Анализ впр география 11. Вадим Барабанов: «ВПР позволит педагогам повысить свою квалификацию

Интервью

Линия УМК География. "Классическая линия" (5-9)

Линия УМК Атласы и контурные карты. «Роза ветров» (5-9)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (10-11) (баз.)

Линия УМК В. П. Дронова. География (Роза ветров) (5-9)

Вадим Барабанов: «ВПР позволит педагогам повысить свою квалификацию»

Руководитель Федеральной комиссии разработчиков КИМ ЕГЭ по географии Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Вадим Барабанов ответил на вопросы о Всероссийской проверочной работе по географии, проведенной в апреле 2017 года.

В текущем году была впервые проведена Всероссийская проверочная работа по географии среди учащихся 10 или 11 классов. Эксперты чаще стали обсуждать вопросы углубления географического образования школьников. В связи с этим, на ваш взгляд, на какие вопросы хотят получить ответы эксперты и педагоги?

Формально речь идет об углубленном уровне изучения географии в старшей школе. Известно, что действовавший до последнего времени стандарт профильного уровня фактически не реализовывался, поскольку существующие учебно-методические комплексы реально не совсем ему соответствовали. Да и профильные географические классы можно было пересчитать по пальцам. Можно сказать, что ЕГЭ являлся неким повышенным уровнем с более сложными заданиями, основанным на тех знаниях, которые все школьники должны были получить в рамках базового курса географии.

Сейчас разработана новая концепция школьного географического образования, и она уже получила одобрение Российской академии образования (РАО). Называется «Обязательная часть российских образовательных программ», и с осени ее планируют включить во ФГОС. Министр анонсировал общественности концептуально новые ФГОС, новизна которых заключается в том, что в стандарте будут прописаны и содержание обязательной части, и требования по каждому классу. Применительно к старшей школе там будут прописаны требования обязательной части программы для базового уровня знаний по географии и углубленного уровня.

Все ответы на вопросы, возникающие у педагогов, будут четко обозначены: начиная от содержания и кончая требованиями. Видно, в чем разница между базовым и профильным уровнем. Базовый уровень включает в себя один модуль глобальной географии. К этому модулю на углубленном уровне добавляются еще два модуля: по физической и экономической географии, которые и будут выводить на требования ЕГЭ. Единственный вопрос, который остался открытым: в каких профилях будет этот углубленный курс географии предлагаться для выбора учащимся? Пока по действующему базовому учебному плану география находится только в социально-экономическом профиле. Возникает вопрос: зачем тем, кто выбирает социально-экономический профиль, нужна физическая география?

Не знаю, как будет выглядеть окончательный вариант концепции и какие нормативные акты будет принимать министерство. Наше предложение: географию добавить и в естественно-научный профиль, и в экономический. В первом случае дети изучали бы базовый модульный курс глобальной географии и физической географии. Соответственно два модуля базовой глобальной и экономической географии оставался в социально-экономическом профиле. А единый госэкзамен в этом случае строился бы по принципу альтернативных заданий. Каждый выпускник мог бы выбрать соответственно то или иное задание на ЕГЭ. В этом случае сильно повысилась бы и востребованность географии, поскольку ее результаты пришлось бы учитывать экономическим вузам или тем учебным заведениям, которые ведут подготовку по экономическим специальностям.

Как вы считаете, какими способами можно повысить качество географического образования в нашей стране? Определите, пожалуйста, основные пути развития российского географического образования .

Я полностью солидаризируюсь с теми позициями, которые прописаны в концепции развития школьного географического образования. В первую очередь в части «усиления связи географии с жизнью», повышения квалификации педагогов и создания качественных УМК, включая картографическую поддержку. Мы знаем, что сейчас атласы не являются частью УМК, а нужно, чтобы они таковыми стали. Это мое личное мнение.

В проекте концепции географического образования одной из задач является усиление связи географии с жизнью. Как эта задача может быть реализована на данном этапе?

Речь идет о школьном географическом образовании, в котором ничего принципиально нового нет. Основная задача средствами, которые дает география, привлечь учащегося к общественной жизни. Хотя сейчас появилось много информации, связанной с глобальными климатическими изменениями и как они проявляются на территории нашей страны. Вообще нам свойственно усиление внимания ко всему, что связано с природно-хозяйственной географией нашей страны, в том числе и в старшей школе. Кроме того, идет изменение системы практических работ, которые нацеливали бы учащихся на выполнение учебно-познавательных, чисто практических задач на реальном материале. Это не абстрактно-академические упражнения, как гаммы, а обсуждение реальных проблем. Не сам процесс, а посильные для детей виды деятельности, которые покажут пути решения существующих проблем.

Интервью с В. Н. Холиной. Карта - окно в удивительный мир географии
Иван Колечкин: «Учитель на уроке - это Колумб»

Как, на ваш взгляд, можно развить в детях интерес к изучению географии? Почему, как вы считаете, интерес к этим предметам развивать необходимо?

