Атака звука. Звукообразование

Уважаемые друзья! Вы можете почитать эти упражнения, посмеяться и ничего не сделать, а можете проработать эти упражнения, распечатать их и раз в день делать данные упражнения. Могу с уверенностью сказать, что в первом случае вы просто потратите своё время. Если вы выберите второй вариант, то скоро заметите, как ваш голос начнёт звучать красивее и звучнее, увереннее и чётче, как люди вокруг вас вдруг станут к вам прислушиваться. Выбор за вами: либо лень, диван, подушка, либо хороший чёткий голос.

Приступим.

1. Дыхание в звучащей речи.

Существует ошибочное мнение, что главное в работе над дыханием — умение произносить как можно больше слов, фраз на одном выдохе. К концу произнесения такой фразы дыхание ослабевает, голос тускнеет, становится неровным. Необходимо воспитывать частое дыхание. Частые незаметные доборы воздуха позволяют свободно пользоваться выразительными средствами речи (диапазоном, темпо-ритмом и т.д.).

Источником звука являются расположенные в гортани голосовые связки. Но основоная часть звуковой энергии поглощается внутри организма, что вызывает знакомую нам вибрацию тканей головы, шеи, груди. Постановка голоса в том и состоит, чтобы повысить КПД голосового аппарата, то есть при меньших затратах мышечной энергии добиться максимума звучания.

Упражнения:

Дыхательная гимнастика:

1.1. Первый вид дыхания — спокойная, плавно звучащая речь “Ночной лес”
упражнение “Звукоподражатель”
Ветер: шшшшшшшшшшшшшшшш…сссссссссссссссс….
Шмель: жьжьжьжьжьжьжьжьжь
Комар: ззззззззззззззззззз
Метлой сухие листья: шшшшшшш, шшшшшшшш

1.2. Второй вид дыхания — волевая, на сдержанном темпераменте речь “Насос”
“насос”: СССССССССС, СССССССССС, ССССССССССС
“лыжи”: шшш,ссс,шшш,ссс (силой)

1.3. Третий вид дыхания — эмоциональная, экпрессивная речь, произносимая в быстром темпе — “Пульверизатор”
“пульверизатор” сжимая в руке грушу пульверизатора, сопровождаем резким выбросом звука ПС-ПС-ПС-ПС-ПС-пссссссссссссс
“сорока-сплетница” тртртртртр, тртр,тртртртртр!

2. Голос и дикция

Цель упражнений: добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр.
Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания, это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи при различных видах их смыкания и прохождения воздушной струи.
2.1. Голос. Атаки:
мягкая — свободные связки, легкое прохождение воздуха;
твердая — связки смыкаются плотно до начала выхода воздуха, голос становится резким, металлическим, мало подвижным, визгливым, неуправляемым
придыхательная — воздух выдыхается до смыкания связок — голос быстро утомляется, тускнеет.
Добиваемся мягкой атаки через упражнение “стоны”:
ммммммммммм — до боли в губах
Мам, мёду нам (следить, чтобы воздух выходил плавно, без щелчков)
Разница между твёрдой и мягкой атакой: колыбельная “ааа,а!”, в туалет “а-а-а”
2.2. Опора звука: САМОЕ ВАЖНОЕ В РЕЧИ: звук должен опираться не на голосовые связки, а на ДИАФРАГМУ. ”Подлаивание”
собака проснулась: ав!ав!ав!
в пляс: “гОп-ля-ля, гОп-ля-ля, гОп, гОп, гОп-ля-ля”
цирк: алеее-гОп!
команды: налеее-вО! напраа-вО!крууу-гОм!
Мам, мёду нам…МеОду нам, мАм!
“у зубного врача” :
Два часа не есть? Ужасно!
Я не завтракал напрасно,
Есть хочу, как никогда!..
Два часа ждать? Ерунда!
Есть характер, воля есть.
Раз нельзя — не стану есть!
Убаюкивание: м-м-м-м-м-м-М, а-а-а-а-а-а-А, у-у-у-у-у-у-У

2.3. Дикция: Тренируем четкое произнесение отдельных звуков (согласные):
Вагончики: вагоны вперед покатили, как мячики, так-чики-так-чики-так-чики-так
Копыта: из-под топота копыт пыль по полю летит
Трубочист: мОем, мОем трУбочИста,
чИсто, чИсто, чИсто, чИсто,
бУдет,бУдет трУбОчИст,
ЧИст, чИст, чИст,чИст!

