Археолог учебные заведения. В чем заключается работа археолога? Где учат на археолога

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

От греч. archaios — древний и logos — учение. Профессия подходит тем, кого интересует история, мировая художественная культура, иностранные языки и обществознание (см. выбор профессии по интересу к школьным предметам).

Археолог - это историк, изучающий быт и культуру древних людей по различным артефактам.

Археология - прикладная часть истории, наряду с источниковедением.

Особенности профессии

Артефакт в археологии (от лат. artefactum - искусственно сделанное) - это созданный или обработанный человеком предмет.
Артефакты также называют вещественными источниками . К ним относятся постройки, орудия труда, домашняя утварь, украшения, оружие, угли древнего костра, кости, имеющие следы воздействия человека и др. свидетельства человеческой деятельности.
Если же на артефактах есть письмена, они именуются письменными источниками.

Вещественные источники (в отличие от письменных) молчаливы. Они не содержат упоминаний об исторических событиях, а многие были созданы задолго до появления письменности. Задача археолога - создать картину прошлого по найденным фрагментам, опираясь на уже имеющиеся знания и находки, с учетом расположения находок. Сам по себе осколок кувшина или рукоятка ножа мало о чём говорят. Их невозможно рассматривать вне контекста, т.е. в отрыве места, обстановки, глубины залегания, предметов, найденных по соседству и пр.
Археолог отыскивает свидетельства прошлого, а затем исследует их в лаборатории, классифицирует, реставрируют, если нужно, и т.д.

Археология использует данные и методики других дисциплин:

гуманитарных (этнография, антропология, лингвистика) и естественных (физика, химия, ботаника, география, почвоведение).
Например, чтобы установить время создания или использования предмета, учитывают, в каком слое он лежал (каждый слой почвы соответствует определённому временному периоду), используют стратиграфический, сравнительно-типологический, радиоуглеродный, дендрохронологический и др. методы.

Археолог не имеет права на фантазии. Все его выводы должны описаться на чёткие доказательства.

Археологи обычно специализируются на определённых регионах и исторических периодах. Например, учёный может стать экспертом по эпохе палеолита в Средней Азии, если он год за годом изучает находящиеся там стоянки людей каменного века.

По методам поиска археологию можно разделить на виды:
Полевая - поиск артефактов с помощью раскопок на суше;
Подводная - поиск под водой;
Экспериментальная - реконструирование предметов прошлого (орудий труда, оружия и пр.).

Во время полевых раскопок археолог пользуется киркой и лопатой, лупой и кисточкой, ножом и спринцовкой. А также георадаром, теодолитом - при планировании раскопок, фотоаппаратом - для документирования своих находок, и др. техническими возможностями.

Для работы под водой нужно также уметь погружаться с аквалангом и пользоваться приборами для подводных раскопок.

Археологу ещё во время экспедиции нужно как можно подробнее описать каждый обнаруженный предмет - это важно для дальнейшего анализа. Для тех же целей нужно уметь зарисовать находку, сфотографировать. А в некоторых случаях прямо в полевых условиях учёные проводят первичную реставрацию (консервацию) артефакта, потому что солнечный свет и свежий воздух могут разрушить украшение, пролежавшее в земле тысячу лет. Если вовремя его не укрепить, оно рассыплется, не доехав до лаборатории.

В экспериментальной археологии воссоздание предмета происходит с использованием материалов и технологий, типичных для исследуемой эпохи. В ходе эксперимента учёные стараются повторить образ жизни люди древности. Они осваивают ремёсла и восстанавливают забытые технологии. Воссоздавая неизвестную технологию, археолог опирается на данные раскопок, строит гипотезы, проводит эксперименты. Здесь не обойтись без инженерных способностей.

Только по призванию
Работа археолога - это не только напряженный интеллектуальный труд. Она требует физической силы и аскетизма. Мужчины-археологи часто бородаты, потому что в экспедициях - в зное и пыли, вдали от цивилизации - бриться не рекомендуется.
Но для настоящего археолога археологические находки - источник очень сильных эмоций.
Археолог Наталья Викторовна Полосьмак говорит о своем первом археологическом опыте:
«Когда взяла в руки свои первые маленькие находки /…/ я увидела, что совсем рядом, буквально у нас под ногами существует и живет по своим законам таинственный мир прошлого. И если эпоха великих географических открытий уже позади, то великие исторические открытия еще ждут нас, потому что Земля сохранила все, что из века в век оставлял на ней человек».
(Н.В. Полосьмак - доктор исторических наук, специалист в области археологии и древней истории Сибири. Участвовала в археологических экспедициях ещё школьницей.)

