Анализ стихотворения фета буря. «Буря», анализ стихотворения Фета

«Буря» Афанасий Фет

Свежеет ветер, меркнет ночь,
А море злей и злей бурлит,
И пена плещет на гранит —
То прянет, то отхлынет прочь.

Всё раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,
Как будто в берег бьет чугун.

Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим,
Трезубцем пригрозя своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»

Анализ стихотворения Фета «Буря»

«Вечерние огни» — итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал «Вечерние огни» чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. При этом широким массам современников Фета творчество его было не знакомо. Многие критики отзывались о произведениях поэта отрицательно, иногда даже используя откровенно издевательский тон. Главными врагами Афанасия Афанасьевича стали те, кто считал, что искусство непременно должно затрагивать проблемы общества, политики, помогать простому народу обрести лучшую жизнь. Естественно, Фет подобных мыслей не разделял. Большую часть его стихотворений можно отнести к «чистому искусству».

«Буря» — произведение из сборника «Вечерние огни», датированное 1854 годом. Оно входит в небольшой цикл «Море», состоящий из тринадцати стихотворений. Многие из них написаны под впечатлением от путешествия в Италию. Главная отличительная особенность произведений цикла — их удивительная живописность. Стихотворения Фета имеют полное право называться маринами в том значении слова, в котором употребляют его по отношению к художникам. Ключевой герой цикла — море, а не человек. Восемь стихотворений — это чистые пейзажи. К ним относится и «Буря». Ему предшествует «На корабле», в котором даются философские рассуждения лирического героя на тему жизни и смерти. Душой он возносится ввысь, стремится к вечности. В этом контексте «Буря» — своеобразное возвращение назад, спуск с небес на землю. Стихотворение начинается с двух предложений, настраивающих читателей на описание умиротворенного пейзажа. Уже во второй строке ситуация кардинально меняется. Фет переходит к изображению бушующей стихии. Элементы пейзажа он наделяет человеческими чертами: злое море, раздражительный бурун. Очень точно подобраны поэтом глаголы: пена плещет, ветер свежеет. В финале стихотворения возникает образ морского бога — всесильного и неумолимого. Здесь имеется в виду либо древнегреческий Посейдон, либо древнеримский Нептун.

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета - прекрасный пример того, как за счёт точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создаёт отчётливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный приём - олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстаёт перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит» , морская пена «прянет» , бурун «раздражительный» . В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: „Вот я вас!“» - в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьёзности наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет» , «злей и злей бурлит» , «прянет» , «раздражительней» , «шипучая» , «бьёт» создаёт живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун» , обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим» , читатель в напряжении ожидает кульминации, удара... а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приёма Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, - как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее - также частый приём у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырёхстопным ямбом - динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации - появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии - вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

  • Анализ стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»
  • «Первый ландыш», анализ стихотворения Фета
  • «Бабочка», анализ стихотворения Фета
  • «Какая ночь! Как воздух чист...», анализ стихотворения Фета
  • «Осенняя роза», анализ стихотворения Фета

Стихотворение Фета «Буря» - это пример его пейзажной лирики. В нем, как и во многих других своих произведениях, посвящает он строки красотам природы и явлений, происходящих в ней. В данном стихотворении это – буря, разыгравшаяся на море.

Оживление природной стихии, олицетворение ее с живым существом – излюбленный прием автора. Во многих его стихотворениях природа – это активнодействующее лицо, своеобразный лирический герой.

Так и здесь. Поэт показывает стихийное явление одушевленным, действующим. Благодаря этому приему он добивается эффекта присутствия перед лицом происходящего и вовлечения в это читателя. Читая эти динамичные строки можно, и в правду, представить то, что описывается в них, прямо перед своими глазами.

Динамичности добивается автор несколькими приемами. Во-первых – это повторение глаголов. В первом четверостишии без них не обходится ни одна строка. Природа вся в действии, она живая и занята своим делом, которое вызывает у наблюдателя множество эмоций. Это и страх перед стихией, и завораживающая красота происходящего.

Еще один прием, используемый поэтом в данном произведении, - это размер, которым оно написано. Четырехстопный ямб передает быстроту происходящих действий как нельзя лучше.

Возникающий у человека страх перед стихией подчеркивается множеством эпитетов. Перед читателем ясно предстает картина нарастающей с каждой минутой динамичности происходящего. Вначале меркнет ночь и море начинает злиться. А затем можно увидеть перед собой все более сгущающуюся обстановку. Тяжесть волны и сравнение ее с чугуном, бьющим в берег, подчеркивает грозность стихии.

Но, в конце стихотворения сложившаяся картина оказывается совсем не страшной. Здесь поэт, до этого описывающий лишь действия стихии, одушевляет ее теперь конкретно: вот-вот должен появиться из морских пучин всесильный их повелитель, бог. И тут звучит не такая уж и страшная, даже ироническая, угроза: «Вот я вас!»

Такая оконцовка произведения несколько неожиданна и интересна. Ведь с первых его строк начинаешь ждать того, что разразится нечто ужасное. Вот, уже и встреча с беспощадным повелителем вод намечается. А заканчивается все это всего лишь шуточной угрозой, которая звучит даже забавно.

