Анаграммы для ребенка 7 лет. Анаграммы для детей

Именно в детстве закладывается фундамент всей жизни маленького человека и поэтому необходимо вкладывать в его обучение только лучшее. Развивать логическое мышление, научиться думать и быстро решать задачи помогут анаграммы для детей.

Давайте узнаем, что такое анаграммы и как их решать. Только поняв сущность этого понятия, можно успешно начинать выполнять с ребенком практические задания решение анаграмм. А сама анаграмма - это составление нового слова из исходного, для этого переставляются местами буквы или слоги.

Рассмотрим, как составить анаграмму на практике. Берем слово «липа» и начинаем составлять слова из букв. Легко подобрать похожее по звучанию «пила». Так и составляются анаграммы, достаточно просто, и решить анаграмму по силам ребенку начиная с 4 - х лет. Составить слово из слова задание, за которое с охотой возьмутся Ваши дети, особенно в компании сверстников.

Игры в анаграммы - подбор слов по буквам

Игра анаграммы поможет маленькому человечку: использовать в речи больше слов и грамотно говорить, усовершенствовать абстрактный способ мышления, усилить зрительное и слуховое внимание, выработать усидчивость, заинтересоваться чтением. Подбор слов по буквам способен развивать память и является хорошей подготовкой к школе.

Составление слов из букв весьма полезное занятие, с которым надо обязательно ознакомить будущих гениев. Пусть ребенок проводит свой досуг с пользой. Анаграммы решить сложнее в прямой зависимости от количества имеющихся букв. Чем их больше, тем сложнее подбираем слова и труднее задание составить слова.

Таких логических задач насчитывается большое количество. Анаграмма из букв, читаемых наоборот (ров - вор) называют зеркальными. Подбор слов по буквам можно делать и отбрасывая некоторые из них (морозы - розы) это неполные анаграммы. Составить слово из букв поменяв лишь одну из них (коза - лоза) позволяют метаграммы.

Детские анаграммы от childdevelop

Загадок и заданий на основе анаграмм бесконечно много. Они отличаются по уровню сложности и логической цели. Погрузиться в мир анаграмм для детей можно на нашем сайте - childdevelop. Детские анаграммы скачайте бесплатно и уже через пару минут выполняйте с ребенком практические задания на поиск слова. У нас можно скачать широкую подборку самых интересных заданий такого типа. Мы максимально постарались для Вас и собрали самую лучшую коллекцию логических развлечений, которая поможет стать вашим детям еще лучше!

Надежда Тыкынаева
Анаграммы в системе работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников

Одними из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательной школы, являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.

В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1\3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это, прежде всего, дети с недоразвитием процессов фонемообразования , у которых наблюдается аномальное овладение звуковым составом слова, что приводит к развитию дисграфии на почве нарушения звукового анализа и синтеза .

Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного освоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения о звуковом составе слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе. Поэтому, чем раньше начать работу над коррекцией процесса фонемообразования и формирование «языкового чутья» , тем меньше возникнет проблем у детей с нарушением речевого развития в процессе овладения учебной программой по всем предметам.

Особенности нарушения речи у детей обуславливают дополнительные специфические задачи при их обучении, касающиеся как методов, так и организации форм обучения .

При всем их многообразии, нам хотелось бы выделить те, основываясь на которых мы разработали систему упражнений и приемов коррекции процесса фонемообразования , нормализации чтения и повышения его скорости у детей с речевой патологией. А именно : 1. Развитие фонематического анализа и синтеза слов , фонематических представлений .

2. Расширение словарного запаса, обогащение активного словаря.

3. Развитие мышления, памяти, слухового и зрительного внимания.

4. Расширение «поля зрения» ребенка.

5. Воспитание интереса к чтению.

Решение этих задач поможет предупреждению ошибок чтения и письма на уровне слова и предложения, чаще всего встречающихся у учащихся начальных классов общеобразовательных школ.

Важным условием для правильного звукового анализа является умение представить звуковой состав слова в целом, а затем, анализируя его , выделить звуки, сохраняя их последовательность и количество в слове. Звуковой анализ , как подчеркивает Д. Б. Эльконин, есть не что иное, как овладение определенной учебной операцией, умственным действием «по установлению последовательности звуков в слове» . А формирование этого учебного действия происходит постепенно, и требует от ребенка активности и сознательности. Поэтому, прежде чем приступить к работе с анаграммами , детям с речевой патологией необходима предварительная работа в такой последовательности :

1. Вначале необходимо дать понятие «слово» как определенное сочетание звуков, которое имеет смысл.

Слова бывают короткие и длинные. Особое внимание следует уделить предлогам, союзам, для того, чтобы дети запомнили, что это отдельные слова и не соединяли их с другими. Для работы с предлогами необходимо использовать схемы.

2. Необходимо учить детей дифференцировать слова, отвечающие на разные вопросы :

Кто это? Мама, собака, Коля и т. д.

Что это? Карандаш, камень, туча и т. д.

Что делает? Кушает, прыгает, смотрит и т. д.

Какой? Какая? Какое? Какие? Веселый, желтая, большое, городские.

3. Для усвоения лексического значения слова необходимо давать задания на подбор нужного слова к смысловому ряду :

- По опорным признакам : кислый, желтый, овальный (лимон,

хитрая, рыжая, ловкая (лиса) ;

- На обобщающие понятия :

Какое слово лишнее и почему? (лето, осень, январь, весна,

Добавить нужное словечко (платье, брюки, рубашка,

Назвать общим словом (ананас, банан, яблоко -) .

4. Делить слова на слоги, подсчитывать их количество и выделять ударный слог.

5. Подбирать слова к слоговым схемам.

6. Составлять звуковые схемы слов. Обратное задание – к данным схемам подобрать слова.

7. Подобрать к данному слову родственные слова и исключить лишнее слово, похожее по звуковому составу.

Гусь, гусыня, гусенок, гусеница.

8. Составлять слова из данных слогов.

9. Составлять слова с использованием начальных звуков (букв) других слов.

Например : солнце, остров, кот (сок) ;

Составлять слова по конечному звуку других слов :

Например : кенгуру, ананас, часы (усы) .

10. Заменять в слове один звук (букву) для получения нового слова.

сначала слова, имеющие смысл : ТОПОТ, ШАЛАШ, АННА;

а потом, слова, не имеющие смысла при обратном прочтении : КРАН (НАРК, СУП (ПУС) .

12. Играть в игру «Потерялась буква» .

Например, дать следующие сочетания : ДУ., СУ., Д. М, Б. К. Какое получится слово, если вставить букву?

ДУ. - душ, дуб,

СУ. – суп, сук, сух,

Д. М – дым, дам, дом,

Б. К – бык, бак, бок.

13. Из букв данного слова составлять новые слова.

Например : МОРОЖЕНОЕ-нож, море, морж…

14. Вписать пропущенные буквы в слогах, чтобы получилось слово.

