Ассимиляция гласных и согласных. Варианты орфоэпических норм

При стечении в словах двух согласных часто наблюдается явление, которое называется ассимиляцией. Ассимиляция (от лат. слова assimilato - уподобление) - это уподобление одного звука другому в артикуляционном и акустическом отношении: просьба [проз’ба] (глухой [с] становится звонким под влиянием звонкого [б]).

Один звук (иногда звуки) может уподобиться другому по одной из характеристик. Предыдущий пример демонстрирует ассимиляцию по глухости/звонкости. Может также произойти ассимиляция звука по другим параметрам:

  • по твёрдости-мягкости (бант [бант] - о банте [абан’т’ь]);
  • по месту образования (сшить [ш:ыт’], изжить [иж:ыт’] - зубные [с] и [з] уподобляются нёбным [ш] и [ж], в результате чего образуется двойной согласный звук);
  • по способу образования (отца [ац:а] - смычно-взрывной [т] ассимилируется со смычным [ц] и оба звука звучат как двойной [ц:]).

Все это примеры регрессивной ассимиляции, когда последующий звук оказывает влияние на предшествующий. Это явление очень часто встречается в русском языке, в отличие от прогрессивной ассимиляции, при которой происходит обратный процесс - предшествующий звук оказывает влияние на последующие.

Бывает, что при ассимиляции изменения претерпевают все звуки, составляющие сочетание, - в результате произносится иной, третий, звук. Так, при стечении смычного [т] и щелевого [с] происходит ассимиляция по способу образования и звучит смычно-щелевой [ц] (детский [д’эцк’ьj]), совпадающий с ними по всем прочим характеристикам.

Часто один звук уподобляется другому не по одной, а сразу по нескольким характеристикам.

Может произойти ассимиляция по глухости/звонкости и месту образования (без Шуры [б’иш:уры] - звонкий зубной [з] оглушился и стал нёбным под влиянием глухого нёбного [ш], образовался долгий согласный звук). Сочетание "дц" является примером ассимиляции по глухости/звонкости ([д] оглушается перед глухим согласным) и способу образования (смычно-взрывной [д] уподобляется смычно-щелевому [ц]). Результатом этой ассимиляции становится двойной звук [ц:]: канадцы [канац:ы].

Зубной, смычный, твёрдый [т] в позиции перед [ч’] уподобляется ему по месту образования (из зубного становится нёбным) и по способу образования (из смычного становится щелевым) и, наконец, обретает мягкость, в результате чего совпадает с [т] по звучанию. Образуется двойной, долгий звук: отчёт [ач’:от]. То же происходит со звуком [д] с той разницей, что он теряет еще и звонкость перед глухим [ч’] (зодчий [зоч":ьj]).

Зубной твёрдый [с] в сочетании "сч" может уподобиться [ч’] по месту образования (стать нёбным) и по твердости/мягкости ([з] в таком

же сочетании, естественно, теряет и звонкость): считка [ш’ч’итка], с часу [ш’ч’асу], без четверти [б’иш’ч’этв’ьрт’ь]. Такое явление наблюдается на стыке приставки и корня, предлога и слова. Но в этом же сочетании звуков может произойти ещё и ассимиляция по способу образования (смычно-щелевой [ч’] утрачивает смычку) и образуется один долгий звук [ш’:]. Это явление наблюдается на стыке корня и суффикса (подписчик [патп’иш’:ьк], резчик [р’эш’:ьк]) и в таких словах, как счастье [ш’:ас’т’jь], счёт [ш’:от] и однокоренных с ними.

Существует явление, противоположное ассимиляции, - диссимиляция (от лат. dissimilato - расподобление), при котором происходит замена одного из двух одинаковых или похожих звуков другим, менее сходным с ним по характеристикам. Для русского языка явление диссимиляции нетипично, но все-таки его можно наблюдать на примере сочетания звуков [г] и [к] (лёгкий [л’ох’к’ьj]): [г], отличающийся от [к] только звонкостью, не совпадает с ним, но заменяется [х], который имеет другой способ образования.

