Анализ стихотворения блока фабрика.

Стихотворение «Фабрика» было создано в 1903 году и вошло в цикл «Распутья» (1902-1904). Уже само название говорит о пересмотре прежних идеалов и о поиске новых путей. Здесь на смену возвышенному поклонению приходит тревога и попытка познать современный мир, непонятный и страшный. Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как поворотный момент в творчес­ком пути Блока. Здесь поэт поднимает в дальнейшем очень значимую для его творчества тему «страшного мира».

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам - по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

Так начинается стихотворение. Слово «жолты» сразу привлекает своей орфографией. Этот эпитет поэт использует для выражения негативных чувств - отвращения, страха. Другой «говорящий» эпитет стихотворения - черный. «Недвижный кто-то, черный кто-то» - воплощение страшных сил, насилия, надругательства над людьми. Здесь не назван этот «кто-то»: это и фабричный гудок («Он медным голосом зовет»), и те неизвестные, которые «в жолтых окнах засмеются, что этих нищих провели». Такая недоговоренность, жуткая таинственность только усиливает эмоциональ­ное воздействие на читателя. Поэт сочувствует, сострадает миру «нищих», но он ужасается той покорности, которую проявляют люди:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули.

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Нашёл ошибку? Выдели и нажми ctrl + Enter

Анализ стихотворения Блока «Фабрика «

Блок 24 ноября 1903 года создаёт стихотворение «Фабрика». В стихотворении «Фабрика» ознаменовалось новое видение мира. Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлён ввысь к церковному своду, небу. то в «Фабрике» он смотрит вокруг себя («В сосед нем доме окна жолты … »] И даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу всё с моей вершины … »], Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «чёрный кто-то») стихотворения. Эпитет «желтый» привносит в создаваемую картину ассоциации болезненности. нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию приобретает значение символа некой зло вещей силы.

Написание слова «жолты» отражает особенности орфографии Блока, таким образом он хотел подчеркнуть символическое, а не только цветовое значение слова. С миром зла связан другой образ — «недвижный кто-то, чёрный кто-то», являющийся символом некого мирового, мистического зла. Называя жертв этого зла «людьми», «народом», «нищими», Блок не видит в них «рабочих». Так, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не даёт её явлениям социальных, реалистических мотивировок.

Стихотворение «Фабрика» — символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.

Образ фабрики-тюрьмы в стихотворении Блока вызывает у читателей ассоциации с образами брюсовского стихотворения «Каменщик» («Каменщик, каменщик в фартуке белом … » (16 июля 1901). Герой Брюсова, в отличие от блоковских фабричных «людей», «нищих», осознаёт своё социальное положение — положение бесправного рабочего, вынужденного зарабатывать себе на жизнь не только каторжным трудом, но и трудом неблагородным, ибо тюрьма, которую он строит, предназначена для таких же, как он, рабочих.

Стихотворение “Фабрика”, написанное А.Блоком в 1903 году относится к циклу “Распутье” (1902-1904). Автор отходит в своих произведениях от лирической темы, все больше его беспокоят темы социальные, классовое неравенство. Он принимает участие в манифестациях рабочих, и хотя является представителем сытого дворянства, понимает, что на смену дворянам приходят новые люди и процесс этот неизбежен и логичен.

Таким смыслом пронизано стихотворение “Фабрика”. В нем описана обычная действительность — рабочие идут на фабрику, однако эта действительность ужасна — эти люди угнетены и измучены. Их спины сгорблены, они обмануты. Однако автор не называет нам поработителей простых фабрикантов. Он лишь описывает темную зловещую силу, пытается передать нам те эмоции и чувства, которые испытывает угнетенный люд.

Поднимающиеся из погребов новые люди должны вершить историю, они должны вершить справедливость, ведь они заслуживают быть услышанными, быть отмщенными.

