Анализ стихотворения ахматовой разлука. Анализ стихотворения Цветаевой “Повторю в канун разлуки…”

В 1914 году замужняя Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Яковлевной Парнок. Та была старше Марины Ивановны на семь лет, отличалась капризностью, ироничностью, умом, обладала необычной внешностью. В 1907 году она сочеталась браком с Владимиром Михайловичем Волькенштейном, но прожила с ним не слишком долго. После неудачного замужества Парнок стала обращать внимание исключительно на женщин. Цветаеву поэтесса очаровала буквально с первой встречи. Вскоре после знакомства между Мариной Ивановной и Софией Яковлевной завязался роман. От общественности отношения они не скрывали. Более того – нередко действовали демонстративно, откровенно, напоказ, о чем свидетельствуют воспоминания современников. При этом подавать на развод с законным супругом – Сергеем Яковлевичем Эфроном – Цветаева не собиралась. Родственники о ее измене знали, но предпочитали оставаться в стороне. Роман двух поэтесс продлился относительно недолго – в 1916 году женщины расстались. Марина Ивановна вернулась к мужу. Отношения с Парнок она впоследствии назвала “первой катастрофой в

своей жизни”.

Софии Яковлевне Цветаева посвятила небольшой цикл “Подруга”. В него включено стихотворение “Повторю в канун разлуки…”, написанное в конце апреля 1915 года. Его лирическая героиня рисует не слишком привлекательный портрет своей возлюбленной – властные руки, требование отчета даже за случайно брошенный взгляд, страсть, названная треклятой. Перед читателями предстает женщина сильная, деспотичная, которая явно играет в паре главную роль, руководит партнером. Примерно в середине стихотворения появляется образ яркий, запоминающийся и хорошо характеризующий отношения, которые не просто надоели, а высушили досуха, вымотали:
…Что твоя душа мне встала
Поперек души.
Этот мучительный роман сделал лирическую героиню по-настоящему взрослой. Рот ее до поцелуя с описанной в тексте любовницей был юн, сердце – не старше пяти лет, взгляд – “смел и светел”. Самые страшные строки стихотворения – финальные. Подобные слова от когда-то родного и близкого человека не хотелось бы услышать никому. Героиня провозглашает счастливыми всех тех, кто не встретил ее подругу на своем пути.

После разрыва Цветаева о Софии Яковлевне слышать ничего не желала, и даже на смерть бывшей любовницы, скончавшейся в 1933 году, отреагировала довольно холодно.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Многие русские литераторы очень болезненно переживали период своего становления и взросления. Марина Цветаева в этом отношении не является исключением. В 1921 году, через несколько месяцев...
  2. Из двух книг” – третий поэтический сборник Цветаевой, увидевший свет в 1913 году в издательстве “Оле-Лукойе”. Современники изначально характеризовали Марину Ивановну как стихотворца, способного тонко...
  3. Стихотворение М. И. Цветаевой “Бабушке” написано в 1914 году. В нем звучит тоска по ушедшему XIX веку - эпо­хе прекрасных дам и галантных кавалеров. Произведение...

«Повторю в канун разлуки…» Марина Цветаева

Повторю в канун разлуки,
Под конец любви,
Что любила эти руки
Властные твои

И глаза - кого — кого-то
Взглядом не дарят! —
Требующие отчета
За случайный взгляд.

Всю тебя с твоей треклятой
Страстью - видит Бог! -
Требующую расплаты
За случайный вздох.

И еще скажу устало,
- Слушать не спеши! -
Что твоя душа мне встала
Поперек души.

И еще тебе скажу я:
- Все равно-канун! -
Этот рот до поцелуя
Твоего был юн.

Взгляд-до взгляда - смел и светел,
Сердце - лет пяти…
Счастлив, кто тебя не встретил
На своем пути.

Анализ стихотворения Цветаевой «Повторю в канун разлуки…»

В 1914 году замужняя Цветаева познакомилась с поэтессой и переводчицей Софией Яковлевной Парнок. Та была старше Марины Ивановны на семь лет, отличалась капризностью, ироничностью, умом, обладала необычной внешностью. В 1907 году она сочеталась браком с Владимиром Михайловичем Волькенштейном, но прожила с ним не слишком долго. После неудачного замужества Парнок стала обращать внимание исключительно на женщин. Цветаеву поэтесса очаровала буквально с первой встречи. Вскоре после знакомства между Мариной Ивановной и Софией Яковлевной завязался роман. От общественности отношения они не скрывали. Более того – нередко действовали демонстративно, откровенно, напоказ, о чем свидетельствуют воспоминания современников. При этом подавать на развод с законным супругом – Сергеем Яковлевичем Эфроном – Цветаева не собиралась. Родственники о ее измене знали, но предпочитали оставаться в стороне. Роман двух поэтесс продлился относительно недолго – в 1916 году женщины расстались. Марина Ивановна вернулась к мужу. Отношения с Парнок она впоследствии назвала «первой катастрофой в своей жизни».