МО +. О. = МОРОЗ

ЖА +. . = ЖАРА

А + ПО + Г. = САПОГИ

О +. ЕНЬ = ОСЕНЬ

А + ПЕ. Ь = КАПЕЛЬ

СН. + Г. + В. К = СНЕГОВИК

ВЕ +. . + СИ +. .. = ВЕЛОСИПЕД

15. Находить все буквы названия предмета, изображенного на рисунке в том порядке, в котором они его составляют. Постараться сделать это как можно быстрее.

16. Предложить игру «Слово рассыпалось» (составление из данных букв слова, которая в значительной степени облегчит и ускорит чтение анаграмм детьми .

Такая предварительная работа будет способствовать развитию умения хорошо представлять себе порядок звуков в словах. Ребенок сможет, как бы одним взглядом, охватить звукобуквенный строй того или иного слова и даже предложения.

Составляя анаграммы по аналогии с заданиями для определения умственных способностей человека, предлагаемых английским психологом, профессором Г. Айзенком, мы классифицировали их по частям речи, распределили по лексическим темам «Времена года» и адаптировали для подготовительных групп детского сада и первого класса начальной школы. Упражнения предлагаются в соответствии с основными принципами дидактики и имеют как коррекционную, так и развивающую направленность. Всё это даёт возможность их практического использования на занятиях по обучению грамоте и развитию речи, а также на уроках чтения и русского языка.

Работа с анаграммами носит развивающий характер, стимулирует интерес к процессу чтения. Ведь каждому ребенку приятно ощущать себя победителем после прочитанного очередного слова (его «расшифровки» ). Постепенно от отдельных слов – анаграмм нужно переходить к целым предложениям, не меняя порядок слов в них, обязательно в первом слове указать заглавную букву, печатая её большой. Например : еВненсее осценл оргосле юемзл. А после этого ребенок уже будет в состоянии читать целые тексты. В случае затруднения можно обратиться к подсказке.

Анаграммы

Лексическая тема «Времена года»

ГНЕС ЗОНАРЯМО ТЁМТЕ

РОЗМО ЛОХОНДАЯ ТЕДАПА

ЖИЛЫ НЬЮЖАВЯ ЗИТОМОР

ИКНСА ВОРУСАЯ МЕРЗАТЕЗА

РОЗМО, АЖАР, ГНЕС, ТАСЖУ

ДЁТУСНАЯ, РАКЖАЯ, ЮЛАТЯ, НАЯЖЕНС

ТИЗОРОМ, АСТЕПЯКУ, ТЁМТЕ, ЗИТКСОЛЬ

3. Расшифруй и назови ласково :

4. Расшифруй предложение :

иДет пелистил векигонса.

ришоХо мизой киньде! шисПутый генс лыркоп мезлю. моРа лявз жилы. нО

шепсит ан рогку. реВный рикШа жебит аз мин. А мат ежу лымаши ан кахсан.

Ответы :

1. СНЕГ МОРОЗНАЯ МЕТЁТ

МОРОЗ ХОЛОДНАЯ ПАДАЕТ

ЛЫЖИ ВЬЮЖНАЯ МОРОЗИТ

САНКИ СУРОВАЯ ЗАМЕРЗАЕТ

2. МОРОЗ ЖАРА СНЕГ СТУЖА

СТУДЕНАЯ ЖАРКАЯ ЛЮТАЯ СНЕЖНАЯ

МОРОЗИТ КУПАЕТСЯ МЕТЕТ СКОЛЬЗИТ

3. СНЕГ - СНЕЖОК

МОРОЗ - МОРОЗЕЦ

ЛЁД - ЛЕДОК

САНКИ - САНОЧКИ

МЕТЕЛЬ - МЕТЕЛИЦА

4. Дети слепили снеговика.

Хороши зимой деньки! Пушистый снег покрыл землю. Рома взял лыжи. Он

спешит на горку. Верный Шарик бежит за ним. А там уже малыши на

1. Анаграммы-предметы анаграммы-признаки анаграммы-действия

ПЕЛАКЬ ПАЛЁТЯ ЕТАТ

ЛАТОРИПНЫ НОКВАЗЯ РУЧТАЖ

ДЕХОДОЛ РУЖЧИЩАЙ ХАБУНАТЮ

ЧУРЕЙ ЛЕЗЕНЕЮЩИЙ ЛЕТИПЮТАР

КИСУСОЛЬ

ЖЕНСОДИПКИН

2. Расшифруй, подчеркни лишнее слово. Объясни, почему?

ЧУРЕЙ ЛАТОРИПНА НЕГС КАСУСОЛЬ

ПАЛЁТЯ РУЖЧИЩАЙ НЬЮЖАВЯ ТЮЩИАЙ

РЕВАТЮЗОС, ЕТАТ, РУЧТАЖ, ХАБУНАТЮ

3. Расшифруй и назови ласково :

ЛАТОРИПНА

4. Расшифруй предложение :

еВненсее осценл оргосле юемзл.

5. Прочитай и расшифруй текст.

тоВ и шлапро миза. Иёдт севна. Олоко мовдо жули. зИ пётлых транс телят

рачиг, ворскцы, роздыд. беРята лаютде ляд тицп микидо. ниО чаютвстре

натыхпер тейгос.

Ответы :

1. КАПЕЛЬ ТЁПЛАЯ ТАЕТ

ПРОТАЛИНЫ ЗВОНКАЯ ЖУРЧАТ

ЛЕДОХОД ЖУРЧАЩИЙ НАБУХАЮТ

РУЧЕЙ ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ ПРИЛЕТАЮТ

СОСУЛЬКИ

ПОДСНЕЖНИКИ

2. РУЧЕЙ ПРОТАЛИНА СНЕГ СОСУЛЬКА

ТЁПЛАЯ ЖУРЧАЩИЙ ВЬЮЖНАЯ ТАЮЩИЙ

СОЗРЕВАЮТ ТАЕТ ЖУРЧАТ НАБУХАЮТ

3. ПРОТАЛИНА - ПРОТАЛИНКА

РУЧЕЙ – РУЧЕЁК

ЛЬДИНА - ЛЬДИНКА

ГНЕЗДО - ГНЁЗДЫШКО

4. Весеннее солнце согрело землю.

Вот и прошла зима. Идет весна. Около домов лужи. Из тёплых стран летят

грачи, скворцы, дрозды. Ребята делают для птиц домики. Они встречают

пернатых гостей.

Данная система упражнений применялась на практике в работе логопедов в подготовительных группах ДОУ «Теремок» и в работе с детьми – младшими школьниками, посещающими занятия консультативного логопедического пункта при нашем ДОУ. Она позволила :

1. Развить у детей фонематические представления , операции анализа и синтеза слов .

2. Обогатить активный словарь детей по определенным лексическим темам.

3. Повысить скорость мышления и чтения.

4. Вызвать интерес к процессу чтения.

