Анализ произведения оленьи рога. Ж Продолжение рассказа Ю

Уже много дней живет она в доме отдыха на берегу моря. После долгой болезни приехала она сюда и первые три дня не выходила из дому, сидела на гулкой холодной веранде, грустно смотрела на прыгающих по соснам белок.
На четвертый день она просыпается рано утром, когда за окном стоит еще полутьма медленного весеннего рассвета. Она одевается, выходит на крыльцо и начинает розоветь от холода, от запаха мартовского снега, от вида поросших соснами холмов, от утренней чистоты и тишины. Она осторожно сходит на подтаявшую вчера днем и замерзшую за ночь дорожку, расставив руки, делает несколько шагов. Льдинки хрустят, звенят у нее под ногами. Этот хруст и звон прозрачен, громок и что-то напоминает ей, давно забытое, до сердцебиения сладкое и тайное. Не оглядываясь, она все дальше уходит от дома, поднимается на холм, видит внизу замерзшее море с темной полосой свободной ото льда воды у горизонта, видит, как постепенно все светлеет кругом и как наконец встает солнце, еще неярко-белое, еще бессильное.
Возвращается она пахнущая морозом и, когда проходит столовой, здоровается с отдыхающими, — низко наклоняет лицо, прячет улыбку, прячет одурманенные глаза.Как все выздоравливающие, она делается беспричинно счастлива, и счастье ее особенно свежо и остро, потому что ей шестнадцать лет, потому что глаза ее загадочны, темны и влажны, потому что она одна и свободна, а воображение ее наивно и романтично. И еще потому, что необычайным, сказочным кажется ей все вокруг.
Каждое утро восторгом сотрясает ее глубокий добрый голос диктора: «Руна Рига! Парейзс лайкс...» Каждое утро, хрустя каблуками, ставя ноги во вчерашние свои следы, идет она к холмам, — вытягиваясь, закидывая тонкое лицо, ломает вербу и ставит ее дома в вазу. И все дольше бродит совершенно одна в сосновых борах, выходит к морю, замирая от страха, идет по льду и наконец останавливается, еле переводя дух, боясь пошевелиться, чувствуя, как покачивается, волнуется лед.
Потом она идет обратно и с задумчивым любопытством осматривает заколоченные на зиму пустые дома. Ей делается отчего-то жутко-весело, как будто входит она в фантастический мир сказок, которыми, стыдясь, втайне от всех, зачитывается еще и сейчас. Она ни с кем не знакомится в доме отдыха, только аккуратно здоровается тонким голоском, едва не приседая по-школьному, пламенея, смущаясь, боясь взглянуть на того, с кем поздоровалась.
Ее одиночество, свобода, ее прогулки нравятся ей все больше, она боится даже думать о времени, когда придется ей уезжать отсюда. Но чем чаще она уединяется, чем взрослее, строже хочет казаться на людях, тем больше видна в ней девочка.
Однажды ее встречает молодой лыжник. В вязаном свитере, с тонкими сухими ногами, — он замедляет бег, останавливается и долго смотрит ей в спину. А она спе- шит пройти, упорно глядя себе под ноги, стараясь притвориться рассеянной, не замечая, какой пугливой делается вдруг ее походка. С этого дня он часто прибегает сюда на лыжах, взлетает на холмы, оглядывается, но больше уже не встречает ее...