Софии Яковлевне Цветаева посвятила небольшой цикл «Подруга». В него включено стихотворение «Повторю в канун разлуки…», написанное в конце апреля 1915 года. Его лирическая героиня рисует не слишком привлекательный портрет своей возлюбленной – властные руки, требование отчета даже за случайно брошенный взгляд, страсть, названная треклятой. Перед читателями предстает женщина сильная, деспотичная, которая явно играет в паре главную роль, руководит партнером. Примерно в середине стихотворения появляется образ яркий, запоминающийся и хорошо характеризующий отношения, которые не просто надоели, а высушили досуха, вымотали:
…Что твоя душа мне встала
Поперек души.
Этот мучительный роман сделал лирическую героиню по-настоящему взрослой. Рот ее до поцелуя с описанной в тексте любовницей был юн, сердце – не старше пяти лет, взгляд – «смел и светел». Самые страшные строки стихотворения – финальные. Подобные слова от когда-то родного и близкого человека не хотелось бы услышать никому. Героиня провозглашает счастливыми всех тех, кто не встретил ее подругу на своем пути.

Идти к великим изобретениям, исходя от самых ничтожных начал, и видеть, что под первой и ребяческой внешностью может скрываться удивительное искусство, - это дело не дюжинных умов, а под силу лишь мысли сверхчеловека.

Марина Ивановна Цветаева, поэтесса и прозаик, родилась двадцать шестого сентября 1892 года. Родители – Иван Владимирович и Мария Александровна Цветаевы принадлежали к интеллигенции. Отец – филолог, профессор Московского Университета и работник музея, после смерти жены в 1906 году в одиночку занимался воспитанием дочери.

Юная поэтесса начала писать первые стихи в возрасте шести лет, при этом на нескольких языках сразу (французский, немецкий и русский). Разлука Цветаева анализ Первые известные произведения Цветаева написала в 1906-1907 гг. (рассказ «Четвёртые», перевод драмы «Орлёнок»). В печати творчество Цветаевой появилось лишь в 1910 году, сборник «Вечерний альбом» был издан на средства самой писательницы. Это был её первый сборник, который хорошо оценили критики за новизну тона и эмоциональную передачу.

В 1911 году Цветаева знакомится с Сергеем Эфроном, за которого выходит замуж уже через год, в этом же году у них родилась дочь Ариадна. 2-я книга Марины Ивановны («Волшебный фонарь») вышла в 1912 году, после чего на протяжении периода 1913-1915 гг. поэтесса меняет свою поэтическую манеру: на место нежного детского быта приходит описание повседневных деталей и возвышение старины. В 1915-1916 оттачивается, переформируется и вырастает «поэтическая» личность Цветаевой. В 1913 году издаётся третий сборник Цветаевой - «Из двух книг». В середине 1916 года Цветаева переезжает к сестре Анастасии Цветаевой, проживающей с мужем Маврикием и сыном Андреем. В доме сестры был написан целый цикл произведений («Стихи о Москве», «К Ахматовой» и др.)

Октябрьская революция застала Цветаеву в Крыму, куда вскоре приехал и Сергей Эфрон, её муж. В ноябре 1917г. Мария Ивановна уезжает в Москву, где забирает детей - Алю и восьмимесячную Ирину. В это время ёё муж, поддерживая сторону Временного правительства, встал на путь борьбы с большевиками.

В 1919-1920 голод и нищета заставили Цветаеву отдать дочерей в Кунцевенский детский приют. Но вскоре, узнав о тяжёлом состоянии дочерей в приюте, Марина Ивановна забирает домой Алю, к которой была сильно привязана и очень любила, вторая дочь умерла в приюте в начале 1920 года. Вскоре Цветаева получает письмо от мужа, эвакуировавшегося в Константинополь и перебравшегося потом в Прагу.

После изнурительных попыток Цветаева покидает родину в 1922 году. За границей она отдаёт в печать свой новый сборник «Ремесло» и поэму «Царь-девица». Муж Сергей Эфрон приезжает к Цветаевой в Берлин, откуда они перебираются в Прагу, где муж поступает учиться. В Чехии у них родился сын Георгий (домашнее имя – Мур).

В 1925 году Цветаева переезжает в Париж, куда к рождеству 1926 года приезжает и муж с детьми. Там она заканчивает знаменитую поэму «Крысолов». Позже, она создаёт там ещё несколько поэм: «Новогоднее», поэма «Воздуха» (1927 год). Переезд во Францию не улучшил материальное состояние семьи Цветаевой и не облегчил ей жизнь. Марину Ивановну печатали мало, зачастую исправляя её тексты, муж зарабатывал «копейки». Разлука Цветаева анализ Это впоследствии и привело к глубокому творческому кризису. Кроме того, муж и дочь настаивали на возвращение в СССР, из-за чего в их семье были постоянные конфликты. В 1937 муж Цветаевой был вынужден вернуться в СССР, куда вслед за ним уехала и дочь Ариадна. Поэтесса осталась в Париже с сыном, мечтая воссоединиться с семьёй. В июне 1939 года она всё-же вернулась с сыном на родину.

