Анализ стихотворения блока фабрика. Анализ стихотворения «Фабрика» А.А

«Фабрика» Александр Блок

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

Короткое и емкое произведение Александра Блока «Фабрика», состоящее всего из четырех четверостиший, было создано в 1903 году и впоследствии вошло в цикл «Распутье». На первый взгляд, оно описывает ничем не примечательные будни обычных работяг, которые вынуждены зарабатывать себе на жизнь тяжким трудом. Однако не стоит забывать, что Россия начал 20 века походила на бурлящий котел, и очень многие слои общества, включая и некоторых аристократов, мечтали о переменах. Революционные идеи уже носились в воздухе и, естественно, пленили молодого поэта, который очень скоро стал одним из сторонников свержения существующего строя.

Впоследствии революционные события, повлекшие за собой не только падение царского режима, но и развязавшие гражданскую войну, вызвали у Александра Блокав последние месяцы жизни глубокое отвращение. Но до этого момента было еще без малого два десятилетия, поэтому стихотворение «Фабрика» стало олицетворением того бедственного положения, в котором веками находилось самое низшее сословие царской России – рабочие и крестьяне. Само произведение построено на контрасте цветов, где черный отождествляет беспросветный мрак и ужас жизни для трудящихся фабрики, а желтый символизирует тепло, сытость и достаток, в котором пребывают владельцы предприятия. Черное – это грязь, страх и безысходность, желтое – звон золотых монет, который дозволено слышать лишь избранным.

Идея этого произведения проста и доступна , она заключается в том, чтобы показать, что рядом соседствует два совершенно разных мира, которые практически никогда не пересекаются. Хотя населяющие их люди прекрасно осведомлены о существовании друг друга. Однако в первом случае рабочие не смеют восставать против существующего порядка и вынуждены безропотно подчиняться своим хозяевам. Они вынуждены «согнуть измученные спины», чтобы хоть что-то заработать себе на пропитание, но вряд ли еще осознают, что получают лишь ничтожные крохи с барского стола. В то же время правящая элита очень хорошо представляет, как именно должен оплачиваться труд рабочих, и радуется тому, что пока еще есть возможность обманывать «этих нищих», попутно набивая собственные карманы деньгами.

В стихотворении автор занял позицию стороннего наблюдателя , подчеркнув, что прекрасно понимает, что же происходит на самом деле, однако не считает возможным вмешиваться в ситуацию. Собственно говоря, Александр Блок в момент написания «Фабрики» был весьма трезвомыслящим 23-летним молодым человеком и прекрасно понимал, что до тех пор, пока низшие слои общества будут мириться с действительностью, они так и останутся рабами. Однако они также отдавал себе отчет в том, что народные массы еще не готовы к свержению существующего общественно-политического строя, так как в подавляющем большинстве и рабочие, и крестьяне являются людьми неграмотными, привыкшими довольствоваться малым. И поэтому между строчек в стихотворении «Фабрика» читаются боль, отчаяние и невозможность что-либо исправить. Однако данное произведение трудно назвать простой констатацией факта, потому как построенное на контрасте произведение вызывает вполне определенные чувства – сопереживание тем, кто вынужден работать за гроши, и ненависть в отношении сытых и лживых фабрикантов, которые получают наслаждение, нагло обманывая рабочих.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жёлтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

