Анализ поэмы «Демон» (М. Лермонтов)


В поэме Лермонтова образ Демона показан весьма необычно: это не злой, отвратительный и уродливый посланец ада, а прекрасное, крылатое существо. Лермонтовский Демон – это не сатана, а скорее падший ангел, который был низвергнут с небес за неповиновение и мятеж. За свое преступление Демон наказан бессмертием и лишен дара забвения. Он тоскует по утраченному раю, жаждет мести, испытывает лишь презрение к ничтожному и суетному человеческому роду – все это, а еще, невыносимое одиночество изгоя толкает Демона на непрерывную борьбу со всем божьим миром, на равнодушное и какое-то усталое совершение зла.

В поэме Демон предстает перед нами в трех различных образах. Первый – скучающий Демон, уставший от совершения злых дел. Второй – возродившийся Демон, впервые увидевший молодую грузинку Тамару. Ее пленительный, живой образ, представший взору Демона в момент летящего счастливого танца, неожиданно трогает его заблудшую душу, порождая в ней необъяснимое волнение. Демон не ставит перед собой цель совершить очередное зло, погубив соблазненную душу Тамары. Это своего рода протест против установленного Богом порядка, Демон пытается изменить свою судьбу, он хочет уйти от заслуженного наказания и избежать тягостной вечности со злом наедине. Демон страстно желает обрести новую, счастливую жизнь, избавиться от проклятия и вновь вернуться в рай.

Божественное пение монахини Тамары пробуждает в духе настоящую, земную любовь, и на его глазах появляются слезы (таков третий образ Демона). Но сами слезы его неземные. Одна слеза, упав на камень возле стен монастыря, прожигает его. Эта красноречивая деталь напоминает о том, что любовь злого духа опасна, греховна и погибельна для беззащитной смертной женщины. Но Демон, желая избавиться от проклятия и спастись любой ценой, готов принести в жертву безгрешную, юную душу монахини.

Соблазненная Тамара погибает. А между Ангелом и Демоном начинается борьба за душу девушки. Демон хочет забрать ее себе, но Ангел, отпуская ей все грехи за страдания и искреннее чувство, открывает для юной души ворота рая. Демон вновь остается наедине со своим одиночеством в мрачном и холодном мире зла.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2012-05-18

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Образ-символ Демона в произведении «Демон»

Еще один не менее примечательный романтический образ-символ, занимающий особое место в творчестве и даже в самой духовной жизни М.Ю. Лермонтова, - образ Демона. «Во всех стихотворениях Лермонтова, -- заметил В.В. Розанов, -- есть уже начало «демона», «демон» недорисованный, «демон» многообразный. То слышим вздох его, то видим черту его лика». По признанию самого поэта, он не мог «отделаться» от него на протяжении многих лет. Этот образ «преследовал» его, как некая живая сила, существовавшая объективно, вне сознания, но одновременно как нечто субъективное, определявшее его душевный склад и поведение.

Свою самую известную поэму, в которой присутствует символ «нечистой силы», М.Ю. Лермонтов редактировал 8 раз. Демон -- один из лермонтовских героев-изгнанников. Его образ очень многогранен. Демон изгнан всего лишь из рая и никогда не сможет вернуться в него, но в остальном он полностью свободен. Дух зла бессмертен, он ведет счет жизни не на дни, а на века. поэма мцыри лермонтов символ

Давно отверженный блуждал

В пустыне мира без приюта:

Вослед за веком век бежал,

Как за минутою минута,

Однообразной чередой.

Образ Демона - самый загадочный символ поэта. У Демона целых три лика: это Демон страдающий, Демон искушающий и Демон обреченный. Поэт совместил в нем взаимоисключающие, несовместимые начала. Символический смысл образа чрезвычайно широк. Очень ярко выражены в Демоне черты романтического героя: индивидуализм, скептицизм, презрение к обыкновенному, «пошлому» человеку, отрицание человеческих ценностей. Весь этот комплекс качеств принято называть демонизмом. Главная цель Демона - разрушение существующих духовных и материальных ценностей, но, как и любой романтический герой, он также способен любить.

