Анализ пробника егэ по истории. Анализ результатов проверочной работы по подготовке к ЕГЭ по обществознанию (11класс) материал по истории (11 класс) на тему

Поэлементный анализ ЕГЭ по истории в 11 классе (2016г.)

В этом году историю сдавала 1 обучающаяся - Матвеева Евгения. Средний результат - 41 баллов, что ниже на 8 баллов по сравнению с предыдущими результатами ЕГЭ по истории. Данный результат соответствует оценке «3».

В экзаменационную работу включены задания базового, повышенного и высокого уровней сложности. Работа состоит из двух частей. Часть 1 содержит задания базового и повышенного уровней; часть 2 - задания базового, повышенного и высокого уровней сложности.

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 3 часа 55 минут.

Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:

– для каждого задания части 1 - 3–7 минут;

– для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

– для задания 25 – 40–80 минут.

Дополнительные материалы и оборудование не используются.

Система оценивания выполнения отдельных заданий и работы в целом

Задание с кратким ответом считается выполненным верно, если правильно указаны последовательность цифр, требуемое слово (словосочетание).

Полный правильный ответ на задания 1, 3, 4, 8, 10, 13, 14, 15, 18, 19 оценивается 1 баллом; неполный, неверный ответ или его отсутствие – 0 баллов.

Полный правильный ответ на задания 2, 5, 6, 7, 9, 12, 16, 17 оценивается 2 баллами; если допущена одна ошибка (в том числе отсутствует одна из цифр или имеется одна лишняя цифра) – 1 баллом; если допущено две и более ошибки (в том числе отсутствуют две и более цифры или имеются две и более лишние цифры) или ответ отсутствует – 0 баллов.

Проверяемые умения,

виды деятельности

Уровень сложности задания

Баллы

Часть 1

Систематизация исторической информации (умение определять последовательность событий)

Знание дат (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Определение термина (выбор одного элемента, (термина, названия) из данного ряда

Определение термина по нескольким признакам

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на установление соответствия)

8-начало 21 века

Работа с текстовым историческим источником (задание на установление соответствия)

Систематизация исторической информации (множественный выбор)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений(задание на заполнение пропусков в предложениях)

Знание исторических деятелей (задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

Работа с текстовым историческим источником (краткий ответ в виде слова, словосочетания)

Систематизация исторической информации, представленной в различных знаковых системах(таблица)

8-начало 21 в.(история России, история зарубежных стран)

Работа с текстовым историческим источником

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Работа с исторической картой (схемой)

Один из периодов, изучаемых в курсе истории России (8-начало 21 века)

Знание основных фактов, процессов, явлений истории культуры России)задание на установление соответствия)

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Анализ иллюстративного материала

8-начало 21 в.

8-начало 21 в.

Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при работе с источником

8-начало 21 в.

Умение использовать принципы структурно-функционального, временного и пространственного анализа при рассмотрении фактов, явлений, процессов (задание-задача)

8-начало 21 в.

Умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии

8-начало 21 в.

Историческое сочинение

8-начало 21в. (три периода на выбор экзаменуемого)

Указание событий (явлений, процессов)

Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории

Причинно-следственные связи

Оценка значения периода для истории России

Использование исторической терминологии

Наличие/отсутствие фактических ошибок

Форма изложения

Первичный балл: 16 б., Итого: 41 б.

Таким образом, обучающаяся справилась с заданиями 6(б),7(п),11(п),12(п),19(б) из части 1.

Задания 22-24 – это задания повышенной сложности. По заданию 21 набрала 2 балла.

С заданием 25 (историческое сочинение) из части 2 справилась почти полностью, что подтверждают набранные баллы. Из 11 возможных набрала 9 баллов по сочинению.

