Сущ., кол-во синонимов: 4 антидактиль 1 метр 13 размер 43 стопа 38 Словарь синонимов русского языка
Терминология
Ритм - повторение каких-либо элементов текста через определенные промежутки. В русском языке ритм образуется с помощью ударения. Рифма - созвучие концов стихов (или полустиший). Строфа - организованное сочетание стихов (стих - поэтическая строка), закономерно повторяющееся на протяжении стихотворного произведения или его части.Наиболее простым и распространенным способом соединения стихов в строфу является соединение их рифмой. Наиболее распространенным видом строфы является четверостишие, наименьшим - двустишие. Двустишие - простейшее строфическое образование из двух стихов, скрепленных рифмой:
Ешь ананасы, рябчиков жуй,Четверостишие - строфическое образование из четырех стихов.
день твой последний приходит, буржуй.
(В. Маяковский - 1917)
Как забуду? Он вышел, шатаясь,Стопа (лат. нога, ступня) - структурная единица стиха. Стопа (лат. - нога, стопа, ступня) - это последовательность нескольких безударных (слабых) и одного ударного (сильного) слога, чередующихся в определённом порядке.
Искривился мучительно рот...
Я сбежала, перил не касаясь,
Я бежала за ним до ворот
(А. Ахматова - 1911)
Для классических размеров стопа состоит либо из двух слогов (хорей и ямб), либо из трёх (дактиль, амфибрахий и анапест).
Стопа является минимальной структурной единицей стиха.
Количество стоп в стихотворной строке уточняет название размера, например, если стихотворение написано восьмистопным ямбом, значит в каждой строке 8 стоп (8 ударных слогов).
Стопа - группа слогов , выделяемая и объединяемая единым ритмическим ударением (иктом). Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп. Стопы - сочетания сильной и слабой (слабых) позиций регулярно повторяющиеся через весь стих.
Простая стопа бывает:
- двусложная, когда постоянно повторяются два слога - ударный и безударный, или наоборот (хорей, ямб...);
- трёхсложная, когда повторяются один ударный и два безударных слога (анапест, амфибрахий, дактиль...).
Акцентные (речевые ) системы стихосложения делятся на три основные группы:
- Силлабическое,
- Тоническое,
- Силлабо-тоническое - способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения.
Cистемы стихосложения | Характеристика | Пример |
1. Силлабическая
(фиксируется число слогов) |
Система стихосложения, в которой ритмичность создается повторением стихов с одинаковым количеством слогов
, а расположение ударных и безударных слогов не упорядочено; обязательная рифма |
С одной страны гром, С другой страны гром, Смутно в воздухе! Ужасно в ухе! Набегли тучи Воду несучи Небо закрыли, В страх помутили! (В.К.Тредиаковский - Описание грозы) |
2. Тоническая
(фиксируется число ударений) |
Система стихосложения, ритмика которой организуется повторением ударных слогов
; число безударных слогов между ударениями варьируется свободно |
Вьется улица-змея. Дома вдоль змеи. Улица - моя. Дома - мои. (В.В.Маяковский - поэма «Хорошо!») |
3. Силлабо-тоническая
(фиксируется число слогов и количество ударных позиций) |
Система стихосложения, в основе которой лежит выравненность числа слогов, количества и места ударений в стихотворных строках | Ты хочешь знать, что видел я На воле? - Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой, Как братья в пляске круговой. (М.Ю.Лермонтов - Мцыри) |
В основе всех групп лежит повторение ритмических единиц (строк), соизмеримость которых определяется заданным расположением ударных и безударных слогов внутри строк.
Система стихосложения
, основана на равном числе ударных слогов в стихотворной строке, при этом число безударных слогов в строке более или менее свободно.
Силлабо-тонические размеры
В русском
силлабо-тоническом стихосложении получили распространение пять
стоп:
- Хорей
- Дактиль
- Амфибрахий
- Анапест
Размер принято определять как последовательность нескольких стоп. Стихотворные размеры никогда не выполняются в стихотворении точно, и часто бывают отступления от заданной схемы.
Пропуск ударения, то есть замена ударного слога безударным, называется пиррихием , замена же безударного слога ударным называется спондеем .