Я тот, чей взор надежду губит;

Я тот, кого никто не любит;

Я бич рабов моих земных,

Я царь познанья и свободы,

Я враг небес, я зло природы.

И видишь, я у ног твоих.

Открытием Лермонтова стал образ Демона, которому наскучило зло. Любовь Демона к княжне Тамаре дает ему надежду на возрождение, усиливает тоску по утраченной гармонии. Обращение к Тамаре -- исповедь Демона,

Я опущусь на дно морское,

Я полечу за облака,

Я дам тебе все, все земное-

Люби меня.

Отражение православных идей в творчестве Лермонтова следует искать и в сюжетных, и в мировоззренческих компонентах. В основе поэмы “Демон” -- изображение борьбы падшего ангела против Господа. Лермонтов близок к трактовке данного конфликта к библейским текстам. Жизнь и деяния Демона - это мятеж против установленного Богом мирового порядка, попытка изменить судьбу и свой приговор, уйти от тягостной вечности наедине со злом и заслуженного наказания. Он жаждет обрести новое счастье и жизнь, преодолеть проклятие и изгнание из рая. Однако не следует полагать, что поэт на стороне Демона. Такое толкование поэмы противоречит её объективному смыслу, ведь то, что характерно для персонажа, не обязательно свойственно авторскому сознанию.

В “Демоне” замечается «сатанинская улыбка на жизнь, искривляющая младенческие ещё уста, это “с небом гордая вражда”, это -- презрение рока и предчувствие его неизбежности» говорил Белинский. Эти строки взяты из описания Тамары, умерщвлённой Демоном. Лермонтов задерживает внимание на “странной” улыбке, теплившейся на устах усопшей:

Печальный смысл улыбки той:

Что в ней? Насмешка ль над судьбой,

Непобедимое ль сомненье?

Иль к жизни хладное презренье?

Иль с небом гордая вражда?

Как знать? Для света навсегда

Утрачено её значенье?

Но описание “улыбки” персонажа с разнонаправленными признаками, что свойственно гению Лермонтова, нельзя отнести к самому автору, делать вывод о его “гордой” вражде с “небом”, то есть с Господом. Поэтому распространённое суждение о том, что борьба Демона с Богом есть своеобразное воплощение теологического бунтарства или атеизма Лермонтова, не находит подтверждения. А напротив, совокупность художественных перипетий в “Демоне” воспринимается, как решительное стремление поэта показать всю бессмыслицу любви, вышедшей из отрицания, невозможность приобщения к любви и гармонии без признания силы и первенства Господа:

Хочу любить, хочу молиться,

Хочу я веровать добру, --

говорит Демон Тамаре. И это не притворство: Демон действительно тяготится своим одиночеством (такова версия Лермонтова), равно как и властью над “ничтожною” землёй. Встретив Тамару, он ощущает прелесть добра и красоты. Ему кажется, что “жизни новой” теперь “пришла желанная пора”.

Тамара погибает, и между Демоном и Ангелом начинается борьба за её душу. Демон и зло торжествуют, но за страдания и искреннюю любовь, чистоту души и попытку спасти великого грешника все грехи ей отпускаются, открываются врата рая. Демон вновь остается один, без любви и веры, в своей скучной, холодной вечности и мрачном мире. Здесь чувствуется связь данной поэмы с произведением 18 в. - «Фаустом» В.И. Гёте. Ведь Гретхен, оказавшаяся вовлеченной в круговорот страшных событий, доведших до убийства ребенка, по вине той же «нечистой силы» в лице Мефистофеля и Фауста, отдавшего душу «падшему ангелу», спасена и попадает в рай за свою чистую, честную душу, искреннюю любовь и величайшее раскаяние.

В поэме «Демон» отчетливо появляется и образ-символ пути, изгнания, ведь автор называет своего героя «духом изгнания».