Предложенные в данной методике разнообразные задания имеют для ребенка большое развивающее значение, так как формируют у него практически все основные логические операции : анализа , сравнения, синтеза , обобщения, классификации, нахождения аналогии . А чем выше у ребенка уровень развития этих умственных действий, тем выше оказывается у него способность ко всякому обучению вообще.

Данная методическая разработка может быть использована в работе воспитателями подготовительных групп ДОУ, логопедами, учителями начальных классов общеобразовательных и коррекционных школ и заботливыми родителями.

По аналогии могут быть составлены анаграммы по другим лексическим темам, а также увеличено количество лексико-грамматических игр с ними

К словесным задачам, или головоломкам относятся шарады, метаграммы, анаграммы, логогрифы и другие задачи, основанные на каких-либо изменениях и переменах в составе загаданных слов.

Анаграммы

Анаграмма — это прием развития логического мышления путем перестановки букв в слове, приводящий к составлению нового слова, например: мука — кума, луг — гул, стук — куст, карп — парк, мир — Рим, адрес — среда. Часто анаграммами называют сами слова, составленные из одинаковых букв. Анаграммы — разновидность словесных головоломок, в которых принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (в анаграммах допустимо использовать имена собственные, уменьшительные формы существительных, множественное число).

Рассмотрим некоторые возможные варианты.

1. Анаграмма к любому заданному слову. Это самый простой способ составления анаграммы. Возможные варианты (примеры):

— подберите несколько анаграмм к следующим словам: рост, клоун. (Ответы: рост — сорт — торс — трос; клоун — колун — кулон — уклон);

— подберите анаграммы к следующим словам: верность, водопад, выбор, вход, материк, слово, стирка, уборка. (Ответы: ревность, подвода, обрыв, вдох, метрика, волос, старик, кобура).

2. Анаграммы с подсказкой. Для облегчения поиска слов можно дать значение искомого слова — намекнуть на область, к которой оно относится, или отобрать слова одной лексической группы. Например: переставьте буквы в данных словах так, чтобы получились названия продуктов питания или блюд: кума, смола, угар, шпала. (Ответы: мука, масло, рагу, лапша)

3. Анаграммы — рассуждалки. Это более сложный прием, требующий большего проявления логического мышления. При таком способе составления анаграммы не требуется называть слова, из которых будет составлено другое, а намекнуть (подсказать, описать) на значение первого слова, из которого надо составить другое. Например:

— как из вкусной булочки, умело переставив буквы, получить маленькую лодку? (Плюшка — шлюпка);

— как из электричества, переставив буквы в одном слове, получить мурлыкающее животное? (Ток-кот);

— переставив буквы в слове, превратите вредного грызуна в породистую лошадь. (Крыса — рысак);

— из того, на чем сидят, сделай то, на чем едят. (Стул-стол);

— из того, что не хватает, сделай то, чем можно мыть. (Мало-мыло)

Будет интересней, если между группой ребят устроить конкурс по составлению анаграмм. Участникам игры дается несколько слов и предоставляется 5-7 минут. За это время они должны получить несколько новых слов. Выигрывает тот, кто больше составит анаграмм по заданным словам. Предлагаем несколько слов для составления анаграмм: актер (терка и т. д.), ручка (чурка и т. д.), колесо, крона, налим, карп, пират, ракета, сокол, сосна, топор, факир, шутка, автор, рост, карта, материк, коршун.

4. Стихотворные анаграммы — составление анаграмм из описанных в стихотворении слов. Это, может быть, и сложное, но уж очень увлекательное занятие. Например:

Я — юмор и веселый смех,

Любимица порой для всех.

Но если буквы переставишь,

Меня на бой пешком отправишь. (Потеха — пехота)

Летом всюду я летаю,

И жужжу, и всех кусаю.

Превратите-ка меня,

Сделав частью корабля. (Комар — корма)

Я дикий родственник свиньи.

Но букв порядок измени —

И превращусь в стеклянный склад,

В котором прячется салат. (Кабан — банка)

Роли я играл на сцене,

Выступал и на арене.

Кто-то взял и подшутил:

Слово это превратил

То ли в тряпку, то ли в мойку,

Положив меня на полку.

И теперь на кухне ловко

Натираю я морковку. (Актер — терка)

Легко дыша в моей тени,

Меня ты летом часто хвалишь,

Но буквы переставь мои —

И целый лес ты мною свалишь. (Липа — пила)

Я — дерево в родной стране,

Найдешь в лесах меня ты всюду,

Но слоги переставь во мне —

И воду подавать я буду. (Сосна — насос)

По дороге, по пути

Весело скачу,

А с конца меня прочти —

Нож я наточу. (Колесо — оселок)

Начинаясь с буквы «К» —

Место, где живет семья.

Уберешь ты букву «К»,

В яму свалишься с утра (Кров — ров)

Лежу я на земле,

Прибитая к железу,

Но буквы переставь —

В кастрюлю я полезу. (Шпала — лапша)

Гривастый строгий с буквой «Л»

Рычу на всех, ты мне поверь.

Лишь «Л» на «С» заменишь ты —

В поля уйдешь до темноты. (Лев — сев)

Географию со мной

Изучают в школе дети,

Дай порядок букв иной —

И найдешь меня в буфете. (Атлас — салат)

С буквой «Г» я есть вершина,

С буквой «Н» я дом мышиный (Гора — нора)

Взлетев, горю звездой в ночи,

Но угасаю очень рано,

А переменишь «е» на «и» —

И я кустом зеленым стану. (Ракета — ракита)

С буквой «Н» — река в Египте,

С пирамидного вершиной.

Лишь заменишь «Н» на «3» —

Стану маркой я машины. (Нил — «Зил»)

Известное я блюдо.

Когда прибавишь «М»,

Летать, жужжать я буду,

Надоедая всем. (Уха — муха)

С буквой «Д» я людям кров,

Уберечь их всех готов.

Лишь заменишь «Д» на «С» —

Рыбакам полезу в сеть. (Дом — сом)

Я с буквой «Р» кулак держу,

А с «М» — приправа калачу. (Рука — мука)

Буква «А» внутри стоит —

Много тайн в себе хранит.

Люди в слове том живут,

Много их и там, и тут.

Лишь заменишь «А» на «У» —

За гитарой побегу. (Страна — струна)

Вторая буква «о» во мне —

И я на ветке по весне.

А «Е» поставлю вместо «о» —

Готов избе дарить тепло! (Почка — печка)

Две первых буквы для меня —

И креслом стану для царя.

Две первых буквы заменю —

И в колокола я зазвеню. (Трон — звон)

Скрывается мой плод румяный

Тенистою листвою.

А буквы переставь —

Я окажусь рекою. (Слива — Висла)

И ковыляем так комично,

Но вставь нам «Л» — и зазвучим

Тогда довольно мелодично. (Гуси — гусли)

5. Анаграммы — перевертыши. Этот способ представляет собой составление слов, которые образуются из других слов при чтении справа налево, например: бар — раб, вес — сев, воз — зов, кот — ток, рот — тор, арап — пара, грот — торг, сорт — трос.