И, такой финал представшей картины показывает, что все-таки это прежде всего – красивое и завораживающее зрелище, опасаться грозного вида которого не стоит.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Буря

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Брюсова Первый снег

    Знаменитый и многими любимый поэт Александр Брюсов с самой юности был ярким сторонником символизма. Именно это направление привлекало поэта больше всех других. Поэтому вовсе не удивительно, что самые первые произведения

  • Анализ стихотворения Некрасова Сеятелям

    В девятнадцатом веке с образованием было плохо. Это сейчас каждый умеет читать и писать, а тогда народ был безграмотен. В его душе не пробуждались всходы духовности, а церковь не всегда справлялась со своими обязанностями. Постоянные

  • Анализ стихотворения Бунина Шмель (и цветок)

    Иван Алексеевич Бунин был бедным человеком из дворянской семьи. Писатель являлся лауреатом Нобелевской премии, который очень много путешествовал. Стихотворение написано в 1916 году перед революцией, которая настигла Россию.

  • Тургенев

    Иван Сергеевич Тургенев родился в г. Орел, Орловской губернии в 1818 году. Он был выдающимся русским поэтом, прозаиком и классиком мировой литературы. Тургеневу принадлежит не мало великих произведений таких как: «Отцы и дети»,

  • Анализ стихотворения Блока Летний вечер

    Каждое явление окружающей природы во все времена вызывало особый интерес у писателей русской литературы. Привлекая внимание своей таинственностью и безграничной красотой, они становились источником вдохновения.

Фета никогда нельзя было назвать поэтом мыслителем. Нет, это не значит, что его лирика была пустой и глупой, просто он принадлежал к тому числу поэтов, которые писали «чистые стихи» в их лирике отсутствовал и намек на прозу, строки всегда гармонично сливались друг с другом.

У Фета всегда были недоброжелатели, которые отрицательно отзывались о его творчестве. Они считали, что поэзия должна быть полезной и познавательной, помогает народу идти к лучшей жизни. Но Фет не разделял их мнения, поэтому всегда писал то, что было близко его сердцу. А близким для него была природа, ее красота и возвышенность.

В 1854 году выходит сборник «Вечерние огни» и одним из самых красивых стихотворений в этом сборнике является «Буря». Отличительной чертой сборника является то, что главные герои стихотворения не являются людьми. Он отдает главенство природе и пишет словно от ее лица.

Большая часть стихотворений из этого сборника, описывает море. На создание сборника его сподвигнуло недавнее путешествие в италию. Тогда у него было много эмоций и переживаний, которые требовалось вынести наружу. Италия ему сильно понравилась, стала дня него вдохновением, благодаря которому он напишет еще много стихотворений.

Стихотворение начинается так: «Свежеет ветер, меркнет ночь», казалось бы обычное приветственное утро. Но уже в следующей строке мы видим начало действий:»А море злей и злей бурлит». Он наделяет природу человеческими чертами характера, передаёт ей чувственность и эмоциональность. Для Фета это очень важно, та как он считает, что природа способна все чувствовать, она живая и в то жен время отзывчивая.

Из стихотворения мы так же можем увидеть, что поэт хочет показать могущество стихии и природы в целом. Она свирепа, тяжела. плотна и зла, ни один человек не способен остановить буйство природы. В этом и есть ее главное превосходство.

В последнем четверостишие мы видим появление бога воды, скорее всего это Нептун или Посейдон. Он не появляется на самом деле. просто автор сравнивает разбушевавшуюся бурю с богом. Ведь ей как и ему подвластно управлять судьбами людей.

Анализ стихотворения Фета «Буря»

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета — прекрасный пример того, как за счет точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создает отчетливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный прием — олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстает перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит». морская пена «прянет». бурун «раздражительный» «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: „Вот я вас!»» — в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьезности наблюдается

противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет». «злей и злей бурлит». «прянет». «раздражительней».«шипучая». «бьет» создает живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун» «всесилен и неумолим». читатель в напряжении ожидает кульминации, удара. а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приема Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, — как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее — также частый прием у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырехстопным ямбом — динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации — появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии — вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

«Буря» А.Фет

Всё раздражительней бурун;
Его шипучая волна
Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег бьет чугун.

Как будто бог морской сейчас,
Всесилен и неумолим,
Трезубцем пригрозя своим,
Готов воскликнуть: «Вот я вас!»

Анализ стихотворения Фета «Буря»

«Вечерние огни» — итоговый сборник Фета. Первое издание его увидело свет в 1883 году. Затем поэт опубликовал еще три выпуска. Последняя книга вышла за год до смерти Афанасия Афанасиевича. Знаменитый критик и философ Николай Страхов назвал «Вечерние огни» чистой поэзией. Он отметил, что примеси прозы нет ни в мыслях, ни в образах, ни в звуках. При этом широким массам современников Фета творчество его было не знакомо. Многие критики отзывались о произведениях поэта отрицательно, иногда даже используя откровенно издевательский тон. Главными врагами Афанасия Афанасьевича стали те, кто считал, что искусство непременно должно затрагивать проблемы общества, политики, помогать простому народу обрести лучшую жизнь. Естественно, Фет подобных мыслей не разделял. Большую часть его стихотворений можно отнести к «чистому искусству».