Естественно, можно, и это не мое личное мнение. Специалисты Института психологии РАО провели исследование и разработали четкую методологию формирования познавательного интереса.

Почему это необходимо? Без положительной мотивации изучения предмета в современных условиях реальных результатов добиться трудно. Поэтому я отношусь весьма критично к идеям введения обязательного ОГЭ или ЕГЭ по географии – это путь отрицательной мотивации, он плохо работает в современных условиях. В рамках ВПР мы пытались давать детям познавательные задачи, задания обучающего характера. Они были, безусловно, сложными. Мотивация для выполнения у учащегося такая: «Я смог это сделать, я могу это сделать». Это очень стимулирует школьников разного уровня подготовки и может быть одним из путей развития интереса. Формально дети нацеливаются на выполнение какой-то конкретной задачи, но в ходе этого им приходится находить целый ряд новой информации, которая напрямую не является целью выполнения задания.

Как показывают исследования психологов, именно то, что субъективно не является целью деятельности для учащихся, лучше всего усваивается и формирует необходимую систему географических знаний. Нужно показать детям, что география – это очень интересно. Большое значение имеют возможности, которые дают электронные формы учебников. И включение в них материала, нацеленного именно на развитие познавательного интереса. Отбор заданий должен проводиться с учетом последних достижений психологов, которые изучают современных детей. И включение таких материалов в ЭФУ с целью мотивации в начале и в процессе изучения темы вполне реально и возможно.

Способствует ли повышению качества географического образования в стране проведение ВПР по географии? Почему?

Я лично считаю, что способствует, даже с поправкой на недостаточную квалификацию некоторых педагогов, которые помогают детям выполнять эти задания. В первую очередь ВПР позволит самим педагогам повысить свою квалификацию. Впервые появился объективный инструмент для того, чтобы учителя могли использовать обратную связь в своей работе. Собственно, свою работу учитель в первую очередь оценивает через себя, по тем ошибкам, которые допускают его дети. Каждый учитель может просмотреть проверочные работы и увидеть их, проанализировать совместно с коллегами в рамках методических объединений. Кроме того, будут публикации общероссийского плана, которые покажут пути исправления этих ошибок. По содержанию и структуре контрольно-измерительный материал ВПР принципиально отличается от ГИА, ОГЭ и ЕГЭ. ЕГЭ по географии сдают единицы, и не самые лучшие по успеваемости. А здесь мы видим объективный срез. ВПР по географии сдавало больше человек, чем по любому другому предмету. Этот массовый охват позволит проанализировать и оценить результаты.

Вадим Барабанов: «ВПР - не экзамен, а контрольная работа»

Давайте поговорим об итогах ВПР по географии 2017 года. Какова общая статистика, результаты и выводы? Какой процент от общего числа школ не проводил ВПР по географии в этом учебном году?

В принципе в описании образца ВПР сознательно не включались нормы выставления оценок, чтобы на этом этапе учителя могли самостоятельно интерпретировать результат. Хотя изначально границы баллов были определены. И как показал анализ, ученики, получившие плохую оценку, в принципе не усвоили ФГОС. График показывает процент выполнения разных заданий учениками с разным уровнем успеваемости. Видно, что 50% знания усвоили, а двоечники не достигли этого уровня ни по одному из заданий, особенно это касается развернутого ответа. Троечники базовый уровень полностью выполнили, но недотянули по заданиям повышенного уровня. Хорошисты, естественно, выше по всем пунктам и недотягивают по наиболее сложным. Ну, отличники на то они и отличники, замечательно справились со всеми заданиями.

Не подтвердились все опасения родителей. Перед проведением проверочной работы в Интернете снова писали, что придется нанимать репетиторов, и, естественно, никто их не нанимал. Никаких материалов по подготовке к ВПР не существовало, и, собственно, репетиторам готовить детей было не по чему. ВПР показал абсолютно нормальный результат, прошло все тихо, спокойно и без обмороков. Насчет ожидаемых результатов сказать трудно, по разным регионам они разные. В чем была суть эксперимента? Все регионы попробовали технологию, поняли, что это не страшно.

Информации о том, какой процент школ не проводил ВПР по географии, нет. Каждая школа выбирала перечень предметов. Я знаю о существовании учебных заведений, у которых в старших классах вообще нет предмета «География». Школа может распределять время внутри образовательной области между предметами по своему усмотрению. Если в 9 классе был всего один час географии в неделю, то в старших классах отказываются от него. Я не думаю, что у всех отказников были такого рода причины, но известно, что в некоторых школах географию ведут учителя-неспециалисты: в лучшем случае историки, а то и физкультурники. Если общее количество выпускников примерно 600 - 700 тысяч в целом по России, то процентов 60 школ участвовали. Кроме того, не все регионы проводили ВПР, некоторые получили индульгенцию на время.