В очередной раз убеждаюсь в пророческой силе поэзии Александра Блока. Люди, собиравшиеся вчера на Болотной, конечно, не считают себя нищими и вряд ли являются, как герои этого стихотворения Блока, фабричными рабочими, но сути дела это нисколько не меняет. В жёлтых (Блок любил писать «жолтых», что ещё экспрессивней) окнах Кремля засмеялись два бадминтониста и господин Сурков, радуясь удачно и безупречно корректно проведённой операции: нищих провели без единого выстрела и даже без единого сломанного ребра. Свободные граждане свободной страны захотели собраться на дискотеку для людей всех возрастов? - Пожалуйста. Триста человек? - Пожалуйста. Тридцать тысяч? - На здоровье: это ваше конституционное право. Хотите кричать «Путина - на нары!»? - А почему нет? Свобода слова - величайшее завоевание демократии. Хотите принять резолюцию? - Как не порадоваться за сознательных граждан, умеющих связно формулировать свои пожелания! Вы за честные выборы? - Так и мы тоже, всеми шестью руками (вместе с руками Суркова). Были фальсификации на выборах? - Это очень хорошо, что вы их зафиксировали, сознательные граждане, мы непременно со всем разберёмся, виновные будут наказаны. Справедливости ради надо, конечно, отметить, что европейские наблюдатели на наших выборах никаких особых нарушений не выявили, признали их соответствующими международным нормам, но мы всё равно разберёмся: нашим же гражданам виднее, чем забугорным шакалам либерализма, не правда ли?

Люди в жёлтых окнах вежливо улыбаются и даже корректно посмеиваются, приветливо помахивают ручками. А вы, сознательные граждане, тем временем отсыпайтесь и заблаговременно готовьтесь к завтрашнему дню, началу трудовой недели. Заблаговременно заводите свои будильники, чтобы выйти в темень и вскоре, как вам и положено, навалить на спины свои кули. Давайте, пошевеливайтесь, арбайтен, арбайтен! Arbeit macht frei!

Фабричная труба зовёт.

Сохранено

Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули. И в жёлтых окнах засмеются, Что этих нищих провели. В очередной раз убеждаюсь в пророческой силе поэзии Александра Блока. Люди, собиравшиеся вчера на Болотной, конечно, не считают себя нищими и...

"/>

Стихотворение «Фабрика» написано Блоком в 1903г, относится к позднему творчеству, принадлежит циклу произведений « Распутья». Именно в данном стихотворении появляется тема города и простого народа в нем, которая позднее выльется в ряд стихотворений о революции. Тема стихотворения- описание фабричного производства, идея- показать классовое неравенство.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который при прочтении создает ритм марша, что свойственно блоковской лирике. Очень малое количество выразительных средств используется автором в данном произведении, больший акцент делается на цветовую составляющую: задумчивые болты (метафора), медный голос(эпитет), он не человеческий, метал, не имеющий чувств сопереживания и сочувствия; голосом согнуть спины(метафора), в страхе держат всех трудящихся, которые стали рабами; кто-то черный(эпитет-цветовой), олицетворение страха, страдания; желтые окна(эпитет-цветовой), кстати, примечательно, что это окна тех, кто выше по своему положению, в творчестве Блока- это олицетворение пошлости и праздности, в символическом смысле желтый олицетворяет богатство.

Лирический герой наблюдает печальную картину, как люди, их много, это подчеркивает местоимение ОНИ, изо дня в день совершают физический труд. Он видит их в сумраке вечера, что не дает ему разглядеть возраст и пол людей, словно нарочно они обезличены, ведь в них описан весь народ предреволюционной России.

И в противовес этой безмолвной толпы изображен кто-то, такой же безликий, недвижный и черный, он выше всех их по социальному положению, это подчеркивает его местонахождения- стена, он считает людей, как скот, пересчитывают в ожидании прибыли, вырученной именно за его количество.

Лирический герой тоже выше по своей социальной ступеньке всей этой трудовой массы, но он сочувствует им, их бедности, наивности, их безмолвному покорству. Люди эти не мыслят о том, что их используют, они, как безмолвное стадо овец (войдут, разбредутся, навалят- глаголы совершенного вида) совершают ежедневно, ежеминутно один и тот же рутинный труд.

Стихотворение достаточно пессимистично, так как люди загнаны в тупик, но самое поразительное, что даже не хотят что-то менять в своих судьбах.

Вариант №2

Стихотворение А.А. Блока "Фабрика" было создано в 1903 году. Оно входит в цикл "Распутья". В творчестве поэта этот стих играет важную роль. Впервые автор затрагивает тему города и жизни, обывателей в нем. В более позднем творчестве Александра Александровича эта проблема получит своё развитие и перейдёт в более серьёзную - переосмысление революции.

