Анализ стихотворения лисица есенина. Анализ стихотворения С.Есенина "Лисица"

Есенин С. А. - «Лисица»

На раздробленной ноге приковыляла,
У норы свернулася в кольцо.
Тонкой прошвой кровь отмежевала
На снегу дремучее лицо.

Ей все бластился в колючем дыме выстрел,
Колыхалася в глазах лесная топь.
Из кустов косматый ветер взбыстрил
И рассыпал звонистую дробь.

Как желна, над нею мгла металась,
Мокрый вечер липок был и ал.
Голова тревожно подымалась,
И язык на ране застывал.

Желтый хвост упал в метель пожаром,
На губах - как прелая морковь...
Пахло инеем и глиняным угаром,
А в ощур сочилась тихо кровь.

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Многоуважаемый и горячо любимый народом во все времена поэт Сергей Александрович очень любил животных. Можно даже сказать, что он любил животных больше чем некоторых личностей своего времени.

Стихотворение о лисице, как и все произведения великого поэта пропитано смыслом. Каждая строчка данного стихотворения заставляет читателя не просто чувствовать сострадание, жалость и переживания к раненному зверю, но и задуматься над тем какими жестокими бывают люди.

Тонкой прошвой кровь отмежевала – Прошва это узкая полоска ткани или кожи вшитая или стоящая между, чем либо, а слово отмежевала, имеет обозначение отделиться, разграничить. То есть тонкой полоской кровь её покидала, -- На снегу дремучее лицо --, а она лежала у норы своей кольцом с дремучим лицом. Одинокая и озлобленная на людей, что принесли ей только боль.

Лежала и ей всё мерещился тот самый выстрел в колючем дыме. Голова её всё приподымалась и язык на ране застывал. Она уже почти ослабла, намекает нам поэт.

Некоторые думают, что Есенин не описал в строках гибель лисицы, но последнее четверостишье говорит как раз о её кончине. Первые две строчки в последнем четверостишье описывают последние мгновение лисицы, а последние две добычу, принесённую в дом с мороза.

Сложно понять смысл стихотворения сразу. До революционное стихотворение написанное выражениями и словами употребляемыми в речи того времени не просто для понимания и тем более для осознания полного смысла передаваемого великим поэтом.

Точно сказать никто не сможет, когда это стихотворение было написано, но большинство литературоведов утверждает, что Сергей Александрович написал его в двадцать один год еще в далёком 1916 году. Есенин всегда мог передать внутренние чувства на бумагу так, что каждый кто читал его произведения мог прикоснуться к тем нравственным чувствам, что пытался передать поэт и время не в силах отнять ту ценность, что осталась после убийства поэта по приказу Троцкого.

Картинка к стихотворению Лисица

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Я памятник себе воздвиг нерукотворный... для 9 класса

    Стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» было написано в 1936 году Александром Сергеевичем Пушкиным и представляет собой некое продолжение плодов труда

  • Анализ стихотворения Маяковского Разговор с фининспектором о поэзии

    Творческие люди русской литературы часто задавались вопросами о том, какую роль играют поэты для современного общества. Владимир Маяковский так же часто обращался к этой, волнующих всех теме. Изучая многие работы своих предшественников,

  • Анализ стихотворения Маяковского Письмо Татьяне Яковлевой

    Лирика Маяковского всегда отличалась от других своеобразием и даже оригинальностью. Писатель яростно придерживался идеи социализма в стране, и полагал, что человеческое личное счастье должно быть равносильно к счастью общественному.

  • Анализ стихотворения Тютчева Чародейкою зимою околдован лес стоит 3, 5 класс
  • Анализ стихотворения Пастернака Иней

    Пастернак написал данное произведение в 1941 году, в то время, когда немецкие солдаты практически стояли у Москвы. Люди находятся в панике и не знают, что их ждет. Поэт очень рвался воевать. Автор много времени проводил в лесах и думал о том,

Каждое произведение С. А. Есенина является подтверждением того, что этот гениальный человек вобрал в себя нравственные принципы, которые и раскрывают его богатый внутренний мир – любовь к ближнему, будь это человек или животное. Чтобы понять особенности характера, поисков, стремлений С. Есенина, его отношения к окружающему миру, достаточно прочитать стихотворение «Лисица».