Например:

Задачу ты решишь свободно,

Я — небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть можно, что угодно. (Нос — сон)

Я крошу, снося с пути,

Все, что мне разрушить надо.

А с конца меня прочти —

Я морским волнам награда. (Лом — мол)

В меня покушать забегай,

И слева — справа прочитай (Кабак)

В земле я вырыт для воды,

Смотри, в меня не упади!

Но лишь прочтешь меня с конца,

Поймаешь злого хитреца. (Ров — вор)

Способы загадывания анаграмм-перевертышей могут быть и такими:

— как из музыкального произведения создать отметину от удара на теле, прочитав первое слово справа налево? (Марш — шрам);

— прочитав слово справа налево, превратите дерево в геометрическое тело; измерение времени в породистую собаку; взрывчатое вещество в прибор для определения глубины моря; дорожку в сорт яблок; недовольный гул голосов в инструмент для рубки. (Бук — куб, год — дог, тол — лот, тропа — апорт, ропот — топор)

Метаграммы, логогрифы

Метаграмма — это прием развития логического мышления путем составления нового слова, отличающегося от исходного только одной буквой (звуком), например: бор — бар, кот — ток и т. д. Метаграммами часто называют также словесные головоломки, основанные на изменении в слове одной буквы. В метаграммах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные). Рассмотрим некоторые варианты загадывания метаграмм.

Цепочки слов — поэтапное составление из одного слова нескольких слов, меняя при каждом последующем действии только одну букву в предыдущем слове, например: кот — дот — рот — пот или час — пас — пес — лес — вес.

Задания могут быть самыми различными, например:

— заменяя только одну букву в предыдущем слове, превратите час в век или в год (час — бас — бес — вес — век);

час — бас — бал — вал — вол — гол — год; час — чан — сан — сон — гон — год);

— превратите кору в лису (кора — коза — лоза — луза — лупа — липа — лиса);

— как из дома сделать сыр? (дом — том — сом — сон — сын — сыр)

— стихотворные цепочки слов:

Слово первое — в мешке,

В булке хлеба на столе.

А второе — к нам летит,

И мешает, и жужжит.

Только третье нам поможет,

Вдохновит и обнадежит. (Мука — муха — муза)

Четыре слова отгадай,

Лишь буквы к слову подбирай:

С буквой «Д» я время суток,

Грею солнцем стаю уток.

С буквой «П» я след пилы,

Подо мною и грибы.

С буквой «Т» я на свету,

Не люблю я темноту.

Ну а с «Л» я спать хочу

И уроки не учу. (День — пень — тень — лень)

Три словечка отгадай,

Буквы только подбирай:

Мной гордятся казаки:

«Ишь, под носом — посмотри!».

Не успеешь «О» поставить,

Как спешит она ужалить.

Если вставишь мягкий знак,

В колесе я не пустяк. (Усы — оса — ось)

Загадаем шесть вам слов

С первой буквой. Ты готов?

С «Ч» над морем я летаю,

С «Г» в машине нахожусь,

С «М» тебя я одеваю,

С «Л» собачкою зовусь,

С «С» можешь в булочной купить,

С «Ш» в бане себя мыть.

(Чайка — гайка — майка — лайка — сайка — шайка)

А теперь четыре слова

С первой буквой. Вы готовы?

С «О» — я вам рассказ кончаю,

С «У» — дождем вас поливаю,

С «А» — ваш груз перевожу,

С «К» — с волнами я дружу.

Если я случаюсь в море,

Рыбакам со мною горе.

(Точка — тучка — тачка — качка)

Три словечка отгадай,

Вторую букву подбирай:

С буквой «К» я в ней учусь,

С «П» — на ножке я промчусь,

С «Т» — окошко закрываешь,

Все слова теперь ты знаешь. (Школа — шпора — штора)

С «М» она пальто поест,

С «С» на кухне место есть. (Моль — соль)

Подобные задания на логику — наиболее простые, если первоначальное слово будет состоять из трех букв. Но задание можно и усложнить, предложив слова из четырех-пяти букв. Составление метаграмм можно использовать в качестве конкурса на любых мероприятиях, праздниках или в качестве разминки на любых уроках.

Но более популярными среди младших школьников являются простые логогрифы — конкурсы по составлению новых слов из первоначально заданных:

Коза — поза — полк — волк и т. д.;

Ночь — дочь — даль — дань — день — пень и т. д.;

Лето — лото — плот — жмот — хомут — омут и т. д.

Читка — чистка — очистка — подчистка — читка — прочистка — перочистка — перечистка и т. д.

Логогриф (логографы) (от греч. «логос» — слово и «грифос» — загадка, сеть) — одна из форм словесных головоломок, по условиям которой из одного слова получается другое путем добавления или отбрасывания буквы (или слога). В логогрифах принято загадывать не любые слова, а существительные в форме именительного падежа (допустимо использовать имена собственные), например, из слова «рот», добавив одну букву, можно получить слово «крот».

Я глубока и полноводна,

И вся страна гордится мной.

А впереди ты «И» прибавишь —

И стану птицей я лесной. (Волга — иволга)

Мы всех — и взрослых, и детей —

В часы досуга развлекаем,

Но если нам приставить «Т»,

Мы их ужасно испугаем. (Игры — тигры)

Я с «Л» смягченным — под землей —

Бываю каменный и бурый,

А с твердым — в комнате моей,

В геометрической фигуре. (Уголь — угол)

Несет меня с трудом старик,

Но если «Ю» прибавить, вмиг

К нему придет на помощь тот,

Кто без труда меня несет. (Ноша — юноша)

В ранце я всегда лежал,

Букву как-то потерял...

Если руки с мылом мыли,

То меня с водою смыли. (Пенал — пена)

Чтоб поддерживать скворечню

Иль антенну, я гожусь.

С мягким знаком я, конечно,

Сразу цифрой окажусь. (Шест — шесть)

Можно предложить более легкие стихотворные загадки:

Из усатого сладкоежки

Можно сделать без труда

Слеповатого ночлежку,

Дом которого — нора. (Кот — крот).

Мой верный друг — сердитый гром.

Но если букву уберем,

То превращаюсь я в цветок:

Шипы, прекрасный лепесток. (Гроза — роза)

В короне я сижу на троне,

Любуюсь собственной персоной.