- Соответствует ли получаемое географическое образование требованиям современного общества и государства?

Если мы имеем в виду настоящее время, то не соответствует. Первая задача географического образования дать гражданину возможность понять, что вокруг него происходит, средствами, заложенными в школьную географию. Причем не какие-нибудь тонкости глобального потепления, а, например, все слова в выступлениях первых лиц государства, чтобы активно участвовать в общественной жизни и в избирательном процессе. Это очень важно для формирования гражданской позиции. На многие эти вопросы современное школьное географическое образование ответов не дает. Много говорилось об усилении экологической линии, экологизации, а по факту все сводится к словам: «Природу надо охранять!» Но гражданин должен понимать реальную ситуацию и сформировать собственную позицию по данному вопросу: а как это сделать?

Современный мир требует, чтобы экономика находилась на позиции «устойчивого развития», которое лежит в основе всего будущего человечества, а в школьной географии это понимание отсутствует. То, что сейчас называется «рациональным природопользованием», понятие прошлого века, не соответствующее текущей ситуации.



- Проверку работ выполняли учителя на местах. Даже если оценка за ВПР не влияет на аттестат ученика, она определяет уровень авторитета учителя. Как вы читаете, насколько объективна подобная система оценивания?

Объективность оценивания в первую очередь зависит от квалификации педагога, а не от его злой воли, из разряда: а я буду своим учащимся завышать оценки. Одна из профессиональных компетенций педагога, которая записана в профстандарте, - умение объективно оценивать образовательные достижения обучающихся. Те пилоты исследований, которые Рособрнадзор проводил не на материале школьной географии (а русского, математики, истории), пытались оценить профессиональную компетенцию учителей в репрезентативной выборке. В прошлом году прошла конференция по этим вопросам. Основные выводы: владение предметной компетенции у учителей достаточно высокое, порядка 70 – 80 %. Компетенция методики преподавания оказалась ниже - 50%. Добавлю, что одной из причин этого может быть тот факт, что не все учителя имеют профессиональное педагогическое образование. А что касается узкой компетенции объективного оценивания, то эти цифры умолчали. Эта компетенция складывается из целого ряда составляющих, но по факту образовательная оценка достижений чаще всего сводится к проверке только знаний. Применительно к географии - это «фактология» или порядка 20% от базовых знаний. А все остальные надстройки оценить не позволяют.

В принципе можно сравнить, как одни и те же ответы оценивали внутри одной школы или в школах одного муниципального образования разные учителя. Поскольку сами материалы были стандартизированы, снабжались достаточно четкими критериями оценивания, то можно предположить, что в целом результаты проверки достаточно высокие.

Также можно сравнить результаты ВПР с результатами ЕГЭ в тех регионах и применительно к тем же учащимся, которые их выполняли. И проанализировать, насколько они коррелируются или расходятся в разные стороны. Тогда можно будет дать четкий ответ на вопрос объективности.

Буквально на днях руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов подтвердил, что практика проведения ВПР будет продолжена, в целом результат признан успешным. И именно в 11 классе по географии будет проводиться. Естественно, мы внесем коррективы в контрольно-измерительные материалы с учетом осмысления предыдущих результатов. Принципиально содержание меняться не будет, но может измениться форма каких-то заданий, и в том числе будут изменены критерии оценивания, чтобы сделать их более понятными для учителей.

ВПР в вопросах и ответах

Каковы, на ваш взгляд, самые эффективные ресурсы для подготовки к ВПР по географии? Какую роль в подготовке к ВПР играют атласы и контурные карты?

Я считаю, что основным ресурсом является учитель и его способность организовать познавательную деятельность обучающихся по географии. Если поставить вопрос о ресурсах для «натаскивания» к ВПР, то мне они пока неизвестны. В Интернете есть сайты, но от них толку не больше, чем от демонстрационного материала. На них размещены типы заданий и виды деятельности, которые позволяют морально подготовиться, чтобы понимать, что ожидает. В некоторых случаях задания просто не соответствуют используемым в ВПР.

Что касается картографических материалов при подготовке к ВПР, то они играют очень важную роль. Но современные дети, имея у себя на парте весь набор школьных атласов, которые в принципе на очень многие вопросы дают ответ, ими попросту не пользуются. Или не умеют, или не понимают. 10 - 15% учащихся при сдаче ОГЭ не могли ответить на вопрос: «Какие страны граничат с Россией?» Чего проще-то?! Карту посмотри!

На ВПР таких примитивных вопросов не было, но, например, на вопрос: «Какие города являются крупными центрами черной металлургии?» дети обычно отвечали, и отвечали хорошо. Но когда в вопросе изменилась формулировка на: «В каких субъектах Федерации находятся крупные центры черной металлургии?», начались проблемы. Все знают Череповец, но в какой области он находится, ответило на несколько десятков процентов меньше учащихся. Открой тот же самый атлас и посмотри! Вроде совершенно одинаковое по смыслу и уровню сложности задание, но по факту в первом случае выполнение задания 80%, а во втором - 55%. Это говорит о том, что культура пользования атласами как источниками географической информации у современного школьника очень низкая.

