Анализ стихотворения Николая Заболоцкого «Не позволяй душе лениться. Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться Художественные особенности произведения не позволяй душе

КГУ «Школа- гимназия №43 имени Кумаша Нургалиева»

акимата города Усть-Каменогорск.

учитель русского языка и литературы

Кауменова Гуляим Мухтарбековна

Русская литература 8 класс

Тема: Труд души по стихотворению Н.А. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться»

Тип урока:

Цели урока:

    Обучающая – применение имеющихся у учеников знаний принципов анализа стихотворного художественного произведения в единстве содержания и формы для выявления авторской позиции Н. А. Заболоцкого.

    Развивающая – развитие умений анализировать, выделять главное, обосновывать свои суждения.

    Воспитательная – формирование собственной нравственной позиции.

Тип урока: Урок-проект по лирике Н.Заболоцкого

Оборудование: Портрет Н.Заболоцкого, сборники стихов Н.Заболоцкого, итоговые работы каждой группы: исследовательские работы, интерактивная доска , постеры, карточки, презентации.

Ход урока – проекта

I Мотивация.

Вступительное слово учителя.

Преданность своему делу была характерной чертой Н. Заболоцкого, и, несмотря на трудную жизнь и неблагоприятные условия для развития и проявления его таланта, он сумел вписать новое, весомое слово в русскую поэзию. Его литературное наследие сравнительно невелико – оно включает томик стихотворений и поэм, несколько томов поэтических переводов, произведения для детей, немногочисленные статьи и заметки о литературе. И за каждой его строкой встаёт образ сдержанного, не терпящего никакой позы, требовательного к себе, верного своим убеждениям, немного ироничного, проникновенного человека. А тем, кто пристальнее вглядится в личность Заболоцкого и вчитается в строки его стихотворений, откроется упорная работа мысли, преодоление страданий и сомнений, скрытая игра страстей и вдохновения.

Мы с вами провели большую предварительную работу. При подготовке к уроку работали две отдельные группы. И сегодня вы поделитесь своими мыслями и выводами, к которым пришли в ходе исследования жизни и творчества поэта.

Цели проектов:

1. Изучить основные вехи биографии Н.А.Заболоцкого; дать обзор его поэзии, остановившись на главных темах творчества.

Выявить в творчестве поэта традиции русской классической поэзии; совершенствовать навык анализа лирического произведения, обобщения накопленных наблюдений над стилем и другими особенностями сравниваемых текстов.

2. Формировать у учащихся умения и навыки исследовательской деятельности с использованием материалов литературных источников; учить осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Осознать и оценить красоту и значимость поэтического дара Н.Заболоцкого; обратить внимание на мысль об ответственности каждого за сотворение в себе человеческого; о необходимости утверждения идеалов красоты, чести, совести.

В процессе работы над проектом были созданы группы учащихся по разным направлениям.

Группа 1.

Изучить основные вехи биографии поэта, дать обзор поэзии, используя различные источники.

Найти высказывания писателей и современников о личности и творчестве Н.Заболоцкого.

Группа 2.

Исследуя творчество поэта, представить в письменном виде исследовательскую работу по данному вопросу

Сообщение группы 1.

Жизненный путь Н. Заболоцкого (презентация)

Сообщение группы 2.

Творческий путь Н. Заболоцкого (презентация)

Слово учителя: Николай Алексеевич жил и творил в первой половине прошлого века. Мы живем в век научно-технического прогресса. Повезло нам? Безусловно, да. Сотовые телефоны, электронная почта, компьютеры и т.п. Живых собак заменяют роботы- собаки. В Японии одинокие люди покупают себе робота – друга, с которым можно сыграть в шахматы, излить душу, а если надоест, можно отключить и поставить в уголок. С одной стороны, вроде бы и неплохо, человек не одинок, но с другой, может ли робот заменить общение с живым человеком? Что отличает живого человека от робота? (Душа)

Душа… А что такое душа? Великие умы человечества бились над этим вопросом. Давайте и мы внесем свой вклад. Какие слова притягиваются к слову “душа” и создают его окружение? Возможно, это будут не только слова, но и звуки, жесты, цвета.

2) Индивидуальная работа.