Как в слове «О» я потеряю,

Так стиль пловца обозначаю. (Король — кроль)

Серый вол , голодный, злой,

Бродит по лесу зимой. (Вол — волк)

Стол высокий, метра три,

Крепко держит фонари. (Стол — столб)

Землю роет старый кот ,

Под землею он живет. (Кот — крот)

Кран зажегся голубой -

Фильм посмотрим мы с тобой. (Кран — экран)

Шар на шею повязал

И ангину не поймал. (Шар — шарф)

Лень с ветвистыми рогами

Мчит навстречу мне и маме. (Лень — олень)

От веселой острой утки

Хохотали мы все сутки. (Утки — шутки)

Рыбки в лодочке сидят,

К поплавку прикован взгляд. (Рыбки — рыбаки)

Город наш нам каждый год

Урожай большой дает. (Город — огород)

Час уже томится в печке

Каша вкусная из речки . (Речка — гречка)

Бобы — речные плотники,

Зубастые работники. (Бобы — бобры)

С длинным вором лисья шуба,

В ней зимой не мерзнет Люба. (Вором — ворсом)

Челка рядом покружилась,

А потом мне в лоб вонзилась. (Челка — пчелка)

В сало автобуса с братом вошли,

Мест там свободных, увы, не нашли. (Сало — салон)

Поработал славно рот

Под землей прорыл он ход. (Рот — крот)

Лечит дятел стол больной,

Дятел — лучший врач лесной. (Стол — ствол)

Острый луг вспахал поля,

Ждет семян теперь земля. (Луг — плуг)

Логогрифы-загадалки . В данном случае надо отгадать сразу два слова, причем второе слово образовано от первого путем исключения или прибавления первой или последней буквы:

Из птенца водоплавающей птицы сделайте знак препинания в конце предложения (уточка — точка).

Из небольшого отверстия в полу сделайте популярное хвойное дерево (щель — ель).

Из результата работы медицинского шприца — кусок деревянной палки с заостренным концом (укол — кол).

Из рогатого обитателя «Беловежской пущи» — костную ткань во рту (зубр — зуб).

Из сплетенной гордости русской красавицы — жужжащее насекомое (коса — оса).

Из сплошной темноты — «речного санитара» с клешнями (мрак — рак).

Из большого армейского пешеходного соединения — точку опоры жильцов квартиры или дома (полк — пол).

Из обязательной принадлежности рыболова — любимое чадо мамы (удочка — дочка).

Из зубастого хозяина леса — добродушного рогатого труженика (волк — вол).

Из телевизионного квадрата — водопроводную трубку с вентилем (экран — кран).

Из несчастья и горя — пищу (беда — еда).

Из легкой надувной детской игрушки — теплый зимний «галстук» (шар — шарф).

Из трехзначного числа — обязательный предмет кухни, а из него — держателя электрических проводов (сто — стол — столб).

Из гордости казака на его лице — женское нашейное украшение (усы — бусы).

Из маленького слепого подземного жителя — «говорилку с языком» (крот — рот).

От крыши над головой — глубокую продолговатую канаву (кров — ров).

От «царицы цветов» — спутницу проливного дождя, а из нее — грозное предостережение (роза — гроза — угроза).

От согласия в семье — спрятанные в сундучке драгоценности, а из него — хранилище различных вещей или предметов быта (лад — клад — склад).

Отгадай четыре слова,

Поменяй лишь буквы снова:

С «Б» — ударила в руке,

С «М» — сидит в воротнике,

С «Т» на крышу взобралось,

С «Кр» — пловцу лишь удалось.

(Боль — моль — толь — кроль)

Три словечка отгадай,

Буквы смело подставляй:

С «У» — идет он в каждой школе,

С «За» — залог в любом он споре,

С «По» — пристанет к малышам

И мешает в жизни нам.

(Урок — зарок — порок)

Слово спряталось и ждет,

Кто его скорей найдет?

Землю пашет это слово,

Забодать тебя готово,

И в кафе его найдешь,

Что за слово — ты поймешь?

(Бор она — бар ан — бар )

«Этот кот — ну просто жмот,

На плоту разинул рот;

Повернул за поворот —

На лугу увидел скот»

Сколько раз вместилось в строчки

Слово «кот» и «от» до точки?

(«Кот» — 2 раза, «от» — 7 раз)

От глагола «рвет» скорей

Образуй слова быстрей.

Вставь в стихи и прочитай!

И подумай, и сыграй:

Карапуз цветочки.... (рвет),

И к тому еще.... (ревет).

Мама плаксу в дом...(зовет) -

У него болит живот!

Мыла мама шилом раму,

Папа мылом туфли правил...

Что-то здесь пошло не так,

Догадаться не пустяк.

Поменяй слова скорей —

Стань поэтом побыстрей!

(Мыла мама мылом раму, Папа шилом туфли правил)

Три слова просто отгадаем,

Умело буквы лишь поставим:

Вот слово первое мурлычет,

Второе — корни в норке ищет,

А третье, улыбнувшись, шлет привет.

Что, догадались? В чем секрет?

(Кот — крот — рот)

Заменим буквы в слове ловко

И отгадаем, в чем уловка:

Здесь, на Кавказе, есть....(гора),

А в ней прорытая....(нора).

С утра вставать пришла... (пора).

Спасибо всем, вот это да!

Кто перепутал все слова?

Кружится даже голова.

Найди словам свое ты место,

Поставь туда, где быть уместно:

Гуляет в чистом горе (поле) ветер,

А поле (горе) входит в старый дом.

Корабль плывет в соленом горе (море),

Ему не страшен даже шторм.

Палиндромы

Палиндром (от греч. «назад» и «бег» — движущийся назад, возвращающийся) — одна из форм словесных головоломок, в которой текст (слово, фраза) читается от конца к началу так же, как от начала к концу (пробелы и знаки препинания не принимаются во внимание). В том же значении иногда используются термин «перевертыш». Один из известных примеров — «А роза упала на лапу Азора». Эту фразу придумал русский поэт Афанасий Фет, а известность она приобрела благодаря Алексею Толстому, вложившему ее в уста Мальвины, которая пыталась с ее помощью обучать Буратино грамоте.

Вот какую замечательную поэму-палиндром сочинил Виктор Дроткив:

На море роман (отрывки из поэмы)

Тема замет:

на море роман

или адова вода.

Лева завел

на море роман

Леди видел,

а взял — язва.

Левка квел,

худ, как дух,

но лапища: щипал он

еще и еще

Ляну, еле-еле унял, —

вижжала ж. Жив,

лих он, но хил.

Мудр, — дум

полн лоп.

Диво, вид

у тех гор. В рог Хету

как и неведомо деве никак.

Тише. Тешит.

Она рада, да рано.

Конечно, кончено. К

нему Зина на низ. Умен.

Сап. Охи. Тихо. Пас.

Дело — лед.

Сап спас.

утоп в поту

он вял явно.

— Ты сыта? — А ты сыт?

— Каково? — Во как!

Унизили Зину.

Олесе весело.

Анюта та юна.

А Милка Клима.

я — нюня, -

ясли, — скуксился.

А Лила казака закалила,

А Лила шалила

тет-а-тет...

А вот еще одно шуточное стихотворение С. Кирсанова «Лесной перевертень»: Летя, дятел,

ищи, пИщи.