Главная героиня – несчастное животное, которое оказалось в беде. Виновником того, что она «на раздробленной ноге приковыляла» к своему жилищу и «свернулася в кольцо», становится человек. Беззащитное животное стало жертвой его нападок, прихоти.

Большое количество эмоций теребят душу каждого, кто видит эти строки. Подобного эффекта автор добивается за счет ярких художественно-выразительных средств. Олицетворения помогают воспроизвести картину происходящего: «ветер рассыпал», «мгла металась», «язык застывал», «кровь отмежевала». Они создают детальный образ лисицы, помогают передать всю боль, которую испытывает животное. Яркие эпитеты и метафоры помогают читателю оказаться на месте животного и прочувствовать вместе с ней всю нестерпимую боль: «дремучее лицо», то есть невозможность скрыть боль, «желтый хвост упал пожаром». Сравнение крови с прелой морковью не оставляет сомнений, что смерть лисицы близка.

Внешнее описание лисы достаточно подробно передает ее внутреннее состояние, муки, абсолютное бессилие. Автор гневно будто предупреждает, что нельзя повторять подобные действия в отношении младших братьев.

В стихотворении прослеживается прочная связь природы, человека, животных. Автор видит их неразрывно друг от друга. Он наводит на мысль о том, в каких отношениях человек должен быть с представителями живой природы, что цель людей защищать их, а не уничтожать. Чтобы усилить тяжелое впечатление, которое возникает от прочтения произведения, автор показывает настоящие испытания лисицы, а не трагический конец. Это необходимо в качестве урока тому, у кого поднимается рука на младшего брата.

Основная мысль стихотворения прозрачна. Поэт агрессивно относится к тем, кто варварски, жестоко истребляет представителей дикой природы. Он обвиняет в бессердечности тех, кто способен совершить подобное. Есенин воспринимает боль лисицы, которая в предсмертных муках истекает кровью, как боль человека, собственную боль.

Вариант 2

В современную эпоху навряд ли возможно удивить и даже вызвать сострадание у простого человека картинами нерпы раздираемой крюками браконьера. Тем не менее, достойный человек всегда сохраняет бережное отношение к природе и стихотворение Есенина Лисица и сейчас может отыскать отклик в некоторых душах.

Есенин описывает агонию дикого животного, которое оказывается раненным охотничьей дробью, но убегает и доходит до собственной норы.

Помимо умелой передачи психологии зверя, грамотного подбора эпитетов, которые позволяют ощутить одиночество и независимость гордого дикого животного, поэт также использует множество интересных и неординарных слов. Впрочем, такая манера вполне свойственна Есенину, который бродил по русскому языку в поисках самых редких «камней» и «растений», уникальных экспонатов из которых вышли бы интересные словестные конструкции яркие и диковинные.

В этом стихотворении много подобных слов, которые даже немного трудны для понимания: бластился, желна, ощур. Тем не менее, он вполне легко понятны по контексту, да и в целом не являются иностранными, а вполне типичными русскими словами. Они не просто используются для красоты, но и для того чтобы лучше передать смыслы.

К примеру, как выразительно звучит фраза о тонкой прошве, которая отмежевывает лицо на снегу. Легко увидеть эти контуры, полоски. Как красиво становится видно как именно бластится выстрел в пространстве колючего дыма, который понятное дело колюч и из-за холода и из-за ощущения самой лисицы.

Помимо этого использования существенного количество таких довольно непривычных слов позволяют читателю перейти немного в другую действительность. Ведь каким образом, например, передать ощущение лисицы, да и о чем может думать такой зверь? Понять довольно трудно и на самом деле люди навряд ли могут выразить подобное словами.