3) Проверка результатов. Запись ассоциаций на доску.

4) Работа со значением слова.

Сделайте попытку сформулировать, что такое душа, используя те слова, которые мне удалось записать на доске.

Составляется одно общее определение.

5) Чтение работ. Группа предлагает свое определение.

Чтение учителем своего “определения” или подобранных.

А) Душа – поле борьбы добра и зла. (Л.Н. Толстой)
Б) Душа – внутренний, психологический мир человека, его сознание. (С.И.Ожегов. Толковый словарь русского языка)
В) Душа – это человек.

6) Работа со словом.

Учитель. Внутренний мир человека. Что может происходить в душе каждого из нас? Попытайтесь с помощью глаголов описать состояние души (по 2-3 глагола в каждый столбик)

Для работы предлагается заполнить два столбика: первый со знаком “+”, второй со знаком “-”.

радуется

страдает

ликует

тревожится

7) Чтение глаголов и их запись на доске.

Учитель. Я позволю себе добавить в каждый столбик по одному слову. В первый “трудится”, во второй “ленится”. Первое слово помогает нам самосовершенствоваться, а второе приближает нас к бездушным роботам. Сегодня мы поговорим с вами об этих состояниях души.

Учитель. Известный поэт Николай Алексеевич Заболоцкий тоже размышлял, как и вы, над словом “душа”. У него есть стихотворение “Не позволяй душе лениться”. С ним мы и будем работать в нашей мастерской. Почему, на ваш взгляд, “нельзя позволять душе лениться”? (до знакомства со стихотворением)

Не позволяй душе лениться”. Читает подготовленный ученик.

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай её за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

    К кому обращено это стихотворение? (Не только к читателям, но и к себе самому. Писал его уже смертельно больной человек, подводящий итоги своего жизненного пути и размышляющий об огромном смысле человеческого существования на земле).

    В чем же заключается этот смысл для Заболоцкого? (В неустанном труде души). Как вы понимаете выражение “труд души”? (Воспитание в себе неравнодушия к страданию ближних, не примиряться с подлостью, несправедливостью, нечестностью). Запись в тетрадь: “Не позволяй душе лениться”.

Учитель . А теперь приступим к работе в группах. У каждой группы есть задание, выполнять их вы будете вместе, обсуждая между собой. Каждая группа должна будет представить свой вариант ответа. Отвечать может один человек или несколько, все зависит от того, как вы решите представить ваш ответ. Итак, пусть ваша душа потрудится.

    Задания для групп:

1 группа

    1) 1 строфа “чтоб в ступе воду не толочь”.

    2) 2 строфа “тащи с этапа на этап”, “ пустырь”, “бурелом”, “ухаб”.

    3) Найдите в тексте глаголы в повелительном наклонении. Перечислите их. Почему их так много?

2 группа

    Объясните значение слов и выражений.

    1) 3 строфа “держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды”

    2) 4 строфа “дать поблажку”, “последнюю рубашку сорвет”.

    3) Обратите внимание на то, какие знаки препинания преобладают в стихотворении. Как вы думаете, какова их роль в тексте?

Выступления групп.

    Задание. О чем это стихотворение?

    Какое настроение вызывает? С помощью каких средств создается это настроение?

    О чем заставляет задуматься стихотворение? К чему призывает автор?

    Какие мысли посетили вас после прочтения стихотворения?

Задание. Если бы вас попросили нарисовать иллюстрацию к этому стихотворению, что бы вы изобразили? Какие бы краски использовали? Какие образы и картины возникают в вашем воображении?

    В группах ученики работают над постерами.

    Защита постеров

Итоги урока:

    Почему автор считает труд души необходимостью? (Ответ в предпоследней строфе: иначе ты перестанешь быть человеком, именно наличие души делает нас людьми. Чтоб не стать людьми с “холодными мертвыми лицами”, необходим этот постоянный, тяжелый внутренний труд).

    Какой прием лежит в основе стихотворения? (олицетворение).

    Какие еще приемы использованы автором? (фразеологические обороты, повторы).

    Какова роль последней строфы? (она является своеобразным итогом, заключением). Как построены две первые строфы? (на антитезе). Как ее понимать? (Душа – главное в человеке, растишь в себе душу, как ребенка, но рост этот возможен только путем неустанного труда, иначе душа умрет).