Стихотворение насыщено такими эпитетами как “темный”, “глухо”, олицетворениями “задумчивые болты”,- данные приемы помогают нам почувствовать непередаваемое словами состояние смятения, растерянности, беспросветной, бесправной жизни рабочих.

Произведение было написано в преддверии революции, Блок был окрылен надеждами и мечтами в свете начавшейся революции 1904-1905 годов. Однако она потерпела неудачу. Революция подняла из глубин души поэта чувство незримой связи с народом, ответственности перед ним за то, что он писал.

Блок не потерял веры в революцию, с таким посылом в своих стихах он обращался ко всему трудовому народу в период контрреволюционного террора.

Автор глубоко проникся страданиями трудового народа, и хотя сам он не относился к пролетариату, всем сердцем и душой он болел за освобождение угнетенных тружеников. Обо всем этом стих “Фабрика” — о нелегких трудовых буднях, о бессердечных, бессовестных поработителях и о будущем освобождении, оно призраком прослеживается в стихотворении, потому что такое жестокое и сильное угнетение людей людьми дольше длится не может.

Подобные записи

Делаем анализ стихотворения Блока

Стихотворение «Фабрика» было написано Александром Блоком в ноябре 1903 года. Впервые в своем произведении молодой начинающий поэт затронул темы не столь романтичные, как во всем предыдущем периоде творчества при создании сборника «Стихи о Прекрасной Даме», работа над которым велась в 1901-1902 годах. Стих «Фабрика» является частью цикла «Распутья» (относящегося к 1902-1904 гг.), в который также входят стихотворения «По городу бегал черный человек», «Последний день», «По берегу плелся больной человек…», «Из газет» и другие. Данный цикл представляет собой первую попытку поэта-символиста обратиться к социальной тематике, затрагивая проблемы классового неравенства, непосильного труда рабочих, гнета правящих сословий и новых революционных умонастроений.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика» показывает, что сам поэт глубоко сочувствует фабричным рабочим, нещадно эксплуатируемым фабрикантами, образ которых не прописан в стихотворении четко, но лишь отмечен мистическими упоминаниями «недвижный кто-то» и «черный кто-то». В этих упоминаниях таится гораздо больше зловещего смысла, чем в любом подробном описании, поскольку в природе человека инстинктивно заложено бояться всего неизвестного.

Анализ стихотворения Блока в данном случае показывает, что поэт не дает абсолютно никакого динамического описания событий, а словно взяв в руки краски и кисть, пишет в мрачных тонах картину жизни рабочих фабрики. Эпитеты «черный» и «недвижный», так удачно используемые Блоком, еще более, чем неизвестность, подчеркивают и усиливают зловещее впечатление от образа застывшего на стене «кого-то», считающего людей за глухо запертыми воротами.

Анализ стихотворения Блока позволяет нам увидеть, насколько плотно данное стихотворение наполнено различными символами, в совокупности своей создающими цельный зловещий образ фабрики-тюрьмы. Так, образ «глухо запертых ворот» лишь усиливает ощущение чего-то зловещего и скрытого внутри, в стенах фабрики. Также этот образ, наравне с эпитетом «неподвижный кто-то», придает дополнительное чувство статичности, окаменения, отсутствия жизни. В данном случае поэт использует прием лексического параллелизма, используя разные эпитеты для передачи и усиления одного и того же смысла.

Анализ стихотворения Блока в данном случае позволяет прочувствовать всю болезненность гнетущей атмосферы фабрики, на которой правит зловещая тишина и лишь «скрипят задумчивые болты». Ни шум шагов, ни крики людей, ни разговоры не слышны за воротами такой фабрики, словно они являются вратами в иной мир - загробный. Ощущение болезненности в стихотворении передается эпитетами «окна жолты» и «в жолтых окнах».