Образ Демона в поэме «Демон» - это одинокий герой, преступивший законы добра. Он испытывает презрение к ограниченности человеческого существования. М.Ю.Лермонтов долгое время работал над своим творением. А данная тема волновала его на протяжении всей жизни.

Образ Демона в искусстве

Образы потустороннего мира издавна волновали сердца деятелей искусств. Множество имен у Демон, Дьявол, Люцифер, Сатана. Каждый человек должен помнить, что зло многолико, поэтому всегда нужно быть предельно осторожным. Ведь коварные искусители постоянно провоцируют людей на совершение греховных дел, чтобы их души попадали в ад. А вот силы добра, которые защищают и оберегают человека от лукавого, - это Бог и Ангелы.

Образ Демона в литературе начала 19 века - это не только злодеи, но и «тираноборцы», выступающие против Бога. Такие персонажи встречались в творчестве многих писателей и поэтов той эпохи.

Если говорить о данном образе в музыке, то в 1871-1872 гг. А.Г.Рубинштейн написал оперу «Демон».

М.А.Врубель создал превосходные полотна, изображающие исчадье ада. Это картины «Демон летящий», «Демон сидящий», «Демон поверженный».

Лермонтовский герой

Образ Демона в поэме «Демон» почерпнут из про изгнанника из рая. Лермонтов по-своему переработал содержание. Кара главного героя заключается в том, что он вынужден вечно скитаться в полном одиночестве. Образ Демона в поэме «Демон» - это источник зла, разрушающий все на своем пути. Однако он находится в тесном взаимодействии с противоположным началом. Так как Демон - это превращенный ангел, он хорошо помнит былые времена. Он словно мстит всему миру за свое наказание. Важно обратить внимание на тот факт, что образ Демона в поэме Лермонтова отличается от Сатаны или Люцифера. Это субъективное видение русского поэта.

Характеристика Демона

В основе поэмы заложена идея о стремлении Демона к перевоплощению. Он недоволен тем, что ему отведена участь сеять зло. Неожиданно он влюбляется в грузинку Тамару - земную женщину. Он стремится таким образом преодолеть Божью кару.

Образ Демона в поэме Лермонтова характеризуется двумя основными чертами. Это небесное обаяние и манящая загадочность. Перед ними не в силах устоять земной женщине. Демон - это не просто плод воображения. В восприятии Тамары он материализуется в видимых и осязаемых формах. Он приходит к ней во снах.

Он подобен стихии воздуха и воодушевляется через голос и дыхание. Отсутствует Демона. В восприятии Тамары он «похож на вечер ясный», «сияет тихо, как звезда», «скользит без звука и следа». Девушку волнует его чарующий голос, он манит ее. После того как Демон убил жениха Тамары, он является к ней и навевает «сны золотые», освобождая ее от земных переживаний. Образ Демона в поэме «Демон» воплощается через колыбельную песню. В ней прослеживается поэтизация ночного мира, столь характерная для романтической традиции.

Его песни заражают ее душу и постепенно отравляют сердце Тамары тоской по тому миру, который не существует. Все земное ей становится постылым. Поверив своему обольстителю, она умирает. Но эта смерть только усугубляет положение Демона. Он понимает свою несостоятельность, что приводит его к наивысшей точке отчаяния.

Авторское отношение к герою

Позиция Лермонтова к образу Демона неоднозначна. С одной стороны, в поэме присутствует автор-рассказчик, который излагает «восточную легенду» былых времен. Его точка зрения расходится с мнениями героев и характеризуется объективностью. В тексте есть авторский комментарий к судьбе Демона.

С другой стороны, Демон - это сугубо личностный образ поэта. Большинство медитаций главного персонажа поэмы тесно связаны с лирикой автора и проникнуты его интонациями. Образ Демона в творчестве Лермонтова оказался созвучным не только самому автору, но и молодому поколению 30-х годов. В главном герое отразились чувства и стремления, присущие людям искусства: философские сомнения в правильности бытия, огромная тоска за потерянными идеалами, вечный поиск абсолютной свободы. Лермонтов тонко ощутил и даже пережил многие стороны зла как некого типа поведения личности и мировосприятия. Он распознал демоническую природу мятежного отношения к вселенной при нравственной невозможности принять ее неполноценность. Лермонтов смог понять опасности, скрывающиеся в творчестве, из-за которого человек может погрузиться в выдуманный мир, заплатив за это равнодушием ко всему земному. Многие исследователи отмечают, что Демон в поэме Лермонтова навсегда останется загадкой.

