Анализ стихотворения тютчева живым сочувствием привета. «Живым сочувствием привета…» Ф

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

Живым сочувствием привета*
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, Поэта -
Не искушай его мечты...
Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям -
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.
Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив -
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив...
Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет -
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,
И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты -
О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен -
Пускай любить он не умеет,
Боготворить умеет он... 1

1 Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 1–2.
Первая публикация - РБ. 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 5–6, с подписью «Ф. Тютчев». Затем - в Изд. 1868. С. 85–86; Изд. СПб., 1886. С. 115–116; Изд. 1900. С. 130–131.
Печатается по автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 253.
В автографе тщательно переписано на трех страницах - по две строфы на каждой, строфы отчеркнуты. Как обычно у поэта, в конце строк часты тире и многоточия, по пяти, шести и более точек. Тире, а особенно многоточия многозначительны, они как бы дорисовывают образ поэта, внутренний мир которого лишь слегка приоткрывается, но полностью не раскрыт: его «мечты», гордая боязливость, способность «боготворить» обладают таинственной недоговоренностью. В конце стихотворения указано: «(Мюнхен. 1840)».
В РБ, Изд. 1868, Изд. СПб., 1868 и Изд. 1900 - вариант автографа 3-й строки («О, не смущай, молю, поэта»), но в списке ГАРФ (Ф. 728. Оп. 1. Ед. хр. 2319. Л. 6 - 6 об.) - «О не тревожь души поэта». В 16-й строке в указанных изданиях, кроме РБ (здесь, как в автографе), - «Вся прелесть женщины мелькнет», в списке ГАРФ - как в автографе («Вся прелесть женщины блеснет»); 23-я строка в тех же изданиях - «Пускай служить он не умеет», но в автографе - «Пускай любить он не умеет». Дата и место написания стихотворения в изданиях указываются (кроме РБ). Отступления от автографа заметно меняют мысль автора. Слово «смущай» (в 3-й строке) больше соответствует нарисованному образу «гордо-боязливого» поэта, а слова «не тревожь» в данном контексте - более нейтральные, не характеризующие личность. В 16-й строке слова «блеснет» и «мелькнет» по отношению к женской «прелести» правомерны оба, и у Тютчева есть образ - «Мелькнут твои младые годы» («Русской женщине»), но в стихотворении более позднем поэт говорит о «мелькании» лет жизни женщины, о трагизме ее скоротечной судьбы. В этом же стихотворении он скорее славит женскую красоту - ее «прелесть», исполненную блеска; в стихотворении представлено не затухание женской красоты, а ее расцвет, и слово «блеснет» (как в автографе) больше соответствует мысли поэта. Особенно она изменена в последней строфе, когда вместо слова «любить» (автографа) печатают слово «служить». Поэт говорил о другом - не о «службе» (угождении, прислуживании), а о «любви»; по мысли автора, поэт не «любит» в обычном смысле слова, а больше чем любит - «Боготворить умеет он».
Адресовано Великой княгине Марии Николаевне (1819–1876), дочери Николая I, к которой поэт относился с уважением и симпатией; в письме к своим родителям, написанном в октябре 1840 г., он говорил о коронованных особах, которые находились в Тегернзее (вблизи Мюнхена), и заметил: «Великая княгиня Мария в самом деле очаровательна». Он не мог сказать ей о том, что отказывается служить ей. Поэт выразил максимальное признание женщины, сказав и о блеске ее красоты и о своей способности ее не любить, а «боготворить» ее. Дошел отзыв В. кн. Марии Николаевны об этих стихах Тютчева (см. «Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым». СПб., 1896. Т. I. С. 183). Г.И. Чулков пишет: «А.Д. Скалдин сообщал нам, что у покойного Н.В. Недоброво были документы, на основании коих он строил предположение, что у Тютчева был роман с какой-то великой княгиней. Семейное предание Тютчевых не подтверждает подобного домысла. Бумаги Н.В. Недоброво, материалы и заметки, собранные им для работы о Тютчеве, находятся в Рукопис отд б Пушкинского Дома в Ленинграде. В этих бумагах мы также не нашли документов, подтверждающих домысел Н.В. Недоброво. С другой стороны, Д.Д. Благой сообщил нам, что оригинал тютчевского стихотворения, находившийся в архиве Зимнего дворца, был помещен в пачке рукописей, принадлежавших императрице, жене Николая I, что, впрочем, не доказывает еще, что пьеса Тютчева относилась к императрице» (Чулков I. С. 396). См. отзыв о Великой княгине в дневнике и мемуарах А.Ф. Тютчевой (см.: Тютчева А.Ф. При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853–1882. Тула, 1990. С. 150, 152–153).
Датируется предположительно октябрем 1840 г.
На это стихотворение отозвался В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса. С. XX–XXI). Считая, что оно адресовано В. кн. Марии Николаевне, он полагает, что Тютчев рассчитывал на ее поддержку в своих служебных делах - поэт хотел возвратиться на службу, и в последней строфе стихотворения Брюсов видел намек на личную судьбу Тютчева: «Пускай служить он не умеет / Боготворить умеет он...) (В.К.).
Действительно, обоюдная приязнь с оттенком дружбы сохранилась между поэтом и дочерью русского императора и в дальнейшем. Упоминание о Марии Николаевне в письмах Тютчева среди имен представителей двора и высшего света встречается неоднократно. Известно, что при поступлении дочерей поэта Дарьи и Екатерины в Смольный институт в Петербурге одна из них стала пансионеркой цесаревны, а другая - В. кн. Марии Николаевны. С просьбами к ней Федор Иванович обращался и в дальнейшем, считая это для себя не слишком зазорным и объясняя, что это не стоит ему особенного труда, ибо он обращается к женщине (письмо Ф.И. Тютчева к Эрн.Ф. Тютчевой от 3.IX.1852. ЛН. Т. 97. Кн. 1. С. 521). Мария Николаевна способствовала и определению старшей дочери Тютчева Анны во фрейлины (см. письмо Тютчева к В. кн. Марии Николаевне от 31 августа 1852 г.).

