Assassins creed 4 команда мертвецов. Assassin's Creed IV: Black Flag: Прохождение

Т е из пользователей, которые уже успели перейти на Windows 8.1, наверняка заметили, что в новой версии операционной системы исчез компонент «Индекс производительности». Данный инструмент представлял собой альтернативный бенчмарк и предназначался в основном для разработчиков приложений и игр. Признания среди последних он так и не получит, что же касается рядовых пользователей, то многие из них даже не знали о его истинном предназначении. Это и стало основной причиной его упразднения.

И все же «Индекс производительности » не был удален полностью. Возможно, в следующих версиях Windows он исчезнет навсегда, ну а пока этого не произошло генерируемые им данные можно просматривать в текстовом и графическом форматах. Давайте рассмотрим оба эти способа. В Windows 8.1 данные индекса производительности хранятся в системной папке DataStore. Чтобы попасть в нее перейдите по адресу C:/Windows/Performance/WinSAT/DataStore . В этой папке должен находиться XML-файл Formal.Assessment (Initial).WinSAT.xml .

Вот он как раз нам и нужен. В начале имени этого документа обычно стоит дата запроса данных индекса производительности, так что если в каталоге DataStore вы найдете несколько таких файлов (это маловероятно), выбирать нужно файл с последней датой. Однако может быть и такое, что папка DataStore окажется пустой. В таком случае XML-файл нужно создать вручную.

Для этого воспользуемся средствами командной строки. Откройте консоль от имени администратора и выполните команду Winsat formal .

Обычно анализ занимает около одной минуты. После завершения анализа закройте командную строку, и обновите пустую папку DataStore .

А вот чтобы вернуть возможность просмотра индекса производительности непосредственно через графический интерфейс Windows вам потребуются сторонние утилиты. В нашем примере мы воспользуемся бесплатной программкой ChrisPC Win Experience Index . Скачать её можно с сайта разработчика

Часть 1
Мыс Бонависта
Июнь, 1715

Воспоминание 1
«Эдвард Кенуэй»

Два года назад Эдвард Кенуэй ушел на вольные хлеба, пообещав своей возлюбленной Кэролайн вернуться и зажить как белый человек. Однажды пиратский корабль, на котором работал Эдвард, подвергся нападению. В момент стычки замечаем ассасина на одном из вражеских суден. Добираемся до штурвала и берем управление кораблем на себя. У бортовых пушек ограниченный угол обзора, поэтому всегда стараемся поворачивать корабль бортом к врагам. Не успев порадоваться победе, почти мгновенно возгораются пороховые бочки на борту. Воспользовавшись паникой, ассасин убивает капитана, после чего происходит взрыв.

Стид Боннет.

Всплываем на поверхность и добираемся до берега. Обессиленный и раненный ассасин просит помочь ему добраться до Гаваны. Испугавшись, не пойми чего, он скрывается в джунглях. Бежим по тропе, пересекаем пропасть по мосту и переправляемся через воду. Взбираемся на самый верх по деревянным конструкциям. При желании можно залезать на точку обзора и синхронизироваться с местностью. Спрыгиваем в стог сена и продолжаем погоню. После выстрела, преследование перейдет в заключительную фазу. Догоняем ассасина Дункана Уолпола и вступаем с ним в схватку. Используем контратаки и приемы для пробития защиты. Одолев противника, достаем из его сумки письмо от губернатора Лауреано Торрес-и-Айяла. Он ожидает Дункана с ценными картами и необычным хрустальным кубом в Гаване. Губернатор не знает Дункана в лицо, поэтому не составит труда выдать себя за него.

Переодевшись в костюм ассасина, добираемся до запретной зоны. Королевская гвардия захватила торговое судно, и стражники удерживают торговца. Спрыгнув в стог листьев, дожидаемся момента, когда противник окажется поблизости. Свистим, чтобы привлечь его внимание и впоследствии быстро и бесшумно расправиться с ним. Также прятаться можно в густых зарослях. Подбираемся поближе к одиночным врагам, подманиваем их свистом и нейтрализуем. Оставшихся троих уничтожим грубой силой, внезапно напав со спины. Знакомимся с торговцем Стидом Боннетом. Представляемся ему Дунканом. Капитан убили, поэтому корабль поведем мы. Вплавь добираемся до него, встаем за штурвал и выбираемся из залива. На крутых поворотах сбрасываем скорость, чтобы не сесть на мель или не врезаться об скалы.