В то же время следует отметить, что сочетание (стечение) согласных может произноситься не так, как воспроизводится на письме, не только в результате действия фонетических законов, а в силу традиции, в соответствии с правилами орфоэпии. Примером могут послужить сочетания "чн", "чт" и "жд". Сочетание "чн" в некоторых общеупотребительных словах (конечно, двоечник и др.) принято произносить как [шн]. В то же время слов, где звуки в этом сочетании не претерпевают изменений, значительно больше (научный, порочный и др.). Сочетание "чт" произносится как [шт] только в слове что и однокоренных с ним.

В результате ассимиляции согласные звуки, утрачивая свойственные им характеристики, теряют и смыслоразличительную функцию. Это часто является причиной появления в речи омофонов: лесть - лезть [л"эс"т"]; водица - водиться [вад"ица] и т. п.

В лингвистике ассимиляция и диссимиляция - это термины фонологические. Под ними понимают процесс уподобления либо расподобления звуков, находящихся по соседству. То есть это понятия, полностью противоположные по своему значению.

Ассимиляция - это такое лингвистическое явление в русском языке, когда в пределах одного слова или их сочетания звуки уподобляются друг другу. Она имеет несколько причин появления. Основная причина, по которой возникает ассимиляция, - это связанность артикуляцией соседних звуков. В результате такой близости одни из них приобретают свойства других. Ассимиляция - это явление, которое имеет несколько проявлений. Как правило, различают несколько ее видов:

1)Аккомодация. Это когда движение речевого аппарата при произнесении одного звука приспосабливается к артикуляции другого. Так часто происходит с какуминальными согласными. Это звуки, выговаривая которые человек направляет кончик языка вверх. Например, в слове «отшутиться» «т» при произношении приспосабливается к «ш».

2)Коартикуляция. Она проявляется как взаимное влияние звуков, стоящих по соседству. Например, что происходит с согласным, который стоит перед гласными «о» или «у»? Он огубляется, так как движения, необходимые для произнесения двух соседних звуков, совершаются одновременно.

3)Собственно ассимиляция. Это такое явление, когда звуки, расположенные близко или по соседству, уподобляются до такой степени, что становятся причиной изменения фонемного состава конкретного слова. Можно считать ее последствием двух предыдущих процессов, так как она имеет более видимые результаты.

Однако будет неверно рассматривать ассимиляцию только с точки зрения физиологии. Дело в том, что с позиций артикуляции всегда имеется два, а не один-единственный вариант произношения. Для примера можно взять слово «расшить». Его произносят как чисто: ра(сш)ить, так и ра(шш)ить.

В зависимости от того, какой именно звук из двух сочетающихся уподобляется, различают:

Регрессивную ассимиляцию. В этом случае второй звук позиционно оказывается более сильным и первый ему артикуляционно уподобляется. Этот вид ассимиляции в русской речи очень распространен. Например, в слове «сказка» звук «з» становится глухим вслед за «к»;

Прогрессивную ассимиляцию. В этом случае первый звук сильнее, а последующий уподобляется ему. В русском языке это явление не встречается.

Также ассимиляция может быть частичной и полной. Это зависит от результатов уподобления. Если звуки, которые соединяются в словосочетании или в слове, отличаются друг от друга только по одному признаку, то происходит полная их ассимиляция. Например, в слове «отдать» звуки «т» и «д» различаются лишь по признаку звонкости-глухости, поэтому «т» полностью уподобляется «д» и слово произносится как «о(дд)ать». Если имеются различия еще по каким-то свойствам, то ассимиляция совершается только частично. Например, в слове «отбить» звуки «д» и «т» различаются не просто по звонкости-глухости, а еще и по твердости-мягкости, по особенностям движения речевого аппарата при их произнесении.

