Анализ стихотворения «Пророк» Пушкина. «Пророк» А

Стихотворение "Пророк" было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в тысяча восемьсот двадцать шестом году, то есть практически сразу после трагичных событий в истории России, происходивших при восшествии Николая Первого на престол в тысяча восемьсот двадцать пятом году на Сенатской площади в Санкт- Петербурге.

Темой данного произведения является назначение и судьба поэта и поэзии в обществе. Александр Сергеевич описывает полумертвого путника, одинокого, с трудом перемещающегося по пустыне. Но вдруг, к нему спускается шестикрылый серафим, нарушая предшествующее спокойствие. Он уничтожает в путнике все человеческое: грешный язык, зеницы, сердце, уши; после чего, герой, "как труп лежит в пустыне".

Основной мыслью в произведении стала горькая миссия, тяжелая судьба пророка.

Пушкин использует следующие сравнения: "отверзлись вещие зеницы. как у испуганной царицы", "как труп в пустыне я лежал". Эпитеты: грешный язык, перстами легкими, шестикрылый серафим. Так же, огромную роль в этом стихотворении играют глаголы, например, "жечь", "вырвал".

"Пророк написан четырехстопным ямбом, использованы перекрестная и кольцевая рифмовки.

Лирический герой в данном произведении страдает, испытывает мучения, при чем не столько физические, сколько моральные. Неспроста он так изображен Пушкиным.

Автор хотел продемонстрировать читателю, что судьба творца тяжела и стать им тоже очень непросто. Лирический герой осознает, что он теперь является пророком, что он должен достучаться до сердца и разума людей, что на него возложена ответственная миссия. Он изображен своеобразным изгоем, измученным и одиноким, как и поэт в обществе.

Я думаю, стихотворение "Пророк" является определенным посланием Александра Сергеевича Пушкина будущим поколениям литераторов, до которых он хочет донести, что искусство ничтожно, когда его лишь используют для удовлетворения собственных амбиций. Оно должно не просто нести свет людям, но и просвещать их умы и души.

Стихотворение «Пророк» нельзя рассматривать в отрыве от исторических событий, потрясших в то время Россию. Написанное в 1826 году, меньше, чем через полмесяца после казни главных участников, зачинщиков восстания на Сенатской, оно является своеобразным ответом Александра Сергеевича Пушкина на декабристов, царскую власть и настроения в обществе в целом. В «Пророке», несмотря на явную растерянность, распространившуюся в то время по мыслящей, прогрессивной части дворянства, есть яростная сила и надежда — надежда на то, что словом удастся изменить многое, на то, что пророк — то есть, поэт, - способен повлиять на мировоззрение людей, зажечь их сердца.

Важно отметить, что «Пророк» - это некое подведение итогов знаменитой ссылки опального поэта, осмысление времени, проведенного в Михайловском. Во время написания Пушкин уже знал о ссылке и казнях, но собственная судьба оставалась для него загадкой. Несмотря на это, тревожные нотки в произведении почти не слышны — все заглушает мощный призыв к действию и осознание истиной миссии поэта: пророческого служения правде, и не земной, а «высшей» власти.

Главная тема стихотворения

В «Пророке» Пушкин формулирует свою поэтическую декларацию, принцип и смысл, которому будет следовать в течение всей жизни. Поэт, по утверждению Александра Сергеевича, это современный пророк, вестник Бога, который должен нести святую истину людям, неспособным познать ее самостоятельно. Именно назначение поэзии в целом и особая, неповторимая роль поэта — важнейшие темы данного произведения.

Художник ответственен перед Богом, и не перед кем больше — так понимает Пушкин поэтическое служение, проводя эту мысль и раскрывая ее на протяжении всего произведения. Именно Бог (или его посредник — ангел-серафим) является движущей силой, которая заставляет пророка-поэта преобразиться, прислушаться к раздающемуся гласу, прекратить жалкое существование и жить в соответствии со своим предназначением.

При этом Пушкин, конечно, понимает, что без жертв невозможно никакое служение, ни религиозное, ни поэтическое. Принимая дар, художник меняет себя — его уши наполняет шум и звон, язык грешный, мирской, вырывается, а на его месте появляется «жало мудрыя змеи», а вместо трепетного сердца в груди поэта теперь — незатухающий уголь. Такова плата за возможность слышать глас Божий и нести его в мир, и Пушкин принимает это условие.

