Анализ стихотворения есенина сторона ль моя сторонка.

«Сторона ль моя, сторонка…» Сергей Есенин

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

Анализ стихотворения Есенина «Сторона ль моя, сторонка…»

В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.

Неуловимое или зримое присутствие божественных сил - важная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.

Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями - такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.

Во второй части текста появляются богомольцы - персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь - пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.

Есенин С. А.
"Сторона ль моя, сторонка..."

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса...
Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.
По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.
Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело Спаса кроткого печаль.

1914
читает Р.Клейнер

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Есенин! Золотое имя. Убитый отрок. Гений земли Русской! Никто еще из Поэтов, приходивших в этот мир, не обладал такой духовной силой, чарующей, всевластной, захватывающей душу детской открытостью, нравственной чистотой, глубинной болью-любовью к Отечеству! Над его стихами столько пролито слёз, столько людских душ сочувствовало и сопереживало каждой Есенинской строке, что если бы это было подсчитано – поэзия Есенина перевесила бы любую и намного! Но этот способ оценки землянам недоступен. Хотя с Парнаса можно бы углядеть – никого еще так не любил народ! Со стихами Есенина шли в бой в Отечественную, за его стихи – шли на Соловки, его поэзия волновала души, как ничья иная… Один Господь знает про эту святую любовь народа к сыну своему. Портрет Есенина втискивают в настенные семейные рамки фотографий, ставят на божницу наравне с иконами…
И ни одного Поэта в России еще не истребляли и не запрещали с таким остервенением и упорством, как Есенина! И запрещали, и замалчивали, и принижали в достоинстве, и грязью обливали – и делают это до сих пор. Невозможно понять – почему?
Время показало: чем выше Поэзия своей тайной светлостью – тем озлобленней завистники-неудачники, и тем больше подражателей.
Еще об одном великом Божьем даре Есенина – читал свои стихи так же неповторимо, как создавал. Они так звучали в его душе! Оставалось лишь произнести. Все бывали потрясены его чтением. Заметьте, великие Поэты всегда умели неповторимо и наизусть читать свои стихи – Пушкин и Лермонтов… Блок и Гумилёв… Есенин и Клюев…Цветаева и Мандельштам… Так что, юные господа, стихотворец мямлящий свои строки по бумажке со сцены – не Поэт, а любитель… Поэт может многое не уметь в своей жизни, но только не это!
Последнее стихотворение «До свиданья, друг мой, до свиданья…» – еще одна тайна Поэта. В этом же 1925 году есть другие строки: «Не знаешь ты, что жить на свете стоит!»

Да, в пустынных городских переулках к легкой Есенинской походке прислушивались не только бездомные собаки, «братья меньшие», но и большие недруги.
Мы должны знать истинную правду и не забывать, как по-детски запрокинулась его золотая голова… И снова слышится его последний выхрип:

«Дорогие мои, хор-рошие…»

Есенин всю свою жизнь писал на различные темы. Каждый раз в своих строчках он описывал то что с ним произошло. В его стихотворениях можно увидеть описание природы, разных людей и творения на протяжении многих лет. В поэме "Сторона ль моя, сторонка" автор показывает насколько ему дорога его родина.

В каждой строчке можно увидеть боль и разочарование по родной земле. Как ему в этот момент хочется оказаться на ней. В нем описывается странник который создал Господь, а Божья матерь снова идет на жертвы ради своего сына. Далее постают образы людей которые приносят веру и надежду в божий храм. После этого можно увидеть образы пыльных и уставших людей, которые устали от привычной жизни и хотят увидеть просветление в их мире.

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.

Это стихотворение написано в 1914 году. Поэтический персонаж с нежностью и сочувствием показывает «грустные места» и малоурожайную почву. По произведению можно увидеть маленькую деревню, которая стоит на окраине леса. В этой деревне живут бедные старики и верят в чудо которое должно произойти. Живописный метод предназначается средством, содержащим бедный монастырь в перечень умеренных, ничем не приметных предметов природного мира. Красочной жанровой приметой текста стало применение лексики. Сообщая неповторимый колорит. Это можно увидеть в таких строчках: "И запольная кукушка", "старая церквушка" и другие.