3. Диапазон голоса.

Понятие дапазон включает в себя охват, объем, совокупность всех звуков, доступных человеческому голосу. Если человек не умеет управлять диапазоном своего голоса, то голос либо неожиданно резко уходит в басы, или в писк.

Упражнения: (Используем “подлаивание”)

2) ”Гулянки”
Айда гулять!
Уля
Оля
Эля
Аля

3) “Этажи”
Крыша!
И шестой этаж
И пятый этаж
И четвертый этаж
И третий этаж
И второй этаж
И первый этаж

4. Сила голоса

Сила звука зависит от амплитуды колебания голосовых связок: больше амплитуда, больше звук.
Когда оратор пытается говорить с силой — вот тут-то и наступает перенапряжение голосовых связок, такой звук тяжело слушать, создается ощущение, что человек кричит, хотя аудитория находится в метре от него.
Вот пример того, как обычно под конец речи просто не хватает дыхания из-за того, что неправильно была подобрана сила голоса:

Выступает Денис Макин, один из членов нашего ОК. Выступление очень классное.

Основная ошибка: речь на протяжении всего монолога ведется на голосовых связках: впечатление, что оратор кричит, особенно во второй половине монолога (рассказывая о том, что такое пост президента), пытаясь выразить эмоции усилением не глубины голоса, а перенапряжением связок, как-будто пытаясь перекричать музыку (музыка и правда, громковата, но у оратора же есть микрофон:-))). Дыхание прерывистое, доборы воздуха хаотичные.
Комментарий Александры Юрковой

Упражнения:
1) “Да иди ты”:
Ну иди же! (просите)
Ну же! (умоляете)
Нут-ка!
Добежать одна минутка (приказываете)

2) “Дай яблоко, а то…”
Дай яблоко (напоминаете, предлагаете)
Дай яблоко (угрожаете, предупреждаете)
Яблоко дай! (приказываете, воздух выталкивается с силой)
(То же самой упражнение можно делать с АЛЛЕ вместо ДАЙ, тренирует подлаивание лучше на А)

3) Эй вы, ну ли!
Что заснули?
Ну и ну! Ну и ну!
Вы зачем нас обманули,
что склонило вас ко сну?
Нут-ка, нут-ка, просыпайтесь!
Поднимайтесь,
одевайтесь!
И айда скорей гулять!
Ну же!
Эй, вы!
Хватит спать!
(не посылайте звук далеко, товарищи рядом:-))

5. Темпо-ритм речи

Иными словами — это скорость речи и умение на протяжении монолога выразительно менять этот ритм и скорость, не оговариваясь и не ошибаясь. Темпо-ритм тренируется скороговорками и стихами.
1) Из-под топота копыт пыль по полю летит
2) Дробью по перепелам и по тетеревам
3) Шла Саша по шоссе и сосала сушку
4) Ткет ткач ткани на платки Тане (объясняете)
На платки ТАНЕ ткет ткач ткани (устали объяснять, быстро уточняете).
5) — Говорили про Прокоповича.
— Про какого, про Прокоповича?
— Про Прокоповича, про Прокоповича, про Прокоповича про твоего! (раздражаясь непонятливости собеседника)
6) — Говорили про Прокоповича и про Проколукарпенко.
— Про каких про Прокоповича и про Проколукарпенко?
— Про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко, про Прокоповича и про Проколукарпенко про твоих! (раздражаясь непонятливости собеседника)

Пример не очень удачно выбранного темпо-ритма речи:

Ускорение речи не оправдано — нет никаких акцентов. Слабая сила голоса — речь тихая, приходится напрягать слух. Использование специализированных терминов в выступлении для непрофессиональную аудиторию. И главное — дыхание: четко видны и слышны доборы воздуха, где попало, тогда как они практически не должны быть заметны.

