Анализ стихотворения А. Блока Мне страшно с тобою встречаться

Мотив ожидания, становящегося все более напряженным по мере приближения встречи («Предчувствую Тебя…»), соединяется со страхом («Но страшно мне…»), что придает лирическому сюжету особый драматизм, который подчеркивается повторением образа-символа «весь горизонт в огне», эпитетами «нестерпимо», «горестно», «низко», контрастирующими со словами «ясен», «лучезарность». Страстно жаждущий вочеловечения идеала, лирический герой боится разочароваться, обмануться, ибо, обретя земное воплощение, Прекрасная Дама может оказаться несхожей с его представлениями о ней, утратит свою «идеальность», свою божественность. Так, рядом с желанием встречи возникают глубокие сомнения в ее осуществимости, в достижимости воссоединения земного и небесного.

Огонь – символ Духа, Бога… Символ торжества света и жизни над мраком и смертью, символ всеобщего очищения.

Но потом Ее облик начинает двоиться, ибо он и сам раздвоен.

В духовном плане – он набожный и чистый инок, живущий в монастыре, молящийся в храме.

В стихотворении «Люблю высокие соборы, душой смиряясь, посещать», мы читаем признание: Боюсь души моей двуликой… Таким образом, в «Стихах» начаты все пути дальнейших поэтических странствий Блока. В этой книге «великий свет и злая тьма» - вершина мистического восхождения и головокружения над пропастью.

«Мне страшно с Тобой встречаться…»

Мне страшно с Тобой встречаться.

Страшнее Тебя не встречать.

Я стал всему удивляться,

На всем уловил печать.

На улице ходят тени,

Не пойму – живут, или спят.

Прильнув к церковной ступени,

Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,

Но я не помню имен.

В ушах раздаются звуки

Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко –

Покрыло и самый храм.

Я знаю: Ты здесь. Ты близко.

Тебя здесь нет. Ты – там.

В этом стихотворении отсутствует цветовая символика. Но в сравнении с первыми стихотворениями цикла особенно явственно «вступление» реального мира в мир «Прекрасной Дамы».

Стихотворение начинается с резкой антитезы: «Мне страшно с Тобой встречаться // Страшней тебя не встречать», - и с первой же строки в нем начинает главенствовать мотив страха. Образный строй этого стихотворения, одного из завершающих цикл, контрастно противопоставлен образному строю стихотворений «Вхожу я в темные храмы…», «Я, отрок, зажигаю свечи…».

Изменяется цвет («хмурое небо»), звук (звуки похорон), и хотя сохраняется предметный ряд, связанный с образами храма, он получает дополнительную психологическую окраску: вместо «сияния красных лампад» – «хмурое небо низко накрыло и самый храм». Строка «Ты здесь. Ты близко» выражает уверенность героя в существовании идеала, но в финальной строке («Тебя здесь нет. Ты там») звучит отчаяние, ощущение невозможности земного воплощения Вечной Женственности. Краткие фразы и возникающие между ними паузы передают предельное волнение лирического героя. Лирический сюжет осложняется появлением теней.

В других стихотворениях цикла взгляд героя был устремлен в неземное пространство, к высшей реальности. Здесь впервые возникают еще неясные очертания реальности земной, которая мешает желанной встрече. Взор поэта все настойчивее обращается к окружающему миру; как следствие, нарастают сомнения в возможности скорого вочеловечения романтического идеала. Герой оказывается перед выбором: остаться в мире идеальных иллюзий или окунуться в мир земных стихий.

С этим моментом выбора связан завершающий первый том цикл с выразительным названием «Распутья».

Фабрика

В соседнем доме окна жолты.

По вечерам – по вечерам

Скрипят задумчивые болты,

Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,

А на стене – а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

Я слышу все с моей вершины:

Согнуть измученные спины

Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули,

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Если в «Стихах о Прекрасной Даме» взгляд поэта был устремлен ввысь, к церковному своду, небу, то в этом стихотворении он смотрит вокруг себя («В соседнем доме…») и даже как будто сверху вниз, вглядываясь в черты земной реальности («Я слышу все с моей вершины»). Это определило изменение предметного ряда (болты, ворота, кули) и цветовой гаммы («жолты», «черный кто-то»). Эпитет «жолтый», обрамляющий стихотворение, привносит в создаваемую картину ассоциацию болезненности, нездоровой лихорадочности, а благодаря необычному написанию эпитет приобретает значение символа некой зловещей силы. С миром зла связан и другой символический образ – «недвижный кто-то, черный кто-то». Этот символ не стоит трактовать буквально. Конечно, можно представить себе страшное здание фабрики, проглатывающее приходящих рабочих, но эта картина не исчерпает всего содержания образа. Скорее, это символ некоего мирового, мистического зла.

