Арзамасская железнодорожная катастрофа. Где произошел взрыв? Взрыв за пределами вагона

Число дня рождения 9 символизирует сильную личность с потенциальным интеллектом, способную к высокому развитию. Здесь успех дарит мир искусства и художеств, артистический талант и творческая, созидательная сила.

Таким людям лучше сразу отказаться от профессий коммерсанта, металлурга, военного. Их проблема нередко заключается в осознании своих талантов и способностей и в выборе правильного жизненного пути.

Число 9 часто считается главным числом нумерологии, со специальным, иногда даже сакральным значением. Связано это с тем, что при умножении на любое число, девятка воспроизводит себя. Напрмер, 9 х 4 = 36 => 3 + 6 = 9. Эти люди способны на самые лучшие чувства по отношению к близким. Но они часто попадают во всякого рода неприятные ситуации.

Счастливый день недели для числа 9 - пятница.

Ваша планета - Нептун.

Совет: Под этим числом дня рождения рождаются и великие изобретатели, и открыватели нового, и музыканты. Все зависит от Ваших способностей и желания. Оба эти фактора следует объединить, направить на одну цель - тогда успех гарантирован.

Важно: Любовь к людям, стремление к совершенству.
Девятка наделяет человека духовной активностью и способствует высшей мыслительной деятельности.

Человек девятки склонен к религиозным откровениям, космическим контактам, синтетическим наукам, самообразованию. Покровительствует композиторам и музыкантам, мореплавателям и поэтам, психологам и гипнотезёрам.

Судьба такого человека может быть изменчивой и непостоянной. Среди людей девятки много революционеров, наркоманов и алкоголиков.

Любовь и секс:

Эти люди полностью отдаются любви и страстно желают быть любимыми. Жажда любви у них настолько велика, что они готовы ради нее на что угодно, даже на унижения.

Большое значение придают атрибутике романтического ухаживания. При этом быстро теряют интерес к объекту своего влечения, если он (или она) долго не поддаются соблазну.

Во многих случаях брак с этими людьми удачен, хотя бы потому, что это весьма сексуальные люди. К вопросу нравственности они относятся серьезно. На некотором этапе эти люди могут захотеть пересмотреть брачные отношения, даже если семья счастлива и между супругами царит любовь.

Они захотят узнать, почему любят друг друга. После этого они пожелают каждый день видеть подтверждение любви.

Число рождения для женщины

Число рождения 9 для женщины Неординарная, неуловимая женщина, всегда полна интересных замыслов, все время находится в движении. Предпочитает общаться с образованными и интеллигентными людьми, творческими личностями, чьи интересы лежат в области философии, культуры и искусства. Ей нравится со своим другом вместе ходить на всевозможные выставки, принимать участие в общественной, социальной или политической жизни. Она ожидает море цветов и подарков от поклонников. Ужин при свечах в торжественной обстановке действует на нее опьяняюще и приводит к созданию прочного союза. В отношениях с партнером вечно стремится поучать или демонстрировать знания. Она нуждается в красоте, и сама хочет быть красивой во всех отношениях. Следит за своей внешностью, но дома позволяет себе одеться во что попало. Ее нужно любить без оглядки на условности. Она ненавидит собственнические инстинкты и стяжательство во всех его проявлениях. Ей нравится неформальный образ жизни и общество многочисленных друзей. Всегда непредсказуема. Имеет склонность связываться с мужчинами, которые ей на самом деле не нужны. Она может раствориться в любви к избраннику, полностью отдать себя ему, или так и не познать, что есть любовь и любовь ли это была. Хорошие продолжительные отношения у нее могут сложиться с партнером, который нетребователен к ней, создает ей материальный комфорт и ощущение свободы.

Число рождения для мужчины

Число рождения 9 для мужчины Это интеллектуальный, романтичный, весьма эрудированный мужчина. Он общительный, откровенный, живет с открытым сердцем. Интеллектуальное и духовное общение становится главным в отношениях с ним. Он стремится к людям определившимся, нашедшим свое самовыражение. Строго придерживается своих убеждений, идейные разногласия могут стать непреодолимой преградой в отношениях. Любовь - это нечто больше происходящее в его го-лове, чем в сердце. Разумом он пытается управлять чувствами своими и партнера. Предъявляет высокие требования к своей избраннице. Тщательно планирует встречи, продумывая все детали, и старается применять методы обольщения, которые использовались еще в 18 веке. Ценит уважение и честность друг перед другом. Обычно уверен в своей правоте и высоком качестве своих знаний. Главная его проблема - отрыв от реальности и несдержанность. Он стремится избегать настоящей близости в интимных отношениях. Для него важно сохранять свою свободу и ощущение, что он принадлежит только себе. Полагает, что секс - это физическое продолжение интеллектуального общения между полами. Любовь чаще всего встречает в путешествиях. Он очень чуток, и может жертвовать собственными потребностями ради партнера. Отношения с ним могут превратиться в восхитительный роман, но ему нужно научиться видеть в своей женщине реального человека.

Число рождения 4

Основной их характеристикой является ум и пессимизм. Эти люди обычно делают блестящую академическую карьеру. У них хорошая наблюдательность и восприимчивость к учебе. Они чрезвычайно эффективные работники, хотя и без лишнего старания. Делают любую работу методично, без метаний. Они не вспыльчивы, редко ссорятся. Расточительны, деньги от них так же быстро уходят, как и приходят.

Нелегко влюбляются, но если уж влюбились, то на всю жизнь. Они верны не по обязанности, а потому, что им очень трудно полюбить. Сексуальный аппетит средний.