Выводы:

При планировании работы учитывать элементы знаний, проверяемые ЕГЭ и содержащиеся в кодификаторе, спецификации и демоверсии. Знакомство с документами необходимо начинать в начале учебного года;

Задания ЕГЭ должны стать для обучающихся узнаваемыми, чтобы они владели алгоритмом их успешного выполнения;

Методика преподавания истории должна ориентироваться на создание условий для понимания обучающимися хода истории, объяснения смысла и сущности событий, их причин и последствий, на применение знаний и умений в практической деятельности, в новых познавательных ситуациях. Необходимо использовать дифференцированные типы заданий на уроке, используя базовый и повышенный уровни сложности.

Обратить внимание на работу с исторической картой(схемой).

Сравнительный анализ ЕГЭ за три года по истории:

Учитель истории: /Л.В.Исакова/

ЕГЭ по истории в 2017-2018 учебном году сдавало 6 выпускников .

Учитель: Косьмина Ольга Альбертовна.

Все учащиеся справились с экзаменационными заданиями. Минимальное количество баллов, установленное Рособрнадзором - 32. Наибольшее количество баллов – 86 – Черненко Алина. Минимальное количество баллов – 32 – Рогожа Федор. Максимум можно набрать на ЕГЭ по истории – 55.

    1 балл - за 1, 4, 10, 13, 14, 15, 18, 19 задания.

    2 балла - 2, 3, 5-9, 12, 16, 17, 20, 21, 22.

    З балла - 11, 23.

    4 балла - 24.

11 баллов - 25

Средний балл – 56.

1 часть – 19 заданий с кратким ответом (слово, словосочетание, дата, имя и фамилия исторического деятеля):

Справилось

Не справилось

Справилось

Не справилось

Наиболее успешно справились с заданиями 2, 7, 8.

Всего учащимся было предложено 19 заданий с кратким ответом. Представлены задания: на знание хронологии (надо знать, в каком году, в каком веке произошло важное историческое событие); на знание исторических понятий и терминов; на знание исторических фактов; два задания на умение работать с историческими источниками; на знание исторических личностей; на проверку умения работать с информацией, данной в виде таблицы; на работу с исторической картой; на знание фактов истории культуры; на работу с иллюстративным материалом.

Учащиеся не справились с заданием 15 – работа с исторической картой.

2 часть – 6 заданий с развернутым ответом (анализ проблемы, фрагмента исторического документа, оценка события, высказывание точки зрения):

3 задания (№20, №21, №22) – задания на работу с историческим источником. Задание №20 предполагает атрибуцию исторического источника (атрибуция – это определение авторства, определение времени создания исторического источника, определение событий, о которых говорится в этом историческом тексте). Задание №21 – это задание на поиск информации в источнике. Задание №22 – проверка контекстных знаний. Задание №23 – историческая задача или анализ исторической ситуации. Задание №24 на проверку аргументировать исторические точки зрения. Это самое трудное задание во всей работе. Задание №25 – историческое сочинение.

Справилось

Не справилось

Справились

Не справились

Рогожа Федор не справился с частью 2. Причина – слабая успеваемость по предмету (начал учить материал лишь во втором полугодии 11 класса).

Сложным для учащихся было задание 24. С данным заданием справилась только Черненко Алина.

Определенные трудности вызвало задание 25 – написание исторического сочинения – задание требует не только хорошего знания материала, но и умения его излагать, анализировать и устанавливать причинно-следственные связи, что учащиеся- подростки всегда делают с трудом.

На выполнение заданий учащиеся примерно потратили времени:

    для каждого задания части 1 – 3–7 минут;

    для каждого задания части 2 (кроме задания 25) – 5–20 минут;

    для задания 25 – 40–80 минут.

В целом учащиеся справились с заданиями ЕГЭ.

Распределение участников ЕГЭ по полученным тестовым баллам по истории

Количество учеников

1. Формировать у учащихся умения: работать с историческими источниками, текстами; работать с исторической картой; работать с иллюстративным материалом, аргументировать в историческом сочинении; решать исторические задачи.

2. Больше времени уделять работе с историческими картами.

3. Обращать внимание учащихся на разные точки зрения на исторические события и их оценку специалистами.