Двукратное упоминание желтого цвета лишь дополнительно усиливает эффект. Анализ стихотворения Блока позволяет понять, что намеренно используя вместо прилагательного «желтые» словоформу «жолты», поэт стремится показать читателю, что в данном случае первостепенное значение имеет не столько сам цвет, сколько именно передача с его помощью самого ощущения болезненности, исходящего от фабрики. На такой фабрике люди не работают, а находятся в рабстве, теряют здоровье и медленно погибают.

«Фабрика» А.Блок

«Фабрика» Александр Блок

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна . она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя . подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить. Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.

Стремление показать обе стороны медали и заставить людей впервые осмыслить собственную жизнь, беспросветную и лишенную какой-либо надежды воплотились в стихотворении «Фабрика». И на тот момент это было самое большое, что мог сделать поэт для своей страны, погрязшей в насилии и бесправии, которые ознаменовались попыткой перехода общества от феодализма к капитализму.

Послушайте стихотворение Блока Фабрика

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Фабрика

На примере нюнорска мы уже видели, что сделать новый язык не предствляет никакой трудности. В Норвегии жили люди тупые и с домашним заданием малость перечудили. Ну и конечно компа у людей не было. Вещь не критически важная, но подспорье.

За сколько можно сделать новый язык? Да хоть за день. Для этого нужен Дмитрий Евгеньевич (1 шт.), один компьютер и диск с тезаурусом и грамматикой какого-нибудь языка. Например, русского.

1. Выкидываем 9 букв, меням начертание 15, вводим три новые. - 15 мин.

2. Из шести падежей делаем 4 - 15 минут.

3. Меняем систему предлогов, суффиксов и окончаний (вместо "не-", "а-", вместо "при-" - "гры-", вместо "-ший" - "-туй") - 30 минут.

4. Модернизируем временные формы. Например механически переносим схему времён из какого-нибудь португальского языка - 15 минут.

Уфф. 20 минут - чай.

5. Пишем простенькую компьютерную программку для трансформации тезауруса. Кроме первых 4 пунктов добавляем механический трансглюкатор корней (в корне "о", стоящее между определённым типом согласных, переходит в "у", "у" в "а", а "а" в "о" и т.д. - особо измахряться не надо, штучек 20 достаточно). Слово за слово, прошло 2,5 часа.

30 минут отдых - кресла-качалка, просмотр ЖЖ.

6. Теперь трансформируем тезаурус. Сколько слов в развитом культурном языке? Да несколько тысяч. Остальное производные и международные термины ("астрофизику" и "терапевта" трогать не будем). За сколько трансформировать можно при помощи программы? Да за пять минут.

7. Прикол. Просматриваем получившиеся слова, кое-где шутим, чтобы почуднее получилось - легче будет запоминать. Да и филологи потом пускай голову поломают. - 4 часа.

Итого. Без напряга, за один рабочий день язык готов.

Теперь язык надо выучить. Тут посложнее. Хотя говорят, что полиглот может за месяц освоить незнакомый язык. Наш же язык очень даже знакомый. "Сами лепили". Опять же, несмотря на сильное отличие от русского (примерно на уровне немецкого), зная правила искажения можно головным путём восстановить забытое слово. Так же легко иметь под рукой корпус национальных текстов. Русский язык переводится при помощи компьютерной программы на... скажем, "анатидай" мгновенно. За час всего Достоевского можно перевести любо-дорого.

В общем, чтобы освоить такой язык его автору нужно полгода. Чтобы говорить в совершенстве - год. Это для человека средних способностей. Очень хорошо, если при этом у вас есть маленькие дети. Идеально 2 годика и 4. Когда им будет три и пять - будут крякать на анатидае так, что рот откроете. У них ещё и поучитесь.

Теперь языковая культура. Вроде дело посложнее. Да нет. ПАРА ПУСТЯКОВ.

1. Детские идентификационные тексты. Колыбельные, речёвки, примитивные сказки. Пишутся самым бездарным литератором за неделю. (Поэтому, кстати, детская литература вещь страшная. Конкуренция у детских писателей 100 человек на место, кто место занимает - упакован до конца жизни. Представьте себе шеф-повара детского ресторана: манная каша, кисель, сахарная вата. А ну, ломанись с пюре и селёдкой в ресторан взрослый - вышибут пинком.)