Картинка к стихотворению Сторона ль моя сторонка

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Есенина Голубая кофта синие глаза

    Под конец своей жизни Есенин начал писать маленькие стихотворения. Насчитывается больше десятка таких маленьких произведений, одним из них является стихотворение «Голубая кофта…».

  • Анализ стихотворения Никитина Встреча зимы

    Стихотворение "Встреча зимы", написано в 1854 году. Его создателем является знаменитый русский писатель Никитин Иван Саввич. Этот поэт знаменит своими простыми, легкими и интересными произведениями, написанными для детей.

  • Анализ стихотворения Фета В дымке невидимке

    Фет написал "В дымке-невидимке" в апреле 1873 года. В данном произведении чувствуется печаль и грусть самого автора. Он описывает вишневый сад и вечерний звон. В его стихотворении всегда ярко выражается образ природы.

  • Анализ стихотворения Блока О прекрасной даме

    Александра Блока не зря называли поэтом-символистом, потому что ему довелось жить именно в то время, когда в обществе яро пересматривались устоявшиеся ценности и менялись главные жизненные принципы. И каково же было удивление

  • Анализ стихотворения Бальмонта Будем как солнце

    Стихотворение «Будем, как Солнце!» Константин Бальмонт написал, когда ему было около 36 лет. Молодость уже прошла, наступила пора зрелости. И поэт с тоской вспоминает свою юность, то время, когда человек испытывает самые яркие

Сергей Александрович Есенин

Сторона ль моя, сторонка,
Горевая полоса.
Только лес, да посолонка,
Да заречная коса…

Чахнет старая церквушка,
В облака закинув крест.
И забольная кукушка
Не летит с печальных мест.

По тебе ль, моей сторонке,
В половодье каждый год
С подожочка и котомки
Богомольный льется пот.

Лица пыльны, загорелы,
Веко выглодала даль,
И впилась в худое тело
Спаса кроткого печаль.

В первых есенинских сборниках моделируется особое художественное пространство: размеренная жизнь патриархальной деревни подчиняется законам природы и православной веры. В изображениях крестьянского быта есть место не только для живописного пейзажа или картин праздничных гуляний, но и для прозаических подробностей вроде тараканов или яичной скорлупы.

Неуловимое или зримое присутствие божественных сил — важная особенность деревенского топоса Есенина. Неземные образы просты и конкретны: Господь является старому страннику в образе нищего, а Богоматерь, несущая сына на руках, снова приносит высокую жертву, обрекая дитя на гибель ради спасения земного мира.

Тематика и идейное наполнение художественного текста 1914 г. соответствует основным тенденциям ранней есенинской лирики. За риторическим обращением к родному краю следует пейзажная зарисовка. Лирический герой с нежностью и сочувствием изображает «печальные места», малоурожайную землю: недалеко от леса и речки притулилась деревня, из построек которой упомянута лишь небольшая церковь. К олицетворенному образу последней автор применяет глагольную метафору «чахнет». Художественный прием служит средством, включающим небогатый храм в перечень скромных, ничем не примечательных объектов природного мира. Несомненна связь образа с божественным началом: крест, венчающий здание, доходит до облаков. Потомки тех, кто обосновался на скудной земле, не могут похвастаться достатком, но живут по мудрым законам предков, в согласии с природой и православными традициями — такова глубинная мысль, обобщающая зарисовку.

Во второй части текста появляются богомольцы — персонажи, причастные к таинствам веры, носители истинных религиозных чувств. Их образы также «вырастают» из природного окружения: после упоминания о весеннем половодье возникает метонимическая, подчеркнуто прозаическая деталь — пот. Интересно, что он льется не с лиц или тел странников, а с их атрибутов: посошков и котомок. Портрет путников дается в финальном эпизоде. Изображение худых, загорелых и запыленных лиц, измученных долгой дорогой, дополнено метафорой «выглодала». Троп аналогичной структуры сообщает о христианском смирении, сближающим характеры персонажей с кротким образом Спасителя.

Яркой стилевой приметой текста стало использование диалектной лексики. Придавая интонациям произведения оригинальный рязанский колорит, она применяется для характеристики разнородных деталей: почвы, песни кукушки и вещей богомольцев.