Англосаксонские народы. Народ красноголовых

Дрезден. Сказка.

Необыкновенный и притягивающий. С самого начала: есть ощущение «дежа вю», чего-то родного, но исчезающего. Тихий город с небольшими отремонтированными домами, как Москва 70-х. Только чистые дворики. Он как чистое и романтическое детство из 70-х, разрушенное вместе со страной и старыми зданиями Москвы. Причем старыми-«советскими», а не древними: зданиями из тех районов, что стояли около современного Третьего кольца Москвы. Почему то после этого, ожидаешь - встретить здесь хороших и приветливых людей, хотя пропаганда наших СМИ вдалбывает, что ничего хорошего не жди от немцев, тем более - восточных, они якобы помнят только плохое о русских. Но…встречаешь спокойных, добрых, идущих на контакт людей, которым не внапряг - перейти на русский язык и помочь во всём, где могут помочь. Здесь не несутся, словно сумасшедшие, как в недалёкой от Дрездена Вене, велосипедисты. Ты может спокойно гулять по тротуару, не рискуя быть сбитым, хотя и, может, наступил не за ту черту. Ещё здесь есть небольшая художественная галерея, но с «Сикстинской Мадонной» - глаз не оторвать! Есть и музей фарфора - для любителей (в том числе и для тех, кто будет сравнивать его с гжельским) - и местная «Оружейная палата». Бывшая саксонская столица, как далеко ты от России, но любят тебя русские туристы и не только. Самобытная, древняя саксонская столица, которая была варварски уничтожена современными англо-саксами в 1945 году, хотя на тот момент в Дрездене не было по сути немецких войск, а только мирные немцы. В чем суть и смысл был такой невероятной жестокости: в том, что Дрезден оставался в Восточной Германии, или дело в вековой ненависти англо-саксов к немцам, поэтому вчистую уничтожали всех подряд жителей города и всю сохранившуюся древность германских саксонцев: историю и артефакты, содержащие вековые духовные корни прежней элиты саксонской Германии. Может дело в особой исторической неприязни современных англо-саксов именно к саксонцам, хотя история и утверждает, что они - почти родственники, и нынешние англо-саксы - это потомки саксов немецких. За что сыновья так ненавидят отцов? Кровавый спор на тему, кто древней и круче? Может современная официальная история не афиширует часть своих «чёрных» страниц? Во всём этом порой очень трудно разобраться, но тем не менее.

Ныне Дрезден - административный центр Саксонии в Германии, на реке Эльбе. Население: чуть более полумиллиона человек. Центр города, расположенный на левом берегу Эльбы, - район Альтштадт (Старый Город). Сейчас он почти полностью восстановлен после бомбардировок Второй мировой войны. Название «Дрезден», как и часть названий городских районов, как считается, имеет славянские корни (от древнесорбского: «Drežďany», или как вариант от верхнелу́жицкого: «Drježdźany» («жители пойменных лесов», иногда переводят, как «болотные жители»). Впервые Дрезден, как считается, документально упоминается в 1206 году (по скалигеровской хронологии) в связи с судебным разбирательством между Майсеновской церковью и графом фон Дона (обратим внимание на славянское слово «Дон» или просто «река»-«дно») из-за спорных территорий (Acta sunt hec dresdene). Как город, уже в другом документе, Дрезден упоминается в 1216 году (Acta sunt hec … in civitate nostra dresdene). Но вот вопрос: правильно ли и как были датированы эти документы? И ведь могло быть много разных жителей РАЗНЫХ пойменных лесов, не обязательно на месте современного Дрездена. Да и слово «Дон» могло обозначать любую реку Европы: Дон, Дунай, Днепр, Днестр (согласная основа слова – одна и та же у всех: «Д-Н», интересно также, что и вторая часть слова «Дрезден» имеет основу «Д-Н»: может и не из лесов саксы, а с реки-«Дона» (вопрос с какой: Эльбы или иной)? Языковедение, конечно, не может служить основой доказательств, но на кое-какие мысли навеивает. Много намёков на славянские корни саксов).
Вот и российская императрица Екатерина II, немка по происхождению, писала: «Имя саксы… - от сохи. Сохсонсы суть отросли от славян, также как вандалы и прочее» (РГДА. Ф.10. Оп.1.Д.17).
Считается, что англы, саксы и юты – германские племена. Но славянское происхождение англо-саксов видно в английской истории невооруженным глазом. Чего стоят одни их имена: например, Рада (англ. Rada), или Уста (англ. Hasta), от которых произошли распространенные в Англии фамилии Reading(s), т.е., по-русски, Радин, и Hasting(s), т.е., по русски, Устин. Их князя выбирал совет, называвшийся Witan, т.е., по-русски, вече. (Ярослав Кеслер «РУССКАЯ АНГЛИЯ»).

Вплоть до подчинения и обращения в христианство Карлом Великим континентальные саксы сохраняли свой древний племенной устав и не имели короля, а все важные вопросы решали на ежегодном собрании старейшин племени. Герцоги (военачальники) принимали предводительство над народом только на время военных конфликтов (как князья в великом Новгороде).
Ныне многие историки предполагают, что, самоназвание саксов было иное, а «античные» авторы произвели его от «сакса» - типичного оружия саксов, боевого ножа. Считается, что в период от III до V века н. э часть саксов, наряду с англами и ютами, переселилась в южную часть острова Британии, хотя никаких доказательств, кроме легенд этому нет. В результате слияния с англами они превратились в общность англо-саксов, которая стала политически и лингвистически доминирующей в Англии. Язык саксов стал основой англосаксонского языка, из которого развился современный английский язык. Отсюда в ирландском и других кельтских языках наименование племени саксов употребляется для обозначения современных англичан: в ирландском - «Sasana» (Англия) и «Sasanach» (англичане), в гэльском - «Sasunn» (Англия) и «Sasunnach» (английский); хотя в других языках эти названия ведутся от племени англов. Нынешнее название страны - Англия - происходит от наименования племени англов, а название таких территорий, как Уэссекс («West-Saxons»), Эссекс («East-Saxons»), Суссекс («South-Saxons») и Мидлсекс указывает на их происхождение от саксонских поселенцев. В эстонском и финском языках название саксов послужило основой для обозначения современных немцев и Германии: в эстонском «Saksamaa» (Германия) и «sakslased» (немцы); в финском «Saksa» (Германия) и «saksalaiset» (немцы). Наверное, жуткую путаницу должно было создавать это разночтение названий и имен для традиционных историков.

Далее цитируем книгу: Г.В.НОСОВСКИЙ, А.Т.ФОМЕНКО «НОВАЯ ХРОНОЛОГИЯ РУСИ. Русь. Англия. Византия. Рим»:
«По поводу САКСОВ историки пишут так. "Саксы - германские племена, обитавшие в северной Европе, главным образом на территориях, прилегающих к Северному морю. Чаще всего Гальфрид именует ГЕРМАНСКИХ ЗАВОЕВАТЕЛЕЙ (Англии) собирательно САКСАМИ, хотя в ряде случаев упоминает и АНГЛОВ". Н.М.Карамзин: "Геродот пишет, что СКИФЫ, известные персам под именем САКОВ, сами себя называли Сколотами (то есть СКОТАМИ или Шотландцами)". Карамзин: "Менандер называет ТУРКОВ САКАМИ, а Феофан МАССАГЕТАМИ". Таким образом, средневековые САКСЫ = Саки - это СКИФЫ или ТУРКИ. Между прочим, становится понятным, почему Феофан назвал Турок также МАССАГЕТАМИ, то есть МОСКОВСКИМИ ГОТАМИ. Потому что они были славянами и вышли из Руси-Орды. Получается, что старые английские хроники говорят не о каких-то якобы сравнительно небольших народах, первоначально населявших современный остров Британию, а об огромных средневековых государствах, царствах, игравших определяющую роль в истории Европы и Азии XI-XVI веков. И лишь потом, при переносе византийско-"монгольских" летописей в островную Англию, эта история больших государств была искусственно спрессована. В результате она сжалась, превратилась в местную, локальную историю, уместившуюся на сравнительно небольшой территории. Зато растянутую во времени».
Возникает первое предположение: так как саксы - славяне по происхождению (а особенно близки к славянам - «германские (немецкие) саксы») - отсюда и типичная ненависть к ним у забывших свою начальную историю (или не хотящих вспоминать свои корни) - «англо-саксов», известных своим славянофобством и соперничеством с ЛЮБОЙ Российской Империей).
Второе предположение по поводу ненависти англо-саксов к саксам, возможно, связано с религией и Реформацией в Средние века. Реформацию здесь необходимо рассматривать не столько, как религиозную войну между католиками и различными протестантами, а как попытку западно-европейских сепаратистов и князей, используя религиозную риторику, отделится от Ордынской Империи в 16-17 веках н.э. (Которую иногда называли Империей Карла V, …).
Сначала рассмотрим исторические события вокруг Дрездена.