Будучи прирожденными пессимистами, живут в постоянной печали, что очень трудно переносить окружающим. Неуверенны в людях. Не очень веря в себя, нуждаются в постоянном ободрении. Если получают поддержку, то чувствуют себя великолепно, если нет, то становятся колючими и вспыльчивыми. Пессимизм вредит им, т.к. из-за него часто не достигают большого успеха, упускают хорошие возможности, считая заранее, что ничего не выйдет.

Они не умеют экономить, во время нужды чрезвычайно подавлены, если не могут найти средства.
Партнеры, супруги, друзья должны приободрять их, т.к. лишенные поддержки, они теряются. Все окружающие должны быть воплощением терпения и силы. Взамен от таких людей они могут получить безупречную преданность, привязанность и надежность.

Им необходимо любой ценой преодолеть чувство неполноценности, от которого они сами страдают (упуская возможности, обвиняя мир в несправедливости). Чаще всего причина неудач в них самих. Им нужно поверить в себя, в свой ум и способности.
У них могут быть проблемы с почками, могут быть боли в спине и головы.

Квадрат Пифагора или психоматрица

Качества, перечисленные в ячейках квадрата, могут быть сильными, средними, слабыми или отсутствующими, все зависит от количества цифр в ячейке.

Расшифровка Квадрата Пифагора (ячейки квадрата)

Характер, сила воли - 2

Энергетика, харизма - 1

Познание, творчество - 1

Здоровье, красота - 1

Логика, интуиция - 0

Трудолюбие, мастерство - 2

Удача, везение - 0

Чувство долга - 3

Память, ум - 2

Расшифровка Квадрата Пифагора (строки, стролбцы и диагонали квадрата)

Чем выше значение, тем более выражено качество.

Самооценка (столбец «1-2-3») - 4

Зарабатывание денег (столбец «4-5-6») - 3

Потенциал таланта (столбец «7-8-9») - 5

Целеустремленность (строка «1-4-7») - 3

Семейность (строка «2-5-8») - 4

Стабильность (строка «3-6-9») - 5

Духовный потенциал (диагональ «1-5-9») - 4

Темперамент (диагональ «3-5-7») - 1


Знак китайского зодиака Дракон

Каждые 2 года происходит смена Стихии года (огонь, земля, металл, вода, дерево). Китайская астрологическая система делит годы на активные, бурные (Ян) и пассивные, спокойные (Инь).

Вы Дракон стихии Земля года Ян

Часы рождения

24 часа соответствуют двенадцати знакам китайского зодиака. Знак китайского гороскопа рождения, соответствующий времени появления на свет, поэтому очень важно знать точное время рождения оно оказывает сильное воздействие на характер человека. Утверждается, что по гороскопу рождения можно точно узнать особенности своего характера.

Самое яркое проявление качеств часа рождения будет иметь место, если символ часа рождения совпадает с сим-волом года. Например, человек, рожденный в год и час Лошади, проявит максимум качеств, предписанных это-му знаку.

  • Крыса — 23:00 — 01:00
  • Бык — 1:00 — 3:00
  • Тигр — 3:00 — 5:00
  • Кролик — 5:00 — 7:00
  • Дракон — 7:00 — 9:00
  • Змея — 09:00 — 11:00
  • Лошадь — 11:00 — 13:00
  • Коза — 13:00 — 15:00
  • Обезьяна — 15:00 — 17:00
  • Петух — 17:00 — 19:00
  • Собака — 19:00 — 21:00
  • Свинья — 21:00 — 23:00

Знак европейского зодиака Близнецы

Даты: 2013-05-21 -2013-06-21

Четыре Стихии и их Знаки распределяются следующим образом: Огонь (Овен, Лев и Стрелец), Земля (Телец, Дева и Козерог), Воздух (Близнецы, Весы и Водолей) и Вода (Рак, Скорпион и Рыбы). Поскольку стихии помогают описать основные черты характера человека, то включив их в наш гороскоп, они помогают составить более полное представление о той или иной личности.

Особенности этой стихии - тепло и влажность, гибкость, делимость, приспособляемость. В Зодиаке этим качествам соответствует воздушный тригон (треугольник): Близнецы, Весы и Водолей. Тригон Воздуха считается тригоном идей и интеллектуальности. Принцип: обмен, контакт.
Воздух определяет контакты и взаимосвязи. Стихия Воздуха наделяет человека такими качествами, как подвижность, деятельность, живость, переменчивость, гибкость, проворность, восприимчивость, вездесущесть, безграничность, любознательность. Воздух независим, свободен. Он отвечает за основные процессы на Земле - движение, размножение, продолжение рода, то есть за передачу жизни.
Люди, в чьих гороскопах выражена стихия Воздуха, имеют сангвинический темперамент. Такие люди могут производить впечатление. Они быстры в решениях и делах, легко и быстро схватывают любую информацию, затем все это в переработанном по-своему виде передают другим людям. Они мгновенно приспосабливаются к любым переменам и изменениям в жизни. Им свойственна духовная гибкость, лабильность психики, подвижность ума, они неутомимы, пока увлечены каким-то делом. Однообразие их утомляет.
К недостаткам характера людей стихии Воздуха можно отнести отсутствие основательности и глубины в сфере мышления, в сфере чувств и деятельности, они весьма ненадежны, на них нельзя положиться. Они слишком поверхностны, нервозны, нерешительны, их цели и планы постоянно колеблются, меняются. Но свои недостатки они могут преподнести как достоинства.
Ни один тригон не обладает такими способностями к дипломатии и светскому образу жизни, как тригон Воздуха. Это виртуоз в умении устанавливать многочисленные и разнообразные связи, схватывать, связывать и использовать разнородную информацию. Люди Воздуха не терпят оседлого образа жизни, деловой рутины, чаще всего не имеют стабильной профессии, если только она не связана с информацией, поездками и контактами.
Наибольший успех люди тригона Воздуха имеют в области науки, техники, мира искусств, особенно литературы. А журналистика - это просто их стихия. Лучшими помощниками этих людей в работе являются их постоянное стремление к все новым и новым впечатлениям, новому опыту, беспрерывному обмену мыслями и идеями, взглядами и мнениями с окружающими их людьми и их умение устанавливать быстрые связи и контакты. Их идеал - находиться в центре всех событий.
Чаще всего люди стихии Воздуха не вписываются в общепризнанные рамки из-за тяги к свободе, они не любят обязательств, избегают излишней драматизации отношений. Даже обычная семейная жизнь для них может казаться определенным «крестом», от которого они будут стараться ускользнуть или, по крайней мере, его облегчить.
Однообразие и монотонность - их злейший враг, поэтому кризисы в сфере любви и брака для них обычная история. Их поверхностные чувства могут быстро воспламеняться и воодушевляться, а близкие контакты завязаться даже с первой встречи и с первым встречным, но все это будет продолжаться ровно до встречи со следующим объектом восторга и восхищения, до новой причины воодушевления и увлечения.
Родителям и воспитателям детей тригона Воздуха особое внимание следует обратить на их чрезмерный идеализм, поверхностность мышления, подверженность чужому влиянию. Поэтому необходимо как можно раньше заложить в них тот нравственный стержень, который будет их опорой в жизни. Поскольку ребенок данного тригона очень подвержен как плохим, так и хорошим влияниям, очень важно, кто находится рядом с ним. Роль родителей в выборе друзей очень важна. С таким ребенком надо быть постоянно в контакте, участвовать в его делах и находиться рядом во время отдыха, тогда духовная связь родителей и ребенка сохранится до конца жизни.
Самое большое преимущество людей этой стихии - умение контактировать с окружающим миром, умение связывать людей и обстоятельства, а самая большая опасность - душевное и духовное раздробление, часто вызывающее излишние переживания и разочарования.

