Анализ я не хочу чтоб свет узнал. «Я не хочу, чтоб свет узнал…» М



"Я не хочу, чтоб свет узнал" «Я НЕ ХОЧУ, ЧТОБ СВЕТ УЗНАЛ» , стих. Л. (1837?). Построено на характерном для Л. романтич. противопоставлении лирич. «Я» «свету», к-рое в данном стих. выражено в стремлении и решимости поэта сохранить, уберечь от людей «таинственную повесть» своей жизни. Право на исповедь и суд над собой лирич. герой признает «лишь» за богом и своей совестью. Апелляция к богу как высшему суду противоречиво сочетается здесь с личным вызовом ему: «И пусть меня накажет тот, / Кто изобрел мои мученья». Образная система стих., (в т.ч. «утес гранитный» как образ душевной твердости и вместе с тем одиночества «высокой души» лирич. героя) сближает его с др. произв. лермонт. лирики. [«Гроза», «Романс» («Стояла серая скала»)]. Автограф - ГИМ, ф. 445, № 227а (тетр. Чертковской б-ки), л. 64. Впервые, с разночтениями, - сб. «Вчера и сегодня», 1845, кн. 1, с. 94-95, без стихов 7-8, очевидно, изъятых цензурой.

Лит.: Пейсахович (1), с. 433.

О. В. Миллер Лермонтовская энциклопедия / АН СССР. Ин-т рус. лит. (Пушкин. Дом); Науч.-ред. совет изд-ва "Сов. Энцикл."; Гл. ред. Мануйлов В. А., Редкол.: Андроников И. Л., Базанов В. Г., Бушмин А. С., Вацуро В. Э., Жданов В. В., Храпченко М. Б. - М.: Сов. Энцикл. , 1981

Смотреть что такое ""Я не хочу, чтоб свет узнал"" в других словарях:

    ЭТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ Лермонтова, воплощенное в его творчестве представление о совершенной личности, неразрывно связанное в сознании поэта с представлением о совершенном мироустройстве в целом. Для понимания лермонт. творчества Э. и. особенно важен:… … Лермонтовская энциклопедия

    ЦЕНЗУРА. Произв. Л. появляются в печати с сер. 1830 х гг., в период усиления цензурных репрессий. Первое столкновение Л. произошло с театр. Ц., находившейся в ведении 3 го отделения. В 1835 в театр. Ц. была передана рукопись «Маскарада» (3 актная … Лермонтовская энциклопедия

    ПЕРЕВОДЫ И ИЗУЧЕНИЕ ЛЕРМОНТОВА В ЛИТЕРАТУРАХ НАРОДОВ СССР. Связи творчества Л. с лит рами народов СССР многочисленны и многообразны, они по разному претворялись и осуществлялись в отдельных лит рах, возникали в разное время в зависимости от… … Лермонтовская энциклопедия

    Михаил Юрьевич (1814 1841) поэт. Сын аристократки, вышедшей против воли родных замуж за бедного дворянина армейского «капитана в отставке». Мать Л. умерла в 1817, отец по бедности мог доставить ребенку лишь скромное воспитание. И бабушка Л. по… … Литературная энциклопедия

    ИСПОВЕДЬ, разновидность лирич. самовыражения, культивируемая Л. как лит. жанр, но сохраняющая связь со своим первонач. значением: она одно из семи христ. таинств, в к рые входят также крещение, причащение, миропомазание, брак и др. И. требовала… … Лермонтовская энциклопедия

    Составляет важнейшую часть его лит. наследия. По характеру дарования Л. по преимуществу лирик с необычайно рано сформировавшимся и обостренным чувством личности; в центре его лирики художественно обобщенный образ, близкий самому поэту, что… … Лермонтовская энциклопедия

    Рю, ришь; сов., перех., кому чему (несов. вверять). На основании доверия отдать в чье л. распоряжение, поручить чьим л. заботам, попечению. Двенадцать человек вверили Ивану Ильичу свою жизнь. А. Н. Толстой, Хмурое утро. Оперативная часть… … Малый академический словарь

    Из стихотворения «Я не хочу, чтоб свет узнал...» (1837, опубл. 1845) М. Ю. Лермонтова (1814 1841): Укор невежд, укор людей Души высокой не печалит; Пускай шумит волна морей, Утес гранитный не повалит... Энциклопедический словарь крылатых слов и… … Словарь крылатых слов и выражений

    Для улучшения этой статьи желательно?: Добавить дату рождения персоны. Добавить дату смерти персоны. Нина Викторовна Дулькевич … Википедия

    Нина Викторовна Дулькевич (в девичестве Бабурина; 1891, Петербург 1934, Ленинград) российская и советская эстрадная певица (меццо сопрано). Биография Начала петь в 15 лет, вышла за руководителя цыганского хора Николая Дулькевича. С 18 лет… … Википедия

«Я не хочу, чтоб свет узнал…» Михаил Лермонтов

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!..