Беседовала Екатерина Серебрякова

Аналитическая справка о результатах Всероссийской проверочной работы по географии в 11 классе.

На основании приказа от 10.03.17г. №95 учащиеся 11х классов гимназии приняли участие в мониторинге качества общеобразовательной подготовки учащихся 11х классов. ВПР предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне.

Всероссийская проверочная работа (далее - ВПР) по географии в 11-классах в соответствии с заявкой на участие и в сроки, определенные Рособрнадзором, была проведена 19 апреля 2017г. Из 64 учащихся на параллели 11х классов ВПР выполняли 50 человек (78 %). По результатам ВПР успеваемость составила 100%. Средний балл ВПР в гимназии - 18 баллов, что составляет 82 % от максимального балла ВПР (22 балла).

Содержание ВПР по географии определяется на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»). Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определяется требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществляется в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    источники географической информации;

    мировое хозяйство;

    природопользование и геоэкология;

    регионы и страны мира;

    география России.

В работе проверялись как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни.

Каждый вариант проверочной работы включал в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов:

    задания, требующие записать ответ в виде слова;

    задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик;

    задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка;

    задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка;

    задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагался развернутый свободный ответ.

Распределение заданий ВПР по географии 11 класс по уровням сложности.

Уровни

сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Базовый

Повышенный

Итого

В целом проведение ВПР по географии в 11х классах выявило, что учащиеся достигли удовлетворительного уровня подготовки по географии в соответствии с требованиями ФК ГОС. Затруднение вызвали задания №7 (решение задач на определение разницы во времени), №8 (работа с текстом). Обобщенный анализ результативности выполнения заданий ВПР, направленных на выявление уровня владения обучающимися предметными УУД в сравнении с результатами выполнения заданий ВПР в г.Липецке и Липецкой области представлен в приложении №1.

приложение №1

Обобщенный анализ результативности выполнения заданий ВПР по географии 11 класс 2017 год

задания

Проверяемые элементы содержания

% выполнения

в гимназии

% выполнения

в г.Липецке

% выполнения в Липецкой области

Природа России

Географические модели. Географическая карта, план местности

100

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

100

Природа России

100

Регионы России

100

Часовые зоны на территории России

Население и хозяйство Рос- сии и мира

Мировое хозяйство

Страны мира

100

Многообразие стран мира. Основные типы стран

100

Мировое хозяйство

100

Природные ресурсы

Все содержание курсов эко- номической и социальной географии России и мира

Все содержание курсов эко- номической и социальной географии России и мира

К1

Рациональное и нерацио- нальное природопользова- ние. Особенности воздейст- вия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

К2

К3

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Р егулятивные универсальные учебные действия : целеполагание, планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

О бщеучебные универсальные учебные действия : поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические у ниверсальные действия : анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные универсальные учебные действия : умение с доста точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся

– предметных географических умений по работе с картографическими и иллюстративными источниками информации;

– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;

– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ основного общего образования.

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ.

Задание 1 проверяет комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев. Первая часть задания предполагает определение отмеченных на карте материков или океанов. Вторая часть – соотнесение этих материков или океанов с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

Задание 2 проверяет умения работать с географической картой и выполняется с использованием той же карты, что и для задания. Первая часть задания проверяет умение обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления. Вторая часть задания предполагает определение географического объекта на основе сопоставления его местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).

Задание 3 проверяет умение работать с топографической картой, в том числе определять размещение объектов и направления, рассчитывать расстояния с использованием масштаба, определять абсолютные высоты точек и рассчитывать перепады высот, а также соотносить топографическую карту с фотографией участка местности в целях определения возможностей рационального использования отображенной на карте территории.

Задание 4 проверяет умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

Задание 5 проверяет понимание основных географических закономерностей и предполагает установление соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

Задание 6 проверяет умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Первая часть задания предполагает анализ графиков и диаграмм (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), вторая часть связана с умением определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

Задание 7 проверяет умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

Задание 8 основано на статистической таблице и проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира. Вторая часть задания проверяет умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

Задание 9 проверяет умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей, и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.

Задание 10 проверяет знание географии родного края, в нем требуется дать описание определенных географических объектов родного края.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отчет учителя географии Марковой Е.Н.

о проведении Всероссийской проверочной работы

по географии в 6А и 6Б классе

27 апреля 2018 г. в ГБОУ СОШ № 516 Невского района Санкт-Петербурга обучающиеся 6А и 6Б классов приняли участие во Всероссийской проверочной работе по географии.

Принимали участие - 38 учеников. Отсутствовали - 9 учеников.

Всероссийские проверочные работы основаны на системно-деятельностном, компетентностном и уровневом подходах.