    Чем отличается речевое (фонационное) дыхание?

    Какие компоненты речевого дыхания требуют для вас отработки?

    Придумайте упражнения (звукоподражательные этюды) для тренировки навыка переключения дыхания.

    Составьте личный план отработки навыков профессионального речевого дыхания. Включите отобранные упражнения в вашу ежедневную утреннюю зарядку.

Разогрев мышцы дыхательного аппарата, можно переходить к работе над голосом. Цель первых упражнений заключается в том, чтобы добиться свободного звучания голоса, найти свой природный тембр. Б. Ляшенко рекомендует: «Определите для себя ЦЕНТР СВОЕГО ГОЛОСА, то есть такое звучание, которое вам наиболее удобно и не требует при чтении особых усилий… Как найти этот центр? Начните спокойно что-либо читать. Прервитесь. А теперь попробуйте продолжить чтение на более высокой ноте. Получилось? Попробуйте повысить еще на одну ноту. Не получилось? Отходите постепенно от нее вниз: на одну ноту, на две, на три, четыре. А вот на пять нот у вас уже, допустим, не получилось понижения. Теперь повысьте его на две ноты. Это и будет ваш центр. Запомните это свое звучание, сделайте его основным для себя. Именно на нем делайте упражнения».

Совет 5. Поиски свободного звучания голоса связаны с воспитанием чувства атаки. Атака, или начало звучания – это момент установки голосовых связок на определенный тон и характер звучания речи, момент зарождения голоса. Различают три вида атак : придыхательную, твердую и мягкую. Единственно физиологически правильной является мягкая атака , когда смыкание связок совпадает с началом выдоха. Мягкая атака дает плавный, мелодичный звук, связки смыкаются легко, без напряжения. Произнесите, например, слова осень, облако, утро, ужин – начальный звук несколько удлиненный, как бы сдуваемый с губ! Прохождение воздушного потока и вибрация голосовых связок совпадают во времени. При твердой атаке, форсированном звуке, связки до начала выдоха плотно смыкаются и лишь потом размыкаются под сильным напором воздуха, голос становится резким, «металлическим». Кроме того, перенапряженные связки (почувствуйте это напряжение, произнеся твердо и резко: арктика, август, этика ) быстрее изнашиваются. При придыхательной атаке сначала слышим выдох, а только потом звук. Голос тускнеет, быстро утомляется.

Упражнение 12. « Стон»

1. Представьте себе, что вам нездоровится... Болит голова, горло... Вам надо обратить на себя внимание кого-либо из близких, находящихся в той же комнате, и вы на звуке «М» тихо стонете. Пусть ваш стон будет похож на легкое мычание, возникающее на самых кончиках сомкнутых губ. Не напрягайтесь, не сопровождайте звук придыхательным толчком - это стон, а не оханье и тем более не кряхтенье! Проверяйте свободу шейных мышц, слегка перекатывая голову: вниз, направо, назад, налево, вниз… Запоминайте это мышечное чувство свободы: хочется спать. Не дремлет только дыхание: пусть оно будет достаточно активным, как бы сдувает этот легкий звук с кончиков губ.

Не завышайте и не занижайте звук! Отыскивайте свой «центр» голоса!

Отыскать удобный тон

Помогает тихий стон: мммммммм…

Раскрепощусь, начну стонать,

На стоне маму буду звать:

Мамм-мамммм, мммеду наммм (1-й тип выдыхания)

2. Как только вы привыкнете собирать звук в одну точку, фокусируя его на кончиках губ так, чтобы ощутить их вибрацию, можно переходить к следующему упражнению – «Коварное АМ-АМ» .

Вы «больны». Зовите маму, чтобы она дала вам поесть. Первый раз произносите слитно, на стоне: Мам, а мам (напоминая). Затем с более активной просьбой: Мам, а мам! (второй тип выдыхания). Еще активнее должна звучать следующая фраза – требование: Ам-ам! Мам!

