Анна снегина сообщение. «Как изображает С.А

гС.А.Есенин

Поэма «Анна Снегина» (1925)

«Анна Снегина» - это поэма о переплетении истории и человеческих судеб, о временном и вечном, о вражде и любви. Однако название поэмы утверждает: жизнь в человеке значительнее, чем жизнь вне человека, всё основное сосредоточено в Анне Снегиной и в тех отношениях, которые связывают с ней поэта. Исторические события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Разговоры с мельником, охота, радость возвращения на родину, встреча с былой любовью – это и более важно, и более значимо, чем разговор о Ленине, митингующие мужики, желание Прона «всех р-раз и квас!»

Россия во времена социальных потрясений. Образ времени – один из центральных в поэме, события охватывают несколько лет: первая мировая война – Февральская революция 1917 года – октябрьский переворот 1917 года – гражданская война - 1923 год, утверждение в России новой эпохи. «Суровые, грозные годы» отразились на частных судьбах всех героев поэмы. С первых строк чувствуется, что покачнулось что-то в устоявшемся крестьянском укладе жизни, что-то надломилось. В мир врывается насилие, оттого и все несчастья («то падёж, то пожар»), оттого и нет мира ни в отношениях людей, ни в их душах:

У нас здесь теперь неспокойно,

Испариной всё зацвело.

Сплошные мужицкие войны –

Дерутся селом на село…

Посыпались все напасти

На наш неразумный народ.

Добро и зло уже неразличимы. Что всегда считалось смертным грехом – убийство, воровство – теперь ненаказуемо, нет внутреннего запрета насилию: Прон Оглоблин, убийца старшины, не только не предан анафеме, но и верховодит мужиками.

Анна Снегина. Само имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина – символ чистоты первого снега, цветение белой, как снег, черёмухи, белое платье той девушки из юности поэта. Тема Анны Снегиной в поэме – тема драматической судьбы человека, лишенного родины, любимого человека, всего, что было дорого. То, что Анна Снегина оказалась вдали от Советской России, - это печальная закономерность, трагедия многих русских людей того времени. В новой России для Анны не оказалось места. Остались лишь воспоминания, то, что никто не в силах отнять, - воспоминания о родине, весне, молодости, любви.

Поэт. Поэт - главный герой поэмы, автобиографический образ, во многом тождественный самому автору. Поэт не принимает в революционном переустройстве деревни непосредственного участия, скорее, наблюдает со стороны, лишь поневоле становясь иногда участником (когда Прон везёт его к Снегиным просить землю). Поэт утверждается не столько участием , сколько именно неучастием – неучастием в войне, в революции, то есть неучастием в насилии. Однако это не означает, что он замыкается на себе, отгораживается от мира - все происходящее вызывает сильный отклик в его духовном мире: чувство упоения жизнью, радость возвращения на родину тут же сменяются горькими размышлениями о бессмысленности и жестокости войны, абсурдности убийства человека человеком:

Как прекрасна

И на ней человек.

И сколько с войны несчастных

Уродов теперь и калек.

Простые человеческие ценности: родина, природа, любовь – для поэта важнее всего.

Прон Оглоблин . Время раскололо целостный мир деревни, разметало людей. В одном лагере оказались Анна и поэт, в другом – Прон и его брат Лабутя. Впервые мы узнаем о Проне из рассказа жены мельника:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Таких теперь тысячи стало

Творить на свободе гнусь.

Прон спьяну «в печёнки и в душу костит обнищалый народ», быстро усваивает принцип новой власти – отобрать и разделить, досадует: «Крестьян еще нужно варить», когда те не сразу понимают простоты захвата, простоты силы. Новая власть близка и понятна Прону, потому что она дает свободу «всех р-раз и квас!»

Прон – один из тех, кто делал революцию. В нем воплотилось разинско-пугачевское начало, направленное прежде всего на захват, насилие, не случайно сама фамилия Прона связывается рифмой со словом «озлоблен». Подобные Прону никогда не различали, где правый, где виноватый («В захвате всегда есть скорость, даёшь – а разберём потом»). Прон вызывает сочувствие лишь тогда, когда читатель узнает о его гибели от рук деникинцев во время гражданской войны. Как и многие люди революции, он гибнет в пучине того насилия, которое разжигал сам.

