Анализ не говори меня он.

Фёдор Иванович Тютчев

Не говори! Меня он как и прежде любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу… им, им одним живу я —
Но эта жизнь!.. о, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно,
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу!

Елена Александровна Денисьева

15 июля 1850 года произошло событие, кардинально повлиявшее на всю жизнь Тютчева. Поэт, которому на тот момент было почти сорок семь лет, признался в любви Елене Александровне Денисьевой. Она ответила ему взаимностью. Так начался один из самых трагических романов в истории русской литературы. Дело в том, что Федор Иванович был женат. Расставаться с законной супругой не собирался. Еще одно важное обстоятельство - Денисьева была почти на четверть века младше своего возлюбленного. Светское общество к их роману отнеслось отрицательно. Перед девушкой закрылись двери многих домов. Более того - от нее отреклись родители. Тем не менее, отношения Елены Александровны и Федора Ивановича, продлились около пятнадцати лет. Разлучить пару смогла только ранняя смерть Денисьевой от туберкулеза.

Своей последней любви Тютчев посвятил множество стихотворений. В литературоведении принято объединять их в так называемый «денисьевский цикл», считающийся истинной жемчужиной русской поэзии девятнадцатого столетия. Точная датировка произведения «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» до сих пор не выяснена. Определены лишь временные рамки - между июлем 1850 и серединой 1851. Стихотворение написано от лица женщины. В роли прототипа лирической героини выступила Денисьева. Федору Ивановичу с удивительным мастерством удалось передать гамму чувств, которые испытывает влюбленная представительница прекрасного пола. В ее монологе - предельная искренность, надрывность. В стихотворении главенствует тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего «денисьевского цикла». Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».

«Денисьевский цикл» — это осмысление Тютчевым любви как трагедии, роковой силы, приносящей с собой лишь смерть и душевное опустошение. Стихотворения Федора Ивановича, посвященные Елене Александровне, отличаются исповедальным характером, болезненностью изображенных чувств напоминают романы Достоевского, а тема противостояния влюбленных светскому обществу объединяет их с толстовской «Анной Карениной».

Великие о стихах:

Поэзия — как живопись: иное произведение пленит тебя больше, если ты будешь рассматривать его вблизи, а иное — если отойдешь подальше.

Небольшие жеманные стихотворения раздражают нервы больше, нежели скрип немазаных колес.

Самое ценное в жизни и в стихах — то, что сорвалось.

Марина Цветаева

Среди всех искусств поэзия больше других подвергается искушению заменить свою собственную своеобразную красоту украденными блестками.

Гумбольдт В.

Стихи удаются, если созданы при душевной ясности.

Сочинение стихов ближе к богослужению, чем обычно полагают.

Когда б вы знали, из какого сора Растут стихи, не ведая стыда... Как одуванчик у забора, Как лопухи и лебеда.

А. А. Ахматова

Не в одних стихах поэзия: она разлита везде, она вокруг нас. Взгляните на эти деревья, на это небо — отовсюду веет красотой и жизнью, а где красота и жизнь, там и поэзия.

И. С. Тургенев

У многих людей сочинение стихов — это болезнь роста ума.

Г. Лихтенберг

Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои — наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы становимся поэтами, как он.

Там, где льются изящные стихи, не остается места суесловию.

Мурасаки Сикибу

Обращаюсь к русскому стихосложению. Думаю, что со временем мы обратимся к белому стиху. Рифм в русском языке слишком мало. Одна вызывает другую. Пламень неминуемо тащит за собою камень. Из-за чувства выглядывает непременно искусство. Кому не надоели любовь и кровь, трудный и чудный, верный и лицемерный, и проч.

Александр Сергеевич Пушкин

- …Хороши ваши стихи, скажите сами?
– Чудовищны! – вдруг смело и откровенно произнес Иван.
– Не пишите больше! – попросил пришедший умоляюще.
– Обещаю и клянусь! – торжественно произнес Иван…

Михаил Афанасьевич Булгаков. "Мастер и Маргарита"

Мы все пишем стихи; поэты отличаются от остальных лишь тем, что пишут их словами.

Джон Фаулз. "Любовница французского лейтенанта"

Всякое стихотворение — это покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся, как звёзды, из-за них и существует стихотворение.

