Апфельбаум михаил семенович. Калягин: Апфельбаум нанесен такой удар, после которого будет трудно оправиться

Лауреат Театральной премии "МК" в номинации "Лучший директор" (2019)
Лауреат Премии Станиславского в номинации "Организация театрального дела" (2019)

В 2000 году окончила Российскую академию театрального искусства, в 2002 году - специальную программу Школы-студии им.Вл.И.Немировича-Данченко при МХАТ им. А.П.Чехова. В 2002 году проходила стажировку в Американском репертуарном театре (Кэмпбридж, США). Во время учебы работала в МХАТ им.А.П.Чехова.

С 2002 года - заместитель заведующего Художественно-производственными мастерскими Государственного академического Большого театра России. С 2006 работала в системе Министерства культуры Российской Федерации, в 2008 году стала начальником отдела театрального искусства, затем заместителем директора департамента государственной поддержки искусства и народного творчества. С июля 2012 года по октябрь 2014 года возглавляла указанный департамент.
В соавторстве с Е.Игнатьевой выпустила книгу "Связи с общественностью в сфере исполнительских искусств". Кандидат искусствоведения.

С 2015 года - директор РАМТа.

Софья Апфельбаум в программе "Школа милосердия"

Председатель Союза театральных деятелей подчеркнул, что вопросов к власти много, в частности, по так называемому делу «Седьмой студии»

Александр Калягин. Фото: Александр Щербак/ТАСС

Обновлено 14:19

«У театрального сообщества вопросов к власти ничуть не меньше»: председатель Союза театральных деятелей Александр Калягин назвал дело «Седьмой студии» дискредитацией культурной сферы и призвал пересмотреть закон «О культуре».

Об этом режиссер заявил на внеочередном собрании союза. Были приглашены в том числе чиновники Минкультуры, но пришли только советник президента по культуре Владимир Толстой и Наталья Дрожникова от столичного департамента культуры.

Калягин отметил, что поручительства за фигурантов дела от множества деятелей культуры, среди которых были доверенные лица президента, «были выброшены в корзину как ненужные бумаги». Сам он в свое время был доверенным лицом президента России Владимира Путина, и он же поручился за Серебреникова.

Глава Союза театральных деятелей подчеркнул, что готов обратиться к главе государства по поводу так называемого дела «Седьмой студии».

«С политической точки зрения раздувание масштаба дела «Платформы» можно рассматривать и как способ давления на один из наиболее активных и дееспособных сегментов общества, как попытку противопоставить деятелей культуры другим общественным сегментам, дискредитировать их, принизить их влияние в публичном пространстве».

«Имеет ли смысл запрещать работать тому же Серебренникову, который за время отлучения от работы способен был создать стоимость, превышающую размер инкриминируемого ему хищения. Можем ли мы сегодня позволять себе такую расточительность?»

«Очевидно, что изоляция в ситуации с (директором Российского академического молодежного театра Софьей) Апфельбаум представляется избыточной и представляет собой способ расширения масштаба и повышения статуса дела «Платформы». Театральное сообщество ее давно и очень хорошо знает и не может себе представить в составе некой организованной преступной группы. Ее вина не доказана. Ее репутации нанесен урон, да что репутации — ее жизни нанесен такой удар, после которого трудно будет оправиться. Кто будет за это отвечать?»

«Перед законом все равны, и деятели культуры в том числе, мы не требуем особых привилегий, но мы требуем уважения к человеку, любому человеку, не совершившему тяжкого преступления».

«Если у власти накопились вопросы к театральному сообществу и она таким образом пытается их задать, то у сообщества к власти вопросов ничуть не меньше, и мы тоже готовы задавать их громко».

«Несовершенства действующего законодательства провоцируют конфликтные ситуации и нередко оказываются основанием для обвинения театров в нарушениях, совершенных только потому, что без них творческая деятельность становится невозможной».

«Нам надо выйти с предложением к президенту о пересмотре сложившихся механизмов регулирования».

Генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», директор Государственного театра наций Мария Ревякина, которая присутствовала на вчерашней встрече Союза театральных деятелей, заявила Business FM, что слова Калягина — это общая позиция союза:

Мария Ревякина генеральный директор национальной театральной премии и фестиваля «Золотая маска», директор Государственного театра наций «Во-первых, выступали там все, в том числе театральные деятели. Мы все говорили на одну тему о том, что, к сожалению, мы испытываем давление, непонятно откуда оно взялось, почему культура становится врагом, почему именно театр становится врагом, почему так вырастает некомпетентность и этой некомпетентностью пользуются сами различные органы. Мы были абсолютно единодушны».