Настоящее

Проект «Образец 17» занимается изучением памяти из ДНК Дезмонда Майлза после его смерти. В частности нам в качестве нового сотрудника предстоит погрузиться в жизнь пирата-ассасина Эдварда Кенуэя. По просьбе Мелани смотрим на лампы над экраном и в полу. Следуем за руководителем к ресепшену. Получив коммуникатор, включаем чудо-устройство и продолжаем идти за Мелани. Контактируем со значком внутри лифта и нажимаем на кнопку, указанную на экране планшета. Знакомимся с боссом – Оливье Гарно. Проследуем к рабочему месту, где у нас есть свой личный Анимус, и подключаемся к системе.

Часть 2
Гавана, Куба
Июль, 1715

Воспоминание 1
«Веселая Гавана»

Стид договорился с испанскими купцами о реализации сахара. Сопровождаем торговца до местной таверны. По дороге остановимся у лавки с оружием и приобретем клинок «Английские палаши». Залезаем на крышу церкви, затем на верхушку башни и синхронизируемся с местностью. На Стида напал воришка и отнял у него сумку. Спрыгнув вниз, бросаемся в погоню за беглецом. Чтобы выполнить дополнительную задачу, нужно запрыгнуть на карманника и повалить его на землю, но, ни в коем случае, не убивать! Обыскиваем тело и возвращаемся к Стиду, который уже ждет нас возле таверны. Какая же попойка обходится без драки? Контратакуем нападающих противников. Проводим пару бросков, ранение и нокаутирование. Добиваем оставшихся любым доступным способом. На шум прибежала стража. Используем дымовую бомбу, взбираемся на крышу и как можно скорее покидаем красную область на мини-карте. Стараемся не попадаться на глаза другим стражникам, чтобы не пришлось наверстывать дополнительные метры.

Воспоминание 2
«А как же мой сахар?»

Прогуливаясь по Абстерго, не покидает ощущение, что оказался в офисе разработчиков игры.

Встречаемся со Стидом в порту. Ему тоже неплохо досталось. Выясняем, что сумка с материалами, предназначенными для губернатора, оказалась в руках стражников. Орлиное зрение позволяет быстро обнаруживать цели и врагов в толпе. Также их можно помечать, чтобы не упустить из виду, даже если они скроются за зданиями. Достаточно просто смотреть в их сторону пару секунд для фиксации. Сразу нанимаем танцовщиц и преследуем стражников. Девушки станут отличным прикрытием, обеспечивающим незаметное передвижение. Танцовщицы могут отвлекать стражников, строящих у проходов. Одного раза будет достаточно, для выполнения дополнительной задачи. Постоянно пользоваться их услугами тоже не стоит. Гораздо быстрее и менее затратно передвигаться по крышам. Стража встречает некого господина, которого проводят к капитану Мендосу. О начавшемся повешении уведомят колокола. Не мешкая, мчимся за целями. Когда они остановятся, затеряемся среди группы танцовщиц и, не выходя из отмеченной зоны, подслушиваем разговор.

После повешенья, следуем за капитаном. Он недолго пробудет в запрещенной зоне – туда лучше не соваться. Только если с нами не будет танцовщиц, которые на ходу отвлекут стражу, чтобы мы успели догнать капитана и обкрасть его со спины. При первом варианте, нужно идти за капитаном и, как только поблизости не окажется стражников, совершить кражу.

Обходим форт с правой стороны, подплываем к стене и повисаем на краю возле боковой двери. Один из стражников постоянно выходит наружу. Как только он обратно зайдет внутрь, проследуем за ним и поочередно нейтрализуем обоих стражников, подкравшись сзади. Следим за остальными врагами через мини-карту. Проходим в соседнюю комнату и через окно выбираемся наружу. Запрыгнув на балку, подтягиваемся за верхний выступ, перепрыгиваем на соседний выступ, опускаемся пониже и запрыгиваем на следующую балку. Лезем наверх к уступу, поджидаем противника и сбрасываем его вниз. По мини-карте следим за взглядами стражников. Когда они отвернутся, нужно успеть подтянуться и пройти к ящикам. Стрелки более пристально следят за нами, но если простоять за укрытием какое-то время, то они забудут про нас. Пробираемся к помещению и возвращаем сумку. Сворачиваем направо, спрыгиваем в воду и встречаемся со Стидом у причала.