На родине мужа и дочь Цветаевой арестовывают, а Цветаева долго скитается. От неё все отворачивались, считая женой «врага народа», стихи Цветаевой и её сборники не печатались вообще, денег не хватало ни на что. В конце концов, 31 августа 1941г. Цветаева заканчивает жизнь самоубийством, оставив ряд предсмертных записок. Разлука Цветаева анализ

Есть люди, которым на роду написано быть глупцами: они делают глупости не только по собственному желанию, но и по воле судьбы.

Ну, отзыв не самый лестный был получен. Просто тем, кому чужда литература, кнут – не поможет. Либо это можно любить самому, либо нельзя. Я не могу этому научить и заставить это полюбить.

Не стращай меня грозной судьбой
И великою северной скукой.

Ничего, что не встретим зарю,
Я сегодня тебя одарю
Небывалыми в мире дарами:
Отраженьем моим на воде
В час, как речке вечерней не спится.
Взглядом тем, что падучей звезде
Не помог в небеса возвратиться,
Эхом голоса, что изнемог,
А тогда был и свежий, и летний,-
Чтоб ты слышать без трепета мог
Воронья подмосковного сплетни,
Чтобы сырость октябрьского дня
Стала слаще, чем майская нега…
Вспоминай же, мой ангел, меня,
Вспоминай хоть до первого снега.

Стихотворение «Не стращай меня грозной судьбой» было написано поэтом в 1959 году.

Тема стихотворения любовная.

И снова Анна Ахматова пишет о разлуке
Нынче праздник наш первый с тобой,
И зовут этот праздник - разлукой.

Что вновь доказывает трагичность ее любви. Однако в этот раз разлука кажется случайной, нежданной, общественной, ни зависящей ни от Ахматовой, ни от ее любимого. Конечно лирический герой этого стихотворения сам поэт и он томится, грустит, но подбодряет предмет своей любви

Ничего, что не встретим зарю,
Что луна не блуждала над нами,
Я сегодня тебя одарю
Небывалыми в мире дарами:

В последних двух строках Ахматова говорит «вспоминай», однако позже добавляет «вспоминай хоть до первого снега», чем придает зыбкость уверенности о желанной встрече, о скрытой ее невозможности. И все же настроение у стиха пусть и грустное, но не безнадежное, в будущем – нацеленное на радость, и желающего найти ее сейчас, пусть даже в немного безнадежном положении (кажется, что двое, Ахматова и ее любимый, понимают об этом).

Размер стихотворения анапест. Рифма смешанная, перекрестная. В стихотворении в большом количестве встречаются эпитеты, например, «грозной судьбой», «северной скукой», «небывалыми дарами», «голос свежий и летний» и прочие. А также олицетворения («луна не блуждала», «речке не спится», «взгляд не мог возвратиться»). Все это говорит о живости рисуемой поэтом картины. А анафора «вспоминай» в двух последних строчках звучит толи как мольба, толи как просьба Ахматовой не забывать, любить и помнить.

Comments are closed.

Свежие записи

Анна Ахматова - Вечерний и наклонный (Разлука)

Vecherny i naklonny
Peredo mnoyu put.
Vchera yeshche, vlyublenny,
Molil: «Ne pozabud».
A nynche tolko vetry
Da kriki pastukhov,
Vzvolnovannye kedry
U chistykh rodnikov.

Vot i bereg severnogo morya,
Vot granitsa nashikh bed i slav, -
Ne poymu, ot schastya ili gorya
Plachesh ty, k moim nogam pripav.
Mne ne nado bolshe obrechennykh -
Plennikov, zalozhnikov, rabov,
Tolko s milym mne i nepreklonnym
Budu ya delit i khleb i krov.

Dtxthybq b yfrkjyysq
Gthtlj vyj/ genm/
Dxthf tot, dk/,ktyysq,
Vjkbk: «Yt gjpf,elm»/
F ysyxt njkmrj dtnhs
Lf rhbrb gfcne, [л] - создаёт ощущение бесплотности. Боли. Последней, уже ангельской белизны, - и мелового крошева на бледных уставших губах. На такое же восприятие настраивает и внутренняя рифма “пуст - вкус”, усиливая ощущение отзвука в пустоте. Лишены какой-либо декоративности и стихи Ахматовой - всего два эпитета (“золотая пыль”, “звуки важные”). О самом важном, о самом больном женщина говорит просто и “сурово”.

Говоря о трагедии ухода, повлёкшего за собой разрушение жизни лирических героинь, нельзя не отметить следующее: все глаголы в стихотворениях М.Цветаевой и А.Ахматовой (у неё - только в первой строфе) имеют форму прошедшего времени; а если у Цветаевой и стоят в настоящем, то непременно с частицей “не” (“ни”): “Всё - мел. За чем ни потянусь. И снег не бел…” Всё кончено? Жизнь кончена? Но лирическая героиня Ахматовой найдёт в себе силы воскреснуть и долго ещё будет слушать “важные звуки” колоколов. Вторая строфа стихотворения «Проводила друга…» становится переломной, женщина начинает себя ощущать, её глаза “глядят сурово” - и неясно, то ли это укор себе самой за то, что не удержала, то ли пытается понять Ахматова: можно ли её, такую. покинуть?

Брошена! придуманное слово.
Разве я цветок или письмо?