Ищи, пищИ!

Веред дерев

ища, тащи

и чуть стучи

носом о сон.

Буди дуб,

Не сук вкусен —

червь — в речь,

тебе — щебет.

не зело полезен.

Личинок кончил?

Ты — сыт?

Тепло ль петь?

Ешь еще и дуди

о лесе весело.

Хорошо. Шорох.

Утро во рту

и клей елки

Подобные палиндромы может придумать каждый, но при этом проявив недюжинные терпение, логику и время. Приведем несколько примеров известных палиндромов, принадлежащих разным авторам:

У лип Леша нашел пилу.

И городу дорог огород у дороги.

Уж я веники не вяжу.

А тот суп — пустота.

Но и царю — рацион.

Коту тащат уток.

Ишаку казак сена нес, казаку каши.

Торт с кофе не фокстрот.

Аргентина манит негра.

Но невидим архангел, мороз узором лег на храм, дивен он.

Не видно морд, ни лап, — а палинром — он дивен.

Леша на полке клопа нашел.

Удавы рвали лавры в аду.

Лиду будил?

А буду я у дуба.

Я не стар, брат Сеня.

А собака боса.

Мир как Рим.

Я ем змея.

Луну колокол окунул.

Нажал кабан на баклажан.

А в Енисее синева.

Лезу в узел.

Мед ждем.

Небу — бубен!

Лазер резал

Тише, тень нюнь — нюнь не тешит!

Тише, табу — зуб у зуба тешит!

Актер у бати — табуретка!

Актеру — бататов и живот! А табуретка?

Актеру — батут рад, а рту — табуретка...

Актеру батут — арба, а брату — табуретка!

Акуле бы — рыб бы, рыбе — лука!

Али Баба — раз араба бил, а?

Ан, Муза — разумна!

Ан, муха, ах — умна!

Анна, на банан, на!

Узор газете — за грозу.

Удачи — мамам и чаду!

Арба — шведу, Иуде — швабра!

Я уж умру, хурму жуя.

Арба да карбас — атас абракадабра!

Арбуз ел еж, а желе — зубр, а?

Анархия — их рана.

Отмечу бабу чем-то.

Уплотнил клин толпу.

Лилипут окорок скоро коту пилил.

Я сменял год. Оглянемся.

А таков дар адвоката.

Я метил, ох, ох, в хохол и темя.

Те же рикше мерно он ремешки режет.

Лев с ума ламу свел.

Нежность — сон жен.

Лез около, козел.

Не черкес, а засекречен.

Лепетал, поил и о плате пел.

Лещ овощ ел.

Вот соболя лоб, остов.

Теша поле, муж умело пашет.

А клубень не булка.

Голо роете, метеоролог.

На краба каб аркан.

Ила дикарю раки дали.

Тела, бедро, кордебалет.

На море ищущие роман.

Нам сила — талисман.

Логично кончи гол.

Я Никон, инокиня.

На палке клапан.

Удар конокраду.

Там холм лохмат.

Монопалиндром — разновидность палиндрома, где текст целиком читается от начала к концу и от конца к началу (не обязательно одинаково):

Ведан, ох, и туч напев,

Едет Ева, звонко лев

Вел окно в завете дев,

Епанчу тихо надев... (Павел Нагорских)

Загадок каталог: Мок бук. Сна юн гомон, ярок. Мок... И события: роз взор, я и ты — босиком, коря... Но мог нюанс кубком... Гола так... Кода: газ. (Андрей Рубцов)

Словесные шарады

Шарада — один из популярных видов словесных головоломок. Шарада заключается в отгадывании слова, части которого могут быть самостоятельными словами (слогами). В отличие от других видов словесных головоломок (анаграмм, метаграмм, логогрифов), в шараде выделяемые части слова не обязательно должны быть существительными, это могут быть любые части речи. Например:

Если вы соедините две ноты, то из получившегося нового слова сможете сварить суп. (Фа-соль)

Если к третьей ноте прибавить необходимую приправу хозяйки, которая всегда на обеденном столе, то можно получить бобовое растение (Фа-соль)

Первое — предлог, второе — девочка, целое — обязательный атрибут рыбака. (Удочка)

Первое используется в игре, второе — материк, целое найдешь в фантастической сказке. (Фантазия)

Чаше всего шарады используются стихотворные:

Начало группой лиц поется,

Кусает больно нас второе,

А вместе это обернется

Новогоднею игрою. (Хор-овод)

Мой первый слог — бумаг большая куча,

А из второго — каша будет гуще.

А в целом — дерева стройнее

Не знает ни одна аллея. (Кипа-рис)

Первый слог — намек слегка —

Третья часть снеговика.

Слог второй немного больше —

Так зовется леди в Польше.

А в конце, мои друзья,

Не забудьте про меня. (Ком-пани-я)

Первый слог — простая нота,

Слог второй — уже игра

Если думать неохота,

Вещь возьми у столяра. (До-лото)

Первый слог известен Архимеду,

Два вторых совместно значат «век».

В целом — огнестрельное оружье,

Лучше б не владел им человек. (Пи-сто-лет)

Слог первый любит самолет,

Он самый опытный пилот.

Второй, любуясь на себя,

Бывает стулом для царя.

Слог третий — это сопротивленье,

Вернее, единица измеренья. (Ас-трон-ом)

Первые шарады появились еще в Древнем Риме. Но особенно их полюбили знатные люди в XVIII веке. Часто в шарады играли в дворянских салонах. Вот шарада, сочиненная в ту пору неизвестным автором:

Едва приметный червь, но для мехов опасный,

— Есть первое мое.

Знак в азбуке безгласный

— Второе. А поэт и комик-чародей

Есть целое шарады сей. (Моль-ер)

В наши дни шарады стали неотъемлемой частью любых конкурсов как для ребят, так и для взрослых. Стали они популярными и в Интернет-играх. Вот, например, несколько шарад, авторы которых под псевдонимами поместили свои стихотворные шарады на страницах электронного варианта конкурса шарад:

В первой части видит взгляд

Песню семерых козлят.

Вторую часть сложней понять —

То, что мы можем испытать,

Лишь стоит к Филчу нам попасть.

А, в общем, слово не бог весть —

У Дедушки Мороза есть!

Вороний крик — начало слова,

А после — предложенье взять,

И эта ж часть нашей основы

Предлогом может побывать.

Последний слог бывает в море,

Известней всех девятым стал.

А если части три все в сборе,

Тогда веселье, праздник, бал!

Вот слово с номером один —

Он есть английский господин.

Хоть не усат, мотай на ус:

Второе слово здесь — союз.

А слово третье — личное,

Приятное, отличное.

Самовлюбленным нравится

И первым всюду ставится.

А все словечко — то, что враз

Объединяет вместе нас,

Чтобы собраться, посидеть

И, не мешая, посмотреть.

Начало слова — это звук,

Который возникает,

Когда мы радуемся и

Ладошки сотрясаем.

