Анализ стихотворения «Молодость» Цветаевой.

«Молодость» - прощание М. Цветаевой с прекрасной порой человеческой жизни. Стихотворение, поражающее откровенностью, изучают в 11 классе. Предлагаем узнать о нем, ознакомившись с кратким анализом «Молодость» по плану.

Краткий анализ

История создания – создано в ноябре 1921 г., когда поэтессе исполнилось 29 лет.

Тема стихотворения – прощание женщины со своей молодостью, откровенный разговор с ней.

Композиция – По смыслу стихотворение делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, теплое прощание с молодостью. Формально произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены.

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – написано пятистопным хореем, в первой части рифмовка перекрестная АВАВ, во второй - параллельная ААВВ.

Метафоры – «мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашептывала гребнем», «разор души», «пошалевали досыта с тобой» .

Эпитеты «воспаленные глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка».

Сравнения - «щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь,

Как с любовником с тобой прощаюсь».

История создания

История создания «Молодости» тесно связана с биографией М. Цветаевой. Удивляет тот факт, что стихотворение было написано 29-летней женщиной. Казалось бы, еще не время прощаться с молодыми годами. Но судьба Марины Ивановны сложилась так, что поэтесса рано почувствовала себя зрелой женщиной. Еще не перешагнув 30-летний порог, она уже узнала, что такое потери и разочарования.

В 19 лет Цветаева пережила смерть матери. Вскоре поэтесса вышла замуж, так как мечтала о семейном счастье. Увы, брак просуществовал недолго. Все эти события нашли художественной воплощение в произведении, созданном в ноябре 1921 г.

Тема

Тема произведения традиционная для литературы, но М. Цветаева сумела подать ее оригинально. Так как основа его автобиографичная, в нем отчетливо проявляется женское начало. В произведении всего два образа - лирическая героиня и ее молодость. Женщина обращается к прошедшим годам то с укорами, то с благодарностью. Этим и объясняется контраст в настроении двух частей стихотворения.

В первой части лирическая героиня отзывается о молодости, как об очень неприятном периоде жизни. Женщина называет ее чужой. Юные годы ассоциируются у нее с непарным сапожком. Этот символический образ как нельзя лучше отображает семейную жизнь М. Цветаевой. Женщина признается, что ее Муза не взяла ничего от молодости. И в этом утверждении тоже есть частица правды: творческий путь Марины Ивановны был нелегким, ее произведения долго не находили признания. Молодость была щедра к лирической героине. Она не скупилась на беды, поэтому женщина называет ее морокой и обузой.

В стихах второй части молодость предстает в другом облике. Лирическая героиня жалеет, что приходится отпускать молодые годы. Заметно, что ей не хочется « из ласточек - в колдуньи ». Женщине хочется, чтобы прощание длилось, как можно дольше. Она просит молодость: «Постоим с тобой на ветру!» . Ветер в этом контексте - символ жизненных невзгод.

Во второй части лирическая героиня позволяет себе признаться, что успела пошалить вместе со своей молодостью. Теперь счастливое время она называет золотом, янтарем. Цветаева создает оригинальные символы юности - малиновую юбку и лазоревую шаль. Потанцевав с молодостью напоследок, женщина отпускает ее к другим.

Композиция

В разборе этого стихотворения важно обратить особое внимание на композицию. Произведение построено на контрасте. По смыслу оно делится на две части: грустные размышления над прошедшими годами, теплое прощание с молодостью. Формальная организация соответствует смысловой. Произведение состоит из двух частей, каждая из которых делится на катрены. Части стихотворения отличаются настроением.

Жанр

Жанр произведения - элегия, так как в монологе лирической героини чувствуется грусть и разочарование. Также в стихотворении есть признаки послания: обращение женщины к молодости. Стихотворный размер - пятистопный хорей. В первой части М. Цветаева использовала перекрестную рифмовку АВАВ, а во второй - параллельную ААВВ. В стихотворении есть мужские и женские рифмы.

Средства выразительности

В стихотворении М. Цветаевой много тропов. Они позволили поэтессе создать неповторимые образы, передать внутреннее состояние лирической героини.

В тексте есть метафоры : « мой сапожок непарный», «ничего из всей твоей добычи не взяла задумчивая Муза», «ты в ночи нашептывала гребнем», «разор души», «пошалевали досыта с тобой» ; эпитеты - «воспаленные глаза», «чужие грехи», «малиновая юбка» , сравнения - «щедростью твоей давясь, как щебнем», «неспроста руки твоей касаюсь, как с любовником с тобой прощаюсь» и оксюморон : «моя чужая».

В жизни каждого человека наступает тот переломный момент, когда приходит время прощания с молодостью, с юными годами. Тоже самое случилось и с Мариной Цветаевой.

После своего 29 дня рождения, поэтесса осознала, что она уже совершенно не похожа на ту юную девчонку, которой была раньше. За время молодых лет, на ее жизненном пути случались многие сложности. Смерть матери потрясла мировоззрение юной Марины. Затем, девушка стала мечтать о семейной, тихой и уютной жизни. Однако, выйдя замуж, также разочаровалась в истинной сущности замужества.