Ассимиляция в английском языке имеет свои особенности. В нем она проявляется не столько выпадением звуков или их уподоблением, сколько изменением места, в котором образуется преграда. Например, согласные «s, z , n , t», произношение которых совершается на альвеолах, перед некоторыми другими согласными передвигаются к зубной щели. Это упрощает произнесение предшествующих звуков.

Понятно, что ассимиляция - это процесс, имеющий фонетическую природу. Именно поэтому со временем он становится причиной разной степени сдвигов в фонологии. Наличие ассимиляции в слове или ее отсутствие приводят к тому, что одни и те же звуки в нем могут иметь разные признаки.

В потоке речи звуки взаимодействуют между собой, влияя друг на друга определенные фонетические изменения. Подвергаться влиянию могут согласные со стороны других согласных или гласные со стороны гласных, т.е. взаимодействуют артикуляционно однотипные звуки. Но возможно также и взаимодействие между разнотипными звуками, когда согласные влияют на гласные или, наоборот, гласные влияют на согласные.

Среди изменений выделяют комбинаторны е и позиционные изменения.

Комбинаторными называются изменения фонем под влиянием соседних (или несоседних) фонем. Большинство таких изменений можно объяснить удобством произношения. В одних случаях легче произнести два одинаковых или два похожих звука, например, два глухих или два звонких согласных. В других случаях, наоборот, труднее произнести два одинаковых соседних звука, например, два смычных или две аффрикаты. Поэтому в зависимости от свойств взаимодействующих звуков между ними может происходить или сближение в произношении или расхождение.

Другой тип фонетических изменений – позиционные изменения . В этом случае изменение фонем обусловлены их отношением к ударению, а также их позицией в абсолютном начале или в абсолютном конце слова, т.е. исключительно их позицией и не зависит от влияния других звуков.

К наиболее распространенным комбинаторным изменениям относятся: ассимиляция, диссимиляция, аккомодация .

Рассмотрим их более подробно.

Ассимиляция – фонетический процесс, в результате которого взаимодействующие звуки сближаются полностью или частично. Другими словами – эти звуки становятся более похожими или одинаковыми. Ассимиляция характеризуется следующими признаками:

1. Контактная (от лат. contactus «соприкосновение») – взаимодействие двух рядом стоящих звуков и дистактная (от лат. dis «раз» и tangere, tactum «касаться») – взаимодействие несоседних звуков, разделенных другими звуками. Пример контактной ассимиляции но жк а [шк ], пример дистактной б а д а .

2. Прогрессивная (от лат. progressus «движение вперед») – влияние предыдущего звука на последующий (ванькя ) и регрессивная (латинская приставка указывает на противоположность действия) – влияние последующего звука на предыдущий, например, ко сьб а [зьб].

Разновидностью прогрессивной ассимиляции является сингармонизм (от греч. syn «вместе» и harmonia «связь», «созвучие»), гармония гласных в тюркских языках, когда гласным корня обусловливается соответствующий же гласный в последующей морфеме: турецк. oda – комната, odalar – комнаты; ev – дом, evler – дома .

3. Полная – два разных звука превращаются в два одинаковых, которые обычно сливаются и произносятся как один долгий звук (например, о тд ать [дд]. При полной ассимиляции уподобление происходит по всем признакам, свойственным взаимодействующим звукам (по глухости – звонкости, твердости – мягкости, по типу артикуляции и т.д.).

Неполная ассимиляция – два разных звука остаются разными, но сближаются между собой по какому-либо признаку, например, слово сд оба [зд ]. При неполной ассимиляции уподобление происходит по части названных признаков. В слове сдоба происходит уподобление согласных по звонкости, в остальном эти звуки остаются различными.

Диссимиляция – фонетическое изменение, когда из двух одинаковых или двух похожих звуков образуются или разные или менее похожие звуки. По своим результатам это процесс, обратный ассимиляции. Поэтому диссимиляция характеризуется теми же понятиями, что и ассимиляция. Прогрессивная (февраль из феврарь ), регрессивная (секлетарь из секретарь ), контактная (хто, дохтор ), дистактная (февраль из феврарь ).