С 1270 года, как считается, Дрезден стал столицей маркграфства Мейсен (нем. Meissen, которое примерно в 1450 – 1550 гг. стало крупнейшим центром добычи и передела серебра. Как говорится – почти «Гознак» Империи, тем более, что серебряные рудники были рядом в Германии, а в России ещё вроде как не были открыты к тому времени) и был ей вплоть до объединения маркрафства Мейсен и курфюршества Саксонии в 1422 году.
В 1485 году произошёл Лейпцигский раздел объединённого государства, в результате которого Дрезден снова стал столицей маркграфства Мейсен (причём маркграфы получили титул герцогов Саксонии) (Не связано ли это с разделом сфер влияния Турции и России – известное «стояние на Угре». И история Саксонии этих времен – просто дубль истории Большой Империи, в которую Саксония входила?).
В 1547 году курфюршество Саксония было вновь присоединено к Мейсену, и Дрезден оказался столицей курфюршества Саксонии. (Может и не было никакого отсоединения Мейсона и курфюршества Саксонии с 1485 г. по 1547 г. А в 1547году было первое и единственное объединение, и события 1422 г. дублируют события 1547г. только на бумаге? А события 1270 г. – легендарны или принадлежат всей Ордынской (Римской) Империи? Возможно, что в 1270 г. на месте современного Дрездена был построен не город, а церковь или монастырь, в котором хранились христианские святыни по аналогии с монастырями Москвы).
Только при Августе Сильном в начале XVIII века Саксония (и Дрезден, как её столица) достигла наибольшего расцвета. Тогда центр Дрездена приобрёл знакомый облик в стиле барокко. Тогда и было построено и большинство самых известных зданий Дрездена, впоследствии разрушенных в 1945 г. В XVIII веке Саксония претендовала на ведущую роль среди немецких княжеств и вела постоянные войны с Пруссией. Во время Семилетней войны Дрезден был захвачен и долгое время удерживался войсками прусского короля Фридриха II. Эта оккупация нанесла большой урон городу, в частности в 1760 году была разрушена Кройцкирхе (главная протестантская церковь Дрездена). В результате Наполеоновских войн Саксония понесла огромные территориальные потери, значение Дрездена в политических делах Европы снизилось, но он по-прежнему считался одним из крупнейших культурных центров.

I. Рассмотрим племена в составе саксов, как они описываются в официальной истории.
Вестфалы, которые жили преимущественно между Рейном и Везером, их имя означало просто: «западные люди», то есть западные саксы. Остфалы - «восточные люди», жили между Везером и Эльбой. Интересные названия для племен. И Энгры (или: венгры, угры?), которые занимали среди саксов центральное положение, как в географическом, так и в культурно-общественном отношении. Здесь нет по сути никакой интересной информации! Саксы состоят из восточных и западных, а видимо посередине между ними: пограничные, буферные саксы – «венгры-угры» (вспоминается здесь одно историческое событие: «стояние на реке Угре», где «угра», по сути, означает - «граница»). Также можно охарактеризовать и любой другой народ, растянувшийся в своем расселении с запада на восток.
II. Официальная история Саксонии.
Герцогство Саксония - название территориально-государственных образований, входивших в состав Священной Римской Империи:
До 1180 года - племенное герцогство между нижними течениями реки Рейн и Эльба. Возникновение саксонской государственности относят к VII веку. В ходе затяжных войн земли саксов были покорены Карлом Великим, став частью империи франков. Саксония считалась одним из наиболее значимых племенных герцогств Восточно-Франкского королевства (Германии). В 1180 году император Фридрих I Барбаросса за неповиновение императорской власти лишил могущественного саксонского герцога Генриха Льва титула и владений. Эта дата традиционно считается концом эпохи племенных герцогств. Большинство вассалов саксонского герцога перешли в непосредственное подчинение императору. Титул герцога Саксонии кардинальным образом поменял своё значение, утеряв большинство своих властных прав. Около 1272 года герцогство разделилось на два герцогства: Саксен-Виттенберг (после Золотой буллы Карла IV 1356 года было преобразовано в курфюршество Саксония) и Саксен-Лауэнбург. (Возможно, это событие связано с завоеванием Ордой Западной Европы и установления там ПОРЯДКА, или с объединением племен в месте, отличном от Западной Европы). Западная Саксония (Вестфалия) была присоединена к архиепископству Кёльнскому. Потомки Генриха Льва сохранили только области Брауншвейга и Люнебурга (будущее герцогство Брауншвейг-Люнебург).
Саксония в период Реформации и Тридцатилетней войны.
Курфюрст Фридрих III Мудрый (1486-1525) хотя и не был открытым сторонником Лютера, но беспрепятственно допускал распространение его учения в Саксонии, а после его осуждения на Вормсском сейме предоставил ему убежище в Вартбурге. Брат и соправитель Фридриха Иоганн Твёрдый (1525-1532), став курфюрстом, уже открыто занял протестантскую сторону, а Саксония в 1531 году стала (вместе с Гессеном) во главе оборонительного союза против религиозной политики императора Карла V. (Подготовка и начало сепаратистской войны против Империи-Орды). В 1546 году император Карл V(Иван Грозный) окончательно решился на войну (Ливонскую) с протестантизмом, и произошёл первый крупный вооружённый конфликт между католиками и протестантами (Шмалькальденская война). Во время Тридцатилетней войны, пока саксонский курфюрст Иоганн-Георг I стоял на стороне императора, военных действий на территории Саксонии не было. (Возможно, саксонские князья по ряду причин выступали на стороне Орды в начале войны, занимая двойственную позицию. Позиция Саксонии в течение ВСЕЙ этой войны была двойственной). В 1631 году Иоганн-Георг перешел на сторону шведского короля. Через четыре года, после поражения Густава-Адольфа, курфюрст вновь перешел на сторону императора, заключив с ним в Праге мирный договор.
За время Тридцатилетней войны население Саксонии уменьшилось в два раза. С 1697 до 1763 года Саксония была соединена личной унией с Польшей. В 1706 году шведский король Карл XII совершил разорительное нашествие на Саксонию. (Возможно, это пример - кары протестантов и победивших сепаратистов под руководством «шведа» Карла XII за периодическую дружбу саксов с Карлом V).

III. Старая официальная история Дрездена:
5500 - 4500 до н. э.: неолитическое поселение в городском районе Никерн (Kreisgrabenanlage Dresden-Nickern)
1206, 31 марта: первое упоминание Дрездена в рассказе о судебном разбирательстве по поводу спорных территорий между Майсеновской церковью и графом фон Дона (Burggrafen von Dohna)
1216, 21 января: упоминания города Дрездена (Acta sunt hec … in civitate nostra Dresdene лат.)
ЭТИ УПОМИНАНИЯ МЫ УЖЕ ОБСУЖДАЛИ.
1547: лютеранство вместо католичества становится основной религией Саксонии (возможно, это - начало реальной Истории, связанной с сепаратизмом и Реформацией).
Дополнительная интересная информация: кризис горной промышленности и снижение цен на серебро в XVI–XVII веках вынудили жителей Саксонии - шахтеров - искать дополнительные заработки. Поделки из дерева со временем стали народными промыслами (видимо: отрыв от Ордынской Империи вызвал потери восточных рынков и кризис производства).
Дрезден, как столица:
1270 – 1422 (дубль 1464 – 1485?), 1464 – 1485: столица маркграфства Мейсен (Markgrafschaft Meißen).
1485 - 1547: столица герцогства Саксония-Виттенберг (Herzogtums Sachsen-Wittenberg).
1547 - 1806: столица курфюршества Саксония (Kurfürstentum Sachsen или Kursachsen).
1806 - 1918: столица королевства Саксония (Königreich Sachsen), расцвет Дрездена - столицы курфюршества Саксония (Kurfürstentum Sachsen или Kursachsen). "Венеция на Эльбе" (Elbflorenz) - название, данное городу за богатство барочной архитектуры, с 1871 - в составе Германской империи.