Условные обозначения
__/ - ударный слог __ - безударный слогСтихотворные размеры
(в силлабо-тонической системе стихосложения)- Двусложные стихотворные размеры:
__/__
- стопа Хорея
Хорей – двусложный размер стиха, в котором на первом месте стоит ударный слог , на втором безударный.
Для запоминания:
Мча́ тся ту́ чи, вью́ тся ту́ чи,
На хорей они летят
__ __/ - стопа ЯмбаЯмб - двусложный размер стиха, в котором первый слог безударный , второй ударный.
- Трехсложные стихотворные размеры:
__/__ __
- стопа Дактиля
Дактиль – трехсложный размер стиха, в котором первый слог ударный, остальные – безударные.
Для запоминания:
Вы́ рыта да́ ктилем я́ ма глубо́ кая
__ __/__ - стопа АмфибрахияАмфибрахий - трехсложный размер стиха, в котором второй слог ударный, остальные – безударные.
__ __ __/ - стопа АнапестаАнапест - трехсложный размер стиха, в котором третий слог ударный, остальные – безударные.
Чтобы запомнить названия трёхсложных размеров стихотворений нужно выучить слово ДАМА .
ДАМА расшифровывается так:
Д - дактиль - ударение на первый слог,
АМ - амфибрахий - ударение на второй слог,
А - анапест - ударение ударение на третий слог.
Примеры
Стихотворение
|
Стихотворный размер |
Пример
четырехстопного хорея:
Бу́ ря мгло́́ ю не́ бо кро́ ет |
Хорей __/__ |
Пример
пятистопного хорея:
ВЫхожу́ оди́ н я нА доро́ гу; |
Хорей __/__ |
Пример
трехстопного хорея:
Ла́ сточкИ пропа́ ли, |
Хорей __/__ |
Пример
четырехстопного ямба:
Мой дя́ дя са́ мых че́ стных пра́ вил, |
__ __/ |
Пример
четырехстопного ямба:
Я по́ мню чу́ дноЕ мгнове́ нье |
__ __/ |
Пример
пятистопного ямба:
Наря́ женЫ мы вме́ сте го́ род ве́ дать, |
__ __/ |
Пример
пятистопного ямба:
Ты пОгрусти́ , когда́ умрЁт поэ́ т, |
__ __/ |
Пример
трехстопного дактиля:
Кто́ бы ни зва́ л - не хочу́ |
Дактиль __/__ __ |
Пример
четырехстопного дактиля:
Ту́ чки небе́ сные, ве́ чные стра́ нники! |
Дактиль __/__ __ |
Пример
четырехстопного дактиля:
Сла́ вная о́ сень! Здоро́ вый, ядре́ ный |
Дактиль __/__ __ |
Пример
трёхстопного амфибрахия:
Не ве́ тер бушу́ ет над бо́ ром, |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
четырехстопного амфибрахия:
Доро́ же отчи́ зны - не зна́ л ничего́ |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трехстопного амфибрахия:
Есть же́ нщины в ру́ сских селе́ ньях |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трехстопного амфибрахия:
Средь шу́ много ба́ ла случа́ йно, |
Амфибрахий __ __/__ |
Пример
трёхстопного анапеста:
О, весна́ без конца́ и без кра́ ю - |
Анапест __ __ __/ |
Пример
трёхстопного анапеста:
Есть в напе́ вах твои́ х сокрове́ нных |
Анапест __ __ __/ |
Пример
трёхстопного анапеста:
Пропаду́ от тоски́ я и ле́ ни, |
Анапест __ __ __/ |
Как определить стихотворный размер?
|
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы , но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа
– единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мча
тся ту
чи, вью
тся ту
чи/ Невиди
мкою луна
/Освеща
ет сне
г лету
чий/Му
тно не
бо, но
чь му
тна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мча
тся ту
чи, вью
тся ту
чи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» –
а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невиди
мкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«О
свеща
ет сне
г лету
чий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Му
тно не
бо, но
чь му
тна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
1) расставить словесные ударения в каждой строке, то есть родные ударения во всех словах (за исключением предлогов).
2) расставить ритмические ударения, то есть выделить те гласные, которые при прочтении акустически выделяются и тоже звучат как ударные. При расстановке ритмического ударения учитываются и предлоги.