Близнецы, Дева, Стрелец и Рыбы. Мутабельный крест - это крест разума, связи, приспособления, распределения. Главное качество - трансформация идеи. Он всегда находится здесь и сейчас, то есть в настоящем. Он дает подвижность, гибкость, приспособляемость, покладистость, двойственность. Люди, в гороскопах которых Солнце, Луна или большинство личностных планет находятся в мутабелъных знаках, обладают дипломатическими способностями. У них гибкий ум, тонкая интуиция. Они, как правило, очень осторожны, предусмотрительны, бдительны и постоянно находятся в состоянии ожидания, что помогает им приспосабливаться к любым ситуациям. Главное для них - это владеть информацией. Когда они чувствуют себя не очень компетентными или информированными в каком-либо вопросе, прекрасно умеют уклоняться и увертываться от всех и всего, хотя считаются самыми осведомленными из всего Зодиака. Они общительны, обходительны, словоохотливы, являются интересными собеседниками. Они легко и умело сдают позиции, сознаются в своих ошибках и промахах, соглашаются со своими оппонентами, собеседниками. Люди мутабельного креста стремятся к внутренней гармонии, согласию, посредничеству и сотрудничеству, но подвержены сильному внутреннему беспокойству и влиянию извне. Самая большая их страсть - это любопытство, которое заставляет их быть в постоянном движении. Их взгляды и мировоззрение довольно неустойчивы и зависят от окружения. Нередко у них отсутствует собственная точка зрения. Этим отчасти и объясняются причины их неуравновешенности и непостоянства, перемен в их жизни. Истинные цели и планы этих людей трудно предугадать, но зато они почти безошибочно угадывают планы других. Они используют любую возможность, которая может принести им пользу или прибыль, умело ухитряются обойти удары судьбы. Люди мутабельного креста - прирожденные реалисты. Для достижения своей цели они используют многочисленных друзей, приятелей, соседей, родню, сослуживцев, даже малознакомых людей. Жизненные кризисы легко переживаются и быстро забываются. Если нет прямого пути к жизненной цели, то они пойдут окружным путем, обдумывая каждый шаг, обходя все видимые острые углы, минуя все подводные камни. В чем им помогают их природная хитрость и лукавство, лесть и обман, способность к мошенничеству. Мутабельные знаки выручат из любой нештатной, необычной ситуации, такая ситуация не заставит их нервничать, они лишь почувствуют свою стихию, в которой могут наконец действовать. В то же время их психика и нервная система весьма неустойчивы. Серьезные препятствия могут быстро вывести их из строя, выбивают из колеи и отодвигают достижение цели. В этом случае они не сопротивляются, а плывут по течению.

Взрыв в Арзамасе прогремел в 1988 году, это была одна из крупнейших катастроф на советской железной дороге. При приближении к станции "Арзамас 1" взорвались сразу три вагона грузового состава, который следовал в из Дзержинска. В них находился гексоген, который требовался горным предприятиям. В результате катастрофы погиб 91 человек, число пострадавших составляет около полутора тысяч.

Подробности происшествия

Взрыв в Арзамасе прогремел 4 июня. В 09:32 утра железнодорожный состав ехал через переезд в город Арзамас. В трех вагонах этого поезда транспортировалось 120 тонн взрывчатки, которая предназначалась для горных предприятий на территории современного Казахстана.

Сам железнодорожный переезд расположен в северной части станции "Арзамас 1". Позже следователи и специалисты смогли установить, что в момент взрыва в вагонах поезда находилось 30 тонн тротиловых шашек, а также еще 87 тонн аммонала, аммонита, октогена, гексогена, помимо этого, заряды, используемые для нефтедобычи.

Взрыв в Арзамасе в 1988 году стал главной и шокирующей трагедией для всего общества.

Последствия взрыва

Уже после того как прогремел взрыв, на месте, где в тот момент находились грузовые вагоны, образовались сразу две воронки, которые были соединены между собой. Их глубина составляла от трех с половиной до четырех с половиной метров. При этом диаметр первой воронки был 26 метров, а второй - 76 метров.