Вторая часть — оружие,

Что в веке не двадцатом

Использовалось, ранее,

А нынче экспонатом

Все слово — это громкий,

Веселый атрибут,

Который все на праздники

Берут и там, и тут.

Слог первый — в своем деле дока,

А также летчик первоклассный.

Вокруг второго всегда склока,

Ведь символ власти он прекрасный.

С него владеньем управляют,

Успех сулит, коль снам поверить.

Часть третью люди применяют,

Сопротивленье чтоб измерить.

В конце две гласные идут:

Союз, соединивший всех и вся,

А также гласная, которую найдут,

Когда захочется сказать им про себя.

Соединив все части, получаем

Предмет, который здесь мы изучаем.

Но самое интересное, особенно для смышленых ребят — не загадывание и отгадывание шарад, а их составление. Используя познавательные интересы младших школьников, учитель может организовать игру.

Игры с разгадыванием и составлением шарад могут быть самыми разнообразными. Например, можно заранее предложить нескольким микрогруппам (командам) учеников найти в словаре 5-6 слов, которые можно разделить на части, равные самостоятельным словам. Во время игры (на любом уроке в качестве разминки-отдыха или на переменке) команды будут коллективно сочинять шарады и по очереди загадывать их соперникам. На отгадывание — 30 секунд. За каждый правильный ответ — 1 очко, за ошибку или опоздание 1 очко снимается. К примеру, выбрано слово «ясень». Из него может получиться шарада: «Первое — местоимение, второе — прохлада, целое — дерево».

Другой вариант игры — составление шарад по карточкам , на которых написаны различные слоги. В данной игре мини-группам (командам) или индивидуально шарады нужно будет складывать из уже имеющихся частей. Для этого варианта игры учителю необходимо заранее приготовить одинаковые комплекты карточек с написанными частями шарад, которые потом надо будет вручить каждому участнику или каждой команде. За одну минуту участники игры должны составить из имеющихся частей слова. Примеры составных частей шарад (карточек):

1. Кит, след, ель, опыт, пас, пар, порт, ус, кипа, пол, рис, оса, куль, вес, тура, точка, газ, док, ель, лад, сено, мышь, вал, як, яр, марка.

Ответы при этом могут получиться следующими: китель, следопыт, паспорт, парус, кипарис, культура, весточка, газель, доклад, сеновал, мышьяк, ярмарка, полоса.

2. Хор, ре, пас, форт, граф, яр, культ, трак, бой, тюль, чан, галс, тук, кол, ель, кара, тир, го, кость, марка, пара, овод, ком, пан.

Возможные варианты ответов (слов): яркость, гобой, колчан, трактир, каракуль, параграф, тюльпан, хоровод, компас, фортель, ремарка, галстук.

3. Ар, aт, кар, лот, ом, па, пи, сон, тик, тис, тол, тон.

Возможные варианты ответов (слов): арат, омар, папа, питон, пилот, аттик, толпа, карат, сонар, картон, аромат, патиссон.

Еще интереснее шараду не произносить, а изобразить в виде сценки. Потребуется богатая фантазия и смекалка для изображения предметов. Но сколько восторга и положительных эмоций!

Приведем несколько слов, из которых легко составить шарады:

Балалайка, бормотать, борода, виноград, домино;

Иволга, колбаса, капуста, Крылов, кулак, осина;

Панорама, повесть, портной, посуда, разговор, семья;

Собака, сорока, температура, треска, урок, укол, чайка;

Частушка, чертеж, ябеда, якорь.

А это примеры более сложных слов для составления шарад:

Бараночник (баран-очник), воздуховод (воз-дух- овод);

Голодранец (голод-ранец), долгострой (долг-острой);

Компаратор (ком-пара-тор), настроение (настроение);

Постельник (пост-ельник), штукатурка (штука - турка);

Байдарочник (бай-дар-очник), сквернослов (сквер-нос-лов);

Тарабарщина (тара-барщина), футуролог (футуролог);

Концентрация (кон-цент-рация), судостроение (суд-ост-роение);

Баржестроение (бар-жест-роение), метростроение (метр-ост-роение).

Одним из популярных видов шарад является составление новых слов , в которых обязательно должно присутствовать первоначально заданное слово. Составлением подобных шарад можно заняться на любом уроке в качестве разминки-отдыха.

1. К заданному слову прибавьте любое иное слово и получите новое. Например, какие новые слова можно получить из слова «кол», приставив к нему самостоятельные слова? (Кол — лекция, кость, ода, чан. Новые слова: коллекция, колкость, колода, колчан).

2. Приставьте к заданному слову любые самостоятельные слова и получите совершенно новое, окончанием которого будет первоначально заданное слово. Например, какие новые слова можно получить из слова «ель», поставив перед ним самостоятельные слова? (Гриф, кит, пост, пуд, штаб — ель. Новые слова: грифель, китель, постель, пудель, штабель).

3. Приставляя любые слова, приставки или союзы спереди или позади слов «кот» или «пес», составьте цепочку новых слов. У кого это получится быстрее? Кто больше составит слов, в которых обязательно должны уместиться слова «кот» или «пес»? (Котел, икота, скотч, рокот, цокот, песец, песня, песок, спесь, локоть, мякоть, бойкот, клокот, пестик, супесь, герпес, котелок, котлета, котомка, коттедж, скотина, никотин, щекотка, мелкота, слякоть, стрекот, пескарь).

4. Кто больше вспомнит слов, оканчивающихся на «мя»? (Имя, вымя, семя, темя, бремя, время, знамя, пламя, племя, стремя и т. д.).

5. Кто больше и быстрее придумает слова, которые бы служили окончанием первого слова и началом второго. Например: ме (...) олад. Ответ: шок. Варианты слов: по (ток) арь; беге (мот) ор; пи (лот) ок; вам (пир) амида; го (бой) кот; разго (вор) от; на (род) дина; ку (ма) ма; на (гар) аж; при (вет) ка; про (бел) ка; при (ступ) а; при (кол) ос; ком (пас) порт; им (порт) тик; у (гар) аж.

«Как развивать и обучать ребенка без капризов?» - вопрос, который волнует всех родителей. Наши детки такие непоседы, и привлечь их к учебе задача не из легких. Выход есть! Сегодня все большую популярность набирают развивающие игры. С одной из таких игр мы познакомимся сегодня. Представляем вашему вниманию: Анаграмма.

Что такое анаграмма?

Анаграмма – литературный прием, который заключается в перестановке букв исходного слова, в результате чего получается другое слово. Например: «зола-лоза», «насос-сосна», «банка-кабан», «мать-тьма». Анаграмма бывает в форме стихов:

«Аз есмь строка, живу я, мерой остр.

За семь морей ростка и вижу рост.

Я в мире – сирота.

Я в Риме – Ариост.»

Дмитрий Авалиани

Может быть и в форме загадки:

Найдешь меня в своем саду,

Цветок тебе знакомый я.