В общем пишем:

Жили-были дед и баба. Сделала баба однажды деду бутерброд. Захотел Бутерброд убежать от деда, выпрыгнул в окно, а катиться не может - квадратный. Смотрит, летит ворона. Он вороне говорит: "Ворона, ворона, съешь меня, я вкусный". Положила его ворона в клюв и полетела в гнездо - детей кормить. Летят они, летят, далеко от избушки отлетели, Бутерброд ворону и спрашивает: "Ворона-ворона, а что у тебя во рту".

Поговорки хорошо пойдут, загадки:

"Точность - вежливость снайпера". Или: "Что такое - не гнётся не ломается, а только кувыркается?" (филолог).

Анатидайский язык отличается меткостью и образностью.

2. С серьёзной литературой конечно будет напряжёнка. Но знаете, не Боги горшки обжигают. Постепенно-то. Тем более что переводной литературы море. Пойдут критические статьи, подражания, сначала неумелые. А уж если брать поэзию. Все поэтические темы - бродячие, а целина рифм непаханная. Есть где развернуться. Так что ПОЙДЁТ. Не хуже, а может и лучше, чем на воляпюке и эсперанто - эти языки долго наращивали переводческую базу.

Бабло есть - за 10 лет группу в несколько тысяч человек можно сделать. Например, организовать бесплатные детские сады с преподаванием анатидая. Пустить бесплатно литературу, сначала детскую. Собственно, что я говорю. Пример Заменгофа и Ко уже есть, тут и доказывать нечего. Только не понимают люди насколько это обыденно и несерьёзно - сделать НАСТОЯЩИЙ язык.

Напилась дура-девка, затащили её морячки в кусты - через 9 месяцев малыш: "Ма-ма". Лезет к сиське безо всякого карнавализма.

Что им чиновник ответит? Скажет, учите русский? Батенька, С РАДОСТЬЮ. Выпустите только русско-анатидайский словарь, учебник русского на анатидайском. Финансируйте обучение. Потом анатидайцы хотели бы прослушить хоть самый краткий курс своей истории. Имеют право. Что, истории нет, в капусте нашли? А В РЫЛО? Детдомовские шутить не любят. Да на шовиниста и укорот есть. Хоть ООН, хоть ЮНЕСКО, хоть Эмнисти Интернешнл. Вчёный? Хочешь доказать, что анатидайцы появились в 1987 году, и то в проекте? ПОДИТ-КА ПОПЛЯШИ. А вот такая тебе на это информейшен будет:

3. Принадлежат к реликтовой прароманской этнической группе, на что указывают характерные временные формы (можно в пункте 7 и штучек двадцать слов из македоно-ретороманского языка сыпануть - пускай аверинцевы попляшут). Да ещё и по лбу с оттяжкой - анатидайцы это родственники каготов. Пляши, аверинцев, защищай диссертации.

А теперь посмотрите на себя в зеркало. Вы кто? "Русский", "украинец", "грузин", "литовец", "еврей"?.. А вдруг "анатидаец"? Матросня пошутила, а вы живёте. И вырваться из своего телесного (словесного) кокона не можете.

Вот ведь ужас какой пригрезиться может.

Страшный и монотонный мир простых людей Александр Блок открывает в стихотворении «Фабрика», которое преисполнено сочувствия к рабочему люду. Стих пишется в 1903 году, когда на фабриках и заводах России царит напряжение, вызванное рабскими условиями труда, что выльется через несколько лет в трагические события 1905 года.

Тема стихотворения

Главная тема стихотворения «Фабрика» - это попытка поэта показать расслоение в обществе и угнетение рабочего класса. Блок становится над событиями, не причисляя себя к рабочим, но проявляя сочувствие к их судьбам. В стихотворении нет сложных литературных оборотов, оно написано простым и понятным языком, что подчёркивает односложный быт рабочих российских заводов и фабрик.