В рамках ВПР наряду с предметными результатами обучения учащихся основной школы оцениваются также метапредметные результаты, в том числе уровень сформированности универсальных учебных действий (УУД) и овладения межпредметными понятиями.

Предусмотрена оценка сформированности следующих УУД.

Регулятивные универсальные учебные действия : целеполагание,

планирование, контроль и коррекция, саморегуляция.

Общеучебные универсальные учебные действия : поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия : анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные универсальные учебные действия : умение с доста точной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

КИМ ВПР направлены на проверку сформированности у обучающихся

– предметных географических умений по работе с картографическими и

иллюстративными источниками информации;

– видов деятельности по получению нового географического знания, преобразованию и применению знания в учебных и учебно-проектных ситуациях;

– географического типа мышления, научных представлений, владения научной географической терминологией, ключевыми географическими понятиями, методами и приемами.

Тексты заданий в КИМ в целом соответствуют формулировкам, принятым в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников,

Вариант проверочной работы состоит из 10 заданий, которые различаются по содержанию и характеру решаемых учащимися задач.

Задания 1−9 проверяют умение обучающихся работать с различными источниками географической информации (картами, фотографиями, графиками и иными условно-графическими объектами, текстом), задание 10 контролирует знание географии родного края.

Задания 1−3.2, 4.1, 4.2, 5.1, 5.2, 6.1, 7, 8.1, 8.2, 10.1 требуют краткого ответа в виде записи одного или нескольких слов, последовательности цифр, числа.

Задания 3.3, 4.3, 6.2, 9, 10.2 предполагают развернутый ответ.

Задание 1 проверяет комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев. Первая часть задания предполагает определение отмеченных на карте материков или океанов. Вторая часть – соотнесение этих материков или океанов с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

Задание 2 также проверяет умения работать с географической картой и выполняется с использованием той же карты, что и для задания 1. Первая часть задания проверяет умение обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления. Вторая часть задания предполагает определение географического объекта на основе сопоставления его местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).

Задание 3 проверяет умение работать с топографической картой, в том числе определять размещение объектов и направления, рассчитывать расстояния с использованием масштаба, определять абсолютные высоты точек и рассчитывать перепады высот, а также соотносить топографическую карту с фотографией участка местности в целях определения возможностей рационального использования отображенной на карте территории.

Задание 4 проверяет умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

Задание 5 проверяет понимание основных географических закономерностей и предполагает установление соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

Задание 6 проверяет умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Первая часть задания предполагает анализ графиков и диаграмм (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), вторая часть связана с умением определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

Задание 7 проверяет умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

Задание 8 основано на статистической таблице и проверяет умение извлекать и интерпретировать информацию о населении стран мира. Вторая часть задания проверяет умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

Задание 9 проверяет умение узнавать природные явления по их изображениям, знание особенностей и понимание опасности этих явлений для людей, и предполагает также составление текстового описания конкретного явления.

Задание 10 проверяет знание географии родного края, в нем требуется дать описание определенных географических объектов родного края.

В табл. 3 представлена информация о распределении заданий (пунктов заданий) проверочной работы по уровню сложности.

Таблица 3

Уровень сложности заданий

Количество пунктов заданий и заданий 1

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 37

Базовый

Повышенный

Итого

20/10

Полный правильный ответ на каждое из заданий 1.1, 2.2, 3.2, 4.1, 4.2 и 5.2 оценивается 1 баллом . Если в ответе допущена хотя бы одна ошибка (один из элементов ответа записан неправильно или не записан), выставляется 0 баллов.

Полный правильный ответ на каждое из заданий 5.1, 7 и 8.2 оценивается 2 баллами . Если в ответе допущена одна ошибка, выставляется 1 балл; если допущено две или более ошибки – 0 баллов.

Ответы на задания 1.2, 2.1, 3.1, 3.3, 4.3, 6, 8.1, 9, 10 оцениваются по специально разработанным критериям.

Максимальный балл за выполнение работы – 37.

Критерии оценивания :

«2» от 0 до 9 баллов

«3» от 10 до 21 балла

«4» от 22 до 30 баллов

«5» от 31 до 37 баллов

Максимальное количество баллов набрали двое учащихся (33 балла) –Малов Артем и (32 балла) – Манаев Назар, обучающиеся из 6Б класса.

Набрали минимальный проходной балл (10 баллов) также двое обучающихся – Андрианов Павел и Парфенова Юлия (6Б), причем, у этих обучающихся текущая оценка по географии «4». Предполагаю, что эти обучающиеся под воздействием стресса не показали свои истинные знания. Кроме того, эти обучающиеся много уроков пропускали по болезни, были не уверены в своих силах и испытывали стресс на ВПР.

Большинство обучающихся подтвердили свои годовые оценки.