По словам археолога Сергея Васильевича Белецкого , находки часто воспринимаются как живые: «То есть когда ты понимаешь, что вот эту вещь держали до тебя за 100, 300, 500, 700 лет, да, это серьезно».
(С.В. Белецкий - доктор исторических наук. Основной круг научных интересов - археология Пскова.)

Рабочее место

Археолог может работать в научно-исследовательских институтах (например, в Институте археологии Российской Академии наук), а также преподавать в вузах. Его академическая карьера, как и у других учёных, выражается в первую очередь в научных открытиях, написанных трудах и учёных званиях.

Важные качества

Помимо интереса к событиям прошлого, археологу нужны аналитические, дедуктивные способности. Чтобы получить единую картину, приходится сопоставить множество разрозненных данных, которые дают раскопки, лабораторные исследования, труды коллег.
Не важно, где проходят раскопки - под водой или на суше. В любом случае это требует хорошей физической выносливости, острого зрения.

Знания и навыки

Необходимы исторические познания, особенно важно знание исследуемой эпохи, познания в смежных областях: научной реставрации, палеопочвоведении, палеогеографии и др.
Часто приходится изучать дисциплины, не имеющие прямого отношения к археологии: антропологию, этнографию, геральдику, нумизматику, текстологию, геральдику, физику, химию, статистику.
Кроме этого, необходимо владеть навыками геодезиста, топографа.
А при работе в горах или под водой - навыками скалолаза или дайвера. Для этого приходится проходить специальное обучение.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Необходимо отметить, что археология относится к тем областям науки, которая не терпит случайных людей. Именно поэтому людям, которые хотят стать археологами, нужно внимательно ознакомиться с особенностями этой профессии, и только потом решать, подходит она им или нет.

Кто такой археолог?


– ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого "archaios" (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.

Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин "археология" впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил "историю прошедших времен".

В современном мире археологию принято разделять на три вида:

  • полевую – раскопки вещественных источников на суше;
  • подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
  • экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.

Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.

Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.

Какими личностными качествами должен обладать археолог?

Работа археолога по силам только настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей являются призванием, а не случайным эпизодов в жизни. Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как:

  • искренняя любовь к истории;
  • склонность к аскетизму;
  • физическая выносливость;
  • уравновешенность;
  • аналитический склад ума;
  • способность работать в команде;
  • отменное здоровье;
  • терпеливость;
  • предрасположенность к дедукции.

Ну и самое главное, поскольку археологам очень часто приходится осваивать не только смежные профессии (почвоведение, топография, география и т.д.), но и специальности, далекие от археологии (антропология, химия, геральдика и т.д.), настоящий фанат своего дела отличается ярко выраженной жаждой новых знаний и навыков, а также способностью к самообразованию.

Преимущества профессии археолога


Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.

Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.

Недостатки профессии археолога

В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога , как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.

  • Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
  • Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
  • В-третьих, долгие годы, проведенные в "спартанских" условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
  • В-четвертых, большая доля вероятности того, что "великое открытие" совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
  • В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.

Где можно получить профессию археолога?


Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как.

МОСКОВСКИЙ АРХЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - в 1907-1922 годы выс-шее учеб-ное за-ве-де-ние для под-го-тов-ки ар-хи-вис-тов, на-учных ра-бот-ни-ков биб-лио-тек и му-зе-ев; уч-ре-ж-де-ние по про-бле-мам ар-хео-ло-гии, ар-хео-гра-фии, вспо-мо-гательных ис-то-рических дис-ци-п-лин.

От-крыт в 1907 году по об-раз-цу Пе-тер-бург-ско-го ар-хео-ло-ги-че-ско-го ин-сти-ту-та груп-пой московских про-фес-со-ров во гла-ве с В.Г. Гла-зо-вым (по-пе-чи-тель института); в 1912-1917 годы Императорский московский ар-хео-ло-ги-че-ский институт им. Ни-ко-лая II .