Последствия взрыва в Арзамасе были катастрофическими. Он уничтожил 151 дом, без крова официально остались 823 семьи. Только по официальной информации, погиб 91 человек, еще полторы тысячи пострадали. Взрывной волной были разрушены 250 метров железнодорожного полотна, серьезные повреждения нанесены железнодорожному вокзалу, электроподстанции, линиям электропередач, газопроводу.

Среди социальных объектов в числе пострадавших оказались две больницы, целых 49 детских садов, 14 общеобразовательных школ и 69 магазинов. Всего в так называемой пораженной зоне оказались 160 объектов промышленного и хозяйственного значения.

Версии случившегося

Изначально главной версией взрыва в Арзамасе в 1988 году считались нарушения порядка погрузки и перевозки взрывчатых веществ. В то же время следствие тщательно расследовало версию а также диверсии, совершенной одной из спецслужб другой страны, чтобы создать в Советском Союзе нестабильную обстановку.

Считается, что истинные в Арзамасе неизвестны до сих пор. Многие исследователи и историки считают, что власти и спецслужбы не раскрывают всей правды о произошедшем.

Сейчас на месте взрыва поезда в Арзамасе установлен памятный мемориал, на котором высечены имена всех погибших в этой катастрофе. Каждый год 4 июня, в годовщину трагедии, на это место приходят местные жители, чтобы вспомнить о погибших.

Одним из последствий взрыва в Арзамасе 4 июня 1988 года стало строительство целых 11 микрорайонов на юге города для семей, пострадавших в этой трагедии.

Была ли это диверсия?

Правительственная комиссия, целью которой было установить истинные причины трагедии, работала на месте катастрофы несколько лет. В результате абсолютно точно установить причины произошедшего ей так и не удалось. В основном, из-за этого так популярна версия о том, что это была диверсия, целенаправленный акт, а не случайность или чья-то халатность.

Среди основных версий произошедшего также называют самопроизвольный взрыв взрывчатки, которая находилась в железнодорожных вагонах (в основном, октогена и кристаллического гексогена). Скорее всего, это могло произойти из-за механического повреждения либо неисправности газопровода, который проходил непосредственно под железнодорожными путями.

В 2003 году, спустя 15 лет после трагедии, (на тот момент им был Геннадий Ходырев) официально выразил твердую уверенность в том, что взрыв в Арзамасе 4 июня 1988 года произошел в результате диверсии. Но в действительности эта распространенная версия так и не нашла официального подтверждения и неопровержимых доказательств до сих пор.

При этом стоит признать, что версия преднамеренного подрыва железнодорожного состава была одной из самых популярных, особенно среди местных жителей. Считалось, что конечной целью было нанести как можно больший ущерб самому городу. Преимущественно эта версия была построена на том, что взорвался состав в непосредственной близости от самого города. Дополнительную пищу для размышлений дала и под Уфой, которая произошла день в день с трагедией в Арзамасе ровно через год.

Что случилось в Уфе?

Катастрофа под Уфой стала крупнейшей в истории советских и российских железных дорог. Она произошла 4 июня 1989 года в районе города Иглинска в Башкирской АССР, всего в 11 километрах от города Аши Челябинской области. Взрыв прогремел в момент, когда навстречу друг другу проходили два пассажирских поезда. Один следовал из Новосибирска в Адлер, а второй в обратном направлении. По официальной версии, взрыв произошел из-за облака легких углеводородов, которые образовались из-за аварии, произошедшей на трубопроводе "Сибирь - Урал - Поволжье". Он проходил в непосредственной близости от поездов.

В результате этой трагедии погибли 575 человек, по еще одной версии - 645. Из них 181 ребенок, около шестисот человек были ранены.

По официальной версии, катастрофа произошла из-за утечки газа. Предположительно, газопровод был поврежден ковшом экскаватора при его строительстве еще в 1985 году. Эксперты сумели установить, что утечка газа началась за 40 минут до самого взрыва.

По еще одной версии причиной аварии стало воздействие коррозии на внешнюю часть трубы. Это могло произойти из-за так называемых "блуждающих токов" от железной дороги. Примерно за три недели до взрыва в том месте образовался микросвищ, который из-за внезапного охлаждения превратился в трещину в месте расширения газа. Когда произошла встреча двух пассажирских поездов, возникла искра из-за торможения, ее хватило, чтобы началась детонация газа. По еще одному предположению, искра могла возникнуть из-под пантографа какого-то из локомотивов.

Факты о трагедии в Арзамасе

Трагедии в Арзамасе посвящено множество исследований, специалистам и историкам-любителям удалось собрать большое количество фактов об этой катастрофе. В частности установлено, что первый груз отправился 31 мая с который располагался в городе Дзержинске. Взрывчатые вещества были погружены в десять вагонов грузового состава.

Три вагона со взрывчаткой в результате стали головными в грузовом составе под номером 3115, который отправился 3 июня на юг страны.

Что конкретно было в каждом вагоне?

Сейчас уже удалось установить, какая именно взрывчатка была в каждом из вагонов.

Первый был цельнометаллическим, в нем находились 30 тонн тротила в шашках, которые были упакованы в ящики из гофрокартона, а также 286 килограммов кумулятивных детонаторов в ящиках из обычного ДВП.

Второй вагон тоже был цельнометаллическим. В нем находились 27 тонн октогена и более 30 тонн флегматизированного гексогена, которые были тщательно упакованы в шестислойные бумажные мешки.

Наконец, третий вагон был деревянным. В нем находились бумажные патроны, запаянные целлофаном и упакованные затем в картонные ящики. Также в вагоне были сложены пять тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.