Business FM спросила пресс-секретаря Владимира Путина, что в Кремле думают по поводу заявлений в Союзе театральных деятелей. «За этим выступлением мы вообще не следили. Сейчас мы главным образом концентрируемся на других вопросах», — ответил Дмитрий Песков.

Владимир Путин в конце октября 2017 года на встрече с членами Совета по правам человека, комментируя дело Серебренникова, заявил, что у власти «нет желания преследовать во что бы то ни стало» деятелей культуры. «Серебренников что, политический деятель? Его кто-то преследует за политическую позицию? Нет. Там чисто финансовая основа всего этого малоприятного разбирательства. Ну да, он творческий человек, он художник. Вы знаете, кто только на меня с этим ни выходил», — сказал президент.

Что такое этот самый «Гоголь-центр» и его «режиссер»? Многократно приходилось говорить, что Серебренников не режиссер, а приятель высокопоставленных чиновников типа Капкова, причём дружащий с ними, мягко говоря, очень "тесно", теснее некуда), которые пристроили своего дружка на хорошее место в МХАТ и обеспечили ему прессу и местечко для заработка. Поэтому недопустимо обсуждать «постановки» Серебренникова в рамках театра и в целом культуры - это ни то и ни другое. Это развлечение малокультурного маргинала под прикрытием друзей из АП, мэрии и олигархата, которые обеспечивают своему приятелю финансы, площадки и хвалебную прессу. Для пущей убедительности были куплены, например, некогда авторитетные лица, как, например, лицо Табакова, который уже не первый год портит себе биографию и губит классический МХАТ, хотя на склоне лет принято заниматься обратным процессом.

Посмотрим. «В первый год существования «Гоголь-центр» финансировался на уровне крупнейших театров Москвы. По информации «Известий», сразу после открытия ему была выделена субсидия в размере 228 млн рублей, а около 40 млн в этот год театр заработал на продаже билетов. За первые 9 месяцев 2014 года субсидия составила 89 млн рублей. Для сравнения, годовой бюджет Театра имени Вахтангова составляет 270 млн рублей, включая президентский грант, театра «Современник» — около 250 млн, Театра сатиры и Театра Моссовета — около 160 млн рублей. — Так щедро, как «Гоголь-центр», не финансировался ни один московский театр. Многим коллективам и не снились такие средства, какие были в распоряжении театра Кирилла Серебренникова, — говорит директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок. — Обычно бывает наоборот — сначала появляются хорошие спектакли, а потом — деньги. Потому что для появления шедевра не нужно выделять миллион долларов. По мнению Кирилла Крока, команде «Гоголь-центра» был выдан «полный карт-бланш»»
полностью
______________

а не надо было отжимать и уничтожать .. и .. говорили же...
будут ли тянуть ниточки? - ведь вменяют только 200 млн - вот вопрос

upd
нестыковочка в публикации РБК ?
В постановлении о проведении обыска значится другая сумма - 66,5 млн руб., которые Серебренникову выделил департамент культуры Москвы. В документе, который есть в распоряжении РБК, говорится, что договор подписала Софья Апфельбаум.
Сейчас она директор Российского академического молодежного театра. С 2006 года Апфельбаум работала в Министерстве культуры, а с июля 2012 по октябрь 2014 года возглавляла департамент государственной поддержки искусства.

Софья Михайловна Апфельбаум не работала в Департаменте культуры Москвы. Из Минкульта она сразу ушла в Молодёжный театр.
Договор от имени кого?

Следственный комитет задержал директора Российского академического молодежного театра (РАМТ) Софью Апфельбаум. По информации «Известий», бывшую чиновницу Минкультуры подозревают в подтасовке документов, благодаря которым АНО «Седьмая студия» Кирилла Серебренникова получила госконтракт на 214 млн рублей, из которых не менее 68 млн были похищены. В ближайшее время следствие намерено ходатайствовать о ее аресте.

В СК считают, что именно Апфельбаум дала своим подчиненным поручение разработать техническое задание «под конкретного участника» аукциона, куда был внесен пункт о том, что госконтракт должен иметь авторские права или лицензию на проект «Платформа». 18 августа 2011 года тендерная комиссия во главе с Апфельбаум признала АНО «Седьмая студия» победителем аукциона.