Был об-щественным учеб-ным за-ве-де-ни-ем, под-ве-дом-ст-вен-ным Министерству народного про-све-ще-ния. Фи-лиа-лы в Смо-лен-ске (от-крыт в 1910 году), Ви-теб-ске, Ка-лу-ге и Ниж-нем Нов-го-ро-де (1911 год), Яро-слав-ле (1912 год). Управ-лял-ся со-ве-том про-фес-со-ров. Почетный по-пе-чи-тель - великий князь Алек-сандр Ми-хай-ло-вич.

Фи-нан-си-ро-вал-ся за счёт ча-ст-ных по-жерт-во-ва-ний (круп-ные вкла-ды от С.П. и П.П. Ря-бу-шин-ских, И.А. Ва-хро-мее-ва, П.Г. Со-ло-дов-ни-ко-ва и др.) и пла-ты за обу-че-ние, с 1912 года по-лу-чал государственную суб-си-дию. При-ни-ма-лись ли-ца обое-го по-ла с выс-шим об-ра-зо-ва-ни-ем (в институте име-ли ста-тус дей-ст-вительных слу-ша-те-лей); по ус-мот-ре-нию со-ве-та про-фес-со-ров к учё-бе в ка-че-ст-ве воль-но-слу-ша-те-лей до-пус-ка-лись вы-пу-ск-ни-ки сред-них учеб-ных за-ве-де-ний.

Курс обу-че-ния - 3 го-да, про-грам-ма со-стоя-ла из об-ще-го кур-са и «спе-ци-аль-ных» пред-ме-тов на ар-хео-ло-гических и ар-хео-гра-фических (ар-хив-ном) от-де-ле-ни-ях. Изу-ча-лись российская ис-то-рия, па-лео-гра-фия , ге-неа-ло-гия, ну-миз-ма-ти-ка, сфра-ги-сти-ка, ге-раль-ди-ка, эпи-гра-фи-ка, ди-пло-ма-ти-ка, мет-ро-ло-гия, хро-но-ло-гия, ис-то-рия ви-зантийского и русского искусства, ар-хи-тек-ту-ры, русской литературы и язы-ка, эс-те-тических уче-ний и др.

В институте учи-лось 228 человек в 1907/1908 учеб-ном го-ду, 984 в 1912/13 годы, 1052 в 1917 году. Дей-ст-вительные сту-ден-ты, за-щи-тив-шие дис-сер-та-цию, удо-стаи-ва-лись зва-ний «учё-ный ар-хео-граф» и «учё-ный ар-хео-лог» и за-чис-ля-лись в дей-ст-вительные чле-ны института; сту-ден-ты из чис-ла воль-но-слу-ша-те-лей до-пус-ка-лись к за-щи-те дис-сер-та-ций при «от-лич-ных по-зна-ни-ях» и за-чис-ля-лись в чле-ны-со-труд-ни-ки института.

В 1911-1917 годы учё-ные зва-ния по-лу-чи-ли 289 человек (из 1682 вы-пу-ск-ни-ков). Сре-ди пре-по-да-ва-те-лей - А.И. и С.И. Со-болев-ские, Р.Ф. Брандт, ИВ. Цве-та-ев, В. А. Го-род-цов. Ди-рек-тор института - ис-кус-ст-во-вед А.И. Ус-пен-ский.

Институт был цен-тром со-би-ра-ния ис-то-рических цен-но-стей, ему по-да-ри-ли кол-лек-ции ар-хео-ло-гических па-мят-ни-ков и письменных ис-точ-ни-ков М.К. Те-ни-ше-ва, С.П. Ря-бу-шин-ский, кн. А.А. Ши-рин-ский-Ших-ма-тов, а так-же Стро-га-нов-ское ху-дожественное училище, Общество лю-би-те-лей ду-хов-но-го про-све-ще-ния, Смо-лен-ская городская ду-ма и др. Из-да-вал «За-пис-ки…» (т. 1-39, 1909-1916 годы).

В 1922 году во-шёл в со-став факультета об-щественных на-ук первого МГУ.