Следите, чтобы междометие «ам-ам» было произнесено на мягкой атаке! Иначе мама превратно поймет вашу просьбу!

Упражнение 13. Отработка мягкой атаки голоса

«Баюканье» . Сядьте удобно, свободно, расслабясь, сохраняя прямую осанку. Вам предстоит убаюкать малыша. Вы устали, сами хотите спать, а малыш все никак не засыпает. Потихоньку баюкайте его тихим мычанием сквозь сомкнутые губы: ммм-ммм-ммм-м.. ммм-ммм-ммм-м. Чуть раскачивайтесь в такт баюканью. Только не пойте, не включайте голос, а именно негромко мычите, не раскрывая рта. Звук рождается не в горле, а на кончиках губ, так что вы ощущаете их вибрацию.

Теперь попробуйте в конце каждого созвучия чуть приоткрыть губы, заканчивая его гласным звуком «а»: ммм-ммм-ммм-ма … ммм-ммм-ммм-ма.

Не открывайте на гласном звуке широко рот, «выдувайте» его через губы, собранные как для свиста!

«Радиограмма». Попробуйте передать звуком, как азбукой Морзе, нужный сигнал. Настройте свой передатчик на нужную волну: ммммм... ммммм... ммм... Высота звука должна быть наиболее органичной для вас, звук рождается свободно, на самых кончиках губ. Положив руку на воображаемый ключ, начинайте отстукивать свой сигнал, пусть он звучит как зуммер: ммам-мам-мам... мам-мам-мам... мммаммм-мммаммм... Не проговаривайте звуки, а «мычите» свой текст, пусть короткая гласная как бы прорывается сквозь непрерывное звучание согласной.

Снова пошлите свою радиограмму, только теперь уже пользуясь всеми гласными основного ряда, расположенными в порядке: а, э, о, у, ы, и

Повторяйте многократно свой текст: мммаммм...мммэммм... мммоммм... мммуммм... мммыммм... мммиммм... Не пойте гласные, а отстукивайте их своим «ключом» отрывисто, коротко на фоне непрерывного согласного м.

Теперь передайте свой текст: ма-ма-маммм... мэ-мэ-мэммм... мо-мо-моммм... му-му-муммм... мы-мы-мыммм... ми-ми-миммм...

«Перекличка в лесу». Окликните друзей, находящихся неподалеку: Аа-ааа-аууу! Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Не раскрывайте широко рот, следите за тем, чтобы звуки а и у возникали не в полости рта, а на самом кончике чуть собранных губ.

Никто не отозвался... Позовите чуть активнее: Эээ-эээ-эээй!. Не позволяйте гласным менять позицию, «заваливаться» назад, не допускайте придыхания, горлового призвука. Все звуки образуются в одной точке - на самом кончике губ.

«Звуковая волна». Выдыхайте при почти закрытом рте на знакомые вам гласные звуки. Выдыхая, представьте себе, что вы качаете ребенка, баюкаете его. Звук должен быть похожим на мягкие волны, то поднимающиеся, то опускающиеся. Причем подниматься и опускаться на каждой гласной звук должен не меньше 3-4 раз.

Правильное певческое звукообразование и звукоизвлечение необходимо для развития вокальных навыков ребенка, и для достижения высокого уровня исполнительского мастерства.

Начальный момент работы голосовых складок и дыхания, способ взятия звука называется атакой звука. «Атака звука определяется различными вариантами взаимодействия голосовых складок и дыхания по времени, а также степенью напряжения и сближения голосовых складок.» Различают следующие виды атак:

«Мягкая атака», при которой процесс смыкания голосовых складок происходит одновременно с началом выдоха. «Мягкая атака состоит в сближении, но неплотном смыкании голосовых складок, и не перед началом звука, а в самый момент звука.» С этим высказыванием соглашаются и Ф.Ф.Заседателев И.И. Левидов, и А. Музехольд Г.П.Стулова пишет: «Несомненно то, что при мягкой атаке происходит, конечно, раздвижение не сомкнутых предварительно (как при твердой атаке) складок, а лишь сближенных, и поэтому этот способ атаки звука называется мягкой» З.И. Аникеева и Ф.М.Аникеев в книге « Как развить певческий голос» утверждают: «Мягкая атака характеризуется наилучшим тембром, интонационной точностью, спокойным дыханием и одновременным включением голосовых складок и дыхания в работу.»