В дополнение отметим: авторы «Новой хронологии» доказывают, что имеющиеся манускрипты англо-саксонской хроники в действительности написаны не ранее XV-XVI веков н.э. Похоже на то, что современная Англия унаследовала и присвоила себе (начиная с XV-XVI веков н.э.) не только значительную часть старой римско-греческой и ордынско-славянской истории, но и историю германских саксов (часто тоже дублирующую ордынско-славянскую, как общую для многих славянских народов), перенеся почти все древние события на свою территорию-остров. Новоиспеченные англо-саксы тщательно, долго и последовательно зачищали от правды и даже намеков на правду всевозможные источники этой правды: действительно старые книги, архитектурные артефакты и т.п. у своих соседей в Европе и в своих колониях в Азии, Африке и Америке.
Таким образом, легендарная и реальная история саксов тесно связана со славянством. Возможно, что саксы были последним оплотом (хотя и часто переменчивым во мнении) Русско-ордынской Империи в мятежной, сепаратистской, реформаторской Германии XVI-XVII веков н.э. История, как реальная, так и легендарная, а также и язык англо-саксов тоже теснейшим образом связаны с Империей (Византией: возможно самоназвание «англы» пошло от династии Ангелов в Византии. НА СТАРОМ ГЕРБЕ АНГЛИЙСКОГО ЦАРСТВА ВОСТОЧНЫХ САКСОВ И ЛОНДОНА БЫЛИ ИЗОБРАЖЕНЫ ОСМАНСКИЕ ЯТАГАНЫ ИЛИ ПОЛУМЕСЯЦЫ.(ФиН)) и славянством. История на периферии Империи зачищалась тщательно: украденную историю необходимо было закрепить за Англией на современной территории, а старые родственные связи с саксами Германии мешали национальной идентификации новой нации в Англии. И правдивую историю, и её носителей по привычке или по злому умыслу продолжали зачищать от правды до самого последнего времени.
Примечание по II Мировой войне.
«В конце Второй мировой войны центр города был полностью разрушен в результате серии ударов английской и американской авиации. В это время Дрезден был переполнен беженцами, спасавшимися от боевых действий Восточного фронта, среди которых было много женщин и детей. Город практически не был защищен зенитными орудиями, а авиация ПВО не смогла взлететь. Число жертв составляет от 25 до 30 тысяч человек (некоторые источники сообщают об их большем числе), большинство из которых погибло в результате возникшего огненного смерча. Серьёзно пострадал дрезденский замок-резиденция, Цвингер и Опера Земпера были практически разрушены, несколько позднее обрушился купол Фрауэнкирхе (евангелическо-лютеранская церковь). После войны развалины дворцов, церквей, исторических зданий были аккуратно разобраны, все фрагменты описаны и вывезены за город. Остальные развалины были просто снесены. На месте города образовалась ровная площадка с размеченными на ней границами бывших улиц и зданий. Восстановление центра заняло почти сорок лет - для этого, по возможности, использовались уцелевшие фрагменты, недостающие каменные блоки и архитектурные элементы вытёсывались заново - они заметно выделяются светлым оттенком камня. Чаще всего посетители попадают в Цвингер со стороны Театральной площади, проходя через трехарочный проход, объединяющий помещение картинной галереи «Старые мастера» и Оружейную палату. При входе внимательный турист увидит на стене портика справа от главной арки бронзовую табличку с надписью на немецком языке: «Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин». Эту же надпись по-русски с большим трудом частично можно прочитать на постаменте, поддерживающем приарочную колонну. Этот постамент – реально сохранившийся артефакт XVIII в., уцелевший во время бомбежек Дрездена».

Британский этнос впитал в себя множество черт народов, мигрировавших с Европейского континента на Британские острова. Однако ученые до сих пор спорят, кто же является главным предком нынешних жителей Соединенного Королевства.

Заселение Британских островов

В течение многих лет группа ученых под руководством профессора Криса Стринджера, представляющего лондонский Музей естественной истории, изучала процесс заселения Британских островов. Ученые свели воедино археологические данные за последние столетия, благодаря чему хронология заселения островов выстроилась наиболее полно.

Согласно обнародованным данным, люди предпринимали не менее 8 попыток обосноваться на территории нынешней Великобритании, и только последняя из них оказалась удачной.

Впервые человек попал на острова примерно 700 тыс. лет назад, что также подтверждает анализ ДНК. Однако через несколько сотен тысячелетий из-за похолодания люди покинули эти места. Осуществить исход было не сложно, так как острова с континентом в то время связывал сухопутный перешеек, который ушел под воду примерно за 6500 лет до н. э.

12 тыс. лет назад состоялось последнее покорение Британии, после чего люди уже ее не покидали. В дальнейшем все новые волны континентальных переселенцев оказывались на Британских островах, создавая пеструю картину глобальной миграции. Впрочем эта картина не ясна до сих пор. «Докельтский субстрат по сей день остается неуловимой субстанцией, которую никто не видел, но в тоже время мало кто станет оспаривать ее существование», – пишет британский ученый Джон Моррис Джоунс.

От кельтов до норманнов

Кельты, пожалуй, наиболее древний народ, влияние которого можно увидеть в нынешней Британии. Они стали активно заселять Британские острова с 500 по 100 год до н. э. Кельты, мигрировавшие с территории французской провинции Бретань, будучи искусными корабелами, скорее всего и привили на островах навыки мореходства.
С середины I века н. э. началась систематическая экспансия Британии Римом. Однако романизации подверглись в основном южные, восточные и отчасти центральные области острова. Запад и север, оказав ожесточенное сопротивление, римлянам так и не покорились.

Рим оказал заметное влияние на культуру и организацию жизни Британских островов.

Историк Тацит так описывает процесс романизации, проводимой римским наместником в Британии Агриколой: «Он частным образом и вместе с тем оказывая поддержку из государственных средств, превознося похвалами усердных и порицая мешкотных, настойчиво побуждал британцев к сооружению храмов, форумов и домов».

Именно в римское время в Британии впервые появились города. Также колонисты познакомили островитян с римским правом и военным искусством. Впрочем в римской политике было больше принуждения, чем добровольных побуждений.
В V веке началось англосаксонское покорение Британии.

Воинственные племена с берегов Эльбы довольно быстро подчинили себе практически всю территорию нынешнего Королевства. Но наряду с воинственностью англосаксонские народы, перенявшие к тому времени христианство, принесли на острова новую религию и заложили основы государственности.

Однако радикальным образом на политический и государственный уклад Британии повлияло нормандское завоевание второй половины XI века. В стране появилась сильная королевская власть, сюда были перенесены основы континентального феодализма, но главное – сменились политические ориентиры: со Скандинавии на центральную Европу.

Содружество четырех народов

Нации, составляющие основу современной Британии – англичане, шотландцы, ирландцы и валлийцы – сложились в последнее тысячелетие, чему во многом способствовало историческое деление государства на четыре провинции. Объединение четырех самобытных этносов в единую нацию британцев стало возможным благодаря целому ряду причин.
В период великих географических открытий (XIV-XV века) мощным объединяющим фактором для населения Британских островов явилась опора на национальную экономику. Она во многом помогла преодолеть раздробленность государства, какая, к примеру, была на землях современной Германии.

Британия, в отличие от европейских стран, благодаря географической, экономической и политической изолированности попала в ситуацию, которая способствовала консолидации общества.

Немаловажным фактором для единения жителей Британских островов стали религия и связанное с ней формирование универсального для всех британцев английского языка.
Еще одна особенность проявилась в период британского колониализма – это подчеркнутое противопоставление населения метрополии и туземных народов: «Есть мы, а есть они».

Вплоть до окончания Второй мировой войны, после которой Британия как колониальная держава перестала существовать, сепаратизм в Королевстве был выражен не столь явно. Все изменилось, когда из бывших колониальных владений на Британские острова хлынул поток мигрантов – индийцев, пакистанцев, китайцев, жителей Африканского континента и Карибских островов. Именно в это время и активизировался рост национального самосознания в странах Соединенного Королевства. Его апогей пришелся на сентябрь 2014 года, когда в Шотландии впервые был проведен референдум о независимости.

Тенденцию к национальной обособленности подтверждают и последние социологические опросы, в которых только треть населения Туманного Альбиона назвала себя британцами.

