Анализ «Ё-портфолио» учителя, ученика, преподавателя, студента. Современные проблемы науки и образования

1

1 Елабужский институт федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»

В статье обсуждается роль технологии е-портфолио в усилении практической направленности процесса обучения бакалавров педагогического образования. Предлагаются педагогические условия, благодаря которым данная технология будет успешно внедрена в практику образовательных учреждений. Выдвинуто предположение, что внедрение технологии е-портфолио в образовательный процесс подготовки бакалавров позволит усилить практическую направленность, за счет вовлечения студентов в профессиональное самоопределение и развитие рефлексивных навыков самооценки не только учебных, но и личностных и общественно-значимых достижений и индивидуального прогресса в процессе обучения в вузе. В результате исследования были определены основные этапы и педагогические условия успешного внедрения технологии е-портфолио как средства формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования в усилении практической направленности.

е-портфолио

бакалавр педагогического образования

образовательный процесс

практическая направленность

инструментальная среда

1. Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. Е-портфолио – оценочная технология, внедряемая в практику образовательного учреждения // e-Журнал «Экономика и социум». 2014. №4(13) 2014: [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://iupr.ru/domains_data/files/zurnal_13_2014/Galimullina.pdf.

2. Ильичева С.В. Разработка модели электронного портфолио на базе mahara/moodle как технологии управления качеством образовательного процесса и индивидуальным прогрессом студента. Сборник тезисов докладов конференции молодых ученых, Выпуск P. – СПб.: СПбГУ ИТМО, 2011 г. – 146 с. Электронный ресурс. URL: http://kmu.ifmo.ru/file/stat/12/kmu8_vep3.pdf.

3. Лизунова Л.Р. Портфолио студента (примерное положение). Электронный ресурс. URL: http://www.logopunkt.ru/umm1.htm.

4. Ямбург Е. А. Зачем нужен профессиональный стандарт учителя? // Новая газета. 1.10.2012. URL: http://portal21.ru/news/update_russia.php?ELEMENT_ID=5367.

5. Ljubimova, E.M., Galimullina, E.Z. "Development level of independent activity of undergraduates on the basis of Web-technologies" Life Science Journal, ISSN:1097-8135, Scopus Coverage Years: from 2008 to 2013, 11 (SPEC. ISSUE 11), 110, pp. 485-488 http://www.lifesciencesite.com. 110.

Утверждение нового Профессионального стандарта педагога (ПСП) неизбежно влечет за собой модернизацию существующих стандартов содержания педагогического образования . Анализ ПСП показывает, что современному учителю необходимо знать не только свой предмет и творчески относиться к делу, но и уметь осуществлять самоконтроль и оценку своего компетентностного и личностного роста с применением современных инфокоммуникационных технологий, уметь представлять свои личностные, общественно-значимые и академические достижения, в том числе и в сети Интернет .

На сегодняшний день в организации образовательного процесса используются различные методы оценивания, направленные в основном на оценку результатов обучения. В то время как личные, общественно-значимые и академические достижения студентов остаются за пределами оценивания . В связи с этим необходимо использовать альтернативные методы и технологии оценивания деятельности участников образовательного процесса. Одной из таких технологий является технология электронного портфолио (е-портфолио).

Основной целью создания е-портфолио является обеспечение мониторинга культурно-образовательного становления студента, анализ и представление значимых результатов процессов его компетентностного и личностного роста. Е-портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые студентом в разнообразных видах деятельности - учебной, воспитательной, творческой, самообразовательной .

Мы предполагаем, что внедрение технологии е-портфолио в образовательный процесс подготовки бакалавров позволит усилить практическую направленность, за счет вовлечения студентов в профессиональное самоопределение и развитие рефлексивных навыков самооценки не только учебных, но и личностных и общественно-значимых достижений и индивидуального прогресса в процессе обучения в вузе.

Цель исследования - выявить педагогические условия успешного внедрения технологии е-портфолио, как средства формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования в процессе усиления практической направленности обучения на примере создания электронного портфеля своих достижений.

Нами было выдвинуто предположение о том, что технология е-портфолио как средство формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования, будет успешно внедрена, если:

  1. Определить структуру и содержание е-портфолио;
  2. Выявить критерии оценивания е-портфолио;
  3. Провести анализ и классификацию инструментальных сред создания е-портфолио с целью выбора наиболее подходящей;
  4. Разработать методическое пособие в виде брошюры по созданию е-портфолио.

Материалы и методы исследования

Технология е-портфолио - оценочная технология, направленная на накопление, хранение, развитие и презентацию индивидуально значимых результатов.

Слово «портфолио» происходит от латинского portare - «носить» и folium - «лист для записи». Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений.

Портфолио бывает двух типов, отличающихся по способу обработки и презентации информации: портфолио в бумажном варианте и электронное портфолио. Электронное портфолио - это совокупность работ студента, собранных с применением электронных средств и носителей, представленных либо на цифровом носителе информации, так называемое e-portfolio, либо в виде web-сайта, то есть online-portfolio. Последний тип портфолио становится все более популярным и востребуемым, как наиболее близко отвечающий духу современности, потребностям экономики знаний, целям и задачам smart-обучения. В мировой практике электронное портфолио является частью стратегии электронного обучения, которая признана самой перспективной технологией обучения в настоящее время.