Во время таких эмоциональных порывов и было написано стихотворение «Молодость». Цветаева называет ее чужой, бесплодной. Поэтесса замечает тот факт, что все вдохновение к написанию своих работ приходило к ней благодаря воспоминаниям из счастливого детства. А юные годы девушки прошли зря. Они ничего не принесли за собой, не оставили в памяти светлые эмоции. Наоборот, Цветаева убеждена, что годы юности стали обузой, ведь молодая девушка могла бы прожить их весело и беззаботно.

Однако, раннее, несчастливое замужество, затем разрыв отношений с Сергеем Эфронтом обрушили на юную и хрупкую девушку массу негативных откликов, сплетен и презрений. Марина Цветаева с болью осознает, что из веселой девицы превратилась в мрачную женщину, которая уже не способна на безумные поступки, которая забыла о том, что такое счастье.

Особенностью стихотворной работы «Молодость» является ее двойной смысл. Первая часть полностью оголяет чувства поэтессы, показывает читателю всю ту горечь, которую испытывает Цветаева, все то разочарование, которое было пережито. Однако во второй части, женщина замечает тот факт, что молодые годы останутся для нее самыми волшебными, ведь они были наполнены надеждами на лучшее, мечтами и любовью.

Складывается впечатление, что поэтесса словно предчувствует скорые изменения в своей судьбе. Ведь уже через короткий период времени она превращается в эмигрантку и покидает любимую Россию. Ее молодость остается на родине, а взрослая поэтесса продолжает свою жизнь за границей, однако, так и не находит желанного счастья.

Молодость

План

1.История создания

2.Жанр

3.Основная идея

4.Композиция

5.Размер

6.Выразительные средства

7.Главная мысль

1.История создания . Стихотворение было написано в 1921 г., когда Цветаевой было 29 лет. В этом возрасте многие люди начинают осознавать, что молодость безвозвратно прошла, настала пора зрелой жизни, пора подводить некоторые итоги. Таким самоанализом и является стихотворение «Молодость».

2 Жанр произведения - лирическое стихотворение, написанное в виде обращения поэтессы к воображаемому образу своей молодости.

3.Основная идея стихотворения - размышление о быстро пролетевшей молодости. Цветаева признается, что молодые годы не дали ей богатого жизненного опыта, были «ношей и обузой». Юность поэтессы, как и вся ее судьба, была трагичной. Она рано потеряла мать, что было большим потрясением для девочки. Пытаясь найти счастье в семейной жизни, Цветаева в 19 лет вышла замуж за С. Эфронта. Однако брак не был удачным, и поэтесса оставила мужа. Вскоре умерла ее любимая дочь. Ранние разочарования оставили тяжелый отпечаток в душе Цветаевой. Эти впечатления отразились в стихотворении. Поэтесса не сожалеет о прошедшем времени. Она считает, что молодые годы никак не отразились на формировании ее поэтического таланта. Они промелькнули глупо и нерасчетливо, как «лоскуток кумашный». Все же расстаться с молодостью, которая уже не повторится никогда, для поэтессы нелегко. Впереди - серьезная зрелая жизнь, которая уже не будет скрашена юными беззаботными ощущениями. Поэтому Цветаева в последний раз прощается со своим поэтическим образом, обращаясь к нему с просьбой - «полосни лазоревою шалью», «спляши, ошпарь!».

4 Композиция . Произведение состоит из двух частей, написанных Цветаевой с небольшим временным промежутком. В первой она обвиняет молодость, прошедшую зря. Во второй, как бы одумавшись, Цветаева понимает, что молодые годы все-таки являются самыми счастливыми в жизни человека. Просто она сама не смогла правильно ими распорядиться. Когда пришел час расставания, она уже иначе обращается к молодости («голубка», «золотце»). К поэтессе приходит позднее раскаяние в прошлых ошибках.

5 Размер произведения - пятистопный хорей, придающий тексту особую динамику и мелодичность.

6 Выразительные средства . Цветаева применяет в стихотворении яркие эпитеты («чужая», «малиновую», «лазоревою»). По отношению к молодости она использует разнообразные метафоры и олицетворения: «сапожок непарный», «оттачивала стрелы», «из ласточек - в колдуньи!» и другие. Эмоциональность стихотворения подчеркивается многочисленными восклицательными знаками, а также постоянным обращением к молодости в разных формах: «моя чужая», «моя морока», «смуглая моя». Особая лиричность достигается использованием уменьшительно-ласкательных форм слов: «сапожок», «голубка», «золотце».

7.Главная мысль стихотворения - осознание безвозвратности ушедших лет. Цветаева подчеркивает, что какими бы ни были молодые годы, счастливыми или печальными, они бывают только раз в жизни. Достигнув зрелого возраста, человек уже не сможет что-то изменить или исправить. В этом заключается глубокий философский смысл произведения.