Лабутя. В отличие от Прона, личности сильной и яркой, его брат Лабутя – «хвальбишка и дьявольский трус». Это единственное его определение. Лабутя из тех, кто живет, «не мозоля рук», кто всегда был неуважаемым среди крестьян. Революция подняла прежде всего таких вот «лабуть»: теперь они в Совете, теперь они первыми едут описывать барские дома, а при первой же опасности – думают лишь о себе, всегда находя поблизости «солому», куда можно спрятаться.

Мельник. Есть в поэме герой, чья жизнь построена на прежних, веками выработанных нормах нравственности, - мельник. Всё меняется – лишь мельник и его жизнь неизменны, словно нет войн и революций, нет насилия и разъединяющей вражды. В эпоху разлома и разъединения мельник своей добротой и милосердием соединяет людей. Для него нет «наших» и «ненаших», когда у Снегиных обобрали дом, мельник «хозяек привёз к себе». Он помогает тому, кому помощь нужна, независимо от «классовой принадлежности». И если что-то находит поэт неизменным – то это прежде всего душевная распахнутость, искренняя радость, доброта и хлебосольство мельника. Мельник в поэме становится воплощением самой России, того вечного, коренного в ней, которое не подвержено никаким внешним переменам. Таким образом, Есенин в поэме высказывает концепцию жизни – свой взгляд на мир, на события, на то, что сметается временем, а что остается неизменным и вечным.

Художественное воплощение эпохи, в которую жили и творили писатели и поэты, влияло на формирование взглядов не только их современников, но и потомков. Таким властителем дум был и остается поэт Сергей Есенин.

Образ времени со своими проблемами, героями, исканиями, сомнениями был в центре внимания литераторов XIX и XX веков. Сегодня все более укрепляется представление о Есенине как о крупном социальном мыслителе, обладающем обостренным восприятием своего времени. Поэзия Есенина — источник глубоких раздумий над многими социально-философскими проблемами. Это история и революция, государство и народ, деревня и город, народ и отдельная личность.

Осмысливая трагедию России 20-х годов, Есенин предопределил, предвидел все, о чем мы только недавно заговорили вслух после семидесятилетней безгласности. С потрясающей силой запечатлел Есенин то "новое", что насильственно внедрялось в быт русской деревни, "взрывало" его изнутри и привело теперь ко всем известному состоянию. Есенин написал в письме свои впечатления тех лет: "Был в деревне. Все рушится... Конец всему".

Есенина потрясло полное вырождение патриархальной деревни: убогий быт разоренной годами "междоусобного раздора" деревни, "календарный Ленин" вместо выброшенных сестрами-комсомолками икон, "Капитал" вместо Библии. Трагический итог всему этому поэт подводит в стихотворении "Русь советская":

Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.

Поэма "Анна Онегина", написанная незадолго до смерти поэта — в 1924 году, явилась своеобразным обобщением размышлений Есенина об этом драматическом и противоречивом времени и вобрала в себя многие мотивы и образы его лирики.

В центре поэмы — личность автора. Его отношение к миру пронизывает все содержание поэмы и объединяет происходящие события. Сама поэма отличается многоголосием, что отвечает духу изображаемой эпохи, борьбе человеческих страстей. В поэме тесно переплетаются лирическое и эпическое начала.

Личная тема здесь главная. "Эпические" события раскрываются через судьбу, сознание, чувства поэта и главной героини. Само название говорит о том, что в центре — судьба человека, женщины, на фоне исторического развала старой России. Имя героини звучит поэтично и многозначно. Снегина — символ чистоты белого снега — перекликается с весенним цветением белой, как снег, черемухи и обозначает, по Есенину, символ утраченной навсегда юности. Кроме того, эта поэтичность выглядит очевидным диссонансом на фоне времени.

В поэме тесно связаны тема времени и тема родины. Действие начинается на рязанской земле в 1917 году и заканчивается 1923-м годом. За судьбой одного из уголков русской земли угадывается судьба страны и народа. Изменения в жизни деревни, в облике русского мужика начинают раскрываться с первых строк поэмы — в рассказе возницы, который доставляет поэта, давно не бывшего в родных местах.

Скрытый конфликт благополучного села Радово ("У каждого сад и гумно") с бедствующей деревней Криуши, которая "пахала одной сохой", приводит к братоубийственной войне. Криушане, уличенные в воровстве леса, первыми начинают побоище: "...они в топоры, мы тож". А дальше и расправа с деспотичным старшиной, который представлял на селе власть:

В скандале убийством пахнет.
И в нашу и в их вину
Вдруг кто-то из них как ахнет! —
И сразу убил старшину.