Министерство образования и науки Российской Федерации реализует проект по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ бакалавриата и магистратуры с усилением практической и исследовательской направленности подготовки, в рамках проекта модернизации педагогического образования и Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. Одним из участников проекта является Казанский федеральный университет (КФУ). Преподавателями Елабужского института КФУ разработаны модули основной профессиональной образовательной программы подготовки педагогических кадров, одним из которых является модуль «Дисциплины математического и естественнонаучного цикла: Естественнонаучное и математическое знание в образовательной практике». Программа модуля предназначена для бакалавров, приступающих к получению педагогического образования и реализуется в процессе сетевого взаимодействия со школами, имеет практическую направленность, проявляющуюся в организации деятельности студентов, направленной на формирование электронного портфеля достижений.

Так как проект по разработке новых модулей основных профессиональных образовательных программ ориентирован на усиление практической направленности подготовки бакалавров, то неизбежно меняются цели и задачи процесса обучения. В связи с этим в процессе всего обучения студентам необходимо уметь непрерывно производить самооценку и анализ своей образовательной деятельности, выстраивать индивидуальную траекторию обучения и видеть перспективы учебно-профессионального развития. Будущий учитель должен уметь производить мониторинг своего культурно-образовательного становления, анализировать и уметь представлять значимые результаты компетентностного и личностного роста, а также презентовать свои достижения и продукты своей интеллектуальной деятельности, в первую очередь в сети Интернет .

Именно технология е-портфолио выступает важным элементом практико-ориентированного подхода к образованию, являясь способом фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений студента в определенный период его обучения. Это своеобразный отчет по процессу обучения, позволяющий увидеть картину конкретных образовательных результатов, обеспечить отслеживание индивидуального прогресса студента в широком образовательном контексте, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания и умения.

Цель процесса разработки е-портфолио - дать возможность студенту выделять и размышлять над своими сильными и слабыми сторонами, используя формирующую обратную связь, предоставляя возможность преподавателям поддержать успехи и предпочтения обучающихся соответствующими способами. Оформляя е-портфолио, студенты непрерывно и целенаправленно собирают работы, которые демонстрируют их личностные, общественно-значимые и академические достижения в процессе обучения. Отметим, что в траектории обучения студента должны быть отмечены точки внесения изменений и дополнений в е-портфолио с его оценкой всеми участниками образовательного процесса совместно. Следовательно, преподавателю и самому студенту будет виден путь движения и развития его учебно-профессиональных действий.

Результаты исследования и их обсуждение

Рассмотрим подробнее педагогические условия успешного внедрения технологии е-портфолио как средства формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования в усилении практической направленности.

1. Определение структуры и содержания е-портфолио

Портфель достижений студента должен быть оформлен в виде единого структурированного электронного ресурса. Структура е-портфолио определяется его разделами. В зависимости от целей и задач использования е-портфолио разработчиком определяется количество, наименование и содержание наполнения его разделов. Как отмечалось выше, е-портфолио, представленное в виде web-сайта (online-портфолио), наиболее предпочтительно на сегодняшний день в условиях открытости и доступности информации.

Структура презентационного портфолио может включать следующие разделы (Таблица 1).

Таблица 1

Примерная структура и содержание е-портфолио (online-портфолио)

Наименование раздела

Приветствие

Краткое обращение от разработчика портфолио. Приветствие. Несколько слов о разработчике портфолио.

Персональные установки, жизненные принципы и цели.

Достижения

Презентация выполненных учебно-профессиональных действий, результатов участия в мероприятиях сетевого взаимодействия, презентации, отзывы, характеристики, благодарственные письма, фотографии и т.д.

Представление в формате резюме своих личных данных и достижений.

Самоанализ

Анализ собственных достижений, корректировка траектории обучения (при необходимости) и определения дальнейших перспектив.

Контакты

Контактные данные разработчика портфолио.

2. Выявление критериев оценивания е-портфолио

Предложенные нами группы основных критериев оценивания е-портфолио представлены в Таблице 2.

Таблица 2

Критерии оценивания электронного портфолио

Критерий

Описание критерия

Технические

Работоспособность всех элементов е-портфолио

Устойчивость к изменению пакета программ, установленного на компьютере, стабильность работы, необходимость установки дополнительного ПО.

Использование возможностей средства создания е-портфолио

Соответствие выбора программного инструментария создания е-портфолио.

Полнота использования возможностей программного инструментария при создании е-портфолио.

Тиражирование е-портфолио

Возможность копирования материалов е-портфолио, их тиражирование, удаленного использования.

Эргономико-дизайнерские

Мультимедиа компоненты:

  • Интерактивность

Соответствие характера и принципов взаимодействия, целевой аудитории; продуманность, взвешенность интерактивного вмешательства пользователя.

  • Визуализация

Единство визуального образа и содержания; легкость узнаваемости, считываемости, распознаваемости образа пользователем; единство стилистики всего проекта.

  • Звуковое сопровождение

Гармония звука, визуального ряда и содержания, голосового сопровождения.

  • Общее впечатление

Ощущения, которые возникают у потребителя после просмотра портфолио.

Коммуникативность

Техническая поддержка пользователя, реализация обновления содержания, возможность подключения внешних программ, ресурсов Интернет.

Производительность

Эффективная навигация, контекстно зависимое оглавление и помощь, возможности поисковой системы.

Традиционные показатели эргономичности

Оптимальность расположения управляющих элементов интерфейса, размеров управляющих элементов интерфейса, выделения управляющих элементов интерфейса цветом, формой, звуком.