Возможны случаи, когда один и тот же звук подвергается влиянию нескольких факторов, в результате чего происходят и разные фонетические изменения. Так, в слове легко (лехко) отмечается регрессивная ассимиляция по глухости и диссимиляция по способу образования.

Аккомодация – фонетический процесс, при котором взаимодействуют разнотипные звуки – гласные и согласные. Влияние согласных на гласные определяется двумя направлениями:

1. после мягких согласных гласные а, о, у становятся более передними: мал – мял, вол – вёл, лук – люк . В этом случае мы наблюдаем прогрессивную аккомодацию.

2. перед мягкими согласными те же гласные а, о, у становятся более узкими, закрытыми: дал – даль, год – голь, струн – струй . Здесь налицо регрессивная аккомодация.

Гласные влияют на согласные только в одном направлении – регрессивно: перед гласными и, э согласные становятся тоже более передними – мягкими: книга – книге, книги .

Кроме фонетических изменений в словах могут происходить и другие фонетические процессы.

1. Фонетический закон конца слова . Шумный звонкий согласный на конце слова оглушается, т.е. произносится как соответствующий ему парный глухой. Оглушение конечного звонкого происходит в следующих фонетических условиях:

А) перед паузой: пришел поезд – пришел пое[ст];

Б) перед следующим словом с начальным не только глухим, но и сонорным, гласным, а также [в] и [j]: прав он – пра[ф] он; сад наш – са[т] наш и т.д. Сонорные согласные не подвергаются оглушению.

2. Закон ассимиляции согласных по звонкости и глухости. Сочетания согласных, из которых один глухой, а другой звонкий, не свойственны русскому языку. Поэтому, если в слове оказываются рядом два разных по звонкости согласных, происходит уподобление первого согласного второму. Такое изменение называется регрессивной ассимиляцией.

В силу этого закона звонкие согласные перед глухими переходят в парные глухие, а глухие в том же положении – в звонкие. Озвончение глухих согласных встречается реже, чем оглушение звонких: вперемежк у - впереме[ш]ку, косьб а – ко[з]ьба.

Перед сонорными, а также перед [j] и [в] глухие остаются без изменения: тр ут, пл ут и т.д.

Звонкие и глухие согласные ассимилируются при наличии следующих условий:

    на стыке морфем: походк а - похо[т]ка (на стыке корня и суффикса); сбор - [з]бор (на стыке приставки и корня) и т.д.;

    на стыке предлогов со словом: к делу - [г] делу, с делом - [з] делом и т.д.;

    на стыке слова с частицей: год-то - го[т] -то

    на стыке знаменательных слов, произносимых без паузы: рог козы - ро[к] козы.

3. Закон ассимиляции согласных по мягкости.

Ассимиляция по мягкости имеет регрессивный характер: согласный смягчается, уподобляясь последующему мягкому согласному. В указанном положении не все согласные, парные по твердости-мягкости, смягчаются и не все мягкие согласные вызывают смягчение предыдущего звука.

Все согласные, парные по твердости – мягкости, смягчаются в следующих слабых позициях:

    перед гласной Е: [б"]ел, [в"]ес, [с"]ел и т.д.;

    перед [и]: [м"]ил, [п"]и[л]"и и т.д.

Перед внепарными [ж], [ш] и [ц] мягкие согласные невозможны за исключением [л"]: кон це – коль це.

Не смягчаются перед мягкими согласными [г], [к], [х], [л]: г люкоза, к люч, х леб, напол ню.

Губные согласные перед мягкими зубными не смягчаются: п тенчик, в зять.