Воспоминание 3
«Господин Уолпол, я полагаю?»

Добираемся до поместья губернатора и направляемся к стрельбищу. Знакомимся с Вудсом Роджерсом и Жюльеном Дюкассом. Перед встречей с Лауреано, потренируемся в стрельбе. Поражаем все указанные мишени. Затем взаимодействуем с Вудсом и еще раз проходимся по целям, но теперь уже за ограниченное время. Перед этим лучше всего полностью перезарядить орудия. Встаем примерно в середине для наилучшего обзора. Успешно справившись с испытанием, общаемся с Жюльеном и следуем за хозяевами. Они приготовили для нас испытания, в которых предстоит уничтожать цели с помощью скрытого клинка. Подходим к любой из мишеней и применяем клинок. Спрятавшись в стоге сена, нападаем на находящую рядом цель. Далее, смешиваемся с толпой возле здания и, не выходя из нее, атакуем мишень. Взбираемся на крышу, смотрим в сторону цели и, нажав на соответствующую кнопку, поражаем ее в прыжке. И последнее: ускоренно направляемся к мишени и на бегу мощным ударом пронзаем ее насквозь.

Губернатор Лауреано Торрес.

Дункан предал братство ассасинов и решил перемкнуть на сторону тамплиеров. Вудсон занимается выслеживанием и истреблением пиратов, а Жюльен – продажей всевозможного оружия: от обычных клинков до увесистых пушек. Передаем губернатору карты и хрустальный куб. На тайном собрании нас всех посвящают в тамплиеров. Затем печь пойдет о забытой Обсерватории в Вест-Индии. Там находится нечто могущественной силы, позволяющее следить за каждым человеком на Земле. В руки тамплиеров попался Мудрец по имени Робертс, который располагает ценной информацией о местонахождении Обсерватории. Пока не закончился разговор, обкрадываем Вудсона, Жюльена и Лауресна, вплотную подобравшись к ним со спины.

Воспоминание 4
«Человек, которого зовут Мудрецом»

Помимо тамплиеров, Робертс представляет большой интерес и для ассасинов. Сопровождаем союзников к дому Торреса. Когда нападут ассасины, убиваем одного из них выстрелом из пистолета. Стараемся далеко не отходить от Торреса, чтобы при необходимости можно было защитить его. Благодаря стараниям противников, Мудрецу удается сбежать. Бросаемся за ним в погоню. Для выполнения дополнительной задачи, нужно напасть на него сверху. Сам беглец частенько взбирается на крыши зданий. Когда он будет спускаться, у нас появится шанс догнать его и совершить прыжок. Почаще нажимаем на соответствующую кнопку, чтобы не проворонить момент. За хорошую работу получаем от губернатора награду.

Воспоминание 5
«Есть претензии?»

Обсудив со Стидом силу могущественного артефакта внутри Обсерватории и о перспективах после его продажи, отправляемся к Мудрецу. Проникнув в запретную зону, уничтожаем одиночных стражников. Обязательно три убийства совершаем, находясь в густой траве, при необходимости приманивая противников свистом. Добираемся до зеленой зоны, активируем орлиное зрение и выслеживаем желтую цель. Нейтрализовав ее, обыскиваем тело и забираем ключ.

Взбираемся по стене слева от лестницы. Поджидаем врага и, когда он подойдет, сбрасываем его вниз. Продвигаемся вперед вдоль левой стены. Следим за стражниками по мини-карте и стараемся не оставлять их за собой. Добежав до следующей стены, взбираемся на нее по телеге. Отперев дверь, обнаруживаем перебитых стражников. Мудреца здесь нет, зато прибыл Торрес и обвинил нас в его освобождении.

Воспоминание 6
«Серебряный флот»

Вместе с другом по несчастью, освобождаемся от оков, нажав на показанную кнопку. Встаем возле ящиков у прохода, свистим и нейтрализуем подошедшего противника. Перебегаем к следующему углу, убедившись, что стражник находится на дальней позиции. И последнего противника поджидаем возле ящиков слева от прохода. Забираем свои вещи со стола.