При чтении строк создаётся впечатление, что автору стыдно за положение рабочих – он сочувствует, но ничего не может изменить. Это положение в недалёком будущем сделает Блока приверженцем революции, хотя в том виде, в котором произошли события 1917 года, они его не порадовали.

Классический четырёхстопный ямб дополнительно подчёркивает монотонность жизни рабочих, у которых каждый сегодняшний день похож на вчерашний. Тяжёлая работа сменяется коротким отдыхом, а редкие выходные не дают возможности почувствовать радости жизни.

В соседнем доме окна жолты.

В стихотворении Блок описывает картину работы фабрики, глядя на события со стороны. Автор видит фабрику из окон соседнего дома и воспринимает её работу, как картину «страшного мира». Страх, по мнению поэта, это не только и не столько вспышка ужаса, а ощущение безысходности, когда он полностью завладевает душой, делая из человека марионетку.

Разделение общества глазами Блока

Картина, нарисованная пером поэта, имеет отголоски мистицизма, чего стоят только первые строки, где показан приход рабочих на ночную смену. Жёлтые окна фабрики манят их, как голоса сирен в море, скрипят болты тяжёлых ворот и завод впускает жертв в свою разверзнутую пасть. Перед открытием ворот людей в гробовой тишине пересчитывают, как цыплят, а затем пропускают внутрь. На лицах нет радости, все рабочие принимают очередной день, как вынужденную необходимость, и подставляют спины под тяжёлые кули, чтобы утром измученными едва добрести до дома.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.

В жёлтых, освещённых окнах фабрики сидят её владельцы, которые смеются над каждодневной мукой рабочих, вынужденных работать за копейки, чтобы не умереть с голода.

В глазах Блока мир, увиденный им со стороны, разделён на две части – малую и большую. В малом мире живую считанные капиталисты, которые спрятались в жёлтых окнах фабрик и заводов и смеются над своим превосходством. Они считают барыши, заработанные на тяжёлом труде миллионов рабочих и получают от жизни максимум. Большая часть мира находится в угнетённом положении. За счёт тяжёлой работы они зарабатывают минимум на хлеб, а жизнь их не отмечена радостями.

Вывод

В стихотворении «Фабрика» Блок отказался от своей излюбленной лирики, а показал нам полудокументальную картину тяжёлого положения рабочих на заре XX века. В это время поэт становится на сторону угнетённых, переживая, что не может им помочь. Поэт говорит в строках, что нельзя разделять общество на две столько противоположные стороны, он убеждает читателей, что счастья достоин любой человек, независимо от его происхождения и социального положения.

Блок не хочет видеть в мире марионеток, которые связаны по рукам и ногам нуждой, а призывает к более справедливому распределению материальных ценностей. Много ли изменилось в мире с 1903 года, стало ли общество справедливым в России, пусть каждый ответит сам.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.
Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.
Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

«В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам. И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жёлтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.»

Александр Блок « ФАБРИКА»

Поднимай его! Так… Аккуратнее! Выше ноги!.. Голову! Голову береги!

Уильям, черт тебя подери! Помог бы нести этого мастодонта! Тяжелый, словно дьявол!

Тш-ш-ш!.. Не поминай имя нечистого… Этого дурака сбила одна из тех чудовищных повозок с мотором. Уж не знаю, кто их выдумал, но, явно, не человек!

Кажется, он еще живой! Будто стонет… Быстро к фонарю, посмотрим!
Двое оборванцев, сгибаясь под весом тучного джентльмена, поспешили к уличному столбу, верхушку которого венчал фонарь, в свете которого перед ними возник человек средних лет: начинающий лысеть череп, обтянутый сетью мелких морщин, острый выбритый подбородок и сильно обвисшее брюшко в дорогом костюме. Джентльмен открыл глаза. Щурясь от яркого света фонаря, он медленно окинул взором все вокруг себя. Его губы едва шевелились, силясь что-то произнести, но из дрожащего рта доносился лишь хрип.