Соответствие содержания

Соответствие содержания цели создания е-портфолио.

Вариативность способов представления информации

Использование различных источников, материалов контрольных работ, фотографий, чертежей, текстов, расчетов, анимации, мультимедийных презентаций, видео- и звукозаписи.

Подлинность

Информация и материалы е-портфолио непосредственно связаны с заданиями учебной программы, удовлетворяют целям обучения по ФГОС и критериям отбора материалов.

Динамичность

Данные в е-портфолио собираются многократно, в соответствии с указанными периодами. Е-портфолио содержит не только окончательные, но и рабочие варианты работ, выполненные к определенному времени, позволяет оценить динамику и осмыслить ход обучения.

В е-портфолио четко прослеживается его назначение (для трудоустройства, поступления на следующую ступень обучения и др.).

Интегрированность

Собранные в е-портфолио материалы отражают комплексную интеграцию знаний и умений в освоенные компетенции, охватывают все виды деятельности.

Многоцелевое назначение

Е-портфолио модно применить в различных реальных ситуациях: участия в конкурсе портфолио, презентации себя социальным партнерам, оценки работы за семестр, курс, трудоустройстве, в дополнительном образовании и др.

Презентационные

Креативность

Нетривиальное представление е-портфолио.

Логичность, структурированность

Правильное и нелинейное выстраивание материалов портфолио.

Глубина изложения.

Эргономичность

Наглядность и комфортность восприятия.

Рефлексивные

Самооценка результатов выполненной деятельности

Способность определить уровень полноты знаний о результатах своей работы по созданию и защиты своего портфолио.

В е-портфолио ярко прослеживается ответственность и самооценка достижений студента по каждой странице, каждой компетенции.

Критичность и глубина оценки процесса деятельности после создания е-портфолио

Предвосхищение возможного результата и его последствий.

3. Анализ и классификация инструментальных сред создания е-портфолио с целью выбора наиболее подходящего

Нами предложена следующая классификация инструментальных сред создания электронного портфолио: системы управления контентом, гипертекстовые инструментальные среды и мультимедиа HTML-средства.

К системам управления контентом можно отнести следующие инструментальные среды GoogleSites, uCoz, Wix, Weebly, Jimdo, 4portfolio, Mahara.

Отметим, что е-портфолио также можно создавать в программах семейства Microsoft, так как иногда портфолио сопровождают примерами работ, которые прикладываются к основному документу в отдельной папке. Следовательно, к гипертекстовым инструментальным средствам создания е-портфолио можно отнести программные продукты компании Microsoft (например, Word, PowerPoint, Publisher и др.).

Наиболее популярными мультимедиа HTML - средствами создания е-портфолио являются Macromedia Dreamweaver, Microsoft Office Share Point, Designer Aptana Studio.

4. Описание технологии е-портфолио

Опишем основные этапы создания е-портфолио:

1) Определение содержания е-портфолио и целей его формирования. На данном этапе основной задачей является определение цели создания е-портфолио, критерий оценки и условий, в которых будет происходить презентация е-портфолио. Это помогает определить содержание е-портфолио и структурировать дальнейшую работу.

2) Обработка материалов е-портфолио. Основной задачей является отбор материала е-портфолио, перевод его в электронную форму, подбор необходимого мультимедийного и программного обеспечений, соответствующие задачам и условиям демонстрации.

3) Создание связей и оформление е-портфолио. На данном этапе реализуется не только технический процесс создания е-портфолио в виде мультимедиа-продукта, но и формирование оглавления, построение структуры гиперссылок, связывающих различные элементы. Здесь студент выполняет определенную мыслительную деятельность по соотнесению имеющихся материалов с внешними требованиями.

4) Презентация портфолио. В зависимости от формы и аудитории презентация может быть различной. Однако в любом случае она должна завершаться получением обратной связи и рефлексией будущих действий по развитию е-портфолио.

5. Разработка методического пособия в виде брошюры по созданию е-портфолио

Методическое пособие предназначено для бакалавров направления подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» в усилении практической направленности процесса обучения и ориентировано на пользователей, которые решили самостоятельно или под руководством наставника создать электронный портфель своих достижений. В пособии содержатся: теоретические основы технологии создания электронного портфолио, описание и анализ инструментальных сред, описание структуры и содержания е-портфолио, а также технологию и этапы его создания, критерии его оценивания. Методическое пособие направлено на освоение технологии создания е-портфолио в различных инструментальных средах и описывается пример создания е-портфолио студентки физико-математического факультета в системе управления контентом Wix.

Выводы и заключение

В заключении отметим, что предлагаемые нами педагогические условия внедрения технологии е-портфолио позволят успешно реализовать технологию е-портфолио, как средство формирования и оценивания компетентностного и личностного роста бакалавров педагогического образования с целью усиления практической направленности процесса обучения. В результате технология е-портфолио - новое форма оценивания не только учебной и воспитательной деятельности обучаемых, но и личностных, общественно-значимых и академических достижений студентов, которую необходимо внедрять в практику образовательного учреждения.

Работа выполнена в ходе исполнения контракта с Министерством образования и науки РФ No 05.043.12.0016 от 23.05.14.Работа выполнена за счет средств субсидии, выделенной в рамках государственной поддержки Казанского (Приволжского) федерального университета в целях повышения его конкурентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров.