Теперь нам требуются судно и команда пиратов. Выбираемся на палубу и действуем по своему усмотрению – скрытно или в открытом бою. Второй вариант гораздо проще и быстрее. Первый вариант подразумевает прятанье за углами и долгое наблюдение за маршрутом стражников. В каждом корабле находятся пленные пираты. Для основного задания достаточно освободить восемнадцать человек + пятерых для дополнительного. Перебираемся от одного корабля к другому по мачтам или воде. Закончив с освобождением, перебираемся к примеченному бригу и проводим его захват. Встаем за штурвал и отправляемся к указанной точке. Противостоять флотилии во главе с кораблями – нам не под силу. Поэтому как можно скорее покидаем красную область, попутно обстреливая фрегаты из всевозможных орудий. Следим за погодными явлениями по мини-карте. Обходим тайфуны и заранее поворачиваем судно носом к волнам-убийцам, чтобы преодолеть их без урона и потерь экипажа.

Воспоминание 1
«Новоиспеченный капитан»

Адевале недоволен тем, что Эдвард стал капитаном. В качестве компенсации предлагаем ему выбрать любую должность на корабле. Он соглашается на квартирмейстера. Называем бриг «Галкой» – в честь птицы из детства Эдварда. По совету Адевале отправляемся к ближайшему острову для пополнения запасов еды и воды. Оставляем судно у берега и самостоятельно доплываем до острова. Одну из игуан застрелим из пистолета. Их можно найти прямо на берегу. Одного из оцелотов убьем, спрыгнув с дерева. На острове много поваленных деревьев. Взбираемся на одно из них и поджидаем добычу. После разделывания всех четырех тел, откроется главное меню. Выбираем «Ремесла», изготавливаем кобуру и улучшаем здоровье. Возвращаемся на бриг, взаимодействуем с Адевале и получаем пистолет.

Нассау, Багамы
Сентябрь 1715

Воспоминание 2
«Открыт набор»

Встречаемся с друзьями Эдвардом Тэтчем (Черная Борода) и Беном Хорниголдом. Оба – небезызвестные личности в пиратском обществе. Наш бриг до сих пор нуждается в свежей крови, поэтому займемся поиском кандидатов. Все они отмечены на мини-карте. Добираемся до указанных точек, расправляемся со стражниками и завербовываем пиратов. Троих нужно убить, предварительно обезоружив. В наших руках не должно быть оружия, деремся на кулаках. Контратакуем нападающих и нажимаем на кнопку «Обезоружить». Пополнив состав экипажа, отправляемся к виселице. Подбираемся сзади и, не входя в красную зону, целимся по веревке и выстреливаем в нее. Уничтожив стражников, освобождаем пленника и возвращаемся в таверну. Рассказываем друзьям про Обсерваторию. Они скептически относятся к идее поиска могущественного артефакта, предпочитая более осязаемую добычу – золото.

Воспоминание 3
«Разбой и грабеж»

Заручившись поддержкой Бена, отправляемся в открытое море. Он обучит нас азам морских сражений и абордажа уже подбитых суден. Смотрим в подзорную трубу, отыскиваем шхуну и помечаем ее. На всех парусах мчимся к цели. У каждого корабля имеется шкала состояния, на которой в свою очередь отображен небольшой красный отрезок. Если переусердствовать с обстрелом, то судно потонет и тогда нам достанется лишь половина груза. Если же не доводить до крайности, а вовремя прекратить огонь, то можно подойти вплотную к судну и начать абордаж. В то время как пираты пытаются закинуть тросы на вражескую шхуну, воспользуемся фальконетом возле штурвала. Для выполнения дополнительной задачи, необходимо убить из орудия трех противников. Перебираемся на вражеское судно, расправляемся с оставшимися членами экипажа и проводим захват корабля.

Эдвард Тэтч (Черная Борода).

Починив «Галку», продолжаем разбойные нападения на всё те же шхуны. Не забываем, что подзорная труба помогает заранее определять, какой груз перевозит судно. Для выполнения дополнительной задачи, нужно добыть двадцать бочек с ромом. Добрав необходимое количество груза, отправляемся в Солт-Ки. Пришвартовываемся у причала, бежим к лавке и приобретаем прочный корпус для «Галки».