Стоят в лесу дома, один красивее другого, светит солнце, лежат у заборов, у деревьев сине-зеленые тени, прыгают по соснам белки, зеленеет, желтеет на бетонных столбах оград плотный мох. А ночью тягуче вызванивают часы-куранты на кирхе, редко в два тона гудит электричка, потрескивает дом, шуршит в водосточной трубе лед и шумит вдали море. Остро, колко пахнет зернистым снегом, сосновой корой и горь- кими липкими почками. С каждым днем все продолжительнее, все стекляннее вечерняя заря, все глубже и холоднее по тону небо над ней, все синее и пронзительней на востоке звезды. А когда закат погаснет, подернется слабой желтизной, переходящей в зелень, в лиловость, — черными тогда кажутся на его фоне деревья, дома с прозрачными верандами, кирха и крест на ней.
Ночью девочка летает во сне над холмами, слышит тихую музыку, и у нее щемит сердце от страха и восторга. Проснувшись, чувствуя головокружительную легкость, она важно думает о том, что с ней происходит. А происходит с ней что-то необычное, совсем ей непонятное. Она почти не отвечает на письма, она влюблена в глухие боры, в музыку, в одиночество. Она любит заброшенность, безмолвие, любит тихие солнечные поляны, заросли краснотала, сизо-серебристые канадские ели, каменистые мрачные гроты в холмах.
Вечерами в доме отдыха, в гостиной со старинной мебелью растапливают камин. Трещат поставленные стоймя березовые дрова, пляшут на стенах багровые пятна, слегка пахнет дымом, и светятся большие холодные окна, выходящие на запад.А она уже ждет этой минуты, на цыпочках спускается в гостиную, забирается в кресло и смотрит в огонь огромными блестящими глазами. Иногда, оглянувшись на окна, прислушавшись к говору отдыхающих в далекой столовой, она подходит к ореховому кабинетному роялю и открывает крышку. Клавиши рояля смуглы от времени, туги и холодны. Нажав на скрипящую педаль, она ударяет по клавише и слушает томительный, затихающий звук. Ей хочется вспомнить музыку, слышанную во сне. Она подбирает аккорды, пальцы ее холодеют, ее знобит, ей кажется уже, что вот-вот она все вспомнит... Нет, все не то, не так, все не похоже! И, осторожно закрыв крышку, подышав на лак и оставив на нем туманное пятно, она опять забирается с ногами в кресло, опять рассеянно смотрит в огонь, слушает треск, с наслаждением ощущает странно- печальный, какой-то домашний запах березового дыма. «Что со мной? — изумленно думает она. — Отчего так болит, ноет сердце? И отчего эта боль так сладка?»
С некоторых пор ее внимание привлекает один пустой дом. Стоит он на большом участке, под деревьями, и еле виден из-за ограды. Двери его забиты, окна закрыты деревянными жалюзи, крыша под темной черепицей высока и остра, крыльцо занесено снегом — оттаяли только верхние ступени. Под окном в мезонине прибиты к стене лаково-коричневые рога оленя, а окно почему-то не загорожено и вместе с верандой бледно отсвечивает на закате. Снег вокруг дома нетронут, чист, участок особенно велик, особенно глух, ограда особенно высока и прочна. Только в одном месте выломаны планки, и в дыру лазят собаки. Оставляя глубокие отчетливые следы, все они бегут к старой кряжистой сосне, а от нее — веером куда-то в глубь участка.
Оленьи Рога — так называет девочка дом и участок вокруг него. И почти никуда уже не ходит, а идет каждый раз к Оленьим Рогам, с удовольствием видит свои вче- рашние следы, убеждается, что никто больше не побывал здесь, садится на пень, подтыкает под коленки пальто и замирает.
Она думает о заколоченном доме. Она воображает его пустые, гулкие, сумрачные комнаты, тишину по ночам, тонкие лунные иглы, пробивающиеся сквозь ставни.
А поляна полна блеска, света, солнце напекает так, что тает смола на солнечных сторонах сосен, стволы верб потеют, стоят в темных талых лунках, и пушисты уже, туманно-сизы и гибки их набухшие ветки.