«Живым сочувствием привета…» Федор Тютчев

Живым сочувствием привета
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, Поэта -
Не искушай его мечты…

Всю жизнь в толпе людей затерян,
Порой доступен их страстям -
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив -
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив…

Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет -
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты -

О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен -
Пускай любить он не умеет,
Боготворить умеет он…

Анализ стихотворения Тютчева «Живым сочувствием привета…»

Произведение, появившееся осенью 1840 г., было навеяно встречей с представительницей российской императорской семьи. Поэта, в ту пору отставного дипломата, познакомили с великой княгиней Марией Николаевной, гостившей на баварском курорте у родителей своего супруга. Сохранился восторженный отзыв Тютчева об этом знакомстве: естественность и доброжелательность, «изысканный облик» - очарование царственной особы кроется в сочетании редких качеств. Ее благосклонное отношение позволило поэту неоднократно обращаться с просьбами к могущественной покровительнице. Известно, что великая княгиня приняла участие в устройстве судеб старших дочерей Тютчева.

Появлению образа поэта-творца, представленного в тексте, предшествует описание отношений лирического адресата и героя. Последний смущен приветливым приемом и «живым», сердечным сочувствием. В начальном катрене четко обозначена разница между общественным положением героев. Она указана при помощи пространственной характеристики. Величественная героиня принадлежит к числу могущественных правителей, «кумиров земных», которые располагаются на «недостижимой высоте».

Эмоциональное участие, способность произнести «живое слово» - неожиданная черта, выделяющая адресата из ряда царственных небожителей. Она придает облику героини новые оттенки значения, акцентируя женское начало, которое выражено образами сияющей красоты, изумительного изящества.
Лирический герой-поэт не скрывает своего восхищения личностью адресата. Глубокое почтение, трепетное преклонение - прекрасная героиня достойна большего, чем земная любовь.

Во втором и третьем четверостишиях представлен авторский кодекс поэта. Он декларирует независимость человека-творца, который порой участвует в общественной жизни, однако свободен от обременительных обязательств перед властью. С помощью однородных сказуемых, выраженных причастиями в краткой форме, автор передает противоречивые эмоции героя-поэта. Почтительное смущение и боязнь перед вершителями чужих судеб сочетаются с чувством гордости, порожденным осознанием собственного достоинства.

Анализ стихотворения Тютчева «Живым сочувствием привета»

Предположительно, стихотворение «Живым сочувствием привета» было написано в октябре 1840 года; адресовано Великой княгине Марии Николаевне, дочери Императора Николая I, к которой поэт относился с большим уважением и глубокой симпатией. Тютчева и Марию Николаевну связывала обоюдная приязнь с оттенком дружбы. Упоминание о Марии Николаевне в письмах Тютчева среди имен представителей двора и высшего света встречается неоднократно.