Воспоминание 4
«Под черным флагом»

Отправляемся за добычей металла. Используем подзорную трубу для нахождения кораблей, которые перевозят нужный для нас груз. Также нам понадобится тридцать мешков сахара. Над шкалой состояния корабля указана еще одна маленькая шкала. После ее заполнения на помощь к торговым судам подтянется военный корабль. Он отличается исключительной подготовленностью и может дать отпор самым отъявленным пиратам. Следующим шагом станет нападение на военный корабль. Рано или поздно он сам найдет нас. Не подставляемся под тараны, активно обстреливаем из боковых пушек, а затем палим по уязвимым местам из фальконета. После захвата корабля, возвращаемся в Солт-Ки и подкупаем местного чиновника для избавления от дурной репутации. Приобретаем очередное улучшение для «Галки» – бортовые орудия. На этот раз сделаем это из каюты корабля.

Воспоминание 5
«Урожай сахарного тростника»

Заручившись поддержкой Джеймса Кидда, отправимся к человеку Питера Бекфорда, который приведет нас к одной из многочисленных плантаций. Джеймс повернет направо, а мы пройдем вперед и активируем орлиное зрение, чтобы распознать поверенного Бекфорда. Держимся на расстоянии и преследуем цель, при необходимости смешиваясь с толпой и прячась в кустах. Входить в запрещенную зону совсем не обязательно; взглядом проводим поверенного и, как только появится таймер, быстро возвращаемся на «Галку».

Встав за штурвал, начинаем преследование цели по воде. Войдя в запретную зону, избегаем столкновений с вражескими кораблями. Обходим их за версту, ведь никто не знает, в какую сторону им взбредет поплыть. Для выполнения дополнительной задачи, нас не должны обнаружить. Пришвартовываемся у соседнего причала позади преследуемого корабля. У нас есть ровно пятьдесят секунд, чтобы успеть добраться до поверенного. Ускоренно мчимся к первому колоколу и скрытными клинками на бегу нейтрализуем двух стражников. Выводим колокол из строя и добираемся до кустов возле цели. Не выходя из отмеченной зоны, преследуем поверенного. Когда он разойдется со стражником, опережая его, бежим к кустам возле второго колокола. После того, как поверенный отчитает пьяницу, дожидаемся его ухода и нейтрализуем противника. Склад заперт, поэтому идем к башне и с помощью орлиного зрения, вычисляем обладателя ключа. Как обычно, прячемся в кустах вдоль маршрута стражника, завлекаем его свистом и уничтожаем. Отпираем двери склада и забираем большое количество груза.

Воспоминание 6
«Хорошая оборона»

Перед началом задания, приобретаем улучшение для «Галки» - тяжелые ядра для бортовых пушек. Боеприпасы можно купить у капитанов портов в гавани. Вместе с Черной Бородой отправляемся на поиски корабля «Ла-Арка-дель-Маэстро». Добираемся до красной зоны и сразу переходим в зеленую. Не заметить такую махину будет непросто. Ее зона видимости растянута на сотни метров. Тем не менее, используем подзорную трубу и помечаем линейный корабль шестидесятого уровня. Держимся от него на расстоянии и ведем преследование, не сталкиваясь с другими вражескими кораблями.

Джеймс Кидд.

Опережая нас, на корабль нападает Чарльз Вэйн – старый знакомый Черной Бороды. Потерпев фиаско, «Ла-Арка-дель-Маэстро» обращает всю свою мощь и против нас тоже. На всех парусах передвигаемся по территории, избегая урона от мортир. Благодаря высокой скорости, сможем вовремя покидать зоны обстрела. Вскоре подтянутся испанские корабли. Двоих уничтожаем тяжелыми ядрами. Для этого подплываем поближе к противникам и, не целясь, выстреливаем из бортовых пушек. Еще два корабля необходимо уничтожить одним залпом из бортовых пушек. Оставляем у врагов минимальное количество здоровья. Чем дольше удерживаем кнопку прицеливания, тем кучнее будут лететь ядра. Прицелившись, практически сразу выстреливаем, чтобы охватить как можно большую область и поразить несколько врагов.

Пока мы сражались, главному кораблю удалось скрыться. А направился он на остров, который контролирует Жюльен Дюкасс.

В игре есть своеобразная система достижений, называемая Испытаниями Абстерго. Достижения не относятся к главной сюжетной линии игры, они встроены в систему Анимуса и служат для поощрения игроков корпорации Абстерго за более полное изучение игрового мира (то есть за более полную синхронизацию памяти Эдварда Кенуэя).