Всего состав насчитывал 54 вагона. В момент катастрофы он двигался со скоростью 22 километра в час. Сам взрыв в Арзамасе-16 произошел ровно в 324 метрах от железнодорожной станции.

Воспоминания очевидцев

По официальным данным, взрыв произошел ровно в 09:32 по московскому времени. Именно в этот миг остановлены стрелки часов на циферблате, который установлен на памятном мемориале. Но сотрудники госбезопасности, которые проводили расследование и опрашивали свидетелей, считают, что в действительности взрыв прогремел на шесть минут раньше.

Очевидцы рассказывают, что само здание вокзала пострадало несильно, у него снесло крышу, а вот небольшие одноэтажные дома, которые были в округе в радиусе примерно 150 метров, просто снесло под корень. Много жертв было в рейсовом автобусе, который находился неподалеку от железнодорожного полотна. У него полностью сорвало верх.

По словам других очевидцев, поначалу многие подумали, что это Когда подбежали к окнам, то увидели большой черный гриб, который вырастал на небе. Кто-то решил, что это взорвалась нефтебаза.

Где произошел взрыв?

Рассматривая версии произошедшего, важно установить, где непосредственно произошел взрыв, внутри или снаружи вагона.

В пользу того, что эпицентр взрыва находился внутри вагона, говорит тот факт, что термическое разложение взрывчатых веществ произошло из-за химической нестойкости. Сильный механический удар по максимально тонкому слою взрывчатых веществ привел к искре, которая могла возникнуть даже от разряда статического электричества. В результате возник прострел вагона пулей, ударно-волновое действие началось от капсуля-детонатора или электродетонатора.

Взрыв за пределами вагона

По еще одной версии, взрыв мог произойти и вне вагона. К нему могло привести воспламенение или взрыв газо-воздушной смеси, которые могли произойти в сотне метров под землей, где проходил газопровод. Некоторые свидетели как раз утверждают, что чувствовали характерный запах газа.

Специалисты смоделировали большое количество ситуаций, которые могли привести к трагедии, провели большое количество испытаний. Точно такие же вагоны привозили на полигоны, в них даже стреляли из оружия, взрывчатые вещества пытались поджечь, кидали на них грузы. Было опрошено большое количество свидетелей и очевидцев взрыва. Проводился тщательный анализ метода погрузки и состояния, в котором находились сами вагоны. Была проведена масштабная работа, но узнать истину и сейчас не представляется возможным.

Арзамасская железнодорожная катастрофа . Большинство арзамасцев увидели взрыв примерно так, как на этой фотографии.

И только потом узнали:

4 июня 1988 года в 09.32 железнодорожный состав, в котором находились 3 вагона со 121 тонной гексогена, предназначенного для горных предприятий, следовал через железнодорожный переезд в городе Арзамас в нескольких сотнях метров от станции Арзамас-I. В этот момент произошёл взрыв.

Сила взрыва была такова, что на месте осталась воронка глубиной 26 метров, а секция «Б» тепловоза 2ТЭ10М-0405 была отброшена на 2 км. Взрывом был уничтожен 151 дом, более 800 семей остались без крова. По официальным данным погиб 91 человек, пострадали 1500 человек. Было разрушено 250 метров железнодорожного полотна, повреждён железнодорожный вокзал, разрушены электроподстанция, линии электропередач, повреждён газопровод. Пострадали 2 больницы, 49 детских садов, 14 школ, 69 магазинов.

Основной версией взрыва считается нарушение правил погрузки и перевозки взрывчатых веществ, хотя в качестве одной из версий рассматривался и террористический акт, и диверсия со стороны спец служб других стран. Фотографии города могут передать только часть разрухи.

Версия преднамеренного подрыва состава была достаточно популярна в местном сообществе. Предполагалось, что целью акции было причинение максимального ущерба городу Арзамас. Версия строилась на том, что взрыв произошел в подозрительной близости к городу. Кроме этого, в Нижнем Новгороде до взрыва был достаточно распространен настенный календарь-плакат с изображением Олега Янковского, на котором дата катастрофы была выделена типографским браком — подчеркиванием в форме нарисованной одним росчерком положенной на бок квадратной скобки. Часы на руке артиста показывали время взрыва. Ходили слухи, что на пиджаке артиста можно рассмотреть набранное микрошрифтом слово «Арзамас», но последнее заявление проверить не удалось.

В Арзамасе на месте взрыва построена часовня и Мемориал, на котором высечены имена погибших. Ежегодно 4 июня в городе проходят траурные мероприятия, посвящённые памяти погибших при взрыве.

А в 1989 году произошла вторая крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. На перегоне между станциями Аша и Улу-Теляк в момент прохождения двух пассажирских поездов взорвалось облако газа, вытекшее из повреждённого продуктопровода. Погибли 575 человек, ранены 623. На трубе продуктопровода «Западная Сибирь—Урал—Поволжье», по которому транспортировали широкую фракцию лёгких углеводородов (сжиженную газобензиновую смесь), образовалась узкая щель длиной 1,7 м.

Из-за протечки трубопровода и особых погодных условий газ скопился в низине, по которой в 900 м от трубопровода проходила Транссибирская магистраль, перегон Улу-Теляк — Аша Куйбышевской железной дороги, 1710-й километр магистрали, в 11 км от станции Аша, на территории Иглинского района Башкирской АССР. Примерно за три часа до катастрофы приборы показали падение давления в трубопроводе. Однако вместо того, чтобы искать утечку, дежурный персонал лишь увеличил подачу газа для восстановления давления. Машинисты проходящих поездов предупреждали поездного диспетчера участка, что на перегоне сильная загазованность, но этому не придали значения.