Исторические источники:

Мекк А. К. Спра-воч-ник Мо-с-ков-ско-го ар-хео-ло-ги-че-ско-го ин-сти-ту-та. М., 1909;

Па-мят-ная книж-ка для слу-ша-те-лей Мо-с-ков-ско-го ар-хео-ло-ги-че-ско-го ин-сти-ту-та. М., 1914.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Профессия археолога относится к тем немногим специальностям, которые окутаны ореолом романтики, таинственности и, если хотите, даже мистики. В представлении многих археологи сродни кладоискателям, с той лишь только разницей, что для первых поиски древних артефактов – это "искусство ради искусства", а для вторых основной целью является нажива. Из-за отсутствия корыстолюбия археологов зачастую воспринимают как чудаков, оторванных от реальности и погрязших в делах давно ушедших дней.

Необходимо отметить, что археология относится к тем областям науки, которая не терпит случайных людей. Именно поэтому людям, которые хотят стать археологами, нужно внимательно ознакомиться с особенностями этой профессии, и только потом решать, подходит она им или нет.

Кто такой археолог?


– ученый, занимающийся раскопками древних поселений и изучением найденных в процессе раскопок артефактов (вещественных источников), позволяющих воссоздать быт и культуру людей разных эпох. Название профессии происходит от греческого "archaios" (древний) и logos (учение) – то есть, учение о древнем.

Первым археологом можно считать великого поэта и мыслителя Лукреция, который еще в 1 веке до н.э. сумел определить, что на смену каменному веку пришел бронзовый, а бронзовый сменился железным. Термин "археология" впервые был употреблен Платоном, который таким образом обозначил "историю прошедших времен".

В современном мире археологию принято разделять на три вида:

  • полевую – раскопки вещественных источников на суше;
  • подводную – поиск свидетельств прошлого под водой;
  • экспериментальную – реконструкция предметов, используемых древними людьми, с применением материалов и технологий, характерных для исследуемой эпохи.

Самих археологов, как правило, можно условно разделить на группы специалистов, занимающихся изучением конкретных регионов и исторических периодов. Например, существует группа ученых, занимающихся исключительно изучением эпохи палеолита в Средней Азии.

Основная задача археолога заключается в поиске артефактов, с их последующим исследованием в лаборатории, реставрации (при необходимости) и формировании выводов на основе выявленных фактов. Также в задачу археологов входит сохранность найденных вещественных источников, их классификация и описание.

Какими личностными качествами должен обладать археолог?

Работа археолога по силам только настоящим энтузиастам, для которых раскопки и изучение древностей являются призванием, а не случайным эпизодов в жизни. Настоящий археолог должен обладать такими личностными качествами, как:

  • искренняя любовь к истории;
  • склонность к аскетизму;
  • физическая выносливость;
  • уравновешенность;
  • аналитический склад ума;
  • способность работать в команде;
  • отменное здоровье;
  • терпеливость;
  • предрасположенность к дедукции.

Ну и самое главное, поскольку археологам очень часто приходится осваивать не только смежные профессии (почвоведение, топография, география и т.д.), но и специальности, далекие от археологии (антропология, химия, геральдика и т.д.), настоящий фанат своего дела отличается ярко выраженной жаждой новых знаний и навыков, а также способностью к самообразованию.

Преимущества профессии археолога


Явным, и едва ли не единственным преимуществом профессии археолога, конечно же, является возможность много и долго путешествовать в компании единомышленников. Кроме того, большую часть своего времени археолог проводит на свежем воздухе, что также можно считать преимуществом этой профессии. В какой-то степени к достоинствам можно отнести и ненормированный рабочий график, но только условно, так как чаще всего раскопки занимают большую часть суток, а не наоборот.

Больше преимуществ этой профессии нам выявить не удалось. Возможно именно незначительное количество достоинств и послужило причиной постоянно снижающейся востребованности этой специальности среди абитуриентов.

Недостатки профессии археолога

В противовес преимуществам недостатков у профессии археолога , как говорится, хоть отбавляй. Поэтому мы перечислим только наиболее явные и существенные.

  • Во-первых, археология это не столько увлекательные походы и великие открытия, сколько очень тяжелая и рутинная работа. Подчеркнем, физически тяжелая работа, с которой иногда не могут справиться самостоятельно даже сильные мужчины.
  • Во-вторых, невысокие заработки (а иногда и их полное отсутствие) из-за незначительного финансирования раскопок и исследования артефактов.
  • В-третьих, долгие годы, проведенные в "спартанских" условиях – порой археологам приходится спать чуть ли не на голой земле и питаться дарами природы.
  • В-четвертых, большая доля вероятности того, что "великое открытие" совершит кто-то другой, но не Вы (то есть, может возникнуть ощущение, что жизнь прожита зря).
  • В-пятых, длительные археологические экспедиции, препятствующие построению нормальной личной жизни.