Девочка шестнадцати лет приезжает в дом отдыха на морском побережье в Риге. После продолжительной болезни на улицу она не выходит. И только спустя три дня девочка вышла из дома. Она наслаждается природой, мартовским снегом, замерзшим у берега морем и заснеженными холмами.

Девочка каждый день подолгу гуляет в одиночестве, все ей кажется каким-то загадочным, она чувствует себя свободной и от этого счастлива. При встрече с отдыхающими девочка здоровается с ними, низко опуская голову и пряча одурманенные от счастья глаза.

Во время прогулки девочка встречает молодого лыжника. Она быстро уходит, притворяясь рассеянной. После этого лыжник часто приезжает сюда, оглядывается по сторонам, но девочку уже ни видит.

Просыпаясь по утрам, девочка чувствует легкость и не понимает, что с ней происходит. Ночью ей снится сон, в котором она летает и слышит приятную музыку. Она влюблена в эту природу, ей нравится одиночество и музыка.

Вечером девочка любит сидеть у камина в гостиной и наблюдать за огнем. Девочка садится за старый рояль и пытается сыграть услышанную во сне мелодию, но у нее не получается.

В какой-то момент девочка замечает пустой заколоченный дом, участок которого обнесен высоким забором, а снег вокруг дома чистый и нетронутый. Девочка назвала его «Оленьи Рога» из-за рогов оленя, висящих на стене в мезонине дома. Она часто приходит туда, наблюдает за домом и мечтает, наслаждаясь одиночеством.

В один из дней девочка увидела, как в мезонине этого здания открылось окно, из которого вылезли два маленьких человека. Они по лестнице спускаются вниз, идут по снегу к вербе, собирают корешки, а потом весело и деловито играют с маленькими мягкими шарами вербы. Это тролли, которые одеты в очень старую одежду с колпаками на голове, оба бородатые и сильно дымят, куря трубки. Наигравшись, тролли поднимаются по лестнице, окно за ними закрывается, и дом снова кажется необитаемым.

Вернувшись домой, девочка прячет глаза, чтобы отдыхающие ни о чем не догадались и не начали расспрашивать. Она сама уже почти не верит, что все это и вправду было.

Ночью девочка идет к заколдованному дому. В его окнах она видит свет и до нее долетают звуки мелодии из сна. Через небольшую дыру в ставне девочка увидела накрытый стол и кучу троллей. Они кушают, развлекаются, играя в карты и на музыкальных инструментах, медленно кружатся в танце.

Девочка заходит внутрь дома. Заметив ее, тролли перестают танцевать, затихает музыка, они убирают еду со стола и через люк исчезают под полом.

Остался лишь один тролль. Он хочет много всего рассказать девочке, но, к сожалению, тролли не разговаривают.

Перед уходом тролль зовет девочку за собой и подводит ее к щели в ставне. Девочка заглядывает туда и наблюдает за скользящим по холмам лыжником. Тем самого, которого девочка уже встречала. Она любуется его сильной худощавой фигурой и наблюдает за резкими движениями лыжника. Обернувшись к троллю, девочка обнаруживает, что его уже нет.

Утром следующего дня девочка подходит к Оленьим Рогам. Она очень удивлена: вокруг дома снег без следов, окна плотно закрыты и нет той щели, в которую она с интересом заглядывала.

Тут на холмах девочка обнаруживает лыжника. Она спряталась за углом дома, чтобы он ее не заметил. А после того, как лыжник исчезает за соснами, девочка идет посмотреть на его следы. Оказавшись на холме, она обнаруживает все то, что показывал ей во сне тролль. Девочка радостно кричит и опять верит в чудо. На ее крик возвращается лыжник, а она, спрятавшись за сосну, ждет ответа.

Девочка счастлива, рада всему, что с ней произошло и готова любить. Рассказ нас учит радоваться каждому дню, верить в чудо, любить и быть счастливыми.

Это почти сказочная история о выздоровлении. Стеснительная девушка, гуляя около дома отдыха, не решается на знакомство с лыжником. В заброшенном доме, где оленьи рога на стене, она видит… троллей! Очарованная, любопытствующая она попадает на их пир, где узнаёт музыку из своих снов. Тролли уходят, но дарят ей ещё одну встречу с лыжником – её настоящей любовью. Впрочем, сказочные создания могли выздоравливающей вполне и присниться!

Главная мысль

История о любви – в первую очередь, к жизни, к красоте природы. Рассказ учит верить в сказку, следовать за своим сердцем.

Читать краткое содержание Казаков Оленьи рога

После долгой болезни героиня попадает в дом отдыха. Понятно, что она измучена, несмотря на свои шестнадцать. Например, она сидит и грустно смотрит, как прыгают по деревьям белки. Кто бы смог смотреть на такое забавное зрелище без улыбки?