    Сравните первую и последнюю строфы. Как называется такая композиция? (Кольцевая). В чем ее функция? (подчеркнуть идею стихотворения

Даже вопреки трагическим обстоятельствам жизни человек у Заболоцкого поднимается, если он сохранил “душу живу”.

III Рефлексия

Учитель. Итак, ребята, ваша глубокая исследовательская работа помогла раскрыть ясность и гармоничность одного из самых загадочных поэтов XX века. Вы прекрасно потрудились, научились осуществлять отбор необходимой информации, строить гипотезы, обобщать, делать выводы. Всю это вы выполняли в процессе сотрудничества, в коллективной работе. И теперь, я думаю, пришёл момент, когда вы можете проявить себя каждый индивидуально.

Домашнее задание . 1. Стихотворение Н.А.Заболоцкого выучить наизусть.

2. Написать по желанию сочинение на тему «Труд души».

«Не позволяй душе лениться…» Николай Заболоцкий

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Анализ стихотворения Заболоцкого «Не позволяй душе лениться…»

Произведение появилось в 1958 г., за несколько месяцев до кончины автора. Стихотворный текст, являющийся поэтическим напутствием, отличается взыскательностью позиции лирического субъекта: самовоспитание декларируется как необходимость, непременное условие гармоничного существования.

В идейной системе произведения самостоятельный статус получает олицетворенный образ души. Он наделен конкретными характеристиками: склонная к лени, душа предпочитает безделье честному труду.

Зачин открывается афористичным обращением к адресату. Поэт призывает лирическое «ты» строго и взыскательно относиться к собственной духовной жизни: постоянный труд и самоконтроль - надежный способ обеспечить рост личности.

Во второй строфе получает развитие мотив дороги. Его появление предваряет авторская мысль о непрерывной работе, упорном и энергичном движении вперед. Метафорический путь, ожидающий душу, труден, длителен, полон препятствий. Эти особенности подчеркиваются при помощи комплекса однородных обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

Под неусыпным контролем, без поблажек и снисхождения - таково правильное отношение к душе, коварной «лентяйке». В четвертом катрене череда наставлений сменяется предостережением: если поддаться минутной слабости и смягчить строгие требования, душа безжалостно воспользуется временной уступкой, обратив ее против человека.

В финальном эпизоде сообщается о разнообразии портретов и ролей, исполняемых душой. Это обстоятельство не снимает жестких обязательств, заявленных в предыдущих строфах.

Стихотворение завершается анафорой. С ее помощью обрамляется композиция, а также подчеркивается мысль о динамике духовного бытия как непременном условии гармонии.

Моделируя картину взаимоотношений человека со своим внутренним миром, поэт широко использует идиомы: в текст включены четыре устойчивых речевых оборота, которые способствуют созданию естественной атмосферы задушевной беседы, окрашивают лирический сюжет в натуральные тона. Эффект дополняют примеры употребления лексем, относящихся к разговорному стилю: наречие «по-человечьи», жаргонное слово «этап».

Заболоцкий вошел в русскую литературу в начале 30-х годов и стал известен как поэт-философ, поэт-гуманист. В то время наиболее популярной становится тема труда и индустриализации. Появляются новые приемы стихосложения, новые жанры и направления.

Главное место занимают агитационные стихотворения, произведения, воздающие славу народному труду. Страна была одной большой стройкой, народ нуждался в поддержке со стороны писателей и поэтов. Писались песни для поднятия трудового духа населения, было сочинено множество патриотических произведений.

Писатель

Хоть и старался идти «в ногу со временем», но все же его стихотворения отличались тем, что в них имелся глубокий смысл, они заставляли задуматься, а в некоторых из его произведений есть и некая романтическая нотка, хотя эта тема во времена 20-30-х годов была отодвинута на второй план.

Стихотворение «Не позволяй душе лениться» – одно из самых известных произведений этого поэта. Главной мыслью Заболоцкого в этом стихотворении является то, что душа человека обязана беспрерывно трудиться. Он был уверен, что мир должен постоянно совершенствоваться, переходить на более высокие уровни. И самой

Большой ошибкой является бездействие, лень и празднество души.