Рецензенты:

Ахметов Л.Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики обучения технологии, декан инженерно-технологического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга;

Капустина Т.В., д.п.н., к.ф-м.н., профессор кафедры математического анализа, алгебры и геометрии, физико-математического факультета, Елабужский институт КФУ, г. Елабуга.

Библиографическая ссылка

Галимуллина Э.З., Жестков Л.Ю. ТЕХНОЛОГИЯ Е-ПОРТФОЛИО В УСИЛЕНИИ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=19338 (дата обращения: 07.07.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания» ЭЛЕКТРОННОЕ ПОРТФОЛИО В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТА

Высокое качество подготовки кадров всегда являлось важнейшей задачей каждой образовательной организации.

Современная социокультурная ситуация ставит перед учебным заведением важнейшую задачу, связанную с конкурентноспособностью и востребованностью выпускника на рынке труда. Однако, как показывает практика, многие выпускники не соответствуют в полной мере требованиям, которые предъявляются работодателями.

Становление современного специалиста как целостной компетентной и самостоятельной личности конкурентноспособной на рынке труда требует существенного пересмотра подходов к учебно-методической, научно-методической работе, к методам планирования и подготовки учебного процесса.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения предполагает использование в процессе обучения прогрессивных педагогических технологий. Из всего многообразия инновационных направлений в развитии современной дидактики образовательные организации апробируют модульно-рейтинговую, кредитную технологии, игровой и проектный методы, разноуровневое обучение, обучение посредством кейсов (case-studies) и др.

Одной из современных технологий подготовки студента к будущей профессиональной деятельности, позволяющей ему эффективно планировать и оценивать процесс и результаты своего обучения, является технология портфолио.

Под термином «портфолио» понимается способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений. В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами», «папка специалиста».

Портфолио - это современная инновационная образовательная технология, в основе которой используется метод аутентичного оценивания результатов образовательной научной и профессиональной деятельности .

Портфолио может быть в бумажном или электронном варианте. Электронная версия может быть представлена в виде презентации на сайте (веб-портфолио).

Под электронным портфолио (е-портфолио) С.В. Панюкова и Н.Е. Есенина , понимают организованную обучающимся с помощью ИКТ совокупность документов, включающую результаты квалификационных работ и их примеры, подтверждения сертификатов и дипломов в системе академического образования.

Роль портфолио в образовательном процессе исследовали многие зарубежные и отечественные ученые (Е.С. Полат, Д.Н. Исоян, Е.Н. Балыкина, О.Г. Смолянинова Barrett H., Barton J., Collins A. и др.). Д.Н. Исоян рассматривает портфолио как условие активизации познавательной деятельности, В.А. Девисилов - как технологию мотивации и личностно-ориентированного обучения, портфолио как условие формирования исследовательских способностей рассматривают Н.И. Подгребальная, Л.А. Халилова; А.С. Тазутдинова определяет портфолио как технологию в системе подготовки студента к будущей педагогической деятельности, Д.В. Шестакова рассматривает портфолио как средство формирования конкурентноспособности будущего специалиста-управленца.

Все вышесказанное обуславливает актуальность нашего исследования, посвященного разработке условий, применения портфолио в системе подготовки будущего специалиста.

Объект исследования: процесс подготовки будущего специалиста.

Предмет исследования: портфолио студента как условие его профессионального становления.

Цель исследования: теоретически и практически обосновать эффективность использования электронного портфолио в системе подготовки будущего специалиста.

Задачи исследования:

1.Раскрыть функции портфолио.

2.Разработать структуру «Портфолио студента Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии».

3.Разработать модель электронного портфолио студентов Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии.

4.Определить условия, способствующие эффективному использованию портфолио в образовательной деятельности.

В условиях компетентностного подхода портфолио выступает как способ демонстрации, развития и оценки компетенций студента, механизм мониторинга его прогресса. Это своеобразный отчет по различным видам деятельности студента: учебная, научно-исследовательская, творческая, практическая, общественная и т. д.

Использование портфолио позволяет отслеживать индивидуальную траекторию развития студента, продемонстрировать его способности практически применять приобретенные знания, навыки и умения.

В тоже время, портфолио является одним из условий повышения мотивации студента, формирования навыков рефлексии. По мнению Е.С. Полат, портфолио - это инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда обучающегося, рефлексии его собственной деятельности.

Таким образом, портфолио студента выполняет следующие основные функции:

·Механизм мониторинга достижений студента;

·Развитие рефлексии, оценки (самооценки) студента;

·Поддержка высокой мотивации к обучению;

·Самопрезентация при трудоустройстве выпускника;

·Развитие умения учиться.

На сегодняшний день распространены три основных типа портфолио: «Портфолио документов», «Портфолио работ», «Портфолио отзывов». Каждый из типов имеет свои достоинства и недостатки.

Портфолио документов- портфель сертифицированных (документированных индивидуальных образовательных достижений студента.

Портфолио работ- собрание исследовательских, творческих, работ студента, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, и т. д.

Портфолио отзывов- оно включает оценку студентом своих достижений, резюме, а также отзывы, представленные преподавателями, родителями, руководителями практик и т. д.

Анализ нормативных документов Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии, а также компетентностной модели выпускника направления подготовки 09.02.03 Программирование в компьютерных системах позволил нам определить следующую структуру «Портфолио студента Алатырского технологического колледжа Минобразования Чувашии»:

·ФИО студента (фото)

·Специальность

·Представление студента (приветствие)

·Автобиография

·Мое отношение к профессии

·Контакты

·Портфолио работ

1. Достижения в учебно-профессиональной деятельности

· учебный план

· курсовые работы

· практика

· олимпиады

· дипломный проект

· стипендии

· повышение квалификации

2. Достижения в научно-исследовательской деятельности

· проекты

· доклады на конференциях

· доклады на семинарах

· гранты

· конкурсы

· публикации и др.