Постепенно она восстанавливается, начинает гулять по утрам. Избегает людей, стесняется (себя саму?), ни с кем не заговаривает. Она даже не отвечает на письма, но потихоньку влюбляется в окружающий мир. Ей нравится идти по своим следам, осознавая, что кроме неё по этим местам никто не ходит. Даже во сне она появляется в тех же местах, но уже летая. В рассказе очень красиво представлены пейзажи. Особенно приглянулся ей один заброшенный дом с оленьими рогами. Он вызывает у неё ощущение сказки. Часами она представляет его комнаты. И вот однажды она видит там двух курящих трубки старомодных троллей. Они серьёзно и степенно играют. Ночью она снова бежит в этот дом и даже решается войти на свет. В доме званый вечер троллей! Заметив её, они не злятся, но тихо уходят, а самый старый передаёт ей образ дня и лыжника.

Девушка просыпается непривычно поздно, бежит к дому, но там нет её «вчерашних» следов. И тут она встречает лыжника.

История ведётся от третьего лица, здесь совсем нет диалогов, лишь только некоторые реплики и мысли героини. Заканчивается рассказ вопросами, из которых главный – чего же ждала героиня? Видимо, любви.

Картинка или рисунок Оленьи рога

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Ванина Ванини Стендаль

    Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.

  • Краткое содержание Драгунский Тайное становится явным

    Мальчик Дениска услышал фразу «Тайное становится явным» и поинтересовался у мамы ее значением. Мама объяснила, что рано или поздно любой обман будет раскрыт и обманщик понесет наказание.

  • Краткое содержание Чехов Вверх по лестнице

    Некий Долбоносов, советник из уездного городка, как-то по служебным делам приезжает в Петербург, где он неожиданно попадает к князю Фингалову на званый вечер. Здесь он случайно встречает молодого юриста, студента Щепоткина, чему очень удивился.

  • Краткое содержание Хранитель огня Рытхэу

    Старик Кэвэн, возвращаясь с охоты, глубоко проваливался в снег. За ним оставалась кривая цепочка следов, говорившая о возрасте человека. Подумав о прошедшей молодости, старик решил проверить поленницу дров

Ход урока

Слово учителя.

Мы знакомы с жанром рассказа, многие герои рассказов стали вашими добрыми друзьями. Но среди героев-ровесников и в жизни, и в литературе встречаются такие, внутренний мир которых открывается не сразу. Непревзойдённым мастером таких рассказов является Юрий Петрович Казаков. Откройте учебник на с.162 , посмотрите на портрет этого человека, обратите внимание на годы его жизни и выскажите свои предположения о нём: какой он по характеру, каковы герои его произведений? (Ответы учащихся).

2. Чтение статьи учебника. Прочитайте статью о писателе и ответьте на вопросы учебника на с.162.

3. Чтение рассказа по частям. Подбор заголовков для каждой части.

Познакомимся с содержанием рассказа Ю.П.Казакова «Оленьи Рога», подумаем, почему так называется рассказ.

Странный дом.

Волшебная встреча с троллями.

Чего ждёт девочка?

Беседа по содержанию рассказа.

Как она оказалась на Рижском взморье?

Почему героиня предпочитает проводить время в одиночестве?

Расскажи о том особом мире, который привлекает девочку, наполняет её внутреннюю жизнь?

Почему её так интересует заколоченный дом?

Расскажите, что увидела девочка в этом доме.

Что произошло на следующий день, когда девочка опять пришла к Оленьим Рогам?

Скажите, чем необычна героиня рассказа?

Какое чувство возникло у вас к ней?

Чем бы вы помогли ей, если бы оказались рядом?

5. Домашнее задание : перечитайте последнее предложение рассказа. Оно содержит вопрос. Дайте письменный ответ на вопрос: «Чего ждёт девочка?»

Урок «Джек Лондон «Сказание о Кише»

Ход урока

Слово учителя.

Дома вы прочитали произведение «Сказание о Кише» замечательного автора Джека Лондона. Многие из вас это имя, наверное, услышали в первый раз.