Тем не менее, если мы используем такие языковые практики как Есенин, немного меняем привычную канву речи, то получаем возможность смотреть немного другим образом. Отсюда и возникает своеобразное проникновение в суть восприятия лисицы, ощущение ситуации объективным образом, как бы со стороны самой природы, стороннего наблюдателя.

Анализ стихотворения Лисица по плану

  • Анализ стихотворения Некрасова Забытая деревня

    Стихотворение Некрасова «Забытая деревня» не оставит ни одного читателя равнодушным, потому как поднимает она социальную тему - проблему равнодушия властей. Эта тема будет актуально всегда

  • Анализ стихотворения С.Есенина «Лисица».

    Мир животных в лирике Есенина занимает особенное место. Поэт часто писал о братьях наших меньших – причем не только об одомашненных, но и о диких. Подобные стихотворения отличаются глубоким пониманием психологии зверей, сочувственным отношением к ним. В знаменитом произведении «Я обманывать себя не стану…», созданном в 1922 году, лирический герой называл себя «хорошим приятелем для зверей», что вполне применимо и к самому Сергею Александровичу. В том же тексте говорилось: «каждый стих мой душу зверя лечит», «в переулках каждая собака знает мою легкую походку», «каждому здесь кобелю на шею я готов отдать свой лучший галстук». По этим строкам явно видно, что животных поэт любит гораздо больше, нежели многих представителей рода человеческого.

    Главная героиня стихотворения «Лисица» подверглась жестокому обращению со стороны людей. Будучи подстреленной, она сумела доковылять до норы, чтобы принять смерть в родном для себя мире, мире природы. Для описания морды животного Есенин подбирает яркий эпитет – «дремучая». Это определение отражает дикость зверя, его одиночество, озлобленность на людей, причинивших столько боли. Есенин с помощью метафор рисует контрастную картину – пожар разгорается на фоне холодного белого снега. Только поистине выдающийся поэт сумел бы так точно передать состояние живого существа перед близкой смертью.

    У Есенина всегда было тонкое и проникновенное чувство природы, крепкая привязанность ко всему живому. Поэт написал много стихотворений о животных: «для зверей приятель я хороший, каждый стих мой душу зверя лечит». В стихах животные наделены почти человеческими чувствами и изображены как бы родней человека. «и зверьё, как братьев наших меньших, никогда не бил по голове…», - писал поэт. Животный мир Есенина – часть природы, живой, одушевленной, разумной. Его звери – не басенные аллегории, не олицетворения человеческих пороков и добродетелей. Это «меньшие наши братья», у которых свои думы и заботы, свои горести и радости.

    Можно выделить три части стиха. В первой автор описывает, как раненая лисица «приковыляла к своей норе»; во второй – воспоминания о том, как она попала под выстрел; в третьей части дается описание раненого зверя. Трагизм у Есенина передан через мировосприятие самих животных, которое впервые в русской анималистической поэзии выражается "несобственно-прямыми" формами высказывания - словно бы словами автора говорит сам персонаж: "Колыхалася в глазах лесная топь… Мокрый вечер липок был и ал" - переданное изнутри мироощущение раненой лисицы, для которой весь мир залит ее собственной кровью, трепещет ее дрожью.

    Ей все бластился в колючем дыме выстрел,

    Колыхалася в глазах лесная топь.

    Из кустов косматый ветер взбыстрил

    - эпитеты : «раздробленная нога; дремучее от боли лицо; колючий дым, в котором она не смогла увидеть охотника»;

    - олицетворения: лиса не прибежала, не пришла к норе, а «приковыляла», от боли – «свернулася в кольцо»; ветер косматый; вечер мокрый, липкий, алый – таким видит вокруг себя затуманенный болью взгляд лисицы; язык застывает на ране; боль зализывает; голова тревожно подымалась;

    - метафора: «желтый хвост упал в метель пожаром»

    - сравнения: как прелая морковь; мгла прячется как «желна» - дятел черного цвета – предвестник смерти;