Время революции и вседозволенности выдвинуло из рядов криушан местного лидера Прона Оглоблина, не имеющего каких-либо жизненных стремлений, кроме как "выпить в шинке самогонки". Этот сельский революционер — "драчун, грубиян", он "с утра по неделям пьян..." Старуха-мельничиха говорит так о Проне, считая его разрушителем, к тому же убийцей. Есенин подчеркивает пугачевское начало в Проне, который, как царь, стоит над народом:

Оглоблин стоит у ворот
И спьяну в печенки и в душу
Костит обнищалый народ:
"Эй вы! Тараканье отродье!
Все к Снегиной! Р-раз и квас
Даешь, мол, твои угодья
Без всякого выкупа с нас!"

"Тараканье отродье!" — вот как обращается к народу герой, в котором многие в былые времена увидели большевика-ленинца. Страшный, в сущности, тип, порожденный переломной эпохой. Пристрастие к спиртному отличает и другого Оглоблина, проновского брата Лабутю, кабацкого попрошайку, лгуна и труса. Он "с важной осанкой, как некий седой ветеран", оказался "в Совете" и живет, "не мозоля рук". Если судьба Прона, при всех его отрицательных сторонах, приобретает в связи с его гибелью трагическое звучание, то жизнь Лабути — жалкий, отвратительный фарс. Замечательно, что именно Лабутя "поехал первым описывать снегинский дом" и арестовал всех его жителей, спасенных впоследствии от скорого суда добрым мельником.

Мельник в поэме — это воплощенная доброта, близость к природе, милосердие и человечность. Его образ пронизан лиризмом и дорог автору как одно из самых светлых и добрых народных начал. Не случайно мельник постоянно соединяет людей. Мельник олицетворяет русский национальный характер в его "идеальном" варианте и этим как бы противостоит поэту, чья душа оскорблена и озлоблена и в ней чувствуется надрыв.

Когда "чумазый сброд играл по дворам на роялях коровам тамбовским фокстрот", когда лилась кровь и разрушались естественные человеческие связи, мы по-особому воспринимаем образ Анны Снегиной. Светло и грустно выглядит ее судьба, выписанной Есениным в лучших традициях русской классики. Героиня предстает перед нами в дымке романтического прошлого — "счастливой были" — и сурового настоящего. Мираж воспоминаний, "девушка в белой накидке" исчезли в "прекрасном далеке" юности. Теперь же героиня, овдовевшая, лишенная состояния, вынужденная покинуть родину, поражает своим христианским всепрощением:

Скажите,
Вам больно, Анна,
За ваш хуторской разор?
Но как-то печально и странно
Она опускала свой взор...

Анна не испытывает к крестьянам, разорившим ее, ни злобы, ни ненависти. Эмиграция тоже не озлобляет ее: со светлой грустью вспоминает она свое невозвратимое прошлое. Несмотря на драматизм судьбы помещицы Анны Снегиной, от ее образа веет добротой и человечностью. Гуманистическое начало звучит особенно пронзительно в поэме в связи с осуждением войны — империалистической и братоубийственной. Война осуждается всем ходом поэмы, разными ее персонажами и ситуациями: мельником и его старухой, возницей, событиями жизни А. Снегиной.

Война мне всю душу изъела.
За чей-то чужой интерес
Стрелял я в мне близкое тело
И грудью на брата лез.

Время перемен предстает в поэме в своем трагическом обличье. Поэтическая оценка событий поражает человечностью, "лелеющей душу гуманностью", ибо только поэт-патриот, испытанный гуманист, видя "сколько зарыто в ямах", сколько "уродов теперь и калек", мог написать:

Я думаю,
Как прекрасна
Земля
И на ней человек!

Сочинение

Чему, чему свидетели мы были!
Игралища таинственной игры,
Металися смущённые народы;
И высились и падали цари;
И кровь людей то славы, то свободы,
То гордости багрила алтари.
А.С.Пушкин

В творчестве каждого поэта, как говорил В.Г.Белинский (В.Г.Белинский «Сочинения А.Пушкина», пятая статья), можно выявить главный пафос. Внутренний движущий мотив поэзии Есенина -любовь к родине, которая и сделала творчество поэта народным. Есенин сам объяснял свою поэзию так: «Обратите внимание, что у меня почти нет любовных мотивов. Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине. Чувство родины - основное в моём творчестве».