Поэт для Пушкина — одновременно и избранник, и учитель, и провидец, который должен служить свободе и правде, не обращая внимания на тяготы и невзгоды, сопровождающие его, просвещать людей, нести им свет истиной мудрости. Обобщая это, можно сказать, что Пушкин признает для себя божественную природу поэзии.

Тема ответственности перед высшей властью особенно важна, поскольку Александр Сергеевич, едва отбывший одну ссылку, едет в столицу, не зная, известно ли о его связи с декабристами, и если известно, то насколько много. При этом в «Пророке» он декларирует готовность идти на жертвы ради правды, готовность говорить прямо и честно, невзирая на цензуру. В тот момент поэт уже отдавал себе отчет, что если он желает и дальше творить в соответствии со своими идеалами, всеобщего признания и лояльности власть предержащих ему не видать.

Структурный анализ стихотворения

Произведение написано в одическом стиле, немного сходном с библейским. Пушкин активно использует высокую лексику и архаизмы, добиваясь ритмической и фонетической схожести с религиозными текстами. Деление на строфы отсутствует, размер — четырехстопный ямб. В произведении много анафор, славянизмов, сравнений и метафор. Напряженную и одновременно с этим торжественную атмосферу поэт создает путем применения контрастов, как в мироощущении пророка, так и в неподвижности, чередующейся с призывом действовать. Призывом же автор заканчивает свою лирическую декларацию.

«Пророк» - произведение, значение которого в литературном наследии Пушкина трудно переоценить. Это веха, знаменующая переломный момент в развитии поэта, важный этап его эволюции. Именно Александр Сергеевич дерзнул впервые в русской литературе вознести поэта так высоко, сравнить его с религиозным пророком, обозначить особую, святую роль поэтов в России.

«Пророк» - хрестоматийное стихотворение, которое демонстрирует филигранный стиль поэта, его умение вкладывать идею в метафоричные образы. Стихотворение изучают в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Пророк» по плану.

Краткий анализ

История создания – произведение было создано в 1826 г., в имении Михайлово после того, как поэт узнал о казни своих друзей-декабристов.

Тема стихотворения – происхождение и предназначение поэта.

Композиция – По смыслу стихотворение можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, в стихотворении использовано все виды рифмовки.

Метафоры - «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей».

Эпитеты «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый».

Сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

История создания

История создания произведения связана с печальным событием - расстрелом друзей Пушкина, которые были участниками декабристского движения. Под впечатлением горькой потери в 1826 г. был написан «Пророк». Видимо, те, кому посвящено произведение, ассоциировались у автора с пророками.

Тема

В стихотворении поднимается вечная философская проблема предназначения поэта и поэтического творчества. Исследователи утверждают, что источниками для ее раскрытия стали шестая глава книги пророка Исайи и Коран. Пушкин оперся лишь на некоторые детали из священных книг, отсылки к конкретному сюжету мы не найдем.

В центре стихотворения лирический герой. Этот образ сложный, так как в нем воплотился поэт-пророк и сам автор. Герой рассказывает, как он блуждал по пустыне, где встретился с ангелом. « Шестикрылый серафим » оказался посланником Бога. Он превратил человека в пророка.

Начал он с глаз. Через легкое прикосновения к ним главный герой получил дар видеть то, что не скрыто от простых очей. После прикосновения Божественного посланца к ушам, мужчина услышал голоса неба, птиц, подводных «гадов» и растений. Язык был заменен на змеиное жало. И это не удивительно, ведь оно традиционно символизирует мудрость. Наконец, дело дошло до сердца. В Пушкинском понимании, у пророка вместо него пылающий уголь.

После перевоплощения герой чувствовал себя трупом, но к жизни его вернул голос Бога. Он призвал восстать и идти к людям, чтобы доносить им вечные истины. То, что под образом пророка скрывается поэт, становится понятно в последней строчке: « Глаголом жги сердца людей ».

Таким образом, Пушкин по-своему интерпретировал традиционную для литературы тему. Настоящий мастер слова должен, по его мнению, слышать и видеть все, что происходит на земле, на небе и под водой. Но и такого восприятия для него недостаточно - нужно уметь пропускать все сквозь пламенное сердце и доносить людям без «празднословных и лукавых » слов. Только в таком случае можно называть себя пророком.