Всего в Assassin’s Creed есть 100 испытаний . Они разделены на три уровня сложности, а так же на категории по видам деятельности главного героя: Ассасин, Боец, Золотой Мальчик, Исследователь, Охотник, Пират, Симуляция.

За выполнение этих испытаний открывается доступ к игровым чит-кодам, которые видоизменяют стандартный игровой процесс и делают игру интереснее. Честно заработанные чит-коды можно включить в последнем разделе Assassins Creed 4: Black Flag «Испытаний Абстерго» - Cheats.

Чит-коды

Навигация по звездам - этот чит стирает границы между днем и ночью (вы можете установить фиксированное время суток - закат, восход, день, ночь) – Завершите 10 испытаний Абстерго.

Тысяча чертей - этот чит наполняет речь Эдварда типовыми пиратскими фразами - Завершите 20 испытаний Абстерго.

Пощады не будет - этот чит активирует жесткий режим: ни Эдвард, ни «Галка» не могут восстанавливать здоровье – Завершите 30 испытаний Абстерго.

Проклятье семи морей - этот чит максимально увеличивает известность Эдварда Кенуэя. Повеселитесь с охотниками на пиратов! – Завершите 40 испытаний Абстерго.

Йо-хо-хо и бутылка рома - этот чит делает Эдварда вечно пьяным – Завершите 50 испытаний Асбтерго.

Воля Посейдона - этот чит блокирует интенсивность морских волн – Завершите 60 испытаний Абстерго.

Мертвые не кусаются - этот чит активирует режим Бога: Эдвард и «Галка» становятся невосприимчивы к урону. – Завершите 70 испытаний Абстерго.

Разрази меня гром - этот чит превращает всех врагов в кроликов – Завершите 80 испытаний Абстерго.

Вооружены до зубов - этот чит предоставляет Эдварду и «Галке» безграничный боезапас. Вам не придется перезаряжать оружие – Завершите 90 испытаний Абстерго.

Команда мертвецов - этот чит превращает команду «Галки» в скелетов – Завершите 100 испытаний Абстерго.

При включении кода в игре перестанет срабатывать автосохранение и прогресс прохождения остановится на месте. Для продолжения нормального режима игры нужно выключить все чит-коды.

Привычных и всем знакомых чит-кодов в Assassin’s Creed 4: Black Flag , которые мгновенно дадут вам какое-то преимущество на противниками, сделают вас и вашу команду полностью неуязвимой, здесь, к сожалению, нет, но есть нечто, с помощью чего вы сможете получить преимущество в AC4 над противником обычным игровым методом.

Узнать свои текущие координаты можно открыв карту и наведя курсор мыши на свое местоположение. При наведении указателя мыши на какое-то другие место вы увидите координаты этого объекта.