Британский генетический код

Проведенные недавно генетические исследования могут позволить взглянуть по-новому как на родословную британцев, так и на уникальность четырех главных наций Королевства. Биологи из лондонского University College исследовали сегмент Y-хромосомы, взятый из древних захоронений и пришли к выводу что более 50% генов англичан содержат хромосомы, встречающиеся в северной Германии и Дании.
Согласно другим генетическим экспертизам, примерно 75% предков современных британцев прибыло на острова более 6 тыс. лет назад.

Так, по мнению специалиста по ДНК-генеалогии из Оксфорда Брайана Сайкса, во многом современные кельты родословной связаны не с племенами центральной Европы, а с более древними переселенцами с территории Иберии, пришедшими в Британию в начале неолита.
Другие данные генетических исследований, проведенных на Туманном Альбионе, буквально повергли его жителей в шок. Результаты показывают, что англичане, валлийцы, шотландцы и ирландцы по своему генотипу во многом идентичны, что наносит серьезный удар по самолюбию тех, кто гордится своей национальной обособленностью.

Медицинский генетик Стивен Оппенгеймер выдвигает весьма смелую гипотезу, считая, что общие предки британцев около 16 тыс. лет назад прибыли из Испании и первоначально говорили на языке, близком к баскскому.

Гены более поздних «оккупантов» (кельтов, викингов, римлян, англосаксов и норманнов), по мнению исследователя, переняты лишь в небольшой мере.

Результаты исследований Оппенгеймера таковы: генотип ирландцев имеет всего 12% уникальности, валлийцев – 20%, а у шотландцев и англичан – 30%.

Свою теорию генетик подкрепляет трудами немецкого археолога Хайнриха Хёрке, который писал, что англосаксонская экспансия добавила к двухмиллионному населению Британских островов около 250 тыс. человек, а норманнское завоевании и того меньше – 10 тысяч. Так что при всей разнице в привычках, обычаях и культуре, у жителей стран Соединенного Королевства гораздо больше общего, чем кажется на первый взгляд.

Современные англосаксы привыкли к тому, что о них говорят только в сюсюкающей тональности: их прославляют, ими восхищаются, их язык принято считать международным… Даже и те, кто ненавидит их и боится, говорит о них, мысленно склонив перед ними голову в почтительном поклоне. Нисколько не отрицая того, что англосаксы – это явление феноменальное, предлагаю вниманию читателей несколько иной взгляд на носителей английского языка, английского же менталитета и того расового типа, к которому принадлежит бóльшая часть этих людей. Людей, которых я, автор этих строк, считаю одною из старейших исконно фашистских наций на свете.

О фашизме нынче говорят много и со знанием дела: вот это, мол, фашисты, а вот это вовсе и не фашисты, а какие-нибудь там дорогие нашему сердцу пламенные борцы за правое дело.
Полагаю, что критериев фашизма всего-навсего три:
1) Публичное заявление некоей этнической группировки о том, что она, эта самая группировка, обладает какими-то исключительными правами, каковых прав она не признаёт ни за какими другими этническими группировками. Попросту говоря, это наглое заявление о своём собственном превосходстве.
2) Реальная, а не выдуманная сила: интеллектуальная, экономическая, военная. Чего стоит хвастливое заявление о своём собственном превосходстве, если оно ничем не подкреплено?
3) Длительное (на протяжении многих поколений и даже веков!) успешное функционирование именно такой системы взглядов и именно такой системы поступков.
И это всё. Никаких пунктов больше не нужно. Никакого значения не имеют ни цвет кожи носителей данной идеологии, ни система символов (знамёна, гербы, одежда), ни музыкальное или словесное оформление. Всё отодвигается в сторону перед величием этих трёх пунктов.

Так вот: англосаксы полностью вписываются в эти три пункта.
Возможно, кто-то ещё из обитателей Земного шара обладает этими же самыми тремя признаками, и я даже могу назвать этнические группировки, подпадающие под них.
Во-первых, это поклонники Ветхого Завета и наставлений Моисея о том, как надо порабощать народы. Это идеальные фашисты.
Во-вторых, это великая Китайская нация – древняя, могущественная и беспощадная; там, где живут китайцы, там не выживает больше никто. Китайцы поглощают всех.
И, в-третьих, это великая Японская цивилизация – могущественная, хитрая и жестокая.
Возможно, к этому списку можно было бы добавить и арабский вариант фашизма или турецкий, но я сейчас не ставлю себе такой цели – вникать во все эти подробности и предлагаю вернуться к теме этой статьи, которая посвящена англосаксам.

Итак, с какого момента обозначилась чёткая тяга англосаксов к фашистской идеологии?
5-й век нашей эры – это как бы официальная и всем известная дата зарождения английского фашизма. Но, я так думаю, такой поворот в сознании предков этого народа произошёл ещё и раньше, ибо к нему нужно было основательно подготовиться, и такая подготовка не могла произойти в один день, она должна была иметь свою длительную предысторию.

Всем известно, что римляне до 5-го века нашей эры удерживали остров Великобританию под своею властью. А затем добровольно (в силу своих внутренних причин) ушли с него. И тут-то и хлынули на остров племена англов, саксов и ютов.
Вопрос: а почему хлынули? Почему им не жилось в Центральной Европе, где они обитали до этого? Почему после них на материковой части Европы остались огромные пустые площади? Зачем надо было бросать насиженные места – деревни, поля, леса, реки? А ведь остров Великобритания отнюдь не был пустынным, и там уже жили кельты! Так почему же англы с саксами побросали всё на свете (при том, что никто их не гнал в шею) и кинулись на уже давно занятый кем-то остров?
Ответов будет несколько.

Пока на острове стояли римские легионеры, германские племена их боялись и не смели сунуться туда. Они бы получили мощный отпор, и они это прекрасно понимали. Германцы были сильны, но страх перед превосходящими силами – это и было то, что их останавливало. Германцы уважали силу.
Но вот римляне, по своим собственным причинам, покинули остров, и для германских племён это означало, что путь на него открыт. Остров можно занять и, с удобством поселившись на нём, делать оттуда вылазки на Европу и остальной мир, оставаясь при этом неуязвимыми для иноземных армий. Это было очень умное и дальновидное соображение.

Но почему пришельцы не боялись живущих там кельтов?
Да потому что по предыдущему длительному опыту они знали: кельты – это те, кого можно разгромить. У кельтов меньшая организованность и худшая сплочённость. Кельты склонны к внутренним разногласиям; кельтов меньше, чем германцев; кельты – худшие воины, нежели германцы.

Для справки. Кельты – типичные индоевропейцы, ближайшие языковые родственники италийских племён, тех самых, среди которых выделились на известном историческом этапе латины – основатели Римской империи. Долгое время кельты не уступали в могуществе и сплочённости германцам, а в интеллектуальном смысле так даже и значительно превосходили их, но, переселившись с континента на острова, они встретили там выходцев из Средиземноморья – людей неиндоевропейского происхождения с расовыми признаками, не свойственными остальным индоевропейцам. По терминологии Г.Ф.К. Гюнтера – это так называемая «западная» или «средиземноморская» раса. Признаки этого же расового типа имеют нынешние испанцы, португальцы, южные итальянцы и жители Северной Африки. Там же, на Британских островах, с древнейших времён жили и племена совсем уже неизвестного происхождения – языкового и расового. После смешения с людьми этих рас кельты во многом утратили своё былое могущество и стали более уязвимыми. Лишь немногие из них (в основном, северные шотландцы) сохранили прежний нордический расовый облик.

Вот на эту-то уязвимость и уповали новые пришельцы – англы, саксы и юты, которые сами, на момент вторжения на остров, практически полностью принадлежали к нордическому расовому типу.
Допустим. Но зачем же нужно было навсегда оставлять ту землю, с которой их никто не прогонял?

Характерно и другое: за всё время европейской истории после рождества Христова – это практически ЕДИНСТВЕННЫЙ случай, когда европейцы подобным образом обошлись с другими европейцами. Мне могут возразить, что были кровожадные поляки, которые зверствовали над украинцами; были немцы, лютовавшие на оккупированных территориях, но это всё – не тот масштаб. У англосаксов речь идёт о многих веках!
Ситуация с захватом земли и многовековым истязанием местного населения – такое в Европе было только у арабов, захвативших на время Пиренейский полуостров, у монголов в России и у турок на Балканах. Но во всех этих трёх эпизодах пришельцы были не индоевропейского происхождения. Что-то вроде инопланетян. И в любом случае это не тянулось так долго, как это тянется на Британских островах.