В ранних стихах Есенина (1914 - 1916) представлена главным образом пейзажная лирика, когда поэт выражает любовь к родному краю, тонкое понимание природы, грусть, что эта красота так скоротечна, и восхищение прелестью мира. Поэт описывает русскую природу родной ему средней полосы, неброскую, незаметную:

Край любимый! Сердцу снятся

Скирды солнца в водах лонных.

Я хотел бы затеряться
В зеленях твоих стозвонных.
(«Край любимый! Сердцу снятся...» 1914)

Ранние стихотворения Есенина исполнены проникновенного ощущения родных просторов с их глухой тоской и вместе с тем потаённой мощью. Лирический герой Есенина заявляет о своей безграничной любви к родине:

Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою».
(«Гой ты, Русь, моя родная...» 1914)

Поэт находит простые и чудесные сравнения, чтобы передать своё восхищение родиной, родной землёй:

О Русь - малиновое поле
И синь, упавшая в реку, -
Люблю до радости и боли
Твою озёрную тоску.
(«Запели тёсаные дроги...» 1916)

Есенин в самом начале творческого пути выступает как замечательный лирик, певец русской природы. Социальная сторона деревенской жизни, классовые противоречия в крестьянском мире остаются вне его интересов, не включаются в его чисто лирические впечатления. Главное, что вызывает поэтическое восхищение Есенина, откуда он берёт образы и краски, - это «древняя», патриархальная Русь.

Второй период творчества Есенина (1917 - 1918) начинается с Февральской революции. Это событие, а также последующую Октябрьскую революцию поэт встретил восторженно. Патриотическая тема зазвучала по-новому: Есенин выразил свою любовь к народу, совершившему подвиг собственного освобождения. В стихотворении «Небесный барабанщик» (1918) поэт восклицает:

Листьями звёзды льются
В реки на наших полях.
Да здравствует революция
На земле и в небесах!

Революционные события наполняют образ родины в поэзии Есенина новым социальным содержанием: стихи 1917- 1918 годов полны переосмысленной религиозной символикой и библейскими образами. В поэме «Иорданская голубица» (1918) Есенин славит «отчалившую Русь», которая взлетела, подобно лебедю, высоко в небо, и выразительно передаёт масштабность исторического события:

Небо - как колокол,
Месяц - язык,
Мать моя - родина,

Я - большевик.
Ради вселенского
Братства людей
Радуюсь песней я
Смерти твоей.

Стихи этого времени оптимистичны, в них живёт надежда автора на светлую судьбу родины:

О пашни, пашни, пашни,
Коломенская грусть.
На сердце день вчерашний,
А в сердце светит Русь.
(«О пашни, пашни, пашни...» 1917 - 1918)

Время воспевания революции сменяется в творчестве Есенина трагическим периодом (1919 - 1923) непонимания-неприятия происходящих в России социальных перемен. В стихах этих лет выражена тоска по утраченной прелести тихой деревенской жизни и образное противопоставление города и деревни. Теперь всё чаще появляются строки, полные душевного смятения и грусти. В стихотворении «Я последний поэт деревни...» (1920) автор предрекает конец деревенской России, а значит, и свою собственную смерть:

Догорит золотистым пламенем
Из телесного воска свеча,
И луны часы деревянные
Прохрипят мой двенадцатый час.
На тропу голубого поля
Скоро выйдет железный гость.
Злак овсяный, зарёй пролитый,
Соберёт его чёрная горсть.

Очень тяжело поэт переживает революционный слом патриархальных устоев русской деревни. Это своё мироощущение с особой лирической взволнованностью и откровенностью Есенин выразил в поэме «Сорокоуст» (1920). Символично название поэмы, так как сорокоуст - это молитва по покойнику. Рассказ о том, как паровоз обогнал тонконогого жеребёнка, получает у поэта глубокий внутренний смысл. Для Есенина эта поэма стала своеобразным реквиемом по русской деревне:

Милый, милый, смешной дуралей,
Ну куда он, куда он гонится?
Неужель он не знает, что живых коней
Победила стальная конница?
Чёрт бы взял тебя, скверный гость!
Наша песня с тобой не сживётся.
Жаль, что в детстве тебя не пришлось
Утопить, как ведро в колодце.