Мерзко…смеются… Разбить! - через силу выдавил из себя старик, брызгая слюной.

Господин, только назовите место, в которое вас отнести и, клянусь честью, вы будете у любой части города менее чем за половину часа, и всего за 10 монет - с важной неспешностью знатока изрек тощий бродяга Уильям, сняв шляпу.

Во…ды, - прошептал пострадавший, болезненно выпучив глаза и приоткрыв рот.

Сию минуту! - живо откликнулся бродяга Уильям и умчался в темноту исполнять просьбу. Топот ног, и - Уильям тут как тут с полной шляпой мутной воды. Губы страдальчески припали к грязному краю шляпы.

Отведите меня в… - тихий голос осекся и перешел в глухой стон.
Кряхтя и шепотом проклиная всех полных людей, бродяги тащили господина в ближайшую больницу. Надрываясь под телом господина, оба грезили о неплохом вознаграждении, что придавало сил их спинам и рукам.

Престарелому джентльмену с трудом давался каждый вдох, и он давно бы лишился чувств, если бы не постоянная тряска небережливых рук. Недалеко располагался военный госпиталь, куда и направлялись оборванцы. Два фонаря освещали большую дверь с вырезанным распятием. Табличка гласила, что этот госпиталь построен на деньги анонимного благодетеля и во славу никому неизвестного святого. Внутри всегда дежурил врач, заботой которого были точно такие же бедолаги, как и сбитый автомобилем толстяк. Дежурный врач - дородный и далеко немолодой мужчина в кожаном хирургическом комбинезоне, - спал на стуле, оглашая пустое здание мерным храпом. Бродяга Бор, что таскал сбитого старика, с грохотом положил ношу на стол прямо перед врачом. Доктор, открыв глаза, с сонным непониманием уставился на ночных посетителей.

Господа… простите, сегодня так клонит в сон… Что у вас? - потягиваясь, пробормотал хирург.

Нашли на дороге этого господина. Его сбил этот, как его… автомобиль, точно! Хрипит, кашляет! - затараторил Уильям.

Немедленно поднимите его, и быстро за мной! - решительно сказал уже проснувшийся медик и устремился вверх по лестнице. Бродяги вздохнули и быстро потащили вдвоем тушу вслед за врачом. Они изо всех сил старались не сильно трясти пострадавшего.

Так! Хорошо! Положите его на кровать. Думаю, этот джентльмен будет вам крайне признателен за вашу помощь и будет не прочь отблагодарить вас после операции. Ожидайте за дверью, если желаете.

То есть, он точно живым будет? - заискивающе спросил Уильям.

На все воля Всевышнего, а я только его инструмент, - ответил медик.

Вы врач или священник?! Мы хотим, чтобы этот человек жил! - проголосил Бор.

Сделаю все, что будет в моей власти. Ждите!

Оборванцы устало переглянулись и сели прямо на пол перед дверью кабинета. Сон за несколько минут поборол обоих.

Заперев кабинет на ключ, врач склонился над жирной грудью своего пациента и прислушался к биению сердца. Глаза медика были сомкнуты, а рот подрагивал в нервном тике, силясь стать улыбкой. Со стороны казалось, что ему крайне приятны ритмы сердца, но то было выражение тревоги: сердце хаотично колотилось, словно спешило перед кончиной настучаться всласть.

Проклятье! Где хлороформ?

Доктор, оставьте. Пустяки, - с выдохом произнес джентльмен.

Тише! Молчите… Похоже, что у вас переломаны три ребра и, наверняка, внутреннее кровотечение, а у меня нет хлороформа! - проговорил врач, странно улыбаясь, - может, в кладовке осталось что-то. Подождите совсем немного!