4. Ассимиляция согласных по твердости осуществляется на стыке корня и суффикса, начинающегося твердым согласным: слесар ь – слесар ный. Перед губным [б] ассимиляция по твердости не происходит: про[с"]ит – про[з"]ба; ассимиляции не подвергается [л"]: по[л"]е, запо[л"]ьный

5. Ассимиляция зубных перед шипящими. Этот вид ассимиляции распространяется на зубные [з], [с] в положении перед шипящими (передненебными) [ж], [ш], [ч], [ш"] и заключается в полном уподоблении зубных [з], [с] последующему шипящему.

Классификация гласных звуков строится на трех основных признаках: участии губ, степени подъема языка по отношению к нёбу, степени продвинутости языка вперед или отодвинутости назад.

По участию губ гласные делятся на огубленные (или лабиализованные) и неогубленные (или нелабиализованные). При образовании огубленных гласных губы сближаются, округляются и выпячиваются вперед, уменьшая выходное отверстие и удлиняя ротовой резонатор. Степень огубленности может быть различной: меньшая у [о], большая у [у]. Гласные [а, э, и, ы] - неогубленные.

По степени подъема языка по отношению к нёбу различаются гласныe трех основных подъемов: верхнего - [и, ы, у], среднего - [э, о], нижнего - [а]. Между ними находятся гласные верхнее - среднего и средне - нижнего подъемов.

По степени продвинутости языка вперед или отодвинутости его назад различаются гласные трех основных рядов: переднего - [и, э], среднего - [ы, а], заднего - [у, о].

Правильное и более точное определение звуков в тексте должно опираться также на знание фонетических чередований звуков.

Звуковой закон в области гласных звуков называется редукцией. Изменение (ослабление) звучания гласных звуков в безударном положении называется редукцией, а безударные гласные – редуцированными гласными. Различают позицию безударных гласных в первом предударном слоге (слабая позиция первой степени) и позицию безударных гласных в остальных безударных слогах (слабая позиция второй степени). Гласные в слабой позиции второй степени подвергаются большей редукции, чем гласные в слабой позиции первой степени.

Различают количественную и качественную редукции. Количественной подвергаются все без исключения гласные звуки в безударной позиции, а качественной – звуки [а], [о], [и].

Анализ звукового составa слова

1) Привести наиболее точную фонетическую транскрипцию;

2) охарактеризовать все звуки слова, указав признаки: у согласных место и способ образования, шумность/сонорность, глухость/звонкость, твердость/мягкость, а также лабиализованность / нелабиализованность; у гласных - ряд, подъем, лабиализованность / нелабиализованность, полного образования или редуцированный и стeпень редукции, а также продвинутость начальной или конечной фазы гласного вперед и вверх рядом с мягким согласным.

Образец : ОДУРМАНИВАТЬСЯ

[Л/ДУР/МА"/Н"И/ВЪ/ЦЪ]

[аЛ] - гласный среднего ряда, средне-нижнего подъема, нелабиализованный, редуцированный l-й степени;

[д] - согласный переднеязычный зубной, смычный взрывной, шумный, звонкий, твердый, лабиализованный;

[у] - гласный заднего ряда, верхнего подъема, лабиализо ванный, редуцированный l-й степени;

[р] - согласный переднеязычный передненёбный, смычный, дрожащий, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[м] - согласный губно-губной, смычный носовой, сонорный, звонкий, твердый, нелабиализованный;

[а"] - .гласный среднего ряда, нижнего подъема, продвинутый вперед и вверх в конечной фазе, нелабиализованный, полного образования;

[н"] - согласный переднеязычный зубной, смычный носовой, сонорный, звонкий, мягкий, нелабиализованный;

[и] - гласный переднего ряда, верхне-среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[в] - согласный губно-зубной, щелевой срединный, шумный звонкий, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени;

[ц] - согласный переднеязычный, зубной, смычный аффриката, шумный, глухой, твердый, нелабиализованный;

[ъ] - гласный среднего ряда, среднего подъема, нелабиализованный, редуцированный 2-й степени.

14 букв, 12 звуков.