3. Достижения в общественной и творческой деятельности

· общественные поручения

· дополнительное образование

· увлечения

· спортивные мероприятия

· тренинги

· волонтерская работа

4. Портфолио документов

· сертификаты, грамоты, благодарности, статьи и т. д.

5. Отзывы резюме, характеристики, самоанализ и т. д.

Разделы портфолио, отражающие формирование общих и профессиональных компетенций, представляет достижения и результаты по овладению студентом профессиональными знаниями, умениями и навыками; умение проектировать свой профессиональный рост. Содержание разделов отражает достижения в учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности: результаты освоения образовательных программ, наличие стипендий, прохождение учебных и производственных практик; участие в учебных или научных семинарах и форумах, публикации, получение премий и грантов за исследования; повышение квалификации и т. д.

Предложенная структура портфолио позволяет акцентировать внимание на нем как на продуктивном средстве формирования необходимых компетенций и профессионально значимых качеств личности будущего специалиста. Полное и целенаправленно выстроенное портфолио служит основой для составления резюме выпускника при поиске работы, продолжении образования и определяет его конкурентоспособность на рынке труда.

Портфолио студентов выступает как способ накопления, фиксирования и оценки индивидуальных достижений и механизм мониторинга его прогресса, отражающий уровень его компетентности и конкурентоспособности.

Электронный вариант портфолио имеет ряд неоспоримых преимуществ перед бумажным, поскольку:

Объем информации в нем представлен шире и разнообразнее;

Навигацию по разделам выполнять проще, нагляднее и быстрее;

Служит средством интерактивной мультимедийной презентации достижений и информационного взаимодействия .

Существуют некоторые сложности, препятствующие повсеместному использованию электронных портфолио студентов. Это обусловлено тем, что использование электронных портфолио образовательных достижений требует от педагога и студентов определенных знаний и умений в области информационных технологий: загрузка программы, выход из программы, использование данных разных форматов, сохранение данных на сервере, редактирование электронных материалов. Отсутствие таких знаний делает невозможным использование электронных портфолио.

Портфолио, созданное инструментальными средствами различных компьютерных программ, позволяет собрать электронные наработки, наглядно отразить динамику профессионального развития студента. Создание и пополнение электронного портфолио требует от студента умения моделировать, конструировать и структурировать информацию, учитывать требования эргономики и дизайна.

Электронное портфолио можно создать в различных приложениях операционной системы Windows: PowerPoint, Word, Excel или организовывать в виде Web-страницы. Если в образовательном учреждении имеется свой сайт в Интернете, то электронное портфолио образовательных достижений студентов может стать частью такого сайта, а может выступать в качестве самостоятельного информационного ресурса .

Современное программное обеспечение, применяемое для создания электронного портфолио дает возможность строить различные визуализации: диаграммы, графики, кластерные грозди, сводные таблицы, презентации и т.д. Гипертекстовая технология построения продукта, позволяет реализовать связи между компонентами модели портфолио посредствам перекрестных ссылок. Материалы электронного портфолио легко редактируются и совершенствуются.

Структурное построение электронного портфолио предполагает создание навигационного меню для перехода по разделам, в которых осуществляется накопление и хранение коллекций материалов. Определение структуры электронного портфолио образовательных достижений студентов должно производиться педагогом в процессе совместной работы со специалистом в области компьютерного программного обеспечения.

Электронное портфолио можно разрабатывать на основе лицензионной компьютерной программы Adobe Flash CS4 Professional, которая имеет необходимый инструментарий. Также для создания электронных портфолио студентов можно использовать Систему управления контентом. CMS – это компьютерное программное обеспечение, предназначенное для упрощения и систематизации совместного создания документов и контента. Чаще всего, CMS – это веб-приложение, служащее для управления веб-сайтами и их содержимым. Программный продукт CMS Joomla - система управления содержанием, написанная на языке PHP и использующая в качестве хранилища содержания базу данных MySQL. Joomla – это свободно распространяемое программное обеспечение, доступное для всех под лицензией GNU/GPL, она легка в установке и управлении, и надежна.

Одной из главных особенностей Joomla является относительная простота управления при практически безграничных возможностях и гибкости при изготовлении сайтов. Данная система управления контентом предоставляет возможности, которые важны при создании электронного портфолио:

- полное управление компонентами базы данных и сайта;

- все разделы полностью доступны для управления и редактирования;

- темы разделов могут быть добавлены при сотрудничестве авторов;

- динамические модули форумов, опросов, голосований с показом результатов .

Joomla не требует от пользователя или администратора системы знаний языка гипертекстовой разметки HTML для управления и работы с ней, что так важно для пользователей, имеющих низкий уровень компьютерной грамотности.

Создание банка электронных портфолио образовательных достижений студентов способствует:

- повышению качества образовательного процесса и его вариативности;

- расширению возможностей обучения и самообучения;

- повышению мотивации и социальной активности студентов;

- наполнению личных портфолио обучающихся электронными продуктами;

- развитию медиакомпетентности и информационной культуры .