Горькая ирония слышится в этих словах. Да, она поднимается, она переборет болезнь и через много лет будет в том же сдержанном ритме, тем же размером писать о трагедии неизмеримо более страшной.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить…

Цветаева же прямо сейчас поёт себе отходную. Не взглянуть уже в тёмное зеркало, не подивиться белизне первого снега. “Пора снимать янтарь, пора гасить фонарь…” Ведь все её последние стихи звучат тихой заупокойной, и насущный хлеб в стихотворении «Ушёл…» становится хлебом святого причастия.

Итак, чем глубже вникаем мы в тайный смысл произведений, тем больше убеждаемся, что стихи Цветаевой и Ахматовой о любви, о разлуке имеют скрытый подтекст - затрагивают тему жизни и смерти. Глубоко личные строки приобретают философское звучание - и мы, затаив дыхание, следим, как с тихим лицом, с “ободранным сердцем” эти женщины встречают судьбу. Встречают её последнею песней.

Достоевский ввёл в обиход странную, на первый взгляд, формулу: полюбить жизнь прежде её смысла. Мне кажется, нечто подобное произошло в моём отношении к стихам Ахматовой и Цветаевой. Чем завоевала меня их поэзия? Что именно покорило уже в самых первых стихах? Задолго до осознания того, что же именно привнесли Марина Цветаева и Анна Ахматова в мою духовную жизнь, я попала под их обаяние, а говоря словами Цветаевой, под их чару. Может быть, просто ощутила масштаб и яркую необычность личности, вдруг вступившей со мной в общение.

Цветаева и Ахматова - это целый поэтический мир, вселенная, совершенно особенная, своя.…Читая и зачитываясь стихотворениями моих любимых поэтесс, я тоже попробовала написать свои собственные (приложение №3,4)

Пуст хлеба вкус

За чем ни потянусь.

Послушать стихотворение Ахматовой Разлука

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Разлука

Сотникова И. Кучинский дневник Андрея Белого. В событиях, письмах, стихах и воспоминаниях. - М., 2010. - 253 с.

И.О. МАРШАЛОВА (Ульяновск, Россия)

УДК 821.161.1-14 ББК Ш33(2Рос=Рус)6-45

МИФОПОЭТИКА ОБРАЗОВ В ЦИКЛАХ «РАЗЛУКА» МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ И «ПОСЛЕ РАЗЛУКИ» АНДРЕЯ БЕЛОГО

Аннотация. Статья посвящена выявлению и описанию некоторых мифологических образов циклов стихов «Разлука» (1921) Марины Цветаевой и «После разлуки» (1922) Андрея Белого. Многоуровневая ми-фопоэтика стихотворений обозначенных лирических собраний выявляет специфику поэтического голоса каждого автора, влияет на логику «выстраивания» циклов, является мощным проводником и катализатором эмоционально-психологических переживаний лирических героев. Несмотря на принципиальную разницу в отборе поэтического материала (доминирование античных мотивов и образов в цикле Цветаевой, превалирующая роль низшей демонологии у Белого), несхожесть авторского мироощущения и умонастроения, «Разлука» и «После разлуки» имеют безусловные точки соприкосновения: посвящение Цветаевой, проставленное Белым над последним стихотворением и вводящее читателя в своеобразный диалог Поэтов, сближающий лирические собрания мотив неотвратимости и неумолимости судьбы, а также понимание сущности поэтического творчества как единственного оплота личности от жизненных бурь и невзгод.

Ключевые слова: Марина Цветаева, Андрей Белый, «Разлука», «После разлуки», цикл, мифологические образы.

Цикл стихотворений Марины Цветаевой «Разлука» написан в 1921 году в Берлине. Предваряет его краткое посвящение - «Серёже». Ко времени составления Цветаевой цикла срок вынужденного расставания с мужем при отсутствии каких-либо известий о судьбе Сергея Яковлевича Эфрона, с 1918 года принимавшего участие в Гражданской войне, достигает четырёх с половиной лет. «Разлука» в целом перекликается с поэзией Цветаевой обозначенного периода. Поэзией, наполненной живой тревогой о судьбах России в годы Революции и Гражданской войны и переживанием внутренней трагедии личности,

втянутой в водоворот катастрофических событий начала XX века. Поэтический цикл состоит из десяти произведений, написанных словно на одном дыхании, в едином эмоционально-нравственном порыве -стремлении во что бы то ни стало преодолеть разлуку с дорогим человеком. В пользу «спонтанности» поэтического мышления автора говорят и хронологический порядок следования стихов, и привычная нумерация стихотворений внутри цикла1. Исчерпанность, «закруглённость» темы подтверждается отсутствием более поздних правок внутри цикла, т.е. технической неприкосновенностью, непроницаемостью его составных частей.