По версии Следственного комитета, Софья Апфельбаум выступила представителем госзаказчика - она подписала от имени заказчика контракт, допсоглашения с АНО «Седьмая студия» и отчеты о расходовании бюджетных средств, то есть непосредственно была причастна к предполагаемым хищениям.

«Вина Апфельбаум в совершении мошенничества в особо крупном размере подтверждается показаниями свидетелей, протоколами очных ставок, результатами оперативно-разыскной деятельности, изъятыми в ходе расследования финансовыми документами и иными доказательствами», - сообщила официальный представитель СК Светлана Петренко.

«Известия» предлагают ознакомиться с предысторией громкого задержания.

Согласно уставным документам, поддержанная Софьей Апфельбаум «Платформа» была «стартовым проектом по внедрению нового поколения авторов и продюсеров в активное поле российской культуры».

«Объем средств федерального бюджета, необходимый для финансового обеспечения деятельности АНО «Седьмая студия» на 2012–2014 годы, составляет 70 млн рублей ежегодно», - указывалось в документах Министерства культуры

Деньги были разделены по основным направлениям деятельности «Платформы». Большая часть средств, 42,16 млн рублей, шла на поддержку театрального искусства (создание и прокат спектаклей, в том числе совместных российско-зарубежных проектов). Второй статьей расходов (10 млн рублей) обеспечивались проекты в области хореографического искусства: создание и прокат новых спектаклей, а также проведение гастролей театров. 9,38 млн рублей выделялось на медийное искусство: инсталляции и прочие визуальные произведения (не менее 12 в год). На поддержку музыкального искусства направлялось 5,53 млн рублей (создание новых музыкальных произведений, распространение и прокат концертных программ, проведение концертов композиторов-авангардистов). Так называемые лабораторные проекты - мастер-классы, лектории по заявленным направлениям искусства - получали 2,93 млн рублей.

Поддержка проекта исходила непосредственно от правительства РФ и в бюджете Минкультуры проходила по именной статье: «Субсидия некоммерческим организациям на развитие и популяризацию современного искусства в рамках проекта «Платформа». Что вызвало недовольство других организаций, популяризирующих современное искусство. Они были вынуждены действовать по более сложной схеме.

Сначала министерство собирает заявки на реализацию тех или иных культурных проектов, затем, согласно ФЗ № 94, объявляет открытые конкурсы на проведение этих мероприятий, - директор Государственного центра современного искусства Михаил Миндлин. - Мой центр в прошлом году получил финансирование в размере нескольких десятков миллионов рублей, а это существенно меньше, чем теперь выделяется Серебренникову…

Проект «Платформа» в октябре 2011 года в выставочном центре «Винзавод». Во вступительной речи тогдашний министр культуры Александр Авдеев сказал, что «государство упустило современное искусство и теперь с опозданием возвращает долги». Автор и идеолог проекта Кирилл Серебренников представил коллег-кураторов: Елену Тупысеву (танец) и Сергея Невского (современная музыка). Кураторы медиаискусства - Алексей Шульгин и Аристарх Чернышев - отсутствовали. «Это практически виртуальные персонажи», - шутливо пояснил Серебренников.

На открытии создатели «Платформы» пообещали, что сделают спектакли доступными: билет будет стоить от 100 до 600 рублей. В зале, вмещающем от 100 до 300 зрителей, не планируется VIP-зон. Демократичность ценовой политики коснется и представителей СМИ - они тоже будут покупать билеты по специальному профессиональному тарифу. За три года существования проекта почти все эти обещания были выполнены.

Наряду с «Платформой» Софья Апфельбаум курировала в Министерстве культуры другие связанные с финансами вопросы. В частности, под ее руководством была грантов ведущим театрам и оркестрам. В документе предлагалось «увеличить к 2016 году общее количество грантополучателей с 84 до 120, создав единую двухуровневую систему как для помощи знаковым коллективам, так и для реализации конкретных творческих проектов». Была предложена и система мониторинга деятельности грантополучателей. Например, для театральных коллективов выработано пять показателей эффективности, в том числе количественный ― посещаемость, качественный ― экспертная оценка и др.