Образ Кавказа в поэме «Демон»

Тема Кавказа занимает особое место в творчестве Михаила Лермонтова. Изначально действие поэмы «Демон» должно было происходить в Испании. Однако поэт переносит его на Кавказ после того, как он вернулся из кавказской ссылки. Благодаря пейзажным зарисовкам писателю удалось воссоздать определенную философскую мысль в разнообразных поэтических образах.

Мир, над которым пролетает Демон, описан весьма удивительным образом. Казбек сравнивается с гранью алмаза, который сиял вечными снегами. «Глубоко внизу» чернеющий Дарьял характеризуется как жилище змея. Зеленые берега Арагвы, Кайшаурская долина, угрюмая Гуд-гора являются прекрасной обстановкой для поэмы Лермонтова. Тщательно подобранные эпитеты подчеркивают необузданность и силу природы.

Затем изображены земные красоты великолепной Грузии. Поэт концентрирует внимание читателя на увиденном Демоном с высоты его полета «земном крае». Именно в этом фрагменте текста строки наполняются жизнью. Здесь появляются различные звуки и голоса. Далее из мира поднебесных сфер читатель переносится в мир людей. Смена ракурсов происходит постепенно. Общий план сменяется крупным.

Во второй части картины природы передаются глазами Тамары. Контраст двух частей подчеркивает многоликость Она может быть как буйной, так и безмятежной и спокойной.

Характеристика Тамары

Трудно сказать, что образ Тамары в поэме «Демон» намного реалистичнее самого Демона. Ее внешний облик описывается обобщенными понятиями: глубокий взор, божественная ножка и прочие. В поэме акцент сделан на бесплотности проявлений ее образа: улыбка «неуловима», ножка «плывет». Тамара характеризуется как наивная девушка, в чем прослеживаются мотивы детской незащищенности. Описывается и ее душа - чистая и прекрасная. Все качества Тамары (женское очарование, душевная гармония, неискушенность) рисуют образ романтической натуры.

Итак, образ Демона занимает особое место в творчестве Лермонтова. Данная тема интересовала не только его, но и других деятелей искусства: А.Г.Рубинштейна (композитора), М.А.Врубеля (художника) и многих других.

Образ демонического героя

в поэме «Демон»

Цель урока : расширить знания о творчестве, помочь студентам понять образ главного героя поэмы «Демон».

Задачи :

Обучающие:

1. познакомить обучающихся с понятиями «демонизм», «демоническая личность», выявить черты демонического героя в лирике Лермонтова;

Развивающие:

1. продолжить развитие навыков анализа поэтического текста, умения воспринимать, истолковывать, интерпретировать литературный текст;

Воспитывающие:

1. продолжить формирование «человека культуры» через знакомство обучающихся с классикой мировой культуры;

2. продолжить воспитание духовно-нравственных ценностей

Тип урока : урок изучения нового материала

Методы : беседа, использование художественного слова, использование иллюстраций, мультимедийной презентации

Формы : групповая, фронтальная

Оборудование: Портрет М. Лермонтова, репродукции картин М. Врубеля «Демон сидящий», «Демон летящий», «Демон поверженный», текст поэмы «Демон»; аудиозапись: Р. Вагнер «Полет Валькирий», мультимедийная презентация, мультимедийное оборудование: компьютер, проектор, экран.

Межпредметные связи : мировая художественная культура

Компетенции, формирующиеся у обучающихся в ходе урока: коммуникативная (устная коммуникация/публичное выступление), информационная (извлечение информации, обработка информации)

План урока :

Организационный момент. Объявление темы урока, цели. Анализ произведения. Работа с репродукциями картин. Общие выводы по уроку. Выставление и обоснование оценок. Домашнее задание.