Им сердце в чувствах даст отчет;
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;

Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы…

Анализ стихотворения Лермонтова «Я не хочу, чтоб свет узнал…»

Конфликт романтического героя и общества - важнейший для лермонтовской поэтики. «Свет», который пренебрежительно именуется «толпой», ценит лишь «ничтожество» и враждебен человеку свободному, мыслящему, талантливому. Искренний и смелый герой сталкивается с клеветой и обманом, которые метафорически уподобляются ядовитому веществу: романтику пришлось почувствовать на себе «злобы яд» и «яд сердечный».

Стихотворение 1837 г. начинается с декларации: лирический герой желает скрыть от враждебного общества свои чувства, составляющие «таинственную повесть» жизни. Право высшего суда признается только за Богом и собственной совестью. Отношение героя к божественному началу противоречиво. Бесстрашный романтик предъявляет претензию Всевышнему, бросая дерзкую фразу: «Изобрел мои мученья». Кощунственные строки проникнуты горькой иронией: могущественные силы не оградили возвышенное сердце от испытаний и терзаний.

«Высокая душа» безразлична к общественному осуждению, что подчеркивается лексической анафорой «укор». В этой же строке герой саркастически уравнивает членов светского общества с «невеждами».

Произведение завершается природной зарисовкой, служащей сравнением с внутренним состоянием героя. Символическая доминанта пейзажа - образ «утеса гранитного», которому не страшны морские бури. Поверхность скалы сравнивается с «челом», а сам утес наделяется способностью мыслить и получает метафору «жилец угрюмый» - система олицетворений призвана оживить образ и максимально приблизить его к облику мрачного и мятежного романтика.

Сквозной образ неприступного утеса или скалы, возвышающихся над бушующим морем, в лермонтовской трактовке символизирует душевную твердость и силу одинокого героя. Подобное идейно-образное наполнение характерно для произведений «Гроза», «Романс». В первом из них подчеркивается недвижность «скалы остроконечной» на фоне морской грозы. «Холодная» и «равнодушная» душа лирического субъекта соотносится с природным образом, объединяясь по признаку неподвижности. «Серая скала», вокруг которой организуется художественное пространство «Романса», была расколота мощной стихией надвое. Ее образ символизирует утраченную любовь, память о которой вечна в воспоминаниях обоих влюбленных. Романтические чувства оставили след на сердце, сравнимый с «глубокими трещинами», появившимися на камне после разлома.

Михаил Юрьевич Лермонтов

Я не хочу, чтоб свет узнал
Мою таинственную повесть;
Как я любил, за что страдал,
Тому судья лишь бог да совесть!..

Им сердце в чувствах даст отчет;
У них попросит сожаленья;
И пусть меня накажет тот,
Кто изобрел мои мученья;

Укор невежд, укор людей
Души высокой не печалит;
Пускай шумит волна морей,
Утес гранитный не повалит;

Его чело меж облаков,
Он двух стихий жилец угрюмый
И кроме бури да громов
Он никому не вверит думы…

Конфликт романтического героя и общества — важнейший для лермонтовской поэтики. «Свет», который пренебрежительно именуется «толпой», ценит лишь «ничтожество» и враждебен человеку свободному, мыслящему, талантливому. Искренний и смелый герой сталкивается с клеветой и обманом, которые метафорически уподобляются ядовитому веществу: романтику пришлось почувствовать на себе «злобы яд» и «яд сердечный».

Стихотворение 1837 г. начинается с декларации: лирический герой желает скрыть от враждебного общества свои чувства, составляющие «таинственную повесть» жизни. Право высшего суда признается только за Богом и собственной совестью. Отношение героя к божественному началу противоречиво. Бесстрашный романтик предъявляет претензию Всевышнему, бросая дерзкую фразу: «Изобрел мои мученья». Кощунственные строки проникнуты горькой иронией: могущественные силы не оградили возвышенное сердце от испытаний и терзаний.

«Высокая душа» безразлична к общественному осуждению, что подчеркивается лексической анафорой «укор». В этой же строке герой саркастически уравнивает членов светского общества с «невеждами».

Произведение завершается природной зарисовкой, служащей сравнением с внутренним состоянием героя. Символическая доминанта пейзажа — образ «утеса гранитного», которому не страшны морские бури. Поверхность скалы сравнивается с «челом», а сам утес наделяется способностью мыслить и получает метафору «жилец угрюмый» — система олицетворений призвана оживить образ и максимально приблизить его к облику мрачного и мятежного романтика.

Сквозной образ неприступного утеса или скалы, возвышающихся над бушующим морем, в лермонтовской трактовке символизирует душевную твердость и силу одинокого героя. Подобное идейно-образное наполнение характерно для произведений «Гроза», «Романс». В первом из них подчеркивается недвижность «скалы остроконечной» на фоне морской грозы. «Холодная» и «равнодушная» душа лирического субъекта соотносится с природным образом, объединяясь по признаку неподвижности. «Серая скала», вокруг которой организуется художественное пространство «Романса», была расколота мощной стихией надвое. Ее образ символизирует утраченную любовь, память о которой вечна в воспоминаниях обоих влюбленных. Романтические чувства оставили след на сердце, сравнимый с «глубокими трещинами», появившимися на камне после разлома.