Другие пояснения: англы и саксы – это южногерманские племена, юты – северогерманское (скандинавское) племя, от которого произошли нынешние датчане. Англы переселились на остров – практически в полном составе. Юты и саксы – лишь частично. От саксов произошли нынешние немцы. Современные эстонцы до сих пор называют немцев саксами, а Германию – страною саксов (saksa, Saksamaa). Вполне возможно, что среди племён, устремившихся на остров, была и небольшая часть славян. Совсем крохотная. Современный английский язык содержит в себе слова древнеславянского происхождения. Из всех германских народов в настоящее время ближайшим по отношению к англичанам являются фризы, живущие на островах, принадлежащих Германии и Голландии. Фризы говорят на нескольких диалектах (4-6), среди которых ни один не претендует на звание главного. Фактически это несколько языков. И именно они более всего похожи на английский язык. Точнее – на древнеанглийский.

Вот так сложилась английская нация. У истоков её стояла идея того, что можно сначала поработить кого-то более слабого (потому что природная трусость им не позволяла связываться с более сильными!), а затем хорошо жить за счёт порабощённого народа.
О том, как эта идея воплощалась в жизнь на протяжении последующих пятнадцати столетий, хорошо известно. Все эти века были непрерывным избиением кельтских народов, каковое продолжается и по сей день. Кельты оказались не столь податливым материалом, как ожидалось, но в целом замысел удался: с помощью беспрерывных войн, с помощью мер экономического и политического характера, с помощью искусственного голода, с помощью религиозных инструментов воздействия – удалось, в конце концов, сломить все эти народы.

Как свершившийся факт мы видим: ирландцы и шотландцы практически полностью забыли свои собственные языки и перешли на язык своих поработителей. Примерно то же самое можно сказать и о валлийцах, хотя и в меньшей степени. Некоторые кельтские народности исчезли бесследно. То обстоятельство, что на голову самих англичан в 10-м и 11-м веках обрушились пришлые завоеватели, ничего не меняет в истории этого народа. Норманны оказались слепленными из того же материала, что и англосаксы, и, в конце концов, растворились в массе англичан, лишь усилив в них наклонности к завоеваниям и высокомерию.

Англичанам странным образом не пришёлся по вкусу католицизм, накладывавший на них чрезмерные нравственные ограничения. Им всегда хотелось жить в своё удовольствие и как можно меньше накладывать на себя трудных обязательств. Поэтому они создали такой вариант христианства, который в наибольшей степени сближал их с последователями иудаизма. Любовь к роскоши и к наживе, оформленная в религиозные оправдания – это специфическая черта английского лицемерия.
Поразительное сходство англичане проявили и с уже упомянутыми выше китайцами. И тут нужно сделать небольшое лингвистическое отступление и рассказать об особых свойствах китайского языка.

Дело в том, что китайцы народ очень и очень рациональный. Так же, как и англичане, для которых эта черта – одна из важнейших. Так вот, в китайском языке нет ничего лишнего: падежей, склонений, спряжений, времён, чисел, степеней сравнения. Китайские слова не делятся по составу на корень, суффикс, окончания и приставки. Они вообще ни на что не делятся. Фактически китайцы не знают частей речи. Некоторые лингвисты, считают, что у китайцев изредка различаются существительное и прилагательное, но с этим мнением можно поспорить.

Китайское слово – это один-единственный слог. В начале этого слога может быть не больше одного согласного, в середине – один гласный или дифтонг, а в конце – или ничего совсем, или один из двух допустимых согласных. Понятия «слог», «слово» и «корень» в китайском языке полностью совпадают. Рядовой китаец не способен произнести иностранное слово (чью-то иностранную фамилию или название иностранного города), если оно, это слово, состоит из слогов, не существующих в китайском языке. Например, сказать «Ленин» они могут, у них возможны оба эти слога (ЛЕ и НИН), но сказать «Стокгольм» или «Братислава», не исказив до неузнаваемости этих слов, они не в состоянии. Ударение в китайском языке падает на каждый слог в отдельности, а отсюда и крайне специфические особенности китайской поэзии и китайской музыки. Мне могут возразить, что в китайском языке есть конструкции, состоящие из двух слогов, которые производят впечатление двусложного слова. Слово «Пекин» – это не одно слово, состоящее из двух слогов, это на самом деле два слова со значениями «северная» и «столица», а мы записываем их слитно, чтобы не морочить себе голову особенностями китайского языка. Нам так проще записывать русскими буквами китайское словосочетание. С ударением у китайцев тоже не всё так же просто, как, допустим, в русском языке, где есть лишь два понятия: ударный слог и безударный.

Но это всё не отменяет того, что я сказал об этом языке: это язык, выражающий сверхпростые мысли сверхпростыми способами. Индоевропейцы когда-то имели такое же точно языковое мышление, но это было многие-многие тысячелетия тому назад, задолго до возникновения египетских пирамид. С тех пор мышление индоевропейцев поменялось до неузнаваемости, и теперь они так мыслить уже не способны.
Англы, саксы и юты – это были типично индоевропейские народы, в языках которых присутствовали все черты, свойственные индоевропейцам: падежи, числа, времена, суффиксы, окончания и прочие вещи, которые, с точки зрения китайцев, кажутся чистейшим безумием. Задача китайца – высказать мысль как можно быстрее, как можно короче и как можно проще. Китаец – человек дела. Его не интересуют эмоции и подробности, ему важен только конечный результат: заселить Землю как можно большим количеством себе подобных существ, которых нужно родить и прокормить. И тут не до шуток, и не до разговоров. Размножение – это не шутки, это очень серьёзно.
Так вот, за то время, что англосаксы прожили на своём острове, они проделали со своим языком такие операции, что он стал после этого максимально приближаться по своей структуре к китайскому.

Современный английский язык – самый НЕиндоевропейский по своей структуре, если, конечно, не считать армянского, у которого для такого несходства с остальными индоевропейскими языками имеются очень уважительные причины. Английский язык лишился большинства падежных и прочих окончаний, слова в нём упростились и многие умещаются лишь в рамках одного-единственного слога – как в китайском языке. Из-за этого возникло громадное количество совпадений, которых прежде не было: write – right, eye – I, no – know, main – mane. Омонимия всегда была позорным явлением любого языка. Не случайно, у древних индоевропейцев она была вообще под запретом – ни единой омонимичной пары не было в раннеиндоевропейском языке, описанном Николаем Дмитриевичем Андреевым (1920-1997)! В современном русском языке, слов типа лук (оружие) и лук (овощ), ключ (инструмент) и ключ (родник) – очень мало. Русские, как и большинство других индоевропейцев, не любят омонимов. А англичане к ним относятся совершенно спокойно. Так же, как и китайцы, где это явление (что правда, то правда) развито во много раз сильнее, чем у англичан.

Многие грамматические формы, которые были в древнеанглийском языке, ныне исчезли бесследно. Фактически англичане учинили полный разгром всего того, что получили в дар от своих великих индоевропейских предков. И целью этого избиения было торжество рационализма. В этом смысле они пока ещё не сравнялись с китайским языком, но то, что движение идёт именно в эту сторону, это несомненно.
Хемингуэй, по простоте душевной, попытался вернуть в английский язык утраченные падежные и глагольные окончания. В своём романе «По ком звонит колокол» он всё это решил возродить усилием своей воли, да ещё и стал употреблять давно забытое английское местоимение thou со значением «ты». Стоит ли говорить, что его инициативу никто не поддержал!

Англичане любят утверждать, что они прямые наследники Древнеримской Цивилизации. О том, почему это ложь, я скажу лишь с точки зрения лингвистики. В английском очень много слов латинского происхождения. Но то, как они произносятся по-английски, невозможно объяснить избыточным рационализмом. Это просто глумление над Великим Латинским языком. В самом деле, английское слово nation и латинское natio пишутся очень похоже. Но как они произносятся? В английском варианте от латинского слова остаётся лишь самый первый согласный, а всё остальное пропадает и заменяется чем-то другим, ничего общего не имеющим с латынью. Точно так же: английское слово future и латинское слово futurum. Примеры можно было бы и продолжить. Англичане имеют в своём языке слова, о которых заявляется, что они латинские или греческие, но те таковыми на самом деле не являются. Это какие-то новые слова, какого-то другого звучания. Неспособность англичан сколько-нибудь уважительно отнестись к словам иностранного происхождения очень сближает этот народ с китайским. Причём китайцы проявляют при этом намного больше порядочности. Они изображают иностранное слово своими иероглифами и произносят его как могут. При этом китайцы не навязываются в родственники и идейные наследники этим иностранцам, как бы говоря при этом: а мы и сами по себе чего-то стоим и без всяких родственников.