Сутью каждого человека является постоянная борьба лени и труда, и если «дать душе поблажку», остановиться в своем развитии хотя бы на миг, то «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет». Поэт полагал, что человек может развиваться только в труде. Его понятие «труд» – это не обязательно физическая работа, это может быть работа умственная или душевная. Главное, чтобы духовный мир человека постоянно пополнялся, шла постоянная борьба с несовершенством.

Только от самого человека зависит, какой будет его душа – будет она рабой или царицей, работницей или дочерью. И если остановиться в саморазвитии, заниматься бессмысленной работой – толочь воду в ступе, то можно скатиться вниз и никогда уже не взять вверх над своей ленью.

И вот прошло столько лет, наступил век высоких технологий, но стихотворение Заболоцкого до сих пор актуально и навсегда таким останется, ведь если человечество остановится в своем развитии, оно будет обречено на печальную судьбу.

Философская лирика занимает в творчестве Н. Заболоцкого почетное место. Стихотворение, о котором пойдет речь в статье, изучается в 7 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Не позволяй душе лениться» по плану.

Краткий анализ

История создания – было написано в 1958 г. незадолго до смерти поэта.

Тема стихотворения – «взаимоотношения» человека и его души, совет молодому поколению.

Композиция – Произведение не делится на части, все его строки - продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!» . Формально стихотворение состоит из шести катренов.

Жанр – послание.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры «душа обязана трудиться» , «гони ее от дома к дому» , «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле».

Эпитеты «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи».

История создания

Анализируемое стихотворение относится к позднему периоду творчества Н. Заболоцкого. Поэт написал его в 1958 году, а спустя несколько месяцев покинул этот мир. Кажется, что он предчувствовал свою смерть, поэтому поспешил дать напутствия своим потомкам. Сам автор тоже придерживался своего совета. Он проводил много времени с пером и блокнотом. В литературе Н. Заболоцкий известен не только как поэт, но и как переводчик.

Тема

Центральные темы произведения - «взаимоотношения» человека и души, совет потомкам. Система образов несложная - лирический герой и душа. Лирический герой обращается к читателям, утверждая, что нельзя позволять своей душе лениться. Иначе невозможно развиваться, двигаться вперед. Лирическое «Я» сливается с автором, выражая его мысли.

Постепенно авторское внимание переключается на душу. Ее, по мнению лирического героя, нельзя жалеть, выбирая легкий путь. Нужно гнать, тащить ее по ухабам, через сугробы и буреломы. Человек должен стать властелином своего «внутреннего «Я», чтобы его душа не позволяла себе долго нежиться в постели.

Некоторые напутствия Н. Заболоцкого резковаты: « Держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Тем не менее, поэт убедительно аргументирует свою позицию. Он считает, что если делать поблажки душе, то она приведет к бедности. Чтобы этого не допустить, неизведанную субстанцию нужно «учить и мучить дотемна» . Очень важно, чтобы она жила «по-человечьи» . Этим наречием, автор видимо умение поступать по совести. Таким образом, в произведении поднимается проблема моральности.

В последних стихах автор подводит черту под сказанным. Он понимает, что душа - противоречивое понятие, ведь является для человека «рабыней и царицей», «работницей и дочерью» одновременно. Однако это не меняет того, что «она обязана трудиться и день и ночь» .

Композиция

Композиция анализируемого стихотворения простая. Оно не делится на части, все его строки - продолжение начального тезиса: «Не позволяй душе лениться!» . Формально стихотворение состоит из шести катренов, каждый из которых продолжает предыдущий. Последнее четверостишье - вывод, который ставит окончательную точку в сказанном. Особенность композиции - повторение четвертой строки первого катрена в последней строфе. Ее можно считать главной мыслью произведения.

Жанр

Средства выразительности

Оригинально раскрыть тему, создать образы и донести до читателя идею Н. Заболоцкому помогают художественные средства. Главную роль играет метафора , так как в центре авторского внимания душа: «душа обязана трудиться» , «гони ее от дома к дому» , «она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет», «держи лентяйку в черном теле и не снимай с нее узды» . Некоторые метафоры наделяют душу человеческими привычками. Вспомогательную роль играют эпитеты : «черное тело», «утренняя заря», «жить… по-человечьи» . Сравнения поэт не использует. В последнем катрене есть антитезы : «она рабыня и царица, она работница и дочь» .