Сюжет стихотворения сложен как будто из моментов жизни городских жителей. Каждый рутинный день рабочих можно представить, представив себе разрозненные события, описанные в "Фабрике". Ежедневно ещё в темную рань утра люди отправляются на каторжный труд. Они вынуждены тяжело работать, в то время как зажиточные жители насмехаются над бедняками. Блок показывает расслоение жителей по классам. Лирический герой, от лица которого ведётся повествование, сочувствует угнетенному низшему классу, однако он не принадлежит ему. Что доказывают строчки: "Я вижу все с моей вершины".

Благодаря размеру, четырехстопному ямбу, поэт создаёт ритм, похожий на марш. Перед глазами встаёт картина идущих на фабрику рабочих стройными рядам, как солдаты на войну. В строчках "Фабрики" нет обилия метафор и образов, что характерно для поэзии А.А. Блока. Автор хотел "упростить" стихотворение, чтобы как можно проще показать будний день городского жителя. У него нет развлечений и красок в жизни. У рабочих нет никаких интересов и целей, кроме работы на фабрике. Большое значение здесь имеет цвет. Строфы стихотворения построены на контрасте. Жизнь рабочих - это сплошная темнота, она противопоставляется желтому цвету довольства зажиточных людей, владельцев заводов. Миры этих людей практически не пересекаются. Бедные вынуждены "гнуть свои спины" ради благополучия "избранных" хозяев. Работники не смеют высказывать возражения против существующего строя и продолжают молча повиноваться.

Для того чтобы лучше понять настроение героев в этих строчках, надо понимать какие реалии сопутствовали началу XX века в России. Страна была похожа на котёл, в котором беспрерывно бурлят идеи и недовольства просто народа. И через несколько лет эти молчаливые рабочие выразят в полной мере свой гнев.

Анализ стихотворения Фабрика Блока

«Фабрика» - предреволюционное стихотворение Блока. Именно в нем молодой поет впервые заговорил о социальном неравенстве и коснулся проблем государственного устоя. В стихотворении нет динамики, ведь главной задачей было «нарисовать» словами обычный день из работы учреждения. Как известно, подобные фабрики, на которых люди тяжело работали, теряя здоровья и получая никчемную оплату, были популярны в России начала 20-го века. Их автор и осуждает. В первую очередь, он описывает огромную пропасть между людьми, которые давали работу, и самими трудящимися.

При описании предпринимательского дома, автор использует желтый цвет («В соседнем доме окна жолтые»). Желтый – цвет золота и богатства. А когда Блок говорит о людях, который собираются каждый вечер под фабрикой – в этого стихе преобладает черный. Таким образом Александр Блок разделяет богачей, которые живут в роскоши и простых трудящих, жизнь которых наполнена черным цветом, нищетой и унижением.

В стихе присутствует некоторая таинственность («Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.»). С помощью нее автор показывает, что сама фабрика внушала внутренней трепет и даже страх, всегда было неизвестно, какое новые указание поступит из ее стен.

Эмоционально сильной является последние строки произведения («И в желтых окнах засмеются, что этих нищих провели.») В них автор обличает не только социальную пропасть между двумя классами, но и отношение зазнавшихся богачей к простым людям, которые у них работают. Ведь когда больные и измученные трудяги примутся за работу, работодатели в очередной раз порадуются тому, как умело провели глупцов. Ведь они знают, что тяжелая работа заслуживает щедрой оплаты, но никогда не выплатят этих денег.

Стихотворение Александра Блока «Фабрика» – это сожаление об множестве людей, у которых все еще не хватает сил, чтобы противостоять адским правилам жизни, которые для них придумала элита общества. Поэтому они сильнее прогибают свои спины и продолжают работать для фабрики.

Вариант №4

Фабрики - места, в которых в 1903 году работало очень большое количество населения Царской России. А время было не спокойное, начинала назревать революция. Александр Блок написал стихотворение «Фабрика», как раз в дореволюционный период. В нем он сравнивал два класса, социальных статуса, которые жили в одном месте, но, как будто, в разное время.