В дальнейшем, электронное портфолио может стать технологией планирования будущей профессиональной карьеры студентов и эффективным средством развития. Это можно объяснить тем, что оно содержит больше информации для понимания, чем стандартное резюме, и позволяет увидеть уровень подготовки и весь спектр сформированности профессиональных и общих компетенций студентов.

Электронный портфолио - это не форма обучения, а сетевая образовательная технология, расширяющая социально-познавательную деятельность подростков за рамками школьной инфраструктуры и реализующая взаимосвязь между интересами, жизненными потребностями растущего человека и теми областями социальной среды, в которых они могут быть удовлетворены. Электронный портфолио - это пространство реального действия подростка, а не место лишь для предъявления отчета о выполненной работе.

Мы выделяем следующие особенности Электронного портфолио студента.

1. В основе структурирования Электронного портфолио лежит целеполагание, которое служит руководством при определении всех его разделов и формировании системы заданий, отвечающих требованиям индивидуализации познавательного процесса, становления деятельности подростка как личностно значимой. Структура Электронного портфолио призвана обеспечивать расширение социально-познавательной деятельности студента за рамками образовательной среды.

2. Большую часть содержания Электронного портфолио составляют собственные материалы студентов, созданные ими в ходе самостоятельной работы. Содержание Электронного портфолио призвано фиксировать и визуализировать самостоятельно созданные творческие материалы. Поскольку Электронный портфолио представляет собой мультимедийную компьютерную программу, в нее можно включать материалы разных форматов: тексты, графические изображения, аудиозаписи, видеоролики, анимацию.

3. Материалы Электронного портфолио собираются студентом не однократно, а в течение всего времени работы по проекту. В Электронном портфолио студент дает самооценку результатам своей творческой деятельности, и педагог также оценивает ход и динамику развития знаний и способов деятельности в выбранной предметной области.

Список литературы:

1.Григоренко Е.В. Портфолио в вузе: методические рекомендации по созданию и использованию / Е.В. Григоренко // Томск: Томский государственный университет НОЦ «Институт инноваций в образовании» Институт дистанционного образования. 2007.

2.Девисилов В.А. Портфолио и метод проектов как педагогическая технология мотивации и личностно ориентированного обучения в высшей школе. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:

    Панюкова С.В., Есенина Н.Е. Электронный портфолио ученика // Инфор-матика и образование, 2007. №2.

    Абовский, Н.П. Чему учат и не учат инженеров. Система активного творческого образования [Текст] / Н.П. Абовский; научное издание. – КрасГАСА: Красноярск, 2004. - 55 с.

    Андреев, В.И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности [Текст] / В.И. Андреев. - Казань: Изд–во КГУ, 1988. – 238 с.

    Бодров, В.А. Проблемы профессионального психологического отбора// Психологический журнал [Текст] / В.А. Бодров. - 1985. №2. – С. 85-94.

    Болотов, В.А., Сериков, В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной парадигме [Текст] / В.А. Болотов, В.В. Сериков // Педагогика. – 2003. – №10. – С.8-14.

    Булатов В.П., Шаповалов Б.Н. Наука и инженерная деятельность [Текст] / В.П. Булатов, Б.Н. Шаповалов. - Л.: Лениздат, 1987. - 111 с.

Проблему информатизации российского образования можно решать не только экстенсивными методами развития информационной образовательной среды, но и интенсивными технологиями педагогического проектирования, сопровождения и оценки эффективности учебно-воспитательного процесса.

Преподавание всегда рассматривалось как сложный комплекс подходов и приемов. Взаимодействие между учителем и учеником в учебном процессе состоит из умения и искусства, поэтому достаточно важно определить методы аттестации учительского труда.

Одно из последних достижений профессиональной аттестации учителей за рубежом - так называемое электронное портфолио (электронный портфель, e-portfolio, ЭП). Такой портфель предполагает два четких преимущества перед стандартизованным тестированием. Во-первых, ЭП - это творческая, а не бюрократическая модель контроля, которая позволяет учителю руководить процессом оценки своего труда. Во-вторых, хотя учителя считают процесс подготовки портфеля трудоемким, они признают, что за время, затраченное на подготовку ЭП, можно приобрести бесценный опыт профессионального роста.

Основные компоненты ЭП - документация преподавательской деятельности и анализ своей профессиональной работы. Портфолио учителя содержит методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, наглядные и раздаточные пособия, тесты, доклады и рефераты, отражающие знания, умения и опыт учителя. Каждый документ сопровождается пояснениями преподавателя. В процессе рефлексивного обдумывания учитель указывает на сильные стороны и объективные недостатки своей работы, трансформируя идеи в четкие концепции. Основная задача создания ЭП - вовлечение в осмысление результатов преподавания и определение целей дальнейшего профессионального развития. Это соответствует принципу воспитания вдумчивого практика.

Учитель может начать собирать ЭП на разных ступенях своей профессиональной биографии - от студенческого периода до квалифицированного уровня. Портфолио обычно организуется вокруг центральных компонентов преподавания, включая планирование, стратегии обучения, методы контроля, организацию работы на уроке, работу с родителями и профессиональное развитие.

Итак, ЭП представляет собой организованную конкретным образом коллекцию образцов профессиональных работ. Характерные черты этой коллекции:

имеет определенную цель;

рассчитана на определенную аудиторию;

включает в себя образцы профессиональной работы, которые составляют основное содержание портфеля;

содержит анализ и размышления о своей профессиональной работе.