Композиция

Композиция стихотворения несложная. По смыслу его можно разделить на две части: рассказ о том, как серафим превратил человека в поэта-пророка, обращение ангела к своему творению. На строфы произведение не делится, его строчки сплетаются между собой замысловатой рифмовкой. Из-за особенностей сюжета в монолог лирического героя автор вписывает прямую речь.

Жанр

Средства выразительности

Чтобы создать образ пророка, раскрыть заявленную тему и реализовать идею, автор использует средства выразительности. В них четко проявляется библейская составляющая. Преобладают в стихотворении метафоры : «духовной жаждою томим», «внял я неба содроганье», «он к устам моим приник и вырвал грешный мой язык», «угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул», «глаголом жги сердца людей». Также в тексте есть эпитеты - «шестикрылый серафим», «горный полет», «дольняя лоза», «грешный язык», язык «празднословный и лукавый» , сравнения - «персты легкие как сон», «отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы», «как труп в пустыне я лежал».

Система образов определяет особенности лексического состава стихов, поэтому в них много церковной и старославянской лексики: серафим, десница, глас, Бог, пророк, виждь, внемли.

Ссылка в Михайловское в 1824 году стала для поэта тяжелым испытанием. Он не мог видеться с друзьями и провел в Михайловском два года уединенной жизни. Именно в это время он написал замечательные произведения, в числе которых был и «Пророк», созданный поэтом после известия о казни декабристов.

История написания

Несколько месяцев Пушкин ждал от императора решения своей судьбы. И, когда фельдъегерь неожиданно увозил его из Михайловского, поэт успел захватить антиправительственное сочинение, которое привез в Москву. Собираясь в Кремлевский дворец, в случае неблагоприятного исхода, поэт хотел вручить Николаю I это стихотворение. Но благосклонный прием императора заставил его забыть о своем намерении.

Изначально стихотворение в списке 1827 года значилось как «Великой скорбию томим». Заглавие «Пророк» сочинение Пушкина получило при публикации в «Московском вестнике» в 1828 году. Как станет видно из анализа, стих «Пророк» Пушкина - это глубокие переживания самого поэта, когда жизнь поставила его перед необходимостью выбора своего предназначения, а не просто стилизация Библии или Корана. По словам самого поэта, стихотворение воплощает образ истинного поэта и его высшее призвание.

Очевидна соотнесенность стихотворения с Кораном, где Магомеду явился архангел Гавриил и очистил сердце пророка от скверны, вынув его и наполнив знанием, верой и пророческим светом. Некоторые пушкинисты утверждают, что в основу стихотворения лег сюжет книги пророка Исайи. Ясно одно, что поэта сильно потрясла жестокая расправа над участниками восстания, из которых сто двадцать человек были сосланы в Сибирь, а пять человек повешены, в их числе были близкие друзья поэта Рылеев и Пестель. Казнь состоялась 13 июля, а стихотворение появилось 24 числа того же месяца.

Посланник небес

Начиная анализ «Пророка» Пушкина, отметим, что первые строки стихотворения описывают одинокого полумертвого путника, который «влачился в пустыне». Затем ему явился спасающий «шестикрылый серафим», который преображает путника, очищая от всего человеческого: «отверзлись зеницы», уши «наполнил шум и звон». Посланник небес «вырвал грешный язык» путника и вложил в замерзшие уста «жало мудрыя змеи», вынул из груди «сердце трепетное» и вместо него вонзил «угль пылающий». Страдания не прошли бесследно для простого смертного, и он лежал «как труп в пустыне», пока глас бога не воззвал: «Восстань, пророк».

Дальнейший анализ «Пророка» Пушкина показывает, что у произведения две темы: преображение поэта и миссия пророка. Автора настолько переполняют эмоции, что он верит, что пришедший на землю пророк и накажет за неоправданно жестокую расправу с декабристами, в частности правительство. Пушкин выражает переполнявшие его чувства в косвенной форме, высказать их напрямую мешает возможное разоблачение и наказание за сообщничество с декабристами.