Поэтический цикл «После разлуки» создан Андреем Белым в 1922 г. в Цоссене, годом позже «Разлуки» Марины Цветаевой, и включает семь самостоятельных стихотворений, «Маленький балаган» (необычное название и жанровое определение которого правомерно отсылают нас к раннесимволистскому «Балаганчику» (1905) Александра Блока), три песни и микроцикл «В горах». Четыре произведения выбиваются хронотопически из всего цикла: «Бессонница» (1921, Москва. Больница), «Больница» (1921, Москва. Больница), стихотворение «Ты - тень теней», написанное в Берлине в 1922 году, и поэтическая грёза «Нет», над которой Белый, по его указанию, работал с 1901 по 1922 годы в Москве и Цоссене. Подобное «выстраивание» «После разлуки», бесконечные внутренние подвижки, включение в состав более ранних

стихотворений и встраивание стихотворений интересующего нас цик-2 ~ ла - в последующие2 говорят о предельной композиционной, символи-

1 Принципиально иначе выстраивал Белый-художник свои «отношения» с поэтической действительностью, о чём не преминул напомнить в предваряющей собственный лирический сборник 1923 г. небольшой вступительной статье: «Когда мы читаем поэта в академическом издании, где приведены стихотворения в хронологическом порядке со всеми вариантами, то мы многое получаем в познавательном отношении; и - часто не получаем главного: подступа к ядру. Ибо последовательность отрывков лирической поэмы лирика -не хронологическая; и подобно тому, как лирическое стихотворение зачастую возникает в душе поэта с середины, с конца (и первые строчки, сложенные в душе, редко бывают первыми строчками написанного стихотворения), так в общем облике целого творчества хронология не играет роли; должно открыть в сумме стихов циклы стихов, их взаимное сплетение; и в этом-то открытии Лика творчества и происходит наша встреча с поэтами» [Белый 1988: 7].

2 Добрая половина включённых в цикл «После разлуки» стихотворений через год «перекочует» в цикл «После звезды», заключающий поэтическую книгу 1923 года. «Они [стихотворения], - уверяет автор, - написаны недавно, и я ничего не сумею сказать о них: знаю лишь, что они - не "Звезда", и что они

ко-метафорической разработанности данного жанрового образования у Белого как особой структурно-семантической единицы художественного мышления: «Лирическое творчество каждого поэта отпечатлевается не в ряде разрозненных и в замкнутых в себе самом произведений, а в модуляциях немногих основных тем лирического волнения, запечатленных градацией в разное время написанных стихотворений; каждый лирик имеет за всеми лирическими отрывками свою ненаписанную лирическую поэму...» [Белый 1988: 6].

Основное заглавие «Берлинского песенника» (авторский подзаголовок цикла) Белый разъяснил в одной из памятных бесед с Цветаевой следующим образом: «... я после вашей "Разлуки" опять стихи пишу. <...>. Я пишу вас - дальше. Это будет целая книга: "После разлуки", -после разлуки - с нею, и "Разлуки" - вашей. Я мысленно посвящаю её вам и если не проставляю посвящения, то только потому, что она ваша, из вас, я не могу дарить вам вашего, это было бы - нескромно» [Цветаева 1980: 293]. Посвящения Белый, действительно, не поставил. В этой книге не было ни одного посвящения - даже таинственной «Ей». Но цикл завершает стихотворение, где в заголовочной части значится имя Поэта - «М.И. Цветаевой». Что же касается «разлуки с нею» - речь идёт о неизбежном, мучительном, имевшем глубоко трагические последствия разрыве всех отношений Андрея Белого со своей Музой и женой - Асей Тургеневой.

после "Звезды"» [Белый 1988: 471]. Можно себе представить, какая умопомрачительная работа была продела Белым только для составления этих двух финальных циклов, в первый из которых вошли стихи 1914-1918 гг., где «темы "Золото в Лазури" встречаются <...> с темами "Урны", пресуществляемой по новому антропософией; и снова проходит тема России (тема "Пепла"), но не глухой России, а России мучительно ищущей своего духовного самоопределения» [Белый 1988: 409]. Ср. также: «Белый много раз возвращался к переработке собственных стихов, порою меняя их до неузнаваемости. К.Н. Бугаева в своих воспоминаниях о муже приобщает нас к этому неустанному творческому труду, на убедительных примерах показывает, как Белый создавал все новые и новые варианты старых стихов, так что от них не оставалось и следов прежнего, как он переставлял стихи в циклах, тасовал целые поэтические книги, как он разбивал одно прежнее стихотворение на несколько новых или, наоборот, объединял несколько прежних в одно новое, не говоря уже о постоянных изменениях "расстава" слов и строк, размеров, словесной инструментовки темы» [Белый 1994].

особняком в творческом наследии Белого. Этот цикл завязан на своеобразном диалоге именно с поэтическим голосом Марины Цветаевой. Однако по своей структуре, мотивно-образной системе и главное -мироощущению и авторскому умонастроению - «Разлука» и «После разлуки» весьма различны между собой.

Наряду с неотступным, иной раз только угадываемым или, наоборот, звучащим в полную силу образом лирической героини сквозным героем «Разлуки» является «воин молодой», готовый броситься «в гущу, грудью на копья». Постепенно при прочтении цикла образ реального человека - белого офицера Сергея Эфрона, отсылка к поэтически претворённому облику которого в контексте жизненных обстоятельств семьи Эфрон неизбежна, - растворяется в безбрежности поэтических прозрений героини. Его место занимает идея абсолютного рыцарства, вечной мужественности. Герой становится носителем черт некоего божества, вечно юного и прекрасного: Твои... черты, Запечатлённые Кануном. Я буду стариться, а ты Останешься таким же юным.