Став в 2015 году директором Российского академического молодежного тетра (РАМТ), Софья Апфельбаум принимала активное участие в обсуждении документов и законопроектов, касающихся культуры и театра. Например, в ФЗ № 44, предусматривающих смягчение системы госзакупок для культурных учреждений; в Трудовой кодекс, касающихся «мягкого» перехода от практики бессрочных актерских контрактов к срочным; докризисный уровень поддержки культуры путем значительного увеличения финансирования; новых механизмов финансирования, «которые не позволят говорить о том, что культура просто сидит на шее у государства».

По просьбе «Известий» деятели культуры прокомментировали задержание Софьи Апфельбаум.

Леонид Ошарин, директор Театра имени Маяковского:

Для меня задержание Софьи Апфельбаум - полный шок. Я пока не слышал официальных заявлений, но все мы прекрасно знаем, что федеральные деньги проходят через Минкультуры чисто формально. Грант на «Седьмую студию» выделяло правительство РФ. Напрямую финансы не могут поступить, и их проводили через Минкультуры. То есть Софья Апфельбаум в данном случае просто винтик в системе. Найти в этой истории состав преступления - абсурд. Мы все хорошо ее знаем, невозможно поверить, что этот человек мог нарушить закон. Боюсь, что во всей истории с фигурантами дела «Седьмой студии» нам всем очень не хватает информации.

Андрей Воробьев, директор театра «Мастерская Петра Фоменко»:

Задержание Софьи Апфельбаум для всех нас очень неожиданно, мы тревожимся и переживаем за нее. Я понимаю, что расходование госсредств - дело серьезное. Если государство тратит на культуру, то в принципе имеет право проверить расходование денег. Однако частота неприятных новостей начинает беспокоить. Мы не общаемся с прокуратурой, у нас нет никакой информации. Но даже если имело место неправильное оформление документов, то я не понимаю, для чего необходимы такие жесткие меры. Давайте будем честны: сам бюджет, выделяемый на культуру, настолько небольшой, что там в принципе воровать нечего. За ошибки в документации, насколько помню, по законодательству предусмотрены штрафы. Так зачем все эти задержания? Настроение, честно говоря, - грустное. Софья Апфельбаум - очень порядочный, светлый и чистый человек. Нам остается молиться, чтобы всё было хорошо.

Кирилл Крок, директор Театра имени Вахтангова:

Я никогда и ни за что не поверю, что Софья Апфельбаум каким-то образом причастна к хищению бюджетных денег и тем более махинациям. Я ее очень хорошо знаю и потому заявляю об этом открыто. Она выполняла постановление правительства РФ, где было четко сказано, что нужно выделить деньги на проект «Платформа» и развитие современного искусства. И она в Минкультуры РФ была далеко не последней инстанцией. Для меня новость о ее задержании - жуткое потрясение. Просто дикость какая-то! Но я верю, что во всем разберутся и ее отпустят.

Григорий Заславский, ректор ГИТИСа (РАТИ):

Зная Софью Апфельбаум очень много лет, я абсолютно уверен в ее человеческой и деловой порядочности. Хотел бы напомнить, что решение о финансировании инновационных проектов Кирилла Серебренникова было принято по итогам встречи тогдашнего президента Дмитрия Медведева с группой творческой интеллигенции. Более того, вышло постановление правительства, и департамент, который возглавляла Апфельбаум, перекраивая уже готовый бюджет, выполнил это постановление. Естественно, никаким инициатором выделения средств Софья Апфельбаум не была и не могла быть. Она делала лишь то, что положено делать чиновнику.

Дмитрий Бертман, художественный руководитель театра «Геликон-опера»:

Я знаю Софью Апфельбаум как одну из лучших выпускниц ГИТИСа, как профессионального менеджера, успешного директора одного из лучших театров России и соратника нашего выдающегося режиссера и порядочнейшего человека Алексея Бородина. Верю, что ее задержание - недоразумение. Следствие разберется и примет решение согласно закону и опираясь на гуманное отношение к молодой женщине, которая является дочерью, матерью, женой... Я очень верю в справедливость и душевный смысл.

Сергей Голомазов, художественный руководитель Театра на Малой Бронной:

Трудно в это поверить. Софья Апфельбаум - профессионал. Человек внимательный, знающий законы, особенно в том, что касается средств. Прекрасный менеджер. Пример порядочности. Я не понимаю, что происходит. Я не сомневаюсь в ее честности.

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.