ЭП может выполнять функции стартовой оценки уровня достижений, промежуточного и итогового контроля. В соответствии с одной из принятых зарубежных классификаций можно выделить несколько видов профессионального портфолио учителя:

портфолио развития (developmental) - собирается в процессе трудовой деятельности для оценки прогресса в работе и накопления опыта в течение определенного времени;

отчетное портфолио (product) - свидетельствует о достижении определенного результата при завершении работы над проектом;

демонстрационное портфолио (showcase) - коллекция лучших работ учителя. Используется для подготовки резюме при приеме на работу или для участия в профессиональном конкурсе.

Все три вида ЭП представляют целенаправленное собрание документов с самооценкой своего труда. Разница заключается в целях и способе организации этих коллекций. Например, цель портфолио развития - показать прогресс в формировании умений преподавателя. Отчетное портфолио демонстрирует использование специфической педагогической стратегии. А демонстрационное портфолио концентрируется на представлении опыта и профессиональных достижений преподавателя.

Существуют разные варианты создания ЭП. Можно использовать специальные компьютерные программы, которые предоставляют готовые шаблоны (The Teacher’s Portfolio, Scholastic Electronic Portfolio, The Portfolio Builder for PowerPoint). Более продвинутые пользователи персональных компьютеров создают собственную модель ЭП, используя мультимедийные программы веб-дизайна, такие как Microsoft FrontPage, Macromedia Dreamweaver.

ЭП имеет преимущества перед традиционным вариантом на бумажном носителе: большой объем материала, интерактивность, обеспечение оперативного доступа, в том числе дистанционного. Создание портфолио в электронном виде позволяет хранить, редактировать и демонстрировать образцы профессиональной деятельности в наглядном виде за счет использования текстов, графики, аудио и видеовставок. В отличие от печатных портфолио, имеющих линейную структуру, в ЭП используется система гиперссылок, которая позволяет соединить отдельные звенья педагогического процесса, представленные в электронной форме, в единое целое. Так, в отсканированном плане урока на отдельном этапе можно вставить видеозапись с комментариями эффективности данного вида деятельности. Другая гиперссылка может связывать этап урока в образцами готовых работ учеников.

Создавать ЭП всегда довольно трудно из-за количества и разнообразия материалов, а потому это требует технических навыков. Однако качество портфолио электронного формата зависит от тщательных решений задач о содержании и результатов анализа содержимого. Рефлексия - это основной компонент в создании профессионального ЭП, та цементирующая связь, которая позволяет аттестующим в процессе оценки информации увидеть сделанные выводы. Таким образом, портфолио становится жизнеспособным инструментом оценки профессиональной подготовки будущих и аттестации работающих учителей.

Технология ЭП взята за основу одного из модулей в курсе «Информационные технологии обучения английскому языку» в школе №14 Пятигорска. Актуальность работы над созданием профессионального электронного портфолио в подготовке учителя состоит в реализации задач по формированию информационной компетентности педагогов и практической направленности на применение инновационных технологий в учебном процессе. Методика экспериментального применения ЭП в отчете по практике в школе будущих учителей английского языка находится на стадии апробации.

Данная модель контроля коренным образом отличается от стандартизированных тестов, где показателем профессионального знания является количество набранных баллов. В соответствии с фундаментальным принципом аутентичности контроля профессионалы должны демонстрировать свои практические знания в естественном контексте, а не отвечать на вопросы. Использование профессионального ЭП в образовании совпадает с переходом от количественных показателей контроля к качественным критериям.

В последнее время технология портфолио завоевывает все большую популярность. Коллекцией достижений кандидата интересуются работодатели при приеме на работу. Не исключено, что в скором будущем любому работнику, в том числе учителю и директору, при поступлении на работу необходимо будет предъявлять портфолио. Поэтому еще в прошлом учебном году в нашей школе была предпринята попытка сбора полноценных ЭП всех учителей. Результаты получились очень интересные. Учителя работали продуктивно, творчески и с большой фантазией. Работы каждого записаны на его личный компакт-диск.

С 2004 года, будучи преподавателем (тьютором) дистанционного обучения, я провожу занятия по повышению квалификации учителей Пятигорска, Железноводска и Предгорного района Ставропольского края. Наш первый курс не был рассчитан на слушателей, имеющих начальные навыки владения компьютером или вообще не имеющих навыков (начинающих пользователей). В этом курсе мы преподавали наиболее распространенные прикладные программы Microsoft Word и Microsoft Power Point. А так как многие наши учителя только начинают осваивать информационные технологии, обучение построено по традиционной методике «делай, как я». Каждое занятие включает в себя теорию, практические упражнения и ответы на вопросы теста. Всего в первой части курса при изучении Microsoft Word слушатели выполняют 40 упражнений. И это, безусловно, немало. Но лишь во второй части курса (Microsoft Power Point) я предлагаю слушателям сделать несколько презентаций по своему вкусу, то есть только там они создают индивидуальные творческие работы. Всего таких работ-презентаций четыре. По результатам обучения на курсе в качестве зачета каждый учитель создает еще одну творческую работу, которая и представляется на суд комиссии.

Конечным же образовательным продуктом для каждого учителя станет набор творческих работ, с которого и начнется формирование их ЭП.

А самое важное, что все работы, созданные на курсах, имеют практическое применение в учебной деятельности и методической работе учителя.