Известно, что при поступлении дочерей поэта Дарьи и Екатерины в Смольный институт в Петербурге одна из них стала пансионеркой цесаревны, а другая — Великой княгини Марии Николаевны. С просьбами к ней Федор

Иванович обращался и в дальнейшем, считая это для себя не слишком зазорным и объясняя, что это не стоит ему особенного труда, ибо он обращается к женщине.

анализ стихотворения Тютчева. где найти анализ стихотворения Тютчева "Живым сочувствием привета. ".

Сhallenger Просветленный (48536) 6 лет назад

Живым сочувствием привета
С недостижимой высоты,
О, не смущай, молю, Поэта -
Не искушай его мечты.


Порой доступен их страстям -
Поэт, я знаю, суеверен,
Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными
Проходит он, главу склонив -
Или стоит он перед ними
Смущен и гордо-боязлив.

Но если вдруг живое слово
С их уст, сорвавшись, упадет -
И сквозь величия земного
Вся прелесть женщины блеснет,

И человеческим сознаньем
Их всемогущей красоты
Вдруг озарятся, как сияньем,
Изящно-дивные черты -

О, как в нем сердце пламенеет!
Как он восторжен, умилен -
Пускай любить он не умеет,
Боготворить умеет он.

Мне кажется Тютчев лукавит "Порой доступен их страстям -",
поэт ведь сама страсть.

Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Живым сочувствием привета»

Данный ресурс ставит своей целью проанализироватьв девятом классе поэтическое произведение и проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Живым сочувствием привета», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка.

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения Ф.И.Тютчева «Живым сочувствием привета»»

к уроку литературы в 9 классе

учитель русского языка и литературы МБОУ «Лицей №1»

р.п.Чамзинка Республики Мордовия

проверить уровень знаний творчества Ф.И.Тютчева, степень понимания стихотворения «Живым сочувствием привета», его темы, идеи, особенностей изобразительно-выразительных средств поэтического языка

«Живым сочувствием привета»

Живым сочувствием привета

С недостижимой высоты,

О, не смущай, молю, поэта!

Не искушай его мечты!

Всю жизнь в толпе людей затерян,

Порой доступен их страстям,

Поэт, я знаю, суеверен,

Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными

Проходит он, главу склонив,

Или стоит он перед ними

Смущен и гордо-боязлив.

Но если вдруг живое слово

С их уст, сорвавшись, упадет,

И сквозь величия земного

И человеческим сознаньем

Их всемогущей красоты

Вдруг озарятся, как сияньем,

Как он восторжен, умилён!

Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!

К какому типу лирики относится данное стихотворение:

Ведущей темой стихотворения является тема:

г) поэта и поэзии

а) любви и дружбы;

б) города и деревни;

в) родины и отчего дома;

В какой строфе сосредоточена

вся противоречивая гамма

чувств и настроений лирического героя:

Лирический герой стихотворения:

а) ничего не чувствует;

б) суеверен, но не служит властям;

в) боится увидеть что-то прекрасное;

г) молча наблюдает за всем происходящим

Как называется изобразительное средство, использованное в сочетаниях

«живое слово», «всемогущей красоты» :

Назовите ключевую фразу стихотворения:

«Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!»

Укажите название средства иносказательной выразительности, которым воспользовался поэт для передачи состояния лирического героя в строке

«О, как в нём сердце пламенеет!»:

Назовите строфы, состоящие

из риторических восклицаний:

Живым сочувствием привета

С недостижимой высоты,

О, не смущай, молю, поэта!

Не искушай его мечты!

О, как в нём сердце пламенеет!

Как он восторжен, умилён!

Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!

первая и шестая

Определите размер, которым написано стихотворение:

Живым сочувствием привета

С недостижимой высоты,

О, не смущай, молю, поэта!

Не искушай его мечты!

Всю жизнь в толпе людей затерян,

Порой доступен их страстям,

Поэт, я знаю, суеверен,

Но редко служит он властям.

Перед кумирами земными

Проходит он, главу склонив,

Или стоит он перед ними

Смущен и гордо-боязлив.