Его жизнь была сложна и сурова: он не имел возможности даже окончить школу, очень рано пришлось устроиться на работу. Но после рабочего дня он хватался за книги, которые открыли ему ранее неведомый мир. Он прожил жизнь бойцом, стал большим писателем, ушёл от нас сорокалетним, оставив после себя пятьдесят книг. Одна из них включает в себя «Сказание о Кише».

2. Работа с учебником. Прочитайте статью об авторе и дайте ответы на вопросы – стр.173.

Беседа.

Какое впечатление произвело на вас произведение?

С каким чувством закрыли последнюю страницу?

Введение определения жанра сказания. (Имеет сказовую основу, опирающуюся на реальное событие; передается от отцов к детям в устной форме).

4. Проверка домашнего задания . Составляли план.

1. Жизнь Киша у Полярного моря.

2. Потеря отца.

3.Защита матери.

4. Охота в одиночестве.

5. Обвинение в колдовстве.

6. Смекалка Киша.

7. Настоящий вождь племени.

5. Беседа по содержанию «Сказания»:

Как охотники восприняли справедливые слова Киша на совете? Почему?

Как изменилось отношение охотников к мальчику? Какие события повлияли на их мнение?

Какие качества личности и особенности характера Киша позволили ему стать вождём племени?

Почему вовсе не удивительная история мальчика легла в основу сказания?

Чем похож Киш на других героев прочитанных тобой произведений? Чем отличается от них?

Вывод: - Что значит быть взрослым?

6. Домашнее задание : выучить монолог Киша; ответить на вопрос: Какие качества Киша ты хотел бы воспитать в себе?

Урок «Рассказ В.П.Астафьева «Васюткино озеро»

Ход урока

1. Проверка домашнего задания : чтение наизусть монолога Киша из повести Джека Лондона «Сказание о Кише».

Слово учителя.

В учебнике на с.183 посмотрим на портрет этого замечательного писателя.

Что вы можете сказать о нём? (Ещё не старый, красиво зачёсанные волосы, изображён вполоборота, как будто пристально рассматривает что-то, мягкий, спокойный взгляд, располагает к себе).

Прочитайте вопрос, предшествующий статье об авторе, и дайте на него ответ. (Действительно, таких произведений много: о своём детстве писали Л.Толстой, М.Горький С.Аксаков и др.)

Познакомимся с содержанием статьи, которая расскажет о трудном детстве писателя. О своеобразии его творчества.

3. Работа с учебником . Чтение статьи на с.183 – 184. Беседа по вопросам.

Что такое сибирский характер?

Чем он привлекал Астафьева-прозаика?

Как ты думаешь, почему события, произошедшие много лет назад, оставили яркий след в памяти писателя и легли в основу его произведения?

На вопрос о других писателях-сибиряках вы дадите ответ на следующем уроке, посоветовавшись с родителями, библиотекарем, обратившись к ресурсам Интернет.

Познакомимся с содержанием рассказа «Васюткино озеро». Читая рассказ, мы будем выделять смысловые части и подбирать к ним соответствующие заголовки.

4. Чтение рассказа , подбор заголовков частей.

Неудачи рыбаков.

В тайгу за орехами.

Охота на глухаря.

Заблудился.

«…А может, она ждет друга – такого же, как она сама …Ему не нужно будет говорить ни о чем: он и без слов угадает ее мысли. И он услышит ту таинственную музыку, которая звучит в ее сердце.

А может, ее ждет любовь… тот таинственный, незамеченный ею, но открытый троллем лыжник.

Что удивительного? Ей уже шестнадцать…Интересно, как это произойдет?

Если бы можно было упросить старого тролля показать чуть-чуть подальше..»

Приложения

Фрагменты детских работ .

А.С.Пушкин «Анчар».

«Это место похоже на ад, там жарко и страшно». Н. Чадаева.

«Очень много зла. Все умерло, нет ничего живого, темнота». Л.Казакова.

