Анализ Стихотворения «Поэт» Лермонтова.

Стихотворение «Поэт»

(«Когда Рафаэль вдохновенный…»).

Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Поэт» («Когда Рафаэль вдохновенный…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1828 году, во время обуче­ния поэта в пансионе при Московском университете. В этом сти­хотворении поэт сопоставлен с Рафаэлем, упавшим перед своим творением. К образу этого художника часто обращались немец­кие и русские романтики. Непосредственным же источником стихотворения стала, согласно версии исследователей, новелла «Видение Рафаэля», с которой, очевидно, был знаком юный поэт. Новелла рассказывает о том, как долго и безуспешно художник пытался создать образ Мадонны. Все варианты не удовлетворя­ли Рафаэля. Написать картину он смог лишь тогда, когда ему воочию явилась Богородица. Эта легенда разрабатывалась и в стихотворениях других поэтов в пансионе («Видение Рафаэля» Н. Калачевского, «Поэт» И. Грузинова).

Композиция стихотворения основана на сопоставлении двух процессов творчества — искусства художника и минут поэтичес­кого вдохновения. Произведение делится на две части. Первая часть — описание труда художника, его религиозного экстаза. Однако этот «порыв чудесный» не может длиться вечно:

Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой,

И утомленный и немой,

Он забывал огонь небесный.

Таково же и мироощущение поэта. Оно раскрывается во вто­рой части стихотворения. Священные минуты вдохновения — это «райский сон». Но вот наступает пробужденье, и «хладеет жар ланит», утихает сердечное волненье, наконец, сам призрак, посетивший героя, покидает его. Образ поэта — это идейный центр всего стихотворения. Основная идея произведения — пол­ное воплощение души художника в акте творчества.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт ис­пользует различные средства художественной выразительности: эпитеты: («Рафаэль вдохновенный», «лик священный», «порыв чудесный»), инверсию («Пречистой девы лик священный»), ме­тафору («пером своим прольет Всю душу..»), формы и выраже­ния, принадлежащие высокому стилю («в груди его младой», «зву­ком громкой лиры», «хладеет жар ланит»).

Данное произведение мы можем рассматривать в контексте лирических размышлений поэта о процессе творчества — сти­хотворений «Есть речи значенье…», «Смерть поэта», «Журналист, читатель и писатель», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Пророк».

В стихотворении “Поэт” (“Когда Рафаэль вдохновенный”, 1828), одном из первых стихотворений Лермонтова, поэт сравнивается с художником, который, восхищенный своим искусством, “перед картиною упал”.

Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал, --
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой
Он забывал огонь небесный.
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет, и в тишине
Поет, забывшись в райском сне, Вас, вас!
Души его кумиры! И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Но долго, долго ум хранит
Первоначальны впечатленья.

Оле́г Никола́евич Ефре́мов (1 октября 1927, Москва, - 24 мая 2000, там же) - советский и российский театральный режиссёр, актёр, педагог и театральный деятель. Народный артист СССР.
Олег Ефремов - создатель театра «Современник», в 1956-1970 годах был его художественным руководителем; с 1970 года возглавлял МХАТ СССР им. Горького, а после его раздела в 1987 году - МХТ им. Чехова.
Один из выдающихся театральных режиссёров своего времени, Олег Ефремов всегда оставался и актёром.

Михаи́л Ю́рьевич Ле́рмонтов (3 октября 1814, Москва - 15 июля 1841, Пятигорск) - русский поэт, прозаик, драматург, художник. Творчество Лермонтова, в котором удачно сочетаются гражданские, философские и личные мотивы, отвечавшее насущным потребностям духовной жизни русского общества, ознаменовало собой новый расцвет русской литературы. Оно оказало большое влияние на виднейших русских писателей и поэтов XIX и XX вв. Драматургия Лермонтова имела огромное влияние на развитие театрального искусства. Произведения Лермонтова получили большой отклик в живописи, театре, кинематографе. Его стихи стали подлинной кладезью для оперного, симфонического и романсного творчества, многие из них стали народными песнями.

«Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный…)» Михаил Лермонтов

Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал,-
Своим искусством восхищенный
Он пред картиною упал!
Но скоро сей порыв чудесный
Слабел в груди его младой,
И утомленный и немой,
Он забывал огонь небесный.

Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет и в тишине
Поет, забывшись в райском сне,
Вас, вас! души его кумиры!
И вдруг хладеет жар ланит,
Его сердечные волненья
Все тише, и призрак бежит!
Но долго, долго он хранит
Первоначальны впечатленья.

Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт»

Стихотворение «Поэт (Когда Рафаэль вдохновенный…)» датируется 1828 годом. Предположительно, оно стало результатом поэтических упражнений, которыми юный Михаил Юрьевич Лермонтов занимался в литературном кружке при Московском университетском благородном пансионе. Такой вывод делают исследователи творчества поэта на основе этого и других сохранившихся стихотворений воспитанников кружка.

Важно указать, что на момент создания произведения Михаилу Юрьевичу было всего 14 лет. Однако уже в столь молодом возрасте его поэтический гений мог соперничать по силе не только с талантами современников, но и представителей предшествующего поколения. Но, как читатель может почувствовать из строк «Поэта», Лермонтов предпочитал не соревноваться, а учиться у великих стихотворцев прошлого.

В частности, мы можем проследить в этом произведении влияние поэзии Гавриила Романовича Державина на художественный стиль и слог юного Лермонтова. Уже в первой строфе стихотворения «Поэт» это проявляется в использовании витиеватых эпитетов, в состав которых входят прилагательные с изменённым ударением (к примеру, «восхищенный», «утомленный»):
Когда Рафаэль вдохновенный
Пречистой девы лик священный
Живою кистью окончал, -
Своим искусством восхищенный,
Он пред картиною упал!

Аналогично произведениям предшественников, «Поэт» изобилует цветистыми эпитетами: «в райском сне», «живою кистью», «порыв чудесный», «сердечные волненья».

В духе «высокого штиля», популярного в конце XVIII века, Михаил Юрьевич использует в своих литературных упражнениях гордые метафоры. Он называет вдохновение «огонь небесный», поэтический дар – «звук громкой лиры». Нередки в строках устаревшие выражения «грудь младая», «хладеет жар ланит». Подобно Державину поэт сокращает слова, если это необходимо для рифмы: «первоначальны впечатленья»; меняет ударение в слове («призрак бежит»).

Пафос стихотворения поддерживается с помощью эмоциональных восклицаний: «Вас, вас! души его кумиры!»

Восхищение и трепет усиливаются благодаря использованию повторов: «Но долго, долго ум хранит…»

Есть и отличия стихотворения от работ литераторов прошедшей эпохи. Если тот же Державин предпочитал стройные четверостишия, то Михаил Юрьевич не стесняется экспериментировать с формой стихов. «Поэт» состоит из двух строф, причём первая насчитывает 9 строк, а вторая – 11. Рифму можно представить в виде следующей схемы – aabab cddc eefggf hihhi. Размер – традиционный четырёхстопный ямб.

Таким образом, на примере этого стихотворения мы можем наблюдать преемственность поколений творцов и проявление свежей мысли в поэзии.