Критерии оценивания

Количество учащихся

«5»

«4»

«3»

«2»

Средний балл:

Необходимо отметить, что причиной выявленного среднего уровня достижения планируемых результатов при выполнении заданий ВПР по географии в 6 классе могли стать усложненные формулировки некоторых заданий (например, задания 2.1, 2.2) , невнимательность учащихся при чтении заданий, решении логических заданий и анализе текста (задания 1.2, 4, 5, 6.1, 6.2, 7, 8.2). Некоторым обучающимся не хватило времени для решения задания 10.

Затруднения вызвали у учащихся:

Базовые задания (1.2, 2.1, 2.2, 4, 6.2 К 1, 6.2 К 2)

Задания повышенной сложности (5.1, 7, 8.2, 10)

Допущены ошибки:

  1. Обучающиеся не в полной мере овладели комплексом умений работы с географической картой и имеют крайне слабые представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев.
  2. Обучающиеся не умеют обозначать на карте точки по заданным координатам и определять направления.
  3. Многие обучающиеся не смогли определить географические объекты на основе сопоставления их местоположения на карте, текстового описания и изображения (космического снимка или фотоизображения).
  4. Обучающиеся не показали сформированное умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.
  5. Обучающиеся плохо понимают основные географические закономерности и не умеют устанавливать соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.
  6. У обучающихся не сформировано умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Многие обучающиеся не умеют анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), не умеют определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.
  7. У некоторых обучающихся не сформировано умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и обучающиеся не умеют извлекать из него информацию по заданному вопросу.
  8. У небольшого количества, обучающиеся крайне узкий кругозор - у них не сформировано умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.
  9. Некоторые обучающиеся не знают географию родного края и не умеют давать описание определенных географических объектов родного края.

1. Обратить особое внимание повторение, закрепление и на выполнение домашних заданий при изучении тем: «Движение Земли вокруг Солнца», «Пояса освещенности. Часовые пояса», «Градусная сетка», «Географические координаты. Широта. Долгота», «Многообразие стран мира. Столицы и крупные города», «Мировое хозяйство», «Многообразие стран мира. Основные типы стран», «Атмосферное давление. Ветер», «Природные зоны», «География Санкт-Петербурга и Ленинградской области».

2. Усилить работу на уроках по сопоставлению географических карт различной тематики. Сформировать комплекс умений работы с географической картой и представления об основных открытиях великих путешественников и землепроходцев. Научить определять отмеченные на карте материки или океаны. Сформировать умение соотносить эти материки или океаны с путешественниками, имена которых вошли в историю открытия и освоения одного из этих материков или океанов, и обозначение на карте связанных с этим материком или океаном указанных географических объектов (например, океанов, омывающих данный материк).

3. Формировать у обучающихся умение выявлять роль планетарных явлений в жизни людей на основе проведения простейших вычислений и сопоставления времени в разных частях Земли на примере разных городов нашей страны или сравнения особенностей сезонов года в разных частях Земли.

4. Усилить работу по определению основных географических закономерностей и научить обучающихся, устанавливать соответствия элементов описания и природных зон, к которым эти элементы описания относятся, а также узнавать природные зоны по их изображениям.

5. Формировать у обучающихся умение использовать графическую интерпретацию показателей погоды для выявления заданных закономерностей и описания особенностей состояния атмосферы. Научить обучающихся анализировать графики и диаграммы (розы ветров, графика температуры, диаграммы осадков), определять элементы погоды по условным обозначениям и переводить информацию из условно-графической в текстовую форму.

6. Формировать умение анализировать предложенный текст географического содержания об оболочках Земли и извлекать из него информацию по заданному вопросу.

7. Расширять кругозор обучающихся, привлекая их к внеурочной деятельности по географии, к участию в конкурсном и олимпиадном движении, к экскурсиям по родному краю и городу.

8. Формировать у обучающихся умение соотносить страны мира и изображения наиболее известных достопримечательностей столиц и крупных городов или наиболее ярких особенностей населения этих стран.

9. Провести работу над ошибками (фронтальную и индивидуальную).

10. Продолжать формировать навыки самостоятельной работы обучающихся.

11. Регулярно организовывать проведение диагностических работ по пройденным разделам предмета с целью выявления затруднений, которые остались у обучающихся.


Анализ выполнения Всероссийской проверочной работы

по географии в 11 классе МБОУ «Макушинская СОШ №1»

учитель С.А.Курий

I . Характеристика структуры и содержания контрольно-измерительных материалов

1. Назначение всероссийской проверочной работы

Всероссийская проверочная работа (ВПР) предназначена для итоговой оценки учебной подготовки выпускников, изучавших школьный курс географии на базовом уровне. Работа проведена 03 апреля 2018 г.

2. Документы, определяющие содержание ВПР

Содержание всероссийской проверочной работы по географии определено на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по географии, базовый уровень (приказ Минобразования России от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении Федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»).