Привлекает внимание и интонация: строки пестреют восклицаниями, наполняющими обращение эмоциями. В некоторых строках автор использовал аллитерацию . Например, резкости придают согласные «с», «ж», «р»: «Она последнюю рубашку с тебя без жалости сорвет» .

Тест по стихотворению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 24.

"Признание"

Зацелована, околдована,

С ветром в поле когда-то обвенчана,

Вся ты словно в оковы закована,

Драгоценная моя женщина!

Не весёлая, не печальная,

Словно с тёмного неба сошедшая,

Ты и песня моя обручальная,

И звезда моя сумасшедшая.

Я склонюсь над твоими коленями,

Обниму их с неистовой силою

И слезами и стихотвореньями

Обожгу тебя, горькую, милую.

Отвори мне лицо полуночное,

Дай войти в эти очи тяжёлые,

В эти чёрные брови восточные,

В эти руки твои полуголые.

Что прибавится - не убавится,

Что не сбудется - позабудется...

Отчего же ты плачешь, красавица?

Или это мне только чудится?

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Награды:

Орден Трудового Красного Знамени - 1958 г.

Николай Алексеевич Заболоцкий (Заболотский) (24 апреля 1903, Кизическая слобода, Каймарской волости Казанского уезда Казанской губернии - 14 октября 1958, Москва) - русский советский поэт.

Родился недалеко от Казани - на ферме Казанского губернского земства, расположенной в непосредственной близости от Кизической слободы, где его отец Алексей Агафонович Заболотский (1864-1929) - агроном - работал управляющим, а мать Лидия Андреевна (урождённая Дьяконова) (1882(?)-1926) - сельской учительницей. Крещён 25 апреля (8 мая) 1903 г. в Варваринской церкви города Казани. Детство прошло в Кизической слободе близ Казани и в селе Сернур Уржумского уезда Вятской губернии (сейчас республика Марий Эл). В третьем классе сельской школы Николай «издавал» свой рукописный журнал и помещал там собственные стихи. С 1913 года по 1920-й жил в Уржуме, где учился в реальном училище, увлекался историей, химией, рисованием.

В ранних стихах поэта смешивались воспоминания и переживания мальчика из деревни, органически связанного с крестьянским трудом и родной природой, впечатления ученической жизни и пёстрые книжные влияния, в том числе господствующей предреволюционной поэзии - символизма, акмеизма: в то время Заболоцкий выделял для себя творчество Блока, Ахматовой.

В 1920 году, окончив реальное училище в Уржуме, он едет в Москву и поступает там на медицинский и историко-филологический факультеты университета. Очень скоро, однако, оказывается в Петрограде, где обучается на отделении языка и литературы пединститута имени Герцена, которое и заканчивает в 1925 году, имея с собою, по собственному определению, «объёмистую тетрадь плохих стихов». В следующем году его призывают на военную службу.

Служит он в Ленинграде, на Выборгской стороне, и уже в 1927 году увольняется в запас. Несмотря на краткосрочность и едва ли не факультативность армейской службы, столкновение с «вывернутым наизнанку» миром казармы сыграло в судьбе Заболоцкого роль своеобразного творческого катализатора: именно в 1926-1927 годах он пишет первые свои настоящие поэтические произведения, обретает собственный, ни на кого не похожий голос, в это же время он участвует в создании литературной группы ОБЭРИУ. По окончании службы получил место в отделе детской книги ленинградского ОГИЗа, которым руководил С. Маршак.

Заболоцкий увлекался живописью Филонова, Шагала, Брейгеля. Умение видеть мир глазами художника осталось у поэта на всю жизнь.