Как бы то ни было, при мягкой атаке выдох незначительно опережает неплотное закрытие голосовой щели, слишком плотного смыкания и напряжения голосовых складок нет. Закрытие голосовой щели совпадает с моментом начала звучания, призвуки не возникают. Мягкая атака может быть различной в зависимости от степени смыкания (сближения) голосовых складок. В отдельных случаях, при более плотном смыкании голосовых мышц она может приближаться к твердой атаке.

«Придыхательная атака». Начало выдоха опережает смыкание голосовых складок, поэтому перед началом звукообразования голосовые складки еще пассивны и расслаблены. Голосовые связки при придыхательной атаки смыкаются не полностью и только после прохождения небольшой «порции» звукового тела, В дальнейшем они (голосовые связки) работают как при мягкой атаке. Образуемому и извлекаемому звуку предшествует шум выдыхаемого воздуха (придыхание). Звукоизвлечение при такой атаке часто сопровождается сиплым призвуком, так как смыкание голосовых складок в этом случае имеет наименьшую степень и происходит утечка воздуха. Придыхательная атака может рассматриваться как самостоятельный вид атаки и самостоятельно и как крайняя разновидность мягкой атаки.

«Твердая атака». При твердой атаке смыкание голосовых складок происходит до начала вдоха. Твердая атака может быть утрированной, жесткой, а извлекаемый звук напоминает «карканье». Это происходит от пересмыкания голосовых складок и судорожного, резкого «захлопывания» голосовой щели. Таким типом певческого звукоизвлечения часто пытаются петь необученные люди, и это крайне вредно для певческого голосообразования

Профессионально владеющий голосом певец может произвольно менять способы подачи звука, а, значит, различным видам атак можно научить. Способ подачи звука, атака, связан со звукообразованием и звукоизвлечением в определенном регистре, как например, в грудном регистре более глубокое смыкание голосовых складок происходит при пении на «форте» и менее глубокое - при пении на «пиано». Для образования головного и смешанного регистров служит мягкая атака, при которой плотного закрытия голосовой щели не происходит, Атака, являясь важнейшим средством сознательного воздействия на работу голосовых складок, организует их работу в начальный момент голосообразования, и определяет все последующее звучание.

В начальный период формирования и совершенствование навыков певческого звукоизвлечения используются как мягкая, так и твердая атаки, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. Так, если у учащегося вялое смыкание голосовых складок, вялая подача звука, то возможно применение твердой атаки для их активизации. Если учащийся поет « на горле», пользуется жесткой атакой звука, то полезно начать с применения мягкой атаки, граничащей с придыхательной.

Но при этом использование разного рода атак должно быть целесообразным и осторожным. От использования различных типов атак звука зависит и сила звука- при исполнении драматических произведений, выражающих сильный эмоциональный настрой произведения и требующих более интенсивного звукоизвлечения, применяется более твердая атака звука. При исполнении лирических произведений - более мягкая атака. Таким образом, можно сделать вывод, что разнообразие атак звука является выразительным средством в певческом звукообразовании и звукоизвлечении.

Но не только правильное звукообразование, звукоизвлечение и певческое дыхание обеспечивают успешное исполнение музыкального произведения. Перед голосовым аппаратом человека ставится задача ясного и четкого произношения текста, а также эмоционально- выразительное донесение его до зрителя.

Классическая трактовка.

Атака в вокальной методике означает начало звука. Термин применяется к фонации чистых гласных. Различают три вида атаки.

Твердая атака характеризуется плотным смыканием до начала звука и их быстрым размыканием под влиянием поднятого подскладочного давления. Звук при этом бывает обычно точным по высоте, ярким, энергичным, при утрировке - жестким.

