично занимался поиском сюжета для либретто, добиваясь от либреттиста вывести из сюжета лишние детали и ненужных героев, оставляя лишь самые наполненные сцены. Такое плодотворное сотрудничество и породило оперу «Аттила». Либретто к ней было написано итальянским либреттистом, писателем и композитором Темистокле Солера. Нужно сказать, что этот союз с Верди продолжался не один год и Солера написал многие либретто к операм великого композитора.

Прослушать оперу вы можете бесплатно онлайн на нашем сайте клуба «Орфей».

Опера «Аттила» - патриотическая опера в трех актах. В основе - борьба народов, проживающих на побережье Адриатического моря, с захватчиками по пьесе немецкого драматурга Захариаса Вернера «Аттила, король гуннов».

В прологе захватнические войска под предводительством Аттилы вторгаются в Адриатику. По стране прокатывается волна разрушений, грабежей и бесчинств. Варвары грабят поселения, убивают мирных жителей и захватывают в плен сопротивляющихся. Среди пленных оказывается очень много женщин, которые на равне с мужчинами сражались за свою страну. Аттила, пораженный мужеством женщин, дарит одной из пленных дочери правителя, завоеванной территории - Одабелле, свой меч. Он думает, что оказав такой знак внимания, он подкупит врага. Тяжелее всего жениху девушке - Форесто, он чудом избежал плена, и наблюдает все происходящее за укрытием. Но пока он ничего не может сделать и, понимает, что на свободе он может принести больше пользы.

Первое действие переносит зрителей в лагерь Аттилы. Варвару сниться страшный сон, о его гибели. В ужасе проснувшись, он готовит свои войска к дальнейшему наступлению. Нет ему покоя в этой стране, где ненависть к нему так велика. И неспроста. Одабелле замышляет убить врага его собственным мечом и повторить подвиг Юдиф. ЕЕ жених - Форест, тайно пробравшийся в лагерь противника, пытается ее отговорить. Он клянется ей в вечной любви и убеждает, что все сделает сам. Но девушка уверенна в обратном - она ближе к врагу, чем кто бы то ни было. Другие пленные всю ночь поют повстанческие песни, проявляя свою непокорность. И от этого на душе у завоевателей еще тяжелее и беспокойство только нарастает.

Краткое содержание второго действия: в надежде на то, что вином можно залить беспокойство, Аттилы устраивает в своем лагере пир. Он очень доволен собой, ведь только что Одабелла спасла ему жизнь, не дав выпить отравленного вина, который преподнес ему в кубке Форесто. Думая, что он таки усмирил пленников, варвар хотел осушить бокал одним залпом, но девушка его отговорила. Понимая, что вино отравленное, он хотел убить юношу, но его спасительница умоляла не применять силу по отношению к пленным. Вождь немного успокоился и решил жениться на Одабелле. Он приказал приготовить все к свадьбе и продолжать веселье.

В третьем завершающем действии римский полководец Эцио посылает свои войска окружить лагерь Аттилы, пора кончать с этой неконтролируемой ордой. Сам он остается в своем лагере, рядом с ним Форесто, который рассказывает обо всех событиях. Внезапно к ним пробирается Одабелла. Она сбежала со своей свадьбы, и ищет любимого, чтобы все ему объяснить. Преследуя свою невесту, вбегает Аттила. Понимая, что против него замышляется заговор, он бросается на Одабеллу. Недолго думая, девушка выхватывает меч и пронзает тирана. Он умирает, а в это время римские войска разбивают лагерь завоевателей.

17 марта 1846 года эту оперу впервые услышали в Венеции. Театр Ла Фениче был переполнен зрителями. Захватывающий сюжет оперы, точно составленные автопортреты главных действующих лиц, и потрясающие арии, были великолепны. И все это в созвучии с прекрасной, музыкой - завораживало зрителей и заставляло их не отрываясь смотреть на сцену и сопереживать героям оперы. Отзывы критиков, не были положительны. Дело в том, что в то время Венеция находилась в составе Австрийской империи, и именно это и придало опере политический подтекст, который легко можно было «прочесть между строк». Но, несмотря на это оперу «Аттило» любят ценители настоящего искусства, а это главное.

Самые знаменитые арии из оперы «Аттило» вы можете прослушать онлайн бесплатно на сайте клуба «Орфей».