Анализ стихотворения есенина край ты мой заброшенный. Есенин Сергей - Край ты мой заброшенный

Сергей Есенин
* * *

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Читает Р.Клейнер

Рафаэ́ль Алекса́ндрович Кле́йнер (род. 1 июня 1939, д. Рубежное, Луганская область, УССР, СССР) - российский театральный режиссер, Народный артист России (1995 г.).
С 1967 по 1970 г. был актёром Московского Театра Драмы и Комедии на Таганке.

Есенин Сергей Александрович (1895-1925)
Родился Есенин в крестьянской семье. С 1904 по 1912 год учился в Константиновском земском училище и в Спас - Клепиковской школе. За это время им было написано более 30 стихотворений, составлен рукописный сборник “Больные думы” (1912), который он пытался опубликовать в Рязани. Русская деревня, природа средней полосы России, устное народное творчество, а главное - русская классическая литература оказали сильное влияние на формирование юного поэта, направляли его природный талант. Сам Есенин в разное время называл разные источники, питавшие его творчество: песни, частушки, сказки, духовные стихи, “Слово о полку Игореве”, поэзию Лермонтова, Кольцова, Никитина и Надсона. Позднее на него оказывали влияние Блок, Клюев, Белый, Гоголь, Пушкин.
Из писем Есенина 1911 - 1913 годов вырисовывается сложная жизнь поэта. Все это нашло отражение в поэтическом мире его лирики 1910 - 1913 годов, когда им было написано более 60 стихотворений и поэм. Наиболее значительные произведения Есенина, принесшие ему славу одного из лучших поэтов, созданы в 1920 - е годы.
Как всякий великий поэт, Есенин не бездумный певец своих чувств и переживаний, а поэт - философ. Как всякая поэзия, его лирика философична. Философская лирика - это стихи, в которых поэт говорит о вечных проблемах человеческого бытия, ведет поэтический диалог с человеком, природой, землей, Вселенной. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение “Зеленая прическа” (1918). Одно развивается в двух планах: березка - девушка. Читатель так и не узнает, о ком это стихотворение - о березке или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву - красавице русского леса, а она - человеку. Березка в русской поэзии - символ красоты, стройности, юности; она светла и целомудренна.
Поэзией природы, мифологией древних славян проникнуты такие стихотворения 1918 года, как “Серебристая дорога...”, “Песни, песни о чем вы кричите?”, “Я покинул родимый дом...”, “Закружилась листва золотая...” и т.д.
Поэзия Есенина последних, самых трагичных лет (1922 - 1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаще всего в лирике ощущается глубокое осмысление себя и Вселенной (“Не жалею, не зову, не плачу...”, “Отговорила роща золотая...”, “Мы теперь уходим понемного...” и др.)
Поэма ценностей в поэзии Есенина едина и неделима; в ней все взаимосвязано, все образует единую картину “родины любимой” во всем многообразии ее оттенков. Это и является высшим идеалом поэта.
Уйдя из жизни в 30 лет, Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство, и пока живет земля, Есенину - поэту суждено жить с нами и “воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названьем кратким “Русь”.

Край ты мой заброшенный,
Край ты мой, пустырь,
Сенокос некошеный,
Лес да монастырь.

Избы забоченились,
А и всех-то пять.
Крыши их запенились
В заревую гать.

Под соломой-ризою
Выструги стропил,
Ветер плесень сизую
Солнцем окропил.

В окна бьют без промаха
Вороны крылом,
Как метель, черемуха
Машет рукавом.

Уж не сказ ли в прутнике
Жисть твоя и быль,
Что под вечер путнику
Нашептал ковыль?

Анализ стихотворения «Край ты мой заброшенный» Есенина

Есенин очень рано покинул родное село и в целях реализации своих поэтических планов и надежд переехал в Москву. Многое в городе не нравилось деревенскому поэту, но он понимал, что только здесь может добиться славы и известности. К тому же он получал возможность прославить родные места на всю страну. Есенин ненадолго возвращался в деревню и с грустью замечал, что его примеру следуют многие молодые люди. Урбанизация вплотную подошла к русской глубинке. Раннее творчество поэта по большей части проникнуто светлыми и радостными чувствами, но в стихотворении «Край ты мой заброшенный…» (1914 г.) автор печально размышляет над неуклонным процессом вымирания деревни.

Произведение написано очень простым и доступным языком. Заметно глубоко личное отношение автора. Он называет родной край пустырем. В тексте даже не упоминаются люди. Лишь по отдельным приметам можно догадаться об их отсутствии («сенокос некошеный»). В деревне осталось всего пять изб, которые «забоченились». Среди жителей остались одни старики, которые уже не способны поддерживать дома в нормальном состоянии и тихо доживают свой век.

Есенин всегда восхищался русской природой, но из стихотворения становится понятно, что он не представлял себе пейзаж без человека. По мнению поэта, люди являются составной частью природы. Их отсутствие вносит нарушение в естественную гармонию. Автор замечает «плесень сизую», которая нарушает картину. В окна домов свободно бьются вороны, которые всегда олицетворяли собой смерть и нечистую силу.

Такая безрадостная атмосфера заставляет автора усомниться в реальности «жисти» родного края. Возможно, она просто «сказ ковыля», который поведал его одинокому путнику. Есенин боится, что в следующий свой приезд может вообще не найти человеческих следов. Как бы не притягивала его к себе городская жизнь, он всегда помнил о своих глубоких деревенских корнях. Исчезновение малой родины представлялось ему величайшей трагедией.

Впоследствии предсказание Есенина воплотилось в жизнь. Его село не подверглось физическому уничтожению, но советская власть настолько изменила прежний деревенский уклад, что это можно было считать духовной смертью. Спустя 10 лет поэт не узнал Константиново и ощутил себя тем самым одиноким путником.