Называя жертв этого зла людьми, народом, нищими, Блок не использует слово «рабочие». Вообще, обращаясь в конце первого тома к социальной действительности, поэт не дает ее явлениям социальных, реалистических мотивировок.

Стихотворение «Фабрика» можно рассматривать как символическое изображение столкновения страдающего, обманутого человека с силой зла, воцарившейся в мире.

Цикл «Распутья» знаменует поворот Блока от идеального мира Прекрасной Дамы к миру земных стихий.

Общие выводы

Проанализировав основные стихотворения цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в контексте цветовой символики, использованной Блоком, я пришла к выводу, что одним из главных способов выражения своих взглядов, для Блока, является цвет. С помощью цветовой палитры он передает свое мнение, свои взгляды, свое понимание того или иного явления, выражает свое отношение.

В основном значение цветов в контексте стихотворений совпадает с наиболее частыми трактовками этих самых цветов. Например, наиболее часто употребляемый белый подчеркивает душевную красоту, чистоту, невинность образа Прекрасной Дамы, ее божественное происхождение, указывает на ее принадлежность к потустороннему миру, к которому автор стремится, но никогда не может достичь.

Красный, для Блока, ассоциируется с Божественной любовью, с теплом, которое он надеется получить от своей Прекрасной Дамы, т.е. с взаимностью. Красный также используется у Блока для обозначения чего-то тайного, сокровенного, очень личного, скорее всего он связан с мечтами и надеждами относительно возможности встречи с девушкой своей мечты, с возможностью соединения земного и небесного образов в одной женщине. А это самый главный вопрос, который занимал Блока: изменится ли образ Прекрасной Дамы? Что в нем будет преобладать – земное или небесное? Имеет ли этот образ право на существование в нашем жестоком, темном, «страшном» мире?

Как один из оттенков красного Блок часто использует розовый как цвет воскресения, цвет плоти, т.е. чего-то осязаемого, реально существующего.

Так же я пришла к выводу, что весь цикл Блок построил на контрастах и противопоставлениях. Противопоставляются цвета и образы, чувства. Это отражает мир Блока в момент создания этого цикла, т.к. в Блоке шла непрерывная борьба с самим собой. Наверное, поэтому этот цикл считается автобиографическими записками, т.к. все, что происходило с Александром Александровичем за два года создания цикла, нашло отражение в его стихах. И каждый жест Людмилы Дмитриевны Менделеевой, ее отношение, поведение – все это находило отражение в лирике того периода.

Именно для выражения этого страха и неопределенности Блок использует синий цвет и его оттенки, каждый раз смещая равновесие к одному из миров (более светлый оттенок – мир надреальный, более темный оттенок – мир подреальный), тем самым выражая свои страхи и ощущения.

Все в этом стихотворении робко и темно, зыбко и туманно… И все это - знаки "нездешних надежд" на вселенское "непостижимое чудо", на явление Вечной Девы, Прекрасной Дамы, в образе которой для Блока воплощалось некое всеединое божественное начало, долженствующее "спасти мир" и возродить человечество к новой, совершенной жизни. Вместе с ожиданием чистой и светлой любви, Вечной Женственности лирический герой ощущает одиночество, тоску, жажду встречи с ней, но и боязнь того, что она окажется не такой, какой представляется ему. Герой начинает опасаться, что их воссоединение, то есть приход Прекрасной Дамы в настоящую жизнь, реальность, может обернуться душевной катастрофой для него самого.

Если образы ранних стихов Блока живут лишь в божественном, романтическом мире, то в этом стихотворении жизнь наложила на все свой отпечаток. Почти ушли юношеская восторженность и романтизм, а вместо него появился серый, обыденный мир. И не только появился, но и занял свое главенствующее место. А мир фантазии, мир мечты обратился в легкую дымку вокруг образа. Постепенно чувствуется раздвоенность и восприятие образа женщины через призму двух миров: близкого и скорбного “здесь” и лучшего, прекрасного “там”. Так, вечная женственность и мудрость соединятся воедино со скорбной реальностью. Душа - ореол, идущий изнутри, окружает земную оболочку прозрачной хрупкой дымкой. Именно в ней и заключена та вечная прелесть женщины, которую воспевали поэты всех веков. И это соединение двух миров возносит женщину в глазах поэта на пьедестал богини.