3. Подходы к отбору содержания и разработке структуры ВПР

Содержание и структура ВПР по географии обеспечивают объективную оценку качества подготовки лиц, освоивших образовательные программы среднего (полного) общего образования. Содержание ВПР по географии определено требованиями к уровню подготовки выпускников, зафиксированными в Федеральном компоненте государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. Отбор содержания, подлежащего проверке в проверочной работе, осуществлён в соответствии с разделом «Обязательный минимум содержания основных образовательных программ» Федерального компонента государственных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования по географии. За основы взяты вопросы курса школьной географии, изучаемые в 8–11 классах:

    Источники географической информации

    Мировое хозяйство

    Природопользование и геоэкология

    Регионы и страны мира

    География России

В работе проверяется как знание географических явлений и процессов в геосферах и географических особенностей природы населения и хозяйства отдельных территорий, так и умение анализировать географическую информацию, представленную в различных формах, способность применять полученные в школе географические знания для объяснения различных событий и явлений в повседневной жизни. В проверочной работе используются задания разных типов, формы которых обеспечивают их адекватность проверяемым умениям.

4. Структура и содержание всероссийской проверочной работы

Каждый вариант проверочной работы включает в себя 17 заданий, различающихся формами и уровнями сложности. В проверочной работе представлены задания с разными типами ответов: 1) задания, требующие записать ответ в виде слова; 2) задания на установление соответствия географических объектов и их характеристик; 3) задания, требующие вписать в текст на месте пропусков ответы из предложенного списка; 4) задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенного списка; 5) задания на установление правильной последовательности элементов.

В 7 заданиях предполагается развернутый свободный ответ. ВПР предусматривает проверку уровня подготовки выпускников в соответствии с предъявленными к нему требованиями. Так как достижение ряда требований в различных вариантах проверочной работы может проверяться на содержании различных разделов школьного курса географии, распределение заданий по основным блокам содержания может несколько отличаться от показанного в таблице 1 примерного распределения.

Таблица. Распределение заданий проверочной работы по содержательным разделам курса географии

Количество заданий

1. Источники географической информации

2. Население мира

3. Мировое хозяйство

4. Природопользование и геоэкология

5. Регионы и страны мира

6. География России

Проверочная работа разработана исходя из необходимости проверки требований к уровню подготовки выпускников, указанных в разделе 2 кодификатора. В таблице 2 приведено распределение заданий по основным умениям и способам действий.

Таблица. Распределение заданий по видам умений и способам действий

Основные умения и способы действий

Количество заданий

Знать и понимать смысл основных теоретических категорий и понятий

Знать и понимать географические особенности природы России

Знать и понимать географические особенности основных отраслей хозяйства России

Знать и понимать географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально- экономического развития

Знать и понимать специализацию стран в системе международного географического разделения труда

Уметь сопоставлять географические карты различной тематики

Уметь оценивать ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира

Уметь определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений

Уметь использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения различий во времени, чтения карт различного содержания

Уметь выделять существенные признаки географических объектов и явлений

Уметь находить и применять географическую информацию, для правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития

Использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для анализа и оценки разных территорий с точки зрения взаимосвязи природных, социально- экономических, техногенных объектов и процессов

Таблица.Распределение заданий по уровню сложности

Уровень сложности

Количество заданий

Максимальный балл

Процент максимального балла за задания данного уровня сложности от максимального первичного балла за всю работу, равного 22

Повышенный

5. Особенности выполнения и проверки работы школьников

Проверочная работа включает в себя 17 заданий. На выполнение работы по географии отводится 1 час 30 минут (90 минут).

При выполнении заданий работы участникам можно было использовать необходимые карты атласов 8-11 классов.

Уровни сложности задания: Б – базовый (примерный уровень выполнения – 60–90%); П – повышенный (40–60%).

Таблица.Уровни сложности задания

Уровень сложности

Макс. балл за выполнение задания

Природа России

Хозяйство России

Атмосфера, погода и климат

Природа России

Регионы России

Мировое хозяйство

Страны мира

Мировое хозяйство

Природные ресурсы

II . Результаты выполнения ВПР по географии в ОО Курганской области

Количество участников ВПР 22 чел.

Школьники выполняли задания в двух вариантов (5 и 6). Распределение первичных баллов по вариантам ВПР показано в таблице. Наблюдается более высокое качество выполнения заданий пятого варианта.

6 баллов набрал 1 участник, выполнявших работу 6 варианта из 11 участников.

Вариант

Кол-во уч.

Таблица. Распределение первичных баллов по вариантам

Качество выполнения каждого из заданий работы по ОО отражено в таблице

Таблица. Выполнение заданий по количеству участников по ОО

количество участников

Нормы оценки за выполненную работу:

оценка «2» - 0-7 первичных баллов,

оценка «3» - 8-14 первичных баллов,

оценка «4» - 15-18 первичных баллов,

оценка «5» - 19-22 первичных баллов.