Монография посвящена методологии и практике использования технологии электронного портфолио в образовании. Представлен российский и зарубежный опыт применения портфолио на различных ступенях образования для оценивания, обучения, презентации достижений и продвижения на рынке труда. Описаны модели и механизмы внедрения технологии электронного портфолио в высшей школе.
Для аспирантов и магистров направления «Образование», преподавателей вузов, учителей, административно-управленческих работников образовательной сферы. Может быть полезна студентам педагогических вузов и колледжей. слушателям в системе повышения педагогической квалификации.

ЗАРУБЕЖНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛИ О ПОНЯТИИ «.Е-ПОРТФОЛИО».
В связи с популярностью использования этого термина в настоящее время существует множество определений понятия «е-portfolio». В одних источниках он рассматривается как интернет-система управления информацией, которая использует электронные СМИ и услуги . В других - как цифровое хранилище артефактов, которые можно использовать, чтобы продемонстрировать образовательные достижения и уровень компетентности .

Проведем ретроспективный анализ наиболее удачных, по нашему мнению, определений.
Американские педагоги Дж. Артер и В. Спэндэл (1991) определяют портфолио как осознанное, подчиненное определенной цели собрание работ учащихся, которое показывает учащемуся или другим его усилия либо достижения в одной или более областях. Согласно С. Мейселс и Д. Стил (1991). портфолио позволяют обучающимся участвовать в оценке их собственной работы: отслеживать индивидуальный прогресс и обеспечивать базис для полного оценивания качества индивидуальной работы .

ОГЛАВЛЕНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. МЕТОДОЛОГИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ОБРАЗОВАНИИ
1.1. Зарубежные исследователи о понятии «е-портфолио»
1.2. Российские исследователи о феноменологии портфолио в образовательной практике
1.3. Модели и технологии использования электронного портфолио в XXI в
Список литературы
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В ЗАРУБЕЖНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
2.1. Американский опыт использования технологии е-портфолио в высшей школе
2.2. Европейский опыт использования технологии е-портфолио
Список литературы
ГЛАВА 3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННОГО ПОРТФОЛИО В РОССИЙСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ
3.1. Теория и практика использования е-портфолио в средней общеобразовательной школе
3.2. Использование е-портфолио в системе среднего профессионального образования Российской Федерации
3.3. Анализ опыта использования е-портфолио в высшей школе Российской Федерации
3.4. Опыт использования технологии е-портфолио в Сибирском федеральном университете
Список литературы
ГЛАВА 4. МОДЕЛИ ИС ПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ Е-ПОРТФОЛИО
4.1. Электронный портфолио в системе профессионального развития и оценке качества персонала Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета
4.2. Социологические исследования по использованию технологии е-портфолио в учебном процессе университета
Список литературы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Технология электронного портфолио в образовании, Российский и зарубежный опыт, Монография, Смолянинова О.Г., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

  • Педагогическая деятельность вожатого, Теория и практика, Учебно-методическое пособие, Дрозд К.В., Плаксина И.В., 2019
  • Высокая степень индивидуализации портфолио легко позволяет рассказывать про свои навыки и достижения;
  • Прост в использовании: пользователям необязательно иметь какие-либо навыки программирования. Все, что им нужно делать, это заполнять информационные блоки и загружать файлы;
  • Многоязычный интерфейс: пользователь может выбрать язык интерфейса;
  • Ориентирован на цель: пользователи могут задавать, просматривать и изменять цели в отношении своего образования, курса, карьеры, работы и волонтерской деятельности;
  • Ориентирован на карьеру: портфолио предлагает различные способы хранения и предоставления информации об образовании, волонтерской деятельности, работе, услугах и т.п.;
  • Настраиваем: возможность создавать несколько представлений разделов компонента;
  • Компонент e-Portfolio позволяет размещать файлы в любом электронном формате (аудио, видео, текстовые, графические и др.);
  • Возможность импортировать/экспортировать информацию в стандарте IMS;
  • Возможность экспортировать портфолио в zip-файл для последующего использования на другой платформе;
  • Организация, использующая компонент e-Portfolio, может применять для него собственный брэндинг. В портфолио можно размещать веб-части и ссылки на сайты организации;
  • Возможность создания портфолио факультета: портфолио можно создать для целого факультета и впоследствии использовать его для профессионального развития, описания достижений или хранения материалов;
  • Использование компонента работниками отдела кадров как картотеки или базы данных сотрудников.

Для кого создан компонент e-Portfolio для SharePoint?

  • Для учебных заведений, их сотрудников и обучающихся для улучшения коммуникации и повышения качества процесса обучения на базе портала учреждения образования;
  • Для организаций и их сотрудников для упрощения процессов подбора кадров и управления работниками на базе корпоративного портала;
  • Для профессионалов, которые хотят иметь блог с расширенным набором инструментов: календарь, форум и т.п.
  • Для обучающихся, студентов и выпускников, которые хотят рассказать о себе учителям, родителям, потенциальным нанимателям и т.п.
  • Для художников, скульпторов, музыкальных групп, веб-дизайнеров и т.д.

Интеграция с системой дистанционного обучения

e-Portfolio для SharePoint интегрируется с SharePointLMS RU , что позволяет избежать двойной авторизации. Кроме этого, студенты могут добавлять в e-Portfolio из SharePointLMS RU файлы и полученные оценки.

Безопасность

Компонент e-Portfolio для SharePoint защищен паролем. Все важные данные берутся из Microsoft Active Directory. Информация о пользователе или любая другая информация, содержащаяся в портфолио, недоступна для внутренних или внешних поисковых систем.