Лирический герой наблюдает со стороны, он выбрал нейтральную позицию и старается не показывать свое реальное отношение к происходящему. Он видит, как еще в темноте, люди идут на фабрику, чтобы заработать себе на кусок хлеба. «В желтых окнах засмеются» люди высшего сословия, что рабочих, словно скот, по пересчету провожают в двери фабрики. А наш герой просто стоит и смотрит, он, конечно, испытывает жалость к рабочему классу, но он считает, что необходимо менять систему, а не преклоняться перед ней.

Стихотворение имеет мрачный оттенок, в нем нет жизни, все размеренно и ритмично, словно марш солдат по плацу. Всего два цвета присутствуют в этом стихотворении – желтый и черный. Желтый символизирует безумство высшего сословия и угнетенность рабочего класса. Одни высмеивают других, но не задумываются, что благодаря именно рабочему классу у них есть все то, что они имеют. А черный цвет придает темноты и страха, вокруг не видно ничего, кроме черных силуэтов на темно-сером фоне. У черной массы нет лиц, ровным счетом, как и у «желтых окон». Низ мы видим, но не слышим, а верх, наоборот, слышим, но не видим. Рабочие никогда не узнают и не увидят тех, кто ими по-настоящему управляет.

Блок передал своим стихотворением сразу историю всей Царской России, как, в прочем, половина живет и сейчас. Безропотное подчинение рабочего класса, отсутствие свободы выбора и страх перед неопределенностью лишили всех этих людей голоса, они слепо выполняют приказы. А наш лирический герой стоит на своей вершине и смотрит «как этих нищих провели», только, в отличие от своих соседей, он не злорадствует и не издевается, а сожалеет, но сделать ничего не может, поэтому у него позиция стороннего наблюдателя.

Стихотворение выдержано довольно в суровом стиле, словно в барабан такт отбивается, хотя оно достаточно мелодично. В нем отсутствуют лишние эпитеты и метафоры, все очень реалистично, что показывает серьезность происходящего. Это было одно из первых стихотворений А. А. Блока в таком стиле.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Фабрика


Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Лермонтова Кавказ 8 класс

    М.Ю. Лермонтов не один раз бывал на Кавказе, поэтому большое количество его стихов было посвящено природе этого чудесного места. Он посещал горы ещё в детстве, с бабушкой, и они смогли влюбить в себя поэта. Но влюбился он не только

Фабрика стоит в стороне от всех стихотворений Александра Блока. Оно не похоже на излюбленную возвышенную лирику поэта. Стихотворение больше напоминает короткометражный фильм о тяжком труде угнетённых слоёв общества.

Стихотворение было написано в 1903 году, в период раннего творчества Александра Александровича Блока. Замыслы о революции уже витали в воздухе. Автор, как и многие представители интеллигенции, мечтал о грядущих переменах.

И вот за два года до самой Октябрьской революции он пишет стихотворение «Фабрика», которое включил в цикл «Распутья». Произведение стало своего рода криком молодой души поэта. Им Блок хотел открыть глаза общественности на тяжкое положение обычного рабочего класса.

Жанр, направление и размер

«Фабрика» по жанру близко к элегии. Автор выказывает своё недовольство по поводу острой социальной проблемы, именно этот факт позволяет назвать стихотворение элегическим. Четырёхстопный ямб позволяет создать необходимый ритм. Рифма перекрёстная.

Без сомнения, направлением стихотворения является символизм. Мрачность, символическое столкновение «страшного мира» и души человека, образы-символы – все это является составляющими данного литературного течения.

Образы и символы

Главными символами стихотворения стали цвета, а именно: сочетание жёлтого, черного и медного цветов («окна желты» и «чёрный кто-то», «медный голос»). Жёлтый, как символ обмана, указывает на то, что бедный доверчивый народ гнёт свои спины на смех «чёрных» угнетателей. Кроме того, чёрный цвет – это цвет скорби. Скорбят здесь обманутые. Также стоит отметить, что жёлтый у Блока является и символом обогащения капиталистов, их пошлости. Медный цвет в контексте стихотворения означает страх, поскольку «медный голос гнёт измученные спины».