4 июня 1989 года в 01:15 по местному времени (3 июня в 23:15 по московскому времени) в момент встречи двух пассажирских поездов прогремел мощный объёмный взрыв газа и вспыхнул гигантский пожар. В поездах № 211 «Новосибирск—Адлер» (20 вагонов, локомотив ВЛ10-901) и № 212 «Адлер—Новосибирск» (18 вагонов, локомотив ЧС2-689) находилось 1284 пассажира (в том числе 383 ребёнка) и 86 членов поездных и локомотивных бригад.

Ударной волной с путей было сброшено 11 вагонов, из них 7 полностью сгорели. Оставшиеся 27 вагонов обгорели снаружи и выгорели внутри. По официальным данным 575 человек погибло (по другим данным — 645); 623 стали инвалидами, получив тяжёлые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших — 181.

4 июня 1988 года. 9:32 утра . Железнодорожная станция Арзамас-1 в городе Арзамасе Нижегородской области. Железнодорожный состав въезжает на станцию, внутри 3-х вагонов находится 120 тонн взрывчатых веществ. Это все сухие цифры, так любят писать в газетах и сводках новостей. Но трагедия для небольшого города намного сильнее чем 2 предложения в Комсомолке.

Взрыв прогремел в 9:32 (по другим данным 9:25), образовалась огромная воронка, двигатель поезда взлетев в воздух и приземлился за 200 метров от места происшествия.

91 человек (17 детей) погибли на месте, 800 человек пострадало, 823 человека потеряли дома , и это уже другие цифры. Трудно представить себе, что такое потерять все за долю секунды, просто в какой-то момент «щелк» и ничего нет.


На месте образовалась 26-метровая воронка. Сейчас, по прошествии уже 27 лет это место выглядит абсолютно обычно и если не знать, что тут произошло так и проедешь не заметив.


Но находясь на месте взрыва, в поле, постоянно присутствует тишина, действительно очень тихо и тяжело там ходить. Где-то лежат надмогильные камни, где-то торчат металлические детали, рельсы, небольшие воронки.


3 июня три вагонами грузового состава № 3115 направились на юг страны из Дзержинска. В первом вагоне, цельнометаллическом, находилось 30 тонн тротила в шашках, упакованного в ящики из гофрокартона, и 286 кг кумулятивных детонаторов — в ящиках из ДВП. Во втором, аналогичном первому, перевозилось 27,28 тонны октогена и 30,4 тонны флегматизированного гексогена, упакованные в шестислойные бумажные мешки. Третий вагон был деревянным. В нем в бумажных патронах, запаянных целлофаном и упакованных в картонные ящики, находилось 5 тонн скального аммонита и 25 тонн аммонала.


Грузовой состав из 54 вагонов на скорости около 22 км в час подходил к 232-му км перегона Соловейка — Арзамас-1 Горьковской железной дороги, в 324 метрах от вокзала станции Арзамас-1.


Из материалов проверки КГБ:

Полные разрушения — радиус 150 м — 44 дома.

Сильные разрушения — радиус 300 м — 107 домов.

Средние разрушения — радиус 650 м — 120 домов.

Слабые разрушения — радиус 900 м — 130 домов.



Комментарии очевидцев говорят лучше любых фактов. Сергей: «Был на месте трагедии минут через 5-7. Видел все своими глазами, помогал грузить трупы, вернее то, что от них осталось

На всю жизнь врезалось в память тело милиционера лежащего на перроне. У него абсолютно сгорели волосы. Черный, как манекен, он вылетел из ботинок…

Место сразу не узнал. Здание вокзала пострадало несильно, только крышу снесло. В округе в то время были только небольшие частные одноэтажные дома. В радиусе 100-150 метров их снесло под корень.

Окна вылетели в большем радиусе. В нашей квартире со стороны взрыва вылетели полностью. Повалены столбы с перепутанными проводами, выкорчеваны деревья.

На дороге, приблизительно в 50 метрах от железнодорожного полотна, стоял рейсовый автобус. У него снесло полностью весь верх. Основные жертвы из него… Грузили оттуда некоторые трупы просто по весу, потому что разобрать, где кто, было невозможно…»


На месте взрыва установили часовню и памятник в который вставили часы замершие в момент аварии.


Всего было рассмотрено 8 версий случившегося, не буду расписывать все из них, только выдержки из некоторых.

Некоторые очевидцы перед взрывом видели пламя и дым, выбивавшиеся из нижней части второго вагона поезда. Как выяснилось потом, груз в них перевозился с грубейшими нарушениями: грузчики укладывали мешки со взрывчаткой в 11 рядов, хотя по правилам их должно быть не более 7.

Чтобы забросить мешки на такую высоту, они в качестве подставки для ног использовали их же.

В одном из вагонов на полу было обнаружено 1,6 кг октогена, обрезки проволоки и гвозди. Мешки никак не закреплялись, и от толчков состава могли запросто упасть и рассыпаться.

Как установили чекисты, вагон с октогеном-гексогеном только на станции Горький-Сортировочный 19 раз подвергался динамическому воздействию в виде толчков и остановок, кроме того, в нарушение всех требований безопасности перевозок подобных грузов, дважды спускался с горки. Сложно представить, сколько жертв и разрушений могло бы быть, сработай взрывчатка на этом крупнейшем железнодорожном узле.


Из всех перевозимых взрывчатых веществ именно октоген наиболее чувствителен к удару и трению, после чего загорается и детонирует.

Характер воронок от взрыва и его эпицентр указывали, что именно возгорание во втором вагоне инициировало взрыв.