Она близка, вполне реальна и в то же время недосягаема, как божество. “...Я знаю - ты здесь, ты близко - ты там”. Возможно, что именно эта удивительная способность видеть в женском образе божественное начало во многом определила отношение Блока к женщине. Живя реальной жизнью, среди людей, он отчетливо видел, как быт и серая обыденность давят на женщину и губят в ней тот светлый образ, воплощение которого в жизни он искал. Возникает образ женщины на фоне социальных проблем, и горькая действительность все более плотно окружает пыльной завесой “светлый образ”.

Знаменитый российский поэт Александр Александрович Блок, родился 16 ноября в 1880 году в городе Санкт-Петербурге. Мать Александра Александровича Блока звали Александра Андреевна Бекетова, отца будущего поэта звали Александр Львович Блок. Вскоре мать Александра Блока ушла к другому мужчине, к молодому офицеру Кублицкому-Пиоттуху, забрав с собой сына. Фамилия и отчество мать дала своему ребенку от первого мужа.

Детство Александра Блока, проходило на окраине города Санкт-Петербурга в Гренадерских казармах. Учился Александр Блок в Введенской гимназии, на каникулах уезжал в Шахматово, подмосковное имение деда.

Еще в самом раннем возрасте, Александр Блок увлекался творчеством, а в частности поэзией. Свои первые стихи Александр написал еще в пятилетнем возрасте, а в десять лет он уже выпустил два номера журнала “Корабль”.

Александр Александрович Блок писал свои бессмертные стихотворения в основном о своих чувствах и мыслях, которые буквально вырывались у него из глубины души. Вот одно из таких стихотворений, которое называется “Мне страшно с Тобой встречаться”.

Мне страшно с Тобой встречаться. Страшнее тебя не встречать. Я стал всему удивляться, на всем уловил печать. Судя по всему, в первых строках стихотворения знаменитый поэт Александр Александрович Блок, описывает свои ощущения, от действия которых приходит в ужас, чувствуя неладное. Но изначально не понятно, о ком в стихотворение идет речь.

Далее поэт пишет. По улице ходят тени, не пойму, живут или спят. Прильнув к церковной ступени, боюсь оглянуться назад. Исходя из этих строк, становится понятно, что поэт описывает сверхъестественное явление, которого ужасно боится, и что бы защитить себя от него, он обращается к церкви, не оглядываясь назад, что бы не видеть происходящего.

Далее поэт поясняет. Кладут мне на печи руки, но я не помню имен. В ушах раздаются звуки, недавних больших похорон. Из этих строк становится понятно, что поэт описывает умерших людей, которые преследуют его.

В завершающих строках автор пишет. А хмурое небо низко – покрыло и самый храм. Я знаю: Ты здесь. Ты близко. Тебя здесь нет, ты – там. В этих строках Блок описывает происходящую ситуацию, чувствуя душу умершего человека, которого, по всей видимости, знал. Так же у него возникают такие ощущения, что душа, ушедшая в мир иной, наблюдает за ним из другого мира.

Александр Александрович Блок, ушел из своей жизни 7 августа в 1921 году связи с тяжелым сердечнососудистым заболеванием. Некоторые очевидцы считали, что поэт перед своей смертью сошел с ума, но это утверждение оказалось ложным.

Дебютная книга Блока «Стихи о Прекрасной Даме», создававшаяся в период с 1901 по 1902 год и выдержанная в духе символизма, посвящена Любови Дмитриевне Менделеевой. С ней поэт познакомился еще в детском возрасте. Чувства возникли гораздо позже – в конце 1890-х. Их отношения изначально походили на игру. Менделеева то отвечала поклоннику взаимностью, то отталкивала его. Александр Александрович воспринимал ее как олицетворение Вечной Женственности, Прекрасной Дамы. Поклонение ей – одна из главных тем вышеназванного сборника. Ухаживания Блока в конце концов принесли свои плоды. В 1903 году Менделеева вышла за него замуж.