В «Сорокоусте» явственно звучит неподдельная тревога за судьбу «полевой России», которую, по мнению поэта, готов прибрать к рукам «железный гость». Поэт рисует эту страшную картину, и становится понятно, с какой болью Есенин воспринимал революционные преобразования в деревне:

Мир таинственный, мир мой древний,
Ты, как ветер, затих и присел.
Вот сдавили за шею деревню
Каменные руки шоссе.
Так испуганно в снежную выбель
Заметалась звенящая жуть.
Здравствуй ты, моя чёрная гибель,
Я навстречу тебе выхожу!
(«Мир таинственный, мир мой древний...» 1922)

В последний период творчества (1924 - 1925) патриотическая тема у Есенина обогащается новыми образами и идеями, так как поэт, можно сказать, примиряется с советской действительностью. Если в ранних стихах он воспевает «Русь древнюю», бедную, смиренную, то теперь заявляет:

Мне теперь по душе иное...
И в чахоточном свете луны
Через каменное и стальное
Вижу мощь я родной стороны.

Высокое достоинство Есенина, человека и поэта, проявляется в его последних стихах, где он выразил беспощадную истину: виноват не новый мир, а наше отношение к новому миру:

Полевая Россия! Довольно
Волочиться сохой по полям!
Нищету твою видеть больно
И берёзам и тополям.
(«Неуютная жидкая лунность...» 1925)

Более подробно описывает поэт новую деревню в стихотворении «Русь советская» (1924): он видит сходку крестьян, которые обсуждают свои проблемы; деревенских комсомольцев, поющих агитки Демьяна Бедного; и понимает с грустью, что его время проходит:

Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней -
Уж не село, а вся земля им мать.

Хотя Есенин чувствует себя человеком старого склада, он не изменяет своей любви к так сильно изменившейся родине. Разговаривая с молодой армянкой Шаганэ в далёком Батуми, поэт признаётся в любви не к ней, а к родным рязанским просторам:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.
(«Шаганэ ты моя, Шаганэ...» 1924)

Несмотря на все огорчения, разочарования, он твёрдо и спокойно заявляет в конце жизни:

Знать, у всех у нас такая участь,
И, пожалуй,всякого спроси -
Радуясь, свирепствуя и мучась,
Хорошо живётся на Руси.
(«Спит ковыль. Равнина дорогая...» 1925)

В лиро-эпической поэме «Анна Снегина» (1925) Есенин возвращается к тем же важнейшим событиям русской истории, которые в своё время находили отклик в его ранних произведениях. Но теперь он делает попытку осознать эти события в их последовательности, дать целостное представление о пережитой эпохе. Самое интересное в поэме - новая точка зрения поэта на то, о чём он когда-то писал, и более широкий кругозор, более глубокие оценки крупнейших исторических событий, которым он был свидетелем.

Первое историческое событие, представленное в поэме, - империалистическая война. В стихах Есенина, относящихся к 1914 - 1916 годам, преобладали мотивы любви к родине, замечательные описания родной природы, но не было даже попытки оценить политическую и социальную сущность войны. В «Анне Снегиной» выражен взгляд на войну - резко отрицательный и мотивированный:

Я думаю:
Как прекрасна земля
И на ней человек.
И сколько с войной несчастных
Уродов теперь и калек!
И сколько зарыто в ямах!
И сколько зароют ещё! (2)

Теперь поэт отмечает такие обстоятельства деревенской жизни в годы войны, о которых раньше не писал. Например, Прон Оглоблин на сходе зарубил старшину, объявившего о начале войны, а значит, и о мобилизации.

Второе событие в поэме - Февральская революция, провозгласившая демократические свободы. К данному событию лирический герой относится иронически: у власти «калифствовал Керенский на белом коне» (1), а война продолжалась. Автор рисует сцены взбаламученной деревни: мужики толкуют о новых законах, требуют помещичью землю и, не получая её, спрашивают:

Зачем же тогда на фронте
Мы губим себя и других? (2)

Крестьяне уже слышали имя Ленина, они выступают против помещицы Снегиной, у них есть вожак-Прон Оглоблин. В поэме ничего не осталось от христианской условной символики, которую Есенин использовал в стихах 1917 - 1918 годов. Теперь революция изображается через судьбы конкретных героев, о революции поэту сообщает Прон:

Дружище!
С великим счастьем!
Настал ожидаемый час!
Приветствую с новой властью!
Теперь мы всех р-раз и квас!
Без всякого выкупа с лета
Мы пашни берём и леса.
В России теперь Советы
И Ленин - старшой комиссар. (4)

Прон говорит и о коммуне, которую хочет сейчас же организовать в своей деревне.