Жаркая погода, термометр в то утро показывал 27 градусов выше нуля… Нагретый солнцем металлический вагон… Рассыпанный по полу октоген, попавший под металлической ролик двери… Пожар… Взрыв… Смерть…



Наталья: «Сначала подумала, что у кого-то взорвался газ. Выбежала на улицу и поняла, что случилось что-то страшное. Люди бежали к вокзалу. Недалеко от меня стояла грузовая машина, в кузове лежали распластанные тела двух мужчин. У одного из уха текла кровь. Оба черные, как будто в копоти. На земле лежала изуродованная женщина. Одежды на ней никакой, крови тоже не было. Кое-как погрузили ее в машину, носилок не было, положили на доски…»



Павел: «Когда раздался взрыв, я был дома с родителями. Треснуло оконное стекло. Подумали, что где-то взорвался газ. Все бросились к окнам. На небе вырастал черный гриб. „Нефтебаза взорвалась“ , — крикнул сосед с четвертого этажа. Родители запретили нам с братом выходить на улицу, караулили нас в квартире. Потом пришел сосед, который лежал в больнице, сказал, что на станции что-то взорвалось, и всех пациентов больницы отпустили домой…»



В 1988-м году был выпущен настенный плакат — календарь на 1988 год с фотографией Олега Янковского на котором галочкой было помечена дата 4 июня . Фотография Янковского была такая — сидит он свесив левую руку с часами, на которых время 9 часов 25 минут (сотрудники КГБ полагали что именно в это время случился взрыв) примерно так как фото часов было нечётким.


В интернете можно встретить комментарии: «Да все так и есть. И календарь -, изданный накануне 1988 года — сигнал атаки, способ известный, описанный неоднократно в литературе — через газету, средства массовой информации передавать условный сигнал, время, место. А на станции стоял спецэшелон, и рядом нефтебаза, это море огня, далее — завод на котором полно спецмашин химзащиты, далее город и 140 тысяч населения… и недалеко Арзамас 16 и ВНИИЭФ, самый центр СССР, немного промахнулись, не дошел фугас до нужной точки, но и так слишком. „Вечная память арзамасцам, погибшим в третьей мировой войне“. Это не шутка, увы, так напишут спустя многие годы.»



Но сути дела это уже не поменяет, был ли это случайный взрыв или теракт — людей уже не вернешь. Для сотен семей потерявших дома в последствии был построен «11 микрорайон» в Арзамасе.



Про то что в тот же день и в том же месте, где и произошел взрыв должны были проходить учения по ГО почти не упоминалось ни в одной из газет, поэтому власти и обошли стороной одну из основных причин этого взрыва. Не знаю только по чьей инициативе они проходили. О намечавшихся учениях было сообщено по местному радио где-то часов в 7-8 утра того же дня. В этот же день утром все руководители были собраны в горсовете в связи с намечавшимися учениями. Поэтому они так быстро прибыли к месту взрыва. В тот же день на ст. Арзамас-1 находился полк пожарных машин, которые в считанные минуты после взрыва оттуда убрали, об этом я узнал от одного из следователей местной прокуратуры. В дальнейшем про учения по гражданской обороне почти не сообщалось, по крайней мере в местных газетах, чтобы скрыть от населения еще одну и вероятно основную версию взрыва.


Во время спасательной операции пронеслась страшная весть, что вот-вот случится ещё один взрыв — в злополучном составе стоит цистерна со сжиженным газом, к которой пожар подобрался совсем близко. У спасателей не было тяжёлой техники. Они отцепили цистерну и толкали её голыми руками. Им удалось избежать новых жертв.


Лично я полностью уверен в том, что это была диверсия, теракт. События произошедшие ровно год спустя только укрепили мою уверенность в этом. Но это уже другая история.


« Истинная же причина взрыва — диверсия . Это подтвердили мне в беседе и Г. М. Ходырев и Соколов А.А. и М. Ф. Балакин и во время прошлогоднего приезда в Арзамас- Г. Г. Ведерников.

«Почему же преступление осталось нераскрытым?» — переспросил я каждого из собеседников. Все они показали на самый верх. Тогдашний генеральный секретарь ЦК КПСС М.С. Горбачев не поддержал выводов следственной бригады и приложил руку к тому, чтобы в Арзамасе не узнали всей правды о том, что же в действительности произошло утром 4 июня 1988 г.»


Сейчас на месте где когда-то взрывной волной снесло все дома построены новые. Жизнь идет вперед, и только часовня напоминает о той катастрофе и бескрайне пустое поле.


4 июня 1988 года арзамасцу Саше Суконкину было всего два месяца. В одночасье он потерял отца и мать. Остались они вдвоем с сестренкой на попечении бабушки, работавшей почтальоном. Одна мысль не покидала пожилую женщину: «Только бы вырастить внуков, только бы поставить их на ноги…» Вырастила, как говорят, очень хороших людей, Саша учится в вузе, его сестра тоже самостоятельный человек, у нее уже своя семья, в которой растет маленький ребенок.
Радуется за них Мария Афанасьевна Шершакова. Теперь она на пенсии, а тогда, 20 лет назад, будучи заведующей отделом писем и жалоб городского комитета КПСС, оказалась в самом эпицентре людской боли и горя. Она соединяла бабушку с ее внуками. Она обнимала пятнадцатилетнюю девочку, которая все время твердила: «Позвоните, пожалуйста, в больницу, может, папа там…» И не решалась сказать ей, что папу надо искать в морге, уже было известно, что он, ехавший в машине с другими строителями в загородный детский лагерь, точно погиб. Мама девочки в это время лежала с сердечным приступом, пришлось вызывать из армии старшего брата, чтобы опознать отца… Она помогала воссоздаться семье Ямовых, потерявшей и взрослых, и детей…


Таких людей, как Мария Афанасьевна, в Арзамасе в трагический момент его истории оказалось немало. Одни были жителями города, как Иван Скляров, другие, как председатель облисполкома Александр Соколов, приехали сразу после взрыва. Государственную комиссию возглавлял Геннадий Ведерников, заместитель председателя Совета министров СССР. Он напрямую связывался с председателем правительства Николаем Рыжковым, оперативно решал все возникающие вопросы.
Тысячи арзамасцев тогда остались без крова , не было ни одежды, ни обуви, ни ложки с вилкой. И тем не менее в городе не было зафиксировано ни одного случая мародерства, хотя разрушенные магазины были, что называется, под рукой, да и строительные материалы, которые вскоре стали прибывать в Арзамас, лежали под открытым небом. На предприятиях области собирали вещи и деньги в помощь семьям погибших арзамасцев. Распределением их, а также государственной помощи занимался штаб, работавший практически круглосуточно.