Анализ результатов ЕГЭ 2014 года по истории

Учитель: Фаттахова Л.Р.

В 2014 году в ЕГЭ по истории приняли участие 4 учащихся Новошешмиской СОШ, успеваемость составила 100%.

Средний балл - 52, 25 (выше районных на 1,55; республиканских на 6,25 ; российских результатов на 6, 55 баллов). По району- 50,7, по РТ- 46, по РФ – 45,7. Высший балл (и по району) – 68 (Семеняк А.).Минимальный балл по ЕГЭ составил 32 (порог).

Анализ выполнения заданий части А

Общее количество заданий в экзаменационной работе было 40. Каждый вариант КИМ состоял из 3 частей.

В части 1, содержащей 21 задание с выбором ответа проверялись базовые знания исторических фактов, процессов, явлений, причин и следствий событий; умение производить поиск информации в источнике.

Часть А

Из таблицы видно, что наибольшее число (75 % - 100 %) правильных ответов даны на задания:

А 3-Установление причинно-следственных связей (VIII–XVII вв.)

А 5 -Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа (VIII–XVII вв.)

А 2, 6,16 - Знание основных фактов, процессов, явлений (VIII–XVII вв., XVIII – середина XIX в., 1941–1945 гг.))

А 9, 12, 17 - Умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа (XVIII – середина

XIX в., вторая половина XIX – начало XX в., 1941–1945 гг.).

Низкий процент выполнения следующих заданий части А (25-50%):

А 1,4,7,10,13,20 - Знание основных фактов, процессов, явлений (VIII–XVII вв., XVIII – середина

XIX в. , вторая половина XIX – начало XX в., XVIII – начало XX в. (культура),1917–2012 гг. (культура))

А 8 - Установление причинно-следственных связей (XVIII – середина XIX в.)

Наибольшее затруднение у аттестуемых вызвали задания на знание фактов и явлений культуры разных эпох, что объясняется недостаточным временем на изучение данного материала, обзорным прохождением темы «Культура».

«Западание» XIX века, которое было характерно для предыдущих лет не наблюдается, учащиеся показали разные (и положительные, и отрицательные) результаты по данному периоду. Сложным, как и прежде остается материал начала 20 века.

Анализ выполнения заданий части В

Часть 2 состоял из 13 заданий с кратким ответом(цифра, последовательность цифр или слово(словосочетание)), задания которых позволяли проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки выпускников, умения анализировать информацию, представленную в историческом текстовом источнике, классифицировать и систематизировать факты, работать с исторической картой(схемой), иллюстративным материалом.

Задания части В


Наибольшее число правильных ответов на задания 2, 8,11, 13.

В 2- Систематизация исторической информации (множественный выбор) VIII – начало XXI в.

В 8, 11 - Различное содержание в разных вариантах (работа с исторической картой(схемой)) VIII – начало XXI в.

В 13 - Различное содержание в разных вариантах (анализ иллюстративного материала) VIII – начало XXI в.

Низкое качество выполнения заданий (25-50 %) наблюдается по недостаточной выработке таких знаний и умений как:

    умение определять последовательность событий,

    систематизация исторической информации (соответствие),

    работа с исторической картой (схемой))

    анализ иллюстративного материала.

Однотипные задания выполнены учащимися с разной успешностью. Такая же картина и по периодам.

Анализ выполнения заданий части С

В части 3, содержащей 6 заданий с развернутым ответом, выявлялись и оценивались освоение выпускниками различных комплексных умений.

С1–С3 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

С4–С6 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений. Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации. Задание

С5 – анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса. Задание С6 – представление результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме с

ориентацией на заданные параметры деятельности. С6 – альтернативное задание: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох(один из исторических деятелей в списке изучается в курсе всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Задание С6 оценивался по системе критериев.

Часть С

Наибольшее число правильных ответов на задания 1,2,6,7,8, где проверялись такие знания и умения как:

  • умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа,

    представлять результаты историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности, умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии.