Кстати, по поводу иероглифов: писать латинские буквы, которые не читаются совсем или вместо них читается что-то совсем другое, это означает – просто рисовать. Иероглиф рисуется, а кто-то другой смотрит на него и затем вспоминает, что должно иметься в виду под этим узором. Иероглиф не содержит в себе никаких фонетических признаков, он только напоминает одним своим видом о том, что хотел высказать человек, нарисовавший этот условный знак. По этой причине одни и те же иероглифы с одним и тем же значением встречаются в трёх совершенно разных и не родственных друг другу языках – в китайском, японском и корейском. Китаец, японец или кореец смотрят на этот рисунок, вспоминают, что он означает и, таким образом, получают одну и ту же информацию, притом, что в каждом из этих языков это слово произносится совершенно по-разному. То же самое и в английском языке: рисуются буквы таким образом, что они напоминают какие-то слова из других языков. Эти слова понятны немцу, французу, итальянцу, но они произносятся совершенно по-другому, потому что для англичанина буквы не очень-то и нужны. Ему нужен лишь правильный рисунок. Если буквы будут складываться в слово «Манчестер», но будет принято считать, что это на самом деле написано «Ливерпуль», англичанин спокойно прочтёт: «Ливерпуль»! Фактически англичане низводят буквенную письменность до иероглифической, опять же уподобляясь китайцам, а не древним римлянам и грекам, которые писали так, как слышали!

Вот я пытаюсь представить себе, что я англичанин, пишущий слово «knew». Что я при этом должен испытывать? Вот я написал букву «k», которая не произносится в этом слове совсем. Зачем я это сделал? Есть разумное объяснение: чтобы не перепутать это слово с другим, а именно «new»; пусть эти два слова – knew и new – хоть на бумаге различаются, если уж в жизни они стали звучать одинаково. Затем я с чистою совестью пишу букву «n» – единственную, которая на самом деле звучит в этом слове. Затем я пишу гласную букву «e», вместо согласной буквы «j», которая здесь на самом деле звучит. Затем я пишу согласную букву «w», хотя мне нужно было бы изобразить долгий гласный «u». И, наконец, я написал это слово полностью. Нарисовал иероглиф, вместо памятника буквенной письменности. Зачем я это сделал? Что я этим доказал? То, что я дорожу памятью предков, которые это слово писали так, как я его сейчас изобразил? Но ведь я его на самом деле так не произношу и, стало быть, не сохранил достояния предков…

Если даже допустить в этом ритуале какую-то мистическую составляющую, то и тогда это какое-то очень формальное объяснение в любви и преданности в адрес пращуров. Формальное и неискреннее. Лживое даже. Оно делается в расчёте на то, что духи предков, наблюдающие за нынешними поколениями из своего далека, ни черта не понимают, и этих предков можно обмануть…

И тогда возникает подозрение: может быть, англичане так же точно общаются и с Богом – говорят ему одно, а делают что-то другое? В расчёте на то, что Бог ничего не соображает и его можно обдурить.
Ситуация, когда пишется одно, а говорится совсем другое, – это самый настоящий обман. Это абсолютно безнравственно! Такие люди способны провозгласить одно, а сделать что-то совсем другое; они напишут закон или конституцию, а потом сами же не будут их выполнять. Обман, жульничество – часть менталитета этих людей.

Есть сходство и с японцами, но уже не лингвистическое.
Во-первых, и японцы, и англичане – островные народы, что дало им необыкновенные преимущества по сравнению с народами континентальными.
А во-вторых, и японцы, и англичане, пришли на свои острова, когда те уже были заселены. Великобритания – кельтами, а Японский архипелаг – айнами. Про то, как англичане обошлись и продолжают обращаться с кельтами, я уже говорил. А вот про айнов – это особая тема.

Откуда пришли японцы на эти острова, точно неизвестно, что бы там ни говорили. Есть мнение, что вначале это было не одно племя, а два разных (одно – сибирское, а другое – какое-то тропическое), которые слились воедино и образовали новую народность. В любом случае установить родство японского языка какому-либо другому языку на Земле – пока ещё не удалось. У японского языка нет ничего общего ни с китайским, ни с корейским. Это какой-то совершено особый язык.

Айны, которые жили на архипелаге до прихода японцев, – тоже особого происхождения. Если о японцах можно хотя бы точно сказать, что они монголоиды, то об айнах нельзя сказать в этом смысле совсем ничего. Их расовая принадлежность, так же, как и язык – тайна, покрытая мраком.
Поначалу воинственные айны яростно сопротивлялись пришельцам, и японцы лишь с большим трудом продвигались с юга на север. Но позже это сопротивление ослабло, и айны были практически полностью уничтожены.

Главный нравственный урок, который вынесли японцы из зверского истребления коренных жителей своего архипелага: уничтожать более слабых – не стыдно. И ещё: такое можно повторять и впредь с другими народами. При первом же столкновении с русскими, прорвавшимися за многие тысячи километров от своего основного места обитания, малоподвижные японцы сделали для себя вывод: это всего лишь разновидность айнов, которую можно будет вырезать так же беспощадно и безнаказанно, как и морально сломленных аборигенов Японского архипелага. Основанием для такого сравнения были некоторые расовые особенности русских, у которых так же, как и у айнов, растут на лице бороды и усы, столь не свойственные монголоидам. О том, как дальше развивались отношения русских и японцев, я рассказывать не буду, потому что моя тема – англичане. И тут-то и уместно провести параллель между отношением японцев к айнам, и отношением англичан к кельтам.

Итак, англичане, за время своего пребывания на острове, получили ценный нравственный урок: истреблять более слабых – нужно и можно. И это – не стыдно.
И с этим знанием они двинулись на просторы Земного шара, когда развитие кораблестроения и прочей техники позволило им это сделать. О том, как расширялась Британская империя и кто в неё вошёл, я рассказывать тоже не собираюсь. Все и так это знают.

Но лишь немногие знают, что лишь однажды англичане встретили на покоряемой земле необычно сильное сопротивление, которое повергло их в изумление. Кто-то скажет, что это были китайцы или афганцы, но я – не о них. Когда большие народы или народы, имеющие географические преимущества, оказывают сопротивление пришельцам, – это не так интересно. Гораздо интереснее, когда оказывают сопротивление те, у кого, казалось бы, нет никаких шансов на победу.

Таким народом оказались новозеландские полинезийцы, которых принято называть словом «маори». Некоторые полинезийцы имеют очень заметные европеоидные черты, которые достались им неизвестно где и, видимо, в глубокой древности. В их языках есть много слов древнеиндоевропейского происхождения, но совершенно очевидно, что это – не индоевропейцы. Европейские мореплаватели, когда увидели первых полинезийцев, с изумлением отмечали, что у многих были голубые глаза и рыжие волосы. То же самое касается и людей племени маори. Чисто внешне они выглядели, как европейцы, расписанные экзотическими татуировками.
И эти дикари оказались вдруг неожиданно достойными и благородными противниками. Когда англичане выдерживали в своих фортах осаду со стороны маори, то они с удивлением отмечали, что осаждающие подбрасывали им по ночам немного пищи. В представлениях маори о нравственности считалось невозможным морить кого-то голодом. Что, конечно же, казалось удивительным для англичан, которые успешно применяли массовый искусственный голод как оружие против ирландцев, да и других народов – тоже.
Но – продолжим!
Австралийские аборигены не смогли оказать сопротивления и были почти полностью истреблены.

Американские же индейцы сопротивлялись, как могли. Но и с ними было покончено, когда стало ясно, что от них – нет никакой пользы. По какой-то неведомой причине американские индейцы совершенно не способны к рабскому труду. В рабстве они просто умирают, но работать в цепях не хотят и не могут. Таково их свойство.
Попутно оказалось, что негры, живущие в Африке, вполне способны работать в цепях. Тогда-то негров из Африки и перевезли на Американский континент, а индейцев перебили за ненадобностью.