Но буквы поменяв во мне,

Узнаешь милое животное.

(пион-пони).

Для занятий с детьми младших классов также используют метод «запутывания букв» в слове. Например: «ормакша-ромашка», «умска-сумка», «аргтан-гранат».

Эта увлекательная игра поможет вашему ребенку:

  • Развить абстрактное мышление
  • Расширить словарный запас
  • Развить навыки фонематического анализа слов
  • Улучшить память, слуховое и зрительное внимание
  • Привить интерес к чтению

Готовимся к игре

Прежде чем приступить к занятиям, ребенка надо подготовить. Объясните основные моменты:

  • Убедитесь, что ребенок понимает термин «слово», как сочетание звуков, имеющих определенный смысл.
  • Научите ребенка различать разные части речи. В анаграммах обычно используют существительное.
  • Проверьте понимание смыслового ряда.

По качествам и свойствам.

Например: оранжевый, круглый, сладкий (апельсин)

мокрая, скользкая, серебристая (рыба)

По группировке понятий.

Например: Какой предмет лишний и почему? (лейка, тяпка, лопата, мяч)

назови одним словом? (ромашка, пион, роза, ландыш)

дополни смысловой ряд (штаны, рубашка, носки...)

  • Убедитесь, что ребенок может читать слова в обратном порядке.

Как играть в анаграмму?

Приступим к практике. Для наглядности занятий с младшими школьниками можно подготовить специальные карточки. Разлинуйте лист на квадраты. Заранее придумайте слова, впишите каждую букву слова в свой квадрат. Затем разделите слова на буквы, и предложите ребенку составить анаграмму. Для начинающих игроков сделайте небольшую подсказку - укажите первую и последнюю буку слова.

Крепко освоив игры с карточками, можно переходить к анаграммам в уме. Без визуализации слова задача усложняется, поэтому данный способ скорее подойдет для учеников средних и старших классов.

Со временем усложняйте задачки и пробуйте разные формы занятий с Анаграммой. Стихи, загадки, слова-перевертыши - эта увлекательная игра никогда не надоест. В нее с удовольствием могут играть не только дети, но и взрослые. Она поможет вам разнообразить досуг и обучить ребенка полезным навыкам. И все это в легкой и доступной форме. Проводите время с пользой и учитесь играя.

Видео: «Анаграммы и работа с образами для развития скорочтения. Гузель Абдулова»

Развивать чувствительность детей к слову можно разными способами. Нас будет интересовать не часто применяемый с дошкольниками способ – анаграммы.

Эта словесная игра подойдёт для ребят, имеющих элементарные навыки чтения.

Анаграммы – интеллектуальная забава, известная во многих языках, пришла из античной древности.

В наше время применяются в тестах интеллекта (задания английского психолога, профессора Г. Айзенка).

Лучше всего с их помощью выявляется эрудированность человека, богатство его словарного запаса. Ведь невозможно найти решение анаграммы, не зная слова, в которое она превратится.

Анаграмма выглядит так. Имеется исходное слово или некий набор букв. Мы его как-то трансформируем и получаем другое слово.

Анаграммы для детей

Как применить такую словесную игру в работе с дошкольниками? Есть отличная книжка на эту тему «Учись читать, малыш!» Но нам она не подходит, поскольку составлена для школьников. Даже не каждому современному первокласснику анаграммы из книжки по плечу. Нам пришлось составлять более простые задания.

Составление анаграмм

Как составить анаграмму? Очень просто: переставьте буквы в слове и получите искомое. Начинаем с простых трёхбуквенных слов. По мере освоения игры количество букв увеличивается.

Слово задом наперёд

Вариант 1

Инструкция. Прочитай слово ТОК. Это хитрое словечко. Если прочитать его наоборот, получится другое слово – КОТ

Примеры: ТОК – КОТ, НОС – СОН, СЕЛ – ЛЕС, КАР – РАК

То есть было одно осмысленное слово, стало другое, тоже понятное. Но таких слов немного. Проще взять набор букв, превращающийся при прочтении справа налево в понятное слово: РГИТ – ТИГР.

Вариант 2

Набор букв наоборот

Примеры: ХОМ – МОХ, АВИ – ИВА, ШУД – ДУШ, РАШ – ШАР, ТИЩ – ЩИТ, АХУ – УХА

Игра «Разведчики»

Для поддержания интереса организуем игру в разведчиков. Для игры привлекаем как минимум двоих детей. Один зашифровывает слова, другой расшифровывает.

Инструкция шифровальщику. Надо передать секретное сообщение. Чтобы неприятель не узнал секрет, его надо зашифровать – написать слова наоборот.

Даются напечатанные крупным шрифтом слова. Шифровальщик на отдельном листочке пишет их наоборот, располагая в столбик.

Пример: ДУБ, СОК, БОК, ШАГ, ЛЕВ, СУП, КИТ, ЧАЙ, ЛУЧ, ДОМ

Обязательно следует проверить, все ли буквы на месте, так как дошколята частенько с вниманием не дружат и что-нибудь пропускают или пишут лишнее. Мы сперва считаем буквы. Сошлось количество – работаем дальше. Не сошлось – проверяем побуквенно.

Инструкция дешифратору. Смотри, тут какие-то непонятные слова. Они зашифрованы. Чтобы расшифровать, надо прочитать эти буквы справа налево.

Пример: БУД, КОС, КОБ, ГАШ, ВЕЛ, ПУС, ТИК, ЙАЧ, ЧУЛ, МОД

Расшифрованные слова пишутся рядом с шифром.

Меняем буквы местами

Поменять в слове буквы местами – следующая ступенька решения анаграмм для детей. Есть словечко ТИГР. Меняем местами И и Г – получается ТГИР.

Здесь тоже можно поиграть в разведчиков. С ролью шифровальщика вполне справится кто-нибудь из взрослых.

Инструкция. В слове две буквы поменялись местами. Получилось нечто непонятное. Найди эти буквы, верни на место и напиши правильное слово.

Пример: ХЕЛБ, ТЕЛПО, ВЕЕТР, ГОРЗА

Прочти слова и найди лишнее.

Это усложнение предыдущей игры. Читающим ребятам-дошкольникам будет маловато просто разгадать анаграмму. Разгадку следует обязательно записать, чтобы не забыть. Во всяком случае поначалу. И из записанных слов выбрать лишнее. Объяснить, почему оно к остальным не подходит.

Пример: ТГИР, ЛВЕ, СОЛН, ТУЛФИ

Разгадка: ТИГР, ЛЕВ, СЛОН, ТУФЛИ.

Объяснение: лишнее слова ТУФЛИ, потому что это обувь, а все остальные животные.

Примерно так.

Материал удобно расположить в табличке таким образом, чтобы справа оставалось место для записи расшифровки анаграммы.

Тренируйтесь и становитесь умнее! Любите родной язык. Сайт Нестандартные дети желает успехов.