Твои... черты,

Обточенные ветром знойным. Я буду горбиться, а ты Останешься таким же стройным.

[Цветаева 1994: 31] Он обладает несвойственной обычному человеку «быстротой златопёрой», он крылат («Мне некий Воин молодой крыло подстелет») и может «ростком серебряным рвануться ввысь», достичь недосягаемых высот, проникнуть в царство небожителей. Следуя логике развития цветаевского мифа, вполне естественно, что прелестный юноша становится предметом зависти богов: При первом шелесте Страшись и стой. Ревнивы к прелести Они мужской.

Звериной челюсти Страшней - их зов. Ревниво к прелести Гнездо богов.

[Цветаева 1994: 30]

Остановимся на нескольких лирических отрывках, в которых сконцентрирована мифоэпическая образность, придающая всему циклу ощущение причастности «изумлённой Вселенной» трагедии Поэта, безусловную «мифологически-метафизическую всеобщность» [Адмони 1992: 168].

В двух из них - четвёртом и седьмом согласно авторской нумерации - воссоздаётся античный сюжет (а также его возможные варианты) похищения возлюбленного. Более того - благодаря используемым символам и выстроенным образным рядам - картина становится предельно узнаваема:

Цветами, лаврами Заманят ввысь. Чтоб не избрал его Зевес -Молись!

Всё небо в грохоте Орлиных крыл. Всей грудью грохайся Чтоб не сокрыл.

[Цветаева 1994: 30] «Здесь предвосхищается коллизия трагедии «Ариадна» (1924 г.): божество - Вакх (Дионис) оспаривает Ариадну у ее смертного возлюбленного Тезея.. » - замечает Анна Саакянц по поводу строк о ревности богов «к смертной любови» и «ненасытимом сердце Зевеса» [Саакянц 1999]. Нельзя не отметить реминисценцию и на другой мифологический сюжет: похищение Ганимеда. Согласно распространённой версии предания прекрасный юноша, сын одного из троянских царей и бессмертной нимфы, наделённый необычайной красотой, был похищен орлом Зевса или самим Зевсом, превратившимся в орла, и перенесён на Олимп для исполнения обязанностей виночерпия3.

В четвёртом и седьмом стихотворениях возникает двойное противопоставление земной любви прихоти богов: внутри каждого произведения и между ними. Так, «смуглая олива» в начале четвёртого стиха -символ семейного очага и мирной жизни, которой лирическая героиня саму себя и подобных ей призывает «скрыть изголовье» супружеского ложа; в финале же она противопоставлена «ненасытимому сердцу Зе-веса», требующему для своих услад всё новых и новых жертв. Олива

3 Другой вариант мифа также развивает «астральную» символику персонажа: «... Ганимед был вознесён на небо в виде зодиакального созвездия Водолей» [Мифология 1998: 141].

является также антитезой упоминаемого в седьмом стихотворении лавра, манящего героя ввысь, в царство богов. В античных источниках, а затем «в христианской и иудейской традициях оливковая ветвь, принесённая голубем в Ноев ковчег», обозначала «мир между Богом и человеком» [Кирло 2010: 303]. Неувядающий же круглый год лавр символизировал бессмертие, получить которое можно лишь отрекшись от всего земного. Лавровыми венками венчали победителей во всех видах состязаний, а также одержавших победу военачальников. Вполне закономерно, что в названных стихотворениях цикла олива становится своеобразным оберегом от «тысячеоких богов», неумолимых, как сама судьба, а лавр является атрибутом «зоркого неба», среды обитания суровых небожителей, вершащих судьбы смертных.

Вообще, поэтическое пространство цикла чётко разграничено на своё, в данном случае - земное, молитвенное и мученическое, и чужоё, небесное, «орлиное», грозное. В стихотворении «Смуглой оливой скрой изголовье...» подобная антитеза умещается в рамках нескольких фразовых отрезков: «Не земнородных бойся, - незримых!»; «Бойся не тины, - тверди небесной!». В стихотворении «Ростком серебряным рванулся ввысь.» молитвы героини и страх за любимого противопоставлены «орлиному грохоту», хищному клюву и цепким лапам неистовой птицы, в которых «ягнёнок крохотный повис - Любовь»: Простоволосая, Всей грудью - ниц... Чтоб не вознёс его Зевес -Молись!

[Цветаева 1994: 30] Трижды повторён магический призыв «Молись!». «Молиться -кому? - размышляет Анна Саакянц над цветаевским «заклинанием». -Очевидно, Гению вдохновения - единственному, кому подвластен Поэт, - ведь цветаевская героиня - женщина-поэт.. Спастись - где? Всё в том же небе поэта» [Саакянц 1999]. Эта устремлённость ввысь, в благословенное «небо поэта» «разрешается» в пятом стихотворении цикла «Тихонько рукой осторожной и тонкой.». Героиня всё же уносится в недосягаемые для обычного человека пространства на «крылатом» коне, подвергая забвению все земные устремления и привязанности: Топочет и ржёт В осиянном пролёте

Крылатый. - В глаза - полыханье рассвета. Ручонки, ручонки! Напрасно зовёте:

Меж ними - струистая лестница Леты.