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Вступительное слово преподавателя.

В мировом искусстве есть образы, волнующие умы людей на протяжении многих веков. Со временем они меняются, но не исчезают. Все новые и новые поколения поэтов, художников, композиторов обращаются к ним, чтобы разгадать тайну и сказать свое слово. Демон – один из таких образов.

Сегодня на уроке мы будем говорить о самом загадочном и противоречивом образе в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова – образе Демона. Анализируя поэму, слушая друг друга, мы должны будем составить портрет демонического героя в поэме Лермонтова, также внимательно рассмотреть репродукции картин М. Врубеля, соотнести Демона Лермонтова и Врубеля. Цель нашего урока : расширить знания о творчестве, попытаться понять образ главного героя поэмы «Демон»

Запишем тему нашего урока в тетрадях: «Образ демонического героя в творчестве ».

III. Анализ произведения.

Звучит музыка Вагнера «Полет Валькирий».

– Какие ассоциации у вас вызывает слово «демон»?

Студенты отвечают.

– Как понимался этот образ в эпоху античности, в христианской мифологии?

Студенты отвечают на вопросы (опережающее домашнее задание)

Студенты отвечают: Одно из первых упоминаний о Демоне относится к античности, где «демоническое» знаменует самые разнообразные человеческие порывы-стремления к знанию, мудрости, счастью. Это двойник человека, его внутренний голос, часть его «непознанного» я. Для древнегреческого философа Сократа «демоническое» сопряжено с познанием самого себя.

Библейский миф гласит о демоне – падшем ангеле, возгордившемся своим могуществом и взбунтовавшемся против Бога. Демоны – падшие ангелы, которые служат сатане. Согласно Святому Писанию, они обладают силой, но ограничены Богом в своих действиях.

Демон как дух отрицания в средневековых легендах, в стихотворениях. Здесь демон – двойник сатаны, «враг человеческий». В древнегреческой мифологии: демон – дух, который может обладать как положительными, так и отрицательными качествами.

Давайте обратимся к истории создания и публикации поэмы «Демон» (смотрят видеофрагмент)

Что мы узнали из просмотренного видеофрагмента? Сколько лет работал над поэмой? Менялось ли содержание поэмы?

Студенты отвечают

Итак, каков же Демон Лермонтова? Перескажите кратко сюжет.

Как вы понимаете первую строку («Печальный демон, дух изгнанья…»)?

Студенты отвечают: Определение «печальный» погружает нас в мир человеческих переживаний: Демон наделён способностью к страданью. Но «демон», «дух изгнанья» – бесплотное созданье, чуждое «грешной земле». Вместе с тем «дух изгнанья» – персонаж библейской легенды (в прошлом «счастливый первенец творенья», изгнанный из «жилища света»).

– Каким вы увидели Демона в поэме «Демон»? Найдите описание характера, поступков героя; выберите все «за» и «против», относящиеся к характеристике Демона. Назовите основные черты. И пока каждый из вас устно характеризует Демона, остальные записывают его характеристику в таблицу.

Положительные черты

Отрицательные черты

– Можем ли мы сказать, больше положительного или отрицательного начала, добра или зла, ангельского или сатанинского заложено в характере, поступках героя?

Студенты отвечают.

Вывод: в основе образа – противоречие, конфликт между добром и злом. Понятия добра и зла не абсолютны, порой пересекаются одно в другом в разных обстоятельствах.

Беседа по вопросам.

– Что происходит с Демоном, когда он видит Тамару? (Чтение фрагмента 9 главы 1 части)

– Как вы думаете, возможно ли возрождение Демона? (Чтение эпизода гибели жениха Тамары)

– Каков же Демон во 2 части поэмы?

– Почему действие 2 части перенесено в монастырь?

– Что значит для Тамары уход в монастырь?

– Что чувствует Демон там?

Анализ эпизода клятвы Демона.