3) составить схему. Схема нашего четверостишься «Мчатся тучи, вьются тучи…» будет выглядеть так: _U|_U|_U|_U , так как ударный слог обозначают нижним подчеркиванием _ , а безударный кавычкой U. Отделяют стопы друг от друга прямой вертикальной чертой |.
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
1) Пронумеровать все слоги в строке.
2) Выделить, то есть подчеркнуть или любым другим способом обозначить все обнаруженные ударные слоги: и со словесным ударением, и с ритмическим.
3) Выписать подряд номера ударных слогов.
4) Должна получиться одна из схем, которая будет соответствовать одному из стихотворных размеров:
- 1-3-5-7-9 - хорей
- 2-4-6-8-10 и т.д. - ямб
- 1-4-7-10 и т.д. - дактиль
- 2-5-8-11 - амфибрахий
- 3-6-9-12 - анапест
Таблица «
Двухсложные стихотворные размеры
»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
Названия |
||
---|---|---|
Определение |
двусложный размер с ударением на первом слоге. То есть первый слог – ударный, второй – безударный (это одна стопа). Далее (начинается 2 стопа) рисунок повторяется: третий слог – ударный, четвертый – безударный (это вторая стопа). И опять: пятый (если он есть) ударный, шестой – безударный (третья стопа) и т.д. |
двусложный размер с ударением на втором слоге. То есть в ямбе наоборот – первый слог безударный, а второй ударный. Далее (вторая стопа) третий слог вновь безударный, а четвертый ударный и т.д. |
Номер ударных слогов |
1-3-5-7-9 и т.д. |
2-4-6-8-10 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ U |‑ U |‑ U |‑ U | |
U ‑ | U ‑ | U ‑ | U ‑ | |
Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, |
Мой дядя самых честных правил, |
Таблица «Трехсложные стихотворные размеры »
То есть стихотворная стопа такого размера будет состоять из трех слогов.
Названия |
Амфибрахий |
Анапест |
|
---|---|---|---|
Определение |
Первом слоге. |
Трёхсложный размер с ударением на втором
слоге, первый и третий слоги в стопе – безударные. |
Трёхсложный размер с ударением на последнем, третьем
слоге, |
Номер ударных слогов |
1-4-7-10 и т.д. |
2-5-8-11 и т.д. |
3-6-9-12 и т.д. |
Ритмический рисунок |
‑ UU | ‑ UU | |
‑ U‑ | ‑ U ‑ | |
‑ UU | ‑ UU| |
В ра
бстве спасё
нное |
На се
вере ди
ком стои
т одино
ко |
Есть в напе
вах твои
х сокрове
нных |
Стихотворный размер «Спондей»
Спондей - стопа ямба или хорея со сверхсхемным ударением. Как правило, в таких стихах ритм несколько сбит, нарушен ритмический рисунок стиха. Как результат, в стопе может быть два ударения подряд, то есть два ударных слога могут стоять рядом друг с другом.
Пример:
Шве
д, ру
сский - колет, рубит, режет –
здесь ударный «Шве
д» соседствует с «ру
сским», первый слог которого также стоит под ударением.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гро
м пу
шек, топот, ржанье, стон, -
И смерть, и ад со всех сторон.
(А.С. Пушкин)
Классический пример - начало «Евгения Онегина» А.Пушкина:
«Мо
й дя
дя са
мых че
стных пра
вил…»
Здесь в первой ямбической стопе первый слог также кажется ударным, как в хорее. То есть соседствуют ударный «Мо
й» и «дя
дя». Это соседство двух ударных слогов и есть спондей.
Если определяя размер стихотворения, то есть расставляя словесные и ритмические ударения, вы сталкиваетесь со спондеем, но вся остальная схема говорит о том, что текст написан ямбом (как, например, в случае с «Евгением Онегиным»), значит ямб и есть размер этого фрагмента.
Анапест
Анапест
АНАПЕСТ - в античном стихосложении трехсложная стопа длительностью в четыре моры, состоящая из двух кратких и одного долгого на конце слога, с ритмическим ударением на долгом: «UU-» В силлабо-тоническом стихосложении - стопа, состоящая из двух неударных и одного ударного на конце слога; напр.: «Закружилась листва золотая».
Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .
Ана́пест
(греч. anapaistos – отражённый назад), 1) тип стопы
в силлабометрическом стихосложении. Она состоит из трёх слогов: последний – долгий, остальные – короткие.