Уйдя из армии, поэт попал в обстановку последних лет НЭПа, сатирическое изображение которой стало темой стихов раннего периода, которые составили его первую поэтическую книгу - «Столбцы». В 1929 году она вышла в свет в Ленинграде и сразу вызвала литературный скандал и издевательские отзывы в прессе. Оценённая как «враждебная вылазка», она, однако прямых «оргвыводов»-распоряжений в отношении автора не вызвала, и ему (при помощи Николая Тихонова) удалось завязать особые отношения с журналом «Звезда», где было напечатано около десяти стихотворений, пополнивших Столбцы во второй (неопубликованной) редакции сборника.

Заболоцкому удалось создать удивительно многомерные стихотворения - и первое их измерение, заметное сразу же - это острый гротеск и сатира на тему мещанского быта и повседневности, растворяющих в себе личность. Другая грань «Столбцов», их эстетическое восприятие, требует некоторой специальной подготовленности читателя, потому что для знающих Заболоцкий сплёл ещё одну художественно-интеллектуальную ткань, пародийную. В его ранней лирике изменяется сама функция пародии, исчезают её сатирические и полемические компоненты, и она утрачивает роль оружия внутрилитературной борьбы.

Сборник «Стихотворения. 1926-1932», уже набранный в типографии, не был подписан в печать. Публикация новой поэмы «Торжество земледелия», написанной в какой-то степени под впечатлением «Ладомира» Велимира Хлебникова (1933), вызвала новую волну травли Заболоцкого. Угрожающие политические обвинения в критических статьях всё более убеждали поэта, что ему не дадут утвердиться в поэзии со своим собственным, оригинальным направлением. Это породило у него
разочарование и творческий спад во второй половине 1933-го года, 1934, 1935 годах. Вот тут и пригодился жизненный принцип поэта: «Надо работать и бороться за самих себя. Сколько неудач ещё впереди, сколько разочарований и сомнений! Но если в такие минуты человек поколеблется - песня его спета. Вера и упорство. Труд и честность…» И Николай Алексеевич продолжал трудиться. Средства к существованию давала работа в детской литературе - в 30-х годах он сотрудничал в журналах «Ёж» и «Чиж», которые курировал Самуил Маршак, писал стихи и прозу для детей (в том числе пересказал для детей «Гаргантюа и Пантагрюэля» Франсуа Рабле (1936))

Постепенно положение Заболоцкого в литературных кругах Ленинграда укреплялось. Многие стихи этого периода получили одобрительные отзывы, а в 1937 году вышла его книга, включающая семнадцать стихотворений («Вторая книга»). На рабочем столе Заболоцкого лежали начатые поэтическое переложение древнерусской поэмы «Слово о полку Игореве» и своя поэма «Осада Козельска», стихотворения и переводы с грузинского. Но наступившее благополучие было обманчивым.

В заключении

19 марта 1938 года Заболоцкий был арестован и затем осуждён по делу об антисоветской пропаганде. В качестве обвинительного материала в его деле фигурировали злопыхательские критические статьи и клеветническая обзорная «рецензия», тенденциозно искажавшая существо и идейную направленность его творчества. От смертной казни его спасло то, что, несмотря на тяжелейшие физические испытания на допросах, он не признал обвинения в создании контрреволюционной организации, куда якобы должны были входить Николай Тихонов, Борис Корнилов и другие. По просьбе НКВД критик Николай Лесючевский написал отзыв о поэзии Заболоцкого, где указал, что «„творчество“ Заболоцкого является активной контрреволюционной борьбой против советского строя, против советского народа, против социализма».

Срок он отбывал с февраля 1939 года до мая 1943 года в системе Востоклага в районе Комсомольска-на-Амуре; затем в системе Алтайлага в Кулундинских степях;
Частичное представление о его лагерной жизни даёт подготовленная им подборка «Сто писем 1938-1944 годов» - выдержки из писем к жене и детям.

С марта 1944 года после освобождения из лагеря жил в Караганде. Там он закончил переложение «Слова о полку Игореве» (начатое в 1937 г.), ставшее лучшим в ряду опытов многих русских поэтов. Это помогло в 1946 г. добиться разрешения жить в Москве.

В 1946 году Н. А. Заболоцкого восстановили в Союзе писателей. Начался новый, московский период его творчества. Несмотря на удары судьбы, он сумел вернуться к неосуществлённым замыслам.