Затруднение вызвало задание С 5, где проверялось умение использовать исторические сведения для аргументации в ходе дискуссии, что объясняется недостаточностью времени для изучения истории в общеобразовательных классах и нехваткой урочного времени на данные виды задания.

В целом, результаты ЕГЭ по истории показывают средний уровень усвоения материала.

Цель экзаменационной работы – оценить уровень подготовки по истории России выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений в рамках проведения государственной (итоговой аттестации.

В экзаменационной работе проверяется, во – первых, то, насколько ученик владеет базовыми знаниями и умениями:

Точное указание дат, фактов, имен и т.д.;

Рассмотрение событий с учетом хронологической последовательности, этапности, соотнесение события с веком, эпохой;

Выявление характерных черт, принадлежности локального события, его места в серии однотипных событий.

Во-вторых, выявляются более сложные элементы, связанные с приобретенными учащимися умениями исторического описания, анализа и объяснения.

Экзаменационная работа включает задания по курсу истории России с древности до наших времен, причем по разным аспектам – экономике и социальным отношениям, внутренней и внешней политике, истории материальной и духовной культуры. Почти половина заданий относится к истории ХХ – начала XXI в.в. Задания располагаются в работе в определенной последовательности, прежде всего – в хронологическом порядке по периодам. Внутри периодов задания размещены по нарастающей степени сложности, начиная с тех, которые требуют знания дат, до аналитических и оценочных заданий.
В соответствии с назначением работы в ней предусматриваются три части, отличающиеся по сложности заданий и характеру деятельности. Общее число заданий – 50. Часть 1 (А) – 32 задания с выбором ответа (базового уровня). С помощью заданий части А проверялись базовые знания дат, фактов, понятий и терминов , характерных признаков исторических явлений, причин и следствий событий, умение соотносить единичные факты и общие исторические явления, процессы, указывать их характерные черты, производить поиск информации в источнике.
Часть 2 (В) – 11 заданий с открытым кратким ответом (повышенного уровня сложности). Часть В позволяет проверить, в дополнение к вышеуказанным элементам подготовки обучающихся, умения извлекать информацию из источника, классифицировать и систематизировать факты. Задания этой группы тоже выстроены в хронологическом порядке (от VIII – XVIII в.в. в В1 до периода 1945 - 1991 г.г. в задании В9), при этом задание В10 может содержать вопросы, касающиеся событий VIII – XXI в.в., а задание В11 – XIX – XX в.в.
Часть 3 (С) содержит 7 заданий с открытым развернутым ответом высокого уровня сложности, так как вопросы носят комплексный характер и предполагают разные виды деятельности:

С1 – С3 – комплекс из 3-х заданий для анализа исторического документа (открытые развернутые ответы в виде 2-3 предложений);

С4 – С7 - задания, позволяющие раскрыть как знание истории, так и умения работать с историческим материалом, владение процедурами исторического познания, степень овладения целым рядом умений, в том числе и комплексного характера.
Примечание . Анализ результатов ЕГЭ по истории России сделан без учета информации о выпускнике, не набравшем минимальное количество баллов. Это вызвано не стремлением «приукрасить» результаты и «не портить картину», а желанием максимально объективно оценить уровень знаний выпускников, имевших определенную мотивацию к успешной сдаче экзамена. Данный ученик верно выполнил лишь 6 заданий части А, наполовину выполнил по одному заданию частей В и С.

з) в учебном процессе шире использовать методические приемы и дидактические материалы, способные повысить мотивацию школьников к изучению предмета, развить интерес к предмету;

и) шире использовать возможности межпредметного взаимодействия. Учитывая, что период XX – XXI в.в. оказывается усвоенным хуже, чем другие, необходимо чаще использовать исторический материал для иллюстрации обществоведческих понятий и изучения общественных процессов в рамках курса обществознания.

Руководитель УМК учителей обществоведческого цикла Фролова Е.В.