Координаты сундуков с сокровищами

В игре AC4 есть множество интересных, скрытых от посторонних глаз мест, но самые интересные - спрятанные сундуки с сокровищами Assassin’s Creed 4 в которых можно найти не только деньги, но и чертежи для улучшения корабля. Сразу следует заметить, что для получения сундуков с сокровищами, даже если вы знаете их точные координаты, необходимо найти карту. Координаты карт с сокровищами, как и все другие объекты на карте, появляются после синхронизации точек обзора, открытия части глобальной карты.
локация где находится сундук награда
1. Мыс Бонависта
(179, 593)
Внутри пещеры. - 1 500 денег
2. Гавана
(240, 607)
На пляже в южной части города, возле начала стены. - чертеж: носовая фигура «Мести королевы Анны»
- 3 000 денег
3. Соляная Лагуна
(749, 625)
Перед огромным камнем. - чертеж: фигура «Змея»
- 3 000 денег
4. Остров Абако
(616, 835)
Между тремя пальмами. Неподалеку стоит корабль. - 4 000 денег
5. Нассау
(633, 784)
В болотистой местности возле двух больших камней. - чертеж: «Серые Паруса»
- 3 000 денег
6. Остров Андреас
(579, 720)
На южной стороне острова под пальмами. - чертеж: «Элитный Гарпун»
- 3 000 денег
7. Petite Caverne
(901, 263)
Недалеко от костра с небольшими камнями. - чертеж: «Elite Heavy Shot Storage»
- 3 000 денег
8. Матансас
(333, 650)
Возле руин. - чертеж: «Элитная Мортира»
- 3 000 денег
9. Кингстон
(623, 172)
- чертеж: «Штурвала из Черного Дерева»
- 3 000 денег
10. Cayman Sound
(327, 334)
- 4 000 денег
11. Jiguey
(565, 539)
Возле одинокой пальмы. - 4 000 денег
12. Амбергрис-Кайе
(55, 178)
В подводной пещере.
- 4 000 денег
13. Мистериоса
(307, 195)
Возле большого сооружения. - чертеж: «Elite Heavy Shot»
- 3 000 денег
14. Сан-Хуан
(479, 487)
За деревянными досками. - чертеж: «Elite Fire Barrel Strength»
- 3 000 денег
15. Принсипи
(992, 422)
Наверху форта, возле четырех пушек. - 3 000 денег
16. Лонг-Бей
(525, 253)
Возле точки обзора. - 4 000 денег
17. Тулум
(70, 405)
Около большого дерева. - 4 000 денег
18. New Bone
(442, 118)
Около мельницы. - 4 000 денег
19. Остров Пинос
(335, 469)
Слева от храма возле рун майя. - чертеж: «Штурвал Аквилы»
- 3 000 денег
20. Камберленд Бэй
(679, 381)
- 4 000 денег
21. Остров Провиденсия
(502, 44)
Возле кораблекрушения.
22. Анотто Бей
(621, 277)
Возле лестницы, которая ведет контрабандистов. - 4 000 денег

Координаты затонувших кораблей AC4

Ниже приведен полный список всех затонувших кораблей Assassin’s Creed 4 . Все эти корабли нужно найти для прохождения игры на 100%. Кроме того, все эти корабли имеют ценные сокровища, которые вы сможете забрать после их обнаружения.
название локации координаты
1. Ambergris Key 55, 177
2. Antocha 629, 661
3. Black Trench 221, 449
4. Анотто Бей 622, 276
5. Аточа 632, 661
6. Голубая дыра 470, 170
7. Игуэй 564, 539
8. Кораблекрушение Ла Консепсьон 180, 296
9. Маленькая пещера 901, 264
10. Пещеры Око Дьявола 487, 356
11. Руины Кабах 768, 144
12. Сан Игнасио 378, 769
13. Сан-Хуан 480, 486

Координаты чертежей Assassin’s Creed 4

В игре, кроме затонувших и никому ненужных кораблей, также есть и особенные чертежи AC4, с помощью которых можно значительно улучшить свой корабль, сделать его быстрее, прочнее и сильнее. Все чертежи в Assassin’s Creed 4 разбросаны по всему игровому миру и найти их, не зная точных координат, список которых ниже, будет достаточно сложно.
название локация описание
1. Таран Ла-Консепсьон
(181, 296)
Усиливает повреждение вражеских кораблей во время тарана.
2. Корпус Сан-Игнасио
(379, 770)
Прочный корпус способен выдержать множество залпов противника.
3. Elite Round Shot Strength Руины Кабах
(769, 145)
4. Комплект пушек Голубая дыра
(471, 170)
Комплект из 46 пушек высокой мощности.
5. Мортиры Antocha
(630, 660)
Новые мортиры позволяют кораблю обстреливать дальние дистанции и поражают большую площадь.
6. Медные фальконеты Пещеры Глаз Дьявола
(488, 353)
С помощью фальконет можно вести прицельный огонь и наносить множество повреждений противнику.
7. Тяжелые ядра Остров Мистериоса
(307, 195)
Тяжелые ядра наносят огромный урон с близкого расстояния и позволяют делать два выстрелы за одну перезарядку.
8. Зажигательные снаряды Сан-Хуан
(479, 487)
Поджигают объекты при попадании.
9. Отсек тяжелых ядер Пещера Петит
(901, 263)
Увеличивает максимальное количество тяжелых ядер.
10. Отсек мортирных ядер Матансас
(333, 650)
Увеличивает максимальное количество мортирных ядер.
11. Отсек зажигательных снарядов Провиденсия
(502, 44)
Увеличивает максимальное количество зажигательных снарядов.
12. Гарпун Остров Андреас
(579,720)
Огромный урон при попадании по противнику.