Период возвращения к поэзии был не только радостным, но и трудным. В написанных тогда стихотворениях «Слепой» и «Гроза» звучит тема творчества и вдохновения.
Большинство стихотворений 1946-1948 годов получили высокую оценку сегодняшних историков литературы. Именно в этот период было написано «В этой роще берёзовой». Внешне построенное на простом и выразительном контрасте картины мирной берёзовой рощи, поющей иволги-жизни и всеобщей смерти, оно несёт в себе грусть, отзвук пережитого, намёк на личную судьбу и трагическое предчувствие общих бед. В 1948 году выходит третий сборник стихов поэта.

В этой роще берёзовой,

Вдалеке от страданий и бед,

Где колеблется розовый

Немигающий утренний свет,

Где прозрачной лавиною

Льются листья с высоких ветвей, -

Спой мне, иволга, песню пустынную,

Песню жизни моей...

В 1949-1952 годах, годах крайнего ужесточения идеологического гнёта, творческий подъём, проявившийся в первые годы после возвращения, сменился творческим спадом и почти полным переключением на художественные переводы. Опасаясь, что его слова снова будут использованы против него, Заболоцкий сдерживал себя и не писал. Положение изменилось только после XX съезда КПСС, с началом хрущёвской оттепели, ознаменовавшей ослабление идеологической цензуры в литературе и искусстве.

На новые веяния в жизни страны он откликнулся стихотворениями «Где-то в поле возле Магадана», «Противостояние Марса», «Казбек». За последние три года жизни Заболоцкий создал около половины всех произведений московского периода. Некоторые из них появились в печати. В 1957 году вышел четвёртый, наиболее полный его прижизненный сборник стихотворений.

Цикл лирических стихов «Последняя любовь» вышел в 1957 году, «единственный в творчестве Заболоцкого, один из самых щемящих и мучительных в русской поэзии». Именно в этом сборнике помещено стихотворение «Признание», посвящённое Н. А. Роскиной, позже переработанное питерским бардом Александром Лобановским (Очарована околдована / С ветром в поле когда-то повенчана / Вся ты словно в оковы закована / Драгоценная ты моя женщина…).

Смерть

Хотя перед смертью поэт успел получить и широкое читательское внимание, и материальный достаток, это не могло компенсировать слабость его здоровья, подорванного тюрьмой и лагерем. По мнению близко знавшего Заболоцкого Н. Чуковского завершающую, роковую роль сыграли семейные проблемы (уход жены, её возвращение). В 1955 году у Заболоцкого случился первый инфаркт, в 1958 году - второй, а 14 октября 1958 года он умер.

Перед уходом он прочёл мне ещё одно своё новое стихотворение, которое потрясло меня больше, чем «Рубрук». Это было суровое требование, обращённое к самому себе:

Не позволяй душе лениться!

Чтоб в ступе воду не толочь,

Душа обязана трудиться

Гони её от дома к дому,

Тащи с этапа на этап,

По пустырю, по бурелому,

Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели

При свете утренней звезды,

Держи лентяйку в чёрном теле

И не снимай с неё узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,

Освобождая от работ,

Она последнюю рубашку

С тебя безжалостно сорвёт.

А ты хватай её за плечи.

Учи и мучай дотемна,

Чтоб жить с тобой по-человечьи

Училась заново она.

Она рабыня и царица,

Она работница и дочь,

Она обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Когда я думаю о Заболоцком, я всегда вспоминаю это стихотворение. В нём он отчетливо и сильно выразил самую главную черту своего характера. Все беды, которые наваливала на него судьба, он побеждал, заставляя свою душу трудиться. Только этим он её и спас - и во время травли тридцатых годов, и в лагерях, и потом, когда его оставила жена. Прочитав мне это стихотворение, он ушёл - весёлый, не знающий, что больше ни одного стихотворения он уже никогда не напишет.

После инфаркта он прожил ещё полтора месяца. Состояние его было тяжёлым, но не казалось безнадёжным. По-видимому, только он один из всех и понимал, что скоро умрёт. Все свои усилия после инфаркта - а он не позволял душе лениться! - он направил на то, чтобы привести свои дела в окончательный порядок. Со свойственной ему аккуратностью он составил полный список своих стихотворений, которые считал достойными печати. Он написал завещание, в котором запретил печатать стихотворения, не попавшие в этот список. Завещание это подписано 8 октября 1958 года, за несколько дней до смерти.