Где можно получить профессию археолога?


Профессия археолога предполагает обязательное наличие высшего академического образования. Причем сразу отметим, что учиться на археолога (равно как и работать по специальности) очень не просто. Основной упор в процессе обучения делается на изучении истории, а также на технологиях раскопок и работы с найденными артефактами. Поскольку специальных археологических ВУЗов в России практически нет (кроме Института археологии РАН и Московского археологического института), для того чтобы получить профессию археолога необходимо выбрать ВУЗ с исторический факультетом, на котором имеется кафедра археологии. Мы рекомендуем отдать предпочтение таким ВУЗам, как.

Археология - это больше, чем наука. Это информация из прошлого, которая формирует будущее человечества. Но не каждому дано стать археологом, помимо романтики в раскрытии тайн прошлого, археология - это серьезный научный труд.

Как появилась профессия археолога?

Археология - это историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам, к которым относятся орудия производства и созданные ими материальные блага (сооружения, предметы быта и искусства), историческое прошлое человечества. Археология, как наука зародилась в Древней Греции, недаром само слово «археология» происходит от древнегреческих слов ἀρχαῖος - древний и λόγος - слово, учение. В России же археология получила распространение в 18-19 веке.

Качества, необходимые будущему археологу

В приоритете, конечно, усидчивость и аналитический склад ума. Но и творческая жилка будет не лишней. Прежде, чем выбрать эту профессию вы должны четко понимать, что много времени будет уходить на поездки, а также придется обрабатывать значительные объемы данных, анализировать и систематизировать информацию.

Также будущему археологу стоит обладать хорошими навыками коммуникации. Потому что придется много общаться и обмениваться информацией. Археологу важно иметь тренированную память и не бояться бытовых трудностей в виде ночевок в палатках и дикой местности.

Крепкое здоровье - немаловажный фактор выбора профессии археолога

В связи с тем, что профессия археолог подразумевает определенные нагрузки на организм, то при следующем ряде заболеваний, труд археолога для вас может стать опасным для жизни и здоровья.

Заболевания сердца или нарушения артериального давления;
. судороги, потери сознания;
. расстройства слуха;
. расстройства речи;
. сахарный диабет;
. геморроидальные расстройства;
. кожные заболевания;
. заболевания органов пищеварения и выделения;
. хронические инфекционные заболевания;
. употребление наркотиков, зависимость от алкоголя;
. некорректируемое снижение остроты зрения.

Чем хороша профессия «Археолог»?

Естественно соприкосновением с тайнами древности. Интересные экспедиции, раскопки древних городов и могильников, а если повезет совершить значимое открытие, то и всемирная известность!

Как стать археологом?

Для успешного освоения профессии вам понадобятся отличные знания школьной программы по предметам:
. география;
. физика;
. история;
. химия.

А также специальные знания в области: культурологи, истории цивилизаций, геологии и антропологии.

Профессия «Археолог» относится к высшему образованию , но готовится можно начиная с среднего специального образования, например поступив в колледж на специальность: 050401 - История . Эту специальность вы можете найти в педагогических и колледжах с социальной направленностью. Далее необходимо поступить в ВУЗ на специальность: 030400, 030401, 050401 - История или 030402 - Историко-архивоведение . Это позволит получить вам квалификации: 62, 65, 68 - Бакалавр истории; Историк, Преподаватель истории, Историк-архивист, Учитель истории; Магистр истории. 72251 - Археология является специальностью высшей научной квалификации.

Для того чтобы понять, правильно ли вы выбрали свой путь можно и даже желательно еще на этапе начала обучения записаться в исторический клуб или поисковый отряд (поиск останков павших солдат ВОВ). Это позволит вам поучаствовать в исторических реконструкциях или раскопках и понять, хотите ли вы посветить этому занятию всю жизнь. Кроме того, существуют археолого-этнографические студенческие конференции. Почувствовать себя настоящим археологом можно приняв участие в международных волонтёрских проекта, которые часто проводит Русское географическое общество.