% выполнения-95, % качества обучения- 59, средний балл- 3,6

Сравнение по вариантам.

Всего обучающихся

качества

средний балл

III . Аналитическая справка

по итогам проверки работ учащихся 11 кл. по географии в 2017 году

Анализ результатов выполнения отдельных заданий

Таблица. Результаты выполнения отдельных заданий

по участникам.

Проверяемые элементы содержания / умения

Уровень сложности задания

Проверяемые элементы содержания

Проверяемые умения

Выполнили

не преодолев-ших мини-мальный балл

Природа России

Умение определять продолжительность дня и ночи в зависимости от географической широты

Географические модели. Географическая карта, план местности

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту районов

Хозяйство России

Умение сопоставлять политико-административную карту и карту отрасли хозяйства

Атмосфера, погода и климат

Умение работать с синоптической картой

Природа России

Умение работать с климатической картой

Регионы России

Умение работать с политико-административной и тематическими картами

Часовые зоны на территории России

Умение определять время по карте часовых поясов

Население и хозяйство России и мира

Умение определять естественный и механический прирост населения

Мировое хозяйство

Умение работать со статистическими показателями, определяющими особенности динамики производства

Страны мира

Умение определять местоположение географических объектов на карте

Многообразие стран мира. Основные типы стран

Умение работать с картограммой

Мировое хозяйство

Умение работать с картами природных ресурсов, экономическими картами, картами состава интеграционных групп стран

Природные ресурсы

Умение определять ресурсообеспеченность

Умения отбирать карты и работать с ними

Умение отбирать информацию из географических текстов

Рациональное и нерациональное природопользование. Особенности воздействия на окружающую среду различных сфер и отраслей хозяйства

Умение работать с географическими текстами,

формулировать и обосновывать свою точку зрения,

Уровень качества выполнения заданий не одинаков. Это, прежде всего, зависит от сложности заданий (задания базового и повышенного уровня) и его географического содержания. По содержанию задания можно разделить на 3 группы:

а) задания (№№1-7) по содержанию курса географии России (8-9 кл.)

б) задания (№№8-13) по содержанию курса экономической и социальной географии мира (10-11 кл.)

в) задания (№№ 14-17) по содержанию курсов географии России и экономической и социальной географии мира, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста.

Выполнение разных видов заданий по группам участников отражено в таблице 10. По всем группам участников задания базового уровня выполнены лучше, чем повышенного. Причем, чем слабее подготовлены учащиеся, тем больше разница в уровне выполнения заданий.

По всем группам участников, за исключением группы самых подготовленных, наиболее высокий процент выполнения заданий, различающихся по содержанию, характерен для заданий по географии России, минимальный – для заданий, выполнение которых происходит с использованием приведённого текста. Наиболее подготовленные учащиеся по этим заданиям получили наилучший результат.

Выполнение разных видов заданий по уровню сложности и содержанию по участникам

Всего обучающихся

Количество участников, преодолевший минимальный порог

Количество участников

базовый

повышен-ный

география России

экономич. и социальн. география мира

с использо-ванием приведён-ного текста.

Задания 1-7

Задания 8-13

Задания 14-17К2

Для всех групп участников наиболее сложными заданиями оказались задания №№ 4,15,16,17К1, 2.

Анализ результатов проверки ВПР 2018 года позволяет дать следующие рекомендации для учителей географии.

1. Проанализировать результаты ВПР по географии в 11-м классе 2017/118 и определить причины пробелов у разных групп учащихся по уровню подготовки.

2. Продолжить работу по организации практических работ с картами, текстами, статистическими материалами, дополнительными источниками информации; по использованию средств ИКТ для подготовки школьников.

3. Включить в уроки географии задания, которые ученики выполнили на низком уровне:

Умение отбирать информацию из географических текстов формулировать и обосновывать свою точку зрения;

Определение типа климата и показатели климата;

Умение работать с климатической картой.

Регионы России.

4. Включить задания, в которых ошиблось большинство учеников, в диагностические работы для учащихся 10-х классов в конце учебного года и 11-х классов в начале учебного года.

5. Использовать в работе задания открытого сегмента Федерального банка тестовых заданий, размещенных на сайте ФИПИ, представленных в изданиях, рекомендованных ФИПИ.

6. В процессе обучения географии необходимо целенаправленно формировать и развивать у учащихся следующие умения:

Устанавливать причинно-следственные связи между явлениями и объяснять их;

Систематизировать знания, оценивать и прогнозировать географические процессы, решать задачи;

Аргументировать и грамотно оформлять собственные суждения по наиболее актуальным проблемам социально-экономического развития России и стран мира, геополитическим и геоэкологическим проблемам;

Работать с географическими текстами, тематическими картами, статистическими материалами, анализировать схемы, таблицы со статистическими данными, вести по ним расчеты для того, чтобы учащиеся могли приобрести навыки такой работы.