Ему нужно было лежать, а он пошёл в ванную комнату, чтобы почистить зубы. Не дойдя до ванной, он упал и умер.

/Nikolay_Chukovskiy_O_Zabolotskom.doc Николай чуковский

Задача данной статьи - выяснить, как заложена смерть от инфаркта русского советского поэта НИКОЛАЯ АЛЕКСЕЕВИЧА ЗАБОЛОЦКОГО в его код ПОЛНОГО ИМЕНИ.

Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".

Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ. \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите в соответствие масштаб изображения\.

9 10 12 27 39 54 73 91 102 112 122 136 146 157 172 184 185 195 196 208 214 225 243 249 255 258 268 292
З А Б О Л О Т С К И Й Н И К О Л А Й А Л Е К С Е Е В И Ч
292 283 282 280 265 253 238 219 201 190 180 170 156 146 135 120 108 107 97 96 84 78 67 49 43 37 34 24

14 24 35 50 62 63 73 74 86 92 103 121 127 133 136 146 170 179 180 182 197 209 224 243 261 272 282 292
Н И К О Л А Й А Л Е К С Е Е В И Ч З А Б О Л О Т С К И Й
292 278 268 257 242 230 229 219 218 206 200 189 171 165 159 156 146 122 113 112 110 95 83 68 49 31 20 10

ЗАБОЛОТСКИЙ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ = 292 = 91-УМИРАНИЕ + 201-ОТ ИНФАРКТА МИОКАРДА.

292 = 219-УМИРАНИЕ ОТ ИНФАРКТА + 73-МИОКАРДА.

292 = 165-ЖИЗНЬ ЗАКОНЧЕНА + 127-ОТ ИНФАРКТ\ а \.

292 = 78-ВНЕЗАПНО + 214-УМИРАЕТ ОТ ИНФАРКТА.

292 = 120-УМИРАЕТ ОТ... + 172-\ 94-ИНФАРКТА + 78-ВНЕЗАПНО \.

292 = 86-УМИРАЕТ + 206-ВНЕЗАПНО ОТ ИНФАРКТА.

292 = 112-ВНЕЗАПНО ОТ... + 180-ИНФАРКТА УМИРАЕТ.

Проведём дешифровку отдельных столбцов:

102 = СМЕРТЬ

201 = ОТ ИНФАРКТА МИОКАРДА

91 = УМИРАНИЕ
_________________________________
219 = УМИРАНИЕ ОТ ИНФАРКТА

Код ДАТЫ СМЕРТИ: 14.10.1958. Это = 14 + 10 + 19 + 58 = 101 = УМЕРШИЙ.

292 = 101-УМЕРШИЙ + 191-ГИБЕЛЬ ОТ ИНФАРКТА.

306 = УМЕРШИЙ ВНЕЗАПНО ОТ ИНФАРКТ\ а \.

Код полной ДАТЫ СМЕРТИ = 306-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ ОКТЯБРЯ + 77-\ 19 + 58 \-(код ГОДА СМЕРТИ) = 383.

383 = 128-ОТ ИНФАРКТА + 128-ОТ ИНФАРКТА + 127-ОТ ИНФАРКТ\ а \.

383 = 120-КОНЕЦ ЖИЗНИ + 263-ВНЕЗАПНАЯ ОСТАНОВКА СЕРДЦА.

383 - 292-(код ПОЛНОГО ИМЕНИ) = 91 = УМИРАНИЕ.

Код числа полных ЛЕТ ЖИЗНИ = 176-ПЯТЬДЕСЯТ + 96-ПЯТЬ = 272.

272 = 78-БЕЗЖИЗНЕН + 194-ВНЕЗАПНЫЙ ИНФАРКТ.

272 = 96-ВНЕЗАПНАЯ + 176-\ 102-СМЕРТЬ + 74-ИНФАРК(т)\.

292 = 20-ВЕК + 272-ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ.

272-ПЯТЬДЕСЯТ ПЯТЬ - 20-ВЕК = 252 = 86-УМИРАЕТ + 166-ИНФАРКТ МИОКАРДА.