«Создается очень страшная картина. Мне представляется ночь. Возле Анчара сверкает молния, течет кровавая река. Чувства мрачные, настроение грустное, тоскливое». К. Лифанова.

«Создается картина сущего ада. Ощущение мрака, смерти, конца жизни». П. Каплун.

«Картина вся пылает огнем. Настроение грусти, чувство страха». Л.Алдошина.

«Картина темная, страшная, опустошенная, наполненная тьмой. Чувство мерзости, пустоты, страха.Настроение необыкновенное.». А Платонова.

Первые впечатления. «Мой учебник...».

«Мой учебник самый лучший. Его обложка красочная. Цвета яркие. А внутри, под обложкой, самые добрые сказки, рассказы, где добро всегда побеждает зло. В этом учебнике чудесные рисунки и новые авторы, с которыми я буду знакомиться». Сивова Н.

«...Мой учебник зелененький. Он с картинками. У моего учебника очень, очень, очень... большое содержание. У него толстая корочка... приятный запах. Мой учебник привезен из Москвы. Его писали три автора...». Шукаев Дмитрий Сергеевич.

«...Сам учебник с разноцветными иллюстрациями, с крупным шрифтом (что очень облегчает чтение), содержание разделено на части и очень легко найти нужный рассказ, сказку, повесть...». (А.Платонова).

«...Кроме текстов есть задания « Проверь себя»... Я жду, когда мы начнем работать с этим учебником. Он очень мне понравился. Спасибо авторам. А.Калязина.

«...Тут самые лучшие произведения великих писателей. Новые рассказы и повести, сказки невероятные, очень интересные. Те, кто создавали этот учебник, очень постарались...». С.Крохичев.

Фрагменты работ

· Кто из героев прочитанных произведений вам понравился и почему?

« Мне понравился герой из произведения Александра Грина « Зеленая лампа «. Его зовут Джон Ив. В сложной ситуации он не опустил руки, а наоборот, стал учиться и совершенствоваться, чтобы принести пользу людям и стать настоящим человеком» (А Платонова).



«Из всех героев, с которыми мы познакомились, больше всех мне понравился Робинзон Крузо - герой романа Д.Дефо. Робинзон умеет находить выход из любой сложной ситуации. Двадцать восемь лет он ждал помощи, но за это время многому научился, приобрел замечательного и верного друга. Читая этот роман, можно многому научиться, например, научиться дружить, выживать в трудных обстоятельствах. Робинзон Крузо и вместе с ним Д.Дефо щедро делятся с нами опытом жизни...». К.Лифанова.

« Мне очень понравилось стихотворение С.А.Пушкина «Няне», потому что в этом стихотворении звучат удивительно нежные, добрые слова в адрес простой русской женщины, няни поэта, посвятившей в свое время семье А,С.Пушкина свою жизнь, горячо любившей своего воспитанника Сашу. Вряд ли у кого из поэтов можно найти такие слова, такие чувства. Столько любви, столько ласки я не видел ни в одном стихотворении». Д.Шукаев.

Синквейн

Галкина Валентина Александровна,

учитель русского языка и литературы

Белосельская сош Пошехонский район

Урок «Юрий Павлович Казаков. Рассказ «Оленьи Рога»

Ход урока

Слово учителя.

Мы знакомы с жанром рассказа, многие герои рассказов стали вашими добрыми друзьями. Но среди героев-ровесников и в жизни, и в литературе встречаются такие, внутренний мир которых открывается не сразу. Непревзойдённым мастером таких рассказов является Юрий Петрович Казаков. Откройте учебник на с.162 , посмотрите на портрет этого человека, обратите внимание на годы его жизни и выскажите свои предположения о нём: какой он по характеру, каковы герои его произведений? (Ответы учащихся).

2. Чтение статьи учебника. Прочитайте статью о писателе и ответьте на вопросы учебника на с.162.



3. Чтение рассказа по частям. Подбор заголовков для каждой части.

Познакомимся с содержанием рассказа Ю.П.Казакова «Оленьи Рога», подумаем, почему так называется рассказ.

Странный дом.

Волшебная встреча с троллями.

Чего ждёт девочка?