В последнее время для обозначения таких понятий, как "фонетическая единица" и "фонетическое средства" часто стали употреблять иные термины: сегментные и суперсегментные единицы , которые, конечно, более четко передают функциональное своеобразие самих фонетических явлений (единиц и средств).

Таким образом, сегментные фонетические единицы - это разные по структуре линейные отрезки речевого потока (звуки, слоги, фонетические слова, такты, фразы ).

Суперсегментные, или просодические, единицы как бы накладываются на линейные единицы, комплектуя, выстраивая из наименьших (звуков) структурно более высокие образования (слоги, фонетические слова и т.д.). Все это достигается с помощью таких суперсегментных средств (единиц), как ударение и интонация.

Поэтому для более доходчивого объяснения таких фонетических единиц, как слог, фонетическое слово и т. п., необходимо предварительно ознакомиться с фонетическими средствами, способствующими их выделению из потока речи.

Приспособление произношения одного звука к произношению другого звука называется аккомодацией. Различают три вида аккомодации: прогрессивная (когда ар­тикуляция гласного приспосабливается к артикуляции предше­ствующего согласного: лямка - [л"амкъ]), регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции последу­ющего согласного: брать - [брат"]) и прогрессивно-регрессивная (когда артикуляция гласного приспосабливается к артикуляции и предшествующего, и последующего мягкого согласного: сядь - (с"ат"]). В русском языке более сильной является прогрессивная аккомодация. Это объясняется тем, что в русском языке наиболь­шее влияние на гласные оказывает предшествующий согласный, так как влияние согласного на гласный в пределах одного слога значительно сильнее, чем влияние согласного другого слога.

При переходе от артикуляции согласного к артикуляции глас­ного органы речи не успевают быстро изменить свое положение. Мягкие согласные могут вызывать сдвиг артикуляции гласного вверх. Например, в слове мясо - [м"асъ] после мягкого согласного нужно произнести звук [а]. При произношении мягкого согласного [м"] средняя часть спинки языка высоко поднята. А для произношения гласного звука [а] язык нужно быстро опустить, так как это гласный нижнего подъёма. Сразу язык не успевает опуститься и немного задерживается в верхнем положении, которое характерно для гласного [и]. Поэтому звук [а] в этом слове первой своей фазе имеет незначительный призвук, похожий на |и], становится более закрытым.

Гласный[и] после твёрдых согласных испытывает прогрессивную акккомодацию, становясь более задним звуком. Это происходит потому, что на него оказывает влияние артикуляция предшествующего твердого согласного. При произношении твёрдых со­гласных язык занимает более заднее положение, чем при произ­ношении гласного переднего ряда [и]. Под влиянием артикуляции твёрдого согласного соседний гласный переднего ряда [и] отодви­гается назад и вместо него произносится гласный среднего ряда [ы]: играть - [играт"] и сыграть - [сыграт"].

В положении между двумя мягкими согласными все гласные становятся более закрытыми, но гласные нижнего и среднего подъёма меняются в результате аккомодации сильнее, чем глас­ные верхнего подъёма.

Результатом аккомодации являются позиционные чередования гласных двух видов.

Ударные гласные произносятся отчетливо и никогда не совпа­дают по звучанию с другими гласными. Возможны только незна­чительные изменения, которые зависят от твёрдости или мягко­сти соседних согласных звуков. Например, гласные переднего ря­да под ударением между мягкими согласными или в начале слова перед мягким согласным становятся более закрытыми, узкими, напряженными звуками: тени - [т"э"н"и], пили - [п"и"л"и], иль - [и"л"]. Учиты­вая сказанное, у гласных переднего ряда под ударением можно отметить следующие позиционные чередования: [э]//[э"] 7 [и]/[и"].

Но эти чередования происходят в пределах одной фонемы и не выполняют в русском языке различительную функцию.