Книга включает в себя стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…», датированное пятым декабря 1902-го. Первые две строки текста – антитеза. С одной стороны – лирическому герою страшно встретить предмет своего обожания. С другой – сильнее его пугает перспектива не видеться с ней. В произведении нет конкретных примет, касающихся главного женского персонажа. Ни внешность ее, ни характер поэт не описывает. При этом все местоимения «ты» и его производные написаны с большой буквы, что характерно для «Стихов о Прекрасной Даме» и части ранней любовной лирики Блока. С начальных строк текста ключевой становится тема страха. Герой боится встречи с Прекрасной Дамой, так как это может повлечь за собой изменение ее духовной сущности. В финале к нему приходит понимание, что увидеть возлюбленную в земной реальности ему не суждено. Она находится в другом измерении, хотя и кажется невероятно близкой:
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты – там.
В стихотворении «Мне страшно с Тобой встречаться…» отсутствуют яркие краски: по улице ходят тени, низко расположено хмурое небо. Поэт рисует довольно мрачную действительность, свет в которую не приносит даже упоминание храма. Его образ в произведении символизирует священное место, наделенное особой силой. Вот только в храме этом недавно прошли большие похороны.

Лирический герой уверен в существовании идеала, хотя и осознает в финале произведения невозможность земного воплощения Вечной Женственности. Таким образом раскрывается тема противостояния реальности и мира прекрасных иллюзий. Блок ставит героя перед сложным выбором – отдаться полностью земным страстям или продолжить существование в идеальном пространстве мечты. В рассматриваемом стихотворении ответ не дается, его поискам поэт посвящает целый цикл, получивший название «Распутья».

1

Мне страшно с Тобой встречаться.
Страшнее Тебя не встречать.
Я стал всему удивляться,
На всем уловил печать.

По улице ходят тени,
Не пойму - живут, или спят.
Прильнув к церковной ступени,
Боюсь оглянуться назад.

Кладут мне на плечи руки,
Но я не помню имен.
В ушах раздаются звуки
Недавних больших похорон.

А хмурое небо низко -
Покрыло и самый храм.
Я знаю: Ты здесь. Ты близко.
Тебя здесь нет. Ты - там.

Анализ стихотворения «Мне страшно с Тобой встречаться» Александра Блока

Стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…» было написано Блоком в 1902 г. и вошло в дебютный сборник его произведений. Характерной особенностью является чрезмерное увлечение поэтом символизмом и преклонение перед образом Вечной Женственности.

В реальной жизни воплощением идеального женского образа для Блока стала Л. Д. Менделеева. Отношения между ними были довольно странными, порою просто комичными. Менделеева была обычной девушкой, мечтающей о настоящей любви. Блок полностью находился во власти созданных в собственном воображении образов. Свою избранницу он считал неземным существом, на нее не должны были распространяться законы реального мира. Фактически он вынудил Менделееву выйти за него замуж, угрожая покончить жизнь самоубийством. В этом духе выдержано стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…».

Любой влюбленный мужчина в какой-то степени боготворит любимую женщину. Блок впадает в абсолютную крайность. В самом названии заложено удивительное утверждение: страх от встречи с любимой. Во второй строке с помощью антитезы поэт смягчает фразу: «страшнее Тебя не встречать».

«Любовное» произведение в целом довольно необычно. Оно не содержит никаких указаний не только на физический облик девушки, но даже на ее внутренний мир. Это объясняется увлечением Блока философией В. Соловьева, которую он переработал в соответствии со своим врожденным мистицизмом. До 1905 г. Блок полностью абстрагировался от физического мира и не признавал его. Все окружающее для него представлялось в виде туманных символов и образов. Центральная часть стихотворения отражает эти взгляды: «ходят тени», «не помню имен». Совершенно неожиданно для влюбленного человека «раздаются звуки… больших похорон». Даже священное место, возле которого находится автор, не связано в его сознании с чем-то светлым. Храм накрывает «хмурое небо».

Такое мистическое настроение Блока подтверждается в финале произведения с помощью еще одной антитезы: «Ты близко. Тебя здесь нет». Даже учитывая, что в это время Менделеева не отвечала Блоку взаимностью, стихотворение «Мне страшно с Тобой встречаться…» далеко от любовной лирики и производит очень тяжелое впечатление.