Лирический герой стоит над ситуацией и является рассказчиком. Он делит свою повесть на две части: описание мирка угнетённых рабочих и мира капиталистов за «жёлтыми» окнами.

Темы и настроение

Основная тема «Фабрики» — социальное расслоение на капиталистов и рабочий класс. Описание жизни простых рабочих подводит к бытовой теме: жизнь простого люда полна убожества и голой нищеты, зато богачи живут праздно и сытно, их роскошь бесполезна и нарочито бестактна рядом с теми, кто отдает лучшие годы жизни за кусок хлеба. Также мы видим в произведении проблему социального неравенства, разделения мира на бедных и богатых, господ и рабов. Рано или поздно в этой реальности неизбежно наступит решающий конфликт, острая кровавая драма, нерв которой чувствуется уже сегодня.

Стихотворению присущ суровый стиль. Мрачные картины, цвета и ритм, похожий на марш, создают пессимистичный настрой. Впечатление замкнутости и потерянности преследуют читателя до последнего слова.

Основная идея

Несправедливость затрагивает сердце того, кто хочет её искоренить. Александр Александрович Блок был как раз тем человеком, которого волновали любые социальные проблемы: «Одно только делает человека человеком: знание о социальном неравенстве». В этом страстном призыве распахнуть веки навстречу знанию о подлинной жизни виднеется смысл стихотворения.

Фабрика, по мнению автора, производит не только кирпич и прочий материал, она штампует несправедливость, обман, боль и угнетение. Однако стоит заметить, что лирический герой стоит отдельно от всего: «Я слышу всё с моей вершины». Он не может «подойти к воротам» и остановить этот адский механизм фальши. В этом и заключается главная мысль: осознание проблемы одним человеком не искоренит её. Это должен понять каждый, даже «кто-то чёрный, смеющийся в жёлтых окнах».

Средства художественной выразительности

Стихотворение не изобилует средствами художественной выразительности. Но всё же Александр Александрович, благодаря нескольким эпитетам (задумчивые болты, медный голос, измученные спины), детально описывает непосильный труд народа.

Также можно рассмотреть метафору (чёрный кто-то). Именно благодаря этому скрытому сравнению читатель представляет реального угнетателя рабочих масс.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читать стих «Фабрика» Блока Александра Александровича стоит детям в классе на уроке литературы для того, чтобы они поняли, как тяжело жили в XX веке простые люди. В произведение наглядно видно, что высшие слои населения издевались над рабочими. Они заставляли их делать большую и трудную работу, но при этом платили за нее сущие копейки. Они унижали народ, они смеялись над их безграмотностью и необразованностью. Они радовались, что их легко и просто можно было провести. Александр Александрович обо всем этом пишет со стороны наблюдателя. Ему было жалко крестьян и простых рабочих, но на тот момент он не мог ничего сделать. Он понимал, что народные массы еще не готовы к восстанию, но что все же оно произойдет. В то время поэт был еще совсем юным, ему было всего 23 года. Он слепо верил, что революция принесет несомненную пользу для России, что после смены политического режима жизнь в России изменится в лучшую сторону. Только после революции он поймет, как сильно он ошибался. И вместо радости по поводу свершившегося переворота, он начнет испытывать грусть и отвращение.

Текст стихотворения Блока «Фабрика» был написан в 1903 году. Он вошел в поэтический цикл «Распутье». В нем он повествует о том, как рабочие каждый день подходят к воротам фабрики для того, чтобы получить задание. Они вынуждены выполнять непосильную работу, чтобы прокормить свою семью. Работодатели дают им задания, а затем радуются, что им в очередной раз удалось рабочих обмануть. В стихе автор часто использует два цвета: желтый и черный. Он противопоставляет их друг другу. Так, первый обозначает довольство богатых людей, а второй - мрачность жизни простых.

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам – по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене – а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.