Анализ результатов ЕГЭ по обществознанию в 2009 году.

Экзамен в форме ЕГЭ по обществознанию сдавал 41 выпускник XI классов гимназии № 1.

Часть 1 содержит 19 заданий с кратким ответом.

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

Задания 20-22 - комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника; извлечение информации; привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).

Задания 23-25 - задания, связанные с применением приемов причинно - следственного, структурно-функционального, временного и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Задание 23 связано с анализом, какой – либо исторической проблемы, ситуации.

Задания 24 - анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса.

Задание 25 предполагает написание исторического сочинения. Задание 25 - альтернативное: выпускник имеет возможность выбрать один из трех периодов России и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале

Участвовало 5 учащихся.

В 1 части №1,№7,№11№16,№18 задания повышенной трудности.

Задание№1 –справилось 20%

Задание №7 – справилось 60%

Задание №11 (оценивалось 3б.) – справилось 1чел.-3б.,2чел.-1б., 2чел.-0б.

Задание №16 – (оценивалось 2б.) 1чел.-2б.,3чел.-1б.,1чел.-0б.

Задание №18 – справилось 80%

Самыми сложными для выпускников оказались задания: 14, 17, 18.

Задание №14. Возможно, вызвало затруднения из-за нечеткой схемы к заданию, а также незнание фактического материала по предложенному периоду.

Задание №17 вызвало затруднение в установление соответствие между памятниками культуры их краткими характеристиками.

Задание № 18 вызвало затруднение при выборе из суждений из 5 предложений, изображенном на фотографии (даны были изображения храмов из разных исторических эпох).

Результаты работы выпускников во 2-й части с развернутым ответом.

Задания № 20-22 состоят из комплекса заданий (анализ исторического источника, привлечение исторических знаний).

С заданием №20 справилось – 3 ученика..

С заданием №21 справились 4 ученика, 1 ученик не преступил к выполнению задания.

Задание №22 (привлечение исторических знаний) - справились с заданием 3 ученика, не преступили к выполнению заданий 2 ученика.

Задание № 23 (анализ исторической проблемы, ситуации) с заданием справились 4 выпускника.

Задание №24 (анализ исторических версий и оценок, аргументация различных точек зрения с привлечением знаний курса).С заданием справилось 4 выпускника: 1 ученик получили 2 балла с указанием одного аргумента в подтверждение и один в опровержение оценки,2 ученика получили 1 бал, при выполнении задания приведены только два аргумента в подтверждение оценки.

Задание № 25 предполагает написание исторического сочинения . С заданием справились все.

За сочинение по критерию К1(исторические личности и их роль в данный период истории России по сравнительной таблице), из5-х учащихся два оценены по 2б.

Результаты по критерию К3 (причинно-следственные связи). С данным заданием справились все учащиеся. Результаты по критерию К4 (историческая оценка событий), оценивается от 0-1 балла. С данным видом задания по критериям справились все учащиеся.

Результаты оценивания по критерию К6 (наличие фактических ошибок).

По данному критерию всеми 3-я учащимися при написании исторического сочинения была допущена одна фактическая ошибка в каждой из работ, данный вид оценивается в 1балл. Результаты оценивания по критерию К7 (форма изложения).

По данному критерию все 5 учащихся получили максимальный - 1 балл

Данные показатели свидетельствуют о том, что учащиеся школ правильно указывают исторические события, относящие к выбранным ими периодам, на основе которых строятся суждение по периоду.

Анализ написание ЕГЭ по истории выявил, что, у выпускников 11 классов затруднения вызвали в 1-й части задания, проверяющие знание материалов разделов: «Культура: памятники архитектуры», задания, проверяемые знания исторических терминов по XX веку, умение работать с историческими документами, работа со схемами.

Учителям истории необходимо:

Продолжить работу с историческими текстами, документами, использовать различные тренировочные задания по историческому тексту

Продолжить работу по написанию исторического сочинения