Но если вдруг живое слово

С их уст, сорвавшись, упадет,

И сквозь величия земного

Вся прелесть женщины мелькнёт,

И человеческим сознаньем

Их всемогущей красоты

Вдруг озарятся, как сияньем,

О, как в нём сердце пламенеет!

Как он восторжен, умилён!

Пускай служить он не умеет, -

Боготворить умеет он!

Как вы оцениваете свои знания?

  • Алиева Л.Ю. Тесты по литературе. - М. Айрис-пресс, 2004
  • Бережная И.Д. Литература: текущий контроль знаний, тесты, зачёты, задания. - Волгоград: Учитель, 2008
  • Вопросы и ответы к стихотворению Ф. И. Тютчева «Живым сочувствием привета»

    1. Сопоставьте стихотворение Тютчева с произ-ведениями Пушкина «Поэт» и Лермонтова «Поэт».

    Тема этого стихотворения Тютчева, как и стихотворений Пушкина и Лермонтова с таким же названием, — поэтическое вдохновение. Однако они трактовали вдохновение как пришедшее свыше («лишь божественный глагол до слуха чуткого коснется», «порыв чудесный»). Поэт «к ногам народного кумира не кло-нит гордой головы». Поэт Тютчева также может быть «в толпе людей затерян», «по-рой доступен их страстям». Как и любой смертный, он может склонить голову пе-ред земными кумирами или быть перед ними гордо-боязливым. В отличие от пушкинского и лермонтовского поэтов вдохновение порой приходит именно от живого слова земных кумиров («живым сочувствием привета с недостижимой вы-соты»), земных женщин. Земная красо-та — источник вдохновения. Состояние души этого поэта — ощущение пламени сердца, восторг, умиление и способность боготворить. Стихотворение написано в контексте романтической эстетики.

  • Какие новые мотивы привносит Тютчев в ос-мысление личности и судьбы поэта?

    Наряду с мотивом «божественного гла-гола» присутствует и мотив человеческого сознания, озаряющего изящно-дивные черты.

    На этой странице материал по темам:

    • сочинение на тему тютчев живым сочувствием привета
    • анализ живым сочувствием привета
    • тютчев живым сочувствием привета анализ стихотворения
    • размер стихотворения живым сочувствием привета
    • живым сочувствием привета сочинение

    "Живым сочувствием привета…"

    Другие редакции и варианты

    Автограф - РГАЛИ. Ф. 505. Оп. 1. Ед. хр. 22. Л. 1–2.

    Первая публикация - РБ . 1858. Ч. II. Кн. 10. С. 5–6, с подписью «Ф. Тютчев». Затем - в Изд. 1868 . С. 85–86; Изд. СПб. 1886 . С. 115–116; Изд. 1900 . С. 130–131.

    Печатается по автографу. См. «Другие редакции и варианты». С. 253.

    В автографе тщательно переписано на трех страницах - по две строфы на каждой, строфы отчеркнуты. Как обычно у поэта, в конце строк часты тире и многоточия, по пяти, шести и более точек. Тире, а особенно многоточия многозначительны, они как бы дорисовывают образ поэта, внутренний мир которого лишь слегка приоткрывается, но полностью не раскрыт: его «мечты», гордая боязливость, способность «боготворить» обладают таинственной недоговоренностью. В конце стихотворения указано: «(Мюнхен. 1840)».

    В РБ, Изд. 1868, Изд. СПб. 1868 и Изд. 1900 - вариант автографа 3-й строки («О, не смущай, молю, поэта»), но в списке ГАРФ (Ф. 728. Оп. 1. Ед. хр. 2319. Л. 6–6 об.) - «О не тревожь души поэта». В 16-й строке в указанных изданиях, кроме РБ (здесь, как в автографе), - «Вся прелесть женщины мелькнет», в списке ГАРФ - как в автографе («Вся прелесть женщины блеснет»); 23-я строка в тех же изданиях - «Пускай служить он не умеет», но в автографе - «Пускай любить он не умеет». Дата и место написания стихотворения в изданиях указываются (кроме РБ ). Отступления от автографа заметно меняют мысль автора. Слово «смущай» (в 3-й строке) больше соответствует нарисованному образу «гордо-боязливого» поэта, а слова «не тревожь» в данном контексте - более нейтральные, не характеризующие личность. В 16-й строке слова «блеснет» и «мелькнет» по отношению к женской «прелести» правомерны оба, и у Тютчева есть образ - «Мелькнут твои младые годы» («Русской женщине»), но в стихотворении более позднем поэт говорит о «мелькании» лет жизни женщины, о трагизме ее скоротечной судьбы. В этом же стихотворении он скорее славит женскую красоту - ее «прелесть», исполненную блеска; в стихотворении представлено не затухание женской красоты, а ее расцвет, и слово «блеснет» (как в автографе) больше соответствует мысли поэта. Особенно она изменена в последней строфе, когда вместо слова «любить» (автографа) печатают слово «служить». Поэт говорил о другом - не о «службе» (угождении, прислуживании), а о «любви»; по мысли автора, поэт не «любит» в обычном смысле слова, а больше чем любит - «Боготворить умеет он».