Певец должен владеть всеми тремя видами атаки, употребляя их в зависимости от выразительных задач. Разные виды атаки используются в педагогической практике для организации певческого голосообразования, для борьбы с дефектами певческого звука.

Стереотипные заблуждения .

Часто атакой звука считают начало фонации слога, начинающегося с согласного звука. В русском языке существует всего пять гласных, которые можно атаковать описанными способами - У, О, А, Э, И. Йотированные гласные звуки - Е, Ё, Ю, Я являются лишь производными от «чистых» гласных. Перед фонацией А звучит согласный Й, и звук превращается (в самом начале) в Я.

Так же нельзя рассматривать атаку в том случае, если слог начинается с какого-либо другого согласного звука. Например: РА, МУ, НЭ, ДИ и так далее.

Наше дополнение.

В современном вокале, кроме вышеназванных, присутствует и понятие fry-атаки, выполняемой в расслабленном состоянии смыкания (механизм М0).

Придыхательная атака является основой вокальности «фальцет » (или «субтон », если речь идет о нотах низкого а), которая, в свою очередь, занимает в современном вокале очень мощные позиции. Так что некорректно говорить о «подъезде к ноте», такое явление свойственно вокалистам, еще не слишком хорошо владеющим своим вокальным аппаратом.

Наоборот, придыхательная атака, выполняемая всегда при жестком состоянии смыкания , частое явление на современной сцене. И в данном случае потеря «чистоты тембра, яркости, энергии, опоры» как раз служит выразительным задачам, ведь в опере фальцет (субтон) не используется, а «сипловатый» тембр звука часто применяется в современных песнях для оттенения эмоции раздумья, горечи, сожаления, скорби и проч.

Твердая атака звука является потенциально опасной с точки зрения возникновения спонтанного вокального зажима (срабатывания особого сфинктера Ложных Голосовых Связок). Поэтому обучаться использовать твердую атаку звука необходимо после овладения контролем над ЛГС.

Мягкая атака звука является наиболее необходимой (потенциально), поскольку служит навыку получения «тонкого» состояния смыкания

Методическая разработка занятия по разделу «Постановка голоса»

«Организация дыхания у певца»

Тема: «Атака звука у молодых певцов»

Продолжительность – 45 минут.

Возраст - 14 лет лет.

Год обучения – 6.

Тип занятия – практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков.

Цель: получение и закрепление дыхательных и фонетических вокальных навыков.

Задачи:

Развивающи е - выявление и развитие индивидуальных природных данных ребёнка;

Обучающие - воспитание исполнительских навыков:

Воспитательные - формирование культуры поведения.

Материально-техническое обеспечение. Оформление.

    Оборудование (стул,стол).

    Технические средства (компьютер, звукоусиливающая аппаратура).

    Музыкальный инструмент (фортепиано).

    Наглядность (ноты упражнений, плакаты «Певческое дыхание. Типы дыхания», « Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении» ).

План занятия.

1. Организационный этап

    Проверка физического состояния детей.

    Тема занятия.

2. Проверочный этап

    Проверка усвоения предыдущей темы.

3. Подготовительный этап

    Рассказ о визуальных образах.

    Представление о необходимости правильного дыхания.

4. Основной и контрольный этап:

Объединяет 3 этапа:

    Дыхательная гимнастика

    Распевания на включение разных видов атаки

    Пропевание репертуарных произведений, акцентируя внимание на различные виды атак.

5. Итоговый этап

    Подведение итогов занятия

6 . Информационный этап

    Домашнее задание

Ход занятия:

Организационный этап –

Педагог: Здравствуй! Как ты себя чувствуешь? Здорова?

Предполагаемый ответ: Да!

Чтобы вам правильно петь, нужно держать голос в певческой позиции, помогает в этом ощущение опоры.

Проверочный этап –

Педагог: На прошлом занятии мы говорили о том, что такое опора, дифрагма, атака звука. Опора, это особое ощущение, соответствующее определённой слаженной работе дыхательных и вокальных мышц. Диафрагма - тонкая мышечно-сухожильная перегородка, изогнутая в виде купола, обращенного выпуклой поверхностью в грудную полость, которая отделяет ее от брюшной полости.