Молите бога, чтобы хлороформ нашёлся, иначе вам придётся сильно потерпеть.

Доктор, я ценю вашу заботу. У меня есть просьба - не уходите, посидите со мной тут, а я постараюсь развлечь вас рассказом…

Нет, не может быть и речи! Вот, лучше выпейте это, боль притупится на время. Необходима операция, иначе вы не доживете до рассвета, глупый вы человек!

В самом деле, глупый, раз трачу время… До рассвета не так много времени, а рассказ довольно длинный.

Замолчите!

Почему на фабриках желтые окна? - отстраненно изрек пациент.

Прости меня, Гиппократ - произнес хирург, перекрещиваясь скальпелем, - заткнитесь, ради всего святого!..

Молодой человек, мой срок подходит к концу. Однако, операция действительно нужна, но только моей душе, а этот кусок мяса доживает последнее. Нечего его жалеть и лелеять. Так вы посидите со мной? - спросил господин, по-детски уставившись на хирурга.

Врач удивленно посмотрел на мужчину. Еще никто в его практике не пренебрегал своим телом, и даже дряхлеющие старики цеплялись за свои кости, лишь бы пробыть дольше на этом свете. Пациент откашлялся и тихо заговорил.

Моя жизнь до этого момента была лишь пеленой, что старательно я сам себе навесил на глаза. Я жил, работал, и повсюду были отвратительные желтые окна. Почему они желтые? Почему?!..

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения «Фабрика» Блока

Стихотворение «Фабрика» (1903 г.) относится к раннему периоду творчества Блока. Он был еще очень молодым человеком и, подобно многим своим современникам, не мог равнодушно наблюдать за страданиями простого народа. Переход к капитализму во всем мире сопровождался голодом и разорением бывших крестьян. Россия поздно вступила на этот путь, поэтому зарождающемуся русскому пролетариату было еще тяжелее. Даже символист Блок почувствовал тягу к революционному движению.

Сюжет произведения довольно-таки прост. В нем изображена обычная фабрика, вокруг которой каждый день собираются голодные люди, мечтающие получить работу. Мрачность атмосферы подчеркнута цветовыми оттенками. Желтый цвет окон символизирует абсолютную власть золота, денег. Богатому капиталисту безразлична судьба тысяч людей, которые обречены на голодную смерть. Его интересует только их рабочая ценность, которая принесет ему прибыль. Рабочие готовы часами простаивать перед воротами фабрики, они пойдут на любое унижение ради минимального заработка. Зарплата и доходы владельца фабрики исчисляются в одних и тех же деньгах, но разница между ними колоссальна. Посредником между фабрикантом и рабочими выступает «черный кто-то». Черный цвет традиционно обозначает зло, темную дьявольскую силу. Пересчитываемые рабочие уже не люди, они становятся товаром, имеющим свою цену.

Автор выступает наблюдателем, который не принадлежит ни к одной из сторон. Но ужасная картина вызывает в нем огромное сочувствие к судьбам несчастных людей. «Медный голос» олицетворяет собой заводской гудок, ставший символом промышленного переворота во всем мире. Он трубит всему человечеству о техническом прогрессе, но в то же время является сигналом для миллионов измученных людей о начале каторжной жизни.

Негодование Блока прорывается в последних строчках. Из «желтых окон» раздается смех над теми несчастными, которых вновь «провели». Устроившись на фабрику, человек за кусок хлеба становился рабом на всю оставшуюся жизнь, которая обычно длилась недолго.

В стихотворении «Фабрика» Блок еще не высказывает революционных призывов. Он просто констатирует страшный факт и обращает на него внимание равнодушного общества. Игнорирование судеб простых людей, стремление выжать из них все соки, в конце концов, привели к кровавой революции. Нельзя перекладывать ответственность только на радикальные течения. Они появились на волне народного недовольства. Блок видел, к чему может все привести, и пытался, как мог, предотвратить жестокую развязку.