Манифест настоящего поэта

Продолжая анализ стихотворения Пушкина «Пророк», мы видим, что поэт использует много контрастности: «как труп», «в пустыне мрачной», «грешный язык». Чтобы показать единство происходящего, поэт применяет повторы союза «и» в начале строк. Он использует сравнения, чтобы яснее показать различные образы: «лёгкими, как сон», «как у орлицы», «как труп». «Внемли», «персты», «горний», «зеницы» - церковнославянизмы, которые автор использует в своем произведении, говорят о том, что при написании он опирался на Святое Писание. Но наполнил ее философским смыслом и превратил произведение в манифест о предназначении поэта.

Пушкин и раньше поднимал эту тему в своих сочинениях, используя образы античной мифологии, но не было произведения, сравнимого по силе эмоционального воздействия с «Пророком». Написано произведение в одическом жанре и поражает яркостью образов и торжественностью стиля. Читатель невольно ассоциирует автора с героем, поскольку монолог в произведении ведется от первого лица. Некоторые современники даже обвинили поэта в том, что тот возомнил себя «избранником». Анализ «Пророка» Пушкина показывает, что автор всего лишь декларировал программу настоящего поэта.

Часто встречающиеся шипящие звуки создают атмосферу мучительного страдания, и размер стихотворения - четырехстопный ямб - также делает произведение мучительно-медлительным. Автор использует все виды рифмовки, но это говорит о том, что поэт на это не особо обращает внимание, и занимает его по большей части само стихотворение. Целью последнего было запечатлеть трудный процесс перерождения из простого смертного в пророка, глашатая истины, исполняющего волю Бога, пославшего его.

Композиция произведения

Процесс превращения написан в виде монолога, что видно из сравнительного анализа «Пророка». И Пушкин это преображение разделил в стихотворении на три части.

В первой части путник, «духовной жаждою» томимый, влачится в «пустыне мрачной». Он находится в творческом поиске, но встречается с шестикрылым серафимом «на перепутье», в пустыне, где нет дорог. Понятно, что «перепутье» - это символ, выбор, у которого оказался герой. Встреча с серафимом говорит о многом - он является Божьим посланником, и Пушкин подчеркивает этим значимость поэта, его избрание для важной миссии.

Вторая часть произведения рассказывает о перерождении героя. Оно происходит поэтапно, первая ступень - в результате простого прикосновения путник открывает глаза и приобретает чуткий слух. Но следующие превращения не так безболезненны. Для настоящего поэта мало видеть глубже и слышать тоньше обычного человека. Для поэта не годится «празднословный» и «грешный» язык, чтобы выражать мудрость, его следует поменять на «жало» мудрого змея.

Но просто «жалящим» словом не создать высокого искусства. Без горячего сердца холодны и талант, и наблюдательность. Поэтому серафим вонзает в грудь путника «угль, пылающий огнем». Преобразившийся поэт достоин нести свет истины. В стихотворении Пушкина арсенал художественных средств необычайно широк:

  • метафоры - «глаголом жги», «неба содроганье»;
  • эпитеты - «духовная жажда», «язык празднословный»;
  • сравнения - «как труп», «как сон».

Завершая анализ «Пророка» Пушкина, хотелось бы отметить, что кульминацией превращения стала драматическая замена сердца горящим углем и языка жалом змеи. Затем, из третьей части, видно, что такие преображения не прошли бесследно - поэт лежит «как труп». Но Божий глас к нему взывает «восстань» и сообщает свою волю - иди и «жги сердца людей» словом. Так, используя библейскую историю, Пушкин четко доносит главную идею произведения: подлинное призвание поэта в том, чтобы, подобно пророку, словом «жечь сердца людей».

Это стихотворение было написано Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году. На процесс его создания повлияло крайне неприятное событие – арест восставших декабристов. Большинство из них были друзьями поэта, поэтому их задержание и последующее наказание очень его огорчили. Под влиянием смешанных и бурных чувств несправедливости и обиды, Пушкин пишет это стихотворение. Неудивительно, что оно получилось довольно зловещим и мрачным.

В стихотворении описывается человек, идущий один по пустыне. Как вдруг его одиночество нарушает шестикрылый серафим. Он очищает путника с помощью физического страдания, даже вырывает язык и рассекает мечом грудь, показывая, что у людей грехи накоплены везде. Еще серафим вставляет человеку вместо вырванного сердца пылающий огнем уголь. Для путника эти мучения не прошли даром. Он лежал подобно трупу в пустыне, но внезапно голос с небес воззвал к нему. Бог объявил его пророком и отправил наказывать остальных людей за их грехи.