Раньше Есенин писал о деревне вообще, как бы не замечая расслоения крестьянства, изображая крестьянскую массу в целом, а не конкретных героев из народа. В «Анне Снегиной» представлен новый взгляд поэта на окружающий мир: Радово, откуда родом разговорчивый возница, - богатое село с домами под железными крышами, а рядом - нищая деревня Криуша, откуда родом Прон Оглоблин:

Житьё у них было плохое,
Почти вся деревня вскачь
Пахала одной сохою
На паре заезженных кляч. (1)

В поэме подробно описывается Прон. Это первый реалистический образ советского крестьянина в есенинском творчестве. Он большевик, возглавил борьбу бедноты за землю и советскую власть, был убит деникинцами.

Однако эпические события в поэме - это всё-таки жизненный фон, на котором раскрывается главная, лирическая, тема поэмы - история любви. В «Анне Снегиной» автор не только сохранил, но и углубил своё лирическое дарование, хотя в поэме нет погружённости в собственные переживания, нет отгороженности от общественной жизни, которая раньше была присуща Есенину. «Анна Снегина» демонстрирует органическое соединение лирической темы с размышлениями главного героя поэмы над судьбами родной страны.

Подводя итог, следует отметить, что талант Есенина раскрылся особенно ярко и самобытно в лирических стихах и поэмах, они до сих пор производят сильное впечатление благодаря предельной открытости (откровенности), с которой поэт рассказывает о своих чувствах. Есенин принадлежал к группе крестьянских поэтов, но в его творчестве крестьянская тема не замыкается на проблемах деревни, а открыта навстречу окружающему миру и слита с темой родины, то есть у Есенина образ деревни неотделим от образа России. Открытость поэзии Есенина проявилась и в его готовности встретить лицом к лицу самые крутые (революционные) повороты российской истории.

На глазах поэта родина пережила эпоху, короткую по времени, но переломную по сути, прошла путь от «Руси полевой», патриархальной к «Руси советской». Этот исторический период Есенин отразил в своём творчестве, поэтому и образ родины в его лирике постепенно менялся. В раннем творчестве родина представлялась ему идеальной страной - страной традиционной крестьянской мечты; в годы революции - богоизбранной страной, воплощённым земным раем; потом живая, деревенская Россия погибала от «железного» социализма, подавляющего индивидуальную личность; в позднем творчестве поэт признаёт победу нового строя в родной стране, но есенинский лирический герой не может принять советской жизни полностью.

Любовь к родине связывает все лирические произведения Есенина: стихи общественной и исторической тематики, стихи о природе, о любви, о смерти. В этом единстве проявилась яркая неповторимость творчества Есенина.

Как прекрасна

И на ней человек.

Поэма “Анна Снегина” - одна из лучших в творчестве Сергея Есенина. Это и эпическое произведение, так как раскрывает судьбы народа в революции, и лирическое, отражающее суть человеческих переживаний, внутренний мир героев.

Поэма полна драматических коллизий, связанных с судьбой народа. Кульминационная сцена поэмы - тревожный, заинтересованный разговор радовских мужиков с поэтом о земле.

Кричат нам,

Что землю не троньте,

Еще не настал, мол, миг.

За что же тогда на фронте

Мы губим себя и других?..

Есенин изображает революционные события с исторической точки зрения. С этими событиями связаны и судьбы героев поэмы: помещицы Анны Снегиной, хутор которой во время революции крестьяне “забрали в волость с хозяйками и со скотом”; крестьянина-бедняка Оглоблина Прона, борющегося за новую власть и мечтающего скорее открыть “коммуну в своем селе”; старика-мельника и его жены - доброй, ворчливой хлопотуньи; рассказчика-поэта, земляка Прона, вовлеченного революцией в “мужицкие дела”.

Не слышно собачьего лая,

Здесь нечего, видно, стеречь -

У каждого хата гнилая,

А в хате ухваты да печь.

Гляжу, на крыльце у

Прона Горластый мужицкий галдеж:.

Толкуют о новых законах,

О ценах на скот и рожь.