Стихотворение написано разностопным хореем с перекрестной рифмовкой. Структурно стих состоит из пяти стоп, каждая из которых описывает упадок того или иного уголка деревни.

В первой стопе автор дважды использует повтор-обращение (край ты мой), словно обращается к живому человеку. Родные просторы столь прекрасны и знакомы Есенину- сенокос, лес, монастырь, однако чувствуется уже в этих строках грусть, тоска и обида, что простаивает зря земля.

Образ монастыря, далее переходящий в третью строфу (слома – риза- метафора), (ветер окропил плесень солнцем- метафора)напоминает нам об увлечении поэта религией, в данный период творчества. Не случаен этот образ, ведь главное для деревни это церковь, если есть церковь –деревня будет жить, а здесь даже сама природа- ветер, словно благословляет на дальнейшую жизнь эти обветшалые избенки, окропляя их божественным солнечным светом, не смотря на намеренное использование литоты - пять изб(вторая строфа), символизирующей остановку жизни. Надежда, словно обещание второй жизни, которую лирический герой дает этой деревне, продолжит свое существование в творчестве Есенина, связанном с революционной порой.

Душа лирического героя полна тревогой, за будущее, именно отсюда появляется образ ворон, как предвестников беды, но в этой же строфе (черемуха, словно метель- сравнение)- олицетворение родины, погребенной под белоснежными лепестками, забытой всеми. Сомнения, в том, что деревня оживет, не покидают лирического героя до последних строк, там он видит прошлую жизнь сказкой, былью, которая может уйти в небытие. Именно этого боялся поэт, поэтому возлагал большие надежды на революцию.

Однако, вернувшись в родное село после событий переворота, понял, что он уже не нужен своей Родине, ведь она стала абсолютно иной. Единение Есенина с деревенским бытом столь искренне, что невольно начинаешь сам сопереживать событиям, описанным в данном стихотворении, и радеть за то, чтобы деревня вновь заиграла прежними красками.

Прекрасный поэт С.А. Есенин - представитель крестьянской лирики не мог не заметить в своем творчестве, как вымирают деревни, особенно после войны. Именно об этом и повествует стихотворение «Край ты мой заброшенный», написанное в 1914г. Поэт, родившийся и проживший, часть своей сознательной жизни в селе не может не сопереживать положению русских деревень, оставшихся без мужской силы, которая и держала все на своих плечах.

Анализ стихотворения Край ты мой заброшенный Есенина

В стихотворении повествуется о жизни его родной деревни Константиново. Он там родился и вырос. Но для достижения целей ему приходится уехать оттуда. Конечно, он с детства любил и леса, и поля, и всю природу. Но также он понимал, что в деревне ничего не добьешься, так как работы практически нет. И чтобы получить хорошее будущее он уехал в Москву.

Москва же стала для него вторым домом, но он искренне скучал по отчему дому в Константиново. Где он так все знал и любил. Любил всем сердцем и душой. А душа поэта не выдержала и вылилась в стихотворенье, получившее признание у людей.

Именно его стихотворение «Край ты мой заброшенный» показывает, что его любимая деревня стала превращаться в пустое место. Трава похожая на лес, один монастырь и всего лишь пять хат, по словам автора. Все опустело, пришло в упадок. Все молодые люди рвутся в город за желанием быть лучше и получить больше полезного и хорошего для жизни. Есенин также понимает, что через время все кардинально измениться и может произойти такое, что деревня просто исчезнет.

Подходит революция, которая, по мнению автора должна восстановить уклад его родной деревни и другим, нуждающимся, поселениям. Но суровая правда была такова: стало все еще хуже. Все люди становятся беднее. Это вызвало ужасные чувства позора и омерзения. Печальный образ, пропитанный грустными воспоминаниями детства, Есенин выражает в черном вороне и лепестках черемухи. И это неспроста. Черный ворон – это символ смерти, угасания жизни. А лепестки черемухи подобно белому снегу, превращаются в метель и скрывают все живые воспоминания.

Хоть и заброшен край родной, но чувство предательства, что он уехал, останется до того момента пока вновь не появился в своей деревне. Вот тогда он увидел, что там никому нет до него дела. Жизнь изменилась. И люди тоже изменились в плохую сторону.

Картинка к стихотворению Край ты мой заброшенный

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Пушкина Разговор книгопродавца с поэтом

    Известное стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» было создано в сентябре 1824 года в Михайловском. Нужно отметить, что оно было написано в особый для Пушкина период жизни.

  • Анализ стихоторения Апухтина Зима

    Произведения Алексея Николаевича Апухтина – это запоминающиеся, чувственные, искренние размышления человека с богатым внутренним миром, который любит свой край, не упуская из виду ни одной детали.

  • Анализ стихотворения Бунина Мы рядом шли

    У Бунина была непростая жизнь. Первый брак неудачно развалился, после него он уже не хотел заводить романы и тем более женится. Но в жизни произошли большие изменения, в 1906 году мужчина влюбился.

  • Анализ стихотворения Фета Узник

    Судьба великого русского лирика Афанасия Фета сложилась непросто. Но это не помешало ему открыть для себя и для других превосходный литературный мир. В своей поэзии писатель старался опираться на что-то новое, он искал путь от чувств человека,

  • Анализ стихотворения Баратынского Водопад 6 класс по плану

    В то время когда Баратынский жил в Финляндии, ее природа потрясла его и вдохновила на создание многих произведений. Неподалеку от того места где поэт проходил службу, располагался один водопад. Он был очень высоким, а его ущелье было