Подготовительный этап-

Педагог: Мы уже говорили, что ребра образуют грудную клетку, в которой расположены сердце, легкие. Когда легкие наполняются воздухом (при вдохе), они приобретают больший объем, раздвигают ребра - это и есть реберное, грудное дыхание. Известный педагог И.П.Пряничников советует "учиться набирать в легкие воздух". Давайте начнем этому учиться с помощью простых дыхательных упражнений, которые разовьют и укрепят дыхательный аппарат. У певца иногда не хватает дыхания даже на короткую вокальную фразу, так как взятый во время вдоха воздух непроизвольно расходуется. Излишнее, непроизводительное расходование воздуха, как правило, есть следствие вялой работы голосовых складок и неорганизованного дыхания. Лишь постепенное усвоение навыков правильного звукообразования приводит к значительному улучшению дыхания. Этому в значительной мере способствуют предлагаемые упражнения на координацию выдоха со звуком. Они служат целям освоения длительного и плавного фонационного выдоха.

Основной и контрольный этап-

Первое упражнение - положи руки ладонями на ребра (на бока, пальцами к центру груди) и глубоко (до пупка) вдохни. Не поднимай плечи. Руки ощутят как расходятся ребра под напором входящего в грудь (в легкие) воздуха. Это означает, что ты взяла приличный объем воздуха. Сбрось дыхание, выдохни. Руки должны ощутить, как опали ребра.

Второе упражнение - форсированный выдох.

Стоим прямо, носки и пятки вместе, руки свободно опущены вниз, спина прямая, смотрим прямо перед собой. Выполнение упражнения напоминает пыхтение паровоза. Сделай через нос несколько резких вдохов-выдохов сначала медленно, затем все быстрее и быстрее. Плечи и корпус при этом должны оставаться неподвижными. Резкие вдохи-выдохи выполняй сначала 5 раз и постепенно доводите до 15 раз. Затем, откинув голову до предела назад и глядя вверх, повторяем упражнение. То же упражнение проделываем, глядя на пол на расстоянии полутора шагов от пальцев ног, а затем - опустив подбородок на грудь и глядя на кончики пальцев ног

Проделываем упражнения вместе с воспитанником .

Сейчас мы с тобой проделаем следующие упражнения с включением в дыхание звуковых форм:

Упражнение 1.

Встань прямо. Ноги поставь на ширину плеч. Подними руки, сцепленные в замок, над головой. На «полузевке» сделай вдох через нос. Теперь на выдохе протяжно, негромко, на удобной высоте звучания голоса произнеси звук м . Следи за его плавностью. Ощущение легкости, свободы и «удобности» звучания голоса, а также звучания его в грудной клетке - один из основных показателей правильно выполненного упражнения.

Упражнение 2

Сделай бесшумный вдох через нос и задержи дыхание. Открой широко рот, мысленно подумай, что произносишь гласную а . Затем, не закрывая рот, натяни губы и легко произнеси звук м . Звучание будет правильным, если указательные пальцы, приложенные к крыльям и спинке носа, ощутят легкую вибрацию хрящей

и костей носа. Такая же вибрация должна ощущаться губами, зубами и областью переднего отдела твердого нёба.

Плакат - «Зоны ощущений вибрации в резонаторах при пении»

Педагог: Мы говорим о головных резонаторах, то есть о месте, куда посылается поток воздуха, звука. А как он посылается?

Атака” звука – это посыл дыхания в момент начала звука. Физиологи говорят, что атака звука – это способ и быстрота, при которой дыхательная щель переходит от дыхательного положения к голосовому; момент и степень замыкания голосовых связок. Атака оказывает большое влияние на голос в момент его зарождения. Различают три типа атак. Какие?

Ответ: мягкая, твёрдая, придыхательная.

Для овладения верной атакой мы сейчас проделаем упражнения на staccato .