В поэме русский народ разобщен. Поэт показывает разных “мужиков”: крестьяне - труженики горячо приветствуют революцию, но есть и такие, которых, по выражению Прона, “еще нужно варить”, есть закоренелые собственники, вроде “отвратительного малого” - возницы, есть крикуны и бездельники, как Лабутя, ищущие в революции “легкой жизни”. По-разному воспринимают ломку старой жизни и другие герои поэмы.

Анна Снегина, когда-то мечтавшая с юным поэтом о славе, выбита революцией из привычного уклада помещичьей жизни.

“Когда-то я очень любила

Сидеть у калитки вдвоем.

Мы вместе мечтали о славе…

И вы угодили в прицел,

Меня же про это заставил

Забыть молодой офицер...”

На что-то надеясь, она отправляется искать счастья на чужбине. Последняя встреча героя поэмы с Анной Снегиной происходит “на расстояньи”, как бы незримо. Но от этого значение ее нисколько не снижается, а становится заглавно-ключевым.

В самом деле, еще раз вдумаемся в строки лондонского письма героини, по легкости слога, казалось бы, такого беспечного. Оно не только наполнено горькими раздумьями-воспоминаньями о безоблачных днях юности, но и суровыми, бескомпромиссными оценками своего жизненного пути.

Я часто хожу на пристань

И, то ли на радость, толь в страх,

Гляжу средь судов все пристальней

На красный советский флаг.

Теперь там достигли силы.

Дорога моя ясна...

В путях и перепутьях по чужим городам и весям Анна Снегина не утратила в сердце главного - любви к Родине. Поэтому она приходит в порт, издали с тоской и волнением смотрит на красный флаг: это частичка утраченной ею, но не забытой отчизны.

Конечно, все не так просто! Поэт это прекрасно осознает. " Красный флаг - символ новой России - радует ее, но и страшит. Она не забыла, что ей пришлось пережить. Когда-то на вопрос поэта она ответила молчанием, в котором угадывалась не только боль утраты, но и осознание исторической справедливости народного возмездия.

“Скажите,

Вам больно, Анна,

За ваш хуторской разор?”

Но как-то печально и странно

Она опустила свой взор...

С каждым годом эта новая Россия становится для Анны Снегиной все ближе. Мечты, думы об этой, казалось бы, утраченной навсегда и вновь обретенной Родине - это единственное, что согревает ей душу, удерживает на этой грешной земле.

Теперь на чужбине для героини все роднее и ближе становится образ человека, любовь которого она отвергла дважды. Узнав, что человек, некогда любивший ее, жив, находится по-прежнему на Родине, Анна отправляет ему письмо, в котором открывает свою душу.

Так часто мне снится ограда,

Калитка и ваши слова…

Но вы мне по-прежнему милы,

Как родина и как весна.

Скорее всего, она не ждет ответа на свое письмо, да и сама не будет больше писать. Все необходимое она уже высказала, облегчила душу, а возврата к старому нет, время не может бежать вспять.

Эта поэма Есенина поражает глубиной содержания при внешней простоте повествования. Она подтверждает гениальность и мастерство поэта.

Анна Снегина - персонаж одноименной поэмы великого русского поэта . Произведение считается автобиографическим и посвященным мыслям о юношеской любви Сергуши. Главная же героиня, несмотря на прожитые годы и обстоятельства, оставила в душе мужчины воспоминания о юной девушке, неловких взглядах и незаконченных отношениях.

История создания персонажа

Сергей Есенин, несмотря на любовь к изысканным метафорам, в этой поэме обратился к разговорной речи. Поэтому так многоголосно и самобытно звучат слова основных героев - Анны, Прона Оглоблина, Лабути и даже самого Сергуши. Произведение было написано в 1924-25 годах, во время поездки поэта на Кавказ, а вот замысел возник немного раньше - при посещении родной деревни Константиново. На страницах книги оно упоминается как Радово.

Лидия Кашина стала прототипом Анны Снегиной. Жила женщина на малой родине Есенина и его пристанища после ужасов войны. После революции дом помещицы стал собственностью крестьян, а Кашина переехала в другую усадьбу.

Вряд ли история любви и отказа имела место быть, но автор был вхож в дом Лидии Ивановны. Двое ее детей очень любили поэта. У женщины не ладились отношения с мужем. В 1918 году она переехала в Москву и стала работать стенографисткой. Анализ биографий Кашиной и Снегиной показывает, что у этих персон хватает отличий, но есть нюансы, которые их роднят.