[Цветаева 1994: 28] Каждое из стихотворений поэтического цикла «Разлука» с большей или меньшей напряжённостью исполнено сопротивлением неумолимому, роковому, убивающему любовь и, как следствие, губительному для самой жизни. Мифологические образы с их переливчатой символикой и постоянными поэтологическими метаморфозами усиливают трагедийность положения лирической героини - земной женщины, пытающейся оградить своё счастье молитвами, оберегами, подчас -угрозами и проклятиями. Но только Женщина-Поэт, равная Богам, добывает «бессмертие встречи» для себя и своего возлюбленного. Не ценой смирения, повиновения высшим силам, слепому року, горькой судьбе, а несгибаемой волей, отчаянным бунтарством, преодолением разлуки в творческом полёте, в котором возможно отстоять у грозного неба и сохранить в неприкосновенности чашу любви и жизни: Я знаю, я знаю, Кто чаще - хозяин! Но лёгкую ногу вперед - башней В орлиную высь! И крылом - чашу От грозных и розовых уст -Бога!

[Цветаева 1994: 31] Важнейшими смыслообразующими лирическими скрепами «После разлуки» Андрея Белого являются мотивы обмана, призрачности всего существующего ныне и происходившего ранее. Этим во многом объясняется выбор соответствующих эмоциональному строю цикла образных рядов. Здесь нет грозных, но всё же ясных, гармонически выстроенных образов античности, широко используемых Цветаевой. Вместо «грохота орлиных крыл» преследователя-Зевса над убитым горем Поэтом, утратившим любовь и веру, надсмехается болотная нечисть: И взогнят беспризорные выси Перелётным Болотным глазком; И - зарыскают быстрые рыси Над болотным -Над чёрным - леском.

[Белый 1990: 217] «Злой и лукавый зрачок», «тень, тихий чернодум», «мутительная мгла» - вот составные части окружающего героя пространства, неотъемлемые стороны именно бытовой, личной, напрямую не связанной,

как в случае с «Разлукой» Цветаевой, с военно-историческими обстоятельствами трагедии ухода любимого человека. Но эта бытовая драма настолько кошмарна, что воспринимается измученным сознанием лирического героя как нечто нестерпимое, невозможное в обыденной жизни, как череда безумных сновидений и ирреальных ситуаций. Поэтому и героиня «После разлуки» наделена свойствами сверхъестественными, чертами инфернальными, глубоко враждебными герою Белого. Она - призрак, видение, в чьем «вызове - ложь - искажение Духа Жизни». Она призвана терзать равнодушием, мучить злою усмешкою влюблённого Поэта, призывающего Забвение и Смерть на свою голову как избавление от мук потерянной любви: В твоём Вызове Хмури Ночи -

Ложь! Взбрызни

Забвение! Вызови ж -

Предсмертную дрожь!

[Белый 1990: 224 -225] Героиня - настоящая колдунья, которая «выспренней ложью обводит злой круг вкруг себя», ворожея с «холодным и злым» лицом. Зеркально преломляется здесь функция магического круга, изначально предназначенного для защиты от тёмных сил. А всепроникающий холод психологически ощущаем Поэтом как абсолютное равнодушие к его судьбе, полное забвение со стороны некогда дорогого человека, потеря ценностных ориентиров и, как неминуемое следствие, ожидаемая гибель: Перемелькала Жизнь.

Пустой, прохожий рой -Исчезновением в небытие родное. Исчезновение, глаза мои закрой Рукой суровою, рукою ледяною.

[Белый 1990: 219] Холодность, непоколебимость, равнодушие беловской ворожеи объясняются её отнесённостью к миру ушедшему, отжившему. После разлуки значит после всего, без единой надежды для героя Белого на встречу с некогда горячо любимой женщиной, на спасение чувств или

хотя бы на сохранение человеческих отношений. Лирическая героиня Цветаевой - в состоянии разлуки с дорогим человеком, когда мучает неизвестность, терзают сомнения, но ничего не решено окончательно, не потеряно безвозвратно. Отсюда и надежда на преодоление земных испытаний в отличие от глубоко драматического ощущения конца в цикле «После разлуки» Белого.

В одном из самых проникновенных беловских стихотворений «Ты - тень теней» ситуация потери возлюбленной и тщетная попытка её возвращения коррелирует с мифологическим сюжетом блуждания несчастных любовников «по сумрачным полям» [Легенды 1988: 235] царства Аида. Вектор обращения к женскому образу цикла впервые смещается: теперь Она - жертва потустороннего мира, добыча тёмных сил, пленница подземного царства теней, печальная Эвридика, волею рока покинувшая своего Орфея: Душа, Ты - свет. Другие - (нет и нет!) -В стихиях лет: Поминовенья света... Другие - нет... Потерянный поэт, Найди Её, потерянную где-то.