Про Арзамасскую трагедию сняли несколько документальных фильмов, написано много книг, но атмосферу я смог прочувствовать только находясь на месте. Эта тишина которую прерывает гудок поезда, это огромное безкрайнее поле и повсюду летают вороны, десятки воронов, странно это…


Завтра 27-ая годовщина трагедии в Арзамасе, очень бы хотелось, чтобы такие катастрофы никогда не повторялись.

До сих пор люди гадают: что стало причиной страшной катастрофы, случайное стечение обстоятельств, или взрыв, унесший десятки жизней и уничтоживший часть города, был тщательно спланированным террористическим актом?

В мирное время как на войне

Тридцать лет назад, утром 4 июня 1988 года жители города Арзамас проснулись от страшного взрыва. Многие решили, что началась война. Ударная волна была такой силы, что повреждения получили дома в радиусе двух километров от эпицентра, некоторые здания оказались полностью уничтожены, превратившись в груды обломков. Взрыв разрушил более полутора сотен домов. Люди в панике выпрыгивали из окон. Поначалу никто не понимал, что произошло, пока оседала пыль от взрыва, а милиция, военные и врачи в экстренном порядке эвакуировали пострадавших, все боялись, что это только начало какой-то глобальной катастрофы, и готовились к новым страшным событиям.

Одни говорили, что это взрывается нефтеперерабатывающий завод. Память о Чернобыльской трагедии на том момент была тогда жива как никогда. Так как неподалеку находился ядерный секретный город Арзамас-16 (сейчас Саров) многие решили, что взорвалось что-то там, а облако пыли приняли за «гриб» от ядерного взрыва. Кто-то счел, что это американцы устроили бомбардировку ядерного объекта. К счастью, «войну» в тот день отменили.

Поезд, «взлетевший» на воздух

Вечером 4 июня, чтобы успокоить находившееся на грани паники население, по радио сообщили, что паниковать не стоит – произошел «взрыв взрывоопасных грузов», взяты пробы воздуха, опасных для жизни веществ в них не обнаружено.

Тогда подробности, конечно, не сообщали. В газетах также ограничились краткой информацией о происшествии. А на самом деле все обстояло так: неподалеку от городской железнодорожной станции Арзамас-1 взорвались три вагона с взрывчаткой для горных работ, которую везли с дзержинского завода им. Свердлова. Сдетонировали 30 тонн тротиловых шашек, 30 тонн аммонала и аммонита (промышленных взрывчатых веществ), около 60 тонн гексогена и октогена и другого опасного груза. На месте катастрофы образовались две гигантских воротки, радиус большей составлял около 76 метров – в ней спокойно мог поместиться девятиэтажный дом. Город оказался без газа, воды, электричества. Кабину электровоза оторвало и отбросило почти на две сотни метров – лишь по счастливой случайности машинист поезда и его напарник остались живы.

Трагедия, которую не забыть

Первое время после взрыва ни милиция, ни военные, ни органы не знали, находились ли в вагонах радиоактивные вещества – и лишь обнаружив сопроводительные документы (их унесло от места катастрофы на несколько сотен метров), все вздохнули спокойно. Второго Чернобыля можно было не бояться. Но последствия все равно были страшными.


В 80-е население Арзамаса составляло около 100 тысяч человек – взрыв затронул почти каждую семью, эвакуировать пришлось около четырех тысяч местных жителей. Почти тысяча семей остались без крова. Пострадали около 1500 человек, на месте взрыва работали все «скорые» Арзамаса, а раненых было столько, что их пришлось выкладывать во дворах больниц и госпиталей. Там же медики оказывали первую помощь и обрабатывали раны – даже коридоры больниц оказались переполнены. Тогда погиб 91 человек – но это только официальная информация, многие местные жители до сих пор уверены, что истинное количество жертв просто замолчали. По городу еще долго ходили страшные слухи – о сотнях погибших, о том, что все раненые скончались.


Случайность или диверсия?

Расследование было долгим, им занималась специально созванная правительственная комиссия, но установить причины арзамасского взрыва так и не удалось. Отрабатывались десятки версий, рассматривали варианты самопроизвольного взрыва взрывчатки (наиболее вероятный - в результате механического повреждения), террористического акта, тщательно спланированной диверсии, организованной иностранными спецслужбами. Имела место версия и неисправности проходившего под железнодорожными путями газопровода.

Многие местные жители до сих пор считают, что это была диверсия или теракт. Впоследствии даже заговорили о некой мистической версии, о том, что произошедшие было предопределено, но неизвестно кем, то ли определенными людьми, то ли неведомыми силами. Мол, через некоторое время после трагедии в прокуратуру неизвестный прислал настенный календарь с фотографией Олега Янковского и на нем якобы был выделен день 4 июня, а стрелки часов на руке актера стояли на четырех.


Но самое странное – ровно через год, 4 июня 1989 года , только гораздо более масштабная, произошла под Уфой, на 1710-м километре Транссибирской железнодорожной магистрали. Тогда в результате утечки газа из газопровода взорвались сразу два поезда, погибли более полутысячи человек. И, как и в случае с арзамасской катастрофой, установить точную причину взрыва не удалось.