Чтобы лучше понять образ Демона, необходимо услышать его голос. (Ученик выразительно читает отрывок с клятвой) Какие интонации вы слышите? Выпишите ключевые слова.

(«Царь познанья и свободы, враг небес, зло природы, новый ангел в блеске новом, раб твой, кого никто не любит)

– Отчего Демон презирает человеческую любовь, само существо человека? Чем соблазняет он Тамару?

Студенты отвечают: Любовь Демона открывает Тамаре «пучину гордого познанья», она отлична от «минутной» любви человека. Клятва героя пропитана презрением к человеческому прозябанию на земле, «где нет ни истинного счастья, ни долговечной красоты».

Как мы с вами видели, в поэме происходит противостояние Демона и Бога. В чем его смысл?

– Какую роль в поэме играет Ангел?

– Сравните 2 эпизода: встреча Ангела с героем в келье и на небесах.

Любовь Демона противоречива, как и его натура. Клятва в келье – отречение от злых стяжаний и средство обольщения. В любви его слились человеческое волнение, порыв, «мечта безумная», жажда возрождения и вызов Богу. Как персонаж Бог не появляется ни разу. Но его присутствие безусловно, именно к нему обращает свой бунт Демон. На протяжении всей поэмы к Богу мысленно устремляется и прекрасная дочь Гудала. Уходя в монастырь, она становится Его послушницей, Его избранницей. От имени Бога в поэме действует Ангел, бессильный на земле, он побеждает Демона на небе. Первая встреча с Ангелом в келье Тамары пробуждает в «сердце, полном гордыни» ненависть. Очевидно, что в любви Демона происходит фатальный поворот – теперь он сражается за Тамару с Богом:

Здесь больше нет твоей святыни,

Здесь я владею и люблю.

Отныне (или изначально) любовь Демона, его поцелуи настояны на ненависти и злобе. Страшен его образ, лишённый поэтического ореола, после «посмертной измены» Тамары:

Каким смотрел он злобным взглядом,

Как полон был смертельным ядом

Вражды, не знающей конца,

И веяло могильным хладом

От неподвижного лица.

– Кто побеждает в этом поединке?

– Можно ли сказать, что Демон повержен?

– Почему поцелуй Демона оказался смертельным для Тамары? Почему её душа отправляется в рай? В чём внутренний конфликт героя?

Промежуточные выводы.

Слово преподавателя.

Мотив демонизма, демонической личности был характерен для творчества Лермонтова. Демоническая личность – герой умный, сильный, гордый, возвышающийся над остальными, играющий «демоническую» роль в их судьбах. Это трагический герой, отвергнувший мир и отвергнутый миром, живущий без любви, без дружбы, без надежды.

Образ Демона волновал не только поэтов, но и художников, композиторов. Решающую и трагическую роль сыграл он в жизни и творчестве гениального художника к. XIX – нач. XX века М. Врубеля.

IV. Работа с репродукциями картин.

1. «Демон сидящий».

– Что вы видите на картине? Какой образ возникает? Какие краски использует художник?

Сидящий Демон молод, и его печаль незлобна, им владеет только тоска по живому миру, полному цветения и тепла, от которого он отторгнут. Цветы же, которые его окружают, холодные, каменные цветы: художник подсмотрел их формы и краски в изломах горных пород с их причудливыми вкраплениями и прожилками. Передано то странное состояние души, когда охватывает чувство бесконечного одиночества и кажется, что от всего окружающего ты отгорожен непроницаемой стеклянной стеной.

2. «Демон поверженный». Какой здесь возникает образ?

С этой картиной связывают болезнь художника (сумасшествие). Известно, что когда картина уже была выставлена, Врубель каждый день переписывал её.

Демон низринут в ущелье среди скал. Некогда могучие руки стали плетьми, жалко заломленными. Тело деформировано, крылья разметались. Вокруг упавшего лиловый мрак и голубые струи. Дико и жалко лицо падшего с мучительно искривлённым ртом, хотя в его венце ещё горит розовый отблеск.