[Белый 1990: 220] Орфей Белого, обладающий уникальным поэтическим голосом, как и великий мифический музыкант и певец Орфей, «наделённый магической силой искусства» [Мифология 1998: 418], не способен вернуть утраченное счастье. Мотив судьбы, злой воли «незримых» богов, играющий одну из первостепенных ролей в «Разлуке» Цветаевой, звучит в цикле Белого новой болью и наполняется собственным горьким смыслом - пониманием необратимости былого и неотвратимости настоящего. И только память становится единственной «непризрачной межой», оберегающей лирического героя от обманчивой действительности, смягчающей горечь былых потерь.

Выражением абсурдности, лживости и нелепицы прошедшего и настоящего без возвышающего чувства истинной любви становится образ «Майи месячной», возникающий в стихотворении «Бессонница». Принимая во внимание фанатичное следование Андрея Белого в определённый период жизни и творчества антропософскому учению Рудольфа Штейнера, в значительной степени базирующемуся на эзотерике, теософии и восточных учениях о духе, можно предположить, что наименование Майя указывает не только на одну из ярчайших звёзд небесного скопления Плеяды, равнодушно наблюдающую трагедию лирического героя, но и имеет отношение к имени ведийской «богини

обольщения и обмана», которая считается «источником всяческого колдовства» и является «олицетворением тленности и обманчивости всего земного» [Кирло 2012: 258]. Именно она дарует чарующую грёзу - «всего на миг один: сияющую жизнь» - несчастным обитателям земли, напоминающим лишь тени живых существ4:

Мы - безотчётные: безличною

Великие вопросы;

И - безотличные - привычною

Прозрачно

Носимся, как дым

От папиросы.

[Белый 1990: 218]. Возникающие затем в разных стихотворениях цикла образы злых духов, немых демонов, мифической ночной прялки, мертвого бога, рогатого бога усиливают представление о бесовщине происходящего, придавая фантасмагорические черты окружающей героя действительности, в которой любовь уже не является оплотом от всех бед. Последней защитой Поэта становится собственное «Я», ничем не искажённое и не замутнённое, несущее благую весть причастному трагедии Поэта миру: Из растерянного Бледного рассвета, Из обманутого Богом Дня -- Столб -

4 Примечательно, что первые «нотки» разуверения в подлинности окружающей действительности звучали уже на страницах ранних стихотворений Белого. Так, составители комментария к двухтомнику поэта Владимир и Светлана Пискуно-вы склоны видеть в заключительных строках стихотворения «В полях» («... все земное нам снится // утомительным сном»), включенного в первую «светоносную» лирическую книгу поэта «Золото в лазури», отсыл к рассуждениям Артура Шопенгауэра, содержащимся «в настольной книге молодого Белого - "Мир как воля и представление"., в которой, опираясь на древнеиндийскую философию веданты и используя ее центральное понятие-мифологему - Майя (божественная причина "кажимости" сущего), Шопенгауэр пишет: "Весь этот воспринимаемый мир есть ткань Майи, которая, как покрывало, наброшена на глаза всех смертных и позволяет им видеть лишь такой мир, о котором нельзя сказать ни что он существует, ни что он не существует, ибо он подобен сну"» [Белый 1990: 653].

Огня --«Это -Я с

[Белый 1922]

Из ада пережитой трагедии, из огня страданий лирический герой выходит обновлённым, принимающим своё положение и понимающим своё истинное назначение в подчас обманчивом мире. Единственное, что не отнято у Орфея Андрея Белого в результате горьких земных скитаний, - это его песня.

Таким образом, поэтическое небо оказалось нераздельным для двух Поэтов, а сам акт творения, пусть и песен разлуки, явился созидающей силой, позволившей каждому Поэту по-своему укрепиться в единственном оплоте от всех бед - собственном творчестве.

ЛИТЕРАТУРА

Адмони В. Марина Цветаева и поэзия XX века // Звезда. 1992. № 10. С. 163-169.

Белый А. После разлуки // Белый А. Сочинения. В 2-х т. Т. 1. Поэзия; Проза. М.: Худож. лит., 1990. 703 с.

Белый А. После разлуки. 1922. URL: http://az.lib.ru Белый А. Стихотворения. М.: Книга, 1988. 576 с. Белый А. Собрание сочинений. Стихотворения и поэмы. М.: Республика, 1994. URL: http://az.lib.ru/b/belyj a/text 1929 poe.shtml

Кирло X Словарь символов. 1000 статей о важнейших понятиях религии, литературы, архитектуры, истории / Пер. с англ. Ф.С. Капицы, Т.Н. Колядич. М., 2010. 525 с.

Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима / Сост. А.А. Нейхардт. М.: Правда, 1988. 576 с.

Мифология. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. Е.М. Мелетинский. М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. 736 с.

Саакянц А. «Марина Цветаева. Жизнь и творчество». М.: Эллис Лак, 1999. 816 с. URL: http://lib.rin.ru/doc/i/75018p32.html

Цветаева М. Пленный дух (Моя встреча с Андреем Белым) // Цветаева М.И. Сочинения. В 2-х т. Т. 2. Проза. М.: Худож. лит., 1980. 543 с.

Цветаева М. Разлука // Цветаева М. Собрание сочинений: в 7 т. Т. 2: Стихотворения. Переводы / Сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц и Л. Мухина. М., 1994. 592 с.