Сделаем упражнение на стаккато (piano ), а затем тут же повторим его, не прерывая потока воздуха (на forte ), оттолкнувшись при атаке звука. Звук как бы отскакивает как мячик от пола:

о о о о о о

стаккато ( p ) отталкивание ( f )

Упражнение идет на непрерывном дыхании, поэтому вдох надо сделать по возможности более глубоким.

Звук в этом упражнении должен быть на мягкой атаке – лёгкий, прозрачный.

Педагог : следующее упражнение «Забивание гвоздя»

Если представить, что в центре дыхания и звука находится гвоздь с большой шляпкой и при наклоне в предыдущем упражнении ударять кистями рук по гвоздю, как бы забивая его в «дно колодца», то получается очень твердая (жесткая) атака на forte с насыщенным, напряженным звуком.

Упражнение полезно для тренировки мышц «нижней диафрагмы» и для драматизации звучания.

Воспитанник повторяет упражнения вместе с педагогом.

Педагог: Сейчас мы перейдём к инструменту и будем пропевать упражнения на различные виды атак.

Упражнения:

Атака нижней ноты трезвучия « о » методом «укалывания»;

Атака верхней ноты (квинта) трезвучия « у » («укалыванием»);

Упражнение выполняется в медленном темпе.

Педагог: следующие упражнения пропеваются с согласными.

1. В этом упражнении необходима мягкая подача йотированной гласной.

2. Каждый верхний тон требует особо точной подачи звука, для чего его следует акцентировать. Чтобы выработать чёткость каждого звука в быстром темпе, полезно сначала петь его медленно – сольфеджируя.

3. Упражнение для развития техники стаккато. Петь чётко, на мягкой и атаке, акцентируя указанные ноты.

Педагог : Пришло время заняться репертуаром. Повторяем песню. Скажи - где, исходя из текста, можно выделить различные виды атаки?

Ответ ученика.

Пропевание произведений.

Итоговый этап

Итак, наилучшей является мягкая, но точная атака, при которой звук рождается без толчков и придыхания, без жёсткого удара по голосовым связкам. Это обеспечивает плавное голосоведение, наиболее красивый тембр голоса, охраняет связки от переутомления. Но, в отдельных случаях, при вялости голоса или как средство выразительности, надо применять твёрдую атаку. Всё это мы с тобой сейчас посмотрели и попробовали сделать в твоём репертуаре.

Информационный этап

Педагог : а сейчас мы с тобой прощаемся, до следующего занятия.

До свидания!

Методическое обеспечение :

Занятие - беседа, практическая работа, совершенствование и закрепление знаний, умений, навыков;

метод обучения - частично – поисковый, репродуктивный.

Система заданий разработана с учётом особенностей возраста и состоит преимущественно из заданий, позволяющих самому контролировать свою певческую установку. Это позволяет реализовать творческий потенциал ребенка, способствует развитию комплекса умений, совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.

В ходе прослушивания определяется уровень развития важнейших компонентов музыкальности: звуковысотный слух, чувство ритма, музыкальная память, музыкальное мышление, эмоционально-творческий потенциал, состояние вокального аппарата, диапазон голоса.

Критерии оценки работы учащихся:

    Воспитанник музыкально отзывчив на восприятие музыки.

    Быстро оценивает свои навыки и умеет исправить недостатки.

    Испытывает радость от процесса познания.

    Способен выдвигать новые неожиданные идеи, отличающиеся от известных.

    Свободно выполняет упражнения разных видов (дыхательные, фонетические, вокальные).

    Умеет эмоционально переживать создаваемый в пении образ.

Главный итог занятия «Атака звука» шестого года обучения – это

    активное накопление детьми разнообразного художественного опыта,

    умение применять средства художественной выразительности через использование различной атаки звука,

    формирование правильного отношения к здоровью вокального аппарата.

Литература:

    Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968

    Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению. – М.: Прометей, 1992

    Учите детей петь: Песни и упражнения для развития голоса/Сост. Орлова Т.М., Бекина С.И. – М.: Просвещение, 1988

    Ветлугина Н. Музыкальный букварь. - М.: Издательство «Музыка», 1987