Гласные непереднего ряда под ударением также представлены разными оттенками в пределах одной фонемы. После мягких со­гласных перед твёрдыми произносятся звуки, продвинутые вперед в экскурсии, а после твёрдых перед мягкими - продвинутые впе­ред в рекурсии. Эти оттенки звуков обозначаются точкой сверху с той стороны знака, где находится соседний мягкий согласный: мял - [м"ал], моль - [мо"л"], вёл - [в""ол], юг - "ук].

Между мягкими согласными гласные непереднего ряда пред­ставлены оттенками, продвинутыми вперед на всем протяжении артикуляции. Это отмечается двумя точками над знаком: люки -[л"у"к"и], дяди - [д"а"д"и], Лёни - [л"о"н"и].

Таким образом, у гласных непереднего ряда под ударением в зависимости от соседства твёрдых или мягких согласных можно отметить следующие позиционные чередования: [а]\\а а а; о о о о; у ууу

Фонетические процессы

Фонетические процессы – это изменения звуков, происходящие во времени: один звук заменяется другим звуком в той же позиции, но в более позднее время. Одни фонетические процессы связаны с взаимодействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются комбинаторными) , другие обусловлены позицией звука в слове и не связаны воздействием соседних звуков (такие звуковые процессы называются позиционными) .

К комбинаторным относятся ассимиляция, диссимиляция и упрощение групп согласных (диереза).

К позиционным относится оглушение звонких согласных на конце слова (закон конца слова).

Ассимиляция - это уподобление звука соседнему звуку. Ас­симиляция характеризуется по следующим признакам: 1) по на­правлению; 2) по результату; 3) по положению.

По направлению ассимиляция бывает двух типов: регрессив­ная и прогрессивная. При регрессивной ассимиляции последу­ющий звук уподобляет себе предыдущий, например лавка - [лафк ъ]. Последующий глухой согласный [к] уподобляет себе пре­дыдущий звонкий согласный [в] и делает его глухим - [ф]. При прогрессивной ассимиляции предыдущий звук уподобля­ет себе последующий. Для современного русского литературного языка характерна регрессивная ассимиляция, примеров прогрессивной ассимиляции в литературном языке нет. Прогрессивная ассимиляция может встречаться лишь в говорах и просторечии, например на месте литературного Ва[н"к]а произносят Ва[н"к"]я.

По результату ассимиляция может быть полной и неполной (частичной). При полной ассимиляции один звук уподобляется другому по всем признакам: 1) по месту образования преграды, 2) по способу образования преграды; 3) по соотношению голоса и шума; 4) по твёрдости и мягкости. Например отдать - о[дд]ать - о[д]ать. Глухой согласный [т] уподобляется последующему звонкому согласному [д] и становится звонким [д], сливаясь в произношении в один долгий звук [д]. Остальные характеристики звуков [т] и [д] (по месту образования, по способу образовании, по твёрдости) одинаковые. При неполной ассимиляции один звук уподобляется другому не по всем признакам, а лишь по некоторым, например всё - [фс"э]. Это неполная ассимиляция, так как предыдущий звонкий согласный звук [в] уподобляется последующему глухому согласному звуку [с 1 ] лишь по глухости. По способу образования звуки [в] и [с"] оба щелевые, т.е. нет необходимости в уподоблении. Звук [ф] остается также щелевым. По остальным признакам нет уподобления: 1) по месту образования - [ф] губной, а [с"] переднеязычный; 2) по твёрдости и мягкости - [ф] твёрдый, а [с"] мягкий.

По положению ассимиляция может быть контактной и ди­стантной. При контактной ассимиляции уподобляемый и уподоб­ляющий звуки находятся рядом, между ними нет других звуков, например: низко - ни[ск]о. Литературному языку свойственна контактная ассимиляция. При дистантной ассимиляции между уподобляемым и уподобляющим звуками находятся другие зву­ки (или звук). Примеры дистантной ассимиляции встречаются в говорах и просторечии. Например, в слове шоссе между звуками [ш] и [с] находится звук [Л].