    Адресовано Великой княгине Марии Николаевне (1819–1876), дочери Николая I, к которой поэт относился с уважением и симпатией; в письме к своим родителям, написанном в октябре 1840 г. он говорил о коронованных особах, которые находились в Тегернзее (вблизи Мюнхена), и заметил: «Великая княгиня Мария в самом деле очаровательна». Он не мог сказать ей о том, что отказывается служить ей. Поэт выразил максимальное признание женщины, сказав и о блеске ее красоты и о своей способности ее не любить, а «боготворить» ее. Дошел отзыв В. кн. Марии Николаевны об этих стихах Тютчева (см. «Переписка Я.К. Грота с П.А. Плетневым». СПб. 1896. Т. I. С. 183). Г.И. Чулков пишет: «А.Д. Скалдин сообщал нам, что у покойного Н.В. Недоброво были документы, на основании коих он строил предположение, что у Тютчева был роман с какой-то великой княгиней. Семейное предание Тютчевых не подтверждает подобного домысла. Бумаги Н.В. Недоброво, материалы и заметки, собранные им для работы о Тютчеве, находятся в Рукопис<ном> отд<еле> б<ывшего> Пушкинского Дома в Ленинграде. В этих бумагах мы также не нашли документов, подтверждающих домысел Н.В. Недоброво. С другой стороны, Д.Д. Благой сообщил нам, что оригинал тютчевского стихотворения, находившийся в архиве Зимнего дворца, был помещен в пачке рукописей, принадлежавших императрице, жене Николая I, что, впрочем, не доказывает еще, что пьеса Тютчева относилась к императрице» (Чулков I . С. 396). См. отзыв о Великой княгине в дневнике и мемуарах А.Ф. Тютчевой (см. Тютчева А.Ф . При дворе двух императоров. Воспоминания. Дневник. 1853–1882. Тула, 1990. С. 150, 152–153).

    Датируется предположительно октябрем 1840 г.

    На это стихотворение отозвался В.Я. Брюсов (см. Изд. Маркса . С. XX–XXI). Считая, что оно адресовано В. кн. Марии Николаевне, он полагает, что Тютчев рассчитывал на ее поддержку в своих служебных делах - поэт хотел возвратиться на службу, и в последней строфе стихотворения Брюсов видел намек на личную судьбу Тютчева: «Пускай служить он не умеет / Боготворить умеет он…) (В.К .).

    Действительно, обоюдная приязнь с оттенком дружбы сохранилась между поэтом и дочерью русского императора и в дальнейшем. Упоминание о Марии Николаевне в письмах Тютчева среди имен представителей двора и высшего света встречается неоднократно. Известно, что при поступлении дочерей поэта Дарьи и Екатерины в Смольный институт в Петербурге одна из них стала пансионеркой цесаревны, а другая - В. кн. Марии Николаевны. С просьбами к ней Федор Иванович обращался и в дальнейшем, считая это для себя не слишком зазорным и объясняя, что это не стоит ему особенного труда, ибо он обращается к женщине (письмо Ф.И. Тютчева к Эрн. Ф. Тютчевой от 3.IX.1852. ЛН . Т. 97. Кн. 1. С. 521). Мария Николаевна способствовала и определению старшей дочери Тютчева Анны во фрейлины (см. письмо Тютчева к В. кн. Марии Николаевне от 31 августа 1852 г.).

    Слушать стихотворение Тютчева Живым сочувствием привета

    Темы соседних сочинений

    Картинка к сочинению анализ стихотворения Живым сочувствием привета