Главное в этой истории вот что: действовали англичане на основании уникального для европейцев опыта, приобретённого у себя на своём острове под названием Великобритания. Если можно безнаказанно уничтожать и порабощать кельтов – то можно то же самое делать и с другими народами, независимо от цвета кожи.
С неграми у них потом как-то всё утряслось, с индейцами – более-менее тоже. Но опыт-то остался. И даже пополнился.

И вот уже абсолютно белые люди – буры (или африканеры), проживающие на Юге Африки, рассматриваются англичанами всего лишь как вариант кельтов, негров, индейцев или австралийских аборигенов. Причём так: буры – это люди более белые, чем сами англичане. Они все сплошь голубоглазые блондины в отличие от англичан, среди которых часто встречаются и черноволосые. Как англичане зверствовали с бурами – это все знают. Они натравливали на них местных негров и в союзе с ними истребляли своих собратьев по Европейской цивилизации.

Про Югославию – всем, у кого есть совесть, уже всё давно понятно. Мы не знаем и знать не хотим, где находится эта страна и что она такого плохого нам сделала, но бомбить её надо – вот девиз рядового американского ублюдка.
Про нежнейшую любовь англосаксов к чеченским террористам и другим мусульманским фанатикам – тоже всем давно известно… Всё-таки англосаксы – очень умные люди, но почему они так удивляются, когда кто-то сокрушает самолётами их небоскрёбы или взрывает что-то в центре Лондона? Этакая наивность: делать гадости другим – это только мы имеем право, а кто же дал право делать гадости нам? Ведь мы – самые лучшие и самые правильные!

Подавляющее большинство современных американцев совершенно искренне думают, что их образ жизни единственно верный и что все те, кто живёт иначе, – ошибаются. А раз ошибаются, то их можно и научить. Для их же пользы.
Особую склонность англосаксы всегда имели к заговорам, умышленной дезинформации, подстрекательствам, убийствам из-за угла и всевозможным формам предательства. Я имею в виду не отдельных личностей, а государственную политику Англии и США. Это очень древний обычай, и он рассматривается англосаксами как нечто священное, как часть драгоценного англосаксонского менталитета. На это указывал ещё Джонатан Свифт: если ты хочешь выиграть дело в суде, то ты должен как-нибудь намекнуть судье, что ты жулик и негодяй, а твой противник – честный человек, и тогда судья непременно будет на твоей стороне. Перечислять, кого и как предали, кого с кем искусственно стравили или кого подставили англосаксы – это не моя задача. Да и тема – слишком уж грандиозная для отдельной статьи. Турки, Крым, писатель Грибоедов, Пёрл Харбор, выдача на смерть наших казаков в Югославии после Второй Мировой войны, завещание Аллена Даллеса грядущим американским потомкам, убийство президента Кеннеди, тайная помощь мусульманским фанатикам – всего не перечислишь.

Со своими неграми они поступили так: привезли из Африки в цепях, построили на их труде своё благополучие, а затем освободили. И теперь, когда у белых и чёрных американцев возникает некая взаимная неловкость по поводу того, кто кому и чем обязан, американские англосаксы в очередной раз проявляют подлейшие черты своего характера. Они заставляют расплачиваться за свои грехи всех белых людей Земли. Любовь к неграм, заискивание перед ними, непременное совместное проживание с ними, обязательное совместное обучение детей – белых и чёрных, а затем и непременное расовое смешение белых с чёрными – это непременное условие не только для всех белых американцев, но и вообще для всех белых всего Земного Шара. За них это уже давно решено всё теми же англосаксами и без ведома самих белых людей.

К примеру, русский человек, предки которого никогда не пользовались трудом чёрных рабов – ему-то за что испытывать чувство неловкости перед неграми? Ему-то за что расплачиваться? Но чувство ответственности навязывают и ему с помощью подкупленных средств массовой информации.
Почему перед дворцом шведского короля в составе почётного караула можно среди белобрысых шведских парней увидеть и негра в шведской форме? Да потому что таков приказ из-за океана, и шведский король не посмеет его не выполнить. Все белые люди обязаны выражать свою любовь к неграм…

Подставляют и предают они не только чужих, но и своих же. Знаменитый Скотт (что в переводе означает – шотландец!) со своею командой погиб при штурме Южного полюса не потому, что был трусом или ему не хватало умения, а потому что его подставили. Маленькая Норвегия нашла средства для подготовки экспедиции своего Амундсена, а могущественная Британская империя, у которой не в почёте настоящие красивые подвиги, – не нашла. Результат: Южного полюса достиг первым Амундсен, он и вернулся живым-здоровым домой. Скотт достиг Южного полюса вторым и вскоре после этого погиб из-за того, что его экспедиция была плохо профинансирована. И что же? Англичане заявляют после этого, что именно они первыми открыли Южный полюс, и английские школьники читают в своих учебниках именно эту информацию!
Не герой, а подлец в почёте у англосаксов. Пока они понимали, что Скотт – героическая личность, они ему вредили как могли, а как только Скотт погиб и выяснилось, что из его смерти можно извлечь выгоду, они превращают его в подлеца и самозванца, хотя, конечно, он не виноват ни в чём.

Любимым занятием англосаксов является приписывание себе научных и технических изобретений, которые были сделаны раньше у других народов – более талантливых, чем они. Это же касается военных, политических и культурных подвигов. Приписывать себе чужое и совершенно искренне верить в то, что краденая слава – их собственная, это неотъемлемая часть англосаксонского менталитета.

Именно это самое мы наблюдаем и с оценкой результатов Второй Мировой войны. Официальная версия англосаксов: это только они в ней сражались, и честь победы принадлежит именно им одним. Совершать настоящие подвиги англосаксы не любят, им гораздо легче сфальсифицировать историю. Это ведь и в самом деле – намного проще. Рассуждение типичных торгашей и мошенников.

Когда англосаксам станет выгодным противопоставить себя чеченцам, то у них непременно появятся фильмы, в которых героические псковские десантники отбиваются от в десятки раз превосходящих их чеченских бандитов. И почти все погибают. Но среди этих героев непременно будет американский негр, возглавляющий всех и несколько подчинённых ему американцев, один из которых непременно будет евреем, а другой гомосексуалистом. Точно так же они расскажут и про героическую оборону горы Ослиное Ухо: американские негры с подчинёнными им белыми получали умные приказы из Вашингтона, а русские под их руководством сражались.

Поразительно, но многие виды искусства никогда не давались англосаксам. Среди них не было ни единого композитора уровня Бетховена или Чайковского, ни единого художника уровня Дюрера, Рембрандта или Боттичелли. Ничего отдалённо похожего на Достоевского, Тургенева или Толстого у них тоже никогда не было. Хотя среди писателей у них и были очень большие таланты – правда, весьма и весьма специфические, что связано с особенностями английского языка, мало приспособленного для художественной речи. Характерно, что многие из великих американских писателей влачили при жизни самое нищенское существование и умерли в полном забвении. Если бы американцам со стороны не подсказали, что Эдгар По, Герман Мелвилл, О’Генри или, допустим, Джек Лондон – это большие люди, то они бы сами до этого никогда не додумались. С другой стороны, англичанин Диккенс – производитель массовой литературы для усреднённого потребителя и та мадам, которая целыми томами пишет про Гарри Поттера – это то самое, что у англосаксов пользуется бешеным успехом и очень хорошо оплачивается ещё при жизни авторов.
Характерно, что многие из знаменитых английских деятелей литературы имели шотландские (кельтские!) корни. И всё же это не умаляет талантов и самого английского народа. Время от времени этот народ порождает великих людей – особенно в тех областях, где дело касается науки и техники: осмеянный англичанами при жизни и даже после смерти гениальный лингвист 18-го века Монбоддо; Фенимор Купер, проклинаемый при жизни за антиамериканизм; Чарльз Дарвин (тоже осмеянный!); Герберт Уэллс, Эрнст Резерфорд и многие другие – это украшение англосаксонской нации. Особо хочется отметить знаменитых путешественников: Слокама, Фосетта, того же Скотта, Чичестера и это только за последние лет сто! А сколько их было ещё раньше?

Среди англосаксов встречаются честные журналисты, неподкупные полицейские и судьи и настоящие мыслители общеевропейского уровня. Я надеюсь, эти люди ещё скажут своё слово.