Александр Александрович Блок

Поэты древности в отличие от современных редко создавали больше дюжины стихотворений в течение своей долгой жизни. Оно и понятно: все они были отменными магами и не любили растрачивать себя на пустяки. Поэтому за каждым поэтическим произведением тех времен непременно скрывается целая Вселенная, наполненная чудесами - нередко опасными для того, кто неосторожно разбудит задремавшие строки.

Макс Фрай. "Болтливый мертвец"

Одному из своих неуклюжих бегемотов-стихов я приделал такой райский хвостик:…

Маяковский! Ваши стихи не греют, не волнуют, не заражают!
- Мои стихи не печка, не море и не чума!

Владимир Владимирович Маяковский

Стихи - это наша внутренняя музыка, облеченная в слова, пронизанная тонкими струнами смыслов и мечтаний, а посему - гоните критиков. Они - лишь жалкие прихлебалы поэзии. Что может сказать критик о глубинах вашей души? Не пускайте туда его пошлые ощупывающие ручки. Пусть стихи будут казаться ему нелепым мычанием, хаотическим нагромождением слов. Для нас - это песня свободы от нудного рассудка, славная песня, звучащая на белоснежных склонах нашей удивительной души.

Борис Кригер. "Тысяча жизней"

Стихи - это трепет сердца, волнение души и слёзы. А слёзы есть не что иное, как чистая поэзия, отвергнувшая слово.

«Не говори: меня он, как и прежде, любит…» Фёдор Тютчев

Не говори! Меня он как и прежде любит,
Мной, как и прежде дорожит…
О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,
Хоть, вижу, нож в его руке дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,
Увлечена, в душе уязвлена,
Я стражду, не живу… им, им одним живу я —
Но эта жизнь!.. о, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно,
Не мерят так и лютому врагу…
Ох, я дышу еще болезненно и трудно,
Могу дышать, но жить уж не могу!

Анализ стихотворения Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде, любит…»

15 июля 1850 года произошло событие, кардинально повлиявшее на всю жизнь Тютчева. Поэт, которому на тот момент было почти сорок семь лет, признался в любви Елене Александровне Денисьевой. Она ответила ему взаимностью. Так начался один из самых трагических романов в истории русской литературы. Дело в том, что Федор Иванович был женат. Расставаться с законной супругой не собирался. Еще одно важное обстоятельство – Денисьева была почти на четверть века младше своего возлюбленного. Светское общество к их роману отнеслось отрицательно. Перед девушкой закрылись двери многих домов. Более того – от нее отреклись родители. Тем не менее, отношения Елены Александровны и Федора Ивановича, продлились около пятнадцати лет. Разлучить пару смогла только ранняя смерть Денисьевой от туберкулеза.

Своей последней любви Тютчев посвятил множество стихотворений. В литературоведении принято объединять их в так называемый «денисьевский цикл», считающийся истинной жемчужиной русской поэзии девятнадцатого столетия. Точная датировка произведения «Не говори: меня он, как и прежде, любит…» до сих пор не выяснена. Определены лишь временные рамки – между июлем 1850 и серединой 1851. Стихотворение написано от лица женщины. В роли прототипа лирической героини выступила Денисьева. Федору Ивановичу с удивительным мастерством удалось передать гамму чувств, которые испытывает влюбленная представительница прекрасного пола. В ее монологе – предельная искренность, надрывность. В стихотворении главенствует тема испепеляющей, убийственной любви, характерная для всего «денисьевского цикла». Лирическая героиня понимает, что дорогой сердцу мужчина «бесчеловечно губит» ее жизнь, пусть и против собственного желания. Она прекрасно сознает: роман не принесет счастья, но отказаться от чувств не способна. В рассматриваемом тексте множество раз повторяются словоформы глагола «жить» и существительного «жизнь». Героиня мечется, сомневается и приходит в финале к неутешительному выводу: «…Могу дышать, но жить уж не могу».

«Денисьевский цикл» — это осмысление Тютчевым любви как трагедии, роковой силы, приносящей с собой лишь смерть и душевное опустошение. Стихотворения Федора Ивановича, посвященные Елене Александровне, отличаются исповедальным характером, болезненностью изображенных чувств напоминают романы Достоевского, а тема противостояния влюбленных светскому обществу объединяет их с толстовской «Анной Карениной».