«Буря» — произведение из сборника «Вечерние огни», датированное 1854 годом. Оно входит в небольшой цикл «Море», состоящий из тринадцати стихотворений. Многие из них написаны под впечатлением от путешествия в Италию. Главная отличительная особенность произведений цикла — их удивительная живописность. Стихотворения Фета имеют полное право называться маринами в том значении слова, в котором употребляют его по отношению к художникам. Ключевой герой цикла — море, а не человек. Восемь стихотворений — это чистые пейзажи. К ним относится и «Буря». Ему предшествует «На корабле», в котором даются философские рассуждения лирического героя на тему жизни и смерти. Душой он возносится ввысь, стремится к вечности. В этом контексте «Буря» — своеобразное возвращение назад, спуск с небес на землю. Стихотворение начинается с двух предложений, настраивающих читателей на описание умиротворенного пейзажа. Уже во второй строке ситуация кардинально меняется. Фет переходит к изображению бушующей стихии. Элементы пейзажа он наделяет человеческими чертами: злое море, раздражительный бурун. Очень точно подобраны поэтом глаголы: пена плещет, ветер свежеет. В финале стихотворения возникает образ морского бога — всесильного и неумолимого. Здесь имеется в виду либо древнегреческий Посейдон, либо древнеримский Нептун.

За «Бурей» следует произведение «После бури», в котором Фет рисует перед читателями картину успокоения и отдыха природы, наступления в ней равновесия и гармонии, пробуждения всего сущего.

«Буря», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета - прекрасный пример того, как за счёт точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создаёт отчётливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный приём - олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

«злей и злей бурлит» . морская пена «прянет» . бурун «раздражительный» . В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. - в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьёзности наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет» . «злей и злей бурлит» . «прянет» . «раздражительней» . «шипучая» . «бьёт» . обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим» . читатель в напряжении ожидает кульминации, удара. а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приёма Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, - как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее - также частый приём у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением.

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырёхстопным ямбом - динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации - появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии - вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

Письменный лирический анализ произведения А.А. Фета "Буря"

Его шипучая волна

Так тяжела и так плотна,

Как будто в берег бьет чугун.

Как будто бог морской сейчас,

Всесилен и неумолим,

Трезубцем пригрозя своим,

Готов воскликнуть: "Вот я вас!"

«Буря», анализ стихотворения Фета

Стихотворение «Буря» Афанасия Фета -- прекрасный пример того, как за счёт точно подобранных слов и выразительных средств поэт сразу создаёт отчётливую картину природы в воображении читателя. Далее более подробный анализ этого произведения.

«Буря» была написана в 1854 году, когда в свет вышли уже два сборника стихотворений Фета, и поэт утвердился как признанный художник слова, необыкновенно выразительно изображающий природу. Его излюбленный приём -- олицетворение, одушевление сил окружающего мира. Он является основным и в анализируемом стихотворении.

На море разыгрывается буря, и оно предстаёт перед читателем живым существом: «злей и злей бурлит» . морская пена «прянет» . бурун «раздражительный» . В первых двух четверостишиях описание стихии только напоминает человека этими глаголами и эпитетами, а в последнем, кульминационном, поэт окончательно одушевляет море, введя в описание морского бога. «Трезубцем пригрозя своим, Готов воскликнуть: „Вот я вас!“» -- в этих строчках очеловечивание стихии достигает максимума, грозить такими словами может только очень близкое к людям существо. В этой несерьёзности наблюдается противопоставление нарастающей тревоге первых двух четверостиший. Перечисление слов «меркнет» . «злей и злей бурлит» . «прянет» . «раздражительней» . «шипучая» . «бьёт» создаёт живую картину сердитой стихии. К тому же оно дополнено аллитерацией: «как будто в берег бьет чугун» . обилие взрывных звуков действительно напоминает удары. Морской бог описывается эпитетами «всесилен и неумолим» . читатель в напряжении ожидает кульминации, удара. а звучит всего лишь полушутливая угроза. С помощью этого приёма Фет показывает, что буря не страшна, и нам нечего бояться, -- как будто читатель и автор смотрят на шторм с безопасного берега.

Вовлечение читателя в происходящее -- также частый приём у поэта. Он приглашает зрителя разделить эмоции, переживания, и поэтому делает природу живым, третьим участником происходящего, а не просто изображением. буря фет стихотворение

Стихотворение «Буря» относится к пейзажной лирике, оно написано четырёхстопным ямбом -- динамичным размером, идеальным для описания быстро меняющихся картин природы. Как уже говорилось, композиция построена на нарастании напряжения в первых двух четверостишиях и на резком спаде сразу после кульминации -- появлении морского бога. Сброс эмоции, «перенос» читателя в безопасное место, изображение бури как прекрасной, грозной, но не угрожающей стихии -- вот путь, который автор предназначил зрителю. И прочитав «Бурю», любой ощутит себя причастным к нему.

Работа, которую точно примут

Слушать стихотворение Фета Буря

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Буря