Виды ассимиляции:

1. Ассимиляция по глухости. Парные звонкие шумные согласные, находясь перед глухими шумными согласными, уподобляют­ся им и становятся тоже глухими: будка - бу^тк]а, всё - [фс"э]. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по глухости.

2. Ассимиляция по звонкости. Парные глухие шумные соглас­ные, находясь перед звонкими шумными согласными, уподобля­ются им и становятся звонкими: отбить - о[дб"]йть, сдать - |зд]ать. Это регрессивная неполная контактная ассимиляция по
звонкости.

Ассимиляция по звонкости и по глухости происходит в преде­лах фонетического слова, т.е. она наблюдается и на стыке служеб­ного слова со знаменательным: с горы - [з г]оры (ассимиляция по звонкости), из парка - и[с п]арка (ассимиляция по глухости).

Согласные [в], [в"] перед глухими шумными оглушаются: всех - [фс"]ёх (регрессивная ассимиляция по глухости). Но глухие шумные согласные перед [в], [в"] не становятся звонкими: свист - [св"]йст, а не [зв"]йст.

3. Ассимиляция по мягкости. Парные твёрдые согласные, на­ходясь перед мягкими согласными, уподобляются им и становятся мягкими: мостик - мо[с"т"]ик. Раньше перед мягкими согласными твёрдый согласный должен был заменяться мягким, но в современном произношении наметилась тенденция к отсутствию ассимилятивного смягчения, хотя в части согласных этот закон действует.

4. Ассимиляция по твёрдости. Парные мягкие согласные, на­ходясь перед твёрдыми согласными, уподобляются им и становят­ся твёрдыми: лаге[р"] - лаге[рн]ый, гря[з"]и - гря[зн]ый. Однако такая ассимиляция в русском языке непоследовательна и встреча­ется в единичных случаях. Кроме того, она связана с определён­ной структурой слова: происходит только при словообразовании прилагательных и (реже) существительных на стыке производя­щей основы и суффикса: звё[р"] - звё[рск"]ий, ко[н"] - ко[нск"]ий, стё[п"] - сте[пн]6й, рыца[р"] - рь"ща[рств]о и т.п.

5. Ассимиляция по месту образования (ассимиляция свистя­щих перед шипящими). Согласные [с], [з] перед шипящими ста­новятся сами шипящими и сливаются с ними в один долгий звук (полная ассимиляция).

Диссимиляция – расподобление звуков в потоке речи, находящихся в пределах одного слова. Д. свойственна ненормированной речи. В литературном языке она наблюдается только в двух словах – мягкий и легкий и в производных от них образованиях.

В общеславянском языке происходила Д. тт – ст, дт –ст, так как по закону отрытого слога в общеславянском языке не должно быть рядом двух взрывных согласных, потому что в этом случае первый взрывной согласный делал слог закрытым. Фрикативные же не закрывали предыдущего слога, их можно было бы произнести со следующим слогом. Поэтому стечение двух взрывных устранялось в общеславянском языке Д. согласных. Это привело к возникновению чередований взрывных согласных с фрикативными: мету –мести, бреду –брести, плету – плести. Д. в просторечных произношениях: бомба – бонба, трамвай – транвай.

Упрощение групп согласных. При стечении трех или более согласных в ряде случаев один из согласных выпадает, что приводит к упрощению данных групп согласных. Упрощению подвергаются сочетания: стн (местный), здн (праздник), стл (завистливый), стск (туристский), стц (истца), здц (уздцы), нтц (талантца), ндц (голландцы), нтск (гигантский), рдц или рдч (сердце), лнц (солнце). В словах и формах, образованных от основ чувств-, здравств-, не произносится согласный в. Почти во всех случаях упрощение приводит к выпадению зубных согласных д или т.

Из исторических упрощений групп согласных следует отметить выпадение д и т перед согласным л в глаголах прошедшего времени: веду, но вел; плету, но плел и утрату суффикса –л у глаголов прошедшего времени в мужском роде после основ на согласный – нес, но несла, мог, но могла.