2) Тип силлаботонического метра
. В стопах этого метра – по три слога, последний из которых – ударный. Русские образы анапеста – «На заре ты её не буди…» А. А. Фета
и «Размышления у парадного подъезда» Н. А. Некрасова.
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
(А. А. Фет, «На заре…»)
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Анапест
АНАПЕСТ - трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является первый слог. В связи с положением удара, дающим анапесту напряжение и стремительность, анапест является стопой восходящей (так вообще именуются стопы, в которых неударные слоги предшествуют ударным). Несмотря на резкое отличие свое от дактиля, анапест, правда, в очень редких случаях, может заменять последний, как, например, в лермонтовском стихе, отмеченном Валерием Брюсовым: «Окружи счастием счастья достойную». В первой стопе этой Лермонтовской четырехстопной дактилической строчки дактиль заменен анапестом («окружи», т. е. ударение на последнем слоге, а не на первом, так, например, в последующем слове «счастием»).
Я. З. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Синонимы :
Смотреть что такое "Анапест" в других словарях:
- (греч. anapaistos, от ana опять, и paiein бить). Трехсложный размер стиха, состоящий из двух кратких и последнего долгого слога, напр.: Не ропщи, | человек, Что не до|лог твой век. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка
Анапест - АНАПЕСТ трехсложная стопа, в которой ударным является последний слог, как, напр., «человек». Анапест представляет собой, таким образом, стопу совершенно противоположную по своему характеру дактилю (см. это слово), в котором ударным является… … Словарь литературных терминов
анапест - и устарелое анапест … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
- (от греч. anapaistos обратный дактилю букв. отраженный назад), стихотворный метр, образуемый 3 сложными стопами, с сильным местом на 3 м слоге (схема И И); на начальном слоге строки часто сверхсхемное ударение (ТАм, в ночнОй завывАющей стУже,… … Большой Энциклопедический словарь
АНАПЕСТ, анапеста, муж. (греч. anapaistos) (лит.). Трехсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге, напр.: «Бедняки | ему пес|ню поют.» Некрасов. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
АНАПЕСТ, а, муж. (спец.). Трёхсложная стихотворная стопа с ударением на последнем слоге. | прил. анапестический, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
Муж., греч. стихотворная стопа, из двух коротких и третьего долгого слогов: анапестанапест матерой, говорлив, одурел. Анапестовый, анапестический стих. Анапесто ямбический, составленный из смеси анапестов и ямбов. Толковый словарь Даля. В.И. Даль … Толковый словарь Даля
анапест , антидактиль
Есть в напе́вах твои́х сокрове́нных
Рокова́я о ги́бели ве́сть.
Есть прокля́тье заве́тов свяще́нных,
Поруга́ние сча́стия е́сть.
Наиболее употребительны размеры русского силлабо-тонического анапеста - четырёх- и трёхстопный (с середины XIX века).
Мнемоническая фраза
Не броди́л
с кистенём
я в дрему
чем лесу́
,
я ана́
пест с собо́
ю носи́л
.
Другие трёхсложные размеры
Напишите отзыв о статье "Анапест"
Ссылки
- // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
Это
– Готовы ли лошади для генерала? – прибавил он, слегка наклоняя голову в ответ на поклон Балашева. – Дайте ему моих, ему далеко ехать… Письмо, привезенное Балашевым, было последнее письмо Наполеона к Александру. Все подробности разговора были переданы русскому императору, и война началась. После своего свидания в Москве с Пьером князь Андреи уехал в Петербург по делам, как он сказал своим родным, но, в сущности, для того, чтобы встретить там князя Анатоля Курагина, которого он считал необходимым встретить. Курагина, о котором он осведомился, приехав в Петербург, уже там не было. Пьер дал знать своему шурину, что князь Андрей едет за ним. Анатоль Курагин тотчас получил назначение от военного министра и уехал в Молдавскую армию. В это же время в Петербурге князь Андрей встретил Кутузова, своего прежнего, всегда расположенного к нему, генерала, и Кутузов предложил ему ехать с ним вместе в Молдавскую армию, куда старый генерал назначался главнокомандующим. Князь Андрей, получив назначение состоять при штабе главной квартиры, уехал в Турцию. |