Пушкин употребляет в произведении много устаревших церковных слов, дабы уподобить его некой древней легенде. Надо отметить, что ему это удалось.

Поэт преподносит в этом стихотворении жестокую правду о том, что нет безгрешных. Что даже пророк, которого избрал сам Господь, в прошлом был самым обычным земным человеком. Шестикрылый серафим очистил каждый участок его тела, прежде чем путник возвысился над остальными людьми.

Миссия пророка заключается в том, чтобы наказать виновных и грешных.

Автор держит обиду на правительство, которое подвергло страданиям его большинство его друзей, бывших декабристов. Их убили или сослали в Сибирь. Александр Сергеевич верит, что это было совершенно неоправданно и несправедливо и что невиновные люди будут отмщены пророком.

Анализ стихотворения Пушкина Пророк

Стихотворение «Пророк» является своеобразной авторской интерпретацией Библии. А.С Пушкин затрагивает в своем произведении не только тему идеализации поэта, он выносит идею божественного призвания поэта-пророка. Несмотря на то, что автор в своем стихотворении ссылается на сюжет из VI главы книги пророка Исайи, не сложно обнаружить огромный философский подтекст. Ведь в 1826 году после восстания декабристов поэт потерял много друзей. Одни подверглись расстрелу, другие были сосланы в ссылку.

Это стихотворение, написанное в жанре оды, является неким завуалированным ответом правительству на его жестокие деяния. Анализ «Пророка» позволяет обозначить лирического героя, который был наделен Богом особой властью избранного. Бог дает ему возможность наказывать тех людей, которые поступают жестоко и подло. Благодаря этому лирический герой не чувствует себя уязвимым и слабым. Основной темой стихотворения является не только сложная миссия, которая возложена на пророка. Это так же и вера. Вера в то, что однажды появится человек, который сможет наказать тех, кто сеет беззаконие.

Произведение, безусловно, очень тонко передает настроение автора - боль от потери близких друзей и протест.

Анализ стихотворения Пророк Пушкина для 9 класса

Данное стихотворение было написано в тысяча восемьсот двадцать шестом году и представляет собой мнение Пушкина на призвание поэта и его обязанности.

Конечно, главная мысль стихотворения - затронуть тему поэта и поэзии. Поэт представляется неким пророком, а его работа в поэзии - легендой.

Пушкин в своем стихотворении "Пророк" ясно и четко описал, какими качествами должен обладать поэт, чем должен отличаться от обычного человека. Описывая это, Пушкин делает акцент на библейскую мифологию.

По мнению Пушкина, у поэта должна быт цель, ради которой он должен творить, которая дополняет и придает смысл его работам. Но кроме этого, поэт должен передавать действительность, описывать жизнь без маски, даже самые суровые и жестокие моменты жизни передавать такими, как они есть.

В то время, когда был написано стихотворение, были наказаны многие декабристы. Поэтому в стихотворении "Пророк" можно найти и отсылки к этому моменту.

Затрагивать словом и строкой душу людей - несомненно главное предназначение поэта, не быт лояльным к проблемам общества и мира.

Александр Сергеевич Пушкин в своем произведении использует следующие выразительные средства для передачи смысла, который заложил в стихотворении "Пророк":

Первое, это конечно, метафоры. Например, "глаголом жги сердца людей". Далее эпитеты и перифраз. Если еще глубже рассматривать данное стихотворение Пушкина, то можно назвать его монологом. Поэтому виден ораторский стиль.

Рассматривая стихотворение в более широком свете, то можно сказать "Пророк" занимает культовое место. В сложный период для России Пушкин не побоялся изобразить в своем творении правоту декабристов (и их взглядов), которые были казнены.

В стихотворении читатель может заметить то, как поэт меняется со временем. Сначала поэт ничем не отличается от других, а в конце, после встречи с посланником, преобразовывается, находит новый смысл для себя и понимает для чего нужно творить.

В заключении можно сказать, что данное стихотворение поднимает проблему предназначения поэта и поэзии, которое заключается в том, чтобы донести до других людей только правду и истинный смысл, не боясь последствии. Поэт должен интересоваться событиями и в своих произведениях не должен передавать лож.

Поэт отличается от обычного человека тем, что своим пером может изменить мир и донести до других правильное понимание происходящего.