Поразительно то, с каким упорством англосаксонские мужчины стремятся жениться на русских женщинах. Этому можно дать такое объяснение: проклятые торгаши – хотят купить хороший товар, вот и всё. Охотно допускаю, что отчасти это правда. Но этому явлению можно дать и совершенно другое объяснение: англосаксы чувствуют, что им чего-то не хватает, и таким способом хотят улучшить свою породу. Почему-то же есть англичане, которые с уважением относятся к России, или переходят в православие, или переезжают на жительство в русскую глубинку. Ещё и Лесков писал об одном таком… Никого не удивляет, когда таким образом ведут себя немцы, когда француз основывает русский балет, а датчанин пишет русскому народу толковый словарь его языка, но когда высокомерные англичане доброжелательно и с интересом относятся к чему-то русскому – это что-то невероятное!.. Значит же, не все они одинаковы.

В заключении хочется рассказать о расовом типе современных англосаксов. Конечно, среди англичан, англо-канадцев, англо-американцев, англо-австралийцев и англо-новозеландцев встречаются разные типы – практически все те же самые, что и во всей остальной Европе. Англосаксы могут быть динарцами, альпийцами, фальцами, нордическими и восточнобалтийцами. Они могут быть брюнетами, блондинами и рыжими. И всё же один признак является очень типичным для большинства англосаксов. Это ощутимо заметная примесь средиземноморской расы. В остальной Европе этот расовый тип является обычным для испанцев, португальцев, южных итальянцев и некоторых других южных народов. А также для европейских евреев, которые получили очень сильную испанскую примесь за время своего известного пребывания в этой стране. Но во всех этих случаях – это, как правило, низкорослые брюнеты со специфическими чертами лица. У англосаксов же это – высокие брюнеты и блондины со всеми переходами между ними, но с этими же самыми чертами в лице. Это и есть результат смешения средиземноморского расового типа с нордическим. Такого варианта практически нет нигде больше во всей Европе.
Узкие продолговатые лица, не расширяющиеся кверху, как это бывает у большинства остальных европейцев. И такие же точно затылки – очень узкие и высокие. Именно такую характерную форму имеют бритые затылки американских солдат, по которым их можно безошибочно распознать. Они-то сейчас, к сожалению, и становятся символом англосаксонского владычества во всём мире.

Ничего не знает о С., но в эпоху переселения народов они выступают как обширное племя, в состав которого, по совершенно гипотетическим предположениям старых медиевистов, вошли описанные Тацитом хавки , марсы , херуски и ангриварии ; основывается это предположение исключительно на географических сопоставлениях. Живя в области Эльбского бассейна, Везера и Ютландского полуо-ва, С. занялись морскими разбоями и наводили на северные берега Галлии такой же ужас, как позднее пришедшие им на смену норманны . В середине V в., после того, как Британию покинули римские легионы, спешившие на защиту Италии от варварских нашествий, часть С. вместе с ютами и англами отправилась (в количестве нескольких сот родов) в Британию (нынешнюю Англию), где и обосновались. Оставшиеся на континенте С. постепенно расширяли свои владения к Ю: в VI в. они, занимая страну двинувшихся в Италию лангобардов, двинулись в область Гарца, а оттуда и в Тюрингию . В эпоху возвышения майордомов во франкском государстве саксы начали понемногу вторгаться в его пределы, но энергичные правители из геристальского рода сумели дать им отпор: в крайних западных своих поселениях саксы принуждены были не только оставить франков в покое, но и платить им ежегодную дань. Христианская культура проникла к саксам позже, нежели к другим германским племенам; до самых времен Карла Великого саксы оставались ревностными язычниками, отстаивавшими старые общегерманские верования. Общественные и родовые порядки, описанные Тацитом, всецело сохранились у саксов до самого конца VIII стол.: С. жили свободными, самоуправлявшимися общинами, заключавшими союз в случае опасности со стороны внешнего врага; веча управляли общинными делами, а общее вече выбирало для предводительствования на войне герцога, который по окончании военных действий слагал с себя власть. На вечах принимали участие только два сословия: эделинги - "благородные", знать, и фрилинги - свободные граждане. Полузависимые литы и рабы участия в политических делах не принимали (других сословных подразделений у С. не было). Решающим моментом в истории первобытных саксов была эпоха Карла Великого, который тридцать три года должен был воевать с ними (с 772 по 804 г.). Сколько раз ни побеждал Карл С., они восставали против его владычества, как только он уходил из страны, избивали франкских купцов и миссионеров и снова вынуждали его к карательной экспедиции. Разрушив священный Ирменсуль, "поддерживающий вселенную", Карл нашел в саксах ожесточенных мстителей за поруганную святыню. Один из саксонских эделингов, Витекинд (или Видукинд), явился национальным героем в этой борьбе с франками. После страшных поражений, понесенных саксами в 783 и 784 гг., Витекинд явился к Карлу с изъявлением покорности; он и многие влиятельные эделинги приняли крещение , и с тех пор начинается среди саксов раскол, приведший к образованию двух течений: одного - старозаветного, язычески-национального, и другого - нового, тяготевшего к франкам и к христианству. Борьба с Карлом продолжалась еще 20 лет: он десятками тысяч выселял саксов в Галлию, а франков селил в земле саксов и этой насильственной колонизационной перетасовкой достиг, наконец, прочного владычества над своими неукротимыми врагами. Саксы были верны не только Карлу (в последние десять лет его жизни), но и сыну его Людовику Благочестивому: это они доказали во время смут и междоусобий, предшествовавших Верденскому трактату, когда они всеми силами поддерживали императора против его сыновей. Когда Людовик Благочестивый умер, С. пытались восстать против франков: это была последняя попытка такого рода. Людовик Немецкий в 842 г. усмирил их, а в 843 г. С. вместе с восточно-франкской монархией достались в удел своему усмирителю (по Верденскому договору). С тех пор они сливаются в своих исторических судьбах с остальной

- (Saxons), герм, племена, возможно, названные так из за своего меча с одним лезвием seax. Под напором франков ушли с терр. Дании в Италию и на фризские земли. В 3 5 вв. занимались пиратством в Северном море и проливе Ла Манш. По видимому, вместе с … Всемирная история

Группа германских племен. Жили между нижним течением рек Рейн и Эльба. В 5 6 вв. часть саксов участвовала в англо саксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 завоеваны франками … Большой Энциклопедический словарь

Группа германских племён. Жили между нижними течениями рек Рейн и Эльба. В 5 6 вв. часть саксов участвовала в англосаксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 гг. завоёваны франками … Исторический словарь

саксы - ов, мн. saxe. См. Сакс. Саксонский фарфор. Что с нами будешь делать! нужны и саксы, и трюфели, и бутылка доброго старого лафита. И. Панаев. // П. Избр. 249. Многие из этих саксов еще при Екатерине были перенесены в Ораниенбаум. Бенуа Царское село … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Ов; мн. Группа древних германских племён, населявших северо западную Европу и Британию. ◁ Сакс, а; м. * * * саксы группа германских племён. Жили между нижним течением рек Рейн и Эльба. В V VI вв. часть саксов участвовала в англосаксонском… … Энциклопедический словарь

Германское племя, первоначально обитавшее в области, известной теперь как Шлезвиг. В период поздней Римской империи они были известны как пираты, промышлявшие в Северном море. В 5 в. н.э., когда римляне вывели из Британии свои войска, часть… … Энциклопедия Кольера

- (Sachsen) группа герм. племен, сплотившихся затем в большой племенной союз, занимавший в период раннего средневековья области на С. Германии к В. от Рейна и к З. от Эльбы. Впервые упоминает о предках С. (о племени ревдигнов) Тацит (Germ., XL).… … Советская историческая энциклопедия

- (Sachsen) группа германских племён, объединившихся в 3 4 вв. в племенной союз. В период раннего средневековья занимали территории на С. Германии к В. от Рейна и к З. от Эльбы; в середине 5 1 й половине 6 вв. часть С. переселилась в… … Большая советская энциклопедия

саксы - группа германских племён. Жили между нижними течениями рек Рейн и Эльба. В V VI вв. часть саксов участвовала в англосаксонском завоевании Британии. Материковые саксы в 772 804 гг. завоёваны франками … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

Мн. 1. Древнее германское племя, населявшее северо западную Европу и Британию. 2. Представители этого племени. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Пришествие Короля , Толстой Николай Николаевич. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Сорок лет прошло с тех пор, как в битве при Камланне погиб Артур. Больше нет в Британии великого…