Золото, сумрачно-синий, млечно-голубой, дымно-лиловый и розовый – все излюбленные цвета Врубеля образуют здесь феерическое зрелище. «Демон поверженный» захватывает не столько своей живописью, сколько зримым воплощением трагедии художника: мы чувствуем – «здесь человек сгорел».

– Какой из Демонов Врубеля подходит к образу Лермонтова, почему?

V. Выводы.

Сегодня на уроке мы попытались понять образ демона и демонической личности в творчестве Лермонтова и живописи Врубеля. Зло всегда привлекательно для людей. Бес, дьявол, сатана, демон привлекают своей свободой, силой, бунтарством. Однако мы не должны забывать, что это силы зла, а они разрушают человека. Это видно и на судьбах героев литературных произведений, и на судьбах реальных людей.

Суть героя – в непримиримых противоречиях, в утверждении, что даже такие понятия, как Добро и Зло не абсолютны. Эти противоречия заложены в самой жизни. Человек получает способность к познанию и борьбе, а в душе каждого живет свой демон.

Демон появляется в поэме как дух изгнанья, летящий над грешной землей, бессильный оторваться от нее и приблизиться к небесам. Он изгнан из рая, сброшен с неба и оттого печален. Он сеет зло, но это не приносит ему наслаждения. Все, что он видит, приносит либо холодную зависть, либо презрение и ненависть. Ему все наскучило. Но он горд, он не способен подчиняться воле других, пытается преодолеть самого себя…

Неземная любовь помогает герою бороться со злом внутри себя, а его страдающая душа хочет примириться с небом, хочет веровать добру. Этот конфликт добра и зла похож на столкновение света с тьмой. В нем сливаются два начала, и он предстает перед нами, готовый повернуться лицом как к добру, так и к злу:

То не был ада дух ужасный,

Порочный мученик – о нет!

Он был похож на вечер ясный:

Ни день, ни ночь, – ни мрак, ни свет!...

Душа, вечно балансирующая на грани «двойного бытия », как сказал:

О вещая душа моя,

О сердце, полное тревоги!

О, как ты бьешься на пороге

Как бы двойного бытия!

Выставление и обоснование оценок.

VI. Домашнее задание (на выбор).

А) Напишите сочинение на тему: «В чём внутренний конфликт Демона?»

Б) Рассмотрите репродукции и сделайте письменный анализ, ответив на вопрос: «Какой из «Демонов» М. Врубеля наиболее полно воплощает лермонтовский образ и почему?»

В) Нарисуйте свою иллюстрацию к поэме «Демон», подберите к ней строки из произведения.

/ / Демон

Демон стал центральным образом одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова. В этом произведении он представлен не как страшное чудище – исчадие ада, а как прекрасное крылатое существо. Демон – это падший ангел, изгнанный с небес за неповиновение. А наказанием для него стали бессмертие и вечное забвение. Вечность он проводит в тоске и одиночестве, его переполняет злость и чувство ненависти к мирским делам.

На страницах поэмы Демон предстает перед нами в трех разных образах.

Сначала мы видим его как существо, которое устало от совершения злых дел. Его ничего не радует и не привлекает внимание. Но все меняется в один миг – он видит прекрасную танцующую девушку. Это была Тамара.

Демон понимает, что поддался земному чувству любви. Он очарован красотой девушки. Демон не хочет снова творить зло. Он пытается избавиться от своего вечного одиночества, он пытается обрести счастье, освободится от проклятий. Услышав песню Тамары, опьяненный чувством любви, Демон проливает слезу, но его слеза не простая, она прожигает камень у монастырской стены.

Злой дух понимает, что его любовь погубит Тамару. Но его цель скинуть оковы вечного проклятия, вернуться в рай, пусть даже ценой жизни ни в чем не повинной девушки.

После того, как Тамара умирает, между ангелом-хранителем и Демоном разворачивается битва за душу девушки. Ангел побеждает, и душа Тамары отправляется в рай.

А Демон остался ни с чем. Он все также одинок. У него нет ни любви ни веры, осталась только вечность.